МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И СТРАН ЕВРОСОЮЗА
Российско-европейское сотрудничество имеет долгую и богатую историю. Европейская политика дореволюционной России заключалась в поддержании приемлемого баланса сил на континенте и в привлечении интеллектуальных, технологических и финансовык ресурсов передовык стран для модернизации страны. Без дореволюционной России невозможно представить себе международные экономические отношения Х1Х-начала XX вв., как без европейских капиталовложений — быстрого развития капитализма в России.
После Октябрьской революции 1917 г. Советская Россия в политическом, экономическом и идеологическом отношениях отмежевалась от остальной Европы. С исчезновением надежды на пролетарскую революцию в Германии главной целью России на европейском направлении стали военная безопасность и торговый обмен наряду с сохранением каналов доступа к европейским технологиям.
Созданная в 1941-1945 гг. антигитлеровская коалиция и выигранная совместными усилиями Вторая мировая война не смогли создать прочного союза, основанного на доверии и партнерстве. Точно так же как отказ советского руководства в конце 1980-х годов от гегемонии в Восточной Европе и демонтаж социалистического лагеря не привели (хотя многие, в том числе М.С. Горбачев, надеялись) к формированию общеевропейского дома с участием Советского Союза. Даже распад СССР не означал, что бывшие советские республики (и в первую очередь Россия) станут полноправными членами новой Европы.
Сохраняющийся интерес Европы к России объясняется, прежде всего внутренними причинами — меняющимся обликом и новым качеством самой Европы. Консолидирующаяся Европа, естественно, обращает большое внимание на ближайшее окружение.
Для России важное значение имеют рынки Евросоюза. Развитию торгово-экономического сотрудничества с Россией способствуют географическая близость, взаимодополняемость экономик и инфраструктур, наличие правовой базы взаимодействия, давние деловые традиции. После развала Советского Союза первые места во внешнеторговых отношениях суверенной России стали занимать страны дальнего зарубежья, в первую очередь страны Евросоюза, торговля с которыми ведется опережающими темпами.
Несмотря на провозглашенные совместно ЕС и Россией цели, намерения и декларации, а также на заявления руководителей ЕС и лидеров ведущих стран-членов Евросоюза об их стратегии на установление равноправного экономического партнерства с нашей страной, реальная практика этих отношений свидетельствует об обратном.
1. Общий рынок ЕС остается для российских товаров в определенной степени закрытым, а стратегия непреференциального отношения к ним, с одной стороны, и предпочтительность промышленным товарам для стран Восточной Европы — с другой, практически сводят на нет любые двусторонние соглашения между ЕС и Россией, в том числе Соглашение ЕС—Россия о партнерстве и сотрудничестве, а также Временное соглашение.
2. Длительная практика экономического сотрудничества России со странами Евросоюза в области торговли продукцией высокотехнологических отраслей показывает высокую степень сдержанности, ограниченности, а порой и откровенного давления на соответствующие организации России.
3. Иначе как целенаправленной политикой дестабилизации российской экономики со стороны ЕС в области внешнеэкономической и торговой деятельности России со странами Восточной Европы не назовешь. Это объясняется не только тем, что Евросоюз категорически запрещает вступившим в мае 2004 г. странам Восточной Европы поддерживать складывавшийся десятилетиями таможенно-торговый режим с Россией, но и ставит нашей стране ультиматум. В случае если Россия ужесточит свои условия торговли со странами Восточной Европы, руководство Евросоюза примет к ней адекватные экономические меры. Конечно, рынки стран Восточной Европы в недавнем прошлом имели первостепенное значение для российской промышленности в качестве сферы экспорта.
Россия стремится поддерживать со всеми странами Евросоюза активные деловые (в первую очередь, внешнеторговые) отношения. Объединенная Германия занимает в их ряду особое место. Традиционно Германия остается нашим крупнейшим (либо одним из крупнейших) экономическим партнером. В процессах европейской интеграции она играет весьма активную роль. В результате объединения Германии коренным образом изменилось ее место в Европе и в мире, а следовательно, и отношения с другими странами, в том числе партнерами по Евросоюзу. В связи с развитием европейской интеграции и проведением рыночных преобразований в России стал насущным вопрос определения взаимоотношений РФ с ЕС и в первую очередь с ФРГ.
Германия — экономический лидер Евросоюза и исторически сложившийся главный экономический партнер России. Как утверждает немецкая сторона, первостепенная цель германской (и западной) политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы.
Лидерство Германии в отношении с нашей страной проявлялось в том, что, например, в 1930-е годы она была единственной европейской страной, которая предоставляла нашей стране кредиты. Перед Второй мировой войной на Германию приходилось 40% нашего внешнеторгового оборота. В послевоенные годы ГДР оставалась нашим ближайшим партнером из социалистических стран, а ФРГ — из западных. Таким образом, экономические отношения России и Германии основаны как на значимости исторического
взаимодействия государств, так и на экономической выгоде, которую оба государства получали в результате торговли товарами и услугами, технологического сотрудничества, обмена капиталом и трудовыми ресурсами.
Несомненно, близость обеих стран сохранилась. Ключевым понятием современных германо-российских отношений остается партнерство. Как отмечал в свое время президент ФРГ Р. Герцог, деловому сотрудничеству наших стран нет альтернативы: ни стремление к доминированию, ни безразличное сосуществование не могут быть разумной моделью поведения. Кроме того, расширяется число общих проблем и интересов, заставляющих искать совместные решения.
Спектр германо-российского сотрудничества широк. Германия продолжает оставаться крупнейшим торгово-экономическим партнером России. Доля ФРГ во внешней торговле нашей страны составляет 14%, хотя доля России во внешней торговле Германии — лишь 1,8%. Россия экспортирует преимущественно сыфье и энергоносители. Она остается крупнейшим поставщиков газа для Германии, обеспечивая 30% германского импорта газа и 20% импорта нефти. Германия же экспортирует в Россию машины и готовую продукцию.
В рамках торгового диалога Германия и Россия плодотворно сотрудничают по следующим направлениям:
• модернизация топливно-энергетического сектора России, что в перспективе позволит укрепить энергетическую безопасность всей Европы;
• совместное создание авиационной и космической техники, средств транспорта, связи и телекоммуникаций;
• кооперация в сфере высоких технологий, включая ядерную физику, молекулярную биологию и др. Совместные научные исследования ведутся по 33 фундаментальным проектам.
Особенностью современного этапа российско-германского сотрудничества является то, что оно осуществляется в условиях формирования единого европейского рынка и проводимой странами ЕС его либерализации при возрастающей потребности стран-членов в дополнительных объемах энергоносителей, которыми богата Россия. Появляются новые формы контрактных договоренностей, новые пути реализации крупных проектов по газодобыче и газоснабжению, что способствует кооперации и созданию стратегических альянсов между компаниями.
Несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия в виде антидемпинговых процедур, количественных ограничений по отношению к отдельным товарам (стальной прокат, алюминий, сельскохозяйственная продукция), ограничений по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические реалии в России негативно влияют на торгово-экономические отношения с Германией. Они
проявляются в политической и экономической нестабильности, снижении экспортного потенциала, нестабильности внешнеэкономического законодательства, высоком уровне преступности в бизнесе, сырьевой направленности экспорта. Расширению экспорта многих российских товаров на германский рынок мешает их низкое качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высоких технологий и недостатки дизайна. С другой стороны, российские товары не соответствуют жестким нормам и стандартам, особенно по безопасности и экологии, принятым в ЕС.
Хотя наши страны потенциально являются стратегическими союзниками, основная проблема в отношениях связана с проамериканской ориентацией значительной части российской и немецкой элит, которая ослабевает, но медленно. Вследствие этого и Россия, и Германия оказываются втянутыми в невыгодные для них форматы взаимодействия, в рамках которых им приходится работать на реализацию чужих интересов.
Проталкивание бытших социалистических стран и советских республик в ЕС стало весьма удачной геополитической операцией Вашингтона. Воспользовавшись определенной зависимостью от США значительной части европейской (в том числе немецкой) элиты, Соединенные Штаты привели в ЕС троянского коня. В результате расширения Евросоюз стал гораздо беднее, если брать за основу расчет ВВП на душу населения. Теперь ему приходится дотировать менее развитые страны Восточной Европы, тогда как проамериканская политическая ориентация этих стран не только не ослабевает, но и усиливается.
Есть вопросы, где Германия занимает антироссийскую позицию. Они касаются состояния демократии и прав человека в России (дело Ходорковского), свободы СМИ, выборов, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Это традиционно больные фоновые проблемы российско-западных (а не только российско-германских) отношений.
Между тем Россия с ее ненасыщенным рынком несомненно представляет интерес для западных компаний, в том числе германских. Однако руководители немецких компаний считают традиционно проблемными такие условия работы, как бюрократизм, коррупция, неразвитость инфраструктуры, дефицит квалифицированной рабочей силы, недостаток стартового капитала для малого и среднего бизнеса (льготных кредитов), быстрый рост арендной и заработной платы, жесткое трудовое законодательство, негибкий и визовый режим, проблемы с подключением к электросетям и коммуникациям. В настоящее время немецкая сторона ожидает от российского правительства дальнейших шагов в области реформирования. К ним относятся:
• дебюрократизация экономики и устранение административный барьеров, осложняющих деятельность иностранных инвесторов и предпринимателей;
• борьба с коррупцией;
• укрепление судебной власти;
• упрощение таможенного оформления;
• стимулирование финансового и кредитного рынка;
• снижение совокупной налоговой нагрузки на производителей;
• улучшение корпоративного управления;
• финансовая прозрачность российского бизнеса;
• финансирование инфраструктурных и иных проектов общегосударственного значения на базе государственно-частного партнерства;
• административная реформа, призванная четкое разграничить функции, полномочия и финансирование между структурами государственного управления и устранить избыточное вмешательство государства в экономику;
• капитализация и надежность отечественных банков;
• защита интеллектуальной собственности и прав акционеров.
Одна из главных слабостей российской экономики — ее ориентация на сыфьевой экспорт. Российской экономике необходима диверсификация, поскольку моноэкономический характер производства создает массу рисков и ограничивает стабильное развитие.
Очевидно, что Россия для Европы выступает как поставщик энергии и сыфья. И вряд ли следует ожидать, что нынешняя структура российского экспорта существенно изменится в ближайшем будущем. Вместе с тем наращивание экспорта увеличило бы импорт технологий и оборудования, крайне необходимых для модернизации нашей промышленности, а также для развития наукоемких отраслей, что в перспективе увеличило бы долю их продукции в структуре российского экспорта. Для нас важное значение имеет сотрудничество с ЕС в сфере современных энергетических технологий и производства оборудования с перспективным выходом на рынки третьих стран.
И все-таки Германия продолжает оставаться одним из наиболее выгодных для России иностранных инвесторов, интенсификация инвестиционного взаимодействия с которым крайне важна.
1. С количественной стороны, немецкие инвестиции могут стать дополнительным источником капиталовложений.
2. С качественной стороны, развитие и укрепление инвестиционного сотрудничества стран позволит максимально использовать их сравнительные преимущества в международном разделении труда, учитывая заинтересованность Германии в топливно-энергетических ресурсах, а России — в современной машинотехнической продукции.
3. Прямые немецкие инвестиции будут способствовать интернационализации российской экономики, ее активному вовлечению в формирующееся европейское экономическое пространство.
Помимо развития диалога на высшем уровне складываются весьма благоприятные политические условия для углубления регионального уровня российско-германских связей. Здесь важно учитывать возросшее влияние
региональной политики на отраслевую, а также специфику регионов, которые включаются в международные и внешнеэкономические связи.
Развивая сотрудничество с Германией, необходимо прежде всего поощрять партнерство между городами, предприятиями, общественными и молодежными организациями. Кроме того, при выработке стратегии инвестиционного сотрудничества России следует сделать ставку в ориентации на Европу, на заинтересованность в теснейшей интеграции с европейскими структурами. Однако стремление привлекать немецкие инвестиции не должно создавать каких-либо преференций, особых льгот. Целесообразно активно работать именно по направлениям, которые в наибольшей степени затрагивают интересы европейских предпринимателей.
В перспективе при сохранении положительных тенденций в нашей экономике поведение немецких инвесторов может стать более динамичным. Они смогут в полной мере раскрыть свой потенциал, что будет способствовать формированию единого европейского экономического пространства и полноценному включению России в мирохозяйственные связи и интеграционные процессы.