УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 343
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Иванова Людмила Михайловна
кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора по учебной и воспитательной работе, доцент кафедры уголовного права Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, e-mail: [email protected]
Харитонова Анна Владимировна
помощник судьи Свердловского районного суда г. Иркутска e-mail: [email protected]
INTERNATIONAL LEGAL BASIS OF JUVENILE JUSTICE
Lyudmila Ivanova
PhD in Law, Associate Professor, Deputy Director on Educational and Educational Work, Assistant Professor Criminal Law of The East-Siberian branch of The Russian state University of justice, Irkutsk
Anna Kharitonovа
Assistant Judge Sverdlovsk District Court of Irkutsk
АННОТАЦИЯ
Рассмотрены международно-правовые стандарты ювенальной юстиции, определяющей идеей которых является признание ребенка самостоятельным субъектом права, наделяемым особым правовым статусом. Нормы международных актов фактически сформировали интернациональную политику обращения с несовершеннолетними.
ANNOTATION
The article discusses the international legal standards of juvenile justice, the defining idea of which is the recognition of the child as an independent subject of law, endowed with a special legal status. The norms of international acts formed an international policy of dealing with minors.
Ключевые слова: права ребенка; ювенальная юстиция; международно-правовое регулирование; предупреждение преступлений.
Keywords: child's right; juvenile justice; international legal regulation; crime prevention.
Наиболее уязвимую категорию вовлекаемых в систему правосудия лиц составляют несовершеннолетние. Данное обстоятельство требует определения границ возможного обоснованного воздействия государства на личность несовершеннолетнего как на национальном, так и на международном уровнях. При этом очевидной является необходимость унификации и стандартизации подходов к регулированию прав и интересов ребенка, попавшего в сферу внимания уголовной юстиции.
Общепризнанные правила и процедуры обеспечения в отношении несовершеннолетних
правосудия, а также связанных с ним областей воздействия (профилактика правонарушений, социальная реабилитация и т. д.) сформулированы в целом ряде международно-правовых актов, среди которых:
1) Конвенция о правах ребенка (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.); Факультативный протокол к конвенции о правах, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, и Факультативный протокол конвенции о правах ребенка, касаю-
щийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии;
2) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-е гг. (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.);
3) Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей» (приняты Резолюцией 8-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г.);
4) Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.);
5) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, — «Пекинские правила» (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. № 40/33);
6) Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних — Эр-Риядские руководящие принципы (приняты на 68-м пленарном заседании Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.);
7) Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г.);
8) Руководящие принципы в отношении действий в отношении детей в системе уголовного правосудия (приложение к резолюции 1997/30 Экономического и социального совета от 21 июля 1997 г.);
9) Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей — жертв и свидетелей преступлений (приняты Резолюцией ЭКОСОС от 22 июля 2005 г. 3 2005/20, действуют с 22 июля 2005 г.).
Остановимся на рассмотрении наиболее значимых из них, играющих ключевую роль в декларировании универсальных подходов к законодательной и правоприменительной практике государств.
Конвенция о правах ребенка 1989 г. отражает общие принципы в области правосудия в отношении несовершеннолетних, в области соблюдения прав детей, лишенных свободы, а так-
же в области предупреждения преступности несовершеннолетних. Ее особенностью является комплексный характер [1, с. 42].
Конвенция буквально пронизана идеей о необходимости всесторонней и максимально эффективной защиты основных прав ребенка. Так, в п. 1 ст. 3 Конвенции закрепляется: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка»1.
Конвенция провозглашает четыре основных принципа, призванных, с одной стороны, облегчить ее толкование в целом и, с другой, способствовать ее реализации в национальных системах. Основополагающими принципами, согласно Конвенции, являются: запрет дискриминации (ст. 2), приоритет интересов ребенка (ст. 3), право на жизнь, выживание и развитие, под которыми понимается не только физическое здоровье ребенка, но и его интеллектуальное, эмоциональное, когнитивное, социальное и культурное развитие (ст. 6), мировоззрение ребенка (ст. 12).
Особое значение для правоприменения имеют стандарты в области ювенального правосудия, закрепленные в Конвенции. Например, п. 3 ст. 40 Конвенции определяет: «Государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, и в частности:
а) установлению минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство;
б) в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий».
Наряду с этим Конвенция устанавливает обязательные для исполнения государствами-участниками правила обращения с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с зако-
1 Конвенция о правах ребенка : принята Ген. Ассамблеей ООН 5 дек. 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
ном. В соответствии со ст. 37 государства-участники обеспечивают, чтобы:
а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;
б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода;
в) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;
г) каждый лишенный свободы ребенок имеет право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.
Проанализировав Конвенцию по правам ребенка, можно отметить, что она установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими конвенцию, ставшую первым международным документом, в котором наиболее полно излагались не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью является то, что впервые права детей приобрели силу международного права [4, с. 84].
Основополагающим документом в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних являются Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)1. Этот документ содержит рекомен-
1 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних — Эр-Риядские руко-
дации для государств — участников по организации такой прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, чтобы обеспечить раннюю профилактику поведения молодых людей, исключить криминализацию и наказание ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим [9, с. 153].
Особое внимание в документе уделяется необходимости проведения научных исследований и обмена информацией, опытом и знаниями, связанными с предотвращением преступности и правосудием в отношении несовершеннолетних [7]. Он выделяет основополагающие принципы:
1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе, а молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность, путем участия в законной, социально полезной деятельности и вырабатывания гуманистического взгляда на общество и жизнь.
2. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних будет эффективным только при усилиях всего общества в целом, направленных на обеспечение гармоничного развития подростков, при уважении их личности и поощрении ее развития с раннего детства.
3. Молодые люди должны играть активную роль в обществе, быть его полноценными участниками и не рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе и для контроля.
4. В соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.
5. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних необходима и важна прогрессивная политика, которая должна избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим.
Определяя общие направления предупреждения преступности несовершеннолетних, Эр-Риядские руководящие принципы предусматривают необходимость всеобъемлющего планирования этой деятельности, включающего:
водящие принципы : приняты на 68-м пленарном заседании Резолюцией Ген. Ассамблеи ООН 45/112 от 14 дек. 1990 г. // КонсультантПлюс : справочная правовая
а) углубленный анализ проблем и перечни программ, услуг, учреждений и имеющихся ресурсов;
б) четко определенные обязанности компетентных организаций, учреждений и сотрудников, участвующих в деятельности по предупреждению;
в) механизмы для надлежащей координации деятельности правительственных и неправительственных учреждений в области предупреждения преступности;
г) политику, программы и стратегии на основе прогнозирования, которые должны находиться под постоянным контролем и подвергаться тщательному анализу в ходе их осуществления;
д) методы эффективного снижения возможности совершения правонарушений несовершеннолетними;
е) участие общины в рамках широкого круга услуг и программ;
ж) тесное междисциплинарное сотрудничество между национальными, государственными, провинциальными и местными органами управления с участием частного сектора, представителей обслуживаемой общины, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений в принятии совместных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи;
з) участие молодежи в процессе реализации политики в области предупреждения преступности среди молодежи, в том числе ориентацию на использование возможностей общины, самопомощь молодежи и программы компенсации и помощи потерпевшим;
и) наличие квалифицированного персонала на всех уровнях.
Среди международно-правовых документов, устанавливающих стандарты в области ювеналь-ной юстиции, весомая роль принадлежит Пекинским правилам, Минимальным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних1. Они устанавливают, что государства-участники должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая в тот период жизни, когда она
1 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних — «Пекинские правила»: приняты Резолюцией Ген. Ассамблеи ООН от 10 дек. 1985 г. № 40/33 // Консуль-тантПлюс : справочная правовая система.
или он наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений.
В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения [2, с. 18].
В Пекинских правилах впервые сформулированы общие социально-экономические условия, которые оцениваются как благоприятные для развития несовершеннолетних и молодежи, к которым должны стремиться страны — члены международного сообщества. Пекинские правила включают в эту систему и функционирующую ювенальную юстицию. Необходимо заметить, что это место весьма существенное. Такой подход необычен для международных документов, касающихся юстиции, что и повысило «уровень доверия» к Пекинским правилам. Как провозглашено в ст. 1.4 Пекинских правил, правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи в поддержании мирного порядка в обществе.
Поскольку Пекинские правила создавались на базе принципов Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международных пактов 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, постольку в них получили отражение общие принципы защиты прав человека, сформулированные в указанных основных международных документах [6, с. 26]. Соответственно, в Пекинских правилах существенное место заняли проблемы создания для молодежи и подростков достойных условий жизни и воспитания, что оценивается в качестве важнейшего средства ранней превенции преступности несовершеннолетних.
Пекинские правила требуют создания специализированных подразделений в полиции, прокуратуре, судебной системе, адвокатуре или иных представителей, которые оказывали бы правовую помощь ребенку. Персонал органов
правосудия по делам несовершеннолетних должен подбираться с учетом различных категорий несовершеннолетних. Странам-участникам рекомендуется приложить усилия к обеспечению справедливого представительства женщин и национальных меньшинств в органах правосудия по делам несовершеннолетних (ст. 22.1, 22.2).
В статье 18.1 Пекинских правил установлено, что компетентный орган власти при разрешении дела должен располагать широким комплексом мер воздействия, которыми могут быть:
1) постановления об опеке, руководстве и надзоре;
2) условное осуждение, при котором осужденный без лишения его свободы поступает под надзор специальных органов;
3) постановления о работе на благо общины;
4) финансовые наказания, компенсация и реституция;
5) постановления о принятии промежуточных и других мер;
6) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях;
7) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер.
Обеспечение конфиденциальности в делах о несовершеннолетних оценивается в Пекинских правилах как гарантия избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. Это предполагает, что в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя. Данное правило, как известно, не является одинаковым для всех стран. Есть группа стран, где национальные законодательства предусматривают противоположный порядок — гласность лишь с небольшими оговорками и при судебном разбирательстве дел о несовершеннолетних. Именно такой порядок предусмотрен действующим уголовно-процессуальным законодательством России [8, с. 14]. В Пекинских же правилах делается попытка придать требованиям конфиденциальности универсальный характер, рассматривать его как обязательный общий принцип всего судебного процесса по делам несовершеннолетних.
На всех этапах судебного разбирательства несовершеннолетним требуется предоставлять необходимую помощь, например обеспечение жильем, получение образования или профессиональной подготовки, трудоустройство или лю-
бую другую в целях содействия процессу перевоспитания. Также данный документ рекомендует сокращать объем судебного рассмотрения дел о несовершеннолетних и усиливать деятельность внесудебных учреждений.
Особое значение Пекинские правила придают условному осуждению несовершеннолетних. Условно осужденные должны получать помощь и поддержку общества, а также находиться под надзором компетентного органа. Следует прилагать усилие для использования таких промежуточных для лишения свободы форм работы, как «исправительное учреждение с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки» и другие аналогичные им соответствующие формы. Устанавливается, что задачей воспитательной работы с несовершеннолетними является «обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе». Правила не конкретизируют условия содержания несовершеннолетних правонарушителей, делая отсылку к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, которые должны использоваться «по мере их применимости к обращению с несовершеннолетними» [5, с. 123].
Значение Пекинских правил для дальнейшего развития международных и национальных аспектов правосудия для несовершеннолетних было подчеркнуто уже в самих Правилах [3, с. 18]. Как было сказано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985г., утвердившей Пекинские правила, Генеральная Ассамблея настоятельно призывает все соответствующие органы системы ООН, в частности региональные комиссии и специализированные учреждения, институты ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, другие межправительственные и неправительственные организации сотрудничать с Секретариатом и принимать необходимые меры по обеспечению в соответствующих областях их специальной компетенции согласованных постоянных действий с целью осуществления принципов, содержащихся в Пекинских правилах.
Анализ практики международно-правового регулирования в сфере ювенальной юстиции позволяет заключить, что основу международно-правового регулирования статуса несовершеннолетнего составляет принцип особой защиты и охраны детей; международные стандарты в сфере
2(20)/2019 Глагол Ъ
ПРАВОСУДИЯ
ювенальной юстиции отражают основополагающий нравственно-правовой потенциал, закрепляют общечеловеческие ценности современной цивилизации и должны найти применение в правотворческой и правоприменительной практике государств.
Список литературы
1. Абдуллаев М. И., Серкеров С. Э Некоторые актуальные вопросы конституционно-правового и международно-правового регулирования защиты прав детей // Юрид. вестн. ДГУ. 2014. № 1. С. 40-43.
2. Ангархаева М. Д. Международные стандарты в области правосудия несовершеннолетних // Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювеналь-ной уголовной политики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию Верховного суда Республики Бурятия. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. 356 с.
3. Бондаренко О. А. Международные документы о правах ребенка : науч.-практ. пособие. Волгоград : Вол-гогр. ин-т экономики, социологии и права, 2011. 28 с.
4. Герасименко Ю. В., Агеева А. В. Международные правовые стандарты в области защиты прав
детей // Вестн. Алт. акад. экономики и права. 2012. № 3. С. 80-84.
5. Городинец Ф. М. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и проблемы им-плементации международно-правовых стандартов при реализации уголовного наказания в Российской Федерации // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та МВД России. 2012. № 2. С. 121-125.
6. Илибезова Л. Международно-правовые основы, регулирующие обращение с детьми, оказавшимися в конфликте с законом: дети, оказавшиеся в конфликте с законом : аналит. обзор. Бишкек : КирТАГ, 2013. 128 с.
7. Коновалова И. А. Международные стандарты, принципы и нормы в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних, их внедрение в российское законодательство [Электронный ресурс] // Адвокат. 2011. № 2. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=10024911 (дата обращения 10.04.19).
8. Пашин С. А. Пекинские правила и некоторые положения российского уголовного законодательства // Вопр. ювенал. юстиции. 2011. № 4. С. 13-15.
9. Плясунова А. А. Перспективы и направления по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних лиц // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2012. № 3. С. 152-153.
Глагол Ъ 2(20)/2019
ПРАВОСУДИЯ