Алиева Е. А.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
16. РАЗНОЕ
16.1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Алиева Елизавета Андреевна, главный эксперт отдела лингвистических исследований Место работы: ГБУ г. Москвы «Московский Исследовательский Центр»
[email protected] Специальность ВАК РФ 12.00.08
Аннотация: Автором данной статьи поставлены и достигнуты задачи: 1. рассмотреть основные международные законодательные акты, охраняющие половую неприкосновенность несовершеннолетних лиц; 2. выявить круг обязанностей государств, их принявших, в части охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних; 3. проанализировать действующее российское уголовное законодательство на предмет его соответствия международным стандартам.
Автор пришел к следующим выводам: анализ содержания ратифицированных Российской Федерацией международных документов в области защиты половой неприкосновенности детей показал неполное соответствие российского законодательства международным стандартам. Обосновывается необходимость внесения изменений в действующее законодательство России.
Данная статья будет полезна для лиц, изучающих дисциплину «Уголовное право».
Ключевые слова: несовершеннолетние; сексуальные посягательства; педофилия; преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR THE PROTECTION OF THE SEXUAL NON-MINDITY OF MINORS
Alieva Elizaveta A., Chief expert of the Department of Linguistic Studies Place of employment: State Budgetary Institution «Moscow Research Center»
Abstract: The author of this article has set and achieved the following objectives: 1. to consider the main international legislative acts protecting the sexual inviolability of minors; 2. to identify the range of duties of the states that have adopted them, insofar as they protect the sexual inviolability of minors; 3. to analyze the valid Russian criminal legislation for its compliance with international standards.
The author came to the following conclusions: an analysis of the contents of international documents ratified by the Russian Federation in the field of protecting the sexual inviolability of children showed incomplete compliance of Russian legislation with international standards. The necessity of making amendments in the valid legislation of Russia is substantiated.
This article will be useful for persons studying the discipline «Criminal Law».
Keywords: minors; sexual assaults; pedophilia; crimes against the sexual inviolability of minors.
Проблема защиты прав и законных интересов меньшинств (дети являются одним из таковых) является особенно актуальной ввиду наступления в результате совершения сексуальных посягательств в отношении несовершеннолетних особо неблагоприятных последствий, связанных с преждевременным вовлечением детей в сексуальные отношения, искажением представлений о половой жизни и нормах взаимоотношений между людьми, формированием агрессивного, а иногда и девиантного поведения.
Случаи совершения насильственных и ненасильственных преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних все чаще будоражат мировую общественность. Чего только стоит упоминание имен Кейта Фенна и Марка Дютру по прозвищу «Чудовище из Шарлеруа».
В связи с этим вопросы охраны прав и законных интересов детей актуальны в каждом обществе и находят свое отражение как в национальном праве госу-
дарства, так и в международных актах.
Общие вопросы и принципы охраны прав несовершеннолетних затрагиваются во многих документах декларативного характера и международных актах, среди которых Всеобщая декларация прав человека [1], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [2], Международный пакт о гражданских и политических правах [3], Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [4], Европейская конвенция об осуществлении прав детей [5].
При этом основными международными документами в области защиты половой неприкосновенности детей, ратифицированными Российской Федерацией (далее -РФ), являются:
- Декларация о правах ребенка [6];
- Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью [7];
- Конвенция Организации Объединенных Наций (далее -ООН) о правах ребенка [8];
Социально-политические науки
3'2017
- Европейская конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального злоупотребления [9].
Декларация о правах ребенка содержит перечень особо важных правил, имеющих принципиальный характер, среди которых: равенство прав всех детей, отсутствие дифференциации и дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения и иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
В рамках рассматриваемого вопроса Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью интересна тем, что она содержит определение понятия «жертва» и предписывает, что страны-участники должны обеспечить соответствие судебных и административных процедур потребностям жертв посредством:
1. предоставления необходимой информации о порядке и ходе рассмотрения их дела;
2. обеспечения им возможности высказать свои мнения и пожелания и рассмотреть их;
3. оказания необходимой помощи;
4. принятия мер, необходимых для обеспечения безопасности и комфорта жертв и их семей;
5. предотвращения волокиты при рассмотрении дел и выполнения судебных решений.
Данный международно-правовой акт предусматривает возмещение ущерба в рамках вопроса социально-правовой защиты жертв преступлений. Это отражает правовую мысль законодателей разных государств, а также соответствует заданному вектору защиты законных прав и интересов граждан, нашедшему свое отражение также в ст. 52 Конституции России, согласно которой права потерпевших от преступления охраняются законом, государство обеспечивает им компенсацию ущерба, причиненного преступлением.
В 1978 году Правительство Польши представило законопроект Конвенции о правах ребенка в комиссию ООН по правам человека с целью его принятия в течение 1979 года, однако данный документ не был принят в установленный срок ввиду возникших нареканий по поводу формы. Была собрана рабочая группа для рассмотрения вопроса конвенции о правах ребенка, что послужило началом сложной десятилетней работы, сопровождающейся спорами и предложениями по общей концепции и природе прав несовершеннолетних. Результат этих трудов предстал в 1989 году в виде Конвенции ООН «О правах ребенка». Для России как для правопреемника Союза Советских Социалистических Республик данная конвенция носит обязательный характер. Ряд ее положений (ст. 16,19, 34) непосредственно относится к рассматриваемому вопросу.
Согласно статье 16 участники конвенции признают недопустимость произвольного или незаконного вмешательства в реализацию несовершеннолетним таких важнейших элементов правового статуса личности как права на личную или семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции.
В статье 19 государства-участники обязуются принимать комплекс необходимых мер для ограждения детей от насилия, оскорбления или злоупотребления, в том числе сексуального.
Положения статьи 34 конвенции полностью посвящены проблеме сексуальных злоупотреблений в отношении ребенка. Данная норма устанавливает, что страны-участники конвенции должны защищать ребенка от сексуального совращения и любой сексуальной эксплуата-
ции и принимать в этих целях соответствующие меры.
Следует отметить, что Российская Федерация данные обязательства выполняет должным образом, так как российское законодательство включает нормы, регламентирующие наступление уголовной ответственности за совершение сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних в любых формах (статьи 1271-1272, 131-135, 240-2422 Уголовного кодекса (далее - УК) России.
Факультативный протокол к данной конвенции, ратифицированный Россией в 2013 году [10], представляет особый интерес, поскольку отмечает крайнюю обеспокоенность мирового сообщества масштабом международной торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
В целях предупреждения подобных явлений в документе указывается, что государствам, подписавшим данный протокол, необходимо предусмотреть в своем национальном законодательстве уголовную ответственность за совершение таких действий как
- предложение, передача или получение какими бы то ни было средствами ребенка с целью сексуальной эксплуатации;
- предложение, получение, передача или предоставление ребенка для целей детской проституции;
- производство, распределение, распространение, импорт, экспорт, предложение, продажа или хранение в вышеупомянутых целях детской порнографии.
Европейская конвенция о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального злоупотребления (именуемая еще также Лансаротской конвенцией) ратифицирована Россией в 2013 году и устанавливает для государств-участников обязанность криминализации деятельности сексуального характера с ребенком, не достигшим установленного национальным законом возраста, в том числе совершенной с применением принуждения, силы или угрозы, злоупотребления признанным доверием, властью или влиянием на ребенка, в том числе внутри семьи или особо уязвимым положением ребенка, в частности в силу его ограниченных умственных и физических возможностей или в случае его зависимого положения (ст. 18 конвенции).
Данная конвенция обязывает присоединившиеся государства криминализовать любое домогательство в отношении несовершеннолетних с сексуальными целями, в том числе предусмотреть уголовную ответственность за передачу при помощи информационно-телекоммуникационных технологий умышленного предложения о встрече с целью совершения против ребенка любого из половых ненасильственных преступлений, если за таким предложением последовали практические действия, направленные на проведение такой встречи.
К слову, действующее уголовное законодательство Российской Федерации пока не содержит положений, запрещающих под угрозой наказания домогательство в отношении несовершеннолетних с сексуальными целями.
На практике данные действия квалифицируются как приготовление к определенным половым преступлениям. Однако, как справедливо отмечает исследователь Оберемченко А.Д., согласно российскому законодательству уголовная ответственность за приготовление к преступлению наступает, только если это преступление относится к категории тяжких или особо тяжких [11, С. 87].
Таким образом, в настоящее время вопрос привлечения к уголовной ответственности за сексуальные домогательства в отношении несовершеннолетних, совершенные без отягчающих обстоятельств, не решен, хотя
Алиева Е. А.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
с учетом распространенности использования сети Интернет при совершении преступлений, нарушающих половую неприкосновенность несовершеннолетних, его актуальность не вызывает сомнений.
Лансаротская конвенция также устанавливает обстоятельства, отягчающие наказание за совершение сексуальных посягательств в отношении детей. Согласно статье 28 к их числу относится нанесение серьезного ущерба физическому или психическому здоровью ребенка, применение пыток или грубого насилия, особая уязвимость жертвы, совершение преступления лицом, являющимся членом семьи, живущим с ребенком или злоупотребившим властью, а также совершение преступления группой лиц или лицом, ранее судимым за совершение преступлений такого же характера.
Почти все данные обстоятельства либо уже признаны российским законодательством и указаны в статье 63 УК РФ в качестве отягчающих, либо включены в состав квалифицирующих признаков составов преступлений (например, ч. 5 ст. 131 и ч. 5 ст. 135 УК РФ).
Исключение составляет такое обстоятельство как совершение преступления лицом, являющимся членом семьи, живущим с ребенком или злоупотребившим властью. Думается, это является серьёзным упущением законодателя, поскольку случаи совершения посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних со стороны членов их семьи или работников образовательных учреждений для детей не редки.
Во исполнение Европейской конвенции о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального злоупотребления, а также Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии в 2014 году Российская Федерация криминализовала получение сексуальных услуг несовершеннолетнего, дополнив Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 2401 путем принятия Федерального закона № 380-Ф3 [11].
Таким образом, анализ международно-правовых актов, направленных на охрану половой неприкосновенности несовершеннолетних, показал признанную мировым сообществом опасность вовлечения детей в сексуальную деятельность.
Необходимо отметить, что большая часть рассмотренных рекомендаций нашла свое отражение в отечественном уголовном праве. Исключение составляет закрепленное в Европейской конвенции о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального злоупотребления предписание о криминализации домогательств в отношении несовершеннолетних с сексуальными целями и указание о признании совершения преступления лицом, являющимся членом семьи, живущим с ребенком или злоупотребившим властью в качестве отягчающего обстоятельства.
Международные нормы оставляют на усмотрение каждого государства-члена вопрос о допустимом для занятия деятельностью сексуального характера возрасте. Данный вопрос решается каждый законодательством по-своему с учетом региональных особенностей, специфики культуры, национальных обычаев и традиций.
Эффективная охрана половой неприкосновенности несовершеннолетних немыслима без координации сил различных государств и построения диалога правовых систем, что, в свою очередь, предполагает необходимость их взаимодействия и, в конечном счете, приводит к сближению.
Статья проверена системой «Антиплагиат». Оригинальность 81%.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 291.
4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года). [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_ child90.shtml (дата обращения - 20.04.2017).
5. Европейская конвенция об осуществлении прав детей (ETS N 160) (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1996) // Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 733 - 740.
6. Декларация прав ребенка : [принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН] // Права и свободы личности. Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». Вып. 11.- М., 1995. С. 191 - 194.
7. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью : [принята 29.11.1985 Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН] // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
8. Конвенция о правах ребенка : [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989] // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
9. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений: [принята в г. Лансароте 25 октября 2007 г.] [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/499039123 (дата обращения - 20.04.2017).
10. О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии: Федеральный закон от 07.05.2013 N 75-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, № 19, ст. 2302.
11. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 380-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 24.04.2017, №17, ст. 2455.
12. Оберемченко, А.Д. Развратные действия: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации: дис. ... канд. юрид. наук / А.Д. Оберемченко. - Краснодар, 2014. - 180 с.