н 2
d
о
о. <
X
>
d
*
ш 5
68
Международное сотрудничество в области оценки технологий здравоохранения
Л. В. Максимова
Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении (НЦОТЗ), Москва, Россия
В статье анализируются вопросы гармонизации и стандартизации на транснациональном уровне методологических аспектов оценки технологий здравоохранения (ОТЗ), включая клинико-экономическую оценку; рассматриваются предпосылки и формы международного сотрудничества, деятельность транснациональных ассоциаций в области ОТЗ и новейшие методологические разработки Европейской сети оценки технологий здравоохранения (European Network for Health Technology Assessment, EUnetHTA).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Международная сеть агентств по ОТЗ (International Network of Agencies for Health Technology Assessment, INAHTA), Международное общество фармакоэкономических исследований и оценки исходов (International Society for Pharmacoeconomics and Outcomes Research, ISPOR), Международное общество оценки технологий здравоохранения (Health Technology Assessment International, HTAi), Европейская сеть оценки технологий здравоохранения (European Network for Health Technology Assessment, EUnetHTA), стержневая модель ОТЗ (HTA Core Model), база данных EVIDENT, оценка сравнительной эффективности лекарственных препаратов (relative effectiveness assessment, REA).
CL
О
LQ -0 m
X
Ш
о ^
О X
X
ш
о
X
ш
Последние десятилетия характеризуются ужесточением требований к обоснованию необходимости широкого практического применения и финансирования тех или иных медицинских технологий1 из общественных средств. В настоящее время оценка технологий здравоохранения (ОТЗ) политически признана и структурно оформлена практически во всех экономически развитых и многих развивающихся странах [1]. В России института ОТЗ пока нет, но предпосылки формирования собственной системы клинико-эконо-мической экспертизы с учетом лучших мировых практик назрели давно. Международное сотрудничество в области ОТЗ позволяет избежать дублирования усилий, наладить взаимовыгодный обмен методическими разработками в целях улучшения доступности высокоэффективных лекарственных средств, медицинских изделий и других технологий.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОТЗ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН
Активный процесс создания национальных агентств и институтов по ОТЗ в большинстве ведущих стран мира наблюдался уже в 1980-1990-е гг. Однако он и сегодня далек от завершения. Ежегодно создаются новые агентства, институты и структуры по ОТЗ в странах Центральной и Восточной Европы, ближнего зарубежья, Латинской Америки, Азии и
1 Под медицинскими технологиями в данном контексте подразумеваются все существующие методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации пациентов, включая применение вакцин, лекарственных препаратов (ЛП) и медицинских изделий, а также программы и системы, используемые для охраны и поддержания здоровья человека.
Африки. В одних странах агентства по ОТЗ являются государственными структурами и входят в состав министерства здравоохранения (например, в Польше). В других - это независимые организации, обеспечиваемые финансированием из государственного бюджета (например, в Великобритании). Есть структуры по ОТЗ, которые имеют комбинированное финансирование или финансируются из региональных и частных источников. В ряде стран одновременно существует несколько агентств и структур, занимающихся ОТЗ (Германия, Швеция). При всем разнообразии организационных форм их объединяет главная цель - готовить надежные клинико-экономические данные для информирования лиц, принимающих решения (ЛПР) и обоснования решений о перераспределении ограниченных ресурсов системы общественного здравоохранения. Неслучайно ОТЗ называют «мостиком между политиками и экспертами».
Программы ОТЗ нацелены на выполнение нескольких функций - от координации проведения оценок и составления и распространения экспертных заключений (Шведский совет по оценке технологий здравоохранения, SBU) до консультирования ЛПР по вопросам доступа на рынок и возмещения стоимости медицинских технологий (Институт проблем качества и эффективности Германии, IQWIG). В ряде государств организации по ОТЗ участвуют в принятии решений о ценообразовании (Франция, Австралия).
В целом, налицо возрастающая роль ОТЗ в политике здравоохранения [2]. Но в каждой стране ОТЗ - это независимый процесс, а его влияние на принятие политических решений имеет свои особенности
(табл. 1). Ключевые решения по доступу медицинских технологий на рынок, возмещению их стоимости, а также ценообразованию принимаются на национальном и региональном уровнях. Зачастую такие решения по одним и тем же технологиям различаются от страны к стране.
Методы и инструменты, применяемые в разных странах при подготовке экспертных заключений по новым и уже используемым технологиям, имеют тенденцию к сближению и унификации. Недавний обзор руководств по экономической оценке технологий в здравоохранении, проведенный на примере пяти стран (Канада, Нидерланды, Швеция, Англия и Австралия), показал, что по большинству положений ОТЗ руководства разных стран применяют одинаковые подходы, включая выбор технологий сравнения, временные горизонты, использование показателя приращения эффективности затрат и выбор метода анализа. Различия в методах, по мнению авторов обзора, не столь принципиальны и позволяют сделать вывод о гармонизации руководств указанных стран по ключевым аспектам ОТЗ [3].
Однако, несмотря на близость методологических подходов и принципов, используемых в разных странах, наблюдаются значительные различия в стандартах подготовки отчетов по ОТЗ, что затрудняет процесс обмена информацией и удлиняет сроки внедрения новых технологий [4].
В практической политике ряда ведущих стран эти вопросы решаются посредством применения современных методик переноса фактических клинико-эко-номических данных, полученных в одной стране, в другую страну, нуждающуюся в обосновании решений о внедрении новой технологии. При этом переносятся не только клинические и эпидемиологические данные, которые обладают относительной независимостью от специфики конкретной страны, но и экономические данные. Использование таких методик позволяет ускорить подготовку адекватной доказательной базы, обеспечивая своевременный доступ новых технологий на рынок.
ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОТЗ
Сближение функций и процедур контрольно-разрешительных систем отдельных стран, в первую очередь европейских, способствовало стандартизации клинической экспертизы и привело к созданию в середине 1990-х гг. Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency, EMA). EMA - наднациональный орган, уполномоченный на базе единой методологии проводить предреги-страционную экспертизу лекарственных препаратов (оценку их безопасности и клинической эффективности) и принимать решения об их допуске на рынки
стран-членов Европейского Союза и ряда других государств Европы. Основные положения, касающиеся стандартизации клинической экспертизы, взаимного признания данных клинических исследований и лицензирования лекарственных препаратов (ЛП), получили отражение в Директиве 2001/83/ЕС Европейского Парламента и Совета Евросоюза от 6 ноября 2001 г. «О своде законов в отношении лекарственных препаратов для человека» и других документах ЕС. Стандартизация правил предрегистрационной экспертизы способствовала существенному уменьшению времени, необходимого для выхода ЛП на рынок, повышению их доступности в Европе и мире.
Однако предрегистрационная экспертиза и лицензирование (получение разрешения на маркетинговую авторизацию), или так называемый первый этап экспертизы, не обеспечивают полноценного доступа технологии на рынок и ее включения в программы финансирования из средств системы здравоохранения. Это решается в ходе второго этапа экспертизы, т.е. проведения оценки сравнительной клинической и экономической эффективности медицинской технологии по отношению к используемым в реальной практике альтернативам и выбора оптимального варианта.
Наднационального органа, подобного ЕМА, ответственного за проведение второго этапа экспертизы перед включением новой технологии в программы возмещения и принятием решений о ценообразовании, не существует. Исполнительные органы ЕС придерживаются мнения, что для обеспечения доступности ЛП необходимо продолжать практику, при которой проведение ОТЗ и принятие окончательного решения о допуске и внедрении ЛП на рынок, должны реализо-вываться на национальном уровне. Считается особенно важным, чтобы результаты ОТЗ в каждой стране имели самостоятельный характер и никоим образом не препятствовали решениям о лицензировании. Регулирующие органы и агентства по ОТЗ и плательщики должны быть институционально отделены друг от друга. Таким образом, стратегия развития ОТЗ исключает гармонизацию решений о допуске на рынок, возмещении стоимости и ценообразовании [6]
Вместе с тем нужно подчеркнуть огромную важность таких достижений, как обмен методологическими подходами, создание усилиями многих стран стандартизированных моделей подготовки и представления результатов экспертизы, охватывающих не только ЛП, но и медицинские изделия, а также использование этих моделей для повышения качества и достоверности оценки в рамках отдельных стран. Малые государства, которые не могут вкладывать значительные финансовые ресурсы в развитие систем ОТЗ, благодаря сотрудничеству получают уникальную возможность пользоваться наработками в этой области ведущих стран.
69
МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКА И ВЫБОР
№ 3 2012
-ч о
международный опыт
Таблица 1. Роль ОТЗ в политике здравоохранения различных стран [5]
Страна Название главного национального агентства по ОТЗ Цель оценки Статус агентства На какие управленческие решения влияет ОТЗ Количество подготовленных заключений, 2009.
Оценка терапевтической ценности Эффективность расходования средств Влияние на бюджет Устранение региональных различий Часть организации, уполномоченной принимать решения по возмещению стоимости и ценообразованию Самостоятельная структура
Австралия РВАС + + + Цена и доступ на рынок 228
Бразилия С1ТГС + + + + Только доступ на рынок 14
Канада CADTH + + + + Только доступ на рынок 28
Англия NICE + + + + Только доступ на рынок 17
Франция HAS (комиссия по транспарентности) + + Цена, возмещение и доступ на рынок 657
Германия IQWIG + + + Возмещение и доступ на рынок 6
Италия AIFA + + + + Цена и возмещение (ограниченное влияние) Нет данных
Нидерланды CVZ + + + + Цена, возмещение и доступ на рынок 41
Новая Зеландия PHARMAC + + + + Цена и доступ на рынок 58
Польша АОТМ + + + + Цена и доступ на рынок 66
Шотландия SMC + + + + Только доступ на рынок 82
Южная Корея HIRA + + + + Цена и доступ на рынок 53
Испания CAHIAQ (Каталонское агентство по ОТЗ) + + + (возмещение на региональном уровне) Только доступ на рынок 6
Швеция TVL + + + Цена и доступ на рынок 30
Турция SSK + + + Цена и доступ на рынок Нет данных
В настоящее время унификация методологии и инструментов ОТЗ происходит благодаря двум факторам. Во-первых, углубляются интеграционные процессы «снизу», появляются более рациональные и эффективные методы оценки технологий и формы практического использования ее результатов, а также передовые системы подготовки организационного и кадрового потенциала. Во-вторых, имеется поддержка «сверху», т.е. наличие политической воли. Так, Евросоюз и Европейская комиссия активно поддерживают интеграционные процессы, способствуя снижению постлицензионных барьеров и ускорению решений по возмещению стоимости и ценообразованию*. Важная роль в продвижении ОТЗ принадлежит и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирному банку, взаимодействующим с министерствами здравоохранения различных стран и профессиональными объединениями в этой области.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОТЗ. ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ EUnetHTA
Углубление интеграционных процессов в области ОТЗ привело в 1990-е гг. к появлению международных ассоциаций и сетей агентств и организаций по оценке технологий в здравоохранении. Их членами становились государственные и независимые национальные агентства, университеты, исследовательские организации и центры, представители пациентских организаций и индустрии, т.е. те, кто участвует в проведении исследований в области ОТЗ, и те, кто готовит экспертные заключения и оказывает влияние на окончательные решения. Деятельность международных объединений нацелена на повышение прозрачности, эффективности и практической значимости ОТЗ посредством разработки, внедрения и совершенствования стандартизированных методических рекомендаций и руководств, отражающих самый передовой международный опыт.
Первым объединением в области ОТЗ стала Международная сеть агентств по ОТЗ - INAHTA (International Network of Agencies for Health Technology Assessment,; www.inahta.org), созданная в 1993 г. Ее членами являются главным образом формальные (в основном государственные) агентства по ОТЗ, свыше половины финансирования которых осуществляется из средств системы здравоохранения. В настоящее время членами INAHTA являются 53 агентства по ОТЗ из 29 стран, расположенных в Северной и Южной Америке, Европе, Азии и Австралии.
* Директива ЕС 89/105 о прозрачности ценовой политики и возмещении стоимости ЛП предписывает обязательность принятия решения по указанным вопросам соответствующими органами государств-участников в течение 180 дней с момента получения лицензии на ЛП при наличии доказательных данных клинических исследований
В 1995 г. было создано Международное общество фармакоэкономических исследований и оценки исходов - ISPOR (International Society for Pharmaco-economics and Outcomes Research; www.ispor.org). Хотя основная цель ISPOR - способствовать развитию фармакоэкономики и оценке исходов, оно уделяет большое внимание совершенствованию методологии ОТЗ как инструмента политики здравоохранения. ISPOR насчитывает свыше 11000 членов и имеет более 60 отделений в различных странах мира. ISPOR проводит ежегодные конференции своих членов в США, Европе, странах Азии и Латинской Америки, является мощной платформой для обмена научными разработками в области фармакоэкономики и ОТЗ, обладает колоссальным образовательным ресурсом и, в целом, представляет собой форум для обобщения опыта и выработки рекомендаций в области политики здравоохранения. ISPOR издает научно-практический журнал «Экономическая оценка в здравоохранении» (Value in Health).
В 2003 г. было учреждено Международное общество оценки технологий здравоохранения - HTAi (Health Technology Assessment International; www.htai.org), членами которого являются организации и отдельные представители из 59 стран. В фокусе внимания HTAi - разработка инструментария проведения ОТЗ на уровне ЛПУ и создание моделей оказания интегрированной медицинской помощи и повышения ее доступности. HTAi подписаны меморандумы о сотрудничестве в продвижении ОТЗ с такими организациями, как ВОЗ и ее региональные отделения, INAHTA, Европейская комиссия и американское Агентство по исследованиям в здравоохранении и его качеству (Agency for Health Research and Quality, AHRQ). HTAi издает «Международный журнал по оценке технологий в здравоохранении» (International Journal of Technology Assessment in Health Care).
Особой интенсивностью отличаются процессы интеграции в области ОТЗ в Европе. Уже на начальных этапах становления систем ОТЗ в европейских странах на передний план выдвинулись вопросы сотрудничества и обмена информацией, стала очевидной необходимость формализации сотрудничества между растущим числом европейских учреждений и институтов, занятых в этой сфере. Начиная с 1990-х гг., стали последовательно реализовываться проекты в области ОТЗ: EUR-ASSESS (1994-1997), HTA-Europe (1997-1999), ECHTA (1999-2001), которые привели к созданию в 2006 г. Европейской сети оценки технологий здравоохранения - EUnetHTA (European Network for Health Technology Assessment; www.eunethta.eu). Сеть явилась ответом на решение ЕС и Европейской комиссии учредить официальную, постоянно действующую и эффективную организацию, объединяющую структуры по ОТЗ в Европе.
71
н 2
d
о
о. <
X
>
d
*
ш 5
72
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
ш
Она объединяет не только ведущие агентства, но и отделы министерств здравоохранения и группы исследователей, специализирующихся в области оценки технологий здравоохранения в странах, где формальных агентств не создано. В сеть входят 64 организации из 34 стран, в ней представлены все государства-члены Европейского союза, а также другие страны Европы (Исландия, Норвегия, Сербия, Швейцария, Россия). Среди неевропейских стран-членов сети - США, Канада, Австралия и Израиль. Главная цель EU net HTA - способствовать повышению значимости ОТЗ в политике здравоохранения в Европе и внедрению ОТЗ в странах с ограниченным опытом в этой области.
Первый проект Европейской сети ОТЗ в 2006-2008 гг. был посвящен анализу стандартов отчетности в области ОТЗ, условий для взаимодействия при подготовке отчетов и для обмена результатами оценки технологий здравоохранения между странами Европы. В настоящее время в рамках сети реализуется совместный проект 2010-2012 гг. (Joint Action 2010-2012 гг.), сфокусированный на трех важнейших направлениях:
1) выработка единых методологических руководств,
2) проведение ОТЗ с участием организаций-членов сети,
3) распространение результатов оценок в Европе.
Важным направлением деятельности Европейской
сети ОТЗ является разработка коммуникационных инструментов для обеспечения взаимодействия между членами сети на основе использования интернет -технологий, позволяющих аккумулировать и хранить большие объемы информации и лишенных недостатков низкоэффективных и затратных по времени способов коммуникации посредством обмена электронными посланиями или прямого общения.
В рамках проекта 2010-2012 гг. функционирует 8 рабочих групп. Особого внимания заслуживают результаты работы рабочей группы № 4 по созданию стержневой модели ОТЗ (HTA Core Model). С помощью этой модели можно адаптировать данные кли-нико-экономической оценки, полученные совместными усилиями органов по ОТЗ в разных странах, к условиям отдельной страны. Применение стержневой модели позволяет внедрять инновационные подходы при подготовке экспертных заключений, существенно упростить процесс их подготовки на европейском уровне и улучшить их качество.
Модель представляет собой стандартизованный высокоструктурированный метод подготовки и представления данных клинико-экономической экспертизы с применением вэб-технологий. Она состоит из девяти мультидисциплинарных доменов, которые подразделяются на темы и подтемы. Различные комбинации доменов, тем и подтем формируют элементы ОТЗ, которые делятся на существенные и несущественные в зависимости от степени важности с позиций политики здра-
воохранения и возможности переноса данных оценки из страны в страну. Для каждой технологии производится оценка релевантности каждого ее элемента, и по каждому релевантному элементу формулируется конкретный вопрос исследования. В стержневой модели оцениваются только существенные элементы. С помощью модели на основе систематического обзора литературы готовятся отчеты по существенным (стержневым) элементам ОТЗ (Core HTAs), содержащие обзор результатов оценки по каждому домену.
Подготовка отчетов по существенным элементам ОТЗ или более упрощенных (либеральных) вариантов отчетов, когда оценкой охвачены только один или несколько (но не все девять) доменов (liberal use), ведется группами исследователей из разных стран, деятельность которых координируется из одного центра. В первых двух пилотных проектах по построению стержневых моделей ОТЗ - для хирургических и диагностических медицинских изделий - в качестве координатора выступало финское агентство по ОТЗ (FINOHTA). При этом стержневая модель не может подменять процесс ОТЗ в конкретной стране или регионе. Она не содержит рекомендаций относительно внедрения тех или иных технологий (табл. 2).
Еще одно важное направление деятельности Европейской сети ОТЗ, реализуемое рабочей группой № 7, - это создание и поддержание структурированной и стандартизированной онлайн базы данных EVIDENT, позволяющей обмениваться информацией по новым технологиям для устранения пробелов доказательной базы, выработки совместных рекомендаций по проведению дальнейших исследований или получения дополнительных сведений о новой технологии до ее выхода на рынок. Интернационализация технологий здравоохранения вынуждает органы по ОТЗ разрабатывать способы обмена доказательствами и результатами оценки. Большим препятствием для внедрения новых высокозатратных технологий и принятия решений о возмещении затрат является недостаточность данных о клинической эффективности, полученных в реальной практике или прагматических клинических исследованиях. В ряде стран созданы политические механизмы, обеспечивающие временный доступ на рынок перспективных технологий при условии, что в последующем будут предоставляться дополнительные данные в поддержку решения (доступ с генерацией дополнительных доказательств, access with evidence generation, AEG). Цель EVIDENT аккумулировать доказательные данные по перспективным технологиям и облегчать принятие обоснованных решений по их своевременному внедрению в международном масштабе.
Новым направлением деятельности Европейской сети ОТЗ, реализуемым рабочей группой № 5, является сотрудничество в области совершенствования и стандартизации методологии оценки сравнительной эффек-
Домены модели*
Отчет по оценке существенных элементов ОТЗ
Локальный отчет по ОТЗ
1. Проблема здравоохранения и технология для ее решения, используемая на данный момент
2. Описание и технические характеристики технологии
3.Безопасность
4. Эффективность (включая точность)
5. Затраты и экономическая оценка
6. Анализ этических аспектов
СО
Мультидисциплинарная оценка с помощью HTA Core Model
Все существенные элементы
Обзор результатов оценки
Отсутствие рекомендации по применению технологии
СО
Оценка технологии для локального применения Информация из отчета по существенным элементам ОТЗ и/или из совокупности структурированных данных по ОТЗ
7. Организационные аспекты
8. Социальные аспекты
9. Юридические аспекты
Возможность упрощенного варианта HTA Core Model
Учитываются местные данные и потребности
* Жирным шрифтом выделены наиболее существенные из 9 доменов.
тивности ЛП (Relative Effectiveness Assessment, REA). Согласно определению Фармацевтического форума, созданного по инициативе Европейской комиссии по содействию качеству и инновациям в здравоохранении посредством совершенствования механизмов ОТЗ, REA представляет собой методологию сравнения - в условиях реальной практики - безопасности и эффективности двух или нескольких альтернативных технологий здравоохранения, используемых для достижения одного и того же желаемого результата лечения [8]. В 2007 г. Фармацевтический форум выступил с инициативой наладить открытый и надежный обмен данными по сравнительной клинической эффективности между регулирующими органами, структурами по ОТЗ и компаниями-производителями на протяжении жизненного цикла ЛП, включая период до принятия решений о маркетинговой авторизации и постлицензионный период. Главная цель такого обмена - снизить барьеры доступа на рынок инновационных препаратов и усилить контроль над ценами [9].
В настоящее время работа в рамках рабочей группы № 5 Европейской сети ОТЗ ведется по двум направлениям. Во-первых, идет подготовка единого руководства по методологии оценки сравнительной эффективности ЛП, базирующегося на анализе методик, применяемых в 29 странах, и предстоит интеграция этой методологии в стержневую модель ОТЗ. Во-вторых, разрабатывается облегченная модель оценки сравнительной эффективности (на базе оценки только ограниченного числа существенных элементов ОТЗ) для ускорения решений по возмещению стоимости и расширения доступности ЛП.
Методология оценки сравнительной эффективности (REA) позволяет преодолеть узкие места национальных систем оценки, устранить несогласованность между стандартами подготовки отчетов по ОТЗ различных стран и минимизировать ее негативное влияние на принятие окончательного решения о вне-
дрении инновационных технологий. С помощью REA появляется также возможность добиться контроля над ростом цен на ЛП. Эта методология помогает устранить дублирование усилий, которое, в частности, имеет место при оценке высокозатратных препаратов, например, онкологических, когда в процесс оценки одновременно вовлечены сразу несколько отдельных национальных и региональных агентств по ОТЗ, между которыми нет должного обмена информацией.
Европейская сеть ОТЗ - это устойчивая структура для постоянного международного сотрудничества, координации совместных проектов в области ОТЗ, облегчения обмена стандартизированной информацией между учреждениями-партнерами, передачи знаний и опыта новым государствам, регионам и организациям, желающим создать собственную систему ОТЗ для формирования политики здравоохранения на основе научных данных. На сегодняшний день Европейская сеть ОТЗ - одно из самых эффективных с точки зрения влияния на политику здравоохранения международных объединений в области ОТЗ, опыт которого может служить моделью при построении сотрудничества в области стандартизации клинико-экономиче-ской экспертизы на территории ближнего зарубежья.
Сегодня страны бывшего СССР предпринимают шаги по гармонизации и унификации контрольно-разрешительных и надзорных функций. Так, в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана предполагается ввести взаимное признание результатов клинических исследований и регистрационных удостоверений лекарственных средств, медицинских изделий и техники для повышения их доступности. Эти шаги дадут ожидаемый результат при соблюдении важного условия - гармонизации регуляторной практики государств-участников с лучшими мировыми образцами, в первую очередь европейскими. Другим ключевым условием улучшения качества медицинской помощи
73
74
и увеличения доступности ЛП и прочих технологий здравоохранения может стать гармонизация методологических подходов и руководств по ОТЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня ОТЗ - признанный во всем мире инструмент повышения эффективности расходования ограниченных средств, способствующий прозрачности и обоснованности решений по включению ЛП и других медицинских технологий в ограничительные перечни и целевые программы, финансируемые из средств системы здравоохранения. В разных странах ОТЗ по-разному влияет на политику здравоохранения. Каждая страна самостоятельно решает вопрос о финансировании или возмещении стоимости лекарственных средств и других медицинских технологий. Международный опыт показывает, что такие ключевые решения должны оставаться исключительной прерогативой суверенных государств. Однако без устойчивой и развивающейся кооперации в области ОТЗ невозможно добиться совершенствования ее методологических принципов и инструментов, стандартов подготовки руководств и отчетов, повысить их качество и надежность, обеспечить своевременный и беспрепятственный приход новых перспективных технологий на рынок. Активно развивающееся в Европе и мире международное сотрудничество в области ОТЗ, создание интернациональных ассоциаций, обществ, сетей, несомненно, будет способствовать решению перечисленных выше задач. Одновременно страны, только начинающие свой путь в ОТЗ, такие как Россия, получают отличную возможность использовать результаты обобщенного международного опыта и избежать необходимости учиться на собственных ошибках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Омельяновский В. В., Авксентьева А. М. Предпосылки и перспективы формирования национальной институциональной системы оценки медицинских технологий в России. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2012; 1 (7): 54-56.
2. Sorenson C. The role of HTA in coverage and pricing decisions: A crosscountry comparison. Euro Observer. The Health Policy Bulletin of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2009; 11 (1): 1- 4.
3. Обзор руководств по оценке технологий в здравоохранении: основные условия построения экономических моделей. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2012; 1 (7): 35-41.
4. Kristensen F.B., Lampe K., Chase D., Lee-Robin S. H., Wild C., Moharra M., Garrido M. V., Nielsen С. З., Rottingen J., Neikter S. A. Bistrup M. L. Practical tools and methods for health technology assessment in Europe: Structures, methodologies, and tools developed by the European network for Health Technology Assessment, EUnetHTA. International Journal of Technology Assessment in Health Care, 2009: 25: Supplement 2, 1-8.
5. Wildson T., Serota A. Comparative analysis of the role and impact of Health Technology Assessment. Charles River Associates, May 2011, 2.
6. Boehm J. Long-term perspective on HTA in the European Union. Presentation at the International Conference "International experience of Health Technology Assessment and prospects of its implementation in Russia", Moscow, May 21, 2012.
7. Kristensen F. B., Maijuka M., Garrido M. V, Anttila H., Autti-Ramo, Ilona, Hicks N. J., Hofmann B., Koivisto J., Kunz R., Karki P., Malvivaara A., Meiesaar K. The HTA Core Model: A novel method for producing and reporting health technology assessments. International Journal of Technology Assessment in Health Care. 2009; 25: Supplement 2: 9-20.
8. URL: http://ec.europa.eu/pharmaforum/docs/rea_principles_en.pdf
9. URL: http://ec.europa.eu/pharmaforum/docs/rea_data_en.pdf
Сведения об авторе:
Максимова Людмила Валериевна
руководитель отдела международного сотрудничества и стратегического развития НЦОТЗ, канд. эконом. наук
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 88 Тел.: +7 (495) 545 09 27 E-mail: [email protected] www.hta-rus.ru
CL
О
L0 _ü m
INTERNATIONAL EXPERIENCE
International Cooperation in the Field of Health
i Technology Assessment
o L. V. Maksimova
s National Center for Health Technology Assessement, 117335, Moscow, post-office box 88, Russia s
O The article discusses problems of cross-border harmonization and standardization of the methodological aspects of health technology assessment,
^ including clinical and economic evaluation, factors and forms of international cooperation, activities of transnational associations in HTA, as well as
X the latest methodological developments of the European Network for Health Technology Assessment ( EUnetHTA).
X
LU KEYWORDS: International Network of Agencies for Health Technology Assessment, (INAHTA), International Society for Pharmacoeconomics and
^ Outcomes Research (ISPOR), Health Technology Assessment International, (HTAi), European Network for Health Technology Assessment, EUnetHTA,
S HTA Core Model, EVIDENT database relative effectiveness assessment (REA).