Научная статья на тему 'Международное сотрудничество РФ в области обеспечения информационной безопасности'

Международное сотрудничество РФ в области обеспечения информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕНДЕНЦИИ / КИБЕРУГРОЗЫ / INFORMATION SPACE / INFORMATION SECURITY / TRENDS / CYBER THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дугинова Анна Олеговна, Волобуев Сергей Николаевич

В статье рассматриваются основные тенденции формирования международного режима по обеспечению информационной безопасности. Международное сотрудничество в этой сфере на глобальном уровне наталкивается на противоречия в государственных интересах. Основными субъектами информационной безопасности являются США, Россия, Китай, а также страны ЕС (Великобритания, Франция и Германия). В статье доказывается, что международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности будет отражать общую логику развития международного взаимодействия, для которого характерны новые модели кооперации его участников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING INFORMATION SECURITY

In article examines the main trends in the formation of an international regime to ensure information security. International cooperation in this sphere at the global level encounters contradictions in the state interests. The main subjects of information security are the United States, Russia, China, as well as the EU countries (Great Britain, France and Germany). The article proves that international cooperation in ensuring information security will reflect the general logic of the development of international cooperation, which is characterized by new models of cooperation of its participants

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество РФ в области обеспечения информационной безопасности»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 УДК 33.054.22

Дугинова Анна Олеговна, студентка факультета Экономики и менеджмента, Курский государственный университет e-mail : aniuta. duginova@yandex.ru

Волобуев Сергей Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Курский государственный университет e-mail: snvol1959@bk.ru

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются основные тенденции формирования международного режима по обеспечению информационной безопасности. Международное сотрудничество в этой сфере на глобальном уровне наталкивается на противоречия в государственных интересах. Основными субъектами информационной безопасности являются США, Россия, Китай, а также страны ЕС (Великобритания, Франция и Германия). В статье доказывается, что международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности будет отражать общую логику развития международного взаимодействия, для которого характерны новые модели кооперации его участников.

Ключевые слова: информационное пространство, информационная безопасность, тенденции, киберугрозы.

Duginova Anna Olegovna, student of the 4rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail : aniuta. duginova@yandex.ru

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018

Volobuyev Sergey Nikolaevich, Candidate of Economic Sciences, associate professor of the public and municipal administration, Kursk state university

e-mail: snvol1959@bk.ru

INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING INFORMATION SECURITY

Annotation: in article examines the main trends in the formation of an international regime to ensure information security. International cooperation in this sphere at the global level encounters contradictions in the state interests. The main subjects of information security are the United States, Russia, China, as well as the EU countries (Great Britain, France and Germany). The article proves that international cooperation in ensuring information security will reflect the general logic of the development of international cooperation, which is characterized by new models of cooperation of its participants.

Keywords: information space, information security, trends, cyber threats.

В бюджетной системе страны, которая является главной финансовой базой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты самые многочисленные. Местный бюджет представляет собой некий централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении органов местного самоуправления и используемый ими в целях реализации собственных функций и задач. Являясь низовым звеном бюджетной системы, местные бюджеты представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, первую очередь, в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества [35, с.228].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018

Рисунок 1 - Местные финансы Российской Федерации Финансами муниципального образования признается совокупность социально-экономических отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных средств и преследуют решение задач местного значения.

Местными финансами признаются финансы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения (рисунок 1).

Стоит отметить, что эффективность использования муниципальных финансов определяется качеством законодательного закрепления полномочий органов местного самоуправления. Ст.12 Конституции Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляется его самостоятельность в решении вопросов местного значения[1]. В Российской Федерации в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-Ф3 [4] к предметам ведения местного самоуправления в рамках территории муниципального образования отнесены вопросы местного значения, среди которых: принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, распоряжение финансовыми ресурсами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов на уровне муниципального образования.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 Властные структуры муниципалитета занимаются решением социально-экономических проблем, развитием муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечением санитарного благополучия населения и т.д. В их ведении находится организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.

Исполнение конституционных прав и свобод граждан, которые проживают на территории конкретного муниципального образования, отнесено к совместной компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрение расходов и доходов муниципального образования необходимо начинать с процесса формирования и исполнения местного бюджета. Бюджеты муниципальных образований составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2], бюджетом муниципального образования (местным бюджетом) признается форма образования и расходования денежных средств, в процессе реализации которых происходит выполнение органами власти возложенных на них функций, а также решение задач местного значения.

Экономическая сущность бюджетов муниципальных образований проявляется через реализацию ими следующих функций:

- формирование финансовой базы муниципалитета, являющейся важнейшим ресурсом, необходимом для обеспечения деятельности органов власти на местном уровне;

- эффективное использование денежного фонда муниципального образования посредством распределения финансовых ресурсов муниципалитета по отраслям народного хозяйства;

- контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, подведомственных властным структурам.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 Подчеркнем, что важное значение местные бюджеты играют в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач. В первую очередь, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Не вызывает сомнения тот факт, что осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Исходя из всего вышесказанного, роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов можно определить следующим образом:

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой закреплено: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» [1]. Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, эффективное формирование доходной базы муниципалитета позволяет местным органам власти добиться некоторой финансово-хозяйственной самостоятельности в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Местные бюджеты дают возможность органам местного самоуправления обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018

В-третьих, именно посредством местного бюджета производится выравнивание уровней социально-экономического развития территорий.

Для того чтобы достичь этой цели органы государственной власти и местного самоуправления формируют региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию дорожного полотна, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, располагая финансовыми ресурсами, местные органы власти имеют возможность регулировать нормативы финансовых затрат в определенных сферах (например, оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы и т.д.).

В-пятых, с помощью местных бюджетов представительные и исполнительные органы власти, получают возможность обеспечивать решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей хозяйства.

В-шестых, распорядители бюджетных средств посредством местных финансов получают возможность воздействовать на формирование оптимального соотношения в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулировать эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, создавать новые местные производства и промыслы, что, несомненно, будет влиять на развитие региона в целом [22, с.33-35].

Способность слаженной работы местного самоуправления в социально-экономическом направлении развития города большей своей частью зависит от грамотного формирования доходной и расходной части местного бюджета. В частности, от этого зависит решение такого ряда социально-экономических проблем муниципального образования, как, например, обустройство и урбанизация города, развитие инфраструктуры и промышленности, реализация социальной поддержки гражданам с ограниченными физическими возможностями, ветеранам, многодетным и малообеспеченным слоям населения и т.д. [34, с.141].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 Несмотря на законодательное закрепление самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов формирования и исполнения местного бюджета, она все же имеет некоторые ограничения. Например, в компетенцию федеральных органов государственной власти входят полномочия по определению нормативов отчислений от налогов субъектов Российской Федерации и размеров финансовой помощи местным бюджетам. Речь идет о самостоятельном осуществлении перераспределения финансовых ресурсов [24, с. 128].

В качестве стратегической цели, направленной на преодоление несбалансированности регионального развитии, выступает формирование и повышение эффективности системы отношений, их согласование с общей логикой модернизации на уровне региона и муниципального образования, а также с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития [47, с.150].

Таким образом, роль местных финансов в социально-экономическом развитии муниципального образования является решающей, так как с помощью местных финансов происходит распределение и рациональное использование денежных средств и решаются вопросы местного значения. Вся ответственность по решению вопросов местного значения закреплена за органами местного самоуправления, а местное самоуправление имеет право собственника в отношении местных финансов, т. к. действует от лица всего населения муниципального образования. Местные финансы функционируют за счет движения денежных средств под видом доходов, различных отчислений и поступлений, которыми распоряжаются органы местного самоуправления.

Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (21), 2018 от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант плюс».

2. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант плюс».

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант плюс».

3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]: Правовая система «Консультант плюс».

4.Гаджимурадова, Л.А. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований [Текст]/ Л.А.Гаджимурадова. // Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых (материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей ФГБУ ВО «Дагестанский государственный университет»). -2016. - С. 33-36.

5.Колмыкова, Т.С. Бюджетное планирование в разработке перспектив развития региона [Текст] / Т.С.Колмыкова, Е.В.Клюева. // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2015. - № 1 (58). -С. 106-113.

6.Кремповая, Н.Л. Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии города [Текст] / Н.Л.Кремповая, А.Х.Кузьмичева. // Бюллетень науки и практики. -2016. - №7 (8). - С. 140-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.