PECHISHCHEVA Liudmila Aleksandrovna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor at the Tyumen State University (6 Volodarskogo St., Tyumen, Russia, 625003; [email protected])
DIGITAL POLITICS AS A SOFT POWER MEANS OF INDIA IN INTERACTION WITH GERMANY
Abstract. The author analyzes digital politics led by India's government as well as issues and prospects for India-Germany cooperation on information technologies. In order to meet the current trends in technology development, countries need to invest in expanding the boundaries and capabilities of Artificial Intelligence (AI), as well as set up an economy based on knowledge, innovation technologies and highly qualified experts. Keywords: India, Germany, digitalization, knowledge economy, «Digital India», Smart City
УДК 347.4
БУТАКОВА Надежда Александровна — доктор юридических наук, заведующий кафедрой государственного и международного права Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (198303, Россия, г. Санкт-Петербург, Ленинский пр-кт, 101; [email protected]) ДОВБУШ Тимофей Николаевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и международного права Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (198303, Россия, г. Санкт-Петербург, Ленинский пр-кт, 101; [email protected]) ЕВГРАФОВА Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, декан факультета естественнонаучного и гуманитарного образования (198303, Россия, г. Санкт-Петербург, Ленинский пр-кт, 101; [email protected])
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ
Аннотация. В рамках статьи рассматривается международно-правовое регулирование в Арктическом регионе, обосновывается необходимость принятия глобальных международно-правовых норм и правил осуществления хозяйственно-экономической деятельности в данном регионе. Статья посвящена правовому режиму Арктического региона, сложность определения которого зависит от использования того или иного подхода, а именно применения к данному району универсальных международно-правовых норм и правил или наделения данной территории особым статусом. В статье авторы обосновывают, что с учетом научно-технических достижений, изменения климата и геополитической обстановки конструктивное международное сотрудничество в Арктике приобретает важнейшее значение. Единственной эффективной международной организацией в данном регионе является Арктический совет. Он обеспечивает международное взаимодействие между арктическими государствами и неарктическими странами, которые стремятся усилить свое присутствие в Арктическом регионе.
Ключевые слова: Арктика, исключительная экономическая зона, Конвенция ООН по морскому праву, международное сотрудничество, экономическое развитие
На международном уровне вопросы, связанные с использованием арктических ресурсов и территориальной принадлежностью определенных аркти-
ческих территорий, стали активно рассматриваться в конце прошлого века. Актуальность разрешения данных вопросов на международном уровне связана с несколькими факторами, в т.ч. с богатыми природными ресурсами, освоение которых стало возможным в связи с развитием научно-технического прогресса. Помимо природных ресурсов, Арктический регион имеет важнейшее транспортное значение. Так, Северный морской путь позволяет в кратчайшие сроки осуществить поставки товаров из стран Азиатского региона в страны Европейского союза, Северо-Западный проход обеспечивает морские коммуникации между Атлантическим и Тихим океанами.
Также Арктика оказывает огромное влияние на состояние окружающей природной среды во всем мире, что ставит перед мировым сообществом вопросы по сохранению арктических биологических ресурсов и экологической защите данного региона.
В условиях усиливающихся международных энергетических проблем, вызванных увеличением потребления энергетических ресурсов в странах Европейского союза и США, а также развитием экономик стран Латинской Америки и Китая, освоение арктических месторождений углеводородного сырья приобретает особое значение.
При этом добыча природных ресурсов в Арктическом регионе несет опасность для его экологического благополучия, поскольку в арктических условиях любая авария может нанести непоправимый ущерб экологии данного региона [Stephen 2018].
Приарктические государства в течение многих десятилетий прилагали совместные усилия, направленные на хозяйственное освоение региона, защиту экологического потенциала данного региона и развитие экономической инфраструктуры в данном регионе. В то же время сейчас свои претензии на Арктику заявляют множество стран, не имеющих прямого выхода в Северный Ледовитый океан или собственных арктических территорий.
Таким образом, становится очевидным, что развитие Арктики будет зависеть от разрешения на международном уровне политико-экономических притязаний вышеуказанных государств и разрешения на международном уровне принципов международного сотрудничества в данном регионе. Сказанное требует установления международного режима в отношении Арктического региона и использования положений данного режима в деятельности государств в указанном регионе.
С учетом уровня развития научно-технического прогресса и климатических изменений в данном регионе международное сотрудничество в Арктике становится как никогда актуальным. На сегодняшний день на международном уровне единственной организацией, обеспечивающей межгосударственное взаимодействие в Арктическом регионе, является Арктический совет [Ворончихина 2019]. В рамках данной статьи рассмотрены наиболее важные документы, принятые в рамках работы данной организации. Также рассмотрены основные направления государственной политики в Арктическом регионе ряда стран - членов данного совета и предложены перспективы развития работы Арктического совета.
Авторы считают, что на современном этапе развития международных отноше -ний огромное значение для Арктического региона имеет разрешение вопроса о глобальном международно-правовом регулировании в нем, в т.ч. принятие международным сообществом универсальных правил ведения хозяйственной деятельности в Арктике.
Согласно сложившейся международно-правовой доктрине, Арктика пред-
ставляет собой единый географический район Земли, охватывающий Северный полюс и обширную часть Северного Ледовитого океана, окраины материков Евразии и Северной Америки, а также часть Тихого и Атлантического океанов. В международно-правовых актах имеются различные определения терминов «Арктика», «Северный Ледовитый океан», «арктические территории». Если рассматривать указанные термины с позиций национального законодательства различных государств, то Исландия относит к Арктике всю свою территорию, в США к арктическим территориям относят районы Северного Ледовитого океана и Берингова моря, а Дания относит к указанным территориям Фарерские острова и Гренландию.
На международном уровне выделяют группу арктических государств, побережье которых выходит к Северному Ледовитому океану, согласно положениям Женевских конвенций 1958 г. об определении морских пространств и Конвенцией ООН 1982 г.а по морскому праву, в рамках которой определены вопросы, связанные с континентальным шельфом, исключительной экономической зоной, территориальным морем. К указанным государствам на международном уровне принято относить Россию, США, Канаду, Норвегию и Данию [Журавель 2022]. Указанные государства в 2008 г. подписали Илулиссатскую декларацию, в рамках которой заявили о приоритете норм международного права при разграничении арктических территорий и отсутствии необходимости в разработке и принятии глобального международного акта, регламентирующего вопросы правового режима в Северном Ледовитом океане.
Кроме рассмотренных пяти арктических государств, на международном уровне выделяют еще три субарктических государства - Финляндию, Швецию, Исландию, территории которых пересекаются с Северным Полярным кругом. У данных трех государств или нет выхода к северным морям, или их побережье не омывается водами Северного Ледовитого океана.
Данные восемь государств в 1996 г. в Канаде подписали Инувикскую декларацию о защите окружающей среды и устойчивом развитии Арктики. Стороны заявили о необходимости принятия мер по защите окружающей среды в Арктике и реализации стратегии по защите экологии в данном регионе.
Развивая международное сотрудничество в Арктическом регионе, указанные государства в сентябре 1996 г. приняли Оттавскую декларацию, в рамках которой учрежден Арктический совет. Данная международная организация должна координировать межгосударственное взаимодействие в области охраны окружающей среды и развития Арктического региона [Авхадеев 2018]. В Декларации об учреждении Арктического совета окончательно на международном уровне определен круг арктических государств, в который вошли все указанные восемь стран.
В дальнейшем в рамках развития межгосударственного взаимодействия в Арктическом регионе данные страны приняли Икалуитскую декларацию 1998 г., которая стала одной из первых деклараций, принятых под эгидой Арктического совета. Данная декларация фиксировала обязательства арктических государств по ограничению выбросов загрязняющих веществ в Арктическом регионе и активизации международного сотрудничества по решению данной проблемы. Также данный документ предусматривал создание ряда международных высших учебных заведений и исследовательских центров, занимающихся проблемами Арктики.
В октябре 2000 г. участники Арктического совета приняли Барроузскую декларацию, в которой говорится о необходимости исследовать социально-экономические, культурные и климатические последствия деятельности чело-
века в Арктике. В Барроу также был подготовлен План действий Арктического совета по устранению загрязнений в Арктике и рамочный документ по устойчивому развитию. На данной министерской встрече были также рассмотрены вопросы взаимодействия государств для предупреждения чрезвычайных ситуаций.
В период председательствования Финляндии в Арктическом совете в октябре 2002 г. была принята Инарийская декларация, в рамках которой стороны согласовали совместное сотрудничество в области рационального использования арктических природных ресурсов, противодействия климатическим изменениям и развития человеческого капитала на арктических территориях.
В ноябре 2004 г. на IV сессии Арктического совета на уровне министров арктических государств была принята Рейкьявикская декларация, в которой были подчеркнуты важность международного сотрудничества для решения фундаментальных проблем Арктического региона, необходимость защиты арктической морской среды от наземных источников загрязнения и необходимость регламентации на международном уровне морских перевозок в Арктике, в т.ч. нефти.
В 2006 г. впервые на территории Российской Федерации в городе Салехарде был подписан международно-правовой акт по проблемам Арктики. В Салехардской декларации стороны указали на важность наращивания на международном уровне усилий, направленных на преодоление негативных последствий, связанных с изменением климата, одобрили проведение в 20072008 гг. Международного Полярного года для расширения сотрудничества и привлечения дополнительного внимания к Арктическому региону, заявили о необходимости обеспечения устойчивого развития, повышения благосостояния коренных жителей Арктики и вовлечения их в процесс принятия решений по развитию Арктического региона.
Страны - члены Арктического совета под председательством Норвегии подписали в городе Тромсе очередную декларацию, в которой получили развитие российские предложения по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти, и взаимодействию сторон по предотвращению иных возможных катастроф в указанном регионе. Также стороны согласовали проведение дополнительных встреч на уровне заместителей министров для координации повестки, подготавливаемой для министерских встреч в рамках Арктического совета.
В 2011 г. в рамках Нуукской декларации стороны одобрили представленный проект Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, которое после принятия стало первым юридически обязательным международным документом, принятым в рамках Арктического совета. Также в рамках данной министерской встречи одобрено создание ряда новых рабочих групп для проработки вопросов, связанных с быстрыми загрязнителями Арктического региона, в т.ч. с выбросами черной сажи, и создание целевой группы по подготовке международного соглашения по противодействию разливам нефти в Арктике.
В ходе Кирунского саммита, проведенного на территории Швеции весной 2011 г., одобрено Соглашение о противодействии разливам нефти в Арктике, которое предусматривало совместные меры арктических государств по противодействию данной угрозе и ее предотвращению.
В период председательствования Канады в Арктическом совете в апреле 2015 г. принимается Икалуитская декларация, в рамках которой стороны в очередной раз заявили о необходимости сотрудничества по вопросам улуч-
шения качества жизни коренных народов в Арктике и защите ее окружающей среды.
В то же время следует отметить, что, несмотря на значительное число международно-правовых документов, принятых под эгидой Арктического совета, большая их часть оформлена в виде деклараций, в которых договаривающиеся стороны выражают определенные намерения, но при этом отсутствует юридически обязывающий механизм исполнения данных намерений со стороны конкретных стран. В соответствии с положениями Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров под данным международным документом понимают письменное соглашение, урегулированное международным правом, заключенное между государствами. Указанный международный договор фиксирует взаимные права и обязанности сторон, что делает международный договор обязательным источником современного международного права. Приведенные выше декларации не могут рассматриваться как документы, в рамках которых стороны приняли на себя определенные международные обязательства.
Соответственно, сейчас мы можем говорить о том, что для стран - членов Арктического совета данная организация является, по сути, единственным механизмом взаимодействия в Арктике, в ходе которого стороны пытаются достичь собственных целей в Арктическом регионе. Для продвижения своих целей стороны активно используют национальное законодательство ^оМ1, Неппк^еп, Vylegzhanin 2020]. Так, в Российской Федерации указом Президента РФ № 164 от 5 марта 2020 г. утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. В указанном документе зафиксировано, что государственная политика России в Арктике осуществляется исходя из приоритета национальных интересов, обеспечения в Арктическом регионе стабильного и взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества, рационального использования ресурсного потенциала Арктики, развития Северного морского пути как национальной транспортной артерии России.
В качестве основных угроз для развития Арктики указываются неурегулированность правового статуса ряда морских пространств на международном уровне и действия иностранных государств по пересмотру международных договоров, регулирующих хозяйственную и иную деятельность в регионе.
В рамках противодействия данным угрозам РФ наращивает межгосударственное сотрудничество с Китайской Народной Республикой, в т.ч. и в сфере освоения Арктики, которое принимает характер стратегического сотрудничества. Официально китайское правительство заявляет, что интересы Китая в Арктике ограничены судоходством, разработкой природных ресурсов и вопросами экологии. В рамках развития проекта «Организация международного сотрудничества Шелковый путь» Китай выдвинул инициативу о развитии Ледового шелкового пути, в рамках которого предполагается поставка товаров в Европу через Арктический регион. Фактически реализация данной инициативы обеспечит присутствие Китая во всех водах Мирового океана, что позволит данному государству влиять на формирование нового миропорядка [Забелла 2019].
Россия стремится защитить свои национальные интересы в Арктическом регионе, в т.ч. сохранить правовой режим Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации России, базирующейся исключительно на нормах российского права. Стремление РФ обеспечить сохранение контроля над Северным морским путем обусловлено и тем фактом, что сейчас этот
один из ключевых транспортных узлов становится объектом противостояния между многими государствами, стремящимися к глобальному лидерству. Дабы избежать межгосударственных споров по указанному маршруту, Россия пытается выстроить правовой режим, сочетая как нормы международного права, так и национальное законодательство.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона на данный момент рассматривают указанный транспортный маршрут в качестве альтернативы Суэцкому каналу, поскольку из-за климатических изменений ежегодно сокращаются территории, покрытые льдом, что способствует росту объема перевезенных грузов. Китайская сторона не раз заявляла, что тот, кто будет контролировать Арктику, будет контролировать всю мировую экономику, и стремится усилить свои позиции в данном регионе.
Соответственно, интересы России в Арктике не в полной мере соотносятся с интересами Китая, но на данный момент китайское руководство достаточно активно использует украинский кризис для продвижения своих интересов в Арктическом регионе. Можно говорить о том, что главным выгодоприобретателем от конфликта, разразившегося между Россией и странами западного мира в 2022 г., является Китай, который сделает все возможное для усиления своего влияния на политику России и укрепления своего присутствия в Арктике с использованием возможностей РФ, в т.ч. и технологического потенциала России.
Официально китайское правительство строит свою арктическую позицию согласно принципам Конвенции ООН 1982 г. о морском праве исходя из того, что Арктика является достоянием всего человечества. При этом позиция Китая в отношении Арктики и свободы судоходства в данном регионе во многом совпадает с позицией США и Великобритании. Учитывая, что все члены Арктического совета, кроме России, являются членами НАТО, Китай в случае усиления противостояния между Россией и Западом с высокой степенью вероятности сможет усилить свое влияние в Арктическом регионе, несмотря на противодействие США.
В частности, китайская стратегия предусматривает право мирного прохода военных кораблей через исключительные экономические зоны арктических государств. На сегодняшний день в данном регионе военное присутствие Китая отсутствует, но в случае строительства инфраструктурных объектов в регионе оно будет жизненно необходимо для Китая.
В рамках арктической стратегии США деятельность Арктического совета должна способствовать продвижению американских национальных интересов в данном регионе. На международном уровне США пытаются добиться интернационализации арктических пространств за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны. Государство полагает, что в арктических морских водах должен действовать режим открытого моря. Достаточно активно США пытаются участвовать в разделе арктического континентального шельфа. Не являясь участником Конвенции ООН о морском праве, США заявляют свои права на арктический шельф к северу от Аляски на 600 морских миль.
В период с 2021 по 2023 г. работа Арктического совета должна осуществляться под председательством РФ. В период своего председательства в Арктическом совете Россия стремилась активизировать сотрудничество арктических государств для создания условий по устойчивому развитию данного региона. Также предполагалось усилить действия международного сообщества по поддержке народов Севера, обеспечить их адаптацию к изменениям климата и усилить
социально-экономическое развитие данного региона. В мае 2022 г. в рамках Арктического совета планировалась серия встреч в Архангельске для обсуждения насущных вопросов в данном регионе.
Вместе с тем в марте 2022 г. семь стран - участников Арктического совета заявили о приостановке своей деятельности, об отказе от участия в планируемых переговорах на территории РФ. При этом стоит отметить, что данная организация с момента создания не занимается вопросами военной безопасности и носит деполитизированный характер. Логично предположить, что на деятельность данной организации не должны влиять внерегиональные вопросы. Решение Финляндии, Норвегии, Швеции, Исландии, США, Канады, Дании не отправлять своих представителей в Россию для участия в переговорах в рамках Арктического совета, безусловно, усиливает геополитическую напряженность в Арктике. Многие годы политические кризисы не оказывали влияния на работу Совета, что позволяло решать на международном уровне важнейшие вопросы Арктического региона.
Отсутствие нормального взаимодействия стран - участников Совета не позволит эффективно решать экологические и социально-экономические вопросы в Арктическом регионе. Британский геополитик Клаус Доддс заявил, что Арктика сейчас столкнулась с крупнейшим кризисом за всю историю ее освоения [Dodds, СМЪ Woon 2020]. При этом несомненно, что сложившейся ситуацией непременно воспользуются неарктические государства, прежде всего Китай, для укрепления своего присутствия в данном регионе, что не соответствует интересам стран - участников Арктического совета.
Все страны - участники Арктического совета скорее всего придут к пониманию, что эффективная работа данной организации важнее геополитического противостояния между странами Запада и Россией. Замораживание сотрудничества в Арктическом регионе не будет способствовать его устойчивому развитию, защите окружающей среды. Более того, существует вероятность, что данный уголок мира станет ареной военного противостояния. Страны Совета должны осознать свою ответственность перед народами Арктики и обеспечить их социально-экономическую адаптацию к новым реалиям.
Как видно из данного исследования, на дальнейшее развитие Арктического региона влияет недостаточно проработанная международно-правовая база, фиксирующая на международном уровне консенсус относительно правового статуса данного региона. Часть его территорий и акваторий не имеют четкого разграничения и нередко рассматриваются как свободные земли, что может привести к территориальным спорам и столкновению национальных интересов суверенных государств.
При этом в Комиссию ООН по границам континентального шельфа подано уже более 20 заявок на расширение или уточнение границ для последующего освоения данной территории. Это говорит о том, что на данном этапе обостряется борьба за обладание арктическими природными ресурсами.
Также стоит отметить стремление неарктических стран усилить свое влияние на международные процессы, проходящие в Арктическом регионе. В последние годы усилилось влияние стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Китая, на мировые политические и экономические процессы, что отражается и на Арктике, где указанные страны стремятся закрепиться, навязав ей режим всеобщего достояния, что, несомненно, негативно отразится на развитии указанного региона [Чжоу Гээр 2021]. Указанному давлению способствует и изменение климата, из-за которого темпы таяния льда в Северном Ледовитом океане существенно ускорились, что может через 10-15 лет сде-
лать возможным круглогодичное судоходство в регионе. Уже в 2008 г. в поддержку данных инициатив неарктических стран Европейский парламент в своей резолюции высказался о необходимости установления в Арктике правового режима, аналогичного Антарктиде, что, несомненно, ущемляет интересы арктических государств.
Усиление международного давления неарктических стран может содействовать тому, что арктические государства смогут совместно договориться о разделе арктического шельфа в соответствии с общим международным правом и подписать совместный международный договор об исключении Арктического региона из-под действия ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., что позволит предотвратить интернационализацию Арктики в ущерб экономическим интересам постоянных стран - участников Арктического совета.
В настоящее время Арктический совет накопил уникальный опыт в управлении Арктикой и разрешении проблем региона. Несмотря на все геополитические потрясения, Арктический совет должен остаться международной организацией, принимающей неполитические решения, способствующие развитию Арктического региона и определяющей основные направления арктической политики ключевых стран в данном регионе. На фоне климатических изменений, способствующих росту добычи природных ресурсов в регионе, Арктический совет должен сохранить свою роль в качестве важного международного форума, в рамках которого осуществляется диалог и международное сотрудничество, направленное на разрешение проблем Арктического региона, и обеспечивается его изучение и развитие.
Список литературы
Авхадеев В.Р. 2018. Сотрудничество Арктического совета и Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды: проблемы развития. -Журнал российского права. № 1(253). С. 138-146. DOI: 10.12737/art_2018_1_12.
Ворончихина Д.Н. 2019. Арктический совет как международный форум сотрудничества государств: участие России. - Ars Administrandi. Искусство управления. Т. 11. № 2. С. 306-329. DOI 10.17072/2218-9173-2019-2-306-329.
Забелла А.А. 2019. Цели и интересы Китая в Арктике. - Вестник Московского государственного областного университета. Сер. История и политические науки. № 4. C. 166-175. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-4-166-175.
Журавель В.П. 2022. Арктический совет: основные вехи развития (к 25-летию образования). - Арктика и Север. № 46. С. 220-233. doi:10.37482/issn2221-2698.2022.46.220.
Чжоу Гээр. 2021. Интересы Китая в освоении Арктики и инициатива «Ледяной шелковый путь». - Общество: политика, экономика, право. № 9. С. 54-60. https://doi.Org/10.24158/pep.2021.9.9.
Dodds K., Chih Woon. 2020. «Observing» the Arctic: Asia in the Arctic Council and Beyond. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. 256 p. DOI: https://doi.org/10.1017/ S0032247421000619.
Solski J.J., Henriksen T., Vylegzhanin A. 2020. Introduction: Regulating Shipping in Russian Arctic Waters: between International Law, National Interests and Geopolitics. - The Polar Journal. Vol. 10. Is. 2. P. 203-208. DOI: 10.1080/2154896X.2020.1818487.
Stephen K. 2018. Societal Impacts of a Rapidly Changing Arctic. - Current Climate Change Reports. Vol. 4. No. 3. P. 223-237. DOI:10.1007/s40641-018-0106-1.
BUTAKOVA Nadezhda Aleksandrovna, Dr.Sci. (Legal), Head of the Chair of State and International Law, St. Petersburg State Maritime Technical University (101 Leninsky Ave, St. Petersburg, Russia, 198303; [email protected]) DOVBUSH Timofey Nikolaevich, Cand.Sci. (Legal), Associate Professor of the Chair of State and International Law, St. Petersburg State Maritime Technical University (101 Leninsky Ave, St. Petersburg, Russia, 198303; [email protected]) EVGRAFOVA Irina Vladimirovna, Cand.Sci. (Ped.Sci.). Dean of the Faculty of Natural Sciences and Education in Humanities, St. Petersburg State Maritime Technical University (101 Leninsky Ave, St. Petersburg, Russia, 198303; [email protected])
INTERNATIONAL LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS OF ARCTIC DEVELOPMENT
Abstract. The article considers the international legal regulation in the Arctic Region, and substantiates the need for the adoption of global international legal norms and rules for the implementation of economic activities in this region. The article is devoted to the legal regime of the Arctic Region, the complexity of determining which depends on the use of one or another approach, namely the application of universal international legal norms and rules to this area or the granting a special status to this territory. The authors substantiate that taking into account scientific and technological achievements and climate change, the geopolitical situation, constructive international cooperation in the Arctic is of the utmost importance. The only effective international organization in this region is the Arctic Council, which provides international cooperation between Arctic states and non-Arctic countries that seek to strengthen their presence in the Arctic Region. Keywords: Arctic, exclusive economic zone, UN Convention on the Law of the Sea, international cooperation, economic development