Научная статья на тему 'Международное позиционирование российского вуза: особенности коммуникационной политики'

Международное позиционирование российского вуза: особенности коммуникационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / INTERNATIONAL POSITIONING / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРСТВА / INSTITUTIONAL PARTNERSHIP / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / EDUCATIONAL PLATFORM / ЭНДАУМЕНТ-ФОНД / ENDOWMENT-FUND / АССОЦИАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / BUSINESS INCUBATOR / ИМИДЖЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION POLICY / ASSOCIATIONS OF GRADUATES / IMAGE-COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Марина Евгеньевна

В статье предлагаются к рассмотрению некоторые пути международного позиционирования вуза такие как партнерство с международными организациями, использование образовательных платформ, построение системы международных грантов, взаимодействие ассоциации выпускников и эндаумент фонда вуза, раскрытие информации о НИР на сайте вуза. В условиях геополитической нестабильности, а также ориентацией на инновационный предпринимательский путь развития для вуза важны все варианты международного позиционирования и все средства коммуникационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родионова Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL POSITIONING OF A RUSSIAN UNIVERSITY: FEATURES OF COMMUNICATION POLICY

In article some aspects of the international positioning of higher education institution are offered to consideration: partnership with the international organizations, using of educational platforms, creation of system of the international grants, interaction of association of graduates and an endowment-fund of higher education institution. In the conditions of geopolitical instability and also orientation to an innovative enterprise way of development all means of communication policy are important for higher education institution

Текст научной работы на тему «Международное позиционирование российского вуза: особенности коммуникационной политики»

■ ■ ■ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Автор: РОДИОНОВА М.Е.

РОДИОНОВА Марина Евгеньевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры «Прикладная социология», заместитель директора по планированию и организации НИР Финансового университета при Правительстве РФ Адрес: 125 993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49 Тел.: +7 (499) 943-93 38 E-mail: m.rodionova@mail.ru

Аннотация: В статье предлагаются к рассмотрению некоторые пути международного позиционирования вуза такие как партнерство с международными организациями, использование образовательных платформ, построение системы международных грантов, взаимодействие ассоциации выпускников и эндаумент фонда вуза, раскрытие информации о НИР на сайте вуза. В условиях геополитической нестабильности, а также ориентацией на инновационный предпринимательский путь развития для вуза важны все варианты международного позиционирования и все средства коммуникационной политики.

Ключевые слова: международное позиционирование, институциональные партнерства, образовательная платформа, эндаумент-фонд, ассоциации выпускников, бизнес-инкубатор, имиджевая коммуникация, коммуникационная политика.

Одним из трех основополагающих акторов по формированию российской национальной инновационной системы помимо государства и бизнес-структур являются вузы. Именно поэтому в современном мире на первое место выходит создание, в случаях полного отсутствия, формирование инновационной предпринимательской и международной образовательной среды. Именно вузы осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов, часто даже несколько расширяя и изменяя свое позиционирование в сторону, например, международной направленности или скажем в сторону расширения в целом своей деятельности и направлений подготовки абитуриентов. Так, например, приветственное слово ректора Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО), чрезвычайного и полномочного посла, академика РАН, доктора политических наук, профессора Анатолий Васильевич Торкунова говорит нам об изменении мира и позиционировании МГИМО спустя 70 лет с того момента, как первые студенты поступили в вуз как в кузницу дипломатических кадров, то в новое тысячелетие вуз предстает перед нами как уникальный гуманитарный международный университет, авторитетный

научный и учебный центр [1]. Вузы напрямую отражают инновационный потенциал страны в целом, что влияет в свою очередь на восприятие России на международной арене. С этой точки зрения важно обратить внимание к территориальным вузам и их опыту, не говоря уже о территориальном их распределении. Интересным представляется опыт Томского государственного университета (ТГУ) не только как Национально-исследовательского университета, которым он стал в 2010 году, но и как активного участника реализации проекта «5-100», направленного на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых национально-образовательных центров [2].

ТГУ в качестве стратегического позиционирования выделил следующие основные направления [3]:

1) выбор и применение оптимального набора государственных инструментов инновационного развития; позиционирование для всех целевых групп в зависимости от конкретных инструментов (в первую очередь необходимо выделить политику вуза по коммуникационной имиджевой стратегии позиционирования, направленной на международное научное сообщество, бизнес-сообщество, международное политическое сообщество, государство и социальную сферу (включая абитуриентов);

2) формирование эффективной внутренней структуры по управлению инновационной деятельностью вуза (в качестве примера можно привести возможность активного привлечения студентов в вузе к разработкам и внедрению инновационных продуктов через бизнес-инкубирование). Организаторы бизнес-инкубатора, например, в Финансовом университете при Правительстве РФ выделили два основных блока, включающие от определения бизнес-идеи, проведения исследования рынка, построения финансовой модели, организации работы команды и эффективных продаж до оптимизации бизнес-процессов, выбора модели масштабирования, привлечения венчурных инвесторов [4];

3) внешнее позиционирование посредством PR-стратегии (включая активную выставочную деятельность, развитие интернет-представительства, работу со СМИ). В развитии выставочной деятельности необходимо сделать отдельный акцент на позиционировании результатов научных исследований и разработок вуза. В отношении средств массовой информации политика вуза должна быть направлена на увеличение количества интервью и выступлений ведущих ученых и экспертов вуза в СМИ по актуальной проблематике.

Партнерство с международными научно-исследовательскими центрами,

ассоциациями и т.п.

Для обеспечения и развития своей конкурентоспособности вузу необходимо соблюсти баланс между целевыми аудиториями, на которые направлена имиджевая коммуникация. Так, например, в меж-

дународной научной среде позиционирование вуза может поддерживаться институциональными партнерствами с международными научно-исследовательскими центрами, включать разработку совместных исследований, обмен участия в партнерских мероприятиях (конференциях, симпозиумах и т.п.). Для вуза становится важным стать членом ряда приоритетных по направлениям развития профессиональных международных ассоциаций, возможна политика поощрения участия профессорско-преподавательского состава в зарубежных ассоциациях и клубах ученых и исследователей.

Международные образовательные (on-line) платформы

В качестве одного из инструментов международного продвижения может выступить позиционирование лекций преподавателей не только на русском, но и английском языках, также в виде аннотаций или аннотаций научных исследований на специальных образовательных платформах, представляющих собой каталог бесплатных онлайн-курсов для дистанционного обучения от университетов и образовательных организаций мира. Имеется в виду выход на международные образовательные платформы по предоставлению бесплатных онлайн-курсов для дистанционного обучения от университетов и образовательных организаций мира как Сourserа [5]. На ноябрь 2014 года в Coursera зарегистрировано 10 млн. пользователей, 844 курса и 108 образовательных учреждения. Из российских вузов одними из первых вышли на данную образовательную платформу национально-исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Московский физико-технический институт [6]. Могут также использоваться уже имеющиеся онлайн-платформы для наполнения качественным контентом, в частности http://finwebinar. ru, http://training-centre.smart-platform.pro.

Развитие в вузе системы международных грантов

Интересным направлением для выстраивания коммуникации с международным сообществом и позиционированием вуза на международной арене является создание внешнего конкурса грантов (международных грантов) российского вуза для привлечения иностранных профессоров к совместной научно-исследовательской деятельности с обязательным условием последующих совместных публикаций в зарубежных издательствах. Для развития этого направления также предлагается активизировать тематику исследований в ведущих мировых научных направлениях, осуществить пересмотр научных приоритетов или установление новых и дополнительных приоритетных направлений в тематике научных исследований и дополнительного стимулирования научных разработок преподавателей университета в этих направлениях. Отдельно стоит акцентировать внимание на продвижение русско-

язычных и англоязычных журналов вуза на международную арену. Наработав определенный потенциал развития и достаточное количество как зарубежных членов редакционного совета, так и постоянных зарубежных авторов, журнал вуза может с легкостью войти в международные реферативные базы данных, что в свою очередь облегчит ориентирование научно-педагогических работников на публикации в журналах, включенных в эти же международные реферативные базы данных Scopus, Web of Science и в Russian Science Citation Index.

Взаимодействие ассоциации выпускников вуза и эндаумент-фонда вуза

Коммуникационная стратегия вуза в среде бизнеса в ряде случаев осуществляется и поддерживается через ассоциации выпускников, являющихся также одними из источником для эндаумент-фонда вуза. Также обратим внимание на выпускников вуза, продолживших обучение в ведущих зарубежных университетах, в целях развития с ними партнерских отношений и использования их академических связей, репутации для продвижения бренда университета.

Одним из наиболее успешных проектов в этой области является Эндаумент-фонд МГИМО. И у ассоциации выпускников и у эндаумент-фонда МГИМО созданы отдельные сайты [7], [8]. Эндаумент-фонд в МГИМО создан в 2007 году и на настоящий момент является старейшим и крупнейшим в России. Основная цель Фонда заключается в аккумулировании целевого капитала для долгосрочного развития МГИМО и проектного финансирования, согласно актуальным приоритетам Университета [7]. Активная поддержка Фонда осуществляется именно выпускниками МГИМО благодаря продуманной коммуникационной политике. В 2015 году целевой капитал Эндаумент-фонда МГИМО превысил 1 млрд. 300 млн. рублей, обеспечив надежную поддержку МГИМО. Фонд развития МГИМО является для многих точкой старта для университетских проектов, особенно это касается проектов, требующих незамедлительного финансирования.

Раскрытие информации о результатах научно-исследовательских проектов вуза

Представление информации о направлениях научных исследований, исследовательских проектах и образовательной деятельности университета может и должна быть представлена на английском языке на сайте университета (возможным также представляется создание англоязычных аннотаций исследовательских проектов, размещение научных статей и препринтов на английском языке т.п.). Отдельно может быть выделена подготовка красочных изданий (бюллетеней) для различных целевых потребителей (бизнес сектора, органов исполнительной и законодательной власти и ее субъектов, международного сообщества и т.д.), включающих

основные результаты научно-исследовательских работ ученых для привлечения возможных заказчиков и позиционирования результатов научной деятельности (по бюджетному и хоздоговорному финансированию).

В текущих нестабильных геополитических условиях для вуза одной из первостепенных задач становится корректировка стратегии развития, выбора приоритетных направлений развития, стратегии и выбора методов международного позиционирования, эффективной коммуникационной стратегии адресного продвижения вуза, включая результаты научно-исследовательской деятельности вуза через выбор правильных каналов продвижения.

Потенциал развития вузов и их международное позиционирование влияет на восприятие России в целом на международной арене. Например, существенный потенциал для международного позиционирования ТГУ заключен в его деятельности в роли одного из опорных вузов оборонной отрасли России. Иными словами, развитие в стране вузов с международной направленностью (своим четким позиционированием на международной арене) в большой мере определяет положительный имидж страны в целом.

Список литературы:

1. URL: http://mgimo.ru/about/

2. URL: http://government.ru/orders/18240/ Распоряжение Правительства РФ №930-р от 22.05.2015 «Распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках программы «Развитие профессионального образования» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

3. Данилова Е.А., Бабкина О.В. Модель имиджевого позиционирования российского инновационного вуза (на примере Национального исследовательского Томского государственного университета) // Власть. №7, 2015. C.14-23.

4. URL: http://www.fa.ru/projects/bi/edu/Pages/default.aspx Бизнес-инкубатор Финансового университета при Правительстве РФ.

5. URL: https://ru.coursera.org/

6. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Coursera

7. URL: http://fund.mgimo.ru/Ob-Endaumente-MGIMO.html Фонд развития МГИМО

8. URL: http://alumni.mgimo.ru/page/main.seam?ssoRedirect=true Ассоциация выпускников МГИМО.

9. Шарков Ф.И., Киреева О.Ф. Коммуникационный консалтинг гендерных отношений в деловом мире//Коммуникология. 2015.Том 3. №6. С.25-36.

kommyhmkoflornq - communicology

■ ■ ■ INTERNATIONAL POSITIONING OF A RUSSIAN UNIVERSITY: FEATURES OF COMMUNICATION POLICY

RODIONOVA Marina Evgenievna, Ph.D. in Economic Sociology, Associate Professor of the Chair Applied Sociology, Deputy Director for Research & Development Planning, Financial University under the Government of the Russian Federation

Address: Russia, 125 993, Moscow, Leningradskiy prospect 49, room 220 E-mail: m.rodionova@mail.ru

Abstract. In article some aspects of the international positioning of higher education institution are offered to consideration: partnership with the international organizations, using of educational platforms, creation of system of the international grants, interaction of association of graduates and an endowment-fund of higher education institution. In the conditions of geopolitical instability and also orientation to an innovative enterprise way of development all means of communication policy are important for higher education institution.

Keywords: international positioning, institutional partnership, educational platform, endowment-fund, associations of graduates, business incubator, image-communication, communication policy.

References

1. URL: http://mgimo.ru/about/

2. URL: http://government.ru/orders/18240/ Rasporyajenie Pravitelstva RF №930-r от 22.05.2015 «Raspredelenie subsidiy, predostavlyaemix v 2015 godu iz federalnogo budgeta na gosudarstvennuyu podderjku universitetov RF v selyax povyisheniya ih konkurentosposobnosti sredi vedushix mirovix nauchno-obrazovatelnyh centrov v ramkax programmi «Razvitie professionalnogo obrazovaniya» gosudarstvennoy programmi RF «Razvitie obrazovanoya» na 2013-2020 godi.

3. Danilova E.A., Babkina O.V. Model imidgevogo pozosionirovaniya rossiyskogo innovasionnogo vuza // Vlast' №7, 2015. C.14-23.

4. URL: http://www.fa.ru/projects/bi/edu/Pages/default.aspx Biznes-inkubator Financovogo universitita pri Pravitelstve RF.

5. URL: https://ru.coursera.org/

6. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Coursera

7. URL: http://fund.mgimo.ru/Ob-Endaumente-MGIMO.html Fond Razvitiya MGIMO

8. URL:http://alumni.mgimo.ru/page/main.seam?ssoRedirect=true Accosiaciya vyipusknikov MGIMO.

9. SharkovF.I., Kireeva,O.F. Сommunication consulting of gender relations in the business world//Communicology. 2015.Vol. 3. No. 6. P. 25-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.