СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФУНКЦИЯ
ПРОКУРАТУРЫ РФ Серебрякова К.В.
Серебрякова Ксения Витальевна - студент,
магистерская программа: правовые, криминологические и организационно-методические основы прокурорской деятельности, кафедра прокурорского надзора и криминологии, Институт магистратуры Саратовская государственная юридическая академия, г. Пенза
Аннотация: в статье кратко даётся понятие и перечень функций прокуратуры Российской Федерации. Наиболее подробно раскрывается и анализируется функция международного сотрудничества прокуратуры РФ и формы её реализации. Ключевые слова: прокуратура РФ, функции, законодательство, международное сотрудничество.
УДК 341.1
DOI: 10.24411/2412-8228-2019-10201
Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, раскрывающей и объясняющей структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, являются ее функции.
Функции - это выражение государственно-правового и социального предназначения прокуратуры как элемента государственно-правового механизма современного Российского государства. Их реализация представляет собой особый, свойственный только прокуратуре вид деятельности. Функции прокуратуры реализуются в видах деятельности органов и учреждений прокуратуры.
К функциям прокуратуры относятся надзор, а также уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, участие во всех видах судопроизводства, международно-правовое сотрудничество.
Рассмотрим поподробнее международное сотрудничество прокуратуры РФ. Международное сотрудничество (англ. international development) в целом означает добровольную помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.
Международное сотрудничество охватывает очень разные сферы деятельности. В том числе: улучшение здравоохранения, улучшение образования, улучшение условий окружающей среды, сокращение социально-экономического неравенства, антитеррористическая деятельность, улучшение качества связи и т.д.
Функция международного сотрудничества прокуратуры опосредуется через формы международного сотрудничества. Обычно под формой международного сотрудничества прокуратуры понимают предусмотренный законодательством порядок производства действий прокуратуры по участию в разработке международных договоров, по непосредственному осуществлению международных
договоров о взаимной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, по заключению и осуществлению соглашений о правовой помощи и сотрудничестве между прокуратурами различных государств, по сотрудничеству прокуратур через межгосударственные органы. Иначе говоря, речь идет о четырех формах международного сотрудничества.
1. Участие прокуратуры в разработке международных договоров. Правовую основу такого участия, помимо ст. 2 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», составляют положения, закрепленные Федеральным законом РФ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах».
2. Непосредственное осуществление международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам. Его правовую основу также составляют международные договоры Российской Федерации. Это, как правило, договоры и конвенции, перечень которых чрезвычайно обширен.
Правовая основа оказания правовой помощи «на взаимной основе в судопроизводстве в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию юридических органов запрашиваемой Стороны» закреплена Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.
Правовая основа «сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» государств -членов Содружества Независимых Государств предусмотрена Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
Одним из видов правовой помощи при непосредственном осуществлении международных договоров является выдача, особенность которой состоит в ее регулировании специальными международными договорами. Так, Европейской конвенцией о выдаче от 13 декабря 1957 г. предусматривается обязанность договаривающихся Сторон выдавать друг другу лиц, «в отношении которых компетентные органы (в том числе и прокуратура) запрашивающей Стороны осуществляют судопроизводство в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления об аресте» (ст. 1).
3. Заключение и осуществление соглашений о правовой помощи и сотрудничестве между прокуратурами различных государств. Сотрудничество осуществляется также в формах обмена опытом работы и научно-технической информацией по вопросам деятельности прокуратуры, совместного проведения научных исследований, разработок и программ по представляющим взаимный интерес актуальным проблемам.
4. Сотрудничество прокуратур через межгосударственные органы. Таким органом является, например, Координационный совет генеральных прокуроров государств -участников Содружества Независимых Государств, созданный совместным решением генеральных прокуроров государств - участников СНГ от 7 ноября 1995 г.
Проблема совершенствования международного сотрудничества в области борьбы с преступностью в настоящее время является одной из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных органов развитых стран мира. Современная преступность приобрела качественно новые формы, усилилась ее корыстная направленность, значительно возросло количество преступлений, имеющих международные связи, обнаруживается все большее количество международных преступных группировок, членами которых являются российские граждане.
С целью создания эффективной системы борьбы с международной преступностью государства разрабатывают различные формы и методы взаимодействия, постоянно совершенствуют правовую базу совместных действий. Россия как член мирового сообщества не может вести активную борьбу с международной преступностью без участия в общемировом процессе, т.к. сложившаяся криминогенная обстановка
66
требует от ее правоохранительных органов постоянно вносить коррективы в стратегию и тактику совместных с другими государствами действий по защите конституционных прав и свобод граждан.
Свою актуальность и практическую значимость это направление деятельности прокуратуры приобрело в 90-е гг. в период осуществления радикальных преобразований в области экономики, политики и права. Процесс интернационализации практически всех сторон жизни современного общества объективно способствовал устранению существенных различий в структуре и динамике преступлений и иных форм антиобщественного поведения. В такой ситуации естественно предположить, что и система противодействия преступности должна интернационализироваться, а сами меры выявления и предупреждения преступлений должны разрабатываться и реализовываться как на национальном, так и на международном уровне.
Список литературы
1. Рябцев В.П. Прокурорский надзор: Курс лекций. М.: Норма, 2006. С. 73.
2. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Проспект, 2006. С. 118-119.
3. Галустьян О.А., Ендольцева А.В., Сыдорук И.И. Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 7-е изд., перераб. и доп. / М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2017. С. 140.
4. Феоктистова Е.Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: Процессуально-правовые и криминалистические аспекты: Автореф. дис...канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.
5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995. № 29. Ст. 2757; 2014. № 11. Ст. 1094.