Научная статья на тему 'Международное сотрудничество органов внутренних дел: правовое регулирование, практика взаимодействия'

Международное сотрудничество органов внутренних дел: правовое регулирование, практика взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2443
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОДРУЖЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саркисов Олег Ростиславович

В статье анализируется система международного сотрудничества органов внутренних дел в области безопасности и противодействия преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саркисов Олег Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Cooperation of Internal Affairs Bodies: Legal Regulation and Cooperation

The paper deals with the system of international cooperation of internal affairs bodies in the sphere of security and fighting crime.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество органов внутренних дел: правовое регулирование, практика взаимодействия»

УДК 340

Международное сотрудничество органов внутренних дел: правовое регулирование, практика взаимодействия

Саркисов О.Р.

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры гражданского и процессуального права Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Заслуженный работник высшей школы Республики Татарстан

В статье анализируется система международного сотрудничества органов внутренних дел в области безопасности и противодействия преступности.

Ключевые слова: международный правопорядок, безопасность, взаимодействие органов внутренних дел России с правоохранительными органами международного содружества, борьба с преступностью.

Правовые условия международного сотрудничества государств определяются тем, что международный правопорядок строится на основе верховенства права и высокого уровня доверия в системе межгосударственных отношений, а безопасность государства взаимосвязана с безопасностью всего мирового сообщества [1]. В этой связи утвержденный принцип Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г. «О добросовестном выполнении международных обязательств» служит критерием правового определения законности в деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка, согласованного с правопорядком всех государств.

Россия в настоящий период выстраивает свои отношения с международным сообществом и определяет свой статус великой державы и суверенитет согласно Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15.), общепризнанных принципов и норм международного права (Устав ООН 1945 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) [2]. Российская Федерация выполняет свои международные обязательства в области поддержания мира и безопасности и стремится развивать дружественные отношения между нациями, осуществляя сотрудничество в интересах обеспечения обороны, 120

безопасности и правоохранительной деятельности. Деятельность Российской Федерации в формате международно-правовой системы основывается на принципе суверенного равенства государств и взаимодействия в любой области [3]. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является реакцией мирового сообщества на все возрастающий рост численности преступлений в мире и их тяжкие последствия для государств. В этой связи Российская Федерация как добросовестный субъект международного права выполняет свои обязательства по защите интересов своей страны и международного сообщества от преступных посягательств извне [4]. Российская Федерация добросовестно сотрудничает с мировым содружеством и со странами СНГ в области предупреждения преступлений. Основу правового взаимодействия безопасности России и дружественных стран СНГ определяют нормы национального права, регулирующие правоохранительную деятельность специально уполномоченных органов МВД, Национальной гвардии РФ, положения и уставы правоохранительных структур зарубежных стран СНГ. Кроме того, Российская Федерация выступает гарантом миропорядка, в этой связи, согласно ФЗ «Об обороне» 1996 г., для отражения агрессии, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами и для поддержания безопасности отдельных стран российский воинский контингент находится на территории Армении, Сирии, Таджикистана.

Если обратиться к истории Советского Союза, можно отметить, то, что наша страна на протяжении ряда десятилетий была гарантом мира и отстаивала интересы безопасности «социалистического лагеря» и других стран. В XXI в. тенденция международных отношений в области безопасности и правоохранительной деятельности продолжает развиваться. А высокий уровень безопасности гарантирован государствам, международно-правовому сообществу при взаимодействии по выполнению взятых на себя обязательств в борьбе с преступностью. Устав ООН (п. 1. ст. 1) свидетельствует об основополагающей значимости международного мира и безопасности, (п. 4 ст. 2) мирного разрешения международных споров [5]. На современном этапе развития безопасности государств важную роль играют приоритеты совместных усилий, диалоговые партнерские отношения в области безопасности и правоохранительной деятельности, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств [6].

В нашей стране правоохранительная деятельность органов внутренних дел регулируется нормами национального права и определена в ч. 1 ст. 2 ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ, который констатирует, что правовую основу деятельности полиции составляют национальные приоритеты и нормы права. Правоохранительная деятельность также обусловлена рядом законов, включая ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Органы внутренних дел России в своей правоохранительной деятельности тесно сотрудничают внутри страны и с другими структурами: Вооруженными силами, ФСБ, Прокуратурой РФ, Федеральной таможенной службой, судебной системой, Министерством иностранных дел. В этой связи государственная система защиты и охраны правопорядка, т.е. правоохранительная система взаимосвязана со всеми системами власти. Ключевым направлением работы органов внутренних дел Российской Федерации в области международного сотрудничества является совершенствование взаимодействия в информационной сфере (внедрение современных информационных технологий, и механизмов обмена информацией) с международными правоохранительными структурами, так как для эффективной борьбы с преступностью необходимы совместные меры в области внедрения современных информационных технологий, оперативный доступ к имеющимся базам данных, в том числе конфиденциального характера [7].

Неконтролируемый рост криминала предопределил для стран Содружества необходимость налаживания взаимодействия в области борьбы с организованной преступностью и противодействия терроризму. Министерством внутренних дел России предпринимается все больше усилий для расширения и укрепления сотрудничества, что и закономер-

но, поскольку преступность во многом приобретает транснациональный характер. И в этой связи необходимо тесное взаимодействие с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств, т.е. речь идет о международном антитеррористическом сотрудничестве, выработке совместных мер реагирования по целому спектру вопросов, связанных с противодействием организованной преступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков и иным опасным видам преступлений.

Учитывая необходимость совместных действий государств во всех областях правоохранительной деятельности, руководство органов внутренних дел России в последние десятилетие проявляет инициативу в сотрудничестве и во встречах на высшем уровне. Так, Министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым и руководством МВД в 20152016 гг. организованы встречи с делегациями полицейских зарубежных стран. Только в 2015 г. по инициативе испанской стороны была проведена встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Испания в Российской Федерации Хосе Игнасио Карбахалем Гарате [8]. Стороны обсудили вопросы общего антикриминального двустороннего взаимодействия, в том числе противодействия экстремизму и терроризму, проблемы, связанные с иностранными боевиками-террористами, возвращающимися из зон конфликта в Ираке и Сирии. В последующем в Санкт-Петербурге прошло заседание Объединенной коллегии МВД России и Полиции Республики Армения. На мероприятии стороны обсудили вопросы сотрудничества в правоохранительной сфере, в частности, противодействия торговле людьми и обмена информацией между ведомствами, было подписано Соглашение об утверждении Плана совместной работы на 2016 г.

Впервые прошло заседание Объединенной коллегии МВД России и МВД Казахстана, делегации встретились в Астрахани [9]. Как подчеркнули руководители министерств Владимир Колокольцев и Калмуханбег Касымов, «Начинается новый этап развития нашего сотрудничества как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате». Министр внутренних дел России, находясь с рабочим визитом в Дели, встретился и обсудил развитие совместных отношений со своим индийским коллегой Раджиатхом Сингхом [10]. В ходе встречи были рассмотрены рабочие вопросы о совместном направлении работы, обновлено «Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел, Правительством Республики Индия», заключенное более двадцати лет назад. Рассмотрены вопросы о дальнейшем укреплении взаимодействия и в многосторонних форматах. Прежде всего - в рамках ООН, ШОС, БРИКС. В рамках встречи стороны подробно обсудили такие совместные на-

правления работы, как борьба с наркоугрозой, обеспечение безопасности находящихся в Индии на отдыхе и выезжающих по служебным делам граждан из России, а также подготовку полицейских кадров. Министр внутренних дел России побывал в Китайской Народной Республике, где принял участие в министерской встрече Китая и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) [11]. Руководство Министерства внутренних дел России в этот же период организовало встречу с руководством Сербии. На этих встречах обсуждались назревшие вопросы в области противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков, пиратству, транснациональной и киберпреступности.

В последние недели 2015 г. одной из главных тем на самых разных уровнях было противодействие терроризму. Так, в МВД России прошло заседание Объединенной коллегии министерства внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан [12]. Эффективную работу двух ведомств, несмотря на сложные геополитические процессы, вооруженные конфликты вблизи границ, активизацию экстремистских и террористических формирований, определило то, что принимаемые правоохранительными органами меры позволяют обеспечивать контроль за ситуацией и стабильность правопорядка. Эффективное взаимодействие дает плоды - за короткий период удалось задержать более ста разыскиваемых.

Важной зоной ответственности государств является приграничье. В этой связи противостоят экспансии экстремизма и терроризма полицейские МВД по Республике Дагестан и МВД Азербайджанской Республике. Важнейшим направлением их сотрудничества является работа по пресечению наемничества. Проводится целый комплекс мероприятий по обеспечению оперативно-профилактического контроля за лицами, возможно принимавшими участие в боевых действиях за рубежом, недопущению проникновения в европейские государства и страны СНГ экстремистов ИГИЛ. Кроме того, эта актуальная тема поднимается на всех встречах, конференциях, симпозиумах как правоохранительной системы, так и служб безопасности заинтересованных стран. Важным форумом явилось Заседание Совета Министров внутренних дел государств-участников содружества независимых государств (СНГ), где были подведены итоги целенаправленной работы по выполнению межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 20142018 гг. Одним из необходимых и важных направлений деятельности органов МВД России в настоящий период является обеспечение подготовки и проведения спортивных мероприятий в 2018 г. В этой связи вопросу обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Чемпионата мира по футболу. 122

Проведенное исследование современного состояния международного сотрудничества в области правоохранительной деятельности дает возможность определить то, что усилия государств в области поддержания мира и безопасности не являются напрасными и уже достигнуто многое. Однако международному сообществу, государствам необходимы дальнейшие совместные эффективные, целенаправленные действия, связанные с выработкой международных нормативных актов, созданием правовых условий для работы в тесном контакте во всех сферах правоохранительной деятельности, связанных с защитой интересов государства, общества, личности от преступных посягательств.

Литература:

1. Каламкарян Р.А. Господство права в международных отношениях. - М.: Изд-во «Наука», 2004. - 494 с.

2. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: учеб. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 688 с.

3. Цепелев В.Ф. Международная преступность: понятие, содержание и структура // Уголовное право и современность. - 2007. - № 5. - С. 227-235.

4. Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств - М.: Междунар. отношения, 1979. - 184 с.

5. Андреев А.Ф. Международно-правовой вклад Российской Федерации в современный миропорядок государство и право // Государство и право. - 2016. - № 1. - С. 81-91.

6. Иванов И.С. Верховенство права в международных отношениях // Международная жизнь. -2000. - № 7. - С. 62-67.

7. Котляров И.И., Пузырева Ю.В. Международно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел России // Московский журнал международного права. - 2015. - № 3 (99). -июль-сентябрь. - С. 37-50.

8. О международном сотрудничестве // Полиция России. - 2015. - № 8. - С. 3-4.

9. Полиция России. - 2015. - № 9. - С. 3-4.

10.Полиция России. - 2015. - № 10. - С. 7-8.

11. Полиция России. - 2015. - № 12. - С. 4-5.

12. Полиция России. - 2016. - № 1. - С. 10-11.

13.Кочои С.М. «Исламское государство» от терроризма к геноциду // Журнал российского права.

- 2014. - № 12. - С. 61-72.

14. Бабой А.А., Колташов А.И. Право международных организаций и сотрудничество государств в борьбе с преступностью: учеб.-метод. пособие.

- М.: ЦОКР МВД России, 2008. - 164 с.

15. Бабаев М.М. Борьба с преступностью как международная проблема // Преступность и общество: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 2001. - 84 с.

16. Волеводз А.Г. К вопросу о сущности и содержании международного сотрудничества в борьбе с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2007. - № 1. - С. 11-20.

International Cooperation of Internal Affairs Bodies: Legal Regulation and Cooperation

O.R. Sarkisov Kazan legal institute (branch) of the Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation

The paper deals with the system of international cooperation of internal affairs bodies in the sphere of security and fighting crime.

Key words: international law and order, security, cooperation of internal affairs bodies of the Russian Federation with international law enforcement bodies, fighting crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.