ТРУДЫ ВНИРО
ТОМ 145 2005
УДК 639.2/3: 061.4
АИ. Глубоков, БН. Котенев, ЮН. Ефимов, ВМ. Борисов, ДА. Васильев
Международное сотрудничество России в области рыбного хозяйства
В соответствии с положениями Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., цель национальной морской политики России в части, касающейся международной деятельности, — реализация и защита интересов отечественного рыболовства в Мировом океане за пределами ИЭЗ России.
В развитие положений Морской доктрины 2 сентября 2003 г. правительством Российской Федерации была одобрена концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г. Одним из основных направлений реализации концепции является создание условий для работы российского рыбопромыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового океана.
Основные задачи международного сотрудничества России в области рыбного хозяйства следующие:
1. Разработка принципов устойчивого управления запасами гидробионтов международных вод и открытых частей Мирового океана, включая трансграничные запасы:
• научное обоснование величин ОДУ и национальных квот России в конвенционных и открытых районах Мирового океана, а также рыболовных зонах иностранных государств;
• отстаивание интересов отечественного рыболовства и биологической целесообразности при выработке международных мер регулирования промысла;
• научное обоснование экономической целесообразности промысловой эксплуатации недоиспользуемых национальным промыслом водных биологических ресурсов зон иностранных государств;
• развитие системы мониторинга состояния морских экосистем.
2. Биоэкономическое обоснование целесообразности возвращения российского флота в разведанные районы Мирового океана.
3. Разработка рекомендаций по эффективному освоению перспективных объектов промысла.
4. Биологическое обоснование разграничения морских пространств в спорных участках.
5. Реализация и защита свободы открытого моря, включая свободу рыболовства и ресурсных исследований.
Решение указанных задач обеспечивается научными исследованиями:
• водных биологических ресурсов и динамики экосистем Мирового океана;
• отдельных звеньев трофических цепей, потока энергии и энергетического баланса экосистем Мирового океана;
• климато-океанологических явлений, включая влияние долгопериодных и ко-роткопериодных климатических изменений на состояние экосистем Мирового океана и биоресурсов;
• принципов и методов, направленных на снижение экологической нагрузки на акватории Мирового океана.
Международная деятельность России в области рыбного хозяйства ежегодно обеспечивает российский рыболовный флот квотами на водные биологические ресурсы в объеме более 1 млн 200 тыс. т, стоимость которых в ценах 2005 г. превышает 1100 млн долл. США.
Россия является участницей 15 многосторонних организаций, в сферу деятельности которых входит сотрудничество в области рыбного хозяйства, и 52 межправительственных соглашений по рыбному хозяйству с 36 странами мира.
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) подписана 3 марта 1973 г. Она вступила в силу в 1975 г. Россия подписала конвенцию в 1994 г.
Конвенция — одно из наиболее масштабных природоохранных соглашений, ее членами являются свыше 150 государств.
В приложения СИТЕС занесено свыше 30 тыс. видов флоры и фауны. Виды, занесенные в приложение I, рассматриваются как находящиеся под угрозой полного исчезновения. Коммерческая торговля ими полностью запрещена. Приложение II включает виды, для которых существует риск исчезновения в будущем, и коммерческая торговля ими должна строго контролироваться.
С 1 апреля 1998 г. все осетровые виды рыб (кроме видов, включенных ранее в приложение I) вошли в приложение II конвенции. Постановлением правительства Российской Федерации «О мерах по выполнению рекомендаций 10-й Конференции государств, подписавших Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении осетровых видов рыб» от 17 августа 1998 г. № 968 Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (позднее Госкомрыболовство России) определено административным органом СИТЕС в отношении осетровых видов рыб.
Функции научного органа в РФ в отношении осетровых видов рыб возложены на ВНИРО и межведомственную ихтиологическую комиссию (МИК).
В соответствии с положениями конвенции научный орган СИТЕС в РФ в отношении осетровых видов рыб осуществляет:
• подготовку и представление в административный орган СИТЕС экспертных заключений по объемам национальных экспортных квот на пищевую продукцию из осетровых (включая икру) на основании анализа данных, полученных институтами отрасли по состоянию запасов и численности осетровых;
• экспертизу материалов, представляемых экспортерами, и подготовку научных рекомендаций по возможному экспорту (реэкспорту) осетровых (в том числе живых) и продукции из них (включая пищевую и оплодотворенную икру); сбор сведений и анализ использования национальных экспортных квот;
• научное обеспечение (с привлечением отраслевых институтов) формирования позиций административного органа СИТЕС России в отношении осетровых видов рыб, включая подготовку информации по запросам секретариата СИТЕС и предложений российской стороны для совещаний и конференций сторон конвенции, Прикаспийских государств и других международных организаций;
• методическое обеспечение работ по учету состояния и регистрации ремонт-но-маточных стад осетровых в аквакультуре и по разработке прогноза возможных объемов экспорта продукции аквакультуры;
• проведение работ по сертификации и идентификации осетровых и продукции из них (включая пищевую икру) с помощью молекулярно-генетических методов; с этой целью при научном органе СИТЕС в РФ в отношении осетровых видов рыб создан Центр молекулярно-генетической идентификации и российская национальная коллекция эталонных образцов ДНК осетровых, насчитывающая более 5000 образцов. Филиалы Центра молекулярно-генетической идентификации созданы в ФГУП «АзНИИРХ» и ФГУП «КаспНИРХ».
Региональные направления международного сотрудничества России в области рыбного хозяйства
Это сферы рыбохозяйственной деятельности Российской Федерации, связанные с особенностями отдельных регионов Мирового океана.
Значение различных регионов Мирового океана в российском вылове водных биологических ресурсов приведено на рис. 1.
АТЛАНТИКА, СЕВЕРНАЯ АТЛАНТИКА
Многосторонние рыбохозяйственные организации
Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов (ИККАТ).
В настоящее время членами ИККАТ, включая Россию, являются 26 государств и Европейский Союз. Конвенция вступила в силу 21 марта 1969 г. СССР присоединился к конвенции 7 января 1977 г. Район действия конвенции охватывает все воды Атлантического океана, включая прилегающие моря. Для целей конвенции создана международная комиссия по сохранению атлантических тунцов. Целью конвенции является сотрудничество в поддержании численности популяций тунцов и тунцовых рыб, позволяющее получать их максимально устойчивый улов. В последние годы вылов России в конвенционном районе составляет около 6-10 тыс. т.
Конвенция о международном совете по исследованию моря (ИКЕС) функционирует более 100 лет, координирует национальные научные морские рыбохозяйственные и экосистемные исследования в Северной Атлантике, включая прилегающие моря. Международный совет по исследованию моря был учрежден в Копенгагене 22 июля 1902 г.
Членами ИКЕС являются 19 стран, включая Россию.
Деятельность ИКЕС осуществляется в рамках регулярных и специальных научных рабочих групп. Финансовой основой деятельности ИКЕС являются национальные взносы стран-членов, а также заказы на разработку научных рекомендаций по эксплуатации запасов промысловых рыб, поступающие от международных организаций (например, НЕАФК) и групп стран (например, ЕС).
Работа ИКЕС состоит в подготовке научных рекомендаций по величине ОДУ для НЕАФК, ИБСФК и НАСКО. Всего в этом процессе задействовано более 100 рабочих и исследовательских групп различных научных комитетов ИКЕС. Однако основная работа ведется в рамках рабочих и научных групп комитета по живым ресурсам (LRC), комитета по управлению ресурсами (RMC), комитета по промысловой технологии (FTC), балтийского комитета (BCC) и консультативного комитета по регулированию рыболовства (ACFM). В этих комитетах существует около 50 различных групп, из которых около 30 так называемых сырьевых и методологических групп, которые готовят варианты регулирования промысла для отдельных запасов рыб. Российские ученые принимают участие в работе на постоянной
ЮВТО Антарктика
СБА
Рис. 1. Значение различных регионов Мирового океана в российском вылове водных биологических ресурсов в стоимостном выражении
основе только в 11 группах, т.е. в тех, на которых рассматриваются запасы, представляющие интерес для отечественного рыболовства. К таким группам относятся рабочая группа по арктическому рыболовству, северо-западная рабочая группа, рабочая группа по северным пелагическим рыбам и путассу, рабочая группа по скумбрии, ставриде, сардине и анчоусу, рабочая группа по донным рыбам северного шельфа, рабочая группа по северо-атлантическому лососю, рабочая группа по оценке рыболовства в Балтийском море, рабочая группа по балтийскому лососю и кумже, а также методологические рабочие группы по математическим методам оценки, предосторожному подходу и группа по разработке долговременных рекомендаций. В других группах наше участие эпизодическое, что влечет за собой ограничение возможности доступа к научной информации, представляемой учеными других стран, и невозможность освоения современной методологии исследований, что, конечно, сказывается на качестве подготовки прогнозов промыслового изъятия морских гидробионтов в отечественных водах.
Окончательные рекомендации по величине ОДУ на основе предложений рабочих групп формулируются на ACFM, рекомендации которого являются официальными рекомендациями ИКЕС. С 2005 г. подготовка рекомендаций ИКЕС по величине ОДУ и мерам регулирования рыболовства промысловых рыб в СВА и Балтийском море включает новое звено — независимую экспертизу. Новая схема выглядит следующим образом: рабочая группа — группа независимых экспертов — ACFM — рекомендации. Формально организация групп независимых экспертов преследует цель обеспечения прозрачности при подготовке прогнозов ИКЕС. В состав групп экспертов по рекомендации бюро ИКЕС (июнь 2004), ACFM (консультации на ежегодной сессии ИКЕС 2004 г., Doc.12) и совета ИКЕС (С.М. 2004^е1 104/19/1) входят председатель (член ACFM), 2-3 независимых эксперта, выбираемых по представлению секретариата ИКЕС и научных комитетов и не имеющих отношения к работе рассматриваемой рабочей группы, а также представители стран—членов ИКЕС, назначаемые национальными делегатами. Члены ACFM также могут участвовать в работе экспертных групп.
Таким образом, в новой схеме основная работа по анализу отчетов рабочих групп и подготовке проектов рекомендаций по величине ОДУ и мерам регулирования рыболовства переносится в экспертные группы. ACFM на своих подгруппах и пленарных заседаниях рассматривает уже готовые проекты рекомендаций, поступающие от экспертных групп, и принимает окончательные рекомендации.
Несмотря на то что российские специалисты не смогли в 2004 г. участвовать в работе групп независимых экспертов, на сессиях ACFM удалось отстоять увеличение величины ОДУ путассу, арктической трески, аркто-норвежской сельди, сайды, балтийской сельди и шпрота, отвести предложение о введении моратория на промысел пикши банки Роколл и трески Восточной Балтики. В районе НАФО были впервые определены величины ОДУ и получены квоты вылова для России по окуню подрайона 30, белого налима и колючего ската.
В настоящее время деятельность ИКЕС ориентирована на расширение экосис-темных исследований, включая проект по управлению экосистемой Балтийского моря, при этом основным направлением деятельности остается анализ конкретных систем запас-промысел с выработкой научных рекомендаций по величине общих допустимых уловов и иным мерам регулирования промысла.
Конвенция о сохранении лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО). Вступила в силу в 1983 г. Ратифицирована СССР в 1984 г. Государства-участники Конвенции: Россия, Канада, Дания (в отношении Фарерских островов и Гренландии), Исландия, США, а также страны ЕС. Конвенция применяется к запасам лосося, мигрирующего за пределы районов юрисдикции в области рыболовства прибрежных государств Атлантического океана, к северу от 36° с.ш. по всему пути их миграции. Промысел лосося за пределами территориальных вод прибрежных государств запрещается, за исключением района деятельности Западногрен-ландской комиссии и в районе деятельности комиссии Северо-Восточной Атлан-
тики (СВА) в пределах района юрисдикции Фарерских островов в области рыболовства. Целью организации является содействие сохранению, восстановлению, увеличению запасов лосося и рациональному управлению ими. Предпринимаемые по условиям конвенции меры сохранения способствуют увеличению запасов лосося в реках Кольского полуострова, Архангельской области и Карелии.
СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АТЛАНТИКА
Многосторонние рыбохозяйственные организации
Основная задача Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана, (НЕАФК) — регулирование промысла в водах Атлантического и Ледовитого океанов и прилегающих к ним морей, которые лежат к северу от 36° с.ш. между 42° з.д. и 51° в.д. (исключая часть Атлантики к северу от 59° с.ш. между 44-42° з.д., Балтийское море, Средиземное море и прилегающие к нему воды). Конвенция вступила в силу в 1982 г. СССР была ратифицирована 23 апреля 1982 г.
Конвенция НЕАФК распространяется на все рыбные ресурсы района регулирования, за исключением морских млекопитающих, сидячих видов, а также далеко мигрирующих и анадромных видов. Комиссия выносит рекомендации в отношении промысла, осуществляемого за пределами районов, находящихся под юрисдикцией договаривающихся сторон. Комиссия может выносить рекомендации по мерам регулирования промысла, осуществляемого в районах, находящихся под юрисдикцией договаривающихся сторон в области рыболовства, при условии, что конкретная договаривающаяся сторона попросит об этом.
Рекомендации НЕАФК являются обязательными для договаривающихся сторон, если не будут заявлены возражения со стороны трех и более участников.
НЕАФК принимает решения по величине ОДУ и другим мерам регулирования, основываясь на научных рекомендациях ИКЕС, других научных материалах, а также решениях совещаний стран, имеющих статус прибрежных относительно рассматриваемых запасов. В рамках НЕАФК организован ряд специальных научных групп для анализа отдельных актуальных вопросов регулирования промысла.
В настоящее время членами НЕАФК являются: Россия, Норвегия, Исландия, Фарерские острова, Польша, Эстония и страны ЕС (все страны ЕС представлены как одна из договаривающихся сторон). По состоянию на конец 2004 г. Польша и Эстония находились в процессе оформления выхода из НЕАФК как самостоятельных стран и вхождения в эту организацию в составе ЕС.
Российские рыболовные интересы в конвенционных районах СВА связаны прежде всего с окунем моря Ирмингера, путассу, сельдью, скумбрией, пикшей банки Роколл и рядом глубоководных видов.
В открытой части Северной Атлантики, находящейся под регулированием НЕАФК, в 2003 г. Россией было выловлено 24 тыс. т сельди, 188 тыс. т путассу, 30 тыс. т скумбрии, 31 тыс. т окуня, 4 тыс. т пикши и других гидробионтов.
Основным назначением совещаний стран, прибрежных относительно запаса норвежской весенне-нерестующей (атлантическо-скандинавской) сельди, которые проходят с 6 мая 1996 г., является согласование ОДУ и национальных квот для данного запаса. Сторонами, имеющими статус прибрежных государств относительно данного запаса, являются Россия, Норвегия, Исландия, Фарерские острова и страны ЕС.
В связи с сильными колебаниями численности поколений сельди оценка ее запаса является весьма сложной задачей. На протяжении последних лет на совещаниях Россией представляются результаты национальных исследований, основанные на более углубленном анализе информационной базы модельного анализа запаса сельди. Так, в частности, российские результаты показывают допустимость изъятия промыслом в 2005 г. 1077 тыс. т сельди, что почти на 190 тыс. т больше величины ОДУ, рекомендованной ИКЕС.
В 2003 г. российский вылов атлантическо-скандинавской сельди составил 130 тыс. т при общем вылове всеми странами 740 тыс. т.
На протяжении двух последних лет на совещаниях по инициативе Норвегии ведутся сложные консультации по возможному пересмотру распределения ОДУ на национальные квоты. До 2002 г. схема деления ОДУ на национальные квоты выглядела следующим образом (%): Россия — 13,62; Норвегия — 57; Фарерские острова — 5,5; Исландия — 15,5; ЕС — 8,4.
Основной задачей совещаний стран, прибрежных относительно запаса путассу (Норвегия, Исландия, Фарерские острова и ЕС), проводимых с 9 февраля 2000 г., является согласование ОДУ и национальных квот для данного запаса. Несмотря на постоянное предоставление научных данных о наличии путассу в своих национальных водах, Россия формально пока не рассматривается как прибрежное относительно запаса путассу государство и носит статус приглашенной стороны, однако в полной мере участвует в решении всех вопросов, выносимых на совещания.
До настоящего времени ОДУ и национальные квоты для запаса путассу не устанавливаются и промысел ведется по потребности. Запас пока находится в хорошем состоянии, позволяющем, по оценке российских ученых, в 2005 г. изъять 1300 тыс. т без угрозы отрицательных последствий. Объем российского вылова путассу в 2003 г. составил 360 тыс. т. Дальнейшее его увеличение в настоящее время сдерживается экономическими причинами.
Для оценки запаса путассу с 2000 г. Россия использует специальные отечественные популяционные модели, устойчивые к низкому качеству информационного обеспечения. Использование данной методологии позволило успешно защищать интересы отечественного промысла и противодействовать необоснованным рекомендациям о закрытии промысла, сделанным ИКЕС в 2001 г., а также занижению ОДУ в последующие годы.
Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах (ИБСФК) вступила в силу 28 июля 1974 г. Ратифицирована СССР 20 февраля 1984 г. Действие конвенции распространяется на воды Балтийского моря и Бельтов, за исключением внутренних вод, ограниченные с запада линией, проведенной от мыса Ласеноре до пункта Гнибен, от Колрсхаге до Сподсбьерг и от мыса Гильберг до Куллен. Основная цель конвенции — регулирование рыболовства в регионе, организация и проведение исследований по оценке состояния биоресурсов, выработка рекомендаций, способствующих сохранению рыбопромысловых запасов. Для целей конвенции учреждена Международная комиссия по рыболовству в Балтийском море. Основные объекты промысла в конвенционном районе: шпрот, салака, треска, лосось. В последние годы российская национальная квота составляла: по шпроту 50-55 тыс. т, по салаке 12-15 тыс. т, по треске 3,75 тыс. т, по лососю менее 10 тыс. экз.
В настоящее время в конвенцию фактически входят только два участника: Россия и ЕС. Комиссия ЕС в Брюсселе с подачи ее генерального директората по рыболовству «твердо уверена», что наиболее оптимальный способ будущего управления рыбными ресурсами Балтийского моря — это формат именно двустороннего ЕС-Россия соглашения по рыболовству, которое может быть ограничено на ближайшую перспективу лишь Балтийским морем. Подобное соглашение должно включать взаимное разрешение на рыболовный промысел, обмен рыболовными квотами, а также договоренности по техническим мерам регулирования рыболовства. Одновременно во исполнение Договора о присоединении к Евросоюзу (состоялось 1 мая 2004 г.) данное соглашение ЕС-РФ включило бы в себя также имеющиеся двусторонние соглашения РФ с Эстонией, Финляндией, Латвией, Польшей и Швецией, в результате чего стороны пришли бы к единому двустороннему соглашению.
Двустороннее рыбохозяйственное сотрудничество
В настоящее время действует 18 двусторонних соглашений по сотрудничеству России в области рыбного хозяйства с прибрежными странами Северо-Восточной Атлантики, и одно — трехстороннее (Россия, Исландия, Норвегия).
Смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству (СРНК) действует в соответствии с соглашениями между правительствами обеих стран о сотрудничестве в области рыболовства от 11 апреля 1975 г. и о взаимных отношениях в области рыболовства от 15 октября 1976 г. В октябре 2004 г. состоялась 33 сессия СРНК. В рамках комиссии принимаются решения по величинам ОДУ основных совместно эксплуатируемых запасов в Норвежско-Баренцевоморском регионе: трески, пикши, мойвы. Российские инициативы последних лет по увеличению ОДУ трески с 500 до 600 тыс.т в условиях роста запаса сдерживаются увлечением ИКЕС предосторожным подходом и экономическими соображениями норвежской стороны. На сессиях комиссии утверждаются научные программы совместных исследований на предстоящий год либо при необходимости по некоторым видам на 3-4 года. СРНК использует в своей работе рекомендации ACFM, но нередко принимает свои, отличные от этих рекомендаций, решения.
В рамках комиссии создан постоянный комитет по контролю за соблюдением совместно принятых мер регулирования промысла, а также рабочая группа по разработке стратегии долгосрочного устойчивого управления запасами региона.
В соответствии с двусторонними рыболовными соглашениями России с правительством Дании и местным правительством Гренландии от 7 марта 1992 г., правительством Дании и местным правительством Фарерских островов от 27 ноября 1977 г., правительством Исландии от 25 апреля 1977 г. заключены и действуют смешанные российско-фарерская и российско-исландская комиссии по рыболовству, а также российско-гренландские консультации по взаимоотношениям в области рыболовства. На ежегодных сессиях этих комиссий и консультаций стороны обмениваются результатами промысла в ИЭЗ друг друга за прошедший год и устанавливают объемы взаимного вылова на предстоящий год. Так, на 2004 г. в ИЭЗ Фарерских островов Россия получила возможность выловить 203300 т путассу и 8600 т скумбрии. В ИЭЗ Гренландии квота России на морского окуня составила 4750 т, на черного палтуса 1800 т. Кроме того, в рамках этих комиссий и консультаций обсуждаются возможности научно-технического сотрудничества в области рыбохозяйственных исследований. В отношении Исландии речь пока может идти только о взаимном подчеркивании важности научного сотрудничества по основным объектам промысла, таким, как сельдь, путассу, скумбрия, окунь, треска и другие донные рыбы.
Правовой основой взаимоотношений со странами Балтии являются следующие три межправительственных соглашения:
1. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Латвийской Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Соглашение было совершено 21 июля 1992 г. Итоги выполнения соглашения с Латвией рассматриваются на ежегодно проводимых двусторонних российско-латвийских консультациях.
2. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Соглашение совершено 29 июня 1999 г. В рамках соглашения с Литвой создана смешанная российско-литовская комиссия по рыбному хозяйству, на ежегодных сессиях которой рассматриваются вопросы сотрудничества и принимаются соответствующие рекомендации.
Целью сотрудничества в рамках соглашений с Латвией и Литвой является координация рыбохозяйственной политики и практической деятельности в целях исследования, оптимального использования и сохранения живых ресурсов Мирового океана, в том числе Балтийского моря. Каждая из сторон предоставляет в случае возможности рыболовным судам другой стороны право ведения промысла в районах Балтийского моря, подпадающих под ее суверенные права и юрисдикцию, учитывая традиционность такого промысла.
3. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области сохранения и использования рыбных запасов в Чудском, Теплом и Псковском озерах — правовая основа взаимоотношений с Эстонией. Соглашение было совершено 4 мая 1994 г. Цель сотрудничества — сохранение и совместное использование рыбных ресурсов упомянутых озер. Для реализации целей соглашения учреждена межправительственная комиссия по рыболовству в Чудском, Теплом и Псковском озерах. На сессиях комиссии, проводимых не реже двух раз в год поочередно в России и Эстонии, рассматриваются вопросы управления рыбными запасами, координации научных исследований, возможность и порядок ведения промысла биоресурсов рыболовными судами одной страны в водах другой страны, установления ОДУ по видам рыб и распределения его между странами, а также возникающие спорные вопросы и инциденты, касающиеся рыболовной деятельности.
Правовой основой сотрудничества с Республикой Польша является Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша о взаимных отношениях и сотрудничестве в области рыбного хозяйства, совершенное 5 июля 1995 г.
В соответствии с соглашением каждая из сторон может разрешать согласно своему законодательству рыболовным судам другой стороны осуществлять рыбный промысел в своей исключительной экономической зоне. Польской стороне с 1995 по 2001 г. выделялась квота на вылов минтая в ИЭЗ России в Охотском и Беринговом морях на условиях соответствующего возмещения (в порядке компенсации за добровольное прекращение нерегулируемого промысла минтая в центральной части Охотского моря). В рамках соглашения осуществляются мероприятия по воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства в Балтийском море и Калининградском (Вислинском) заливе.
Для реализации соглашения создана российско-польская смешанная комиссия по рыбному хозяйству, проведение сессий которой предусмотрено ежегодно на территории каждой из стран. В связи с тем, что у Польши образовалась задолженность за право промысла в ИЭЗ России за 1999-2001 гг., с 2002 г. российская сторона приостановила выделение квоты на вылов минтая в ИЭЗ России польскими судами. Сессии смешанной комиссии с 2002 г. не проводятся.
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АТЛАНТИКА
В настоящее время Россия наиболее активно сотрудничает в этом регионе в рамках Конвенции о будущем многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части Атлантического океана (НАФО). Конвенция вступила в силу 1 января 1979 г. Она была одобрена СССР 27 декабря 1978 г. Районом действия конвенции являются воды северо-западной части Атлантического океана (СЗА) к северу от 35° с.ш. и к западу от линии, идущей к северу от 35° с.ш. и от 42° з.д. до 59° с.ш., затем к западу до 44° з.д. и затем к северу до побережья Гренландии, а также воды залива святого Лаврентия, Денисов пролив и море Баффина к югу от 78° 10' с.ш. Район регулирования является частью конвенционного района за пределами вод, в которых прибрежные государства осуществляют юрисдикцию в области рыболовства. Организация силами своих научных комитетов и рабочих групп занимается изучением биологии промысловых гидробионтов региона, оценивает состояние их запасов и разрабатывает рекомендации по регулированию промысла. С начала 90-х гг. XX в. Россия значительно ослабила свой научный голос в этой организации. Основная причина — в свертывании здесь российского промысла, в полном прекращении национальных российских исследований в СЗА и участия в международных съемках по оценкам запаса. Отсутствие собственных исходных данных отрицательно сказалось на объеме, качестве и убедительности того научного вклада, который российская сторона могла вносить в научные комитеты НАФО. Неизбежным следствием этого явилась утрата российской квоты по хеку в зоне Канады, сокращение квот по треске и окуню районов 3М, 3N0 и 3LN, камбале-ершу в 3LN0, длиннохвостой камбале и палтусу в 3LMN0, кальмару-иллексу в подрайонах 3+4. Этому
же способствовало и снижение величины некоторых запасов промысловых гид-робионтов в СЗА. Для их восстановлении продлен мораторий на специализированный промысел трески, камбалы-ерша и длинной камбалы Лабрадора, Большой Ньюфаундлендской Банки (БНБ) и банки Флемиш-Кап, тупорылого макруру-са БНБ, Баффиновой Земли и Западной Гренландии.
В последние годы Россия активизировала участие в НАФО, делегируя своих представителей в рабочую группу по распределению рыболовных прав, которые отстаивали благоприятные условия для своего промысла, включая распределение блок-квоты между Россией и странами Балтии. В научный совет НАФО была представлена серия докладов о российских исследованиях в зоне, результаты которых были использованы научным комитетом НАФО при выработке рекомендаций по промыслу. Были определены ОДУ для пяти запасов, российские квоты по которым на 2004 г. составили: окунь 3М — 9137 т, окунь ^+2+3К — 25000 т, черный палтус 3LMNO — 1890 т, кальмар — 3+4 — 749 т, креветка 3L — 145 т. Продлена схема промысла креветки на банке Флемиш-Кап, в соответствии с которой российский флот может использовать 2100 судо-суток. При поддержке российской стороны была организована совместная НАФО/ИКЕС рабочая группа по северной креветке. Научный совет рекомендовал установить ОДУ на 2004 и 2005 гг. в районе 3М в объеме 45 тыс. т.
Стратегическая цель российского участия в НАФО — сохранение геополитического присутствия в конвенционных районах СЗА и максимально возможное расширение отечественного промысла в регионе.
Схема управления промысловыми запасами рыб в Северной Атлантике приведена на рис. 2.
Предварительные данные по установленным величинам ОДУ и квотам России по основным объектам и районам промысла Атлантики приведены в таблице.
ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНАЯ АТЛАНТИКА
Основу международного сотрудничества в области рыбного хозяйства в данном регионе составляет обеспечение возможности работы российского флота вдоль берегов Северо-Западной Африки на массовых пелагических видах рыб.
В настоящее время в этом регионе действуют два межправительственных соглашения России в области рыболовства (с Королевством Марокко и Исламской Республикой Мавритания) и три находятся в стадии подготовки (с Республикой Сенегал, Республикой Гвинея-Бисау и Гвинейской Республикой).
Двусторонняя рыбохозяйственная деятельность Российской Федерации и Королевства Марокко осуществляется в рамках соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства, подписанного 15 октября 2002 г. Направления и условия сотрудничества ежегодно согласовываются двумя странами на российско-марокканской смешанной комиссии по рыболовству. В октябре 2004 г. прошла 2-я сессия смешанной комиссии. В соответствии с решениями сессии квота вылова пелагических видов рыб на 2005 г. установлена в объеме 120 тыс. т для 12 российских рыбопромысловых судов, тоннаж которых не должен превышать 7765 брутто регистровых т. Минимальный размер ячеи пелагического или полупелагического трала по вытянутой диагонали должен составлять 40 мм. Российским рыболовным судам разрешено вести промысел на акватории к югу от 28° с.ш. следующих пелагических видов рыб: сардина, сардинелла, скумбрия, ставрида, рыба-сабля, анчоус. Прилов других видов пелагических и полупелагических рыб не должен превышать 5% от фактического объема вылова на судно в год. Перечень видов прилова был расширен на 2-й сессии смешанной комиссии. В качестве компенсации за предоставленные российским рыболовным судам промысловые возможности российская сторона выплачивает Королевству Марокко ежегодное финансовое возмещение в размере 17,5% от общей стоимости выпущенной готовой продукции.
Кроме того, в целях поощрения реализации в Марокко совместных проектов в области промысла мелких пелагических видов, включая непосредственно про-
Северо-Западная Атлантика Северо-Восточная Атлантика
Рис. 2. Схема управления промысловыми запасами рыб в Северной Атлантике
мысел, судостроение, береговую рыбоперерабатывающую промышленность и сбыт готовой продукции, ежегодно выделяется квота в объеме 80 тыс. т.
Стороны выполняют совместные исследования по научным программам, касающимся, в частности, факторов, которые определяют изменения морской среды и влияют на первичную продукцию и водные биологические ресурсы рыболовной зоны Марокко. Россия оказывает поддержку и содействие в том, что касается расширения возможностей Марокко в области оценки ресурсов и управления ими, исследований новых районов, технологий и аквакультуры.
Россия ежегодно привлекает научно-исследовательское судно для проведения исследований состояния запасов водных биологических ресурсов Атлантического сектора рыболовной зоны Марокко.
Основные задачи России в рамках данного соглашения следующие:
• добиваться ежегодного полного освоения квоты на вылов пелагических видов рыб, выделяемой России; в этом случае марокканская сторона готова увеличить квоту до 300-500 тыс. т в год;
• стремиться к расширению списка видов, вылов которых разрешен в качестве прилова; наиболее ценные виды прилова: зубаны, берикс и пагели;
• создавать совместные предприятия по промыслу и переработке рыбы; полностью осваивать квоту, выделяемую марокканской стороной для совместных предприятий;
• поскольку Россия является единственной страной, с которой у Королевства Марокко заключено соглашение с правом прямого вылова, необходимо добиваться сохранения существующих условий соглашения на возможно длительный срок;
• стремиться улучшить промысловую отчетность российского рыболовного флота, используя для этого условия предоставления судовладельцам квот на вылов в рамках межправительственного соглашения.
Величины ОДУ и квоты России в Северной Атлантике, тыс. т
Объект промысла
Квота России 2004 г.
Квота России 2005 г.
Треска Пикша Путассу Скумбрия
Сельдь
Пелагический окунь м. Ирмингера
Окунь 1F+2+3K Окунь 3М
Окунь 3О Креветка 3М Креветка 3L Черный палтус Скат колючий Белый налим Кальмар
Треска
Сельдь (салака) Шпрот
Лосось (Центральная Балтика и Финский залив)
Северо-Восточная Атлантика 212,6 57,5
Не квотируется 33,5
112
35,3
Северо-Западная Атлантика Олимпийская система
220,7 60,3
Не квотируется 18,9
Заявлен протест
Решение будет принято на пятисторонней консультации
Заявлен протест
25
Олимпийская система
4,1
2100 судо-суток
Балтийское море 3,08 8,27 42,34
(вместе с другими странами НЕАФК) 5
Олимпийская система 6,5
2100 судо-суток 0,14 1,8 2,25 0,5 0,75
3,75
15
55,44
10,32 (тыс. шт.)
В целях реализации положений соглашения в Королевстве Марокко (Касабланка) создано представительство Федерального агентства по рыболовству Минсель-хоза России.
Правовой основой российско-мавританских отношений в области рыбного хозяйства является Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Исламской Республики Мавритания о сотрудничестве в области морского рыболовства и рыбного хозяйства от 12 мая 2003 г. Предметом соглашения является сотрудничество между Российской Федерацией и Исламской Республикой Мавритания в области рыболовства и определение условий осуществления судами промысла пелагических видов рыб в рыболовной зоне Мавритании, а также в области подготовки кадров, научных исследований и наблюдения за ведением промысла. Созданная в соответствии с условиями соглашения смешанная российско-мавританская комиссия по рыболовству вырабатывает программы сотрудничества, определяет условия выполнения положений соглашения, осуществляет контроль за ходом его реализации и разрешает разногласия. В декабре 2003 г. прошла 1-я сессия смешанной комиссии, на которой были определены условия промысла водных биологических ресурсов для российских рыболовных судов в ИЭЗ Мавритании, в частности, касающиеся районов промысла, видового состава, орудий лова, снабжения, смены экипажей, перегруза рыбопродукции, осуществления контроля за промысловой деятельностью. По состоянию запасов пелагических видов рыб в ИЭЗ Мавритании годовой вылов водных биологических ресурсов рыболовным флотом России может достигать 350 тыс. т.
В рамках данного соглашения стороны проводят совместные морские исследования по оценке запасов и величин пополнения эксплуатируемых промыслом пе-
лагических видов рыб, а также океанологические и гидробиологические исследования экосистем пелагиали Центрально-Восточной Атлантики. Проведение исследований осуществляется с борта российского научно-исследовательского судна и путем сбора биостатистических данных научными наблюдателями на российских рыболовных судах.
Основные задачи российской стороны в рамках данного соглашения следующие:
• стремиться на последующих сессиях смешанных комиссий не указывать конкретную величину разрешенного российским судам вылова;
• наращивать ежегодную величину вылова до 300-350 тыс. т;
• добиваться улучшения промысловой отчетности российского рыболовного флота, используя для этого условия предоставления судовладельцам квот на вылов в рамках межправительственного соглашения.
В целях реализации положений соглашения в Республике Мавритания (Нуакшот) создано представительство Федерального агентства по рыболовству Мин-сельхоза России.
Пелагические виды рыб шельфовой и склоновой частей Центрально-Восточной Атлантики обладают протяженными сезонными миграциями, что отражается на промысловой обстановке в отдельных участках ареала. В настоящее время в целях охвата всего ареала пелагических видов рыб и надежной работы российского рыбопромыслового флота в течение всего года ведутся переговоры о возможности заключения межправительственных соглашений по рыболовству с Республикой Сенегал, Республикой Гвинея-Бисау и Гвинейской Республикой.
Последние переговоры по установлению двустороннего российско-сенегальского сотрудничества были проведены в апреле - мае 2004 г. На переговорах сенегальская сторона информировала российскую сторону, что действующим законодательством Республики Сенегал иностранные суда не допускаются к промыслу водных биоресурсов в ИЭЗ Сенегала и предложила сотрудничать в области совместных научных исследований запасов основных промысловых видов рыб, а также в подготовке кадров. Новейший опыт рыбохозяйственного ведомства России показывает, что в подобных случаях редко удается достичь договоренности по финансированию такого сотрудничества.
Правовой основой отношений России с Гвинеей-Бисау в области рыбного хозяйства является соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик (Российской Федерации) и правительством Республики Гвинея-Бисау о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 10 мая 1991 г. В июле 2003 г. состоялась 3-я сессия смешанной комиссии по рыболовству. На сессии стороны отметили возможность выделения российской стороне квоты на вылов 150 тыс. т пелагических видов рыб в ИЭЗ Республики Гвинея-Бисау. Однако договоренности по конкретным условиям российского рыбного промысла, включая количество и тип судов, характеристики орудий лова, величину оплаты за право промысла, финансирование Россией совершенствования надзора за рыбопромысловой деятельностью в водах Гвинеи-Бисау, достигнуты не были.
Основной задачей РФ по данному направлению сотрудничества является согласование условий деятельности отечественного рыболовного флота в ИЭЗ Республики Гвинея-Бисау с целью возобновления промысла в этом регионе.
В настоящее время нет действующего соглашения по рыболовству между Россией и Гвинейской Республикой. С ноября 2002 г. ведется подготовка межправительственного двустороннего соглашения о сотрудничестве в этой области. В феврале 2004 г. министерство по рыболовству и аквакультуре Гвинейской Республики одобрило российский проект соглашения.
Ежегодный допустимый вылов России пелагических видов рыб в ИЭЗ Гвинейской Республики может составлять 50-60 тыс. т.
Основной задачей России является завершение подготовки и подписание соглашения с целью возобновления российского промысла в этом регионе.
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АТЛАНТИКА
В настоящее время нет действующего соглашения по рыболовству между РФ и Анголой. Стороны работают над подготовкой проекта соглашения в области морского рыболовства и аквакультуры. В то же время, в связи с введением властями Анголы запрета на любой промысел водных биологических ресурсов в течение трех месяцев в году для биологического отдыха, российский промысел в водах Анголы стал нерентабельным и суда выведены из зоны Анголы.
Основные задачи России по сотрудничеству с Анголой в области рыболовства следующие:
• завершение подготовки двустороннего соглашения и его подписание;
• рассмотрение альтернативных вариантов биологического отдыха гидробион-тов без введения трехмесячного запрета на их промысел в пределах ИЭЗ Анголы.
Вторым государством Центрально-Восточной Атлантики с богатыми водными биологическими ресурсами является Республика Намибия. В этой связи Россия разработала проект двустороннего соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, призванного содействовать сотрудничеству по учреждению совместных предприятий в области рыболовства и переработки, а также рыбохозяй-ственным исследованиям в целях поддержания устойчивого управления рыболовством, в областях аквакультуры, подготовки и повышения квалификации намибийских специалистов рыбного хозяйства. В настоящее время Республика Намибия проводит «намибизацию» рыбной отрасли страны, в связи с чем иностранным судовладельцам получить лицензии на промысел водных биоресурсов в ИЭЗ Намибии очень сложно. Единственной возможностью доступа к морским биологическим ресурсам Намибии является создание совместных предприятий.
АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ БАССЕЙН
Правовой основой рыбохозяйственных взаимоотношений России и Украины являются два межправительственных соглашения.
1. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Это соглашение было совершено 24 сентября 1992 г. Цель сотрудничества — разработка и координация рыбохозяйственной политики и практической деятельности сторон в целях исследования, оптимального использования и сохранения живых ресурсов Мирового океана, в том числе Черного и Азовского морей. Для реализации соглашения учреждена российско-украинская комиссия по сотрудничеству в области рыбного хозяйства. Сессии комиссии проводятся ежегодно поочередно на территории России и Украины.
2. Соглашение между Комитетом Российской Федерации по рыболовству и Государственным комитетом Украины по рыбному хозяйству и рыбной промышленности по вопросам рыболовства в Азовском море было совершено 14 сентября 1993 г. Целью соглашения является установление совместного пользования живыми ресурсами бассейна Азовского моря. Каждая сторона предоставляет судам другой стороны право промысла на взаимной и равноправной основе.
В целях содействия реализации соглашения из представителей сторон учреждена российско-украинская комиссия по вопросам рыболовства в Азовском море. Сессии комиссии проводятся поочередно на территории каждой из стран. В ходе сессий обсуждаются вопросы рационального использования водных биоресурсов Азовского моря. Проблемным остается вопрос по определению статуса Азовского моря и Керченского пролива. До настоящего времени не удалось достичь единого мнения ввиду различного подхода сторон к вопросу разделения акватории Азовского моря и Керченского пролива.
КАСПИЙСКИЙ БАССЕЙН
В связи с образованием самостоятельных прикаспийских государств возникла необходимость разработки научных основ межгосударственного рыбохозяйствен-ного регулирования в Каспийском бассейне. В целях совместного управления
биоресурсами Каспийского моря в 1992 г. представители прикаспийских рыбохо-зяйственных организаций, получившие полномочия от исполнительных органов власти своих государств, в составе Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Туркменистан создали Комиссию по водным биоресурсам Каспийского моря. Исламская Республика Иран стала полноправным членом комиссии в 2002 г.
Функции комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря следующие:
• согласование деятельности прикаспийских государств в отношении управления, устойчивого использования и охраны водных биоресурсов Каспийского моря, включая определение квот вылова совместных запасов (осетровых, килек, тюленя);
• подготовка проекта соглашения о сохранении водных биологических ресурсов Каспийского моря и управлении ими;
• координация совместных исследований водных биоресурсов и среды их обитания и научного сотрудничества;
• сотрудничество с международными организациями;
• сотрудничество в области аквакультуры, искусственного воспроизводства запасов и восстановления нерестилищ.
22-я сессия комиссии состоялась в ноябре 2004 г. На 2004 г. в рамках комиссии России выделены следующие квоты вылова: осетровых 0,453 тыс. т, килек 30,9 тыс. т.
Одна из основных задач России и других государств—участниц комиссии — борьба с незаконным выловом осетровых на Каспии.
ПАЦИФИКА
Северная Пацифика
Многосторонние рыбохозяйственные организации
Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря. Конвенция была совершена 16 июня 1994 г. Участницами конвенции являются два прибрежных по отношению к запасам минтая Берингова моря государства — Россия и США и четыре страны экспедиционного лова: Япония, Китайская Народная Республика, Республика Корея и Республика Польша. Конвенция применяется к району открытой части Берингова моря за пределами ИЭЗ прибрежных государств. Целью конвенции является установление международного режима сохранения ресурсов минтая, управления ими и их оптимальное использование в конвенционном районе. Для достижения целей конвенции ежегодно проводится конференция стран-участниц. На 9-й конференции, прошедшей в сентябре 2004 г., сохранен мораторий на промысел минтая в центральной части Берингова моря, который устанавливается при биомассе минтая в конвенционном районе ниже 1,67 млн т.
Основная задача России в рамках данной конвенции следующая: настаивать на сохранении запрета возобнавления промысла минтая странами экспедиционного лова в открытой части Берингова моря при биомассе минтая ниже установленной конвенцией величины.
Кроме России, странами—участницами Конвенции о сохранении запасов анад-ромных видов в северной части Тихого океана (НПАФК) являются США, Канада и Япония. Конвенция вступила в силу 16 февраля 1993 г. Районом применения конвенции являются воды северной части Тихого океана и прилегающих к ней морей к северу от 33° с.ш. за пределами ИЭЗ прибрежных государств. В конвенционном районе запрещен промысел анадромных видов рыб. В целях содействия сохранению запасов анадромных видов в конвенционном районе создана комиссия по анадромным рыбам северной части Тихого океана. Стороны конвенции сотрудничают в проведении научных исследований с целью сохранения запасов анадром-ных видов, включая в надлежащих случаях научные исследования других экологически связанных видов. Действие конвенции распространяется на следующие виды рыб: кета, кижуч, горбуша, нерка, чавыча, сима, радужная форель.
По экспертным оценкам прекращение промысла в открытых водах увеличивает ежегодные подходы лососей к берегам России. Так, если ранее российский вылов лососей составлял 130-160 тыс. т, то в настоящее время он возрос до 200-250 тыс. т. Результаты совместных исследований стран—участниц НПАФК используются при подготовке прогнозов уловов и величин подходов лососей в российские воды.
Страны—участницы Конвенции об организации по морским наукам в северной части Тихого океана (ПИКЕС): США, Канада, Япония, КНР, РФ, Республика Корея. Конвенция вступила в силу 24 марта 1992 г. Российская Федерация присоединилась к конвенции 15 декабря 1994 г. Районом, в котором осуществляется деятельность конвенции, является регион умеренной и субарктической зон северной части Тихого океана и прилегающих к нему морей, особенно к северу от 30° с.ш. Целью организации является содействие проведению морских научных исследований; координация их для совершенствования научных знаний о конвенционном районе и его водных биологических ресурсах, включая исследования морской среды и ее взаимодействие с сушей и атмосферой, ее роли и реакции на изменения мировой погоды и климата, ее флоры, фауны и экосистем; содействие сбору и обмену информацией. Для реализации положений конвенции ежегодно проводится конференция стран-участниц.
На 13-й конференции, прошедшей в октябре 2004 г., особый упор был сделан на развитие экосистемных исследований северной части Тихого океана с целью разработки мер по устойчивому поддержанию и сохранению запасов гидробионтов на фоне меняющихся абиотических и биотических факторов.
Основная задача организации — выработка целевых ориентиров в изучении северной части Тихого океана и интеграция национальных исследований в комплексные программы, направленные на получение всесторонних знаний по выбранным целевым ориентирам.
Двустороннее рыбохозяйственное сотрудничество
Сотрудничество России и США в области рыбного хозяйства осуществляется на базе двух основных соглашений: Соглашения между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Соединенных Штатов Америки о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства от 31 мая 1988 г. и Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении трансграничных рыбных запасов в центральной части Охотского моря от 13 июня 1996 г.
Целью соглашения о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства является установление единого понимания принципов и процедур с тем, чтобы обеспечить сотрудничество в областях рыбного хозяйства, представляющих взаимный интерес, в том числе по сохранению трансграничных запасов рыб, в первую очередь минтая, в центральной части Охотского моря. Для достижения этой цели создан межправительственный консультативный комитет, сессии которого проводятся ежегодно поочередно в каждой из стран. На 15-й сессии, состоявшейся в сентябре 2004 г., продолжена работа над выработкой принципов и механизмов рационального управления и использования морских биологических ресурсов северной части Берингова моря. В целях разработки соглашения по северной части Берингова моря принято решение о формировании российско-американской рабочей группы. Достигнуто согласие относительно необходимости сохранения моратория на промысел минтая в центральной части Охотского моря.
Основные задачи России по сотрудничеству с США в области рыбного хозяйства следующие:
• разработка соглашения о рациональном управлении биологическими ресурсами северной части Берингова моря и их оптимальном использовании;
• сохранение совместными усилиями двух стран моратория на промысел минтая в центральной части Охотского моря;
• совместное исследование минтая и других водных биологических ресурсов Берингова моря.
Решение перечисленных задач может позволить российским судам получить дополнительные квоты на вылов минтая в Беринговом море в пределах ИЭЗ США. Сотрудничество по сохранению запасов минтая в центральной части Охотского моря позволяет сдерживать усилия третьих стран по возобновлению там промысла. В результате восстановления запасов охотоморского минтая на 2005 г. рекомендовано увеличение суммарного ОДУ минтая в Охотском море до 508 тыс. т.
В целях реализации положений соглашения в США (Вашингтон) создано представительство Федерального агентства по рыболовству Минсельхоза России.
Сотрудничество между Россией и Японией в области рыбного хозяйства имеет многолетнюю историю, традиции и в настоящее время осуществляется на основе четырех межправительственных соглашений и нескольких соглашений на неправительственном уровне.
Соглашение между правительством СССР и правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран от 7 декабря 1984 г. предусматривает возможность для каждой из сторон ежегодно устанавливать для рыболовных судов другой стороны квоты вылова рыбы, видовой состав разрешенных к вылову объектов промысла, разрешенные промысловые районы, а также конкретные условия ведения рыбного промысла, которые ежегодно согласовываются на российско-японской комиссии по рыболовству.
На 2004 г. взаимные квоты вылова в ИЭЗ обеих стран определены на уровне 55 тыс. т. Компенсация японской стороной (поставками машин и оборудования) составила 3,8 млн долл.
Соглашение между правительством СССР и правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 22 мая 1985 г. предусматривает сотрудничество в сохранении, воспроизводстве, оптимальном использовании живых ресурсов северо-западной части Тихого океана, включая проведение совместных исследований запасов, совершенствование техники добычи, обработки и разведения живых ресурсов в морских и внутренних водоемах. В соответствии с положениями соглашения японской стороне может предоставляться право промысла лосося российского происхождения в ИЭЗ России и Японии на компенсационной основе. Квоты вылова согласовываются на ежегодных сессиях российско-японской комиссии по рыбному хозяйству. Японский промысел в ИЭЗ России осуществляется при условии участия Японии в воспроизводстве лососевых видов рыб на территории России. Объем вылова японскими рыбаками лосося российского происхождения в зоне Японии на 2004 г. определен в 3660 т, компенсация японской стороной составляет 548 млн иен путем поставок машин и оборудования для рыбной отрасли.
Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских ресурсов от 21 февраля 1998 г. предусматривает промысел японских рыбаков в территориальном море Российской Федерации в районе островов Кунашир, Итуруп и островов Малой Курильской гряды. Целью заключения данного соглашения являлось исключение браконьерского промысла японских рыбаков в территориальном море в районе Южных Курил, снятие напряженности в этом районе, а также получение от японской стороны соответствующей компенсации.
Соглашение между правительством СССР и правительством Японии по ведению рыбопромысловых операций от 7 июня 1975 г. регламентирует порядок и условия работы отечественного флота у побережья Японии в целях предотвращения повреждений орудий лова и определяет механизм урегулирования претензий, связанных с такими повреждениями. На основе этого соглашения созданы и действуют на постоянной основе в Москве и Токио комиссии по урегулированию претензий, связанных с рыболовством.
В соответствии с соглашением между Минрыбхозом СССР и Хоккайдской ассоциацией рыбопромышленников о промысле морской капусты и на основе ежегодно подписываемого протокола о его продлении японским рыбакам разрешается вести промысел морской капусты в районе острова Сигнальный (Малая Курильская гряда). Хоккайдская ассоциация рыбопромышленников за право про-
мысла выплачивает средства, которые в соответствии с указом Президента РФ целиком идут на финансирование конкретных проектов на Южных Курилах (ежегодно выплата российской стороне составляет более 1 млн долл. США). Это соглашение способствует развитию добрососедских отношений рыбаков Южных Курил и японского острова Хоккайдо.
Сотрудничество с Республикой Корея осуществляется на основе Соглашения между правительством СССР и правительством Республики Корея о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Целью соглашения от 16 сентября 1991 г. является взаимовыгодное сотрудничество по направлениям, представляющим взаимный интерес и способствующим сохранению и оптимальному использованию морских живых ресурсов северо-западной части Тихого океана. С апреля 1993 г. Корее в рамках соглашения предоставляется право промысла в исключительной экономической зоне РФ на Дальнем Востоке на условиях соответствующего возмещения в порядке компенсации за принятое ею решение о добровольном прекращении широкомасштабного нерегулируемого промысла минтая в центральной части Охотского моря. Корейской стороне выделяются квоты на следующие виды: минтай и треска в Западно-Беринговоморской зоне, сайра в Южно-Курильской зоне, кальмар в подзоне Приморья. Денежные средства, получаемые за право промысла в ИЭЗ России, поступают в федеральный бюджет РФ. Вопросы сотрудничества, включая выделение квот на вылов биоресурсов в ИЭЗ России, рассматриваются на ежегодных сессиях российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству, созданной из представителей сторон в соответствии с положением соглашения.
В целях достижения взаимодействия в предотвращении незаконных поставок российскими судами в порты Республики Корея продукции морского рыбного промысла российского происхождения российской стороной проводится работа по подготовке и заключению соответствующего межправительственного соглашения. В настоящее время Корея ежеквартально представляет информацию о количестве заходов российских судов в ее порты для сдачи незаконно добытой рыбной продукции.
В целях реализации положений соглашения в Республике Корея (Сеул) создано представительство Федерального агентства по рыболовству Минсельхоза России.
Сотрудничество с КНДР осуществляется на основе Соглашения между правительством СССР и правительством КНДР о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, предусматривающего проведение работ в целях сохранения и оптимального использования живых ресурсов северо-западной части Тихого океана, развития аква- и марикультуры. На основе соглашения от 6 мая 1987 г. осуществляется на взаимной основе промысел рыболовных судов одной стороны в исключительной экономической зоне другой стороны.
В целях реализации предусмотренных соглашением направлений сотрудничества из представителей сторон создана российско-корейская смешанная комиссия по сотрудничеству в области рыбного хозяйства. Итоги сотрудничества рассматриваются на ежегодных сессиях смешанной комиссии, проводимых на территории каждой из стран. В ходе сессий согласовываются практические работы сотрудничающих организаций и предприятий России и КНДР. Определяются объемы взаимовыгодных квот вылова водных биоресурсов. Основными объектами промысла корейских судов в российской зоне являются сайра в районе Курильских островов, кальмар в Японском море (на платной основе). Для России в ИЭЗ КНДР выделяются квоты на вылов скумбрии, сардины, анчоуса, кальмара, сайры, а с 2001 г. еще и краба-стригуна.
В силу специфики экономической и политической обстановки в КНДР, а также из-за отсутствия заинтересованности российских судовладельцев в расширении форм взаимодействия с корейскими партнерами большинство планируемых в ходе сессий смешанной комиссии мероприятий и совместных работ остаются нереализованными, что в целом негативно сказывается на эффективности российско-корейского рыбохозяйственного сотрудничества.
В настоящее время в рамках соглашения начата работа по организации сотрудничества в предотвращении незаконного ввоза российскими судами в порты КНДР продукции морского рыбного промысла российского происхождения.
Рыбохозяйственные отношения с Китайской Народной Республикой базируются на Соглашении между правительством СССР и правительством КНР о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 4 октября 1988 г. Целью сотрудничества является сохранение, рациональное управление и оптимальное использование живых ресурсов северной части Тихого океана и смежных пограничных рек и озер. Для реализации сотрудничества из представителей сторон создана смешанная российско-китайская комиссия по сотрудничеству в области рыбного хозяйства. Заседания (сессии) смешанной комиссии проводятся ежегодно поочередно на территории стран-участниц. Соглашением предусмотрена возможность ведения рыбного промысла рыболовными судами одной стороны в морских районах, находящихся под юрисдикцией в области рыболовства другой. Право промысла водных биоресурсов судами КНР в исключительной экономической зоне РФ предоставляется Китаю на основе соответствующего возмещения с сентября 1995 г., с момента принятия ею решения о добровольном прекращении широкомасштабного нерегулируемого промысла минтая в центральной части Охотского моря. Китайской стороне на платной основе выделяется квота на вылов в ИЭЗ России минтая в Западно-Беринговоморской зоне и сайры в районе Курильских островов. Денежные средства от китайской стороны за право промысла в ИЭЗ России поступают в федеральный бюджет РФ. В настоящее время в рамках соглашения проводится работа по организации сотрудничества в предотвращении незаконных поставок в порты Китая продукции морского рыбного промысла российского происхождения.
Помимо вопросов морского рыболовства, в ходе сессий рассматриваются результаты работы предприятий и организаций обеих стран в области научных исследований, аквакультуры и рыбоводства во внутренних водоемах, где КНР в последние годы достигла весьма значительных успехов (свыше 50% в общем вылове гидробионтов). Смешанная комиссия рассматривает также вопросы сотрудничества в области охраны, воспроизводства рыбных запасов и регулирования рыболовства в пограничных водах рек Амур и Уссури, осуществляемого на основе межправительственного соглашения от 27 мая 1994 г. Российская сторона, используя положения соглашения, добивается принятия и выполнения предлагаемых российскими учеными и специалистами конкретных мер по сохранению основных видов рыб (осетровых и лососевых) в пограничных водах рек Амур и Уссури и пресечению широкомасштабного браконьерского промысла их китайскими рыбаками.
Центрально-Восточная Пацифика
Сотрудничество России с прибрежными странами центрально-восточной части Тихого океана в настоящее время относительно невелико. Однако в перспективе при сокращении возможностей рыболовного промысла водные биологические ресурсы этого региона могут быть востребованы отечественной рыбной промышленностью.
Наиболее успешно рыбохозяйственное сотрудничество в этом регионе развивается с Республикой Никарагуа. Основой двусторонних отношений в этой сфере является действующее Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством национального возрождения Республики Никарагуа о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 5 сентября 1981 г. В ходе последнего визита российской делегации в Никарагуа, состоявшегося в феврале 2003 г., стороны пришли к общему мнению по следующим вопросам. Поскольку некоторые статьи действующего соглашения выполнены или утратили свое значение и не могут претворяться на практике в силу радикальных изменений в экономической и политической жизни двух государств, а также в распределении промысловых ресурсов, а другие остаются пригодными для продолжения сотрудничества на их основе, стороны считают необ-
ходимым рассмотреть вопрос о заключении нового соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, учитывающего интересы и пожелания обеих стран на новом этапе взаимоотношений.
В ходе визита был подписан меморандум о взаимопонимании между Госкомры-боловством России и Управлением по рыболовству министерства развития, промышленности и торговли Никарагуа, который дает основания для работы российского флота в рыболовной зоне Никарагуа (в 80-е гг. XX в. в зоне Никарагуа российский флот добывал до 2,74 тыс. т гидробионтов).
В целях расширения возможностей работы российского флота в Центрально-Восточной Пацифике в 2003-2004 гг. были проведены переговоры с республиками Сальвадор, Гондурас и Коста-Рика о перспективах сотрудничества с Российской Федерацией в области рыбного хозяйства.
Юго-Восточная Пацифика
Юго-восточная часть Тихого океана имеет большое значение для отечественного промысла. За 13 лет (1979-1992) флотом СССР в этом регионе было добыто около 13 млн т рыбы. Комплексная российская экспедиция 2002-2003 гг. показала, что состояние запасов промысловых гидробионтов позволяет в настоящее время вылавливать в юго-восточной части Тихого океана сходные с прошлыми десятилетиями объемы.
В рамках многостороннего рыбохозяйственного сотрудничества основной задачей России в этом регионе является сохранение свободного доступа к биологическим ресурсам открытой части Тихого океана. В этой связи необходимо препятствовать вступлению в силу галапагосского соглашения, которым планируется установить режим сохранения водных биологических ресурсов, в первую очередь трансграничных и далеко мигрирующих рыб, на акватории между 5° с.ш. и 60° ю.ш. на восток от 120 меридиана западного полушария, т.е. практически полностью охватить Юго-Восточную Пацифику. Предполагаемые участники соглашения — республики Колумбия, Перу, Чили и Эквадор.
Как один из возможных вариантов предотвращения вступления в силу галапагосского соглашения можно рассматривать развитие двустороннего сотрудничества в области рыболовства с Россией стран-участниц соглашения с целью получения ими экономических выгод, превышающих те, которые они получат от будущего соглашения. В этой связи Всероссийским НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО, Россия) и Институтом моря (ИМАРПЕ, Перу) в августе 2003 г. было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее возможности совместных научных исследований состояния запасов промысловых гидробионтов вод Перу и проведение экспериментального научного промысла российскими судами в пределах ИЭЗ Перу. Ведутся переговоры о развитии сотрудничества в сфере рыбохозяйственных исследований между ВНИРО и Колумбийским институтом развития сельского хозяйства.
ЮЖНЫЙ ОКЕАН
С целью сохранения морских живых ресурсов района к югу от 60° ю.ш. и района, находящегося между этой параллелью и Антарктической конвергенцией, создана Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТ-КОМ), куда, помимо России, вошли 19 государств. По условиям конвенции, вступившей в силу 7 апреля 1982 г., любой промысел в конвенционном районе ведется в соответствии со следующими принципами сохранения:
• предотвращение сокращения численности популяций до уровней, ниже таких, которые обеспечивают наибольший годовой прирост;
• поддержание экологических взаимосвязей между вылавливаемыми популяциями;
• предотвращение изменений в морской экосистеме.
В целях реализации соглашения учреждена комиссия, которая проводит ежегодные сессии.
Вылов России в конвенционном районе АНТКОМ относительно невелик. В сезон 2002-2003 гг. суммарный вылов антарктического и патагонского клыкачей составил 1300 т. В сезон 2001-2002 гг. было выловлено 1373 т ледяной рыбы.
Наиболее рациональным путем активизации российского освоения биоресурсов Антарктики может стать кооперация с другими странами, проявляющими наиболее значительный интерес к развитию промысла криля и других гидробионтов. Вторым путем возрождения российского промысла в Антарктике может стать объединение усилий и создание единого фонда предприятиями, компаниями и фирмами, заинтересованными в промысле антарктических биоресурсов. Объединенные в одну комплексную экспедицию крупнотоннажные и специализированные суда могли бы вести эффективный промысел в водах Антарктики в течение всего года с небольшими перерывами на заправку и перегруз в портах стран, наиболее близко расположенных к ледовому континенту.
МИРОВОЙ ОКЕАН В ЦЕЛОМ
Международная китобойная комиссия создана в рамках международной конвенции по регулированию китобойного промысла от 2 декабря 1946 г. Ежегодные сессии комиссии проходят в Лондоне. Научный комитет, учрежденный в рамках комиссии, рассматривает текущую научную и статистическую информацию, касающуюся китов и китобойного промысла, а также текущие программы исследований. Технический комитет рассматривает и обсуждает ежегодные отчеты о нарушениях, вопросы, касающиеся сроков и интенсивности операций по добыче китов.
Российская сторона в рамках комиссии обосновывает и отстаивает квоты добычи морских млекопитающих для удовлетворения потребностей коренного населения северных регионов РФ.