Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григоревский Виктор Андреевич

В данной статье проводится сравнительный анализ норм различных государств, касающихся прав коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры, как между собой, так и на их соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. В результате рассмотрения данного вопроса были выявлены схожие черты в применении международно-правовых норм разными государствами. Был сделан вывод о том, что данное право в практике различных государств является относительно обеспеченным, но судя по общемировым тенденциям вырождения культуры целых народов и их групп, данное право нельзя считать полностью гарантированным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григоревский Виктор Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE RIGHTS OF INDIGENOUS PEOPLES TO PRESERVE AND DEVELOP THEIR CULTURE

This article presents a comparative analysis of the regulations of the various states regarding the rights of indigenous peoples to maintain and develop their culture, both among themselves and on their compliance with the universally recognized principles and norms of international law. As a result, consideration of the matter, it was concluded that this right in practice, different states is relatively secure, but judging by the worldwide cultural trends degeneration of whole nations and groups of nations, this right can not be considered fully guaranteed.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ»

DOI: 10.15393/j102.art.2017.482 УДК 341.01

Международно-правовое регулирование прав коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры

Григоревский Виктор Андреевич ПетрГУ, Юридический Факультет Ломоносова 63, Петрозаводск, yearmac@mail.ru

Аннотация. В данной статье проводится сравнительный анализ норм различных государств, касающихся прав коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры, как между собой, так и на их соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. В результате рассмотрения данного вопроса были выявлены схожие черты в применении международно-правовых норм разными государствами. Был сделан вывод о том, что данное право в практике различных государств является относительно обеспеченным, но судя по общемировым тенденциям вырождения культуры целых народов и их групп, данное право нельзя считать полностью гарантированным.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, права на сохранение культуры, международно-правовые нормы, зарубежный опыт.

International legal regulation of the rights of indigenous peoples to preserve and

develop their culture

Grigorevskiy Viktor Angreevich Lomonosova 63, Petrozavodsk

PetrSU yearmac@mail.ru

Abstract. This article presents a comparative analysis of the regulations of the various states regarding the rights of indigenous peoples to maintain and develop their culture, both among themselves and on their compliance with the universally recognized principles and norms of international law. As a result, consideration of the matter, it was concluded that this right in practice, different states is relatively secure, but judging by the worldwide cultural trends degeneration of whole nations and groups of nations, this right can not be considered fully guaranteed.

Keywords: indigenous peoples, the right to the preservation of culture, international law, foreign experience.

Введение

Существует множество определений культуры, одно из них - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества определенного народа. В. А. Кряжков относит к культуре язык, религию, искусства, знания, нормы поведения, обычаи, а также

146

объекты материальной культуры. Совокупность данных элементов отличает один народ от другого, является результатом его исторического развития, составляет предмет гордости. Именно поэтому сохранению культуры посвящено множество нормативных актов, а проблемами данной области занимаются сотни организаций по всему миру.

Проблема сохранения культурного наследия народов становится особенно острой в контексте рассмотрения правового статуса коренных малочисленных народов, ведь их культура находится под постоянным давлением со стороны других, доминирующих в данном государстве, что порождает либо вырождение отдельных ее компонентов, либо ее полное исчезновение.

В данной статье хотелось бы провести сравнительный анализ правовых норм различных государств, касающихся проблемы прав коренных народов на сохранение и развитие своей культуры, как между собой, так и на предмет их соответствия принципам международного права, причем за основу будет взято отечественное законодательное понимание термина коренных малочисленных народов. А также высказать авторскую точку зрения относительно обеспечения данных прав.

Как уже было сказано, проблеме сохранения культуры посвящено множество актов. В первую очередь закрепление данных прав нашло свое отражение в дублирующих друг друга статье 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статье 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которых указано, что обеспечение культурного развития является одним из наиболее важных проявлений права народа на самоопределение. Данные нормы являются общими для всех народов, однако в этих документах есть и специальные нормы, касающиеся защиты прав именно коренных малочисленных народов. Например, в статье 27 вышеназванного пакта установлено, что в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Специальным актами, посвященными данной проблеме, можно назвать Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169 МОТ) и принятую на ее основе Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. В частности в последней указано, что, во-первых, коренные малочисленные народы вправе самостоятельно определять и развивать свои культурные институты, во-вторых, данные народы имеют право на защиту от принудительной ассимиляции или воздействия в целях уничтожения их культуры, в-третьих, коренные малочисленные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных, религиозных и медицинских традиций и обычаев, а также их распространение через средства массовой информации или систему образования. Государства, в свою очередь, обязаны в полной мере обеспечить данные права.

Государства-правоприменители, следуя нормам и принципам международного права, реализуют на практике данные положения, как правило закрепляя данные права в специальных законах или соглашениях с представителями коренных малочисленных народов.

Скандинавские страны, на территории которых проживают саамы, закрепляют свою обязанность сохранения и развития языка, культуры и образа жизни народности Саами (например, данная норма отражена в статье 110 Конституции Королевства Норвегия). Помимо нормативного закрепления большую роль в обеспечении данного права играют представительные органы коренных малочисленных народов, к примеру, Саамский Парламент Швеции, который, согласно одноименному закону от 1992 года,

является специализированным органом, осуществляющим мониторинг проблем сохранения и развития традиционной культуры саамов. Схожие нормы присутствуют и в Акте о Нунавуте от 10 июня 1993 года, в котором за органами самоуправления данной территории признается право принимать нормативные акты, касающиеся сохранения объектов культурного наследия, имеющих особую ценность для народа инуитов.

В Конституции Российской Федерации нет четко определенного права коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры, однако здесь можно согласиться с В. А. Кряжковым, заявляющим, что системный анализ норм Конституции ясно дает понять, что данное право признается. Это выражается в признании идеологического многообразия, в признании международных принципов и норм частью правовой системы Российской Федерации, в признании прав коренных малочисленных народов, а также в гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от дискриминационных оснований. Специальное регулирование прав коренных малочисленных народов осуществляется Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" 1999 года, в статье 10 которого указано, что лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) сохранять и развивать родные языки;

2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;

4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;

6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

Данные права обеспечиваются федеральными органами власти и органами власти субъектов, а также органами местного самоуправления путем принятия нормативных актов, программ, оказания материальной помощи.

Таким образом, право коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей культуры является относительно обеспеченным, однако, судя по общемировым тенденциям вырождения культуры народов и их групп, уровень обеспечения все еще не позволяет считать данное право гарантированным.

Список литературы

1. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года // Организация Объединенных Наций - [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon (по состоянию на 27.10.2016).

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 года // Организация Объединенных Наций - [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol (по состоянию на 27.10.2016).

4. Конвенция № 169 «О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах» от 7 июня 1989 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. Женева, 1991. С. 21932207.

5. Декларация ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 г. // Организация Объединенных Наций - [Электронный ресурс] - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml. (по состоянию на 27.10.2016).

6. Конституция Королевства Норвегия от 17 мая 1814 г. (с поправками на 1995 год) -URL: http://www.norge.ru/norgesgrundlov1814 (по состоянию на 27.10.2016).

7. Sami Parliament Act(1992:1433) - [Электронный документ] - URL: https://www.sametinget.se/9865 (по состоянию на 27.10.2016).

8. Nunavut Act 1993 - [Электронный документ] - URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/n-28.6/ (по состоянию на 27.10.2016).

9. Конституция Российской Федерации. Москва: Юридическая литература. 2014.

10. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

References:

1. Krjazhkov V.A. Korennye malochislennye narody Severa v rossijskom prave. M., 2010.

2. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights// UN - [Jelektronnyj resurs]

- URL: http://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/CESCR.aspx (as of 27/10/2016).

3. International Covenant on Civil and Political Rights - [Jelektronnyj resurs] - URL: http://www.ohchr.org/en/professionalinterest/pages/ccpr.aspx (as of 27/10/2016).

4. Indigenous and Tribal Peoples Convention, 1989 (No. 169)// - [Jelektronnyj resurs] - URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f7 p=NORMLEXPUB :12100:0::NO::P12100_ILO_CO DE:C169 (as of 27/10/2016).

5. United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples // UN - [Jelektronnyj resurs]

- URL: http://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/DRIPS_en.pdf (as of 27/10/2016).

6. Konstitucija Korolevstva Norvegija ot 17 maja 1814 g. (s popravkami na 1995 god) - URL: http://www.norge.ru/norgesgrundlov1814 (as of 27/10/2016).

7. Sami Parliament Act(1992:1433) - [Jelektronnyj dokument] - URL: https://www.sametinget.se/9865 (as of 27/10/2016).

8. Nunavut Act 1993 - [Jelektronnyj dokument] - URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/acts/n-28.6/ (as of 27/10/2016).

9. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Moskva: Juridicheskaja literatura. 2014.

10. Federal'nyj zakon ot 30 aprelja 1999 g. № 82 FZ «O garantijah prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1999. № 18. St. 2208.

© 2017. Григорьевский В. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.