Научная статья на тему 'Международное технологическое сотрудничество в энергетике'

Международное технологическое сотрудничество в энергетике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2965
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МНОГОСТОРОННЕЕ И ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / INTERNATIONAL COOPERATION / ENERGY TECHNOLOGIES / MULTILATERAL AND BILATERAL COOPERATION / ENERGY RESOURCES / ANTI-RUSSIAN SANCTIONS / ROADMAP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жизнин Станислав Захарович, Тимохов Владимир Михайлович

Международное сотрудничество в сфере энергетики зародилось в начале ХХ века и в настоящее время характеризуется многообразием форм и проблем, появляющихся в обществе на различных стадиях его развития. Наиболее распространенным и многообещающим для нашей страны является международное сотрудничество в технологической сфере энергетики. Именно технологическое сотрудничество превратилось в важнейшую сферу научно-технического и экономического обмена между странами. В настоящей статье анализируются формы и возможности международного сотрудничества в энергетической сфере.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nternational cooperation in the energy sector began in the early twentieth century and is now characterized by a variety of forms and problems emerging in society at different stages of its development. The most widespread and promising for our country is international cooperation in the field of energy technology. That technological cooperation has become an important field of scientific, technical and economic exchanges between the two countries. This article analyzes the forms and possibilities of international cooperation in the energy sector.

Текст научной работы на тему «Международное технологическое сотрудничество в энергетике»

Жизнин С.З., Тимохов В.М. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЭНЕРГЕТИКЕ

Аннотация. Международное сотрудничество в сфере энергетики зародилось в начале ХХ века и в настоящее время характеризуется многообразием форм и проблем, появляющихся в обществе на различных стадиях его развития. Наиболее распространенным и многообещающим для нашей страны является международное сотрудничество в технологической сфере энергетики. Именно технологическое сотрудничество превратилось в важнейшую сферу научно-технического и экономического обмена между странами. В настоящей статье анализируются формы и возможности международного сотрудничества в энергетической сфере.

Ключевые слова. Международное сотрудничество, энергетические технологии, многостороннее и двустороннее сотрудничество, энергетические ресурсы, антироссийские санкции, дорожная карта.

Zhiznin S.Z., Timokhov V.M. INTERNATIONAL TECHNOLOGY COOPERATION IN POWER INDUSTRY

Abstract. International cooperation in the energy sector began in the early twentieth century and is now characterized by a variety of forms and problems emerging in society at different stages of its development. The most widespread and promising for our country is international cooperation in the field of energy technology. That technological cooperation has become an important field of scientific, technical and economic exchanges between the two countries. This article analyzes the forms and possibilities of international cooperation in the energy sector.

Keywords. International cooperation, energy technologies, multilateral and bilateral cooperation, energy resources, anti-Russian sanctions, roadmap.

Бурный экономический рост многих стран и некоторых регионов в начале ХХ века, тяжелейшие военно-политические конфликты между некоторыми государствами из-за доступа к сырьевым энергетическим ресурсам поставили энергетическую отрасль в ряд важнейших геополитических факторов развития человечества.

Впервые международное сотрудничество в сфере энергетики появилось после окончания Первой мировой войны (1921 г.) в виде международных специализированных организаций. Это - Совет больших электрических систем и Мировой энергетический совет. Эти две крупнейшие всемирные организации функционируют до настоящего времени в виде различных сетей учёных, инженеров, технологов и экономистов, связанных с энергетикой. Они оказали и продолжают оказывать своё исключительно важное и положительное влияние на формирование путей развития мировой энергетики в направлениях, полностью соответствующих условиям устойчивого энергетического развития мирового сообщества [1].

ГРНТИ 06.56.21

© Жизнин С.З., Тимохов В.М., 2017

Станислав Захарович Жизнин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международных проблем топливно-энергетического комплекса МИЭП МГИМО (У) МИД РФ, президент Центра энергетической дипломатии и геополитики (г. Москва).

Владимир Михайлович Тимохов - кандидат физико-математических наук, исполнительный директор Центра энергетической дипломатии и геополитики (г. Москва).

Контактные данные для связи с авторами (Тимохов В.М.): 119019, Москва, Гоголевский б-р, 17 (Russia, Moscow, Gogolevsky b., 17). Тел.: +7 985 417 1984. E-mail: vl.timokhov@gmail.com.

Широкомасштабное энергетическое сотрудничество на межгосударственной основе развернулось после 2-ой мировой войны. В 1951 году было образовано Европейское сообщество угля и стали, а в 1957 году - Европейское сообщество по использованию атомной энергии. Вместе с Европейским экономическим сообществом в 1958 г. они стали основой создания организации под названием «Европейские сообщества», которая, в 1993 году преобразовалась в Европейский Союз (ЕС).

Следующий этап развития международного сотрудничества - это создание и становление Организации Объединённых Наций (ООН) и её системы специализированных учреждений. ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) уже в 1954 году разработала широкомасштабную программу по углубленному изучению природных, в том числе энергетических, ресурсов и начала ее реализовывать. В засушливых частях земного шара были даны научно обоснованные рекомендации по практическому использованию энергии солнца и ветра. Эта программа выполнялась более десяти лет, она явилась первым примером активного международного сотрудничества в решении научно-технических проблем, связанных с использованием возобновляемых источников энергии.

Примерно в это же время началось интенсивное сотрудничество, направленное на выполнение условий устойчивого энергетического развития. Эти условия должны быть выполнены к 2030 году. Они включают: повышение энергоэффективности мировой экономики на 40%; резкое сокращение энергетической бедности во всех ее формах и обеспечение повсеместного доступа к современным видам энергии и энергетическим услугам. Условия устойчивого энергетического развития включены в Задачи развития тысячелетия (Millennium Development Goals, MDGs), они служат основными ориентирами международного и регионального сотрудничества в области энергетики.

Также в это время началось сотрудничество по мирному использованию атомной энергии, что привело мировое сообщество к созданию специализированных международных структур, ответственных за развитие ядерной энергетики. Это: Европейский совет ядерных исследований (the European Nuclear Research Council, CERN) в 1952 г., который в дальнейшем был переименован в Европейский центр ядерных исследований; Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в 1956 году.

В 1954 г. было основано Международное общество по использованию солнечной энергии (the International Solar Energy Society, ISES, https://ises.org) - первая международная неправительственная организация, которая полностью направлена на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). До настоящего времени она является важной организацией развития международного сотрудничества в области возобновляемой энергетики.

В 1960 году в мире появилась новая форма международного энергетического сотрудничества -межправительственные организации стран - производителей энергоносителей. Прежде всего, это ОПЕК - Организация стран экспортеров нефти (Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC), которая оказывала и продолжает оказывать очень важное влияние на нефтяные рынки и на формирование цен, как на нефть, так и на энергию в целом. Неблагоприятная энергетическая ситуация 1970-х годов привела к новому подъему международного сотрудничества. Оно охватывало области, связанные с разработкой и внедрением в практику энергоэффективных технологий, использованием новых и нетрадиционных источников энергии, а также прогнозированием развития топливно-энергетических комплексов на национальном, региональном и глобальном уровнях.

В этот период появились новые межправительственные структуры, призванные решить проблемы, принесённые энергетическим кризисом, а также предотвращать возникновение подобных ситуаций в будущем. В 1974 г. было создано МЭА - Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA). МЭА - автономная межправительственная организация, тесно связанная с Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development) или сокращенно ОЭСР (OECD). В настоящее время МЭА является одной из самых влиятельных аналитических организаций в сфере энергетики, к мнению которой прислушивается всё международное энергетическое сообщество.

Энергетический кризис середины 1970-х годов активизировал действия ООН в области расширенного использования ВИЭ и поиска альтернативных источников энергии. За последнее годы значительно расширился круг различного рода правительственных и неправительственных организаций, участвующих в международном сотрудничестве в различных отраслях энергетики. Оно превратилось в важнейшую сферу научно-технического и экономического обмена между странами. Предметами этого обмена являются энергетические ресурсы, энергетические технологии, научно-технические зна-

ния и квалифицированные специалисты. Рассмотрим два ключевых вида технологического сотрудничества в сфере энергетики.

1. Многостороннее международное сотрудничество в сфере энергетических технологий.

Многочисленные проекты в рассматриваемой сфере реализуются под эгидой МЭА. Этот вид сотрудничества достаточно широко развивается в агентстве. Его суть заключается в следующем [2]. Государства или компании, заинтересованные в развитии энергетических технологий, совместно с МЭА проводят исследования, испытывают их и внедряют в промышленность. Программа сотрудничества в сфере энергетических технологи включает исследования по следующим направлениям: ископаемое топливо (разведка месторождений, добыча, транспортировка и т.д.), эффективное конечное использование энергии, термоядерный синтез, электроэнергетика и методика оценки технологий.

Программа включает следующие этапы: (1) исследование, (2) развитие, (3) демонстрация и (4) внедрение; кратко - ИРДВ-программа. Она позволяет снизить затраты и меньше дублировать усилия; реализовывать наиболее крупные проекты; осуществлять более полный обмен информацией и развитие связей; развивать взаимоотношения между странами, как входящими, так и не входящими в МЭА; развивать взаимоотношения между исследовательским, промышленным и административным секторами; осуществлять ускоренное развитие и внедрение технологий; унифицировать технические стандарты.

Чтобы стимулировать и развивать сотрудничество в сфере технологий, МЭА создало юридические контракты (Рабочие соглашения) и систему стандартных правил и положений. Такая структура дает возможность заинтересованным странам, входящим и не входящим в МЭА и другим организациям, объединить ресурсы и способствовать разработке и внедрению отдельных технологий. Данная система международного технологического сотрудничества действует в МЭА свыше 30 лет и является базовой основой новых и усовершенствованных энергетических технологий.

Стратегия каждого Рабочего соглашения должна соответствовать общим целям МЭА. Этими целями являются: энергетическая безопасность, защита окружающей среды и экономическое развитие. Результаты выполнения работ в рамках Рабочих соглашений включают оценку технологий, технико-экономические обоснования, оценку воздействия на окружающую среду, рыночный анализ, выводы для экономической политики; исследовательские проекты, как на уровне лабораторий, так и на уровне пилотных установок; информационный обмен в области программ, политики, приоритетов финансирования, исследований, моделирования; распространение результатов и приобретённого опыта.

С целью объективного информирования и консультирования руководителей, принимающих решения по вопросам политики в области энергетических технологий в различных странах мира, в 2001 году МЭА создало проект «Перспективы энергетических технологий». Основным итогом работы этого проекта является публикация отчетов «Перспективы энергетических технологий», которые выпускается раз в два года. Последний выпуск «Перспектив» вышел в 2016 году [3]. В нем исследуются пути достижения сбалансированного энергетического будущего, в котором политическая поддержка и технологические решения будут основываться на экономической ситуации, энергетической безопасности и экологических факторах.

Исходя из понимания того, что электрическая энергия будет становиться все более важным вектором развития будущих энергетических систем, «Перспективы развития энергетических технологий 2016» включают в себя всесторонний анализ мероприятий, необходимых для поддержки развития устойчивых вариантов выработки электроэнергии, ее распределения и потребления. Выпуски «Перспектив энергетических технологий» стали самой успешной публикацией МЭА, а их результаты используются на межправительственных обсуждениях стран в области энергетических технологий.

Потенциально перспективными областями международного сотрудничества являются: «чистые угольные технологии» и технологии эффективного сжигания угля; улавливание и захоронение углекислого газа; технологии использования возобновляемых источников энергии; оптимизации электроснабжения; новые технологии и новые виды топлива для транспорта; водородные технологии; анализ и прогноз сценариев развития. Сегодня многие из наиболее перспективных низкоуглеродных технологий стоят намного дороже существующих технологий на основе ископаемого топлива. Снизить их

стоимость можно лишь путем освоения ИРДВ-программ, после реализации которых технологии станут рентабельными.

Еще одним эффективным инструментом в рассматриваемой области являются Дорожные карты. Для решения глобальных проблем, связанных с энергетической безопасностью, изменениями климата и экономическим развитием (цели МЭА) Агентство разработало технологические дорожные карты, которые бы содействовали развитию инновационных энергетических технологий. К ним относятся, в частности, энергетические технологии с низкими выбросами углерода. Для этих технологий с 2006 г. МЭА начало работу над серией дорожных карт.

Дорожные карты определят приоритетные направления по развитию и внедрению технологий, которые будут содействовать достижению указанных выше международных целей для правительств, промышленности, финансовых партнеров и гражданского общества. Каждая дорожная карта содержит этапы развития технологий, согласованные на международном уровне, описывает необходимую нормативно-правовую базу, инвестиционные нужды, участие общественности и международное сотрудничество. На данный момент МЭА активно работает над дорожными картами: биотопливо, энергоэффективные здания (системы отопления и охлаждения); ядерная энергетика; рациональные электросети. Конечная цель сотрудничества - содействовать развитию и освоению ключевых технологий, которые позволят достичь 50% сокращения выбросов углекислого газа в энергетике к 2050 г.

Министерство энергетики Российской Федерации планировало совместно с МЭА стимулировать активное участие соответствующих российских организаций в сети научно-исследовательских групп МЭА по энергетическим технологиям. Решение о членстве в Рабочих соглашениях будет выноситься исполнительными комитетами самих Рабочих соглашений [4]. Между Минэнерго России и МЭА подписан ряд документов о сотрудничестве, но в настоящее время оно «забуксовало» из-за санкций в отношении России. Тем не менее МЭА, в соответствии с достигнутой договоренностью с Правительством РФ 2012 года о подготовке Международным энергетическим агентством детального обзора энергетической политики России, выполнило эту программу и в июне 2014 года (в период санкций) представило обзор энергетической политики России, который стал важным документом, содержащим комплексный анализ российской энергетической политики с выводами и рекомендациями МЭА.

Основные положения обзора представлены в [4]. В нем МЭА проанализировало стоящие перед Россией в области энергетической политики задачи, представило критические замечания на ситуацию в стране, предложило некоторые рекомендации для дальнейшего совершенствования этой политики в сфере энергетики. Основная цель обзора - способствовать движению страны в направлении более устойчивого энергетического будущего путем реформ и международного технологического сотрудничества. В значительной мере это окажет влияние на мнение мирового сообщества по затронутым в обзоре вопросам, на имидж России на мировом энергетическом рынке и, что очень важно для страны, ее инвестиционную привлекательность.

Анализ указанного и иных документов позволяет сделать вывод, что участие России в международном многостороннем энергетическом сотрудничестве основным приоритетом имеет модернизацию ТЭК. В условиях коренных изменений, происшедших в последнее время в мировой энергетике, появления новых угроз, нарушающих стабильность энергетических рынков, Россия последовательно выступает за создание новой архитектуры энергетической безопасности, проводит активную внешнюю энергетическую политику по вопросам ее обеспечения. В первую очередь, это деятельность России в ООН и ее институтах (ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ЮНИДО и др.), ее сотрудничество с международными организациями глобального (ОПЕК, МЭА, ФСЭГ, МЭФ) и регионального (ЕС, АТЭС, ШОС, БРИКС) уровней, ТНК. Эти организации и компании большое внимание уделяют международным проблемам энергетики, в т.ч. развитию сотрудничества в области энергетических технологий. Более подробно об этом сказано в [5, с. 47].

Россия обладает самой мощной в мире ресурсно-сырьевой базой, уникальным географическим положением, заметным промышленным энергетическим потенциалом. Она является также одним из крупнейших мировых экспортеров углеводородного сырья, поэтому от системной надежности и технологического состояния российского ТЭК во многом зависят стабильность и безопасность энергоснабжения на глобальном и региональном уровнях. У России, помимо ресурсно-сырьевой базы, име-

ются достаточно мощная промышленная инфраструктура и интеллектуальный потенциал. От их развития в значительной мере зависит укрепление экономических и геополитических позиций страны в мире. Россия проводит активную внешнюю энергетическую политику по вопросам международной энергетической безопасности.

В то же время, во всех отраслях ТЭК, энергоемких секторах промышленности России (машиностроение, транспорт, металлургия, строительство и др.) и ЖКХ остро стоит вопрос замены или модернизации устаревшего оборудования [6]. Модернизация основных отраслей экономики с упором на кардинальное улучшение ее энергоэффективности, энергосбережения и снижение энергоемкости, является одним из основных приоритетов экономической политики России.

Топливно-энергетический комплекс современной России достаточно сильно интегрирован в мировую энергетику. Его продукция имеет рыночную стоимость, которая в значительной степени зависит от мировых цен на нефть, газ, уголь и электроэнергию, что требует оснащения российского ТЭК самыми передовыми энергетическими технологиями. Модернизация существующих производственных предприятий и создание новых, организация производства энергетического оборудования требует решения проблемы кадров. Особенно необходима подготовка квалифицированных рабочих, инженеров и других специалистов применительно к производству и в условиях разрушенной советской системы подготовки на базе прежних ПТУ, техникумов, институтов.

Для выполнения таких задач потребуются огромные средства, как государственные, так и частные, поэтому нужно создавать условия, чтобы не только государство, но и бизнес (крупный, средний и малый) оказались заинтересованы в проведении соответствующих преобразований и реформ. Прежде всего, это налаживание международного энергетического сотрудничества с активным участием российских компаний, а также разработка эффективных организационно-правовых механизмов государственно-частного партнерства [7, с. 28; 8, с. 31].

Зарубежный опыт высокоразвитых стран показывает правильность данного пути. Представляет интерес опыт США, где после энергетического кризиса середины 1970-х гг. была разработана и реализована Федеральная программа «Независимость» по развитию энергетических технологий во всех отраслях ТЭК [7, с. 28]. Принятая Б. Обамой энергетическая стратегия США нацелена на дальнейшее развитие инноваций и технологическое лидерство в сфере современных энергетических технологий [9]. Как результат - освоение технологий добычи нефти и газа из сланцевых месторождений в промышленном масштабе, что позволило США, начиная с 2009 г., выйти на первое место в мире по добыче природного газа, значительно увеличить объемы добычи сланцевой нефти и уменьшить, таким образом, ее импорт.

Хороший опыт разработки и реализации крупномасштабных программ в сфере модернизации ТЭК и связанных с ним отраслей, особенно в отношении экономических и правовых механизмов государственно-частного партнерства, накоплен в ЕС, Японии, Китае и Южной Корее. Особый интерес вызывает опыт ресурсных стран (Австралия, Канада, Норвегия), где за счет нефте- и уг-ледолларов налажено производство современного энергетического оборудования, которое пользуется спросом на мировом рынке. С некоторыми из этих стран у нас налажены тесные партнерские взаимоотношения.

Реальное государственно-частное партнерство может внести значительный вклад в решение поставленных руководством страны задач по модернизации энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей российской экономики, но первым шагом для его реализации является организация международного сотрудничества в сфере энергетических технологий с учетом интересов российского бизнеса, что особенно актуально в настоящее время, в условиях антироссийских санкций.

2. Двустороннее сотрудничество.

2.1. Россия-ЕС. Европейские поставщики технологий и производители оборудования играют серьезную роль на российском энергетическом рынке и находятся в постоянном контакте со своими российскими партнерами - компаниями энергетического сектора, работающими в различных областях: от производства возобновляемых источников энергии до ядерной энергетики [10]. Однако, в 2014 г., в связи с событиями на Украине, ЕС ввел санкции против России. Экономические секторальные санкции ЕС в отношении РФ включают ограничения в сфере кредитования ключе-

вых российских госбанков, оборонных предприятий и предприятий нефтепромышленности, военных технологий и технологий двойного назначения, а также высокотехнологического оборудования и технологий для нефтедобычи. Ограничительные меры ЕС не коснулись российской газовой промышленности. В декабре 2016 г. эти санкции были продлены на полгода, поэтому Энергодиалог Россия-ЕС, в рамках которого было намечено расширение сотрудничества в области энергетических технологий, по сути, «забуксовал».

2.2. Россия-Норвегия. Норвегия и Россия являются стратегическими партнёрами в энергетической сфере. Страны имеют общие сферы дальнейшего развития, это исследование Арктики в интересах России и Норвегии, сотрудничество в сфере энергетических технологий разработки добычи энергетических ресурсов на шельфе, в которых Норвегия занимает ведущее место в мире. Однако, в настоящее время, в связи с поддержкой Норвегией санкций в отношении России, двустороннее сотрудничество в сфере энергетических технологий затруднено. Следует отметить, что Норвегия рассматривает Россию в качестве выгодного партнера размещения своих инвестиций, а также для использования мощного российского ресурсно-сырьевого потенциала после 2020 г., когда норвежские запасы могут истощиться. Россия и Норвегия являются конкурентами на европейском рынке газа [11].

2.3. Россия-США. США обладают значительным научно-технологическим потенциалом и имеют огромные возможности для инвестирования в российский ТЭК. Ведущие транснациональные корпорации энергетического профиля имеют американское происхождение. Они располагают крупными финансовыми и технологическими ресурсами, деловым опытом и занимают влиятельные позиции на мировых рынках энергоресурсов и оборудования [12, 13].

В 2014 году, в связи с событиями на Украине, в отношениях между Россией и США произошел самый серьезный за последние 30 лет кризис. Западные страны во главе с США наложили на Россию санкции в отраслях энергетики. В международных делах страну стараются исключить из системы принятия решений и изолировать. Возможен официальный возврат к стратегии сдерживания России. В экономическом плане, сегодняшние санкции в отношении России направлены на истощение и изматывание страны. В энергетическом секторе санкциям подверглись Газпром, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, Транснефть и ряд других компаний. Происходит закрытие доступа к высоким технологиям для России, финансовая блокада. Эти меры затрагивают не только технологии военного и двойного назначения, но и технологии добычи нефти и газа на шельфе, кредитование российских банков на Западе. В стране начата открытая «русофобская» политика.

2.4. Россия-Китай. Китай - одна из крупнейших экономик мира. Страна занимает первое место в мире по использованию энергоресурсов и является вторым по величине импортером нефти после США. Активное энергетическое сотрудничество между странами произошло в последние годы, особенно после введения против России западных санкций. Стоит подчеркнуть совпадение взглядов обеих стран на целесообразность формирования прочного энергетического фундамента, на котором выстраивается долгосрочное стратегическое партнерство в политике и экономике. В долгосрочной перспективе Китай заинтересован в расширении сотрудничества с Россией.

Стремительно развивающийся энергетический рынок Китая представляет большой интерес для российских компаний как с точки зрения поставок энергоресурсов, так и оборудования, технологий и услуг. Реализация совместно с Китаем крупных энергетических проектов на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири, позволит России привлечь крупные зарубежные инвестиции, давая, таким образом, дополнительную возможность для развития не только отраслей ТЭК, но и социальной и транспортной инфраструктур в этих регионах [14, 15].

Двустороннее сотрудничество с Китаем имеет исключительно благоприятные географические преимущества. Сырьевые ресурсы России территориально приближены к Китаю, нет необходимости удлинять маршруты транспортировки энергоресурсов через третью страну, что позволяет существенно сэкономить финансовые средства. Россия и Китай уже добились крупных положительных результатов в энергетическом сотрудничестве. В 2013 году Китай импортировал из России 24,35 млн тонн сырой нефти, 27,28 млн тонн угля, 3,5 млрд киловатт-часов электроэнергии. Первая очередь Тянь-ваньской АЭС (1-й и 2-й энергоблоки), которая на сегодняшний день является крупнейшим проектом экономического и технического сотрудничества стран, уже запущена в эксплуатацию. Началось строительство второй очереди станции, 3-го и 4-го энергоблоков [16]. Это далеко не весь перечень достигнутых успехов.

2.5. Россия-Япония. Энергетический сектор Японии отличает высокий уровень энергоэффективности и энергосбережения. Энергоемкость в Японии - одна из самых низких в промышленно развитых странах, она на 40% ниже среднего показателя среди стран-членов МЭА. Основные направления долгосрочного сотрудничества между странами в области энергетики были подписаны в ноябре 2005 г. [17]. также значительное количество проектов в энергетике было подписано в декабре 2016 года в процессе визита Президента России Путина В.В. в Японию. Они включают все направления, связанные с разведкой, добычей, переработкой углеводородов, развитием и использованием высоких технологий в отраслях ТЭК. Было подписано 12 межправительственных и межведомственных документов, а также около 70 - между организациями [18].

Двустороннее сотрудничество России и Японии в энергетике в значительной степени определяет благоприятное развитие отношений между странами. Географическая близость и заинтересованность обеих сторон, богатый потенциал российского ТЭК и высокая потребность Японии в энергетических ресурсах - основополагающие факторы, которые делают данное сотрудничество крайне выгодным и своевременным. Важно, что, несмотря на давление США, Япония не вводила в полном объеме санкции против России, как другие западные страны.

В заключение отметим, что международное технологическое сотрудничество в энергетической сфере является важнейшей государственной задачей, от выполнения которой в значительной степени зависит дальнейшее развитие страны и успешная реализация действующего экономического курса. Введенные США и западными странами санкции, направленные на невозможность организации такого сотрудничества с Россией, оказались контрпродуктивными. В мире существуют страны и компании, для которых экономические интересы выше политических. С приходом к власти в США новой администрации таких стран, особенно в Европе, становится больше. России следует выстроить грамотную энергетическую политику, что является основной задачей ее энергетической дипломатии.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЮНЕСКО. Международное сотрудничество в области энергетики - важный фактор социально-экономического и культурного развития человечества // Энергетический вестник. 2013. № 15. С. 4-11.

2. Перспективы энергетических технологий 2006. Сценарии и стратегии до 2050 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wwf.ru/data/pub/climate/perspective_20x27-new.pdf (дата обращения 20.09.2016).

3. Energy Technology Perspectives 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: iea.org>Textbase/npsum/ ETP2016SUM.pdf (дата обращения 20.09.2016).

4. Россия-2014. Детальный обзор энергетической политики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rosenergo.gov.ru/mezhdunarodnoe_sotrudnichestvo/analitika_i_publikatsii (дата обращения 20.09.2016).

5. Жизнин С.З., Тимохов В.М. Технологические аспекты энергетической дипломатии России //Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 3 (48). С. 43-53.

6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://min-energo.gov.ru/aboutminen/energostrategy (дата обращения 20.09.2016).

7. Жизнин С.З., Тимохов В.М. Международная энергетическая безопасность и модернизация ТЭК России // Энергетическая политика. 2011. № 6. С. 21-29.

8. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия и модернизация ТЭК России // Международная жизнь. 2012. № 4. С. 15-32.

9. Дмитриев С.С. Энергетическая стратегия Обамы: опора на инновации и технологическое лидерство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2014/2014_033.pdf (дата обращения 20.10.2016).

10. Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://esco.co.ua/journal/industry/2013_5/art130.pdf (дата обращения 25.10.2016).

11. Роль и место экономики Норвегии в мировой экономике, перспективные области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/no/about_no/ved_no (дата обращения 25.10.2016).

12. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 2. С. 72-85

13. Российско-американские отношения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/rossijsko-amerikanskie-otnosenia (дата обращения 10.01. 2017).

14. Пан Чан Вэй. Структура потребления первичных топливно-энергоресурсов в Китае и перспектива сотрудничества России и Китая в газовой отрасли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sei.irk.ru/ symp2010/papers/RUS/S1-10r.pdf (дата обращения 25.10.2016).

15. Топливно-энергетический комплекс в Китае: проблемы и перспективы развития. Часть 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://my-china.ru/tek.html (дата обращения 25.10.2016).

16. Проекты Газпрома. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects (дата обращения 25.10.2016).

17. Japan's Ministry of Economy, Trade, and Industry: FY2013 Annual Report on Energy (Energy White Paper 2014). Outline, June 2014. 31 р.

18. Россия и Япония договорились о совместной хозяйственной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/19/reg-dfo/pervyj-za-11-let-vizit-putina-v-iaponiiu-proshel-s-bolshim-uspehom.html (дата обращения 21.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.