Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куницын Александр Иванович

В статье раскрыты вопросы международного сотрудничества в области высокотехнологической продукции. Определено, что данный способ концентрации, взаимодействия между разными предприятиями, странами позволит повысить качество высокотехнологической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF HIGH-TECH PRODUCTS

The article reveals the issues of international cooperation in the field of high-tech products. It is determined that this method of concentration, interaction between different enterprises, countries will improve the quality of high-tech products.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ»

УДК 339

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2021

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Куницын Александр Иванович

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

Аннотация. В статье раскрыты вопросы международного сотрудничества в области высокотехнологической продукции. Определено, что данный способ концентрации, взаимодействия между разными предприятиями, странами позволит повысить качество высокотехнологической продукции.

Ключевые слова: сотрудничество; продукция; предприятие; взаимодействие.

UDC 339

Applied Economic Researches, SA LLC, 2021

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF HIGH-TECH

PRODUCTS

Kunitsyn Alexander Ivanovich

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of

the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The article reveals the issues of international cooperation in the field of high-tech products. It is determined that this method of concentration, interaction between different enterprises, countries will improve the quality of high-tech products. Keywords: cooperation; products; company; interaction.

Следует отметить, что в соответствии с наделенными полномочиями реализацию процесса военно-технического сотрудничества в нашей стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство Российской Федерации, ОАО «Рособоронэкспорт» и организации (предприятия), имеющие разрешение на поставку некоторых видов продукции военного назначения собственной разработки (изготовления), другие определенные законодательством органы [1]. Структурная схема существующей в настоящее время системы военно-технического сотрудничества представлена на рисунке 1. Ее возглавляет Прези-

дент РФ, который осуществляет следующие полномочия:

- утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (список № 1) и список государств, в которые разрешена передача ПОН (список № 2);

- принимает решение об установлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также решения об его приостановлении, прекращении и возобновлении;

- устанавливает ограничения в области МСОС;

- определяет федеральные органы испол-

нительной власти по координации, контролю в области МСОС, а также создает в случае необходимости консультативные органы по вопросам МСОС;

- определяет порядок осуществления во-

Рисунок 1. -

- принимает решение о создании в установленном порядке специализированных ФГУП, являющихся государственными посредниками при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении ПОН;

- устанавливает порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПОН;

- определяет порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза ПОН;

- принимает решения по вопросу оказания военно-технической помощи иностранным государствам, сотрудничества с иностранными государствами в области разработок продукции военного назначения [3];

- принимает решения о передаче инозаказ-чикам лицензий на производство ПОН.

Таким образом, именно Президенту РФ

енно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, исключающий нанесение ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации [2];

принадлежит право определения политических приоритетов в этой сфере, принятия решений по всем ключевым вопросам. Естественно, подобная задача является весьма сложной и требует огромной аналитической и практической работы [4]. Исходя из того, что руководство МСОС является далеко не единственной функцией главы государства, создан специальный совещательный и консультативный орган, разрабатывающий для Президента РФ предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в области МСОС - Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами [5]. Данная комиссия выполняет многочисленные функции, связанные с определением и разрешением основных проблем в сфере МСОС РФ с иностранными государ-

Федеральное Собрание РФ

ВПК при Правительстве

Президент РФ

Правительство РФ

Министерство обороны РФ ФС ВТС РФ ФС по ТЭК

Министерство промышленности и торговли

1_

Министерство иностранных дел РФ

1_

I Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными Ш государствами

г Г -1

Минэкономразви тия РФ ФА по УГИ

Министерст во юстиции РФ

Федеральная таможенная служба РФ

Федеральная служба безопасности РФ

Служба внешней разведки России

ОАО «Рособоронэкспорт»

Предприятия разработчики и производители продукции военного назначения

Не имеющие разрешения на самостоятельное заключение внешнеторговых контрактов

Имеющие разрешение на самостоятельное заключение внешнеторговых контрактов в

Организационная основа военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными

государствами

ствами. Исходя из того, что информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности комиссии осуществляет Администрация Президента РФ, следует понимать, что сотрудниками Управления Президента РФ по внешней политике и осуществляется определение ключевых, стратегических направлений развития военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами [6].

На исполнительном уровне детализация указаний Президента РФ реализуется Правительством России, деятельность которого направлена на то, чтобы способствовать продвижению продукции военного назначения на мировой рынок, не допустить нанесения ущерба обороноспособности, обеспечить соответствие деятельности России в области военно-технического сотрудничества международным соглашениям и обязательствам [7]. В пределах своих полномочий оно обеспечивает претворение в жизнь государственной политики в области военно-технического сотрудничества; заключает международные договоры по вопросам МСОС; создает межправительственные комиссии; выходит с законодательной инициативой установления льгот, а также принятия мер по стимулированию деятельности российских юридических лиц в области МСОС; осуществляет государственное регулирование ценообразования на ПОН; определяет порядок расчетов между производителями и разработчиками ПОН при поставках ее на экспорт; определяет государственных заказчиков в области военно-технического сотрудничества [8].

Естественно, среди федеральных органов исполнительной власти наибольшая нагрузка по организации МСОС ложится на Министерство обороны, которое участвует в разработке и реализации государственной политики в области МСОС; осуществляет военно-техническое сопровождение поставок ПОН; подготавливает предложения по формированию списка № 2; оказывает иностранным государствам услуги по подготовке национальных военных кадров; проводит показы ПОН, а также учения и стрельбы на полигонах МО РФ; осуществляет информационное обеспе-

чение МСОС; формирует перечень высвобождаемой из наличия МО РФ ПОН для продажи инозаказчикам; утверждает экспортную комплектацию, тактико-технические характеристики продукции военного назначения, основные параметры НИОКР по ее созданию, выполняемых в интересах иностранных заказчиков [9].

Непосредственное выполнение контрольных и надзорных функций в исследуемой сфере возложено на подведомственную МО РФ Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству [10].

Данный орган исполнительной власти в пределах своих компетенций:

- принимает решения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее ПОН; выдаче субъектам ВТС лицензий на ввоз и вывоз ПОН; об организации выставок и показов образцов продукции военного назначения в РФ и в иностранных государствах;

- представляет в Минобороны России проекты федеральных законов, международных договоров РФ, других правовых актов по вопросам МСОС; предложения по формированию федерального бюджета на соответствующий год в части, касающейся финансирования ГОЗ;

- разрабатывает концептуальные подходы к решению проблемы повышения эффективности военно-технического сотрудничества, а также анализирует тенденции развития мирового рынка продукции военного назначения;

- рассматривает обращения инозаказчиков о поставках ПОН, регистрирует их, и принимает соответствующие решения;

- осуществляет правомочия собственника имущества «Рособоронэкспорта»;

- организует выставки и показы образцов ПОН в РФ и в иностранных государствах;

- формирует план сводного объема экспорта продукции военного назначения на очередной год и контролирует его исполнение.

В свою очередь, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю осуществляет надзор за соблюдением международных обязательств в области контроля за экспортом ПОН, товаров и технологий двой-

ного назначения в целях нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки [11].

Министерство промышленности и торговли РФ готовит международные договоры Российской Федерации о производственной и научно-технической кооперации организаций государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), лицензирует деятельность разработчиков и производителей ПОН; определяют производителей продукции военного назначения, допущенных к выполнению контрактов на поставку ПОН.

Министерство экономического развития РФ формирует экспортно-импортную часть государственного оборонного заказа на основании предложений государственного заказчика по экспортно-импортным операциям в области МСОС; согласовывает проекты решений о создании совместных предприятий (организаций), занимающихся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и уничтожением ПОН. Федеральная таможенная служба обеспечивает таможенный контроль продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу РФ. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом участвует в решении вопросов о поставках инозаказчикам ПОН, являющейся федеральной собственностью [12].

Другие министерства и ведомства участвуют в военно-техническом сотрудничестве в рамках своих полномочий. Министерство иностранных дел России обеспечивает контроль за соблюдением внешнеполитических интересов РФ, участвует в подготовке и подписании соответствующих международных договоров, разрабатывает и представляет предложения, касающиеся формирования списка №1. Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает финансирование мероприятий в области МСОС за счет средств федерального бюджета и осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием этих средств; участвует в подготовке и подписании международных договоров Российской Федерации по вопросам погашения государственного внешнего

долга иностранным государствам за счет поставок ПОН, а также по вопросам предоставления государственных кредитов иностранным государствам в целях осуществления МСОС [13]; обеспечивает соблюдение единой финансовой, налоговой и валютной политики при заключении международных договоров Российской Федерации в области МСОС. Министерство юстиции РФ обеспечивает правовую защиту интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКР, которые содержатся в предлагаемой для передачи ПОН и права на которые принадлежат Российской Федерации. Служба внешней разведки России осуществляет выявление и оценку угроз национальной безопасности РФ в соответствующей области, а Федеральная служба безопасности обеспечивает в пределах своих полномочий безопасность государства при осуществлении МСОС [14].

Кроме того, определенное влияние на военно-техническое сотрудничество оказывает Федеральное Собрание РФ, осуществляющее законотворческую деятельность. Справедливости ради следует признать, что в современных условиях органы законодательной власти выполняют сугубо подчиненную, обслуживающую роль по отношению к власти исполнительной. В этой связи участие Федерального Собрания в военно-техническом сотрудничестве приобретает достаточно формальный характер.

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено участие исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в осуществлении МСОС, однако, они оказывают на него самое непосредственное влияние. В частности, путем принятия на местном уровне законодательных актов, позволяющих выполнить в срок контрактные поставки продукции военного назначения [15].

Все вышеперечисленные органы государственного управления создают условия и предпосылки для успешного функционирования системы военно-технического сотрудничества. А непосредственно внешнеторговую деятельность осуществляют государственный посредник и организации - разработчи-

ки и производители продукции военного назначения, имеющие право на осуществление внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Именно они занимаются продвижением ПОН, готовят контракты, берут на себя обя-

зательства перед иностранными партнерами и выполняют их. Т.е. находятся на самых передовых рубежах военно-технического сотрудничества.

Список литературы:

1. Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Указ Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062 // Гарант. Правовая система.

2. Положение о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Утв. Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062 //Гарант. Правовая система. - Приводится по состоянию на 11.07.2007 г.

3. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами. Федеральный закон от 19 июля 1998г. № 114-ФЗ // Российская газета. - 1998. - 23 июля.

4. Братко И.В., Васильева Л.П., Соколов А.П. Инструменты повышения конкурентоспособности социально-экономических систем. Курск, 2020.

5. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.

6. Соколов А.П., Кузнецов И.С. Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвестиционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № Т13. С. 1176-1180.

7. Матвеенцева А.В., Соколов А.П. Продовольственная безопасность: региональный аспект. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 86-91.

8. Пожималин, В. Н. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство через санкции 2014-2015-х годов / В. Н. Пожималин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 4-2. -С. 20-27. - DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_20.

9. Арутюнов, В. Д. Тенденции развития современного предпринимательства и транснациональных корпораций в условиях мирового финансового кризиса / В. Д. Арутюнов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 4-2. - С. 28-34. - DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_28.

10. Мишуткин, И. В. Проблема защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности военного и двойного назанчения / И. В. Мишуткин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 4-2. - С. 35-37. - DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_35.

11. Барков, А. В. Особенности государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Китая как элемента стратегии инновационного развития военно-гражданской интеграции / А. В. Барков // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 4-2. - С. 3846. - DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_38.

12. Романцова, Т. В. Организационно-экономические и методические аспекты реализации и оценки результатов инновационно-инвестиционных проектов в сельскохозяйственном производстве на уровне региона (муниципального района) / Т. В. Романцова, И. В. Рыжов, А. Е. Кротов // Репутациология. - 2016. - № 4(42). - С. 17-25.

13. Теория управления : Учебник / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). -ISBN 978-5-9916-4737-3.

14. Инновационная направленность и критерии развития современных экономических знаний / А. П. Бирюков, И. С. Брикошина, А. М. Лялин [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 6(107). - С. 814-817.

npuKnadHbie экономинеские uccnedoeaHua. № 3 (43), 2021

15. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. - P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

References:

1. Voprosy voenno-texnicheskogo sotrudnichestva Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosudarstvami. Ukaz Prezidenta RF ot 10 sentyabrya 2005 g. № 1062 // Garant. Pravovaya sistema.

2. Polozhenie o Komissii po voprosam voenno-texnicheskogo sotrudnichestva Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosudarstvami. Utv. Ukazom Prezidenta RF ot 10 sentyabrya 2005 g. № 1062 //Garant. Pravovaya sistema. Privoditsya po sostoyaniyu na 11.07.2007 g.

3. O voenno-texnicheskom sotrudnichestve Rossijskoj Federacii s inostrannymi gosudarstvami. FederaFnyj zakon ot 19 iyulya 1998g. № 114-FZ // Rossijskaya gazeta. 1998. 23 iyulya.

4. Bratko I.V., VasiFeva L.P., Sokolov A.P. Instrument/ povysheniya konkurentosposobnosti socialno-ekonomicheskix sistem. Kursk, 2020.

5. Sokolov A.P. Sposoby povysheniya effektivnosti upravleniya regionaFnymi proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya ekonomika. 2016. № 4. S. 68-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sokolov A.P., Kuzneczov I.S. Investicionnyj proekt, biznes-plan, analiz investicionnyx proektov kak etapy strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii. Nauchno-metodicheskij élektronnyj zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1176-1180.

7. Matveenceva A.V., Sokolov A.P. ProdovoFstvennaya bezopasnosf: regionaFnyj aspekt. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. № 6 (16). S. 86-91.

8. Pozhimalin, V. N. Problemy integracii Rossii v mirovoe xozyajstvo cherez sankcii 2014-2015-x godov / V. N. Pozhimalin // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 4-2. S. 20-27. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_20.

9. Arutyunov, V. D. Tendencii razvitiya sovremennogo predprinimateFstva i transnacionaFnyx korporacij v usloviyax mirovogo finansovogo krizisa / V. D. Arutyunov // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 4-2. S. 28-34. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_28.

10. Mishutkin, I. V. Problema zashhity prav Rossijskoj Federacii na rezuFtaty intellektualnoj deyateFnosti voennogo i dvojnogo nazancheniya / I. V. Mishutkin // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 4-2. S. 35-37. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_35.

11. Barkov, A. V. Osobennosti gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v oboronno-promy shlennom komplekse Kitaya kak elementa strategii innovacionnogo razvitiya voenno-grazhdanskoj integracii / A. V. Barkov // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 4-2. S. 38-46. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_2_3 8.

12. Romanczova, T. V. Organizacionno-ekonomicheskie i metodicheskie aspekty realizacii i ocenki rezuFtatov innovacionno-investicionnyx proektov v seFskoxozyajstvennom proizvodstve na urovne regiona (municipaFnogo rajona) / T. V. Romanczova, I. V. Ryzhov, A. E. Krotov // Reputaciologiya. 2016. № 4(42). S. 17-25.

13. Teoriya upravleniya : Uchebnik / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : IzdatePstvo Yurajt, 2015. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-99164737-3.

14. Innovacionnaya napravlennosf i kriterii razvitiya sovremennyx ekonomicheskix znanij / A. P. Biryukov, I. S. Brikoshina, A. M. Lyalin [i dr.] // E'konomika i predprinimatelstvo. 2019. № 6(107). S. 814-817.

15. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.