Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ВИДЫ ЭКСТРЕМИЗМА / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бургучева А.С.

В статье рассматривается международная нормативно-правовая база противодействия проявлениям экстремизма, приводится международный опыт сотрудничества в области предупреждения и борьбы с экстремистской деятельностью. Особое внимание уделяется межправительственной организации ООН. Автором делается акцент на том, что экстремизм является одним из наиболее опасных вызовов современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN PREVENTING AND COMBATING EXTREMISM: EXPERIENCES OF STATES AND INTERNATIONAL ORGANISATIONS

The article examines the international legal framework for countering manifestations of extremism, and provides international experience of cooperation in preventing and combating extremist activity. Particular attention is paid to the intergovernmental organization of the UN. The author emphasizes that extremism is one of the most dangerous challenges of our time.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Бургучева А.С.

Южно-Уральский технологический университет, г. Челябинск, Россия

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматривается международная нормативно-правовая база противодействия проявлениям экстремизма, приводится международный опыт сотрудничества в области предупреждения и борьбы с экстремистской деятельностью. Особое внимание уделяется межправительственной организации ООН. Автором делается акцент на том, что экстремизм является одним из наиболее опасных вызовов современности.

Ключевые слова: экстремизм, виды экстремизма, экстремистская деятельность, международное сотрудничество, профилактика экстремизма.

Burgucheva A.S.

The South Ural University of Technology, Chelyabinsk, Russia

INTERNATIONAL COOPERATION IN PREVENTING AND COMBATING EXTREMISM: EXPERIENCES OF STATES AND INTERNATIONAL ORGANISATIONS

Abstract. The article examines the international legal framework for countering manifestations of extremism, and provides international experience of cooperation in preventing and combating extremist activity. Particular attention is paid to the intergovernmental organization of the UN. The author emphasizes that extremism is one of the most dangerous challenges of our time.

Key words: extremism, types of extremism, extremist activity, international cooperation, prevention of extremism.

В современном мире проявление экстремизма является одной из актуальных проблем и под влиянием политической нестабильности приобретает трансграничный характер. Нынешняя ситуация обусловлена повышенной политической активностью различных организаций, общественных объединений и социальных групп. Широко распространены такие действия, как: оскорбление представителей власти, несанкционированные демонстрации, пикеты, шествия, захват заложников, политические убийства и деятельность различных террористических организаций. Экстремистские и террористические организации провозглашают свои позиции единственно верными и не признают другие, отказываются подчиняться международному праву.

Текущая обстановка в мире «все больше определяется глобальной политической нестабильностью, в которую мир перешел в результате эрозии Вестфальской системы. На фоне ее распада и хаотизации международных отношений происходит формирование нового миропорядка, основанного на принципах многополярности» [1]. Распространение экстремистской идеологии и идеологических течений является необходимой и закономерной реакцией на ныне существующие вызовы. Это особенно значимо в связи с тем, что, как показывает исторический опыт, экстремизм всегда воспринимался и будет восприниматься как угроза самому существованию государственности, благополучию и, прежде всего, жизни, правам, свободам и достоинству человека. Экстремизм проявляется во всех сферах общественной жизни, расшатывает политическую обстановку, способствует запугиванию и дестабилизации регионов, формирует экстремистские настроения в обществе и увеличивается во времени. Он стал фактором, трансформирующим политическую, экономическую и социальную структуру современного мира, предопределяющим его будущее. Современные кризисные явления в экономической и социальной сфере, характерные для многих стран мирового сообщества, провоцируют обострение экстремистских взглядов. На первый план за последние несколько лет вышли серьезные проблемы международного масштаба, такие как: локальные военные конфликты, затрагивающие соседние страны, международный экономический кризис, использование глобальной информационной сети «Интернет» для пропаганды взглядов экстремистски настроенных личностей и организаций. Как показывает практика, в условиях нарастания социальной напряженности экстремизм может стать дестабилизирующим фактором, особенно в системе международных отношений, а также мирного сотрудничества государств.

Развитие в мире явлений экстремизма и терроризма тесно связаны с обострением глобальных проблем, необходимостью их комплексного решения. Такая зависимость заставляет рассматривать экстремизм

в качестве одного из наиболее опасных проявлений преступности. Целесообразность противодействия деятельности, наносящей ущерб стабильности, безопасности и правопорядку, существует на всех континентах Земного шара. Ряд экстремистских и террористических организаций, стоя у своих истоков, зарекомендовали себя как крайне опасные и агрессивные. Они состоят из различных фракций, вступающих в группировки для решения собственных целей. В рамках посягательства на жизнь граждан свои действия они нередко основывают на религиозных принципах. Похищение людей, уничтожение имущества, взрывы в общественных местах, убийства или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разжигание межнациональной розни являются проявлениями экстремизма. В силу складывающихся обстоятельств эта угроза существует на международном уровне и затрагивает жизни миллионов людей.

Преступления, совершаемые экстремистами и террористами - это «акции» по ликвидации устоев мира, демократии, гуманизма, прав и свобод человека. Именно поэтому борьба с экстремизмом является одной из самых трудных задач мирового сообщества.

В последние годы РФ живет в условиях социальной напряженности и неопределенности. Нестабильный уровень материальной обеспеченности, резкое социальное расслоение, безработица, распад прежней системы ценностей - эти вопросы не только остаются нерешенными, но и обостряются. Жизненные перспективы, общечеловеческие ценности, достижение гражданского согласия, стабилизация внутреннего положения в стране подверглись деформации. Поведение граждан приобретает спонтанный характер, который перерастает в экстремистские настроения.

В РФ эта проблема усугубляется тем, что в последние годы заметно увеличилось количество лиц, прошедших через экстремистские группировки, а экстремистские тенденции стали проявляться в общественной жизни государства. Так, например, политолог Сергей Марков заявил, что ряд экстремистских группировок пытаются сфальсифицировать наблюдение за выборами [4].

В п. 3 ч. 1 ст. Шанхайской Конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» под экстремизмом понимается какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

В законодательстве РФ в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» также приводится определение экстремизма.

Чтобы успешно противостоять экстремизму и ограничивать его разрушительный потенциал, нужно уделять повышенное внимание всем его проявлениям. Существует множество различных экстремистских движений. Помимо традиционных видов - «левого» и «правого», различают следующие разновидности экстремистской деятельности: политическая; международная; религиозная; идеологическая; молодежная; экономическая; этническая; сексуальная; бытовая и др.

Мировой опыт в решении проблемы противодействия экстремизма показывает, что в настоящее время экстремистская преступность, имеет основу, подрывающую общественные отношения. Подходы к профилактике экстремистской деятельности, существующие по настоящий день, не приносят положительного результата.

В современных условиях государства проявляют особую бдительность и необходимость в тщательно организованной системе безопасности. Общей задачей государств является создание эффективной системы управления в области противодействия современным проявлениям экстремизма. Эта система позволит оперативно реагировать на развитие ситуаций, а правоохранительным органам эффективно и своевременно раскрывать преступления экстремистского характера. Для этого международному сообществу необходимо дополнить законодательную базу новыми инструментами, позволяющими эффективно противостоять любым проявлениям экстремизма.

В XXI веке экстремизм рискует стать одним из основных факторов угроз внутренней стабильности в обществе, а в последующем влиять и на международную безопасность государств.

«Страх и неуверенность - топливо для экстремистов. И перед грядущей зимой люди испытывают такую неуверенность, какую не испытывали давно. Смешение кризисов, таких как энергетический и коронавирусный, может привести к перенапряжению и дестабилизации демократии. Поэтому демократические партии должны проявлять четкую позицию, меньше спорить и приободрять граждан», -сказал Маркус Зедер [9].

Вопросы усиления экстремистских настроений характерны для всего мира, как для развитых, так и для развивающихся стран.

Великобритания - одна из стран, которая успешно борется с экстремизмом и терроризмом и имеет определенные наработки по предупреждению и профилактике этих явлений. Признано, что залогом успешной работы с молодежью в Великобритании является государственная и общественная поддержка структур, решающих проблемы молодых людей и способствующих их интеграции в общество, ориентация на многокультурное и толерантное общество, активная социальная и образовательная работа, психологическая поддержка, а также формирование позитивной идентичности и чувства единства с британским обществом. Большинство стран уже давно пришли к выводу, что борьбой с терроризмом должна заниматься отдельная

организация. Великобритания одной из первых пошла по этому пути, создав в 1941 году высокопрофессиональную контртеррористическую организацию - элитные силы специального назначения (САС). Почти все контртеррористические подразделения во всем мире следуют этой модели, которая завоевала хорошую репутацию на международном уровне. Кроме того, в Великобритании создано много программ, которые борются с экстремизмом. Например, программа «Muslim Youth Development Partnership» среди своих задач выделяет работу с молодежью через обучение, привлечение к волонтерской деятельности мусульманской молодежи. Несмотря на этническое, политическое, социальное и культурное разнообразие молодежи и тот факт, что многие из ведущих мировых радикальных исламистских организаций нашли убежище в Великобритании, в Великобритании относительно низкий уровень молодежного экстремизма по сравнению с другими европейскими странами.

В качестве немецких примеров успешной практики борьбы с экстремизмом можно выделить две инициативы: учебную программу «Анди» и практику «Инициатива ВЫХОД». С 2006 года Министерство внутренних дел в сотрудничестве с Министерством образования публикует серию юмористических комиксов под названием «Анди», чтобы помочь учителям объяснить последствия экстремистских идей. Сериал рассчитан на подростков от 12 до 18 лет. Он связан с повседневной жизнью и показывает примеры экстремизма в немецких школах. Комиксы подчеркивают важность демократического правового государства и предостерегают от символов и методов экстремистов.

В Италии для борьбы с экстремистской деятельностью используются специализированные методы расследования. Например, использование провокаторов, отсрочка ареста или ордера на арест с целью сбора как можно большего объема материалов для расследования.

Соединённые Штаты Америки также сталкиваются с повышенными угрозами со стороны экстремистских групп внутри страны и за рубежом, о чем свидетельствует захват заложников в Техасской синагоге 15 января 2022 года. Звучали угрозы заложить бомбы во многих колледжах и университетах, в которых исторически большинство студентов составляли афроамериканцы, Министерство внутренней безопасности (МВБ) США [8].

В США особое внимание уделяется усилиям по повышению осведомленности об истинных целях и намерениях исламских экстремистов и неэффективности их теорий, которые противоречат реалиям современного мира и интересам радикальных исламских государств. Исследовательские центры и институты, такие как The Johns Hopkins Center for Health Security (JHCHS) и Институт стратегических исследований по проблемам терроризма в Сан-Антонио (штат Техас) проводят важную работу по решению этой проблемы. На основе анализа практики распространения экстремистской деятельности в США американские исследователи приходят к заключению, что в настоящее время экстремистские идеи распространяются в основном посредством сетевых коммуникационных систем, таких как «Интернет», электронная почта, веб-сайты и сотовая связь.

Экстремизм ведет к застою, деградации, разладу во всех сферах общественной жизни. Под его воздействием возникают агрессивные настроения, расшатываются устои общества, слабеют семейные, общественные и государственно-правовые институты, нарушается правопорядок. В основе экстремизма лежит недовольство своим положением и осознание безнадежности существующей обстановки. Преимущественно это жители стран, страдающих от негативных экономических, политических и социальных явлений. Для таких людей экстремизм - средство решения острых социальных проблем, обретение так называемой «новой жизни».

В современных условиях международное сообщество должно предпринять действенные меры по противодействию негативным явлениям в глобальном масштабе, ориентируясь на работу в области права и международное сотрудничество. Международное законодательство не должно ограничиваться рамками отдельных государств, необходимо учитывать принципы равноправия, взаимной выгоды, безопасности и справедливости, чтобы обеспечить становление и развитие общества, основанного на правах человека.

Международное сообщество долгое время бездействовало в плане правового регулирования экстремистским проявлениям. Вопрос создания правовой базы для определения экстремизма и борьбы с ним во многих странах до сих пор является исключительно предметом национального законодательства, а само явление «экстремизм» давно рассматривается непосредственно в контексте проблемной ситуации каждой страны.

После трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке экстремизм был отодвинут на второй план и «передан» международной программе безопасности против терроризма. Резолюция Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года признала, что во всем мире растет число террористических актов, мотивированных экстремизмом. Общепринятая трактовка терроризма и экстремизма формируется практикой международных отношений, которая изобилует примерами использования экстремистскими группировками террористических тактик для достижения своих целей.

В декабре 2004 года под эгидой ООН был опубликован доклад «Более безопасный мир: наша общая ответственность» [2]. Этим документом ООН предприняла первые шаги в определении концептуальных границ универсального подхода к борьбе с террористической деятельностью.

В 2006 году ООН подписала Глобальную контртеррористическую стратегию [6]. Это первый в мире глобальный документ по борьбе с терроризмом, устанавливающий международный подход к антитеррористической деятельности для координации национальных, международных и региональных

усилий по борьбе с терроризмом. При реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН особое внимание уделялось укреплению таких приоритетных областей, как предотвращение радикализации и «размножения» экстремистских и насильственных идеологий.

24 сентября 2014 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию [5], в которой впервые противодействие экстремизму было выделено в отдельный вопрос. В частности, обращается внимание на растущее число террористических актов, подпитываемых нетерпимостью и экстремизмом. Прямо осуждается насильственный экстремизм, который может стать питательной средой для терроризма. В резолюции содержится конкретный призыв к государствам-членам разработать стратегии по предотвращению распространения насильственного экстремизма. Рассматривая проблему насильственного экстремизма, СБ ООН связывает его с радикализацией, вербовкой и мобилизацией граждан в террористические организации и подчеркивает, что преступники могут быть как непосредственными исполнителями террористических актов, так и идеологическими подстрекателями террористических действий.

Доклад Генерального секретаря ООН и представленный План заложили основу международного режима противодействия экстремизма и подчеркнули необходимость решений по борьбе с терроризмом [7]. 12 февраля 2016 года Генеральная Ассамблея ООН признала важность положений, изложенных в докладе Генерального секретаря, рекомендовала международному сообществу продолжать заниматься этим вопросом в будущем. План действий Генерального секретаря ООН 2016 года предлагает комплексный подход, который, помимо основных мер безопасности для борьбы с терроризмом, включает систематические превентивные меры по устранению коренных причин, побуждающих людей к радикализации и присоединению к насильственным экстремистским группам. В своих резолюциях A/RES/70/291 и A/RES/72/284 о пятом и шестом двухгодичных обзорах Глобальной контртеррористической стратегии ООН Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены рассмотреть вопрос о выполнении соответствующих рекомендаций Плана действий и разработать свои национальные и региональные планы действий [3].

Глобальный уровень борьбы с экстремизмом стал основой на сегодняшний день. Международное сообщество в лице ООН установило основные принципы для государств по предотвращению и ограничению распространения экстремистских идеологий и деятельности организаций, вставших на путь насильственной борьбы на основе расовой, религиозной и культурной нетерпимости. Эффективность международных мер по борьбе с терроризмом и режимами насильственного экстремизма зависит от качества и координации принятия международных решений.

С 1960-х годов ООН, как международная межправительственная организация, разработала 19 международных договоров, включая 13 универсальных конвенций и 5 протоколов к этим конвенциям, которые доступны всем странам для борьбы с террористической деятельностью. К настоящему времени Российская Федерация ратифицировала 11 конвенций и 2 протокола.

Подводя итог можно отметить, что опыт создания нормативно-правовой базы для сотрудничества в борьбе с экстремизмом является положительным. Положительные результаты приносят все интеграционные процессы в области борьбы с экстремистскими проявлениями. Это отражено в двусторонних и многосторонних соглашениях и конвенциях о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, а также в международных программах, принятых для борьбы с терроризмом и другими формами экстремизма. Особое значение в этом сотрудничестве имеет гармонизация и согласование законодательств государств. Этот процесс позволит устранить правовые барьеры, вызванные различиями в национальном законодательстве, приведет к выработке согласованных подходов к национальной политике борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Список литературы

1. Будаев А.В. Роль мягкой силы во внешней политике России: автореф. дис. / А.В. Будаев. - М.: ДА МИД РФ, 2014.

2. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» [Электронный ресурс]: принят в г. Нью-Йорке 02.12.2004 на 5 9-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. - Режим доступа: URL: http://humanrts.umn.edu/russian/instree/ Runhighpanelreport.pdf

3. Международная правовая база [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.un.org/counterterrorism/ru/international-legal-instruments (дата обращения: 20.10.2022).

4. Политолог: ряд экстремистских группировок пытаются дискредитировать наблюдение за выборами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.m24.ru/news/politika/18092021/183439 (дата обращения: 20.10.2022).

5. Резолюция N 2178 (2014) Совета Безопасности ООН «Угрозы для международного мира и безопасности, создаваемые террористическими актами» [Электронный ресурс]: принята в г. Нью-Йорке 24.09.2014 на 7272-ом заседании Совета Безопасности ООН. - Режим доступа: URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/548/01/PDF/N1454801.pdf?OpenElement

6. Резолюция № 60/288 Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций» (Вместе с «Планом действий») [Электронный ресурс]: принята в г. Нью-Йорке 08.09.2006 на 99-ом пленарном заседании 60-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. - Режим доступа: URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/504/90/PDF/N0550490.pdf?OpenElement

7. Резолюция ГА ООН A/RES/70/254 от 12 февраля 2016 г. «План действий Генерального секретаря по предупреждению воинствующего экстремизма» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.un.org/ ru/documents/ods.asp?m=A/70/L.41

8. Уровень угрозы со стороны экстремистских группировок в США остается высоким [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.golosameriki.com/a/us-department-of-homeland-security/6431972.html (дата обращения: 24.09.2022).

9. Wir müssen Raketen und Luftabwehr-Systeme installieren [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.bild.de/politik/inland/politik-inland/ markus-soeder-im-interview-der-staat-verdient-an-dieser-krise-81631162.bild.html (дата обращения: 20.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.