УДК 341. 1/8
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Нукушева Айгуль Ашимовна
Профессор кафедры гражданского и трудового права Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова, кандидат юридических наук, доцент,
Республика Казахстан, Караганда, e-mail: akuka007@mail.ru
Аннотация. Мировое сообщество признает наличие огромной потенциальной опасности, которую несет в себе ядерная энергетика, включая аварии на атомных производствах и объектах атомной инфраструктуры, возможности использования ядерных технологий в преступных целях. При этом, немедленный отказ от использования ядерных технологий может создать несравнимо больший вред как для человека, так и для экологии. В условиях перехода многих стран мира к политике декарбонизации, атомной энергетике отводится особая роль. Вопрос о том, какие политико-правовые предпосылки для расширения сферы действия правового регулирования в области атомной энергетики существуют на сегодняшний день, обусловливает предмет данного исследования. При помощи метода политико-правового анализа, используемого в работе исследование призвано дать ответ на вопрос о том в каком направлении развиваются современные международные инициативы в сфере правового регулирования в области атомной энергетики, а также дать представление о том на каком уровне и в какой форме будет осуществляться законодательное регулирование в вышеуказанной сфере. Исследование дает основания полагать что в ближайшей перспективе расширение сферы правового регулирования в области атомной энергетики на уровне ЕС, СНГ будет осуществляться в основном с помощью актов мягкого права, а также двухсторонних договоров, касающихся в большей степени техниче- С ских аспектов функционирования объектов атомной инфраструктуры. В практическом Н аспекте данное исследование представляет интерес для юристов, практикующих в сфере i международного публичного, международного частного, а также энергетического права. С Ключевые слова: атомная энергия, декарбонизация, изменение климата, международ- Т ное сотрудничество.
АТОМ ЭНЕРГЕТИКАСЫ САЛАСЫНДАГЫ РЕТТЕУДЩ ХАЛЬЩАРАЛЬЩ-К^КЬЩТЬЩ АСПЕКТ1ЛЕР1
ы А
о х о Д А
Нукушева Айгуль Ашимовна q
Академик Е.А. Бекетов атындагы Караганды университетi i азаматтъщ жэне ецбек щущыгы кафедрасыныц профессоры,
зац гылымдарыныц кандидаты, а
Цазащстан Республикасы, Караганды щаласы, e-mail: akuka007@mail.ru g
Аннотация. Элемдж цогамдастыц ядролыц энергетиканъщ, оныц 1ш1нде атом вндгрг- И
стер1 мен атом инфрацурылымы объект1лер1ндег1 авариялардыц, ядролыц технологиялар- ф
ды цылмыстыц мацсаттарда пайдалану мYмкiндiгiнiц орасан зор цаутттгшц болуын М
мойындайды. Сонымен бiрге, ядролыц технологияларды пайдаланудан дереу бас тарту Ц
адамга да, экологияга да тецдеЫ жоц Yлкен зиян келтiруi мYмкiн. Элемнщ квптеген ел- 1
дершц декарбонизация саясатына квшуi жагдайында атом энергетикасына ерекше рвл 1
алады. Атом энергетикасы саласындагы цуцыцтыц реттеудщ цолданылу аясын кецейту 3
мацсатында бYгiнгi ^т цандай саяси-цуцыцтыц алгышарттар бар деген мэселе осы зерт- 7
теудщ нысанасын негiздейдi. Жумыста цолданылатын саяси-цуцыцтыц талдау эдшнщ 2 квмегiмен зерттеу атом энергетикасы саласындагы, цуцыцтыц реттеу саласындагы цазiргi замангы халыцаралыц бастамалар цандай багытта дамып жатыр деген сурацца
жауап беру арцылы, сондай-ац жогарыда аталган салада зацнамалыцреттеу цандай дец-гейде жэне цандай нысанда ЖYзеге асырылатыны туралы mYciHiK беруге арналган. Зерт-теу таяу болашацта ЕО, ТМД децгешнде атом энергетикасы саласындагы цуцыцтыц реттеу саласын кецейту негiзiнен цщыцтыц актыерШц, сондай-ац атом инфрацурылы-мы объекmiлерi жумыс wтеуШц техникалыц аcпекmiлерiне цатысты ек жацты шарт-тардыц квмегiмен ЖYзеге асырылады деп пайымдауга негiз бередi. Тэжiрибелiк тургыдан алганда, бул зерттеу халыцаралыц цогамдыц, халыцаралыц жеке, сондай-ац энергетика-лыц цуцыц саласында жумыс атцаратын зацгерлер Yшiн цызыгушылыц тудырады.
Tyrnndi свздер: Атом энергиясы, декарбонизация, климаттыц взгеруi, халыцаралыц ын-тымацтастыц.
INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF REGULATION IN THE SPHERE OF NUCLEAR POWER INDUSTRY
Nukusheva Aigul Ashimovna
Professor of the Department of Civil and Labor Law of the Karaganda University named after Academician E.A. Buketov, Candidate of Law, Associate Professor,
Republic of Kazakhstan, Karaganda, e-mail: akuka007@mail.ru
Abstract. The world community recognizes the presence of a huge potential danger that nuclear power industry is fraught with, including emergencies on atomic industries and atomic infrastructure facilities, the possibility of using nuclear engineering for criminal purposes. In this respect, an immediate refusal to use nuclear engineering can create incomparably greater harm to both humans and ecology. In the context of the transition of many countries of the world to decarbonization politics, a special role is given to the nuclear power industry. The question of what political and legal prerequisites for expanding the scope of legal regulation in the sphere Я of nuclear power industry exist today, determines the subject of this research. With the help of ™ the method of political and legal analysis used in the work, the research is serves to answer cL the question of what direction modern international initiatives in the sphere of legal regulation " in the area of atomic energy are developing, as well as give an idea of what level and in what ^ form will be carried out legislative regulation in the above sphere. The research gives reason to s believe that in the immediate outlook, the expansion of the sphere of legal regulation in the area 5 of atomic energy at the EU level, the CIS will be carried out mainly through acts of soft law, as E well as bilateral agreements relating to a more technical aspects of the functioning of atomic e infrastructure objects. In a practical aspect, this research is attractive to lawyers practicing in the ¿E sphere of international public law, international private law, as well as an energy law.
g Key words: atomic energy, decarbonization, climate change, international cooperation.
0
CD <
CL d
s <
in
Ь Ведение
5 Сегодня ядерная энергия представляет собой единственный крупнейший источ-х ник безуглеродной энергии позволяющая § избежать выбросов миллиардов тонн окси-™ да углерода. На сегодняшний день в мире j* функционирует приблизительно 440 атом-5 ных реакторов, работающих в 30 странах, а не в ближайшие 15 лет прогнозируется строи* тельство еще 300 реакторов по всему миру.
1
Ь
do 1 Office of Nuclear Energy. US. Hosted IAEA 64th General Conference Side Event: U.S. Reactor Technologies Flexible Energy Security for Real-World Challenges The Time is Now https://www.energy.gov/ne/nuclear-reactor-technologies/international-nuclear-energy-policy-and-cooperation. (дата обращения 30.04.2022)
DOI: 10.52026/2788-5291_2022_70_3_171
Ядерная энергетика, несомненно, будет основным источником энергии и двигателем экономики на многие десятилетия вперед. Помимо обеспечения чистой и надежной электроэнергии, ядерная энергия также будет продолжать играть ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности, создании рабочих мест и предоставлении экспортных возможностей для всех стран, обладающих соответствующими мощностями 1.
В то же время, помимо значительного вклада ядерной энергетики в обеспечении мирового сообщества современными благами цивилизации, существует ряд проблем, связанных с нераспространением ядерных технологий, безопасностью и охраной окружающей среды, над решением которых мировое сообщество должно работать вместе. Глобальный характер ядерной энергии, как с точки зрения ее преимуществ, так и проблем, дает пояснение тому факту, почему прочное международное сотрудничество в данной сфере имеет решающее значение [1].
Идея, выдвинутая министрами европейских государств в 1955 году о создании наднациональной региональной организации, которая позволила бы совместными усилиями развивать атомную энергетику для экономического возрождения послевоенной Европы воплотилась в создании Европейского сообщества по атомной энергии2. Во времена, предшествующие созданию ЕС устойчивое развитие Европейского сообщества, было невозможно без производства в большом количестве дешёвой энергии. Во многом этот фактор сохраняется и на сегодняшний день [2].
Растущую приверженность к переходу на безопасные возобновляемые источники энергии демонстрируют Швеция, Венгрия и Литва. Однако некоторые другие страны ЕС (в частности Франции, Венгрии, Словакии и Великобритании) намерены и дальше извлекать энергию из ядерного распада или синтеза3.
Мнение о том, что атомная энергетика почти не способствует изменению климата разделяется странами СНГ, которые, напротив, стремятся в перспективе развивать атомную отрасль. В частности, для России развитие атомной энергетики можно отнести к безальтернативным политико-стратегическим целям. Однако популярность атомной энергетики является весьма неустойчивой, так как любая авария может спровоцировать антипатию к отрасли, что демонстрирует опыт Германии, которая отказалась от перспектив производства атомной энергии, в частности, из-за примера последствий аварии на японской АЭС «Фукусима-1» [3].
Принимая во внимание значимость тако-
го вопроса, как обеспечение безопасности и надежности мировой системы атомной энергетики, следует понимать, что этот вопрос представляет собой лишь одну из сторон международного сотрудничества в обеспечении стран ядерной электроэнергией, которая осуществляется как минимум на трех уровнях. Первый уровень - глобальный, на котором действуют международные организации, наднациональные структуры. Второй- национальный, где на уровне межправительственных соглашений, осуществляется взаимодействие государств в области атомной энергетики. Третий - микроуровень, уровень хозяйствующих субъектов, на котором происходит научно-техническое и гуманитарное международное взаимодействие в области атомной энергетики. Эффективность мировой атомной энергетики зависит от налаженного международного взаимодействия на всех трех уровнях [4].
Вопрос о том, в достаточной ли мере международное право регулирует правоотношения в атомной отрасли и в каком направлении движется его развитие обусловливает актуальность данного исследования.
Методы и материалы
При помощи метода политико-правового анализа, используемого в работе, исследование рассматривает политические инициативы и перспективные направления законодательного регулирования в области атомной энергетики на основе сравнительного анализа опыта стран ЕС и стран СНГ.
Результаты и обсуждение
Тенденция углубленного изучения в странах ЕС энергетического сектора в целом, и атомной энергетики в частности обусловлена вниманием европейских государств к активной деятельности Европейского сообщества по атомной энергии (далее - Евратом)4 и международных организаций профильного направления. Основой правового регулирования в этой сфере стало Соглашение Евратома, которым регулируются вопросы радиационной защиты работников и общественности, поставки ядерных материалов для развития атомной энергетики, создание
Н
X
q
ы А
о х о
Д А
сг
В
СП А
>
го О го О
X
е о
"U
2 А
JZ
"и
2 Правовое регулирование атомной энергетики в ЕС (1/2) // http://fan-5.ru (дата обращения 30.04.2022) Belarus' first nuclear power plant launches despite Baltic unease https://www.euronews.com/2020/11/05/belarus-first-nuclear-power-plant-launches-despite-baltic-unease (дата обращения 30.04.2022)
3 Дилемма ядерной энергетики ЕС //https://www.euronews.com/2018/04/11/the-eu-s-nuclear-power-dilemma (дата обращения 30.04.2022)
4 Правовое регулирование атомной энергетики в ЕС (1/2) // http://fan-5.ru (дата обращения 30.04.2022)
CL
< Z
CL
О
е
X
о
m О
in <
< СП
ь
-Q
с;
ш £
Ч О X
о <
СП
условий для предотвращения использования таких ядерных материалов в несанкционированных ядерных целях, а также общие аспекты, такие как исследования и распространение информации [5, с.33]. В соответствии с Соглашением Европейская Комиссия получила статус наднационального регулятивного органа в указанных сферах. На основе положений Соглашения было разработано и принято значительное количество различных правовых актов ЕС в сфере атомной энергетики [6]. Среди основных правовых актов в этой сфере следует выделить такие документы, как уставы Агентства Евратома по поставкам от 6 ноября 1958 г., Правила Агентства по поставкам Европейского сообщества атомной энергетики относительно способа уравновешивания спроса и предложения на руду, исходные материалы и специальные материалы, Директива Совета Евратома 92/3 от 3 февраля 1992 г. о надзоре и контроле за перевозкой радиоактивных отходов между государствами-членами, а также и Сообщества и Регламент Совета Евратома 1493/93 от 8 июня 1993 г. по перевозкам радиоактивных веществ между государствами-членами и т.д. [6].
Говоря о вопросах безопасности в сфере атомной энергетики, необходимо отметить Сообщение Еврокомиссии от 26 марта 2009 г., касающееся ядерного нераспространения. Будучи актом мягкого права, а также внутренним правовым актом ЕС, данное Сообщение представляет собой документ рекомендательного характера для стран-членов ЕС по вопросам распространения ядерных материалов и технологий. Сообщение обращает внимание на тот факт, что необходимость борьбы с глобальным потеплением привела к структурным изменениям энергетического права и политики практически любого государства. При этом отмечается возрастающая роль атомной энергетики, так как при ее выработке не осуществляется выбросов парниковых газов. С этой точки зрения атомная энергия является экологически чистым производством электроэнергии [7].
Основной проблемой сферы энергетики на сегодняшний день является риск внештатных ситуаций на объектах атомной энергетики и использование «мирных» технологий атомной энергетики в целях, явно
противоречащих принципам международного права [7].
В целом, существующую политику ЕС и законодательное регулирование в сфере атомной энергетики можно расценивать как последовательную и сбалансированную.
Переходя к рассмотрению правового регулирования в области атомной энергетики на межгосударственном уровне среди стран СНГ, следует в первую очередь отметить, что не все страны этой международной организации обладают атомными мощностями. Как отмечает М.А. Сарсембаев «на территории стран-членов Евразийского экономического союза функционируют следующие атомные электростанции: в Армении - запущенная в строй в 2008 году Армянская АЭС, в Беларуси - Белорусская АЭС, которая была пущена в эксплуатацию в 2013 году, В Казахстане -Шевченковский атомный опреснитель, введенный в действие в 1973 году и закрытый в 1999 году, в России работают 14 атомных электростанций с 34 энергоблоками. На территории ЕАЭС находятся 16 атомных электростанций, что составляет примерно 0,8 процента от общего числа всех АЭС в мире» [8]. В Белоруссии первый собственный энергоблок был введен в эксплуатацию недавно - в 2020 году в результате тесного технического сотрудничества с Россией в энергетической отрасли5.
Несомненным лидером в области атомной энергетики в список стран СНГ является Россия, претендующая на роль энергетической сверхдержавы [6]. Исходя из этого, Россия традиционно исключает из энергетической повестки дня вопрос о снижении роли атомной энергетики в общем спектре энергоресурсов и, наоборот, неуклонно продвигается вперед в реализации планов по расширению роли ядерной энергетики, включая разработку новых реакторных тех-нологий6.
В топливно-энергетическом комплексе Казахстана на сегодняшний день преобладает ископаемое топливо. Запасов урана в Казахстане хватит примерно на 100 лет, то по мнению М.А. Сарсембаева, до конца XXI века атомная энергетика будет наиболее эффективной среди всех других видов энергетики. Надо не столько экспортировать уран, сколько создавать на его основе собственную атомную энергетику [7]. Несмотря на то,
5 Belarus 'first nuclear power plant launches despite Baltic unease https://www.euronews.com/2020/11/05/belarus-first-nuclear-y power-plant-launches-despite-baltic-unease (dama oßpa^eHUM 30.04.2022)
m 6 World Nuclear Association. (2020). Nuclear Power in Russia https://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-o-s/russia-nuclear-power.aspx (dama oöpa^eHUM 30.04.2022)
что Казахстан располагает значительными запасами урана, и в 2014 году страна была ведущим его добытчиком в мире, однако перспективы развития атомной энергетики в стране окончательно не определены, а целесообразность подвергается сомнению [9]. В тоже время, Президент страны К.К. Токаев на расширенном заседании правительства высказался о незамедлительном решении вопроса энергетической безопасности страны и о том, что наиболее эффективным решением будет строительство АЭС7
Помимо урановых руд Казахстан обладает значительными ресурсами ископаемого топлива (нефть, природный газ и уголь), что с одной стороны обусловливает целесообразность использования именно этих ресурсов для производства электроэнергии, но с другой стороны, может рассматриваться и как препятствие в вопросах диверсификации источников электроэнергии [10]. В 2015 г. около 90% от общего количества выработанной электроэнергии в Казахстане было произведено за счет ископаемого топлива, при этом уголь и газ являются основными природными ресурсами, используемыеми в производстве электроэнергии. Единственный значительный энергоисточник, использующий возобновляемые ресурсы - гидроэнергетика, составляет около 10% от общего объема производства электроэнергии, в то время как другие возобновляемые источники, например, энергия, вырабатываемая мини-ГЭС, биомассы, ветроэнергетика и солнечная энергия составляли менее 1% от общего объема в системе топливно-энергетического баланса страны [9].
При этом, единственная действующая в стране промышленная атомная электростанция была закрыта в 1999, а вопрос о строительстве новой находится на стадии переговоров. В случае принятия решения о необходимости ее строительства, подрядчиком работ с высокой вероятностью может стать российская корпорация «Росатом»8. В то же время, на сегодняшний день в стра-
не работают несколько исследовательских атомных реакторов [11]. Несмотря на отсутствие в Казахстане работающих промышленных мощностей, в Республике существует развитая правовая база в области использования атомной энергии, представленная, в частности Законом РК от 12 января 2016 г. № 442^ ЗРК «Об использовании атомной энергии»9, Постановлениями Правительства «Об утверждении технического регламента «Ядерная и радиационная безопасность атомных станций»10, «Об утверждении Правил выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения»11, которая наряду с атомным законодательством Российской Федерации, при необходимости может быть положена в основу единого наднационального международно-правового акта в области использования атомной энергии, в случае принятия решения о совместных инициативах в атомной отрасли [12].
Рассматривая Казахстан, как действующего члена СНГ, отдельного внимания заслуживает вопрос, касающийся отказа Казахстана от ядерного вооружения и проведения ядерных испытаний. С момента обретения независимости в 1991 году один из основных внешнеполитических векторов страны был сосредоточен на ядерных вопросах. Наряду с Украиной и Беларусью, страна вошла в историю, оповестив международное сообщество о своем решении отказаться от своего ядерного наследия. Позже стране удалось позиционировать себя как опору режима нераспространения, включая кампанию за прекращение ядерных испытаний [13].
Так с момента первого испытания ядерного оружия в 1949 году в казахстанском городе Семей произошло около 500 ядерных испытаний, в том числе 200 надземных. Астана признала полмиллиона человек официально пострадавшими от ядерных испытаний, что побудило Первого президента Назарбаева Н.А. отметить этот вопрос на наивысшем государственном уров-
Н
X
ы >
о х о
Д >
сг
В
СП >
> СП
О
СП
О
7 Токаев: Нам позарез нужна чистая атомная энергия // https://forbes.kz/process/energetics/tokaev_nam_pozarez_nujna_ chistaya_atomnaya_energiya (дата обращения 30.04.2022)
8 Казахстан начал переговоры с Росатомом о возможном строительстве АЭС // https://forbes.kz/process/energetics/ kazahstan_nachal_peregovoryi_s_rosatomom_po _povodu_vozmojnogo_stroitelstva_aes/?utm_source=forbes&utm_ medium=incut&utm_campaign=266322 (дата обращения 30.04.2022)
9 Об использовании атомной энергии. Закон Республики Казахстан от 12 января 2016 года № 442-VЗРК. // https://adilet. zan.kz/rus/docs/Z1600000442 (дата обращения 30.04.2022)
10 Об утверждении технического регламента «Ядерная и радиационная безопасность атомных станций». Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2010 года № 683. //https://adilet.zan.kz/rus/docs/P100000683_(дата обращения 30.04.2022)
11 Об утверждении Правил выбора площадки размещения ядерных установок и пунктов захоронения. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2016 года № 301. // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000301 (дата обращения 30.04.2022)
х
е о
"О
2 >
С
"О
CL
< Z
CL
О
е
X
о
сп О
СП <
не, сравнив его с трагедией на Хиросиме. Этот непосредственный опыт воздействия ядерного оружия сформировал у населения устойчивое неприятие ядерных технологий [13]. Как, можно отметить, сомнения казах-станцев в вопросах использования ядерных технологий не лишены весомых оснований и имеют глубокую предысторию.
В этой связи, Казахстан неоднократно выступал на международном уровне с инициативами, касающимися нераспространения ядерного оружия и направленных на обеспечение условий для формирования мира, свободного от ядерного вооружения. На достижение этих целей направлены инициативы бывшего президента республики Н. Назарбаева по принятию в рамках ООН Всеобщей декларации безъядерного мира, инициатива «Атом» по подготовке петиции главам12 государств и правительств, которые еще не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор по всеобщему запрещению ядерных испытаний [14].
В настоящее время, Казахстан стремится использовать свой опыт в урановой отрасли путем переговоров о передаче технологий со своими международными партнерами, включая США, Канаду, Китай и Россию, возможно, в обмен на сырье. Для повышения ядерной безопасности Казахстаном была запущена программа по безопасному обращению с высокообогащенным ураном (ВОУ) на своей территории и по минимизации использования ВОУ-технологий в гражданском цикле. Достижения в этой области включают перевод атомного исследовательского реактора ВВР-К на низкообогащенное урановое топливо, разбавление ВОУ из Института ядерной физики в Алматы в низкообогащен-ный уран на Ульбинском металлургическом заводе и перевод для безопасного хранения отработавшего топлива из реактора в Манги-
стау (Мангышлакский энергозавод)13.
К августу 2015 года высокие стандарты ядерной безопасности позволили Казахстану достичь соглашения с МАГАТЭ о создании банка низкообогащенного урана (НОУ). К концу 2017 года в Казахстане было завершено строительство хранилища НОУ-банка, а в 2019 - на Ульбинский металлургический завод поступила первая партия низкообога-щенного урана14.
В масштабе стран СНГ с 2011 года функционирует Рамочная программа сотрудничества государств - участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «СОТРУДнИчЕСТВО «АТОМ - СНГ», ориентированная на совершенствование национальной и межгосударственной правовой базы в данной промышленной отрасли, а также Межгосударственная целевая программа15 «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производ-ств»16. В ходе конференции было отмечено, что экспертами международных рабочих групп комиссии подготовлены проекты новых документов, которые определят ее дальнейшую деятельность — Рамочная программа сотрудничества государств - участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2030 года и План мероприятий по реализации Рамочной программы сотрудничества государств - участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период 2021-2025 годы, в последствии принятые на заседании Совета глав правительств СНГ17.
В ходе заседания был одобрен проект меморандума о создании ассоциации органов регулирования безопасности в области использования атомной энергии стран СНГ и организаций, осуществляющих их научно-техническую поддержку18. Планируется,
< СП
ь
-О
с;
ш £
Ч О X
о <
СП
X
ь
12 Стратегия Казахстан 2050 - Е. Идрисов выступил на Конференции по разоружению и 28-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве http://strategy2050.kz (дата обращения 30.04.2022)
13 Kazakhstan's example in promotingnuclearnon-proliferation // https://www.oxan.com/media/1960/kazakhstan-nuclear-non-proliferation.pdf (дата обращения 30.04.2022)
14 В МАГАТЭ подтвердили, что Иран возобновил обогащение урана в Фордо // https://news.un.org/ru/story/2019/11/1366881 (дата обращения 30.04.2022)
15 Состоялось 21-е заседание Комиссии государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях (в формате видеоконференции) // https://cis.minsk.by/news/16782/sostojalos_21-e_zasedanie_komissii_ gosudarstv_%E2%80%93_uchastnikov_sng_po_ispolzovaniju_atomnojenergii_y_mirnyhceljah(v_formate_yideokonferencii) (дата обращения 30.04.2022)
16 Об одобрении проекта Соглашения государств СНГ о сближении подходов в области использования атомной энергии в мирных целях. Распоряжение от 20 апреля 2017 года №752-р. // http://government.ru/docs/27395/ (дата обращения 30.04.2022)
17 Состоялось 21-е заседание Комиссии государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях (в формате видеоконференции) //https://e-cis.info/news/564/89054/(дата обращения 30.04.2022)
18 Состоялось 21-е заседание Комиссии государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях (в формате видеоконференции) // https://cis.minsk.by/news/16782/sostojalos_21-e_zasedanie_komissii_ gosudarstv_%E2%80%93_uchastnikov_sng_po_ispolzovaniju_atomnoj_energii_y_mirnyh_celjah_(v_formate_yideokonferencii) (дата обращения 30.04.2022)
что деятельность новой структуры будет направлена на содействие развитию сотрудничества по вопросам регулирования ядерной и радиационной безопасности на пространстве СНГ, оказание экспертной поддержки при совершенствовании системы регулирования и законодательства, укрепление связей между организациями научно-технической поддержки19.
Требующим законодательного регулирования на наднациональном уровне остается вопрос о разработке унифицированных стандартов в сфере захоронения ядерных отходов. В странах, где функционируют атомные электростанции, отработанное ядерное топливо хранится на реакторных площадках либо за их пределами20. Отсутствие стандартов обращения с отработанным топливом, приводит к ненадлежащему хранению и может представлять потенциальную и непосредственную опасность для людей и окружающей природной среды. Учитывая тот факт, чтона сегодняшний день мировые государства, как правило, не проявляют инициатив по размещению на своей территории ядерных отходов других стран, поэтому в будущем, странам, обладающим атомными мощностями, скорее всего придется размещать такие отходы на своей территории. Это, в свою очередь, предполагает наличие постоянно действующих схем его захоронения. При этом ключевым фактором при определении таких схем должна стать именно поддержка местного населения. Передовые практики в этом отношении принадлежат Финляндии и Швеции, в которых уже осуществляется строительство первых в мире хранилищ для окончательного захоронения отработанного ядерного топлива21. Для усиления доводов в пользу ядерной энергетики и обеспечения широкой поддержки населения, особую важность приобретает участие всех заинтересованных сторон на каждой стадии планирования и в течение жизненного цикла объектов атомной инфраструктуры22.
В то же время глобальный характер ядерной энергии, как с точки зрения ее преимуществ, так и проблем требует преодоление
фрагментарности международного режима ответственности за ядерный ущерб. На сегодняшний день в данной сфере правового регулирования действуют три вышеупомянутые конвенции - Парижская конвенция об ответственности третьей стороны в области ядерной энергии, Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб и Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб. Их объединяет общий принцип необходимости финансовой компенсации ядерного ущерба, однако значительно различаются по суммам, формам и механизмам предоставления компенсации. Этот фактор является, в определенном смысле, препятствием, сдерживающим развитие многостороннего сотрудничества в ядерной энергетике. Не исключено что, решением проблемы стало бы принятие дополнительного акта наднационального характера, устанавливающего взаимосвязь всех трех конвенций путем взаимного распространения преимуществ каждой из конвенций, и устраняющего коллизии, возникающие при одновременном применении этих конвенций [15].
Непосредственно в международно-правовом контексте особенно много усилий для субъектов формирования международной политики предстоит сконцентрировать на таких направлениях как сотрудничество в отраслях, смежных с атомной, прежде всего, в рамках права международной безопасности. Особую актуальность сохраняют вопросы правового регулирования, касающиеся недопущения радиологического терроризма, всеобъемлющего урегулирования ядерной проблемы на Корейском полуострове, разработка правовых режимов безъядерных зон, начала многосторонних переговоров о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия [15].
Заключение
Резюмирую данное исследование, можно отметить, что страны СНГ, обладающие мощностями для производства атомной энергии хотя, в целом хотя и привержены
19 Состоялось 21-е заседание Комиссии государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях (в формате видеоконференции) // https://cis.minsk.by/news/16782/sostojalos_21-ezasedanie_komissii_ gosudarstv_%E2%80%93_uchastnikov_sng_po_ispolzovaniju_atomnoj_energii_y_mirnyh_celjah_(vJormate_yideokonferencii) (дата обращения 30.04.2022)
20 Developing the First Ever Facility for the Safe Disposal of Spent Fuel https://www.iaea.org/newscenter/news/developing-the-first-ever-facility-for-the-safe-disposal-of-spent-fuel (дата обращения 30.04.2022)
21 Nuclear power for a clean-energy future // https://www.iaea.org/sites/default/files/bull584-nov2017corr.pdf (дата обращения 30.04.2022)
22 Nuclear power for a clean-energy future // https://www.iaea.org/sites/default/files/bull584-nov2017corr.pdf (дата обращения 30.04.2022)
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
> СП
О
СП
О
X
е о
"U
2 А
JZ
"и
целям декарбонизации и уменьшения антропогенного влияния на окружающую среду, однако тяготеют к продвижению ядерных технологий, чему свидетельствует строительство новых атомных мощностей в Беларуси. Для России развитие атомной энергетики в гражданских целях имеет не только эконмическое значение, но и стратегическое в политическом отношении, а также статусное - направленное на достижение признания страны в качестве «энергетической сверхдержавы». Взаимодействие стран СНГ в атомной сфере, где главенствует Российская Федерация, развивается на консультационно-совещательном уровне и расширение действия правового регулирования в этой плоскости на сегодняшний день может иметь место лишь в случае строительства новых мощностей или разработки и применения новых технологий в атомной сфере.
Говоря о законодательном регулировании стран ЕС в сфере атомной энергетики, можно отметить, что оно на сегодняшний день является вполне целостным и подроб-
ным. В целом можно предположить, что будущее международное законодательное регулирование стран Европейского Союза будет основываться главным образом на актах мягкого права (актах рекомендательного характера), предоставляя странам-участницам проводить независимую внутреннюю политику в этом отношении. При этом современные тенденции указывают на то, что для стран СНГ, в частности для России и Беларуси правовое регулирование, в атомной энергетике в ближайшем будущем будет иметь двухстороннюю направленность, относящуюся преимущественно к вопросам операционного, инвестиционного и технического характера. О том, что существуют какие-либо предпосылки для принятия наднациональных документов в сфере регулирования атомной энергетики, распространяющихся на СНГ, на сегодняшний день утверждать нельзя. При этом национальное правовое регулирование в атомной отрасли будет оставаться главенствующим.
ЛИТЕРАТУРА
1. Al-Masri A.N., Al-Assaf Y. (Eds.). (2020). Sustainable Development and Social Responsibility - Volume 2. Advances in Science, Technology & Innovation. - [Электронный ресурс]. - Ре-
g жим доступа: https://vdoc.pub/documents/sustainable-development-and-social-responsibility-А, volume-2-69m9b2ucq6q0 (дата обращения 30.04.2022)
2. Козлов В.В., Захаров А.К. Инновационное развитие электроэнергетики России и ее " роль в обеспечении энергетической безопасности страны (на примере развития атомной ^ энергетики). //Инновации и инвестиции. - 2015. -№1. - С.65-71. - [Электронный ресурс]. s - Режим доступа: http://elib.biblioatom.ru/text/kozlov_innovatsionnoe-razvitie_2015/go,0/
(дата обращения 30.04.2022) g 3. Cherp A., Vinichenko V, Jewell J., Suzuki M., Antal M. Comparing electricity transitions: e A historical analysis of nuclear, wind and solar power in Germany and Japan. //Energy Policy. -i V.101. -P.612-628.
о 4. Пантелей Д.С. Особенности международного сотрудничества в области атомной
0 энергетики на современном этапе. //Модернизация. Инновации. Развитие. - 2017. -Т.8. -ci № 3. - С. 368-375. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/www.elibrary.ru/item. s asp?id=30021537 (дата обращения 30.04.2022)
m 5. Ализаде Л.Н. Современные тенденции развития и правового регулирования мирового ^ рынка нефти: Магистерская диссертация: - Баку, 2016. - 93 с.
ш 6. Плачкова С.Г. 2.3 Правовое регулирование атомной энергетики в Европейском Союзе $ - Энергетика: история, настоящее и будущее. - [Электронныйресурс]. - Режим доступа:
1 // http://energetika.in.ua/ru/books/book-5/part-4/section-2/2-3 (дата обращения 30.04.2022)
^ 7. Право Европейского Союза: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры < / Под ред. А.Х. Абашидзе, А.О. Иншаковой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 482 с.
8. Сарсембаев М.А. Выявление и решение проблем нормативно-правового регулирования g экологии при строительстве и эксплуатации атомных электростанций в странах ЕАЭС. I //Вестник института законодательства Республики Казахстан. - 2016. - №2 (43). - [Элек-* тронный ресурс]. - Режим доступа: // https://elibrary.ru/item.asp?id=36867702 (дата обра-р щения 30.04.2022)
ш 9. Ahmad S., Nadeem A., Akhanova G., Houghton T., Muhammad-Sukki F. Multi-criteria evaluation of renewable and nuclear resources for electricity generation in Kazakhstan. //Energy.
- V.141 - P. 1880-1891.
10. Eshchanov B.R., Stultjes M.G.P., Eshchanov R.A., Salaev S.K. Prospects of renewable energy penetration in Uzbekistan - Perception of the Khorezmian people. // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2013. - V.21. - P. 789-797.
11. Koch N., Tynkkynen VP. The geopolitics of renewables in Kazakhstan and Russia. // Geopolitics. - 2021. V.2(26). - P. 521-540.
12. ЛизиковаМ.С. Правовой анализ атомного законодательства Республики Казахстан // «Научные разработки: евразийский регион»: материалы Международной научной конференции. Монография. - Москва: Издательство Инфинити. - 2017. - С. 113-119
13. Maitre E. Kazakhstan's nuclear policy: an efficient niche diplomacy? Note no. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.frstrategie.org/en/publications/notes/kazakhstans-nuclear-policy-efficient-niche-diplomacy-2018 (дата обращения 30.04.2022)
14. Алейник С.Ф. Актуальные вопросы разоружения и ограничения вооружений: взгляд из Женевы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // https://elibrary.ru/item. asp?id=36867702 (дата обращения 30.04.2022)
15. ЛысенкоМ.Н. Международное ядерное право - это отрасль международного права? //Московский журнал международного права. - 2016. - №4 (104). - С. 11-20. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30644001(дата обращения 30.04.2022)
REFERENCES
1. Al-Masri A.N., Al-Assaf Y. (Eds.). (2020). Sustainable Development and Social Responsibility
- Volume 2. Advances in Science, Technology & Innovation. - [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://vdoc.pub/documents/sustainable-development-and-social-responsibility-volume-2-69m9b2ucq6q0 (data obrashhenija 30.04.2022)
2. Kozlov V.V., Zaharov A.K. Innovacionnoe razvitie jelektrojenergetiki Rossii i ee rol' v obespechenii jenergeticheskoj bezopasnosti strany (na primere razvitija atomnoj jenergetiki). // Innovacii i investicii. - 2015. -№1. - S.65-71. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://elib. biblioatom.ru/text/kozlov_innovatsionnoe-razvitie_2015/go,0/ (data obrashhenija 30.04.2022) е
3. Cherp A., Vinichenko V, Jewell J., Suzuki M., Antal M. Comparing electricity transitions: Н A historical analysis of nuclear, wind and solar power in Germany and Japan. //Energy Policy. - к V.101. - P. 612-628. н
4. Pantelej D.S. Osobennosti mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti atomnoj jenergetiki Т na sovremennom jetape. //Modernizacija. Innovacii. Razvitie. - 2017. -T.8. - № 3. - S. 368-375. У
- [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:/www.elibrary.ru/item.asp?id=30021537 (data 5 obrashhenija 30.04.2022) К
5. Alizade L.N. Sovremennye tendencii razvitija i pravovogo regulirovanija mirovogo rynka Н nefti: Magisterskaja dissertacija: - Baku, 2016. - 93 s. Д
6. Plachkova S.G. 2.3 Pravovoe regulirovanie atomnoj jenergetiki v Evropejskom Sojuze - Е Jenergetika: istorija, nastojashhee i budushhee. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: // С http://energetika.in.ua/ru/books/book-5/part-4/section-2/2-3 (data obrashhenija 30.04.2022) ^
7. Pravo Evropejskogo Sojuza: uchebnik i praktikum dlja bakalavriata i magistratury / Pod И red. A.H. Abashidze, A.O. Inshakovoj. -M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2016. - 482 s. p
8. Sarsembaev M.A. Vyjavlenie i reshenie problem normativno-pravovogo regulirovanija О jekologii pri stroitel 'stye i jekspluatacii atomnyh jelektrostancij v stranah EAJeS. // Vestnik g instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan. - 2016. - №2 (43). - [Jelektronnyj resurs]. - И Rezhim dostupa: //https://elibrary.ru/item.asp?id=36867702 (data obrashhenija 30.04.2022) ф
9. Ahmad S., Nadeem A., Akhanova G., Houghton T., Muhammad-Sukki F. Multi-criteria М evaluation of renewable and nuclear resources for electricity generation in Kazakhstan. //Energy. Ц
- V.141 - P. 1880-1891. 5
10. Eshchanov B.R., Stultjes M.G.P., Eshchanov R.A., Salaev S.K. Prospects of renewable 5 energy penetration in Uzbekistan - Perception of the Khorezmian people. // Renewable and 5 Sustainable Energy Reviews. - 2013. - V.21. - P. 789-797. 7
11. Koch N., Tynkkynen VP. The geopolitics of renewables in Kazakhstan and Russia. // — Geopolitics. - 2021. V.2(26). - P. 521-540. °
12. Lizikova M.S. Pravovoj analiz atomnogo zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan // «Nauchnye razrabotki: evrazijskij region»: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Monografija. - Moskva: Izdatel'stvo Infiniti. - 2017. - S. 113-119.
13. Maitre E. Kazakhstan S nuclear policy: an efficient niche diplomacy? Note no. - [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.frstrategie.org/en/publications/notes/kazakhstans-nuclear-policy-efficient-niche-diplomacy-2018 (data obrashhenija 30.04.2022)
14. Alejnik S.F. Aktual'nye voprosy razoruzhenija i ogranichenija vooruzhenij: vzgljad iz Zhenevy. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: // https://elibrary.ru/item.asp?id=36867702 (data obrashhenija 30. 04.2022)
15. Lysenko M.N. Mezhdunarodnoe jadernoe pravo - jeto otrasl' mezhdunarodnogo prava? // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. - 2016. - №4 (104). - S. 11-20. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30644001(data obrashhenija 30.04.2022)
CL
< z
CL
O 0 X
o
m O
m <
<
m
b -Q
LU tí CI O x
o <
en
S=
x
b
ZQAI