УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Эльязов О.А.
Эльязов Орхан Арзу - магистрант, юридический факультет, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются правовые и организационные основы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, а также делается вывод о том, что Российской Федерации в рамках борьбы с международной преступностью необходимо продолжать совершенствование национального законодательства в области борьбы с преступностью, учитывая при этом нормотворческую работу Управления ООН по наркотикам и преступности. Ключевые слова: борьба, государства, международная преступность, сотрудничество.
Под международным сотрудничеством в борьбе с преступностью, понимается объединение усилий государств и других участников международных отношений с целью повышения эффективности предупреждения преступлений, борьбы с ними и исправления правонарушителей. Необходимость расширения и углубления международного сотрудничества в борьбе с преступностью обусловлена и качественными и количественными изменениями самой преступности, ростом «иностранных вложений» в общую массу преступлений отдельных государств.
Организационно международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью возглавляет ООН. Из содержания статьи 1 Устава ООН1 следует, что среди прочих задач эта организация призвана обеспечить международное сотрудничество государств. Проведение в жизнь этой задачи согласно главе 10 Устава ООН возложено на Экономический и Социальный Совет ООН. В числе субъектов работы по сотрудничеству в борьбе с преступностью выделяются также неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ООН, а также Интерпол.
В настоящее время ООН и другие международные межправительственные и неправительственные организации прилагают большие усилия для организации и воплощения эффективного международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней. Они владеют колоссальными банками данных, нормативными материалами, данными криминологических и уголовно-правовых, уголовно-политических исследований, которые могут быть использованы каждой страной в целях более эффективной борьбы с национальной и транснациональной преступностью.
Однако, деятельность этих организаций весьма строго регламентирована многочисленными нормативными актами, регламентирующими международную борьбу с преступностью2.
Так как утверждение и ратификация данных нормативных актов, в большинстве случаев, является суверенным делом конкретного государства, можно предположить,
1 Устав Организации Объединенных Наций Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.
2 См. напр.: Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (в ред. от 01.01.1986) // Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. М., 1994. С. 17-30.
что все эти организации, все-таки весьма ограничены в своих возможностях и средствах, и не всегда могут действовать эффективно. Кроме того, данные организации могут быть зависимы от конкретных государств - в силу участия государств в их финансировании, или в силу фактора их расположения на территории конкретного государства.
К настоящему времени, международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка, обеспечения защиты прав и свобод человека происходит на трех уровнях1:
1) Сотрудничество на двустороннем уровне. Это позволяет более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой проблеме. На данном уровне наибольшее распространение получило оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц, для отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются.
2) Сотрудничество государств на региональном уровне. Это обусловлено интересами и характером отношений этих стран (например, среди стран - членов Совета Европы, АТЭС, СНГ и др.).
3) Сотрудничество государств в рамках многосторонних соглашений (договоров). Основным содержанием многосторонних соглашений (договоров) о совместной борьбе с отдельными преступлениями является признание сторонами этих деяний на своей территории преступными и обеспечение неотвратимости их наказания.
Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Данные принципы, указаны нормативно, в двух больших группах документах:
1) Международные пакты, соглашения и конвенции, формирующие общие принципы и векторы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью. Особое место в и среде, принадлежит документам, принятым ООН.
2) Договоры, формирующие политику и практику государств в их совместной борьбе с преступностью.
В большинстве многосторонних конвенций по борьбе с преступностью устанавливается, что зафиксированные в них правонарушения подпадают под юрисдикцию того государства, на чьей территории они совершены, или если они совершены на борту судна или летательного аппарата, зарегистрированного в этом государстве, или если предполагаемый правонарушитель является гражданином этого государства. Также во многих конвенциях предусматривается юрисдикция государства, на территории которого оказался предполагаемый правонарушитель.
При этом в настоящее время нельзя утверждать то, что практика борьбы с международной преступностью сложилась окончательно - напротив, она развивается под воздействием целого ряда экономических, социальных и политических тенденций.
Проблема совершенствования международного сотрудничества в области борьбы с преступностью в настоящее время является одной из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных органов развитых стран мира. Современная преступность приобрела качественно новые формы, усилилась ее корыстная направленность, значительно возросло количество преступлений, имеющих международные связи, обнаруживается все большее количество международных преступных группировок.
Можно предположить, что наибольший потенциал в деле противодействию современной преступности, имеют крупные международные организации, в первую очередь ООН. Это обусловлено как нормативными и юридическими, так и социальными факторами.
1 Бородин С.В. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.: Юридическая литература, 2003. С. 201.
Можно утверждать, что фактически с момента создания, в ООН образовалась система органов по борьбе с преступностью. В целом, основные органы ООН по борьбе с преступностью - конгрессы ООН, КППУП, ЮНОДК, КТК, которые, в своей совокупности, оперативно разрешают поставленные перед ними задачи1.
Важнейшую роль, в координации международной борьбы с преступностью, выполняет Управление ООН по наркотикам и преступности. Сферы деятельности этой организации, таковы:
1) организованная преступность и незаконная торговля;
2) коррупция;
3) предотвращение преступлений и реформа уголовной юстиции;
4) предотвращение злоупотребления наркотиками и здоровье;
5) предотвращение терроризма.
Кроме того, УНП ООН анализирует возникающие тенденции в области преступности и правосудия, разрабатывает базы данных, выпускает глобальные обзоры, собирает и распространяет информацию, а также проводит оценки потребностей конкретных стран и мер раннего предупреждения, например, об эскалации терроризма, а также выполняет важнейшую роль в контексте правотворчества ООН2.
В настоящее время, разработанные ООН документы по предупреждению преступности и уголовному правосудию основываются на Уставе Организации Объединённых Наций как фундаментальном источнике международного права и являются важнейшим результатом приоритетного направления уставной деятельности ООН по содействию условиям социального прогресса и развития, по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека.
Большинство материалов одобрены резолюциями главных органов ООН и носят рекомендательный характер. Вместе с тем отдельные формулировки материалов конгрессов ООП включаются в международные договоры или становятся частью свода норм международного обычного права, то есть способствуют его унификации3.
Российское право, в отмеченном процессе унификации, не является исключением. Факты подписания и ратификации Россией конвенций ООН, направленных на борьбу с терроризмом, транснациональной организованной преступности, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией, и последующая трансформация национального законодательства РФ свидетельствуют о безусловном влиянии актов конгрессов ООН на законодательство России в сфере уголовного правосудия4.
Кроме того, акты конгрессов ООН нашли свое отражение в уголовном, уголовно -процессуальном, уголовно-исполнительном законодательстве РФ, а также в практической криминологии.
Вместе с тем можно отметить, что состояние правового регулирования в сфере уголовного правосудия не может считаться совершенным. Необходимо продолжить унификацию национального законодательства в области борьбы с преступностью, прежде всего в соответствии с универсальными стандартами ООН. В связи с этим необходимо учесть опыт деятельности ООН по предупреждению преступности, а также актуальные тенденции международного сотрудничества государства в области борьбы с преступностью, свидетельствуют о том, что важнейшим условием успешной борьбы с преступлениями международного характера является осуществление
1 Бастрыкин А.М. Формы и направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Вестник МГУ, 2007. Сер. 6. Право. № 3. С. 52-53.
2 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Международное уголовное право 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2013. С. 120.
3 Квашис В. Преступность как глобальная угроза // Юридический мир, 2011. № 10. С. 21.
4 Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. С. 202.
правовой помощи по уголовным делам, в том числе выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция).
Экстрадиция становится эффективным средством борьбы с преступностью только в том случае, когда она регламентирована внутригосударственным законодательством. В связи с этим, мы рекомендуем разработать и принять федеральный закон «О выдаче (экстрадиции) лица для уголовного преследования или исполнения приговора, или лица, осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в стране, гражданином которой он является». В данном законе необходимо предусмотреть универсальные принципы, процедуры и основания экстрадиции.
Завершая настоящую статью, отметим, что современное сотрудничество государств в борьбе с преступностью - важнейшая составляющая международных отношений, без которой невозможно существование современного миропорядка.
Список литературы
1. Устав Организации Объединенных Наций Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14-47.
2. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (в ред. от 01.01.1986) // Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. М., 1994. С. 17-30.
3. Бастрыкин А.М. Формы и направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью // Вестник МГУ, 2007. Сер. 6. Право. № 3. С. 52-56.
4. Бородин С.В. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.: Юридическая литература, 2003. 308 с.
5. Каюмова А.Р. Проблемы теории международного уголовного права. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 278 с.
6. Квашис В. Преступность как глобальная угроза // Юридический мир, 2011. № 10. С. 20-27.
7. Наумов А.В., Кибальник А.Г. Международное уголовное право 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2013. 320 с.
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ Ковалев А.А.
Ковалев Андрей Анатольевич - студент, Юридический институт, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Аннотация: статья посвящена исследованию объекта преступлений против порядка управления. В исследовании обосновывается необходимость выделения в уголовном законе такой категории как «интересы органов управления». Ключевые слова: порядок управления, объект управления, интересы органов управления, преступления против государственной власти, уголовно-правовая политика, характер и степень общественной опасности, представитель власти.
В теории уголовного права преступления против порядка управления относятся к наименее исследованной группе общественно опасных деяний. В какой-то степени не столь активный интерес ученых к этой группе преступлений можно объяснить ролью