Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ И ИХ РОЛЬ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ И ИХ РОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
135
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГУМАНИТАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / "МЯГКАЯ СИЛА" / КУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сидоренко Наталья Валерьевна, Сейидли Салех Агил Оглы

В статье анализируются роль и влияние иностранных неправительственных организаций в Центральной Азии (ЦА), чья деятельность осуществляется в рамках международного гуманитарного сотрудничества. Важно отметить, что современная внешнеполитическая стратегия государств ЦА принимает вектор на укрепление как регионального, так и внерегионального сотрудничества. Западные и американские НПО намерены через фокус социо-гуманитарных проектов улучшить имидж стран, которых они представляют, и утвердить свое присутствие в государствах Центральной Азии. Региональные акторы продвигают национальные интересы в основном через правительственные каналы. Особое внимание уделяется неправительственным организациям с «деструктивным» характером в отношении политического устройства государств рассматриваемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL HUMANITARIAN COOPERATION IN CENTRAL ASIA: NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE REGION AND THEIR ROLE

The article analyzes the role and influence of foreign non-governmental organizations in Central Asia (CA), whose activities are carried out within the framework of international humanitarian cooperation. It is important to note that the modern foreign policy strategy of the Central Asian states takes a vector to strengthen both regional and extra-regional cooperation. Western and American NGOs intend to improve the image of the countries they represent through the focus of socio-humanitarian projects and establish their presence in the Central Asian states. Regional actors promote national interests mainly through government channels. Particular attention is paid to non-governmental organizations with a «destructive» nature in relation to the political structure of the States of the region under consideration.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ И ИХ РОЛЬ»

УДК 327.7

Сидоренко Наталья Валерьевна

аспирантка, кафедра мировых политических процессов,

Московский государственный институт международных

отношений МИД РФ

[email protected]

Сейидли Салех Агил оглы

аспирант, кафедра сравнительной политологии,

Московский государственный институт

международных отношений МИД РФ

[email protected]

Natalya V. Sidorenko

Postgraduate student, Department of World Political Processes, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation [email protected] Saleh A. Seyidli

Postgraduate student, Department of Comparative Political Science, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation [email protected]

Международное гуманитарное сотрудничество в Центральной Азии: неправительственные организации в регионе и их роль

International humanitarian cooperation in Central Asia: non-governmental organizations in the region and their role

Аннотация. В статье анализируются роль и влияние иностранных неправительственных организаций в Центральной Азии (ЦА), чья деятельность осуществляется в рамках международного гуманитарного сотрудничества. Важно отметить, что современная внешнеполитическая стратегия государств ЦА принимает вектор на укрепление как регионального, так и внерегионального сотрудничества. Западные и американские НПО намерены через фокус социо-гуманитарных проектов улучшить имидж стран, которых они представляют, и утвердить свое присутствие в государствах Центральной Азии. Региональные акторы продвигают национальные интересы в основном через правительственные каналы. Особое внимание уделяется неправительственным организациям с «деструктивным» характером в отношении политического устройства государств рассматриваемого региона.

Ключевые слова: внешняя политика, государства Центральной Азии, неправительственные организации, гуманитарное взаимодействие, средства массовой информации, «мягкая сила», культурные программы.

Annotation. The article analyzes the role and influence of foreign nongovernmental organizations in Central Asia (CA), whose activities are carried out within the framework of international humanitarian cooperation. It is important to note that the modern foreign policy strategy of the Central Asian states takes a vector to strengthen both regional and extra-regional cooperation. Western and American NGOs intend to improve the image of the countries they represent through the focus of socio-humanitarian projects and establish their presence in the Central Asian states. Regional actors promote national interests mainly through government channels. Particular attention is paid to non-governmental organizations with a "destructive" nature in relation to the political structure of the States of the region under consideration.

Keywords: foreign policy, Central Asian states, non-governmental organizations, humanitarian cooperation, mass media, soft power, cultural programs.

Введение.

Гуманитарное сотрудничество стало неотъемлемой частью международных отношений. Как пишет П.А. Цыганков, «понятие «международное сотрудничество» отражает процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов» [1].

Современный этап характеризуется появлением новых угроз, вызовов не только по отношению к суверенитету и целостности государств, но и негативно сказывается на потребностях и правах человека. Одним из важных направлений, которое способно сгладить остроту на международной арене в области политики, экономики и в других сферах, можно назвать гуманитарное взаимодействие. Данный процесс вовлек в себя широкий круг участников— от государственных формирований до неправительственных организаций.

Система международных отношений начала подвергаться изменениям со второй половины XX века. Как пишет М.М. Лебедева, «в этот период также увеличивается число людей, вовлеченных в деятельность НПО, расширяется география, где работают НПО, а также спектр вопросов, которыми они занимаются» [2].

Следует подчеркнуть, что вопрос о потенциале и практике гуманитарного сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе все еще открыт. По этой причине анализ форм и акторов взаимодействия приобретает особую важность.

США.

Западная и американская модели гуманитарной составляющей заключаются в предоставлении объективной, правдивой информации своим гражданам, однако следует отметить, что не всегда СМИ идут вразрез с официальной политикой того или иного государства. Средства массовой информации стали элементом гуманитарной сферы, так как, с одной стороны, через СМИ человек получает объективную картину происходящих событий, а с другой, является заложником политических целей государства. СМИ- часть «мягкой силы», через которую

можно выполнить даже «деструктивные» задачи. Характерной особенностью многих американских НПО заключается в идее свободы информации. Например, созданная в США неправительственная организация Wikimedia Foundation, Inc, заняла первое место в рейтинге 100 лучших неправительственных организаций мира [3]. Основная цель данного сообщества - помощь в раскрытии знаний мира [4]. Данная НПО носит и разрушительный характер для стран Центральной Азии, публикуя неподтвержденную информацию о лидерах стран бывшего СССР [5]. Необходимо упомянуть тот факт, что информация была обнародована через официальные британские СМИ (The Guardian). Власти различных государств используют СМИ в качестве информационного давления. Через создание и распространение контента продвигаются те или иные идеи. В 2019 году НПО США распространяли антикитайский контент среди населения Центральной Азии через издания «Азаттык» (филиалы «Радио Свобода», США), «Настоящее время», «Институт войны и мира» (Великобритания) и «Евразия.нет» («Фонд Сороса») [6].

Известная неправительственная организация США Freedom House спонсировала отставки президентов Кыргызстана и «цветные революции» в стране. В Узбекистане деятельность данной организации была запрещена, чиновник Узбекистана прокомментировал отказ от НПО следующим образом: «НПО превратились в серьезную силу. Этим государство обеспокоено еще с 2003 года. Уже тогда начали разрабатываться планы по нейтрализации деятельности НПО, но это надо было сделать так, чтобы в глазах мировой общественности Узбекистан не выглядел страной, в которой государство преследует НПО. С этой целью появился ряд правительственных постановлений, которые ставили препятствия для деятельности НПО» [7].

Европейский Союз.

В отличии от США, в настоящее время Европейский Союз занимает «не конфронтационную» позицию в Центрально-Азиатском регионе и старается проводить конструктивный диалог со странами бывшего Советского Союза, ставя во главу угла вопросы безопасности, прав человека, климатической повестки, евразийской интеграции. Следует подчеркнуть, что для многих региональных и внерегиональных акторов Центральная Азия- важное пространство для решения геополитических и экономических задач.

Европейский Союз оказывает поддержку в сфере прав человека через программы «Негосударственные структуры в деятельности по развитию» и европейский инструмент в области демократии и прав человека. Европейские структуры (посольства, институты) и НПО, как и американские, финансируют оппозицию, средства массовой информации, исламистские формирования под видом «обеспечения свободы вероисповедания».

На протяжении нескольких лет Европейский Союз проводил в Республике Таджикистан (РТ) «Семинар для гражданского общества» [8], в рамках которого, объединились неправительственные организации из ЕС и РТ. Повестка дня затрагивает вопросы гражданского общества, политических оппозиционных партий, проблемы радикализации и насильственного экстремизма. Глава Представительства ЕС Хидайет Бишчевич в 2016 году отметил, что

неправительственные организации играют важную роль в консолидации общества и развитии демократии и плюрализма.

К тому же, европейская «помощь» проникла во все сферы государств Центральной Азии, такие как энергетика, сфера здравоохранения, экология, государственное управление, судебная система, борьба с терроризмом и наркотрафиком.

Турция.

Одним из основных проводников турецких внешнеполитических интересов в странах Центральной Азии являются правительственные и неправительственные гуманитарные организации, которые содействуют улучшению политического имиджа Турции, а также, направлены на укрепление культурных связей между Турцией и государствами региона. Подобного рода организации особо активизировались после прихода к власти Партии справедливости и развития в 2002 году. Внешняя политика администрации премьер-министра (с 2014 года в должности президента) Реджепа Эрдогана направлена на усиление турецкого геополитического влияния в регионе ЦА, который рассматривается как особо важный и перспективный с точки зрения международного взаимодействия, учитывая то, что четыре государства из пяти Центральной Азии являются преимущественно тюркоязычными.

Самым ярким примером данной политики является деятельность организации TIKA (Турецкое агентство по сотрудничеству и координации) [9]. TIKA подчиняется департаменту Министерства культуры и туризма Турции и отвечает за организацию Турцией официальной помощи в целях развития для развивающихся стран, с особым акцентом на тюркские страны и общины. Целями агентства является:

• Развивать экономическое, торговое, техническое, социальное, культурное и образовательное сотрудничество между тюркскими странами и общинами.

• Участвовать в социальных и культурных проектах и мероприятиях, направленных на сохранение общего культурного, социального наследия и ценностей среди тюркских стран и общин.

• Предоставлять стипендии и помощь государственным должностным лицам и другим лицам из тюркских стран для обучения и профессиональной подготовки в Турции.

• Выступать в качестве основного посредника для сотрудничества между государственными учреждениями тюркских стран и организациями, университетами, некоммерческими организациями и частным сектором.

• Сотрудничать с другими агентствами международной помощи в рамках различных проектов и программ.

Несмотря на то, что организация действует с 1992 года, ее финансирование значительно увеличилось с 2010 года. Организация занимается построением и реконструкцией школ и больниц, поставкой медицинского оборудования, обучения полицейских сил и поддержкой образовательных культурных программ. Организация также активна в Таджикистане (единственная нетюркская страна

ЦА) и реализует проекты в сфере поддержки образования и здравоохранения. Согласно ряду исследователей, TIKA и похожие организации сыграли основную роль в сфере гуманитарной политики Турции в регионе и способствовали формированию позитивного имиджа Турции среди ряда слоев населения в государствах ЦА.

Иран.

Несмотря на то, что Иран находится непосредственно рядом со странами ЦА и имеет культурные и исторические связи с государствами региона, гуманитарная активность Исламской Республики в этих странах довольно ограничена. Отношения между Ираном и странами ЦА в основном имеют экономическую направленность. Так, основу отношений составляют газовые контракты и функционирование Ирана как страны транзита для торговых грузов из ЦА.

Тем не менее, нельзя сказать, что гуманитарная деятельность Исламской Республики Иран полностью отсутствует. Под эгидой министерства здравоохранения действует, основанное в 1980 году, Общество Красного Полумесяца, которое является членом Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Изначальные цели организации заключались в помощи жертвам разных природных катастроф, однако в дальнейшем было сформировано несколько подразделений, охватывающие широкий спектр медицинских, здравоохранительных, образовательных и гуманитарных услуг. Организация действует как внутри Ирана, так и за её пределами. Основным направлением этого агентства в Центральной Азии является Таджикистан (что неудивительно, учитывая исторические и культурные связи между странами). В 2016 году при финансировании этой организации в Душанбе было открыто несколько медицинских центров [10]. Организация также доставляла гуманитарную помощь разным странам ЦА в периоды разного рода гуманитарных катастроф, вызванных природными катаклизмами.

Стоит отметить, что ЦА остается периферийным направлением гуманитарного направления иранской внешней политики. До сих пор основным направлением остается нестабильный Афганистан и афганские беженцы, проживающие в Иране.

Китай.

Китай стал ценным и одним из важных партнеров в центральноазиатском регионе, упрочив свое присутствие за счет многомиллиардных инвестиций и выгодных экономических проектов. Изначально, Китай смог добиться расположения лидеров государств ЦА, поставляя им продукцию по низким ценам. Далее, официальная концепция Китая «Один пояс-один путь» стала ключевым направлением мягкой силы КНР. Отношения Китая и Центральной Азии базируются на экономических выгодах, бизнес-проектах, образовательных реформах и отсутствии китайских НПО, что, в свою очередь, повышает доверие к Китаю со стороны государств Центрально-Азиатского региона.

Россия.

Не только государственные структуры заинтересованы в продвижении национальных идей. Так, например, политика России в области гуманитарного

сотрудничества активно проводится не только государственными структурами, как Россотрудничество, Русский мир, Русский век и другими, но и негосударственными организациями - Фондом Прохорова, Российской Ассоциацией Международного Сотрудничества, Институтом стран СНГ, Русской гуманитарной миссией, интерактивным порталом «Гуманитарная карта» (создан командой проекта «Гуманитарный портал»). Перечисленные организации объединили западный гуманитарный подход, который основан на оказании помощи при природных катаклизмах и бедствиях различного характера, и отечественный подход, базирующийся на взаимопонимании, взаимопроникновении культур, передаче ценностей и идей.

Заключение.

Неправительственные организации заняли прочную позицию в налаживании связей с государствами Центральной Азии, что, в свою очередь, подразумевает долгосрочные и многосторонние проекты.

По мнению А.А. Семенова, «НПО заполняют незанятые государственными структурами ниши в социально-экономическом развитии страны. Деятельность НПО отличается мобильностью и динамизмом, инициативой и ориентацией на собственные силы».

Западный мир стремится не только через государственные организации, но и через неправительственные, осуществлять эффективное управление массами в государствах Центральной Азии, влиять на умы и убеждения граждан. С такой позиции гуманитарное сотрудничество обретает корыстный характер и, отчасти, становится «интервенцией» в различные сферы жизнедеятельности людей, активно навязывая собственные интересы и западные идеологические ценности. Многие НПО с благим спектром задач используются в качестве инструмента вмешательства во внутренние дела государств.

Современные НПО подстраиваются под политические реалии и достаточно активно сотрудничают с государствами и другими неправительственными организациями. Региональные акторы, такие как Турция, Иран, Китай, Россия, в основном, продвигают собственные интересы через государственные структуры, так, их деятельность стала максимально транспарентной для стран Центральной Азии.

Литература:

1. Цыганков П.А. Теория международных отношений : Учеб. пособие. — М. : Гардарики,2003. — С.440.

2. Лебедева М.М. Мировая политика : учебник/ М.М. Лебедева. - 4-е изд., стер. - Москва : КНОР УС, 2020.-С.53.

3. Рейтинг 100 лучших неправительственных организаций мира //Гуманитарный портал.-18.07.2022.// URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-top-100-best-ngos (дата обращения : 01.08.2022).

4. Наша деятельность// Wikimedia Foundation. // URL: https://wikimediafoundation.org/ru/our-work/ (дата обращения : 01.08.2022).

5. WikiLeaks cables paint bleak picture of Tajikistan, central Asia's poorest state // The Guardian. - 12.12.2010. //

URL:https://www.theguardian.com/world/2010/dec/12/wikileaks-bleak-picture-tajikistan (дата обращения: 30.07.2022).

6. США и антикитайские НПО в Центральной Азии //ИАЦ. - 16.10.2019. // URL: https://ia-centr. ru/experts/nikita-mendkovich/ssha-i-antikitayskie-npo-v-tsentralnoy-azii/ (дата обращения: 30.07.2022).

7. Для НПО в Узбекистане настали черные дни // Institute for War& Peace Reporting.- 20.11.2005.// URL: https://iwpr.net/ru/global-voices/dlya-npo-v-uzbekistane-nastali-chernye-dni (дата обращения: 30.07.2022).

8. Семинар для гражданского общества ЕС- Таджикистан //European Union External action. -13.10.2016.// URL: https://www.eeas.europa.eu/node/11931_ru (дата обращения: 30.07.2022).

9. Турецкое агенство TIKA: 30 лет успешных достижений // Anadoly Agency. - 26.01.2022. // URL: https.V/www.aa.com.tr/ru/мир/турецкое-агентство-tika-30-лет-успешных-достижений/2485859# (дата обращения: 02.08.2022).

10. Миссия выполнима! Вместе с ОКПТ // Media Group Asia Plus. -26.05.2017. // URL: https://www.asiaplustj.info/ru/node/240314 (дата обращения: 5.08.2022).

References:

1. Tsygankov P.A. Theory of international relations: Textbook. — M.: Gardariki, 2003. — p.440.

2. Lebedeva M.M. World politics: textbook/ M.M. Lebedeva. - 4th ed., erased. - Moscow: KNORUS, 2020.-p.53.

3. Rating of the 100 best non-governmental organizations in the world //Humanitarian Portal.-18.07.2022.// URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-top-100-best-ngos (date of application: 01.08.2022).

4. Our activities// Wikimedia Foundation. // URL: https://wikimediafoundation.org/ru/our-work/ (accessed: 01.08.2022).

5. WikiLeaks cables paint a grim picture of Tajikistan, the poorest state in Central Asia // The Guardian. - 12/12/2010. // URL:https://www.theguardian.com/world/2010/dec/12/wikileaks-мрачная The painting is Tajikistan (accessed: 30.07.2022).

6. USA and anti-Chinese NGOs in Central Asia //IAC. - 16.10.2019. // URL: https://ia-centr.ru/experts/nikita-mendkovich/ssha-i-antikitayskie-npo-v-tsentralnoy-azii / (accessed: 30.07.2022).

7. Black days have come for NGOs in Uzbekistan // Institute of War and Peace Reporting.- 20.11.2005.// URL: https://iwpr.net/ru/global-voices/dlya-npo-v-uzbekistane-nastali-chernye-dni (date of reference: 30.07.2022).

8. Seminar for EU-Tajikistan civil society //External actions of the European Union. -13.10.2016.// URL: https://www.eeas.europa.eu/node/11931_ru (date of appeal: 30.07.2022).

9. Turkish Agency TIKA: 30 years of successful achievements // Anadoly Agency. - 26.01.2022. // URL: https://www.aa.com.tr/ru/мир/турецкое-агентство-tika-30-лет-усnешных-достижений/2485859 # (accessed: 08/02/2022).

10. The mission is feasible! Together with OKPT // Media group "Asia Plus". -26.05.2017. // URL: https://www.asiaplustj.info/ru/node/240314 (accessed: 5.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.