Евгеньева Татьяна Васильевна, канд. ист. наук, доц., etv133@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Селезнева Антонина Владимировна, канд. полит. наук, ст. преп., ntonina@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
POLITICAL REPRESENTATIONS IN THE CONTEXT OF HISTORICAL MEMORY: IMAGE OF THE PAST IN THE SITUATION OF IDENTITY CRYSIS
T.V. Evgenyeva, A.V. Selezneva
The article represents political psychological approach to the political representations’ analysis in the context of historical memory. Historical representations form the basis for social and political identity in the situation of identity crisis. The article is analyzing the particular features of this process in the post-Soviet Russia. The article is based on the results of the project "Political and psychological mechanisms of formation of the national-state identity in contemporary Russia" (Grant RFH№ 12-03-00307).
Key words: political psychology, political representations, historical memory, political identity, national identity, identity crisis.
Evgenyeva Tatiana Vasilievna, Ph.D. History, associated professor, etv133@mail.ru, Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University.
Selezneva Antonina Vladimirovna, Ph.D. Political science, senior lecturer, ntonina@mail.ru, Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University.
УДК 323
МЕЖДУНАРОДНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
В.Ф. Ницевич, В.В. Огнева
Актуализируется внимание на целесообразности изучения опыта подготовки кадров государственных служащих в Республике Казахстан, где за годы независимого развития сложилась модель компетентностного подхода в обучении специалистов. Обращается внимание на особенности содержания программ профессиональной подготовки, работу с кадровым резервом, формирование статусного рейтинга выпускников, зарубежные обмены.
Ключевые слова: государственная служба, профессиональная подготовка кадров, евразийский центр обучения государственных служащих, международное сотрудничество.
Поиск рациональной модели государственного управления неразрывно связан с повышением уровня профессионализма государственных служащих. Закономерно в связи с этим встает проблема, связанная с повышением эффективности подготовки кадров государственной службы, в
т.ч. с учетом творческого осмысления зарубежного опыта, интегративных возможностей его практической адаптации. С этой точки зрения видится целесообразным изучение практики подготовки госслужащих в некоторых странах СНГ, в частности в Казахстане, где за годы независимого развития в значительной степени упорядочена система подготовки управленческих кадров, внедряются инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения.
Система профессиональной подготовки кадров государственной службы в Казахстане опирается на солидную нормативно-правовую базу, прежде всего на закон «О государственной службе», подзаконные акты, их более 20 (среди них указы и распоряжения Президента Казахстана, постановления Правительства Казахстана) [5, 6, 7, 8]. Государство предполагает создание полноценной инфраструктуры, обеспечивающей подготовку управленческих кадров, совершенствование качества содержания программ профессиональной подготовки, использование инновационных технологий обучения государственно-управленческих кадров в соответствии с компетентностным подходом к профессиональной деятельности государственных служащих.
Главным функциональным принципом обучения государственных служащих в Казахстане определен принцип неразрывной связи карьеры и обучения, непрерывности и опережающего характера обучения [11.
С. 55-60]. При составлении программ обучения госслужащих используется несколько моделей, широко распространенных в ведущих зарубежных центрах по обучению государственных служащих: 1) модель рациональной организации - фундаментальная подготовка; 2) модель открытых систем -прикладные дисциплины; 3) модель человеческих отношений и 4) модель организационно-корпоративной культуры.
В целях оптимального сочетания всех форм и методов обучения учебные программы переподготовки, повышения квалификации и обучения на рабочем месте формируются по модульному принципу. Методика обучения государственных служащих наряду с традиционными формами предполагает использование методов интерактивного обучения, учитывающих специфику обучения взрослых (обсуждение конкретных проблем, моделирование ситуаций, деловые и ролевые игры, управление проектами и др.). Наряду с очной, очно-заочной формами обучения начинает внедряться система дистанционного обучения, позволяющая охватить большее количество государственных служащих, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации.
Центральным учебным заведением в системе обучения государственных служащих является Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан. Высокий статус выпускников Академии уже сейчас обеспечивается включением их в кадровый резерв для занятия должностей административных государственных служащих и постепен-
ным переходом к прямому распределению в государственные органы на основе определения рейтинга слушателей.
Следует отметить, что Казахстан в качестве реальной поддержки интеграционных процессов выступил инициатором создания Евразийского центра обучения государственных служащих в г. Астане. Центр призван выполнять функции дидактического и методического центра для Академии государственной службы и региональных центров обучения; в нем проходит так называемое обучение обучающих. При этом обучение проводят известные профессора и преподаватели из-за рубежа. В перспективе мыслится, что в Евразийском центре обучения государственных служащих могут повышать квалификацию высшие должностные лица и преподаватели регионов Центральной Азии, Кавказа и Восточной Сибири.
Развитие инфраструктуры обучения в Казахстане предполагает формирование конкурентной среды в сфере деятельности учебных заведений, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих, через механизм конкурсного отбора. Таким механизмом выступает государственный заказ на подготовку кадров с последующим финансированием целевых бюджетных программ, а также с привлечением средств частных инвесторов, международных организаций-доноров и иных источников.
В целях расширения международного сотрудничества в сфере обучения государственных служащих казахстанскими вузами заключаются двух- и многосторонние соглашения о партнерстве в области обмена слушателями и преподавателями, учебными программами, создаются гибкие формы кооперации в интересах интеграции Казахстана в международные программы обучения кадров. Свидетельство тому, например, государственная программа «Болашак» (в переводе - «Наследие»). Задача данной программы состоит в подготовке новой управленческой элиты, для чего, начиная с 2005 года, Казахстан отправляет учиться за границу по 3 тысячи человек в год (многие, кстати говоря, едут учиться в лучшие вузы России) [9]. На стажировки за рубеж отправляют и преподавателей казахстанских вузов. Причем это имеет экономический эффект: подсчитано, что один прошедший переподготовку квалифицированный преподаватель в состоянии за год обучить около 200 специалистов.
У казахстанской системы подготовки кадров госслужащих можно отметить ряд преимуществ, на которые неплохо бы обратить внимание и в России. Во-первых, в Казахстане учитывается, сколько специалистов и в какой отрасли будет востребовано. Во-вторых, все кадры готовятся исходя из перспектив инновационной экономики. И, в-третьих, в Казахстане постепенно формируется механизм взаимовыгодного соединения государственных и частных интересов в кадровой сфере.
В стране в ближайшее время планируется сформировать принципиально новый корпус управленцев, в результате чего государственная
служба Казахстана разделится на две категории: корпус «А» (элита гос-службы) - это профессиональные кадровые государственные менеджеры, которые будут заниматься планированием и реализацией конкретных направлений государственной политики, и корпус «Б», куда войдут административные госслужащие. Может быть зачислен человек в резерв в группу «А» или нет - это определит Национальная комиссия.
Граждане, желающие участвовать в отборе в кадровый резерв корпуса «А», должны представить в Национальное агентство по делам государственной службы наряду с формальными документами рекомендательное письмо, а также сертификат о результатах профессиональных экзаменов, определяющих уровень владения иностранным языком. При этом определен перечень лиц и органов, обладающих правом давать рекомендательные письма:
1) политические государственные служащие;
2) депутаты Мажилиса, Сената Парламента Республики Казахстан, секретари маслихатов области, городов республиканского значения, столицы;
3) административные государственные служащие корпуса «А», назначенные на должность по решению Президента Республики Казахстан, либо из кадрового резерва корпуса «А», сформированного Национальной комиссией;
4) председатели правления национальной компании, национального холдинга, Национального института развития, назначаемые по согласованию с Президентом Республики Казахстан или по его поручению с руководителем администрации Президента Республики Казахстан [8].
При отсутствии рекомендательного письма кандидату отказывается в участии в отборе в кадровый резерв корпуса «А». Далее претенденты сдают тест на знание законодательства. Одновременно определяется уровень личностных и управленческих компетенций - коммуникабельность, ориентация на конкуренцию и ориентация на качество профессиональной деятельности. Те, кто проходит данный этап тестирования, сдает логический невербальный тест и тест на знание государственного языка. Такой подход рассматривается как новый в развитии профессиональной государственной службы в Казахстане.
Анализируя национальную практику формирования новой системы профессионального образования государственных служащих, можно сделать вывод о том, что становление такой системы осуществляется исключительно на конституционных основах, концептуальных положениях административной реформы, в соответствии с законодательством о государственной службе, образовании, другими нормативно-правовыми актами. Эта система во многом опирается на принципы Болонской декларации и прежде всего на общность демократических ценностей, необходимость расширения образовательного сотрудничества участников Болонского
процесса. Принадлежность к общему социокультурному пространству, наличие схожих проблем на этапе существенного наращивания качества образования в области управления позволяет обозначить перспективы сотрудничества в данной сфере образовательной деятельности.
Как представляется, пришло время придать систематизации сложившиеся за многие годы между отдельными учебными заведениями связи и обсудить возможность создания Координационного совета на общественных началах при Совете глав государств СНГ, который вполне мог бы стать площадкой межгосударственного сотрудничества по обмену опытом подготовки кадров, проведения научно-практических конференций, деловых встреч, разработки инновационных образовательных программ и др. Важным направлением сотрудничества является укрепление двух и многосторонних контактов между родственными учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров для государственной службы. Исключительно актуальным становится проведение совместных научных исследований, связанных с проблемами реформирования государственной службы, взаимная заинтересованность в развитии управленческой науки, генерировании (производстве) новых знаний.
Список литературы
1. Указ Президента Украины № 806 от 12.08. 2010 г «О первоочередных мерах усовершенствования формирования и реализации государственной кадровой политики» [Электронный ресурс] // URL: http://president. gov.ua>Президент Украины>Документы>6083.html
2. Распоряжение Президента Украины № 1017 от 9.07. 2010 г. «О
рабочей группе по подготовке предложений по созданию и формированию президентского кадрового резерва «Новая элита нации» [Электронный ресурс] // URL: http: //president. gov.ua>Президент
Украины>Документы>6083.Ыш!
3. Постановление Кабинета Министров Украины № 564 от 7.07. 2010 г. «Об утверждении Положения о системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления» [Электронный ресурс] // URL: http: //zakon4. rada. gov. ua/l aws/main/o2
4. Закон Украины «О государственной службе» от 17. 11. 2011 №4050 [Электронный ресурс] // URL: http ://www. rada. gov. ua
5. Закон Республики Казахстан от 23.07.1999г. «О государственной службе» [Электронный ресурс] // URL: http://www. parlam. kz/rulegislativeact
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13.11.2000г. №1706 «О концепции обучения государственных служащих» [Электронный ресурс] // URL: http://www/government.kz
7. Указ Президента Республики Казахстан №1457 от 11.10.2004 «Правила переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Казахстан» [Электронный ресурс] // URL: http: //www. akorda. kz
8. Указ Президента Республики Казахстан от 21.07.2011 г. № 119 «Концепция новой модели государственной службы республики Казахстан» [Электронный ресурс] // URL: http: //www/akorda. kz
9. Вопросы реализации международной программы «Болашак»
[Электронный ресурс] //URL:
http://ru/government/kz>новости>main/2013/04/62
10. Грановский В., Дацюк С. О реформе государственного управления в Украине [Электронный ресурс] // URL: http://ukraine/donldas/com/2-10-03-15-15-40-59/7-2009-05-21-18-03-24/445-fdvreforma7html
11. Келимбетов К. Административные реформы - веление времени [Электронный ресурс] //URL: http: //ru. governrnent.kz/documents/publications
10. Ковбасюк Ю.В. Украинский опыт профессиональной подготовки государственно-управленческих кадров // Проблемы управления. 2011. №1. С. 87-91.
11. Реформирование системы государственного управления: зарубежный опыт и Казахстан. Алматы, 2005.
Ницевич Виктор Францевич, д-р полит. наук, проф., зав. кафедрой, Россия, Орел, Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Огнева Валентина Васильевна, д-р полит. наук, профессор, Россия, Орел, Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
INTERNATIONAL MEASUREMENT OF THE KAZAKHSTAN EXPERIENCE OF CIVIL
SERVANTS VOCATIONAL TRAINING
Nitsevich V. F., Ogneva V. V.
The author actualizes attention on studying expediency of civil servants training experience in the Republic of Kazakhstan where the model of competence-based approach in experts training was formed during the years of independent development. The author pays attention to specific conditions of professional training programs, work with candidates pool, graduates status rating formation, foreign exchanges.
Key words: public service, staff professional training, Eurasian training center for civil servants, cross-border cooperation.
Ogneva Valentina Vasilyevna, the doctor of political sciences, Professor, Russia, Orel, Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
Nitsevich Victor Francevich - the doctor of political sciences, Professor, Russia, Orel, Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.
УДК 323.25
КОНЦЕПТ «ПЕРФОРМАНС»: ПОЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА
А.В. Скиперских, А.А. Гарбуз
Предпринята попытка осуществить анализ концепта «перформанс», всё активнее эксплуатирующегося в различных дискурсах. По мнению авторов, прочтение данного концепта во многом связывается с авторским началом непосредственного субъекта - перформера. Практически все коннотации «перформанса» указывают на существование активного начала, порождающего творческий акт.
Как правило, осуществляющееся творчество субъекта перформанса бывает оппозиционно власти, потому как не вписывается в её политические стратегии и тактики.
Ключевые слова: власть, дискурс, концепт, перформанс, перформер, субъект.
В современных дискурсивных практиках всё чаще используется концепт «перформанс». Данное понятие всё активнее входит в лексиконы различных социальных и профессиональных групп, приобретая особые оттенки смыслов в зависимости от спецификаций субъекта, использующего его в коммуникации. Постепенно привыкают к данному концепту и в дискурсе СМИ. Отсюда всё более частое употребление данного слова в превью различных выставок современного искусства и биеннале, в культурной критике и авторских определениях неких продуктов современного арт-искусства.
В данной статье мы постараемся проанализировать данный концепт, в котором всё указывает на существование активного деятельного начала, позволяющего предполагать постепенное разворачивание действия субъекта.
Как правило, у каждого исследователя и интерпретатора концепта «перформанс» существуют собственные виды и притязания на данный концепт, что ещё больше затемняет его и запутывает исследовательское сообщество. Каждый интерпретатор готов доказать, что именно он наиболее точно может определить смысловую нагрузку данного концепта. Во многом именно это и является причиной отсутствия каких-либо попыток определения единых подходов в понимании природы данного концепта.
Проблема заключается ещё и в том, что данный концепт, появившийся в лексиконе сравнительно недавно, имеет изначально различные