МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ СО СТРАНАМИ СНГ
И. Киселева, студент П. Климова, студент
Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-4-2-6-9
Аннотация. Международное сотрудничество стран призвано удовлетворять интересы своих участников в достижении определённых целей: политических, экономических или военных. На протяжении нескольких лет Россия активно сотрудничала с несколькими десятками стран. В статье проведен анализ сотрудничества России со странами СНГ, выявлены существующие трудности при осуществлении сотрудничества, а также предложены направления развития такого сотрудничества на будущую перспективу.
Ключевые слова: таможенное сотрудничество, таможенная служба, интеграции, объединения, международные соглашения, страны СНГ.
Таможенное сотрудничество представляет собой взаимодействие двух и более органов различных государств, уполномоченных в области таможенного дела. «Таможенная» составляющая в данном случае указывает в первую очередь на взаимодействие таможенных администраций двух или более стан, а также, что такое сотрудничество подразумевает решение таможенных вопросов [1]. Исходя из этого,
можно постановить, что упоминание «международное» является тавтологией, ведь сотрудничество таможенных служб уже является таковым.
Целесообразно определить динамику международного сотрудничества России с иностранными государствами за период 2020-2022 гг. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Международное сотрудничество РФ с иностранными государствами в 20202022 гг. [2]
По данным рисунка можно увидеть, что за 3 года количество подписанных РФ международных договоров увеличилось с 328 до 355 документов. Также увеличилось чисто стран, с которыми сотруднича-
ет наше государство - с 71 до 74 иностранных государств.
Россия участвует во многих экономических и торговых организациях, но тесное сотрудничество со странами СНГ началось
еще в 1991 году после распада СССР. Оно было необходимо для равноправного диалога и углубления взаимодействия между государствами-участниками.
Страны СНГ являются выгодным решением для сотрудничества с Россией поскольку имеют общую историю пребыва-
ния в СССР, географическую близость, что необходимо и выгодно для взаимной торговли и перемещения товаров. Рассмотрим динамику товарооборота России со странами СНГ за период третьего квартала 2020-2022 гг. (рис. 2)
Рис. 2. Динамика внешней торговли РФ со странами СНГ за 3 квартал 2020-2022 гг., млрд.
долл. США [3]
В январе-сентябре 2022 года в структуре экспорта РФ в страны СНГ преобладали нефтепродукты - 28,9%, ($13,3 млрд, рост на 4%), металлы и изделия из них - 15,8% ($7,3 млрд, рост на 9,4%) и продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 15% ($7,3 млрд, рост на 9,4%) [4].
Федеральная таможенная служба в апреле 2022 года перестала выкладывать официальную статистику о результатах внешней торговли России, поэтому достоверно точно определить оборот внешней торговли России представляется затруднительным. Сайт Федеральной службы государственной статистики имеет открытые данные о внешней торговле России с ее основными торговыми партнёрами.
По данным из рисунка 2 можно увидеть, что торговля Росси со странами СНГ за 3 года имеет тенденцию к росту, хотя темп роста остается незначительным. В 2022 году товарооборот составила 72,6 млрд. долларов, что на 2,6 млрд. больше по сравнению с прошедшим 2021 годом и на 4,6 млрд. больше по сравнению с 2020 годом.
Относительно низкий показатель внешней торговли в 2020 году можно объяснить
закрытыми границами и усложненными поставками товаров в связи с пандемией коронавирусной инфекции.
2022 год не отличается рекордным показателем внешней торговли России со странами бывшего СССР, так можно предположить, что торговля остается в привычном темпе и независимо от введенных санкционных пакетов, Россия не видит экономической необходимости в увеличении оборотов в страны СНГ. Либо это может быть связано с неразвитой транс-портно-логистической инфраструктурой и отсутствием повышенного спроса на импортируемые/экспортируемые товары [5].
В настоящее время активно ведется работа над выполнением плана мероприятий по реализации первого этапа (2021-2025 годы) стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года. Реализация плана нацелена на развитие экономики и межгосударственного торгово-
экономического сотрудничества, разработку новых кооперационных и инфраструктурных проектов, цифровизацию экономики. Она также направлена на реализацию научно-технического и образовательного потенциала, развитие атомной
энергетики, агропромышленного комплекса, валютно-финансовой сферы, создание высокотехнологичных транспортных систем [6].
По планам и оценочным данным объем взаимной торговли электроэнергией к 2025 году должен вырасти примерно на 20% или на $60 млн. Еще одним направлением сотрудничества государств-участников СНГ будет сфера транспорта. Так, до 2030 года планируется увеличить экспорт транспортных услуг примерно на 4% или на $110 млн относительно 2021 года.
Что касается таможенного сотрудничества, то в 2022 году были проведены 74-е и 75-е заседания СРТС СНГ. По результатам заседаний был утвержден Регламент обмена информацией о товарах, в отношении которых установлены нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, между таможенными органами государств-участников СНГ. Также на выше-
просы об устранении технических ошибок, выявленных в ходе применения ТН ВЭД СНГ.
Что касается решения России о им-портозамещении и введении легального параллельного импорта, некоторые страны СНГ могут стать посредниками в его осуществлении.
Таким образом, сотрудничество России со странами СНГ уже несколько десятков лет наращивает темпы роста сотрудничества и торговли. По многим направлениям уже были достигнуты определённые результаты, однако, признать их оптимальными, причем как для Российской Федерации, так и для иных государств-участников СНГ, не представляется возможным.
Говоря о роли РФ в СНГ, отдельного внимания заслуживает миротворческая миссия России в части улаживания вооруженных конфликтов на пространстве СНГ.
упомянутых заседаниях были решены во-
Библиографический список
1. Ткаченко И.Е., Боброва О.Г. Содержание понятия "Таможенное сотрудничество" и его значение для таможенной администрации // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - №4.
2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.
3. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.
4. «Товарооборот России со странами СНГ за девять месяцев вырос на 6,8%». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.rn/external_news/95707/7ysclidHfcfw4tola997194788
5. Баева М.А., Казарян М.О. Сотрудничество России и стран СНГ+ на уровне отраслей и предприятий // Экономическое развитие России. - 2021. - №10.
6. Ахмедзянов Р.Р., Воеводин В.А. Формирование финансового механизма ЕАЭС в контексте экономической безопасности // Естественно-гуманитарные исследования. -2022. - № 41 (3). - С. 38-42.
7. Акимов Н.Е., Мигел А.А. Взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС в новом информационном пространстве // Modern Economic Success. - 2021. - № 2. - С. 117-120
INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE
CIS COUNTRIES
I. Kiseleva, Student P. Klimova, Student
Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. International cooperation of countries is designed to satisfy the interests of its participants in achieving certain goals: political, economic or military. For several years, Russia has been actively cooperating with several dozen countries. The article analyzes the cooperation between Russia and the CIS countries, identifies existing difficulties in the implementation of cooperation, and also suggests directions for the development of such cooperation in the future.
Keywords: customs cooperation, customs service, integrations, associations, international agreements, CIS countries.