2. Order of April 13, 1999 № 165 “On Recommendations for inventory in Russia production, equipment, materials, using or containing PCBs and PCB-containing waste . (in Russian) .
3. Sevostianov S.M., Deeva N.F., Ilyin A.A., Demin D.V, Shulzhen-ko Y.V.; Spatial and temporal aspects of the distribution of polychlorinated biphenyls in the soil of Serpukhov; Proceedings of Samara Scientific Center of the Russian Academy Science; 2010, V 12 (№ 1): p. 201-204 (in Russian).
4. Agapkina G.I., Efimenko E.S., Brodsky E.S., Shelepchikov A.A., Fechin D.B. Concentration and distribution of polychlorinated biphenyls in soils of Moscow; Moscow University Bulletin. Series 17. Soil science; 2011 (1): p. 39 - 45 (in Russian).
5. Brodsky E.S., Shelepchikov A.A., Fechin D.B., Efimenko E.S., Agapkina G.I. The profile congeners of polychlorinated biphenyls in soils of Moscow, Moscow University Bulletin . Series 17 . Soil Science; 2012 (2): p. 35 - 40 (in Russian).
6. GN 6229-91. List of maximum permissible concentration (MPC) and approximate tolerance (APC) of chemical substances in the soil (in Russian)
7 . Guidelines for risk assessment of contaminated sites . Guide
management oversight of pollution, Norway (SFT) (Vik, EA . , Breedveld G., Farestveit T., 1999. Guidance on risk assessment of contaminated sites. SFT Guidance 99:01, TA 1629/99).
8. Derivation methods of soil screening values in Europe / C. Car-lon, M. D’Alessandro, F. Swartjes / A review and evaluation of national procedures towards harmonization . European Commission, Joint Research Centre, Ispra, EUR 22805-eN, 2007.
9. Final Technical Report. Block activity 10. «Harmonization of Environmental Standards II (HPS II) / EU-Russia Cooperation Programme. / Environmental Quality Standards, August 2009 / Copyright: © European Communities, 2008 (in Russian).
10 . Circular on target values and intervention values for soil remediation - Ministry of Housing, Spatial Planning and Environment, Haague, 2000 .
11. Kucharczyk T.I., Kozyrenko M.I. Scientific and methodological approaches to the assessment of the environmental risks posed by soil contamination of PCBs Application experience in Belarus Prirodopolzovanije, 2011 (Issue 19): p. 108 - 116 (in Russian).
Поступила 12.03.13
© X.X. ХАМИДУЛИНА, Ю. О. ДАВЫДОВА, 2013 УДК 614.7:546.815]:006.03
Х.Х. Хамидулина, Ю. О. Давыдова
МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВИНЦА И ЕГО СОЕДИНЕНИЙ
ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора, 117105, Москва
Проведен анализ международного регулирования свинца и его соединений. Основными направлениями по минимизации риска воздействия этого тяжелого металла на здоровье человека и окружающую среду являются запрещение его использования и замена безопасными аналогами.
Ключевые слова: международный; свинец; риск; запрещение
Kh.Kh. Khamidulina, Yu.O. Davydova - INTERNATIONAL REGULATION OF THE LEAD AND ITS COMPOUNDS
«Russian register of potentially hazardous chemical and biological substances» of the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Well-being of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, 117105
The analysis of International regulation of lead and its compounds has been performed. The main directions for minimization of the risk of the exposure of this heavy metal to human health and the environment are the prohibition of their use and replacement with safe counterparts.
Key words: international; lead; risk;prohibition
Сегодня вопросы регулирования свинца и его соединений остаются актуальными и вызывают серьезную озабоченность мирового сообщества. Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международное агентство по охране труда (МОТ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выдвигают все новые и новые инициативы по минимизации риска воздействия этого тяжелого металла и его производных на здоровье человека и окружающую среду.
Материалы и методы
Доказано, что свинец и его соединения являются политропными ядами при воздействии на организм человека, проникают через гематоэнцефалический и плацентарный барьеры, входят в перечень потенциально
для корреспонденции: Давыдова Юлия Олеговна, davydova_ [email protected]
опасных химических веществ по действию на репродуктивную систему, вызывают аномалии развития у потомства, наличие свинца в организме вызывает снижение индекса интеллекта у детей [1-6]. В настоящее время сигнальным признан уровень 1 мкг/дл крови, при достижении которого в западных странах, где налажена система бесплатного обязательного определения свинца в крови новорожденных и при смене места жительства ребенка, проводятся необходимые профилактические и лечебные мероприятия.
Кроме того, результаты исследований последних лет позволяют отнести свинец и его соединения к разрушителям эндокринной системы [7]. Принимая во внимание устойчивую тенденцию к росту эндокринных заболеваний и медико-социальную значимость последствий воздействия разрушителей эндокринной системы, вопрос изучения и регулирования данной группы веществ включен в Глобальный план действий СПМРХВ.
Научно доказано, что свинец и его изученные соединения обладают мутагенной активностью в исследова-
57
[гиена и санитария 6/2013
Таблица 1
Нормативы содержания свинца в воздухе рабочей зоны
Страны Нормативы содержания свинца в воздухе рабочей зоны, мг/м3
Австралия 0,15 (пыль, пары)
Австрия 0,1
Бельгия 0,15 (пыль, пары)
Венгрия 0,05 (респ.)
Дания 0,05 (пыль, пары)
Исландия 0,05 (пыль, пары)
Корея 0,05
Мексика 0,15
Нидерланды 0,15
Новая Зеландия 0,1 (пыль и пары)
Норвегия 0,05
Перу 0,05
Польша 0,05
Франция 0,1
Швейцария 0,1
Швеция 0,1 (общая пыль)
Япония 0,1, 2Б, канцероген
ниях in vivo и in vitro. По материалам Международного агентства по изучению рака (МАИР), неорганические соединения свинца отнесены к вероятным канцерогенам для человека (группа 2А), органические соединения свинца не классифицированы относительно их канце-рогенности для человека (группа 3) [8-10]. Металл токсичен для микроорганизмов, растений, животных [1-6, 11-15].
ВОЗ, ЮНЕП, Американское агентство по контролю за токсичными веществами и заболеваниями признали свинец одним из тех токсичных элементов, на которые необходимо обращать первостепенное внимание. Свинец многими государствами включен в списки приоритетных загрязнителей, подлежащих постоянному мониторингу в окружающей среде. Еще в 1996 г. ОЭСР была разработана Декларация о снижении риска загрязнения свинцом окружающей среды C(96)42, в которой странам рекомендовано снизить концентрацию свинца в питьевой воде, воздухе рабочей зоны, исключить его использование для изготовления детской продукции, упаковки для пищевой продукции, постепенно отказаться от применения свинца в бензине, отбеливающих средствах при изготовлении пищевой керамической посуды и хру-
сталя, в качестве добавки в краски и антикоррозийные средства.
Во многих государствах на свинец и его соединения установлены жесткие стандарты по его нормированию в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе и воде. Имеющиеся данные о нормативах содержания свинца в воздухе рабочей зоны [3] представлены в табл. 1.
В рамках сокращения применения тяжелых металлов и их соединений в промышленности структурами ООН, МОТ, вОз, ОЭСР и СПМРХВ, Комиссией по охране окружающей среды Евросоюза производителям предложено существенно сократить использование свинца. Не только международные структуры и правительства государств, но и сама промышленность активно выступает с инициативами по сокращению производства и использования свинца. Так, ПВХ-индустрия (производители профиля, стабилизаторов и т. д.) выступила с инициативой полностью запретить свинец к использованию в данной отрасли в качестве термостабилизаторов, предложив заменить его на более безопасные, альтернативные химические соединения. Производители ПВХ европейских стран (Дания, Австрия, Швейцария) взамен стеаратов свинца предложили использование менее опасных стеаратов цинка и кальция, технологические характеристики которых не только аналогичны, но и в некоторой степени даже превосходят характеристики рецептур с содержанием свинца (табл. 2).
Таким образом, замена стабилизаторов на основе солей свинца на соединения кальция и цинка становится новейшим экологическим стандартом Европы, на который ведущие экструзионные компании начинают переводить свои производства. До 2015 г. должен быть принят соответствующий закон.
Движение за полный запрет свинца в электронной аппаратуре набирает все большую силу во всех промышленно развитых странах. Отказ от свинцовых припоев и покрытий может привести к изменению технологии пайки и инфраструктуры сборочных производств. Примером тому могут служить новые технологии Института научных и промышленных исследований в Японии (The Institute of Scientific and Industrial Research, Osaka University), в соответствии с которыми к 2008 г. удалось исключить применение свинца из производственного процесса пайки.
Вопросы запрещения использования свинца в красках и электронике поднимались на Второй и Третьей сессиях Международной конференции по регулированию химических веществ (МКРХВ) СПМРХВ. Делегаты Третьей сессии МКРХВ приветствовали создание Глобального альянса за прекращение использования свинца в красках в
Таблица 2
Сравнительная характеристика опасности свинцовых термостабилизаторов и их заменителей
Действие Дистеарат свинца Стеарат свинца двуосновный Стеарат цинка Стеарат кальция
ЭЬ^в/ж, крысы (мг/кг) 12 428 >5000 >10 000 >10 000
ЭЬ50н/к (мг/кг) >2 500 >2500 >2 000
Сенсибилизирующее Выявлено для соединений свинца - -
Репротоксичность Установлена для свинца и его соединений Отсутствует в перечне репротоксикантов Отсутствует в перечне репротоксикантов
Влияние на эндокринную систему Свинец и его соединения являются разрушителями эндокринной системы Отсутствует в перечне разрушителей эндокринной системы Отсутствует в перечне разрушителей эндокринной системы
Канцерогенный эффект Группа 3 МАИР Группа 3 МАИР Отсутствует в перечне МАИР Отсутствует в перечне МАИР
58
рамках ЮНЕП и ВОЗ, а его бизнес-план рассматривается как важный инструмент для решения данного вопроса.
Начало запрещению использования свинца и его соединений было положено на конгрессе СшА законопроектом Lead Exposure Reduction Act. К документу прилагался обширный список подлежащих запрету «свинцовых» материалов и изделий, в который попала и продукция электронной промышленности, включая свинцовые припои и покрытия. Ранее действовавшее в СшА «антисвинцовое» законодательство запрещало использование свинцовых красок и сантехнической арматуры при строительстве и ремонте, в некоторых покрытиях, этилированном бензине (содержащем тетраэтилсвинец) и ряде боеприпасов. Агентством по регистрации токсичных веществ и заболеваний и Агентством по охране окружающей среды в СшА опубликованы подробнейшие научные труды о вредном воздействии свинца и его соединений на живые организмы и окружающую среду, которые доступны на английском языке для каждого пользователя [16].
Поднятая законодателями СшА волна докатилась до Европы. Европейская комиссия (ЕС), отвечающая за состояние окружающей среды, радиационную безопасность и защиту населения, приняла в 1998 г. в Брюсселе к рассмотрению проект Директивы ЕС об отходах электрического и электронного оборудования, в соответствии с которой с 1 января 2004 г. в Европе полностью было запрещено использование свинца при производстве радиоэлектронной аппаратуры.
Кроме того, Директивой Европейского парламента и Совета 2000/53 ЕС, относящейся к отслужившим срок транспортным средствам, установлено ограничение на использование четырех основных тяжелых металлов, в числе которых - свинец, в деталях и материалах конструкций автомобилей; директивами Совета Европы по качеству воды для потребления человеком (80/778/ЕЕС и 98/83/ЕС) введено сокращение уровня свинца с 50 до 10 мкг/л с переходным периодом 15 лет для замены старых свинцовых водопроводных труб.
В соответствии с регламентом Европейского Союза REACH, такие опасные вещества, как свинец и его соединения, подпадают под разрешительную процедуру, которая ограничивает их обращение на рынке. Аналогичные регламенту REACH разрешительные процедуры обращения свинца и его соединений проводятся в Австралии, Новой Зеландии, странах Латинской Америки, в Южной Корее, Китае.
Помимо этого, в Австралии создан Глобальный совет и служба поддержки (The Global Lead Advice and Support Service - GLASS) по законодательным вопросам регулирования свинца и его соединений во всех сферах применения.
В Канаде за вопросы охраны здоровья, меры безопасности и законодательные аспекты, связанные с применением свинца и его соединений, отвечают различные государственные ведомства (национальные центры охраны здоровья, окружающей среды, центр стандартов, ассоциации по лакокрасочной промышленности, департаменты жилищного имущества), которые на своих сайтах предоставляют данную информацию [17].
Свинец и его производные регулируются Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и Роттердамской конвенцией о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, ратифицированными Российской Федерацией.
Заключение
Анализ международных подходов к регулированию свинца и его соединений показал, что этот тяжелый металл, несмотря на достигнутый прогресс, продолжает вызывать озабоченность у мирового сообщества. Помимо постоянного мониторинга и жесткого регулирования, одним из основных направлений по минимизации риска воздействия свинца на здоровье человека и окружающую природную среду является запрещение его использования в различных отраслях промышленности с заменой его безопасными альтернативными соединениями.
Литература (пп. 3 - 17 - см. References)
1. Филов В.А., ред. Вредные вещества в окружающей среде. Элементы I-IV групп периодической системы и их неорганические соединения. Справочно-энциклопедическое издание. СПб: Профессионал; 2005.
2. Филов В.А., ред. Элементоорганические соединения IV групп периодической системы. Справочно-энциклопедическое издание. СПб: Профессионал; 2009.
References
1. Filov V.A. «Toxic substances. Mendeleev’s Periodic Table1-4th groups’ elements and their inorganic compounds», St. Petersburg, ed. «Professional», 2005.
2 . Filov V.A. «Organoelement compounds of Mendeleev’s Periodic Table 4 groups», St. Petersburg, ed. «Professional», 2009.
3. CCOHS Disk Information Service RTECS. Canadian Centre
Occupational Health and Safety. 2012-3. URL: http://127.0.0.1:8080/ en/vtopic.isapi?action=format&template= en/simple.
html&directory=rte.
4. Hazardous Substances Data Bank (HSDB). U.S. National Library of Medicine . URL: http://toxnet. nlm . nih . gov/cgi-bin/sis/ htmlgen?HSDB .
5. IUCLID International Uniform Chemical Information Database. Existing chemicals. URL: http://esis.jrc .ec . europa. eu/ .
6. OECD Existing chemicals database. URL: http://www.oecd.org/env/ ehs/risk-assessment/publishedassessments . htm .
7 . U . S . Environmental Protection Agency. Endocrine disruptor screening program . Universe of chemicals for potential endocrine disruptor screening and testing . November, 2012 .
8. National Toxicology Program. Report on Carcinogens. 12th ed. 2011.
9. IARC Monographs on the evaluation of carcinogenic risks to humans. vol.100C. Lyon, France: IARC; 2012.
10 . IARC Monographs on the evaluation of carcinogenic risks to humans . vol.87. Lyon, France: IARC; 2006.
11. Ecological Categorization Results from the Canadian Domestic Substance List. URL: http://webnet. oecd . org/ccrweb/
ChemicalDetails.aspx?ChemicalID=BEB92094-EBB5-4D7D-9962-832C245C3330.
12 . ENVICHEM . Data Bank of Environmental Properties of Chemicals . URL: http://wwwp.ymparisto.fi/scripts/Kemrek/Kemrek_uk.asp?Me thod=MAKECHEMdetailsform&txtChemId=50
13. ESIS (European chemical Substances Information System). URL: http://esis.jrc .ec . europa.eu/.Hazardous Substances Data Bank (HSDB) . U . S . National Library of Medicine . URL: http://toxnet. nlm.nih.gov/cgi-bin/sis/search/r?dbs+hsdb:@term+@na+Lead, elemental
14. Hazardous Substances Data Bank (HSDB). U.S. National Library
of Medicine URL: http://toxnet nlm nih gov/cgi-bin/sis/search/
r?dbs+hsdb:@term+@na+Lead, elemental.
15. HSNO Chemical Classification Information Database. ERMA New Zealand . URL: http://www. epa. govt . nz/search-databases/Pages/ccid-details . aspx?SubstanceID=2077
16. Agency for Toxic Substances and Disease Registry. Toxicological profile for lead (update). Atlanta: U.S. Department of Health and Human; 2007.
17 . Selwyn L. Health and safety concerns relating to lead and lead compounds in conservation . J . Canadian Association Conservation (J. CAC). 2005; 30: 18-37.
Поступила 11.03.13
59