Научная статья на тему 'Международное партнерство в преподавании английского языка слепым и слабовидящим обучающимся'

Международное партнерство в преподавании английского языка слепым и слабовидящим обучающимся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / НЕЗРЯЧИЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / АУДИОКУРС / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климентьева В. В., Климентьев Д. Д., Умеренков С. Ю.

В статье рассматриваются аспекты международного образовательного сотрудничества в рамках реализации проекта преподавания английского языка незрячим и слабовидящим обучающимся в условиях, когда овладение содержанием основано преимущественно на восприятии речи на слух. Приведены конкретные примеры и полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климентьева В. В., Климентьев Д. Д., Умеренков С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное партнерство в преподавании английского языка слепым и слабовидящим обучающимся»

УДК 374.71

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СЛЕПЫМ И СЛАБОВИДЯЩИМ ОБУЧАЮЩИМСЯ

© 2019 В. В. Климентьева1, Д. Д. Климентьев2, С. Ю. Умеренков3

1канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков

e-mail: v [email protected] 2канд. пед. наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: [email protected] 3канд. пед. наук, заведующий кафедрой теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: sergeyumerenkov @ mail. ru

Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

В статье рассматриваются аспекты международного образовательного сотрудничества в рамках реализации проекта преподавания английского языка незрячим и слабовидящим обучающимся в условиях, когда овладение содержанием основано преимущественно на восприятии речи на слух. Приведены конкретные примеры и полученные результаты.

Ключевые слова: преподавание иностранных языков, незрячие и слабовидящие обучающиеся, аудиокурс, международное сотрудничество

На сегодняшний день в Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется включению в образовательный процесс обучающихся с особыми образовательными потребностями. Существующие требования к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для незрячих обучающихся включают развитие познавательного интереса, познавательной активности, социальной активности, навыков сотрудничества с видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, повышение дифференциации и осмысления картины мира, повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни.

«Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть "социальный вывих" и ввести ребенка в культуру можно, используя "обходные пути" особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами» [Единая концепция 2010: 12].

На наш взгляд, одним из основных путей достижения определенных требованиями стандарта целей и задач образования незрячих и слабовидящих обучающихся является изучение иностранных языков. В процессе иноязычного образования происходит активная социокультурная деятельность, стимулирующая познание и мотивацию к изучению как иностранного языка, так и других дисциплин, определенных программой. Более того, знание иностранных языков позволяет обучающимся с ОВЗ устанавливать личностные и профессиональные контакты за рубежом, участвовать в международных проектах и конкурсах, продолжать обучение в

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

зарубежных образовательных учреждениях и путешествовать по всему миру.

Для повышения социализации и мобильности незрячих обучающихся необходимы особые механизмы взаимодействия структур и организаций в нашей стране и за ее пределами. Одной из таких организаций в России является «Всероссийское общество слепых», в США - «Ассоциация образования и реабилитации незрячих» и т.д. В свою очередь, такие национальные ассоциации и общества состоят из местных и областных отделений, которые работают с указанными категориями граждан и местными органами управления, социальной защиты, образования и здравоохранения. Определенные контакты происходят между специализированными учебными учреждениями для незрячих и слабовидящих по линии Министерства просвещения РФ, что выражается в программах обмена обучающимися и преподавателями.

Менее заметными, но весьма эффективными программами являются программы поддержки изучения иностранных языков, в частности английского языка, которые предлагаются как государственными структурами, так и частными некоммерческими организациями США. В рамках данных программ существует проект «BVI», который реализуется в России и направлен на обучение незрячих и слабовидящих английскому языку, разработку учебно-методических материалов, участие обучающихся и преподавателей в научных конференциях в нашей стране и за рубежом.

Количество людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) значительно увеличилось за последние годы, и современное общество постоянно сталкивается с проблемой адаптации таких людей в нашем сегодняшнем мире. Повлиять на те объективные и субъективные факторы, которые приводят к увеличению количества людей с особенностями развития, невозможно. Однако есть возможность попытаться привлечь внимание к их проблемам и помочь.

Одним из вариантов оказания адресной социальной помощи слабовидящим и слепым молодым людям, стремящимся к знаниям как к возможности реализоваться в жизни, является организации для таких учащихся курсов иностранных языков. С декабря 2016 г. факультет иностранных языков Курского государственного университета реализует проект обучения английскому языку слабовидящих и слепых студентов факультета искусств. Группа состоит из 4 человек (двое слабовидящих и двое тотально слепых). Несмотря на то что все они изучали английский язык в школе и колледже-интернате для слепых, вводное занятие показало полное отсутствие практических навыков владения английским языком.

Изучение английского языка предполагает долгую и кропотливую работу, включающую в себя как объяснение теоретических основ системы языка, так и тренировку практических навыков и умений с целью овладения языком и дальнейшего его использования в ситуациях реальной жизни. Особенные условия преподавания иностранных языков незрячим и слабовидящим обучающимся неизменно побуждают учителей искать новые, подчас нестандартные, методы и приемы. Естественно, эффективность такого обучения непосредственно зависит от понимания преподавателем «тех трудностей, с которыми сталкиваются его ученики» [Соловова 2009: 37], его способности и желания творить и быть готовым к творческой деятельности [Пассов 2006: 187] и владения эффективными научными методами преподавания лицам с ОВЗ [Makarova и др. 2017].

Являясь студентами и выпускниками факультета искусств, участники проекта тесно связаны с музыкой. Это помогло нам определиться с выбором фактического материала для изучения иностранного языка. Использование аутентичных песен уже давно зарекомендовало себя как прекрасный материал для изучения языка, поэтому в

Климентьева В. В., Климентьев Д. Д., Умеренков С. Ю. Международное партнерство в преподавании английского языка слепым и слабовидящим обучающимся

качестве основы мы выбрали песни британского автора и исполнителя Джонатана Тейлора. Кроме тщательной проработки текстов песен мы также выполняли разнообразные упражнения на отработку и закрепление изученной лексики и грамматических структур: отвечали на вопросы, повторяли предложения за диктором, переводили их с одного языка на другой, а также проводили викторины, слушали истории, составляли диалоги и устраивали обсуждения.

Несомненно, что участие слепых и слабовидящих обучающихся в подобном проекте оказало большое влияние на их образ жизни. Они получили возможность узнать много нового из жизни англоязычных стран, выучить и исполнять песни на английском языке, больше общаться друг с другом, а также со студентами факультета иностранных языков. Нужно подчеркнуть, что инязовцы в течение многих лет плодотворно сотрудничают с американскими колледжами и университетами, в которых учатся и проходят стажировки студенты и преподаватели факультета. Наши американские коллеги ежегодно приезжают в Курск и проводят встречи и мастер-классы на базе факультета и школ города и области. Слепые и слабовидящие обучающиеся нашего проекта также принимают участие в подобных встречах, где имеют возможность потренировать свои навыки разговорной иноязычной речи, общаясь с носителями языка. Расширяющиеся возможности социализации, несомненно, играют огромную роль в плане повышения мотивации к продолжению изучения английского языка и повышению уровня владения им.

В июле 2018 г. ряд преподавателей и слепых учащихся приняли участие в международной конференции, посвященной проблемам реабилитации и обучения слепых и слабовидящих, проходившей в г. Рино, штат Невада, США. Эта поездка оказалась очень плодотворной, так как российские делегаты имели возможность участвовать в различных обсуждениях и презентациях, познакомились с преподавателями и всеми заинтересованными людьми, которым небезразличны проблемы людей с нарушениями зрения по всему миру. Мы смогли оценить гостеприимство и дружелюбие наших американских коллег, рассказали об опыте своей работы по изучению языка, пообщались с носителями английского языка, что было особенно интересно нашим обучающимся. Мы убедились, что по обе стороны океана есть люди с такими же ограничениями по здоровью и есть желающие им помочь и словом и делом.

В результате нашей работы в проекте был создан аудиокурс по обучению английскому языку слепых и слабовидящих обучающихся. Курс не требует визуальной опоры и может быть использован как самоучитель, так как в нем содержатся пояснения и ответы на все задания и упражнения. В записи аудиокурса принимали участие студенты и преподаватели факультета иностранных языков, а также наши коллеги, преподаватели и студенты, из американского колледжа Mount Union во главе с профессором Марком Химмелайном, преподаватель и переводчик из Канзаса, США, Филипп Норрис, а также г-жа Йоханна Кэмпбелл - преподаватель из НИТУ «МИСиС» (Москва). Наши обучающиеся проявили большой интерес к данному проекту, в рамках которого проводятся занятия по английскому языку, посещения концертов и выступлений артистов разного уровня, встречи со студентами факультета иностранных языков, а также с американскими студентами и преподавателями. Планируется продолжить работу по изучению английского языка с использованием аудиокниг, видеоматериалов, новостных сюжетов и обсуждений на различные темы.

Одним из успешных результатов реализуемого проекта является совместная, осуществляемая преподавателями и учащимися, разработка и видеозапись выступлений, бесед и фрагментов уроков для создания серии интернет-базируемых методических материалов по преподаванию английского языка как иностранного

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

незрячим и слабовидящим обучающимся в рамках сотрудничества с коллегами из Института иностранных языков Московского городского педагогического университета. Одной из задач такой совместной работы является, в частности, поддержка и распространение фундаментальных концепций, методов и практического опыта инклюзивного образования для эффективного использования в планировании, проведении и анализе соответствующих уроков и иных образовательных мероприятий, а также для создания благоприятной среды для развития и социализации лиц с ОВЗ [Makarova и др. 2016]. Тематика видеосюжетов достаточна разнообразна и связана с вопросами социализации (рассказы учащихся о себе, своих интересах и успехах в изучении английского языка), рассказами о выдающихся людях, добившихся поразительных результатов несмотря на свою инвалидность, а также аспектами инклюзивного образования в целом и преподавания иностранных языков для незрячих учащихся в частности.

Инклюзивное образование является на сегодняшний день одной из важнейших проблем современности. Внедрение идей инклюзивного образования в учебный процесс позволяет увидеть перспективу дальнейшей работы в рамках оптимизации форм, методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, в частности со слепыми и слабовидящими обучающимися, и продолжить развивать подходы к обучению английскому языку слепых и слабовидящих с целью повышения качества их жизни и профессиональной конкурентоспособности.

Библиографический список

Единая концепция специального Федерального стандарта для детей с огран. возм. здоровья: основные положения / Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. 2010. № 1. С. 6-22.

Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006, 276 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студ. пед. вузов и учителей. М.: АСТ: Астрель, 2009, 238 с.

Умеренков С.Ю. Методическая модель обучения иностранным языкам учащихся с особыми образовательными потребностями // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2017. №4 (44). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/049-019.pdf (дата обращения: 28.02.2019).

Makarova T.S., Matveevaa E.E., Molchanova M.A., Morozova E.A. Burenina N.V. BVI Project Work Management Addressing the Needs of BVI Learners of EFL / INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 21, no. 4., Saransk, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30682924. (дата обращения: 28.02.2019).

Makarova T.S., Molchanova M.A., Morozova E.A. BVI Project at Moscow City Pedagogical University : сб. науч. ст. на англ. языке Bridges, М.: Перо, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27596735. (дата обращения: 28.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.