Научная статья на тему 'Международное признание независимого статуса Монголии'

Международное признание независимого статуса Монголии Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
589
79
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМОСТЬ МОНГОЛИИ / ГЕОПОЛИТИКА ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / ЯПОНИЯ / МАНЬЧЖОУ-ГО

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Учрал Ням-осор

Статья посвящена вопросу признания международного статуса независимости Монголии, которое стало результатом совместной борьбы Советского Союза и МНР в динамичный период истории Восточной Азии в первой половине ХХ в.The article is devoted to the problem of international recognition of Mongolia independent status, what was a result of joint actions of Soviet Union and MNJ in the dynamic period of East Asia history in the first half of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Международное признание независимого статуса Монголии»

Ням-Ocop УЧРАЛ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО СТАТУСА МОНГОЛИИ

Статья посвящена вопросу признания международного статуса независимости Монголии, которое стало результатом совместной борьбы Советского Союза и МНР в динамичный период истории Восточной Азии в первой половине XX в.

The article is devoted to the problem of international recognition of independent status of Mongolia, which was a result of joint actions of Soviet Union and PRM in the dynamic period of East Asia history in the first half of the 20th century.

Ключевые слова:

независимость Монголии, геополитика Восточной Азии, Япония, Маньчжоу-Го; independence of Mongolia, geopolitics of East Asia, Japan, Manchzhou-Gou.

УЧРАЛ

Ням-Осор —

cmapmuii

иреподтватель

uHcmumyma

Их 3acpu, Монгола

uchral@ikhzasag.mn

Вопросы независимости, суверенитета, территориальной целостности являются первостепенными для любого государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть опыт Монголии на пути создания и укрепления национальной государственности в первой половине ХХ в.

В конце 30-х гг. XX в. монгольское государство переживало непростые времена. Во внутренней политике государства проводился «новый курс», который занял целое десятилетие (1932— 1940-е гг.). В первую очередь был сделан шаг в сторону рыночной экономики: распущены ранее насильственно созданные колхозы, частным хозяйствам было официально разрешено нанимать рабочую силу, расширилось предоставление кредитов всем категориям хозяйств, была допущена свободная частная торговля. Эти меры способствовали оздоровлению экономики, росту экономических показателей. Расширялось и советско-монгольское экономическое сотрудничество. При содействии СССР в Монголии были запущены промкомбинат, Улан-Баторская ТЭЦ и другие хозяйственные объекты.

Однако проведение политики «нового курса» проходило на фоне сложной международной обстановки в регионе, которая стала особенно напряженной в связи с событиями на Халхин-Голе. Особую опасность для Монголии представляла Япония, которая в условиях нарастающего международного напряжения могла особенно негативно повлиять на Монголию. Роль потенциального защитника, как и прежде, ложилась на плечи Советского Союза. Не случайно развитие советско-монгольских отношений было обусловлено желанием уберечь страну от войны, защититься от возможного японского вторжения.

Шагом в этом направлении послужил Протокол о взаимопомощи между СССР и МНР, подписанный 12 марта 1936 г., где во второй статье стороны договаривались «в случае военного нападения на одну из договаривающихся сторон оказать друг другу всяческую, в том числе и военную помощь»1.

Логическим следствием установившихся между СССР и МНР дружественных отношений стала посильная помощь Монголии Советскому Союзу в борьбе с фашистами. Примечательно, что в первый же день войны монгольское правительство осудило немецкую агрессию и подтвердило свою верность договору о взаимопомощи 1936 г.

30 июня 1940 г. Монголия приняла новую Конституцию, которая под-

1 Протокол о взаимной помощи между Монгольской Народной Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик // Монголо-советская дружба (Договоры). — Улан-Батор : Госиздат, 1973, с. 44.

черкивала независимый статус государства. Так, в ст. 1 Основного закона указывалось, что «Монгольская Народная Республика есть независимое государство трудящихся (аратов-скотоводов, рабочих и интеллигенции)»1. Значение документа заключается в том, что он позволил монгольскому правительству в очередной раз заявить о своем независимом статусе и подчеркнуть значение государства на международной арене.

Особое внимание привлекает ст. 92, согласно которой «все граждане МНР, независимо от их национальности, имеют равные права во всех областях жизни страны. Всякое прямое или косвенное ограничение граждан, проявление великодержавного шовинизма, пренебрежения, националистическая проповедь караются законом»2. В этом видится решение одного из основных для монголов вопросов — вопроса о независимости. Причем монголы решили для себя, что государственная независимость не может существовать без внутренней независимости — уважения к национальным меньшинствам внутри государства.

13 апреля 1941 г. между Японией и Советским Союзом была подписана Декларация о взаимном уважении, территориальной целостности и неприкосновенности границ МНР и Маньчжоу-Го.

Решающей вехой в монгольском вопросе стала Вторая мировая война и ее итоги. Япония потерпела поражение в войне, в результате чего была разрушена доктрина верховенства Японии в Азии. После окончания войны в Европе СССР объявил войну Японии, в результате чего на международном уровне вновь был поднят вопрос о Монголии. Советский Союз занял позицию защитника Монгольского государства. В ходе заседания трех великих держав — Советского Союза, США и Великобритании —в феврале

1945 г. было подписано Ялтинское соглашение, где подчеркивалось, что «Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии: 1) Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики)»3.

1 Конституция (Основной закон) МНР, 30 июня 1940 г. // Конституция и основные законодательные акты Монгольской Народной Республики. — М. : Иностранная литература, 1952, с. 37.

2 Там же, с. 54.

3 Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока. 11 февраля 1945 г. // Советско-монгольские отношения. 1921 —

1966 : сборник документов / сост. М.И. Гольман,

Г.И. Слесарчук. — М. : Наука, 1966, с. 147.

Этим шагом Советский Союз в очередной раз продемонстрировал миру свою решительную позицию — провозгласить независимость Монгольского государства.

Но вопрос признания независимости Монголии был невозможен без признания ее Китаем. Позиция последнего не была лояльной. Вопрос о статусе Монгольского государства был поднят в процессе советско-китайских переговоров. В августе 1945 г. министры иностранных дел Китая и СССР обменялись нотами, в которых признали независимость Монголии: «Китайское правительство признает независимость Внешней Монголии в ее существующих границах. Советское Правительство с удовлетворением принимает к сведению вышеозначенную ноту правительства Китайской Республики и со своей стороны заявляет, что оно будет уважать государственную независимость и территориальную целостность Монгольской Народной Республики (Внешней Монголии)»4. Для китайской стороны это решение было непростым. Не случайно, что именно по требованию правительства Китая было принято решение вынести вопрос о статусе Монгольского государства на всенародное голосование. Это свидетельствует о том, что китайское правительство еще сохраняло надежду на то, что монгольский народ откажется от самостоятельного статуса и Китай вернет Монголию в состав своего государства.

20 октября 1945 г. в Монголии прошел плебисцит, на котором монгольский народ высказался за признание своего суверенитета. Стоить отметить, что референдум о судьбе государства проходил именно в рамках понятия «независимость». В документе утверждалось «стремление народа Монгольской Народной Республики к государственной независимости»5. В протоколе референдума указывалось, что «за государственную независимость

4 Обмен нотами между министром иностранных дел Китайской Республики и народным комиссаром иностранных дел СССР по вопросу о независимости Монгольской Народной Республики // Правда, 1945, 27 авг. (№ 205).

5 Постановление Президиума Малого Хурала МНР от 12 ноября 1945 г. об итогах проведения плебисцита по вопросу о независимости Монгольской Народной Республики // Конституция и основные законодательные акты Монгольской Народной Республики. — М. : Иностранная литература, 1952, с. 64.

Монгольской Народной Республики подано 487.409 голосов, или 100% голосов всех граждан, принимавших участие в плебисците. “Против” не подано ни одного голоса»1.

Переоценить значение этого события для монгольской независимости сложно. И здесь немаловажное значение имеет тот факт, что референдум проводился при непосредственном участии Китая, «мнение» которого было основным гарантом суверенного статуса монгольского государства. По результатам голосования 5 января

1946 г. Китай признал МНР, а 14 февраля между двумя государствами были установлены дипломатические отношения.

Дальнейшее признание суверенного статуса Монгольского государства не представлялось возможным без участия Советского Союза. Важным этапом в развитии советско-монгольских отношений стал Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный 12 марта 1946 г., который продлял Протокол о взаимопомощи от 1936 г. Примечательно, что изменилось само название документа — из протокола он был переименован в договор, что свидетельствует о международном статусе документа.

Страна Советов оказывала экономическую помощь соседнему азиатскому государству. В 1947 г. СССР и Монголия договорились об организации нефтяных геологоразведочных работ и промышленной эксплуатации месторождений. В конце 60-х гг. были открыты восемь шахт, запущены в эксплуатацию спичечная и мыловаренная фабрики, мельничный комбинат, ряд предприятий угольной и легкой промышленности. В годы четвертой пятилетки (1966—1970 гг.), при помощи Советского Союза были построены такие крупные объекты, как третья ТЭЦ, Адучулинский угольный карьер, овчинно-шубная фабрика, телевизионный центр в Улан-Баторе.

И даже такое значимое событие в деле мирового признания независимой

1 Протокол об итогах проведения плебисцита по вопросу о независимости Монгольской Народной Республики // Конституция и основные законодательные акты Монгольской Народной Республики. — М. : Иностранная литература, 1952, с. 67.

Монголии, как вступление в Организацию Объединенных Наций, не обошлось без непосредственного участия Советского государства: «Более десяти лет Советский Союз вел дипломатическую деятельность в ООН за принятие Монголии в эту всемирную организацию, которая, наконец, завершилась успехом в 1961 г.»2. Следует подчеркнуть, что Монголия пыталась добиться признания этой организацией трижды. Еще в июне 1946 г. правительство МНР подало заявление о приеме в ООН. Три раза - в 1948, в 1955 и в 1956 гг. Монголия возобновляла свое заявление, но безуспешно. Как выразился в Совете Безопасности американский представитель Лодж, Монголия — это «географическое чудовище»3. Именно таким это государство виделось иностранным державам. Думается, что изменение мнения о Монголии и, как результат, принятие ее в ООН есть, прежде всего, заслуга Советского государства. В послевоенные годы Монголия получала значительную помощь и от Китая.

Важным внешнеполитическим событием для Монгольского государства стало вступление в июне 1962 г. в СЭВ. В течение 70—80-х гг. XX в. Монголия установила дипломатические, культурные, торговые международные контакты со многими странами Европы и Азии.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что 30-е гг. характеризовались для Монголии сложной внешнеполитической обстановкой. Необходимость противостоять японцам привела к запутанному переплетению интересов Китая, Советского Союза и самой Монголии. Вопрос о Монголии встал уже на Ялтинской конференции в феврале 1945 г., где СССР согласился вступить в войну против Японии при условии сохранения status quo Внешней Монголии. Этот шаг продемонстрировал всему миру, что Советский Союз выступил основным партнером Монголии. Именно благодаря СССР состоялось признание Монголии на мировой арене.

2 Хашбат Л. Международный статус Монголии: историко-правовые аспекты. — Улан-Батор: Монгольский государственный университет, 2001, с. 67.

3 Там же, с. 20.