ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
УДК 341.018
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМОВ В ОТНОШЕНИИ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Морозов Ю.В., Пограничное управление ФСБ России по Камчатскому краю, г. Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация, [email protected]
Предметом данного исследования являются международные правовые акты, формирующие правовые режимы в отношении иностранных граждан, находящихся на территории чужого государства. Целью работы является выявление и обоснование особенности формирования в государствах пребывания иностранных граждан правовых режимов в отношении данной категории лиц посредством норм международного права. В результате проведенного анализа международных правовых актов автором сделаны выводы и представлены две основные группы актов, устанавливающих правовые режимы в отношении иностранных граждан. Автором раскрываются обстоятельства, при которых в отношении иностранных граждан, находящихся на территории чужого для них государства, могут применяться меры репрессивного характера и вводиться ограничения их прав и свобод. Исследуя нормы международного права, автор пришел к выводу, что государство, на территории которого находятся иностранные граждане, на основании международного законодательства, вправе самостоятельно устанавливать ограничения в отношении иностранных граждан путем введения режимных правил, определяющих порядок их въезда, пребывания, проживания и выезда с территории страны. Кроме этого государство в интересах собственности безопасности в отношении иностранных граждан вправе применять меры репрессивного характера и вводить определенные ограничения. В работе рассматривается правой статус апатридов (лицами без гражданства) и беженцев, устанавливаемый международными правовыми актами. Представлены особенности международно-правового регулирования режимов в отношении иностранных граждан.
Ключевые слова: международное право, иностранный гражданин, апатрид, беженец, въезд, пребывание, передвижение, выезд, безопасность, правила, контроль, правовой статус, права, режим, государство.
INTERNATIONAL LEGAL ADJUSTMENTS OF THE REGIMES CONCERNING FOREIGN CITIZENS
Morozov Y.V., Kamchatka Border Guard Directorate of the FSB of Russia, Petropavlovsk-Kamchatski, Russian Federation, [email protected]
The subject of the study is international legal acts which form legal regimes concerning foreign citizens reside at the foreign state territory. The purpose of the study is revelation and basing of the legal regimes regarding foreign citizens by means of international law in the different host states. Two main groups of acts which determine legal regime regarding foreign citizens were made as a result of the analysis held by the author and some conclusions were made. The circumstances which can cause repressive actions and some conclusions were made. The circumstances which can cause repressive actions and limitations of one's rights and liberties against foreign citizens which are situated at foreign state are revealed by author. In the process of studying of the international law author came to the conclusion that state at which territory foreign citizens are situated may implement restrictions regarding foreign citizens according to the international law. Restrictions in such spheres as entrance, stay, resident and departure from the state territory. Moreover, state may implement repressive arrangements and introduce definite restrictions against foreign citizens in the interests of its own security. Legal status of apatrides and refugees stated by international law acts was examined in the study. Peculiarities of international law regime regulations regarding foreign citizens were exposed.
Key words: international law, foreign citizen, apatride, refugee, arrival, residence, movements, departure, security, rules, control, legal status, rights, regime, state.
Иностранные граждане, как особые субъекты правоотношений, возникающих в процессе реализации правовых режимов, устанавливаемых в отношении данной категории лиц, находящихся на территории государства, наделяются определенны-
ми правами и обязанностями законодательством страны пребывания с учетом норм международного права.
Как отмечается в юридической литературе [1; 29; 30], одним из основных элементов правовых
режимов является правовой статус субъектов правоотношений. Не являются исключением и правовые режимы в отношении иностранных граждан [более подр. см. 18].
По своей природе, правовой статус иностранных граждан определяется предоставленными им законодательством страны пребывания правами, возложенными на них обязанностями и установленной нормами права ответственностью [21].
Так, правовой статус иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Конституции Российской Федерации определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации [15, ч. 3 ст. 62].
Кроме этого, данная правовая норма признает первичность норм международного права в системе национального законодательства, определяя, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [15, ч.4 ст. 15].
Как мы видим, государство уравнивает в правах иностранных граждан, законно находящихся на территории страны, с гражданами Российской Федерации.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что система норм международного права, устанавливающих права и свободы человека, является основой и обязательным условием формирования правовых режимов в отношении иностранных граждан в государстве пребывания.
Как справедливо отмечают А.В. Малько и Н.И. Матузов: «Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании» [16].
Из общего числа международных правовых актов, устанавливающих правовые режимы в отношении иностранных граждан, по мнению автора, следует выделить две группы правовых актов: 1) регулирующие правовое положение иностранных граждан; 2) устанавливающие режимные правила в отношении иностранных граждан.
Перед тем, как рассмотреть данные правовые акты отметим, что в некоторых международных
правовых актах, регулирующих правовые режимы в отношении иностранных граждан, идет упоминание об «иностранцах», под которыми понимаются любые лица, не являющиеся гражданами государства, в котором они находятся [3], т.е. более широкое понятие по отношению к понятию «иностранный гражданин», в связи с чем, автором в данной статье будут цитироваться, анализироваться и делаться выводы с учетом понятий, указанных в исследуемых международных правовых актах.
Так, Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) [26], являясь многосторонним договором, заложил основу для развития взаимодействия между государствами в сфере обеспечения защиты прав человека. Через три года с момента принятия данного Устава на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека [2], в которой закреплен перечень основополагающих прав и свобод человека. Данная декларация гарантирует каждому человеку право на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах любого государства. Также она определила, что каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Универсальным международным правовым актом, регулирующим правовое положение иностранных граждан, является Международный пакт о гражданских и политических правах (далее - Пакт). Рассматриваемый нами Пакт, подписанный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. [17], предоставляет каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, в пределах этой территории право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.
Данный документ также регулирует вопросы безопасности государств, на территории которых пребывают иностранные граждане. Так, в нем указано, что права иностранных граждан, находящихся на территории другого государства, не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или других прав и свобод, и совместимы с признаваемыми в Пакте другими правами.
Затрагивая вопросы безопасности государств, на территории которых пребывают иностранные граждане, пакт предусматривает, что иностранцы, законно находящиеся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, могут быть высланы только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если это необходимо в интересах государственной безопасности.
В качестве базового документа следует рассмотреть Декларацию о правах человека в отноше-
нии лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятую 13 декабря 1985 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 40/144 [3].
Декларация дает определение понятия «иностранец». Кроме этого, данный правовой акт возлагает обязанности на иностранцев соблюдать законы государства, в котором они проживают или находятся и с уважением относиться к обычаям и традициям народа этого государства. Декларация также наделяет иностранцев следующими правами: правом покидать страну; правом на свободное выражение своего мнения; правом на мирные собрания; правом владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, с учетом внутреннего законодательства; правом на свободное передвижение и свободу выбора места жительства в границах государства.
Наделяя иностранцев определенными правами, Декларация также предусматривает в отношении их репрессивные методы, определяя, что иностранец, находящийся на территории государства на законном основании, может быть выслан с территории этого государства только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и если это обусловлено интересами государственной безопасности государства.
Следует отметить, что Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, представляет собой универсальный документ, рекомендации которого направлены на решение вопросов, связанных с пребыванием иностранцев в любом государстве. Тем самым, данный документ можно отнести к группе международных правовых актов, регулирующих как правовое положение иностранцев в государстве пребывания, так и определяющих порядок въезда, пребывания, проживания, передвижения и выезда за ее пределы.
Особенностью данного правового акта является то, что иностранцы пользуются правами в соответствии с законодательством государства пребывания и с учетом соответствующих международных норм.
Вступление Российской Федерации в Совет Европы, состоявшееся 15 января 1996 г., явилось важным шагом приближения национального законодательства к общепризнанным международным стандартам в области прав человека и гражданина, и, иностранного гражданина в частности.
В феврале 1996 г. Россия, присоединившись [20] к Уставу Совета Европы [27], подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод [5], Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания [6], Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств [25], а также другие правовые акты [8, 22].
Рассматривая Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, отметим, что данный документ имеет ряд особенностей.
Указанная Европейская конвенция опреде-
ляет, что каждый иностранец имеет права на свободу и личную неприкосновенность, кроме этого, она, провозглашая права и свободы иностранных граждан, закрепляет определенные ограничения в отношении данной категории лиц в случае, если это обусловлено необходимостью обеспечения национальной безопасности и общественного порядка.
Так, в конвенции указано, что никто не может быть лишен свободы иначе как в случае законного задержания или заключения под стражу лица в целях предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.
22 ноября 1984 г. в Страсбурге был подписан Протокол № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [23]. В данном Протоколе содержится перечень защищаемых Евро-пейскойконвенцией и Протоколами к ней (ETS № 9, 46, 114) [24] прав, согласно которым иностранец, проживающий на территории какого-либо государства на законных основаниях, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения, принятого в соответствии с законом.
Закрепляя институт высылки иностранцев с территории государства пребывания, Конвенция определяет, что иностранец может быть выслан до осуществления своих прав, если такая высылка необходима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями национальной безопасности.
Очередным шагом в совершенствование правового положения иностранных граждан в Европе стало провозглашение 7 декабря 2000 года Хартии Европейского Союза об основных правах [30] - первого в истории ЕС полноценного «билля о правах» [9]. Данная Хартия охватывает своим действием 27 стран, объединенных в рамках Европейского Союза. Хартия провозгласила не только права и свободы граждан Европы, но и граждан третьих стран, находящихся на ее территории на законных основаниях.
Следует отметить, что среди международных правовых актов рассмотренные нами правовые нормы носят универсальный характер, т.к. регулируют права и основные свободы личности, в т.ч. иностранных граждан. Кроме того, они определяют основы правового подхода к формированию института прав человека на территории государств, являющихся участниками данных документов.
В 1954 г. в Нью-Йорке в соответствии с Резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета созвана Конференция полномочных представителей, на которой 28 сентября принята Конвенция о статусе апатридов [9]. Регулируя правовой статус апатридов, Конвенция определяет, что все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации.
В рассматриваемой нами Конвенции под апатридом понимается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.
Кроме этого, Конвенция предусматривает, что каждое Договаривающееся государство будет предоставлять апатридам, законно пребывающим на его территории, право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения установленных правил, а также выдавать апатридам, законно проживающим на их территории, проездные документы для передвижения за пределами их территории, поскольку этому не препятствуют уважительные причины государственной безопасности и общественного порядка. В Конвенции также указано, государства также выдавать такие проездные документы находящимся на их территории апатридам, не имеющим возможности получить проездной документ в стране своего законного проживания.
В международном праве большое внимание уделяется вопросам сокращения лиц, не имеющих гражданства. Так, в целях сокращения данной категории лиц, принят ряд международных конвенций [11, 10], одной из которых является Конвенция о сокращении безгражданства [12].
Исследуемая нами Конвенция регулирует порядок приобретения гражданства апатридами (лицами без гражданства), а также основания его прекращения, указывая, что вопросы предоставления гражданства решаются Договаривающимися государствами не только с учетом интересов апатридов, но и безопасности самого государства.
В 50-х годах прошлого столетия масштаб международных проблем, связанных с вопросами въезда беженцев на территорию любого государства, по сравнению с настоящим временем не носил столь массовый характер.
Следует признать, что после Второй мировой войны были сформулированы определенные подходы и дано определение понятию «беженец», которые были отражены в Уставе Международной организации по делам беженцев, а позднее в Уставе Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев [28].
Продолжая совершенствовать нормы международного права, регулирующие вопросы, касающиеся беженцев, 28 июля 1951 г. в Женеве была подписана Конвенция о статусе беженцев [14], которая вступила в действие только 22 апреля 1954 г.
В данной Конвенции под «беженцем» понимается лицо, которое в результате его расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или политических убеждений подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается такого преследования.
В 1959 г. в Страсбурге было подписано Соглашение [7], согласно которому беженцы, законно проживающие на территории одного из государств, являющихся участником данного соглашения, освобождаются от обязательства приобретать визы для въезда на территорию или выезда с территории другой Стороны через любую границу при условии, что обладают действительными проездными документами, выданными властями Договаривающейся
Стороны, на территории которой они законно проживают.
Продолжая совершенствовать нормативные правовые акты в отношении беженцев, в интересах защиты их прав 14 декабря 1967 года Генеральная Ассамблея, ссылаясь на свои Резолюции 1839 (XVII) от 19 декабря 1962 г., 2100 (XX) от 20 декабря 1965 г. и 2203 (XXI) от 16 декабря 1966 г., касающиеся Декларации о праве убежища, приняла Декларацию о территориальном убежище [4]. В ней рекомендуется всем другим государствам уважать убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим на то основание, включая лиц, борющихся против колониализма.
Предоставление государством территориального убежища лицу влечет за собой обязательство данного государства невыдачи лица иностранному государству. Данная Декларация определяет, что предоставление территориального убежища лицам должно предоставляться без ущерба суверенитету государств, целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Необходимо отметить, что данные международные правовые акты, формулируя самостоятельную группу, обеспечивают реализацию прав и свобод узкой категории иностранных граждан - беженцев. Позиции указанных норм нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О беженцах» [19].
Таким образом, проведенный автором анализ норм международного права, позволил сделать следующие выводы.
1. Особым субъектом режимов в отношении иностранных граждан, регулируемых международно-правовыми актами, является иностранный гражданин, т.е. лицо, способное быть участником правоотношений, а также выступать в качестве носителя прав и обязанностей, в отдельных случаях нести международно-правовую ответственность.
2. Государство, как основной субъект международного права, особенной чертой которого является суверенность, самостоятельно устанавливает ограничения в отношении иностранных граждан путем установления режимных правил, определяющих порядок их въезда, пребывания, проживания и выезда с территории страны. Кроме этого если это необходимо в интересах собственности безопасности в отношении иностранных граждан применяет меры репрессивного характера, вводит определенные ограничения.
3. Исследование вопросов международно-правового регулирования режимов в отношении иностранных граждан позволило прийти к выводу о том, что особенность международно-правового регулирования режимов в отношении иностранных граждан заключается в следующем: 1) осуществляется при помощи норм международного права и законодательства государства пребывания иностранного гражданина; 2) предполагает равенство, единство прав и свобод иностранного гражданина с гражданином государства пребывания, если иное не
предусмотрено национальным законодательством и международным договором; 3) устанавливает правовую связь между иностранным гражданином и государством пребывания; 4) направлено на урегулирование противоречий, возникающих при реали-
зации иностранным гражданином своих прав и обязанностей в государстве пребывания; 5) направлено на соблюдение прав иностранного гражданина.
Литература
1. Атаманчук Г. В. Административное право. М. : РАГС, 2003. С. 153.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 дек. 1948 г. : ратифиц. Рос. Федерацией 5 мая 1998 г. / Организация Объединенных Наций // Рос. газ. 1998. 10 дек.
3. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают : принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 дек. 1985 г. : ст. 1 // Действующее международное право : в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М. : Мос. независимый ин-т междунар. права, 1996. Т. I. С. 255-259.
4. Декларация о территориальном убежище : принята Резолюцией 2312 (XXII) Ген. Ассамблеи ООН от 14 дек. 1967 г. : не действует на территории Рос. Федерации // Действующее международное право : в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М. : Мос. независимый ин-т междунар. права, 1996. Т. I. С. 338339.
5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена Советом Европы на Римском конгрессе 4 нояб. 1950 г. в Риме : с изм. и доп. на 1 янв. 1990 г. : ратифиц. федер. законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ с оговоркой и заявлениями // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.
6. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS № 126 : подписана 26 нояб. 1987 г. в Страсбурге : вступила в силу 1 февр. 1989 г. : ратифиц. федер. законом от 28 марта 1998 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 36, ст. 4465.
7. Европейское соглашение об отмене виз для беженцев ETS № 31 : подписано 20 апр. 1959 г. в Страсбурге : не действует на территории Рос. Федерации // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М. : Спарк, 1998. С. 31-33.
8. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 : заключена 15 окт. 1985 г в Страсбурге : вступила в силу 1 сент. 1988 г. : ратифиц. федер. законом от 11 апр. 1998 г. № 55-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 36, ст. 4466.
9. Кашкин С. Ю. Хартия Европейского Союза об основных правах : комментарий / С. Ю. Кашкин, П. А. Калиниченко и др. М. : Юриспруденция, 2002. 208 с.
10. Конвенция о гражданстве замужней женщины : принята 29 янв. 1957 г. Резолюцией 1040 (XI) Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке : ратифиц. указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 авг. 1958 г. / Организация Объединенных Наций // Вед. Верх. Совета СССР. 1958. № 28.
11. Конвенция о правах ребенка : одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г. : ратифиц. постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 15594 / Организация Объединенных Наций // Вед. Съезда народн. депутатов СССР и Верх. Совета СССР. 1990. № 45, ст. 955.
12. Конвенция о сокращении безгражданства : принята 30 авг. 1961 г. в Нью-Йорке : не действует на территории Рос. Федерации // Действующее международное право : в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Крив-чикова. М. : Мос. независимый ин-т междунар. права, 1996. Т. I. С. 247-255.
13. Конвенция о статусе апатридов : принята 28 сент. 1954 г. Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с Резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апр. 1954 г. в Нью-Йорке : не действует на территории Рос. Федерации // Действующее международное право : в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М. : Мос. независимый ин-т междунар. права, 1996. Т. I. С. 230-243.
14. Конвенция о статусе беженцев : принята 28 июня 1951 г. в Женеве Резолюцией 429 (V) ГА ООН 14 дек. 1950 г. : ратифиц. постановлением Верховного Совета Рос. Федерации от 13 нояб. 1992 г. № 3876-1 с заявлением // Бюллетень междунар. договоров. 1993. № 9. С. 6-28.
15. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
16.Малько А. В. Теория государства и права : учеб. / А. В. Малько, Н. И. Матузов. М. : Юристъ, 2004. С. 275.
17. Международный пакт о гражданских и политических правах : подписан 16 дек. 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке : ратифиц. указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сент. 1973 г. № 4812-УШ / Организация Объединенных Наций // Вед. Верх. Совета СССР. 1976. № 17(1831), ст. 291.
18.Морозов Ю.В. Обеспечение Пограничными органами федеральной службы безопасности правовых режимов в отношении иностранных граждан (подданных): дис. ... канд. юрид. наук. М. : МПИ ФСБ
России, 2010. 283 с.
19. О беженцах : федер. закон от 19 февр. 1993 г. № 4528-I // Вед. Съезда народн. депутатов Рос. Федерации и Верх. Совета Рос. Федерации. 1993. № 12, ст. 425.
20. О присоединении России к Уставу Совета Европы : федер. закон от 23 февр. 1996 г. № 19-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 9, ст. 774.
21. Попов Л. Л. Административное право России / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. М. : Проспект, 2008. С. 78.
22. Протокол № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 46 : подписан 16 сент. 1963 г. в Страсбурге : ратифиц. федер. законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ с оговоркой и заявлением // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.
23. Протокол № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 117 : подписан 22 нояб. 1984 г. в Страсбурге : ратифиц. федер. законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ с оговоркой и заявлением // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.
24. Протокол № 9 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 140 : подписан 6 нояб. 1990 г. в Риме : ратифиц. федер. законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ с оговоркой и заявлением // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 36, ст. 4467.
25. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств ETS № 157 : принята 1 февр. 1995 г. в Страсбурге : вступила в силу 1 февр. 1998 г. : ратифиц федер. законом от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ, с заявлением // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 11, ст. 1256.
26. Устав Организации Объединенных Наций : принят 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско : ратифиц. указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 авг. 1945 г. / Организация Объединенных Наций // Международное право в документах / сост. Н. Т. Блатова. М. : Юрид. лит., 1982. С. 196-231.
27. Устав Совета Европы ETS № 1 : принят 5 мая 1949 г. в Лондоне : присоед. федер. закон от 23 февр. 1996 г. № 19-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 12, ст. 1390.
28. Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев : принят 14 дек. 1950 г. Резолюцией 428(V) Генеральной Ассамблеи ООН / Организация Объединенных Наций // Действующее международное право : в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М. : Мос. независимый ин-т междунар. права, 1996. Т. I. С. 278-283.
29.Хазанов С. Д. Правовое регулирование чрезвычайного положения в Российской Федерации (ад-мини-стративно-правовое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. С. 12.
30. Хартия Европейского Союза об основных правах : провозглашена 7 дек. 2000 г. в Ницце Европейским парламентом, Советом и Комиссией // Мос. журнал междунар. права. 2003. № 2. С. 302-314.
References
1. Atamanchuk G. V. Administrativnoe pravo. M. : RAGS, 2003. S. 153.
2. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka: prinyata na tret'ei sessii General'noi Assamblei OON Rezo-lyutsiei 217 A (III) ot 10 dek. 1948 g. : ratifits. Ros. Federatsiei 5 maya 1998 g. / Organizatsiya Ob"edinennykh Nat-sii // Ros. gaz. 1998. 10 dek.
3. Deklaratsiya o pravakh cheloveka v otnoshenii lits, ne yavlyayushchikhsya grazhdanami strany, v koto-roi oni prozhivayut : prinyata Rezolyutsiei General'noi Assamblei OON 40/144 ot 13 dek. 1985 g. : st. 1 // Deist-vuyushchee mezhdunarodnoe pravo : v 3 t. / sost. Yu. M. Kolosov, E. S. Krivchikova. M. : Mos. nezavisimyi in-t mezhdunar. prava, 1996. T. I. S. 255-259.
4. Deklaratsiya o territorial'nom ubezhishche : prinyata Rezolyutsiei 2312 (KhKhII) Gen. Assamblei OON ot 14 dek. 1967 g. : ne deistvuet na territorii Ros. Federatsii // Deistvuyushchee mezhdunarodnoe pravo : v 3 t. / sost. Yu. M. Kolosov, E. S. Krivchikova. M. : Mos. nezavisimyi in-t mezhdunar. prava, 1996. T. I. S. 338-339.
5. Evropeiskaya konventsiya o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod : zaklyuchena Sovetom Evropy na Rimskom kongresse 4 noyab. 1950 g. v Rime : s izm. i dop. na 1 yanv. 1990 g. : ratifits. feder. zakonom ot 30 marta 1998 g. № 54-FZ s ogovorkoi i zayavleniyami // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2001. № 2, st. 163.
6. Evropeiskaya konventsiya po preduprezhdeniyu pytok i beschelovechnogo ili unizhayushchego dos-toinstvo obrashcheniya ili nakazaniya ETS № 126 : podpisana 26 noyab. 1987 g. v Strasburge : vstupila v silu 1 fevr. 1989 g. : ratifits. feder. zakonom ot 28 marta 1998 g. № 44-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1998. № 36, st. 4465.
7. Evropeiskoe soglashenie ob otmene viz dlya bezhentsev ETS № 31 : podpisano 20 apr. 1959 g. v Strasburge : ne deistvuet na territorii Ros. Federatsii // Sbornik dokumentov Soveta Evropy v oblasti zashchity prav cheloveka i bor'by s prestupnost'yu. M. : Spark, 1998. S. 31-33.
8. Evropeiskaya khartiya mestnogo samoupravleniya ETS № 122 : zaklyuchena 15 okt. 1985 g v Strasburge : vstupila v silu 1 sent. 1988 g. : ratifits. feder. zakonom ot 11 apr. 1998 g. № 55-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1998. № 36, st. 4466.
9. Kashkin S. Yu. Khartiya Evropeiskogo Soyuza ob osnovnykh pravakh : kommentarii / S. Yu. Kashkin, P. A. Kalinichenko i dr. M. : Yurisprudentsiya, 2002. 208 s.
10. Konventsiya o grazhdanstve zamuzhnei zhenshchiny : prinyata 29 yanv. 1957 g. Rezolyutsiei 1040 (XI)
General'noi Assamblei OON v N'yu-Iorke : ratifits. ukazom Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 28 avg. 1958 g. / Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii // Ved. Verkh. Soveta SSSR. 1958. № 28.
11. Konventsiya o pravakh rebenka : odobrena Gen. Assambleei OON 20 noyab. 1989 g. : ratifits. post-anovleniem Verkhovnogo Soveta SSSR ot 13 iyunya 1990 g. № 1559-I / Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii // Ved. S"ezda narodn. deputatov SSSR i Verkh. Soveta SSSR. 1990. № 45, st. 955.
12. Konventsiya o sokrashchenii bezgrazhdanstva : prinyata 30 avg. 1961 g. v N'yu-Iorke : ne deistvuet na territorii Ros. Federatsii // Deistvuyushchee mezhdunarodnoe pravo : v 3 t. / sost. Yu. M. Kolosov, E. S. Krivchiko-va. M. : Mos. nezavisimyi in-t mezhdunar. prava, 1996. T. I. S. 247-255.
13. Konventsiya o statuse apatridov : prinyata 28 sent. 1954 g. Konferentsiei polnomochnykh predstavitelei, sozvannoi v sootvetstvii s Rezolyutsiei 526 A (XVII) Ekonomicheskogo i Sotsial'nogo Soveta ot 26 apr. 1954 g. v N'yu-Iorke : ne deistvuet na territorii Ros. Federatsii // Deistvuyushchee mezhdunarodnoe pravo : v 3 t. / sost. Yu. M. Kolosov, E. S. Krivchikova. M. : Mos. nezavisimyi in-t mezhdunar. prava, 1996. T. I. S. 230-243.
14. Konventsiya o statuse bezhentsev : prinyata 28 iyunya 1951 g. v Zheneve Rezolyutsiei 429 (V) GA OON 14 dek. 1950 g. : ratifits. postanovleniem Verkhovnogo Soveta Ros. Federatsii ot 13 noyab. 1992 g. № 3876-1 s zayavleniem // Byulleten' mezhdunar. dogovorov. 1993. № 9. S. 6-28.
15. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii : prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g. // Sobr. zako-nodatel'stva Ros. Federatsii. 2014. № 31, st. 4398.
16.Mal'ko A. V. Teoriya gosudarstva i prava : ucheb. / A. V. Mal'ko, N. I. Matuzov. M. : Yurist", 2004. S.
275.
17. Mezhdunarodnyi pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh : podpisan 16 dek. 1966 g. Rezolyutsiei 2200 (XXI) na 1496-m plenarnom zasedanii General'noi Assamblei OON v N'yu-Iorke : ratifits. ukazom Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 18 sent. 1973 g. № 4812-VIII / Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii // Ved. Verkh. Soveta SSSR. 1976. № 17(1831), st. 291.
18.Morozov Yu.V. Obespechenie Pogranichnymi organami federal'noi sluzhby bezopasnosti pravovykh rez-himov v otnoshenii inostrannykh grazhdan (poddannykh): dis. ... kand. yurid. nauk. M. : MPI FSB Rossii, 2010. 283 s.
19. O bezhentsakh : feder. zakon ot 19 fevr. 1993 g. № 4528-I // Ved. S"ezda narodn. deputatov Ros. Federatsii i Verkh. Soveta Ros. Federatsii. 1993. № 12, st. 425.
20. O prisoedinenii Rossii k Ustavu Soveta Evropy : feder. zakon ot 23 fevr. 1996 g. № 19-FZ // Sobr. zako-nodatel'stva Ros. Federatsii. 1996. № 9, st. 774.
21. Popov L. L. Administrativnoe pravo Rossii / L. L. Popov, Yu. I. Migachev, S. V. Tikhomirov. M. : Prospekt, 2008. S. 78.
22. Protokol № 4 k Evropeiskoi konventsii o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod ETS № 46 : podpisan 16 sent. 1963 g. v Strasburge : ratifits. feder. zakonom ot 30 marta 1998 g. № 54-FZ s ogovorkoi i zayavleniem // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2001. № 2, st. 163.
23. Protokol № 7 k Evropeiskoi konventsii o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod ETS № 117 : podpisan 22 noyab. 1984 g. v Strasburge : ratifits. feder. zakonom ot 30 marta 1998 g. № 54-FZ s ogovorkoi i zayavleniem // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2001. № 2, st. 163.
24. Protokol № 9 k Evropeiskoi konventsii o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod ETS № 140 : podpisan 6 noyab. 1990 g. v Rime : ratifits. feder. zakonom ot 30 marta 1998 g. № 54-FZ s ogovorkoi i zayavleniem // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1998. № 36, st. 4467.
25. Ramochnaya konventsiya o zashchite natsional'nykh men'shinstv ETS № 157 : prinyata 1 fevr. 1995 g. v Strasburge : vstupila v silu 1 fevr. 1998 g. : ratifits feder. zakonom ot 18 iyunya 1998 g. № 84-FZ, s zayavleniem // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1999. № 11, st. 1256.
26. Ustav Organizatsii Ob"edinennykh Natsii : prinyat 26 iyunya 1945 g. v San-Frantsisko : ratifits. ukazom Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 20 avg. 1945 g. / Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii // Mezhdunarodnoe pravo v dokumentakh / sost. N. T. Blatova. M. : Yurid. lit., 1982. S. 196-231.
27. Ustav Soveta Evropy ETS № 1 : prinyat 5 maya 1949 g. v Londone : prisoed. feder. zakon ot 23 fevr. 1996 g. № 19-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1997. № 12, st. 1390.
28. Ustav Upravleniya Verkhovnogo komissara Organizatsii Ob"edinennykh Natsii po delam bezhentsev : prinyat 14 dek. 1950 g. Rezolyutsiei 428(V) General'noi Assamblei OON / Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii // Deistvuyushchee mezhdunarodnoe pravo : v 3 t. / sost. Yu. M. Kolosov, E. S. Krivchikova. M. : Mos. nezavisimyi in-t mezhdunar. prava, 1996. T. I. S. 278-283.
29. Khazanov S. D. Pravovoe regulirovanie chrezvychainogo polozheniya v Rossiiskoi Federatsii (admini-strativno-pravovoe issledovanie) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 1996. S. 12.
30. Khartiya Evropeiskogo Soyuza ob osnovnykh pravakh : provozglashena 7 dek. 2000 g. v Nitstse Evro-peiskim parlamentom, Sovetom i Komissiei // Mos. zhurnal mezhdunar. prava. 2003. № 2. S. 302-314.
Поступила в редакцию 20 апреля 2015 г.
Received 20 April, 2015