Научная статья на тему 'Международное сотрудничество России по исполнению уголовных наказаний'

Международное сотрудничество России по исполнению уголовных наказаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1525
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ / СРЕДСТВА И ПУТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / FORMS / MEANS AND WAYS OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF THE CRIMINAL SENTENCES EXECUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омигов В. И.

Статья посвящена вопросам международного сотрудничества России в сфере исполнения уголовных наказаний в историческом аспекте. Особое внимание уделяется формам, путям и средствам международного сотрудничества в уголовных делах, связанных с экстрадицией, различными формами содействия в области расследования преступлений и судебных мер, включая судебные поручения, выполнение судебных приказов и вручение протоколов судебных решений, дачу свидетельских показаний в других странах, передачу судопроизводства, передачу заключенных-иностранцев и приведение в исполнение приговоров за границей, а также осуществление надзора за условно освобожденными лицами в других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF EXECUTION OF CRIMINAL SENTENCES

The article is devoted to the issues of the Russian international cooperation in the sphere of the criminal sentences execution as seen in the historical perspective. Special attention is given to the forms, ways and means of the international cooperation in the criminal proceedings associated with the criminal extradition, different forms of assistance in the crime investigation process and court proceedings, including letters of request, execution of the court orders and handing-in the protocols of the court decisions, giving testimony in other countries, transferring the court proceedings, transporting the foreign prisoners and sentences execution abroad, as well as supervising persons on conditional discharge in other countries.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество России по исполнению уголовных наказаний»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 Юридические науки Выпуск 3(9)

УДК 341.232(470): 343.8.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

В.И. Омигов

Доктор юридических наук, профессор

Пермский филиал Нижегородской академии МВД РФ. 614038, г. Пермь, ул. Академика Веденеева, 100 E-mail: victor-omigov@yandex.ru

Статья посвящена вопросам международного сотрудничества России в сфере исполнения уголовных наказаний в историческом аспекте. Особое внимание уделяется формам, путям и средствам международного сотрудничества в уголовных делах, связанных с экстрадицией, различными формами содействия в области расследования преступлений и судебных мер, включая судебные поручения, выполнение судебных приказов и вручение протоколов судебных решений, дачу свидетельских показаний в других странах, передачу судопроизводства, передачу заключенных-иностранцев и приведение в исполнение приговоров за границей, а также осуществление надзора за условно освобожденными лицами в других странах.

Ключевые слова: формы; средства и пути международного сотрудничества в сфере исполнения

уголовных наказаний

История международного пенитенциарного сотрудничества охватывает довольно длительный период. В Европе в начале XVII в. возникла потребность в обмене информацией по вопросам пенитенциарной политики. Этому способствовали научные воззрения таких ученых, как Д. Говарда и И. Бентама. В середине XIX в. необходимость в международном сотрудничестве в мире стала неотъемлемой частью государственной политики многих государств.

Важной формой сотрудничества в области пенитенциарного права стали международные тюремные конгрессы, на которых принимались международные акты по совершенствованию пенитенциарного дела. На стыке XIX и XX вв. во многих государствах наряду с широким распространением гуманистических, демократических идей наступил период интенсификации производственных отношений, усиления эксплуатации, массового обнищания и др., что привело к необходимости защиты прав и свобод наемных рабочих и социальной помощи

© В.И. Омигов, 2010

малоимущим, нищим, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в специальной социальной поддержке, опеке и защите. Особым объектом внимания международной юстиции явились осужденные как одна из наименее защищенных групп населения. Стало необходимым соблюдение и обеспечение прав заключенных в местах лишения свободы. Наиболее плодотворно данная деятельность активизировалась под эгидой ООН.

В соответствии с Руководящими принципами в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий, принятому на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г.) были разработаны формы международного сотрудничества, согласно которым следует упростить и повысить эффективность путей и средств международного сотрудничества в уголовных делах,

связанных с экстрадицией, различными формами содействия в области расследования преступлений и судебных мер, включая судебные поручения, выполнение судебных приказов и вручение протоколов судебных решений, дачу свидетельских показаний в других странах, передачу судопроизводства, передачу заключенных-иностранцев и приведение в исполнение приговоров за границей, а также осуществление надзора за условно освобожденными лицами в других странах. Чтобы и далее содействовать более широкому использованию таких механизмов во всех странах, максимально повышая при этом эффективность международного сотрудничества в борьбе с преступностью, Организации Объединенных Наций следует разработать соответствующие типовые документы для использования заинтересованными странами и вносить вклад в разработку всеобъемлющих региональных соглашений.

Кроме того, необходимо предпринять усилия в направлении укрепления существующих механизмов международного сотрудничества между различными учреждениями систем уголовного правосудия в целях ведения борьбы с преступностью на международном уровне.

Международные формы сотрудничества России по вопросам исполнения уголовных наказаний имеют также давнюю историю. Так, в 1878 г. Россия вступила в члены Международной пенитенциарной комиссии, организованной на Стокгольмском конгрессе. Даже такие страны, как США и Великобритания, к тому времени не были ее членами. Россия, например, в ряду пенитенциарных средств, побуждающих арестантов к исправлению, взяла на вооружение методику применения наград и дисциплинарных наказаний, в зависимости от установления цели и задач тюремного заключения ставилась задача исправления преступника, его перевоспитания [3]. Таким образом, в XIX и начале XX в. в России применялись не только карательнорепрессивные меры, но и активно изучался

и обобщался отечественный и зарубежный опыт в области исполнения уголовного наказания. В советский период активно изучался опыт исполнения наказаний в странах социализма и других странах.

За последние годы Россией предприняты значительные усилия по развитию международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний. Сложившаяся система сотрудничества стала эталоном подражания для других стран. Ю. Чайка считает: «Проведению преобразований в уголовно-исполнительной системе также весьма способствует атмосфера взаимного доверия и сотрудничества, сложившиеся в отношениях с Советом Европы. Сотрудничество с его рабочими органами началось в рамках утвержденной Президентом Российской Федерации Программы совместных действий России и Совета Европы. Действует совместная программа Европейской комиссии и Совета Европы по укреплению федеральных структур, механизмов защиты прав человека, реформе правовой системы в Российской Федерации, один из разделов которой посвящен вопросам реформы российской уголовно-исполнительной системы. Создана Руководящая группа экспертов России и Совета Европы по реформированию российской уголовно-исполнительной системы, мандат которой предусматривает анализ российского законодательства и практики в области исполнения наказаний в виде лишения свободы, выработку рекомендаций по развитию УИС, определение приоритетных направлений работы. Отдавая должное усилиям российского Правительства по реформированию пенитенциарной системы, Совет Европы высоко оценил работу по достижению позитивных изменений» [5].

Международное сотрудничество российской Федеральной службы исполнения наказаний осуществляется по двум направлениям:

1. С международными организациями и учреждениями:

- Европейским комитетом по предупреждению пыток;

- Европейским судом по правам человека;

- Международным комитетом Красного Креста;

- Руководящей группой экспертов Совета Европы и России по реформированию УИС;

- между следственными изоляторами Москвы и тюрьмами Англии и Северной Ирландии;

- Международным центром тюремных исследований Лондонского Королевского университета (МЦТИ) и др.

2. С неправительственными учреждениями и организациями:

- Центром содействия правосудию общественного фонда «ИНДЕМ»;

- «Врачи без границ» (MSF) (Голландия);

- «СПИД Фонд Восток-Запад»;

- Международной тюремной реформой (РЫ);

- Институтом «Открытое общество» -Фонд Сороса;

- Ассоциацией «Врачи мира» (Франция);

- Международной ассоциацией тюремных капелланов (ГРСА);

- Союзом визитеров тюремной службы Великобритании; и др.

Начиная с 2000 г. Россия совместно с общественной организацией «Международная тюремная реформа» (РRI) и др. решает задачу сокращения применения наказаний в виде лишения свободы за счет расширения и более эффективного использования альтернативных санкций, совершенствования форм и методов деятельности уголовно-исполнительных инспекций и создания условий для реализации программы обязательных работ.

Министерство юстиции России поддерживает постоянные контакты с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

(ЕКПП). Начиная с 1998 г. организовано 11 визитов ЕКПП в Российскую Федерацию, в ходе которых проверялись условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных практически во всех регионах страны. Организуются визиты в подразделения уголовно-исполнительной системы докладчиков Комиссии парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по мониторингу. Работа по реформированию системы и обеспечению прав граждан в местах лишения свободы получила высокую оценку с их стороны.

В значительной степени повысился интерес международных организаций к проводимым преобразованиям, изучению российского опыта. По приглашению руководства Совета Европы в декабре 2002 г. в Страсбурге состоялась пресс-конференция о результатах работы по реформированию уголовно-исполнительной системы Минюста России, положительные изменения высоко оценили на 13-й Конференции руководителей пенитенциарных администраций стран - членов Совета Европы. Впервые в истории палата лордов Парламента Великобритании пригласила представителей Минюста выступить с докладом об основных направлениях реформирования пенитенциарной системы. Всемирным банком Минюст России выбран экспертом в вопросах реформирования пенитенциарных систем [5].

В целях контроля за выполнением обязательств, взятых Россией в связи с вступлением в Совет Европы в 1996 г., была осуществлена работа по допуску к деятельности в России по исполнению уголовных наказаний, особенно в отношении осужденных, изолированных от общества, международных гуманитарных организаций, в числе которых важную роль играет Международный комитет Красного Креста (МККК). Международный комитет Красного Креста является нейтральной и независимой организацией, представительства которой работают в 50 странах. Его деятельность регламентирована Мандатом Женевских конференций 1949 и 1977 гг., а также указаниями

Генеральной прокуратуры России от 19.04.2000 г. №17-5/105-2000 и ГУИН Министерства юстиции России от 31.03.2000 г. №18/6/3-103. Одной из приоритетных задач МККК является обеспечение уважения физической и моральной неприкосновенности всех лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, т.е. выполнение рекомендаций международных норм и европейских стандартов по вопросам обращения, размещения, содержания, реализации прав, свобод и законных интересов лиц, обвиняемых, подозреваемых и виновных в совершении преступлений.

В соответствии с указанными нормами делегациям МККК в России предоставлено право посещать лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России исключительно в гуманитарном плане: по вопросам соблюдения прав человека, изолированного от общества, обеспечения достаточного жизненного уровня, включая питание, одежду и жилище. Помещения, в которых размещаются осужденные, должны отвечать всем санитарным нормам и требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию. Кроме этого, на МККК возлагается: проверка условий охраны здоровья осужденных, условий их содержания, порядка поддержания дисциплины в учреждениях ФСИН и применения дисциплинарных мер взыскания к нарушителям; вопросы контактов осужденных с внешним миром; вопросы перемещения осужденных по основаниям, предусмотренным ст. 73 УИК РФ (по состоянию здоровья, их личной безопасности) [2].

Экстрадиция - это международное сотрудничество в направлении выдачи запрашиваемой стороне преступника для отбывания наказания в другой стране. Как правило, из России выдаче на законных основаниях подлежат иностранные граждане. Основанием для выдачи лица для уголовного преследования либо дальнейшего отбы-

вания наказания является наказуемость деяния, в связи с совершением которого предполагается выдача по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон на срок не менее одного года лишения свободы (ст. 2 Европейской Конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г. и ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.). По мнению Р. Адельханяна и А. Наумова, в настоящее время не решен вопрос о выдаче запрашиваемой стороной лица, преследуемого по законам запрашивающей стороны за соответствующее преступление при отягчающих (квалифицирующих) обстоятельствах, тогда как в УК РФ в том же составе преступления такие отягчающие (квалифицирующие) обстоятельства отсутствуют и, следовательно, при отсутствии других отягчающих обстоятельств соответствующее преступление квалифицируется как совершенное без этих обстоятельств. Этот пробел в законодательстве можно преодолеть путем последовательного толкования ряда норм российского законодательства и международно-правовых актов об экстрадиции [1].

Правовое сотрудничество государств должно способствовать интересам правосудия и возвращению отбывающих уголовное наказание лиц к нормальной жизни в обществе. Процесс реабилитации будет более эффективным и быстрее достигнет результата, если осужденный отбывает наказание в стране своего гражданства или постоянного места жительства.

По международным нормам государства-участники, именуемые Сторонами, обязуются по запросу передавать друг другу лиц, осужденных к лишению свободы за преступление, совершенное на территории России, и являющихся гражданами другой Стороны для отбывания наказания.

Некоторые соглашения равно применяются к лицам независимо от их гражданства, имеющим постоянное место жительства на территории запрашиваемой Стороны.

Компетентным органом исполнения международных соглашений о передаче осужденных со стороны Российской Федерации является генеральная прокуратура Российской Федерации, которая в координации с Минюстом России, во взаимодействии со структурными управлениями МИД, МВД и другими федеральными министерствами и ведомствами подготавливает соответствующие материалы и осуществляет фактическую передачу преступника [3].

Библиографический список

1. Адельханян Р.А., Наумов А.В. Актуальная проблема экстрадиции // Государство и право. 2004. №10. С. 73-74.

2. Демченко В. Как взаимодействовать с МККК // Преступление и наказание. 2001. №7. С. 45-46.

3. Ерохин В. Передача осужденных иностранцев на родину для дальнейшего отбывания наказания // Рос. юстиция. 1999. №8. С. 35-36.

4. Труды пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского юридического общества. СПб., 1890. 214 с.

5. Чайка Ю. Курс - на социальную реабилитацию // Преступление и наказание. 2004. №4. С. 5-8.

RUSSIAN INTERNATIONAL COOPERATION IN THE SPHERE OF EXECUTION OF CRIMINAL SENTENCES

V.I. Omigov

Perm Branch of the Nizhegorodskaya Academy of the RF Ministry of Domestic Affairs.

100, Academika Vedeneeva st., Perm, 614038 E-mail: victor-omigov@yandex.ru

The article is devoted to the issues of the Russian international cooperation in the sphere of the criminal sentences execution as seen in the historical perspective. Special attention is given to the forms, ways and means of the international cooperation in the criminal proceedings associated with the criminal extradition, different forms of assistance in the crime investigation process and court proceedings, including letters of request, execution of the court orders and handing-in the protocols of the court decisions, giving testimony in other countries, transferring the court proceedings, transporting the foreign prisoners and sentences execution abroad, as well as supervising persons on conditional discharge in other countries.

Keywords: forms; means and ways of international cooperation in the sphere of the criminal sentences execution

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.