Legal studies
УДК 349.7
DOI 10.21661/r-466484 Е.Д. Юдин
Международное сотрудничество в области ядерной энергетики
Аннотация
В представленной статье исследуются проблемы международного регулирования мирного использования ядерной энергии. Поднимаются вопросы обеспечения безопасности и надежности в представленной сфере. По итогам исследования выявлено, что такая специфическая область, как атомная энергетика, требует международного взаимодействия для обеспечения безопасности эксплуатации и нераспространения ядерных материалов. Для дальнейшего технологического развития отрасли и поддержания конкурентной способности России необходимо развитие рынков сбыта.
I Ключевые слова: атомная энергетика, международное сотрудничество, атомная безопасность, конкурентоспособность, атомные электростанции.
E.D. Yudin
International nuclear power cooperation
Abstract
Current article performs analysis of International regulation issues for peace nuclear power employment. There are performing issues of security and reliability of this area. Analysis showed that such specific area like nuclear power required International cooperation for security employment and nuclear material non-proliferation. There are required outlet spreading for future technology development and competitive ability of Russia.
| Keywords: nuclear power, international cooperation, nuclear security, competitiveness, nuclear power station.
Многие эксперты и специалисты в области ядерной энергетики сходятся во мнении исключительной важности таких факторов, как надежность и безопасность.
В сфере атомной энергетики надежность определяется по количеству аварий и внештатных ситуаций на объектах мирного назначения. Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) была разработана специальная шкала, получившая название INES (международная шкала ядерных событий). INES подразделяется на семь уровней: максимальный седьмой уровень означает серьезную угрозу жизни и здоровью людей, а также для всей экосистемы вследствие сильного выброса радиоактивных материалов; минималь-
ный уровень - превышение допустимых норм, которое характеризуется как аномальная ситуация на объекте.
За всю историю человечества зарегистрированы всего восемь происшествий, которые превышали отметку два по шкале INES. А начиная с 2000 года, подобных происшествий было зафиксировано ровно один - авария на АЭС Фукусима 1, случившийся в 2011 году. Тогда аварии был присвоен максимальный седьмой уровень по этой шкале. Такое малое количество происшествий за начало 21 века говорит о высокой надежности и безопасности АЭС, а так же повышению контроля над внештатными ситуациями [1].
Для многих стран основной преградой в развитии атомной энергетики является общественное мнение.
Юриспруденция
Этого же мнения придерживается и А. Гончарук, заявляющий: «враждебное отношение населения страны к атомной энергетике является главным тормозом атомного расширения в целом ряде стран (Индонезия, Таиланд, Филиппины)» [2, с. 54].
Именно по причине негативного общественного мнения, правительство Германии приняло решение об отказе до 2020 года от ядерной генерации. И это несмотря на то, что немецкая атомная энергетика была одной из наиболее перспективных и эффективных на европейском рынке.
Еще один важный аспект, затрагивающий безопасность атомных электростанций - социальные последствия. В. Сидоренко в своих исследованиях отмечает «опыт чернобыльской аварии четко продемонстрировал, что социальные последствия оказались несоизмеримо большими, чем последствия, связанные с ущербом для здоровья и жизни людей из-за облучения» [3, с. 13].
Так же на безопасность ядерной энергетики влияет возросшая террористическая угроза. Особенно это касается стран, находящихся в зоне гражданских и международных конфликтов. Так уже не однократно поступали сообщения о возможных терактах на атомных электростанциях в Бельгии, Украине, из-за чего приходилось повышать безопасность на ядерных объектах других стран. Много вопросов вызывает целесообразность развития ядерной энергетики в Иране и Пакистане.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для развития и совершенствования ядерной энергетики необходимо стабильное обеспечение безопасного функционирования. По заявлению Агапова Л.М., глобальная атомная безопасность является неотъемлемой частью сложного промышленного, технологического, финансово-экономического, научно-образовательного комплексов, а также международного сотрудничества в различных формах в атомной технологической сфере» [4, с. 44].
Именно по этому, надежность и безопасность ядерных объектов выходит далеко за рамки отраслевой задачи, являясь проблемой международного сотрудничества. Грищенко А.И. называет безопасность атомной энергетики задачей мирового уровня [5, с. 29].
Организации по международному регулированию атомной энергетики достаточно быстро реагируют на меняющуюся обстановку. Когда в 2001 году возрос уровень террористической угрозы, то в 2005 году была принята Поправка Конвенции о физической защите ядерного материала, направленная на минимизацию террористической угрозы ядерным объектам. После аварии на АЭС Фукусима-1, государствами-членами МАГАТЭ был принят «План действий» по ядерной безопасности. Данный План содержит двенадцать направлений по совершенствованию системы безопасности в области атомной энергетики. И за последние годы удалось добиться заметного прогресса по большинству из них [6].
Многими экспертами признается снижение влияния международных организаций, и прежде всего ООН, за последние десять лет. Международные отношения на сегодняшний день динамически меняются по причине изменений в мировой политике и экономике, глобализационных процессах, возникновения новых центров влияния и новых проблемных регионов [2, с. 56].
В тоже время, в мировой политике и экономике государства все чаще прибегают к кооперации, совместному принятию решений.
МАГАТЭ так же не является исключением. Являясь самой крупной и влиятельной международной организацией в области ядерной энергетики, ей приходится сталкиваться с теми же проблемами, что и другие международные организации [1]. Но все же, многие эксперты оценивают ее эффективность, как высокую. Это обусловлено относительно небольшим количеством игроков на рынке ядерной энергетики и повышенным контролем со стороны всех заинтересованных сторон, связанным с необходимостью воспрепятствования распространению атомных технологий двойного назначения и минимизацией возможности аварий на ядерных объектах.
Одной из проблем, по причине которой международные организации часто подвергаются критике, является недостаточный контроль над ситуациями на атомных электростанциях. Несмотря на то, что аварии в ядерной энергетике происходят все реже, ситуация с Фукусимой вновь актуализировала дискуссию о необходимости внедрения более строгого контроля со стороны МАГАТЭ за процессами обеспечения безопасности на атомных объектах. Противники подобных мер указывают, что право государств осуществлять деятельность в области ядерной энергетики является суверенным. К тому же, непонятна ответственность, которую будут нести международные организации, при осуществлении такого контроля, в то время как за возможные осложнения в рассматриваемой сфере правительство конкретной страны несет реальную ответственность.
Российская атомная энергетика, за счет применения проверенных советских технологий и внедрения инноваций и развития новых внешнеэкономических связей, смогла добиться устойчивых конкурентных позиций на мировом рынке. Высокая конкурентоспособность и развитие российской ядерной энергетики предопределили интерес зарубежных партнёров «Ро-сатома» к комплексным предложения компании. Как результат - рост экспортного портфеля корпорации до 133 млрд долл. по состоянию на май 2017 г.
В качестве вывода можно отметить, что атомная энергетика России представляет собой высокотехнологичную, инновационную и значимую для национальной экономики отрасль хозяйства. Уже в текущий период она играет заметную роль в российской и мировой энергетике. В среднесрочной перспективе же атомная энергетика может стать одним из ведущих
104
Интерактивная наука | 12 (22) • 2017
Legal studies
драйверов экономического роста, обеспечивая выполнение ключевых задач по импортозамещению, энергетической безопасности и росту не сырьевого экспорта.
Выполнение вышеуказанных задач должно подкрепляться мерами по повышению конкурентоспособности отрасли, в национальном, и мировом масштабе. На национальном уровне конкурентоспособность атомной энергетики должна регулироваться мерами по снижению себестоимости энергии, минимизации экологических рисков, своевременной модернизации основных фондов атомной энергетики. «В мировом масштабе, в условиях возросшей конкуренции, конкурентоспособность российской атомной энергетики должна поддерживаться
мерами по открытию новых рынков сбыта» [7] нормами по включению атомной энергетики в комплекс межнационального торгово-экономического сотрудничества на самом высоком уровне.
Конкурентоспособность российской атомной энергетики подтверждается развитием новых технологий, гибкими ценовыми предложениями на внешних рынках и другими конкурентными преимуществами.
Для развития отрасли и формирования устойчивой конкурентной позиции на внешних рынках необходимо проводить плановые мероприятия по поддержке уровня конкурентоспособности и выработке новых предложений для различных региональных рынков сбыта.
Литература
1. Катона В. Энергетика Латинской Америки. Смогут ли ведущие державы справиться с последствиями кризиса и пробиться в число высокоразвитых стран? [Текст] / В. Катона. - М.: URSS, cop., 2016. - 157 с.
2. Гончарук А. Становление ядерно-энергетического сектора КНР: «Путь в тысячу ли» [Текст] / А. Гончарук. -М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 56 с.
3. Сидоренко В. Чернобыль, Фукусима ... Далее? / В. Сидоренко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atomic-energy.ru/files/journals/web_rea_05_2011.pdf
4. Агапов Л.М. Принцип классификации объектов использования атомной энергии для целей управления и регулирования при обеспечении глобальной ядерной безопасности / Л.М. Агапов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2012.atomexpo.ru/mediafiles/u/files/Present2012/Agopov.pdf
5. Грищенко Л.И. Правовое регулирование развития и обеспечения безопасности атомной энергетики: российская инициатива / Л.И. Грищенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrory.ru/item. asp?id=17122938
6. Байков Н.М. Прогноз развития отраслей ТЭК в мире и по основным регионам до 2030 г. [Текст] / Н.М. Бай-ков, Р.Н. Гринкевич. - М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2009. - 82 с.
7. Пронкин Н.С. Обеспечения безопасности обращения с радиоактивными отходами предприятий ядерного топливного цикла [Текст] / Н.С. Пронкин. - М.: Логос, 2014. - 420 с.
References
1. Katonova, V Energetic of Latin America: Whether the leading powers will be able to cope with consequences of crisis and to break through to number of the advanced countries? [Text] / V. Katonova. - M.: URSS, 2016. - 157 p.
2. Goncharuk, A. Formation of the nuclear energy sector of the People's Republic of China: Whether «A way to one thousand» [Text] / A. Goncharuk - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. -56 p.
3. Sidorenko, V. Chernobyl, Fukushima... Further? / V. Sidorenko // [Website] / Access by: http://www.atomic-energy. ru/files/journals/web_rea_05_2011.pdf
4. Agapov, L.M. The principle of classification of subjects to use of atomic energy for management and regulation when ensuring global nuclear safety. In: Topical issues of the international nuclear law: nuclear safety. / L.M. Agapov // [Website] / Access by: http://2012.atomexpo.ru/mediafiles/u7files/Present2012/Agopov.pdf
5. Grishenko, L.I. Legal regulation of development and safety of nuclear power: Russian initiative. / L.I. Grishenko // [Website] / Access by: https://elibrory.ru/item.asp?id=17122938
6. Baikov, N.M. The forecast of development of branches of energy industry in the world and on the main regions till 2030 [Text] / N.M. Baikov, R.N. Grinkevich - M.: Institute of world economy and international relations of RAS, 2009. - 82 p.
7. Pronkin, N.S. Safety of treatment of radioactive waste of the enterprises of a nuclear fuel cycle [Text] / N.S. Pronkin. -M.: Lagos, 2014. - 420 p.