Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПОДКУП / КОНВЕНЦИЯ / НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зонова Н.А.

Учитывая, что коррупция в современном мире представляет собой угрозу не только безопасности отдельных государств, но и для всего цивилизованного мирового сообщества, в настоящее время существует значительное количество международных правовых актов, определяющие стратегию противодействия рассматриваемому явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зонова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

Анализ причин комплекса коррупции в органах местного самоуправления в Дальневосточном федеральном округе позволит выделить такие факторы, как высокий уровень криминализации общественных отношений в целом; низкий уровень правового просвещения и высокие показатели правового нигилизма местного населения; разрушение исторически-сложившихся морально-нравственных традиций; наличие родственных отношений между служащими государственного и муниципального аппарата, а так же органов правоохранительной системы; вследствие этого проявляется недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупционным проявлениям; широкое распространение «лоббизма и фаворитизма» среди служащих муниципального аппарата.

Учитываем тот аспект, что неблагоприятные природно-климатические условия влекут малочисленность населения, неудобства в организации условий проживания и быта, резкое сокращение в условиях экономического кризиса числа объектов производственного назначения, неразвитость инфраструктуры, отдаленность места сосредоточения органов местного самоуправления от административных центров, следовательно, от органов государственного надзора и контроля. Данные обстоятельства затрудняют решение важных вопросов местного значения. Транспортная отдаленность и низкий имущественный статус порождают трудности в реализации населением права на обжалование незаконных действий служащих и органов местного самоуправления в административном и судеб ном порядке.

Детерминанты, обусловливающие коррупцию в системе местного самоуправления образуют комплекс причин преступлений коррупционной направленности в системе местного самоуправления. К ним можно отнести: низкий уровень социально-экономического развития городских и местных поселений, плохо развита транспортная инфраструктура; низкий уровень дохода населения; сравнительно низкий уровень общеобразовательной и правовой культуры; увеличение правового нигилизма.

На коррупционные преступления влияет много факторов от территориального до культурного, в результате чего в настоящее время в России довольно много выявлено таких преступлений.

Список использованной литературы:

1. Максимов C.B. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения). М.: Спартак. 2014. С. 33.

2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/.

© Зонова Н.А., 2022

УДК 34

Зонова Н.А., обучающаяся Уральский институт управления РАНХиГС г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия Научный руководитель: Жиляева Н.А.,

доцент уральский институт управления РАНХиГС г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация

Учитывая, что коррупция в современном мире представляет собой угрозу не только безопасности

отдельных государств, но и для всего цивилизованного мирового сообщества, в настоящее время

существует значительное количество международных правовых актов, определяющие стратегию

противодействия рассматриваемому явлению.

Ключевые слова

Коррупция, подкуп, конвенция, незаконное вознаграждение, должностное лицо, антикоррупционный нормативный акт.

На сегодняшний день коррупция в нашем мире представляет собой угрозу не только безопасности отдельных государств, но и для всего мирового сообщества, в наше время существует значительное количество международных правовых актов, определяющие стратегию противодействия коррупции.

В настоящее время существует достаточно много положений международно-правовых документов в области противодействия коррупционной преступности и внедрено в российское законодательство.

Международное законодательство, является первопричиной в борьбе с коррупцией, нет единого подхода, выявляющего признаки данного явления. Например, впервые такое понятие, как "коррупция", было закреплено в кодексе поведения сотрудников правоохранительных органов в 1979 году. Статья 7 Кодекса определяет требования к должностным лицам. Первое - это обязательный запрет на совершение любых коррупционных деяний. Второе, не менее важное требование-введение антикоррупционных обязательств. Мы видим, что сегодня эти идеи реализованы в российском законодательстве. Понимая сложность явления "коррупции", международные организации рекомендуют полагаться на рекомендации, разработанные международным сообществом, с учетом национальных интересов и законов (пункт «б» статьи 7), в сотрудничестве по борьбе с коррупционными преступлениями. При этом инвестирование в коррупцию имеет следующие отличительные черты. Во-первых, это совершение или несовершенство действий в рамках полномочий должностного лица. Во-вторых, получение незаконного вознаграждения в виде подарков, денег и других предметов, имеющих оценочную стоимость (пункт «б» статьи 7). Таким образом, первоначальное международное определение коррупции сводило рассматриваемое преступление к взяточничеству и коррупции государственных должностных лиц, в связи с чем предмет таких деяний определялся как материальные вещи и имущество, имеющие явную ценность.[1, С. 21]

В последующих международных актах понятие коррупции стало трактоваться намного шире. Например: в Справочном документе Организации Объединенных Наций «О международной борьбе с коррупцией» рассматриваемая дефиниция была построена на двух основополагающих постулатах, ее образующих, — это злоупотребление государственной властью и получение материальных выгод в личных целях.[2]

Вышеизложенное дает основания утверждать, что субъектом коррупционных деяний может быть только лицо, осуществляющее свои полномочия на непосредственное осуществление функций государственных органов. В частности, данное правило может применяться только к лицам, оказывающим коррупционные услуги и получающим вознаграждение за их выполнение. Однако, субъектами коррупционных деяний являются также лица, осуществляющие подкуп должностных лиц, и в этом случае они имеют характеристики коррупции.

В этой связи Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 года расширяет предмет рассматриваемых противоправных деяний и рекомендует включить в него как подкупленные, так и подкупающие стороны.

Особое внимание следует уделить уголовно-правовой Конвенции Совета Европы о коррупции 1999 года в рамках нее были определены две основные формы взяточничества активная и пассивная. Рекомендуется ссылаться на активные действия, связанные с обещанием, предложением или предоставлением должностным лицам незаконного имущества за действия, совершенные в пользу

передатчика. Пассивная форма характеризуется действиями, совершаемыми самим должностным лицом, выражающимися в умышленном предъявлении материальных требований к лицам, в отношении которых должны совершаться организационные, административные и экономические действия.

Конвенция также направлена на злоупотребление влиянием в корыстных целях. В частности, умышленное обещание повлиять на решение должностного лица за вознаграждение также рассматривается как самостоятельный вид коррупционного преступления.

Хотя понятие коррупции в анализируемом международно-правовом документе сужено и рассматривается как взяточничество-коррупция должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Развивая области борьбы с коррупцией, Совет Европы также принял Конвенцию о гражданской ответственности за коррупцию. Приведенное в нем определение коррупции содержит ряд существенных признаков, раскрывающих современную сущность коррупции. Во-первых, определены формы деятельности, создающие благоприятные условия для развития коррупционной составляющей. В частности, предлагается включить: дачу, получение, просьбу и предложение незаконного вознаграждения. Во-вторых, определены цели таких действий. Они направлены не только на искажение нормального функционирования деятельности органов государственной власти, а также коммерческих и иных организациях, на получение преимуществ или перспектив для такого субъекта, передающего незаконное вознаграждение. Не умаляя достоинства изучаемых положений, я хотела бы отметить ряд пробелов, которые не были устранены в Конвенции. В частности, не уделяется особого внимания субъектам коррупционных правонарушений. Это подводит нас к выводу о том, что его нормы направлены на защиту прав и интересов лиц, которым причинен ущерб в результате таких действий.

Одно из наиболее полных определений коррупции содержится в типовом законе о борьбе с коррупцией, принятом в 1999 году. Межпарламентская Ассамблея государств-членов Содружества Независимых Государств выступила с инициативой разработки и ее принятия.

Его принятие было обусловлено необходимостью приведения национального законодательства стран-участниц в борьбе с коррупцией.

В рамках закрепленной в Законе концепции коррупции особое внимание было уделено субъектному составу коррупционных деяний, получающих незаконное вознаграждение за использование своих служебных полномочий с целью незаконного получения материальных благ или услуг.

В общем проведенное исследование международной нормативно-правовой базы, ориентированной на борьбу с коррупцией, показало, что она не содержит единого, то есть общепризнанного на сайте мирового сообщества определения коррупции. В целом они направлены на установление его особенностей и рекомендации по криминализации отдельных видов коррупции.

Российская Федерация в развитии данного направления учитывает все результаты, полученные мировым сообществом в исследуемой области. Используя имеющиеся достижения, не противоречащие национальному законодательству, Россия создает значительное количество правовых инструментов, которые создают препятствия для распространения коррупции. Они широко используются в уголовном праве. Примеры включают не только криминализацию ответственности за подкуп или посредничество в коммерческом подкупе, но и постоянное уточнение субъектного состава, в частности понятия должностного лица, изложенного в примечании 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации "злоупотребление должностными полномочиями", а также субъекта коррупционных деяний. [3, С 134]

В целом, выработка унифицированного понятия коррупции на международном уровне открыло бы новые горизонты для совместной и эффективной борьбы со столь опасным явлением, как «коррупция».

Список использованной литературы: 1. Шваликова Н.Л. К вопросу о понятии и содержании противодействия уголовному преследованию по делам о коррупционных преступлениях // Общество и право. 2014. № 7. С. 21.

2. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/bribery.shtml.

3. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. № 6, 2014. С. 134.

© Зонова Н.А., 2022

УДК 34

Зонова Н.А.,

Обучающаяся

Уральский институт управления РАНХиГС

г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия

Научный руководитель: Жиляева Н.А.,

доцент уральский институт управления РАНХиГС

г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация

Коррупция присутствует почти во всех сферах деятельности здравоохранения, образования,

правоохранительных органах и другие. В результате сложившийся ситуации перед федеральным

собранием и президентом стал вопрос о введение законопроектов которые бы ужесточили меры по

борьбе с коррупцией и ее последствиях.

Ключевые слова

Коррупция, пакет антикоррупционных законопроектов, подкуп чиновников.

Коррупция стала социально-экономической системой Российского государства, это явление привычно для работников и руководителей разных сфер деятельности, для населения. Люди привыкли, что чиновнику надо заплатить за исполнение им своих же обязанностей, чтоб получить желаемый результат или ответ на обращение. Коррупция присутствует почти во всех сферах деятельности здравоохранения, образования, правоохранительных органах и другие. В результате сложившийся ситуации перед федеральным собранием и президентом стал вопрос о введение законопроектов которые бы ужесточили меры по борьбе с коррупцией и ее последствиях.

30 сентября 2008 г. Президентом Российской Федерации был вынесен пакет антикоррупционных законопроектов в Государственную Думу и уже 19 декабря 2008 г. они были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации 22 декабря 2008 г. Среди них, пожалуй, одним из главных является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. No 273-Ф3 «О противодействии коррупции».[1]

В этом законе прописаны меры по предупреждению коррупции, в том числе особые требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации, в том числе должностей гражданской службы предусматривающие, в том числе контроль за доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера этих лиц, возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности по уведомлению представителя работодателя, органы прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Данный Федеральный закон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.