ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА, 2019. Том 20. №3. С. 267-275 PROBLEMS OF FISHIRIES, 2019. Vol. 20. №3. P. 267-275
ОБЗОРЫ
УДК 341.16:639.2 (261.24)
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА В БАЛТИЙСКОМ МОРЕ
© 2019 И.В. Карпушевский1, В.А. Беляев2
1 Атлантический филиал Всероссийского научно-исследовательского института рыбного
хозяйства и океанографии (АтлантНИРО), Калининград, 236022
2 Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии
(ВНИРО), Москва, 107140 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 27.11.2018 г.
В современный период развитие международного сотрудничества в области рыболовства в Балтийском море основывается на взаимодействии двух равноправных партнеров — Российской Федерации и Евросоюза. От результатов этого взаимодействия во многом зависит геополитическая обстановка в регионе.
В рамках Соглашения о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море между правительством Российской Федерации и Европейским сообществом в период с 2009 по 2018 гг. состоялось одиннадцать сессий Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море на которых решался целый комплекс вопросов, связанных с рациональным использованием биологических ресурсов Балтийского моря, ведением промысла, перспективами использования совместно эксплуатируемых запасов рыб.
Ключевые слова: Балтийское море, международное сотрудничество, заливы Балтийского моря.
Международное сотрудничество Рос- Международного совета по исследованию сии в области рыболовства в Балтийском море моря, ИКЕС (англ. International Council со всеми странами региона до 2005 г. осу- for the Exploration of the Sea, ICES), кото-ществлялось в соответствии с «Конвенцией рый был утвержден в Копенгагене в 1902 г. о рыболовстве и сохранении живых ресурсов после конференции, состоявшейся в Сток-в Балтийском море и Бельтах», принятой гольме в 1899 г. (Конвенция о Междуна-на Конференции прибалтийских государств родном совете..., 1972). в сентябре 1973 г. (г. Гданьск, Польша) ра- С участием всех прибалтийских го-
тифицированной СССР 20 февраля 1974 г. сударств на сессиях ИБСФК устанавли-и вступившей в силу 28 июля 1974 г. (Сбор- вались общие допустимые уловы (ОДУ) ник действующих договоров., 1976). и национальные квоты по вылову рыб,
Практические вопросы этого со- относящихся к объектам международного трудничества решались на ежегодных регулирования — трески Gadus morhua сессиях Международной комиссии по ры- callarías, сельди балтийской (салаки) боловству в Балтийском море, ИБСФК Clupea harengus membras, шпрота (киль-(англ. International Baltic Sea Fishery ки) Sprattus sprattus baltícus, атлантиче-Commission, IBSFC), действующей в со- ского лосося (сёмги) Salmo salar, а также ответствии со статьей V упомянутой Кон- вырабатывались рекомендации по мерам венции. При выполнении своих функций рационального использования их запасов Комиссия основывалась на рекомендациях в Балтийском море.
Распад СССР обусловил возникновение проблемы разделения квот как между бывшими республиками Советского Союза, так и новой стороной — Евросоюзом. На состоявшемся в январе 1992 г. совещании руководителей Рыбакколхозсою-зов квоты на вылов трески и сельди были разделены Международной комиссией по рыболовству в Балтийском море с учетом традиций вылова в соответствующих удовлетворивших заинтересованные стороны пропорциях между Россией, Литвой, Латвией и Эстонией. За основу распределения ОДУ по национальным квотам были приняты исторически сложившиеся уловы рыбы прибалтийскими государствами в период с 1981 по 1990 гг., проводившими лов рыбы в различных подрайонах ИКЕС Балтийского моря.
Руководствуясь принципами Международной конвенции и Международной комиссии по рыболовству в Балтийском море, правительство Российской Федерации после распада Советского Союза заключало двухсторонние соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства с правительствами Латвийской Республики (1992 г.), Эстонской Республики (1994 г.), Республики Польша (1995 г.), Литовской Республики (1999 г.).
Основные направления сотрудничества в области морских исследований в Балтийском море, представляющие взаимный интерес включали: координацию исследований по оценке запасов живых ресурсов Балтийского моря; разработку ОДУ; изучение миграций и воспроизводства рыб, биологической структуры промысловых уловов, динамики численности пелагических и де-мерсальных рыб, гидрологических условий. Проводились совместные научно-исследовательские экспедиции, ежегодные взаимные консультации специалистов, осуществлялся обмен научными данными.
Исходя из рекомендаций XIX сессии ИБСФК, состоявшейся в г. Варшава (Республика Польша) 13—17 сентября 1993 г., в период с 1993 по 2004 гг. ИБСФК
ежегодно проводила распределение ОДУ водных биоресурсов между странами с соблюдением соответствующих пропорций на основе «ключей» распределения национальных квот по вылову. При этом доля России составляла: по треске — 5,0% от суммарного ОДУ в 22-24-м и 25-32-м подрайонах ИКЕС; по салаке — 5,77% от суммарного ОДУ в 22-24-м и 25-29+32-м подрайонах ИКЕС, включая Рижский залив и исключая 30-й и 31-й подрайоны (Ботнический залив); по шпроту - 10,08% от ОДУ в 22-32-м подрайонах ИКЕС; по атлантическому лососю — 1,9% от ОДУ в основном бассейне Балтики 22—31-го подрайонов ИКЕС (включая Ботнический залив) и 9,3% от ОДУ в 32-м подрайоне (Финский залив).
Однако следует отметить, что в документах ИБСФК всегда имелась запись о том, что пропорции распределений ОДУ между рыболовными зонами не могут считаться, как отражающие какую-либо общепринятую концепцию и не могут быть использованы в качестве основы для распределения ОДУ в будущем. Такая ежегодно присутствующая в рекомендациях сессий ИБСФК запись давала возможность в будущем при несогласии договаривающихся сторон провести перераспределение ОДУ по новым пропорциям.
Первые официальные дискуссии по пересмотру «ключей» распределения общего допустимого улова водных биологических ресурсов (ВБР) между странами были проведены в июне 2002 г. на заседании Рабочей группы ИБСФК по долгосрочным стратегиям управления для трески, сельди и шпрота Балтийского моря (г. Краков, Республика Польша). Прения по этому вопросу продолжились в сентябре 2002 г. на 28-й сессии ИБСФК (г. Берлин, Германия), на Рабочей группе по долгосрочным целям и стратегиям управления. На внеочередной сессии ИБСФК в июне 2003 г. (г. Краков, Республика Польша) была принята резолюция ХХ по Плану управления для запасов трески в Балтийском море.
Помимо прочего данная резолюция гласила
0 том, что стороны Конвенции не позднее
1 января 2005 г. должны применить систему управления, предусматривающую установление ОДУ отдельно для западного и отдельно для восточного запасов трески. Специальная рабочая группа (г. Брюссель, Королевство Бельгия, сентябрь 2003 г.) была посвящена рассмотрению предложений по новым «ключам» распределения для трески и сельди.
Согласно резолюции XXI, принятой на 29-й сессии ИБСФК (г. Вильнюс, Литовская Республика, сентябрь-октябрь 2003 г.), по рекомендациям ИКЕС для Балтийского моря были выделены четыре района управления для сельди.
На 30-й сессии ИБСФК (г. Гдыня, Республика Польша, сентябрь 2004 г.) сельдь Рижского залива (подрайон 28.1) была выделена в самостоятельную единицу запаса, а национальные квоты по треске на 2005—2006 гг. были установлены отдельно для западного (22—24-й подрайоны) и восточного (25—32-й подрайоны) запасов. Причем по предложению ЕС доля России в ОДУ трески 22-24-го подрайонов оказалась нулевой, что вынудило российскую делегацию сделать заявление о несоблюдении принятой процедуры распределения ОДУ и нарушении принятых «ключей» распределения. Данное заявление нашло отражение, как в отчете по работе 30-й сессии ИБСФК, так и в Приказе Федерального агентства по рыболовству от 31 января 2005 г. № 29 «О выполнении рекомендаций 30-й сессии Международной комиссии по рыболовству в Балтийском море (ИБСФК)».
В период существования ИБСФК в соответствии со статьей XI (п. 1—4) Конвенции о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах были определены сроки подачи заявлений с возражениями или представлением особого мнения каждой из сторон относительно рекомендаций, выработанных на сессиях
ИБСФК.
Так, в связи с чрезвычайно резким снижением ОДУ и российской квоты по сельди в 2002—2004 гг., Россия оставила за собой право на установление своего размера ОДУ, выражала свое мнение и направляла его соответствующее обоснование для увеличения своей квоты в 2002, 2003 и 2004 гг. В качестве обоснования увеличения российской квоты стало отсутствие ясно выраженных целей и стратегии управления этим запасом, наличие больших неопределенностей в оценках запаса вследствие ряда сложностей популяционной структуры. Также российская делегация обратила особое внимание на смешанный характер пелагического промысла европейскими странами шпрота на технические цели, в котором прилов сельди, в том числе маломерной, может достигать 37%, и подчеркнула необходимость принятия мер по ограничению прилова сельди и охране ее молоди.
В свете появления двух новых участников формирований в прибалтийском регионе — Евросоюза и Российской Федерации, а также выделения новых самостоятельных единиц запасов водных биоресурсов для них, «ключ» распределения национальных квот вылова был несколько изменен и просуществовал несколько лет, вплоть до распада ИБСФК. Для Российской Федерации изменения коснулись таких объектов промысла, как балтийская сельдь и треска. Доля России по треске составила 7,9% от ОДУ 25—32-го подрайонов ИКЕС, доля салаки — 9,5% от ОДУ запаса 25—29+32-го (без сельди Рижского залива) подрайонов ИКЕС.
В связи с расширением Европейского сообщества (ЕС) с 1 мая 2004 г. ИБСФК прекратила свое действие в январе 2006 г., а с 1 января 2007 г. прекращено применение Конвенции о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах. С этого момента вопросами установления ОДУ и распределением квот на вылов рыбы стали заниматься две стороны — ЕС и Российская Федерация — автономно, каждая в соответствии со своей юрисдикцией.
В последующие после распада Комиссии по рыболовству годы по настоящее время ЕС и Россия устанавливали свои объемы квот на вылов водных биоресурсов Балтийского моря без взаимного согласования. Однако обе стороны старались не выходить за рамки рекомендаций ИКЕС по общему допустимому вылову рыб в море и придерживались принципа рационального изъятия
ВБР.
С целью предотвращения возникшего в годы после роспуска ИБСФК правового вакуума в вопросах рыболовства в Балтийском море в апреле 2009 г. между правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом было подписано Соглашение о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море (2012) (далее — Соглашение). Новое Соглашение о рыболовстве заменило соглашение между странами ЕС и Российской Федерацией в части, касающейся морского рыболовства в Балтийском море, и Конвенцию 1973 г. В данном Соглашении было подтверждено общее желание сторон в обеспечении сохранения и долгосрочной устойчивой эксплуатации рыбных запасов в Балтийском море. Стороны обязались развивать экоси-стемный подход к управлению промыслом на основе наилучших из имеющихся научных рекомендаций, признали важность научных исследований для сохранения устойчивой эксплуатации рыбных ресурсов и управления ими, в том числе в рамках
ИКЕС.
Первая сессия Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море (далее — Комиссия) в соответствии со статьей 14 Соглашения состоялась 11 марта 2010 г. в г. Калининград (Российская Федерация). В целом сессия носила установочный характер, а работа в ходе заседаний предполагала разработку правил процедуры последующих сессий Комиссии, создание Рабочих групп соответствующего профиля, постановку вопросов координации рыбохозяйственных исследований,
сотрудничества в области воспроизводства ВБР и контроля в области рыболовства в Балтийском море.
Вторая сессия Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море проходила 21—22 июня 2010 г. в г. Брюссель. На данной и последующих сессиях одним из вопросов повестки дня стала информация ИКЕС относительно состояния запасов водных биоресурсов в Балтийском море, о научных рекомендациях по ОДУ совместно эксплуатируемых запасов ВБР. Эта информация для обсуждения поочередно представляется сторонами на основе материалов
ИКЕС.
Одним из главных вопросов второй сессии встал вопрос о «ключах» распределения совместных запасов. Стороны согласились о возможном распределении квот шпрота и атлантического лосося на уровне, определенном ИБСФК в 2005 г. Однако по треске и сельди такого согласия достигнуто не было.
Для более конкретной и плодотворной работы последующих сессий по вопросам сотрудничества в области контроля и мониторинга рыболовства в Балтийском море, сотрудничества в области долгосрочного управления совместными запасами, сотрудничества в сфере научных исследований на второй сессии было решено создать в рамках Смешанной комиссии две Рабочие группы: группу по сотрудничеству в области контроля и мониторинга и группу по долгосрочному управлению запасами живых морских ресурсов. На следующей третьей сессии, прошедшей 13—15 апреля 2011 г. в г. Калининград, стороны согласовали мандаты этих Рабочих групп и назначили их руководителей со стороны Евросоюза и Российской Федерации.
Также в ходе работы третьей сессии стороны продолжили диалог по вопросу «ключей» распределения ОДУ совместных запасов водных биоресурсов в Балтийском море. Получив цифры возможного увеличения российской доли вылова по треске и балтийской сельди, которые были озвучены
в ходе заседания второй сессии, представители ЕС обратились с просьбой предоставить обоснование позиции России к следующей сессии Комиссии.
Помимо этого на третьей сессии Комиссии были рассмотрены вопросы научного сотрудничества, а также сотрудничества в области воспроизводства ВБР, возможности допуска рыболовных судов для промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и стран-членов ЕС в Балтийском море.
На своем первом заседании Рабочая группа по долгосрочному управлению запасами живых морских ресурсов в рамках Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море, состоявшемся 27— 28 июня 2011 г. в г. Брюссель, было решено провести инвентаризацию существующих мер управления запасами рыб Балтийского моря, которые применяются Российской Федерацией и ЕС. В ходе работы был проведен анализ материалов ИКЕС о состоя -нии совместных запасов основных объектов промысла ВБР и представлены научные рекомендации ИКЕС по ОДУ этих запасов. Проведение этого анализа с последующим представлением результатов на очередных сессиях Смешанной комиссии стало одним из главных вопросов деятельности Рабочей группы.
Четвертая сессия Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море проходила 29—30 июня 2011 г. в г. Брюссель. На сессии были заслушаны результаты проведенной Рабочей группой в области контроля и мониторинга и Рабочей группой по долгосрочному управлению запасами, работы в межсессионный период, подтверждены планы их работ на следующий год.
Со стороны ЕС была представлена презентация программы Европейского союза о перспективах рыболовства. В свою очередь, Российская сторона описала процедуру ежегодного установления ОДУ в Российской Федерации, при этом заявив, что не считает возможным установление ОДУ для лосося и шпрота до достижения
договоренности по «ключам» распределения для восточного запаса трески и сельди Центральной Балтики.
Российская сторона представила данные, подготовленные специалистами ФГУП «АтлантНИРО», которые аргументируют позицию по увеличению своей доли в ОДУ для восточного запаса трески и для запаса сельди Центральной Балтики. Стороны договорились после тщательной проработки указанной информации согласовать организацию технической встречи специалистов обеих сторон и экспертов ИКЕС для совместного рассмотрения выдвинутых РФ предложений.
Такая встреча состоялась 4 июня 2012 г. в г. Калининград (Российская Федерация). Эксперты российской стороны представили материалы по расчетам предлагаемой российской доли трески в объеме ОДУ. После проверки указанных материалов, специалистами ЕС и ИКЕС был сделан вывод о том, что расчеты, выполненные российскими экспертами, верны. Стороны договорились представить результаты работы группы экспертов на рассмотрение предстоящей сессии Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море.
На Пятой сессии Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море, состоявшейся 7 — 8 июня 2012 г. в г. Калининград стороны договорились осуществлять оперативный обмен информацией по национальным величинам ОДУ совместных запасов ВБР Балтийского моря. Также в ходе заседаний сессии была подчеркнута важность налаживания обмена информацией с российской стороной о применении регламента совета Европейского союза об установлении системы по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла и о существующей в ЕС системе обеспечения соблюдения его положений.
Как и на предыдущих четырех сессиях Комиссии, одним из главных для обсуждения стал вопрос «ключей» распреде-
ления ОДУ для трески и сельди. Несмотря на положительное заключение по обоснованию увеличения российской доли ОДУ, выданное техническими экспертами обеих сторон и представителем ИКЕС, ЕС все же придерживается мнения о том, что при установлении «ключей» распределения за основу должно быть принято историческое распределение промысловых возможностей. Поэтому с учетом того, что вопрос согласования «ключей» распределения для трески и сельди остается нерешенным, стороны договорились установить на 2013 г. автономные меры регулирования совместных запасов рыб в Балтийском море в соответствии с рекомендациями Международного совета по исследованию моря.
Шестая сессия Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море проходила 8—9 июля 2013 г. в г. Брюссель. Сторонами были представлены стратегии установления и распределения ОДУ, действующие в странах ЕС и России. При обсуждении одного из основных вопросов — о возможности установления совместного ОДУ биоресурсов — сторона ЕС подтвердила свою позицию относительно исторического принципа при распределении между сторонами квот для трески и сельди и желание обсудить рекомендации по ОДУ для шпрота и лосося, поскольку «ключи» распределения для этих видов согласованы ранее. В свою очередь сторона РФ отметила необходимость нахождения компромисса по «ключам» распределения для трески и сельди с учетом интересов сторон, и информировала сторону Евросоюза о том, что в соответствии с российским законодательством не представляется возможным установление совместного ОДУ для отдельно взятых видов ВБР до достижения договоренности по «ключам» для всех совместных запасов рыб Балтийского моря.
Выслушав и обсудив отчет о деятельности Рабочей группы по долгосрочному управлению запасами живых морских ресурсов в Балтийском море, в котором был представлен анализ материалов ИКЕС
о состоянии совместных запасов и возможных ОДУ основных объектов промысла ВБР, стороны согласились, что критерием при расчете квот на вылов должен быть использован подход «максимального устойчивого вылова» (MSY) и научные рекомендации ИКЕС.
На седьмой сессии Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море, проходившей с 1 по 2 июля 2014 г. в г. Санкт-Петербург (Российская Федерация) руководитель российской делегации представил информацию о существующей процедуре установления ОДУ в России, в частности, о работе научных организаций, которые подготавливают материалы по оценкам ОДУ для прохождения государственной экологической экспертизы, о процедуре прохождения экспертизы и последующем нормативном закреплении ОДУ в водах России. Помимо этого российская сторона проинформировала сторону ЕС о продолжении сотрудничества с Польшей и Литвой в области восстановления запасов угря в трансграничных водоемах и высказала заинтересованность в участии в заседании научного комитета ЕС по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, СИ-ТЕС, (Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora, CITES) для снятия ограничений на экспорт стекловидного угря в Россию с целью восстановления его запаса.
По вопросу об установлении «ключей» распределения ОДУ совместных запасов видов ВБР между Россией и ЕС в Балтийском море, который на протяжении пяти последних сессий являлся одним из самых важных и до сих пор не решен -ных, сторонам так и не удалось достигнуть договоренности. Стороны согласились с решением о необходимости дополнительного обсуждения проблемы «ключей» распределения в будущем для достижения разумного компромисса и признали целесообразным обсудить на Восьмой сессии
Комиссии возможность совместного установления квот вылова шпрота и лосося, принимая во внимание ранее достигнутые договоренности по «ключам» данных видов ВБР.
Восьмая сессия Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море состоялась 2 июля 2015 г. в г. Рига (Латвийская республика). Стороной Евросоюза было отмечено, что политика ЕС в вопросах рыболовства в Балтийском море консервативна и включает в себя три ключевых момента: применение концепции максимального устойчивого улова с целью рационального использования ресурсов моря, текущее и прогнозируемое ИКЕС состояние запасов ВБР, а также рекомендации по объемам ОДУ.
Сторона Евросоюза обратила внимание на то, что новый регламент ЕС по общей политики в области рыболовства предусматривает вступление в силу обязательств по выгрузке в водах ЕС с 1 января 2015 г. для трески, лосося и мелкосельдевых видов рыб и с 1 января 2017 г.— для камбаловых видов рыб. Кроме этого стороной Евросоюза был представлен новый утвержденный план по запрету выброса рыбы (трески, лосося, шпрота и сельди) при ведении рыболовства в Балтийском море, который вступил в силу с 1 января 2015 г.
В период 5—6 июля 2016 г. в г. Москва (Российская Федерация) состоялась Девятая сессия Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море. В ходе встречи российская сторона представила информацию о внесении изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые направлены на сохранение анадромных видов рыб на миграционных путях к местам нереста и включают в себя запрещение применения плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб
во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В рамках обсуждения и решения вопроса по «ключам» распределения ОДУ совместных запасов водных биоресурсов Балтийского моря российской стороной было предложено проведение встречи с руководством рыбной отрасли государств-членов ЕС с возможностью проведения внеочередной сессии Комиссии.
Десятая сессия Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море была проведена 5—6 июля 2017 г. в г. Брюссель (Королевство Бельгия). Стороной ЕС была представлена информация о политике Евросоюза в вопросах рыболовства в Балтийском море. Сторона РФ проинформировала сторону ЕС о продолжающемся сотрудничестве в сфере восстановления запаса угря между Россией и Польшей, которое несколько затормозилось в последнее время, и выразила обеспокоенность существующим положением дел с продвижением аналогичного литовского плана.
Стороны согласились, что, несмотря на некоторые разногласия, необходимо продолжить работу по выработке общей позиции по «ключам» распределения ОДУ водных биоресурсов Балтийского моря, и отметили, что при установлении ОДУ и квот они будут придерживаться научных рекомендаций ИКЕС, направленных на достижение максимально устойчивых уловов.
Одиннадцатая сессия Смешанной комиссии по рыболовству в Балтийском море была проведена 26—27 сентября 2018 г. в г. Москва (Российская Федерация). Российская сторона предоставила информацию по процедурам установления ОДУ и распределения квот в Российской Федерации, а также о существовавшей в период действия «Конвенции о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах» практике обмена квотами на вылов разных видов рыб между
странами, которая позволяла наиболее эффективно проводить промысел. В свою очередь сторона ЕС представила информацию об общей политике ЕС в области рыболовства и ее содержании.
В ходе обсуждения в очередной раз был поднят вопрос о несогласованности «ключей» распределения ОДУ, который, как и ранее, остался нерешенным.
Стороны согласились, что необходимо расширить формат деятельности Рабочей группы по долгосрочному управлению запасами живых морских ресурсов в Балтийском море, действующей в рамках Комиссии, и поручить ей продолжить работы по разработке совместных мер управления запасами водных биоресурсов. Помимо этого было принято решение о переименовании данной группы в рабочую группу по планам управления запасами живых морских ресурсов в Балтийском море.
Особое внимание было уделено сотрудничеству в восстановлении запаса угря и утверждению российско-польского плана по восстановлению его запаса в бассейне реки Преголя и Вислинском заливе, а также запрету на экспорт личинки угря, продленному до конца 2018 г. и возможности экспорта стеклянного угря начиная с 1 января 2019 г.
Один из ключевых вопросов сессии — рассмотрение возможности промысла российскими судами на коммерческой основе недоосваиваемых странами ЕС ОДУ в Балтийском море в экономических зонах стран Евросоюза. Стороны пришли к единому мнению, что для решения этого вопроса требуется подготовительная работа на основе результатов проверки, представленной Российской стороной информации о вылове и недоосвоении странами ЕС ОДУ, а также с учетом возможностей нормативно-правовых актов Евросоюза и договорились о том, что консультации по данному вопросу могут быть проведены на планируемых заседаниях Рабочей группы по планам управления запа-
сами живых морских ресурсов в Балтийском море.
В период новой истории, т.е. после прекращения действия Конвенции 1973 г. и упразднения Международной Комиссии по рыболовству в Балтийском море, развитие международного сотрудничества в области рыболовства в Балтийском море основывается на взаимодействии двух равноправных партнеров — Российской Федерации и Евросоюза. От результатов этого взаимодействия во многом зависит геополитическая обстановка в регионе.
И, поскольку запасы рыб в Балтийском море являются трансграничными, ассоциированными и взаимозависимыми, российская морская стратегия на современном этапе должна способствовать утверждению национальных интересов в области рыболовства и научных морских исследований биологических ресурсов, как в ИЭЗ и территориальном море России, так и в остальной части Балтики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: Международные отношения. 1976. Вып. XXX. С. 236-241.
Конвенция о Международном совете по исследованию моря // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: Международные отношения. 1972. Вып. XXV. С. 107-117.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море // Бюл. междунар. договоров. 2012. № 11. С. 73-81. (http://
www.pravo.gov.ru).
INTERNATIONAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE EUROPEAN
UNION IN THE FIELD OF FISHERIES IN THE BALTIC SEA
I. V. Karpushevskiy, V. A. Belyaev
Atlantic branch of Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, Kaliningrad,
236022
Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moskow, 107140 In the modern period, the development of international cooperation in the field of fisheries in the Baltic Sea is based on the interaction of two equal partners — the Russian Federation and the European Union. The geopolitical situation in the region largely depends on the results of this interaction. In the framework of the Agreement between the European Community and the Government of the Russian Federation on cooperation in fisheries and the conservation of the living marine resources in the Baltic Sea took place eleven sessions of the Baltic Sea Fishery Commission in the period from 2009 to 2018. These sessions addressed a whole range of issues related to the rational use of the biological resources of the Baltic Sea, fishing, prospects for the use of shared fish stocks.
Keywords: Baltic Sea, international cooperation, bays of the Baltic Sea.