Научная статья на тему 'Международно-правовые основы борьбы с налоговыми преступлениями'

Международно-правовые основы борьбы с налоговыми преступлениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAX / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TAX CRIMES / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амиянц Константин Аркадиевич, Темукуева Жанета Хусейновна

Данная статья посвящена анализу мер, направленных на противодействие налоговым преступлениям в международном масштабе. Описаны наиболее значимые проблемы международного и национального законодательства. Также, в заключение, нами были сделаны некоторые предложения и рекомендации для решения данной проблемы. Была проанализирована роль наиболее важных и известных международных организаций. Таким образом, в статье была сделана попытка объяснить вопросы, остро стоящие на повестке дня в контексте борьбы с международной финансовой преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амиянц Константин Аркадиевич, Темукуева Жанета Хусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы борьбы с налоговыми преступлениями»

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR COUNTERACTION

OF TAX CRIMES 1 2 Amiyants K.A. , Temukueva Zh.H. (Russian Federation)

Email: Amiyants537@scientifictext.ru

1Amiyants Konstantin Arkadievich - PhD in Law, Assistant Professor, DEPARTMENT OF CRIMINAL LAW;

2Temukueva Zhaneta Huseinovna - Student, LAW DEPERTMENT, NORTH CAUCASIAN FEDERAL UNIVERSITY, PYATOGORSK

Abstract: this article is devoted to the analyzing of the ways and measures, aimed to the counteraction of tax crimes at international scope. It has been described some of the most vital problems in International and national law. We also have made a conclusion by giving proposals and recommendations how it would better to decide existing problems. It was investigated the role of the most popular and important international organizations. This article also have been made an attempt to explain the questions, which we are mostly concerned in accordance to the international financial crimes counteraction.

Keywords: tax, tax crimes, International law, national legal system, Model tax convention of the Organisation of United Nations, International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism, Recommendation No. 6R (87) 18 of the Committee of Ministers of the Council of Europe "Concerning the simplification of criminal justice".

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ

С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ 12 Амиянц К.А. , Темукуева Ж.Х. (Российская Федерация)

1Амиянц Константин Аркадиевич - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права; 2Темукуева Жанета Хусейновна - студент, юридический факультет, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Пятигорск

Аннотация: данная статья посвящена анализу мер, направленных на противодействие налоговым преступлениям в международном масштабе. Описаны наиболее значимые проблемы международного и национального законодательства. Также, в заключение, нами были сделаны некоторые предложения и рекомендации для решения данной проблемы. Была проанализирована роль наиболее важных и известных международных организаций. Таким образом, в статье была сделана попытка объяснить вопросы, остро стоящие на повестке дня в контексте борьбы с международной финансовой преступностью. Ключевые слова: налоги, налоговые преступления, международное право, национальная законодательная система, Модальная налоговая конвенция ООН, Международная конвенция «О борьбе с финансированием международного терроризма», Рекомендация № 6R (87)18 Комитета Министров Совета Европы «Относительно упрощения уголовного правосудия».

Устойчивое развитие процессов глобализации на рубеже XX - XXI вв. дали толчок развитию международных экономических институтов и более глубокой интеграции каждой отдельной страны в единое пространство. К сожалению, вместе с развитием международных отношений, наблюдается увеличение темпов роста транснациональной преступности. При этом доля экономической преступности здесь достаточно велика. По нашему мнению, за последние десятилетия не только увеличилось количество таких преступлений, но и

32

изменилась их качественная характеристика. Так, по некоторым источникам, к примеру, в 2014 году доля экономических преступлений составила 34, 5% от числа всех зарегистрированных преступлений.

В настоящее время преступления в сфере экономики носят более качественный характер, а ее угрожающие масштабы приобретают устойчивые черты организованной преступности [3, с. 420-425].

В большей степени это утверждение относятся к кредитно- финансовой и таможенной сферам, потребительскому рынку и торговле стратегическими сырьевыми ресурсами добыче и сбыту драгоценных металлов, камней. Преступления в этой области готовятся особенно тщательно, предварительно досконально выверяются в юридическом отношении, с целью использования «белых пятен» в законодательстве, дающих возможность для широкого и неоднозначного толкования закона позволяющие обойти нормативно - правовые акты.

В системе финансовой преступности все более угрожающие масштабы принимают налоговые преступления, характерные не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества. Как отмечается, невыполнение налоговых обязательств автоматически влечет причинение убытков государству в виде упущенной выгоды [1, с. 19-24]. При этом данные убытки могут быть весьма значительны.

Налоговые преступления в международном пространстве являются угрозой функционирования всей мировой финансовой системы, что негативно скажется и на национальных финансовых системах. Однако данный вид преступлений представляет угрозу не только ввиду подрыва мировой экономики и международного бизнеса, но и ввиду того, что выведенные из под налогового контроля средства, часто являются базой для иных видов транснациональной преступности: финансирование террористической деятельности, оборот наркотических веществ и психотропных средств.

Как отмечает Т.В. Пинкевич, противодействие такому сложному и опасному социальному явлению как преступность, требует весьма серьезных усилий государства и общества и может быть успешным только на основе использования широкого комплекса общесоциальных и специальных предупредительных мер [2, с. 128-135]. При этом следует отметить, что далеко не последнее место в противодействии преступности должно занимать международное законодательство.

В своей научной работе мы проведем анализ существующих международно-правовых основ борьбы с налоговыми преступлениями.

Для целей борьбы с налоговыми преступлениями участниками СНГ в 2000 году был создан Координационный Совет Руководителей Органов Налоговых Расследований.

В качестве основных направлений данного Совета можно выделить следующие:

1. развитие международного сотрудничества между налоговыми службами государств-участников.

2. внесение предложений по совершенствованию национального законодательства и национальной налоговой политики.

3. развитие сотрудничества с другими органами государств-участников, в компетенцию которых входят вопросы налоговой политики в рамках действующего национального и международного законодательства.

4. увеличение информационного взаимодействия между налоговыми службами государств-участников.

Данные меры призваны скоординировать действия налоговых служб и правоохранительных органов по противодействию международным налоговым преступлениям. Однако стоит заметить, что в нормах международного права очень слабо и нечетко прописаны инструменты и способы реализации данных направлений.

Так, к примеру, модельная налоговая концепция ООН основной своей целью ставит рассмотрение специальной терминологии для устранения неточности в ее толковании, но совершенно не предполагает ни тесного сотрудничества национальных правовых систем, ни выработку рациональных механизмов борьбы с преступностью в сфере экономики,

финансов и налогообложения. Из данной концепции государства могут лишь получить рекомендации по определению юрисдикции в отношении экспортно-импортных операций.

Одной из главных причин неразвитости механизма правовой помощи по делам, связанным с налоговыми правонарушениями, как нам кажется, различие взглядов на их природу со стороны национальных законодательств.

К примеру, в Люксембурге уголовная ответственность за налоговые преступления не предусмотрена, а в Швейцарии уклонение от уплаты налогов отнесено к компетенции административного права. Израиль же вообще может не исполнять международные следственные поручения в рамках расследования налоговых преступлений. Это право закреплено в п. 4 ст. 4 Закона Израиля «О межгосударственной правовой помощи».

Для целей унификации налогового законодательства Рекомендация № 6R (87)18 Комитета Министров Совета Европы «Относительно упрощения уголовного правосудия» предлагает государствам предпринять некоторые меры по декриминализации части налоговых и таможенных преступлений.

Однако, связь данных правонарушений с иными особо тяжкими преступлениями, такими как финансирование терроризма или организованная преступность, обуславливает изменение некоторых подходов в международном праве. К примеру, Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма предусматривает обязательную взаимную правовую помощь в расследовании налоговых преступлений, если замечена их взаимосвязь с финансированием терроризма, что является вполне оправданным шагом.

В заключение, нам бы хотелось отметить, что применение норм международного права во взаимодействии с национальным законодательством всегда является довольно сложным процессом. Здесь необходимо, в первую очередь, законодательно прописать четкие механизмы взаимной правовой помощи, унифицировать национальное законодательство в части расследования и характеристики налоговых преступлений и повысить квалификацию специалистов, занимающихся вопросами взаимодействия национального и международного права по вопросам противодействия налоговым и финансовым преступлениям, а также деяниям, схожим с ними по составу.

Список литературы /References

1. Амиянц К.А. Размер как последствие в преступлениях в сфере экономики. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. № 65. С. 19-24.

2. Пинкевич Т.В. Уголовная политика и современное уголовное законодательство. // « Преступность, уголовная политика, закон Российская криминологическая ассоциация», 2016. С. 128-135.

3. Темукуева Ж.Х., Мирзоева А.Р. Теневая экономика: факторы, причины и превентивные меры. // «Проблемы и перспективы современной науки». Сборник материалов I Международной научно-практической Конференции, «Логос», 2014. С. 420-425

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.