Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование инвестирования арктических проектов'

Международно-правовое регулирование инвестирования арктических проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / АРКТИКА / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INVESTMENT / THE ARCTIC / CAPITAL INVESTMENTS / INTERNATIONAL LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авхадеев Владислав Рамилевич

Рассматривается современное международно-правовое регулирование инвестиционных правоотношений, связанных с реализацией арктических проектов в Российской Федерации. Исследуется специфика арктических правоотношений. Предлагаются меры, направленные на совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности в Арктическом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL REGULATION OF INVESTMENT PROJECTS IN THE ARCTIC REGION

The article discusses the modern international law of investment relations in the context of Arctic-related projects in the Russian Federation. It reviews the specificity of Arctic issues and proposes measures to improve regulation of investment activity in the Arctic region.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование инвестирования арктических проектов»

В.Р. Авхадеев МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ..,

137

УДК 330.322

Международно-правовое регулирование инвестирования арктических проектов

Рассматривается современное международно-правовое регулирование инвестиционных правоотношений, связанных с реализацией арктических проектов в Российской Федерации. Исследуется специфика арктических правоотношений. Предлагаются меры, направленные на совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности в Арктическом регионе.

Ключевые слова: инвестиции; Арктика; капитальные вложения; международно-правовое регулирование.

The article discusses the modern international law of investment relations in the context of Arctic-related projects in the Russian Federation. It reviews the specificity of Arctic issues and proposes measures to improve regulation of investment activity in the Arctic region.

Keywords: investment; The Arctic; capital investments; international legal regulation.

Авхадеев Владислав Рамилевич

канд. юрид. наук, доцент, старший научный сотрудник отдела международного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации E-mail: vladislavavkhadeev@ yandex.ru

Источники международного инвестиционного права

Для эффективной реализации инвестиционных проектов, связанных с освоением Арктики, необходима юридически грамотная и всесторонне продуманная система международно-правового регулирования инвестиционных правоотношений, возникающих между Российской Федерацией и государством-инвестором, которая должна в равной степени обеспечивать удовлетворение геополитических, стратегических и экономических отношений между Российской Федерацией, с одной стороны, и благоприятный инвестиционный климат для государства-партнера, равно как

и иностранного юридического либо физического лица, с другой стороны.

Как отмечает в своем научном исследовании В. Н. Лисица, глобализация международных экономических отношений требует адекватного международно-правового регулирования инвестиционных отношений, направленного на обеспечение дальнейшего развития национальных экономик и мировой экономической системы. Однако в действующем международном инвестиционном праве имеются существенные пробелы, заполняемые национальным правом, которое может быть изменено в любой момент по усмотрению государства в неблагоприятную для иностранного инвестора сторону. Формулировки положений многих международных договоров в рассматриваемой сфере как результат компромисса между развитыми и развивающимися странами не являются в достаточной степени четкими и допускают различное толкование. Причем нормы международного инвестиционного права разрознены и зачастую носят рекомендательный характер для государств [1].

Нормативно-правовое регулирование международной инвестиционной деятельности осуществляется как на уровне многосторонних договоров, так и на уровне двусторонних международных соглашений. Среди многосторонних

международных договоров необходимо отметить в первую очередь Конвенцию об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанную в г. Сеуле в 1985 г. [2] с целью оказания содействия в регулировании международной инвестиционной деятельности Международному банку реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и ряду других международных организаций соответствующего профиля.

Национально-правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в Российской Федерации производится в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами

Так, Международный банк реконструкции и развития осуществляет координацию инвестиционной деятельности вместе с Европейским банком реконструкции и развития в сфере содействия реализации программы развития Арктики до 2020 г., что отмечается в Стратегии партнерства Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям с Российской Федерацией на 2012-2016 гг. [3].

Немаловажную роль в нормативно-правовом регулировании международной инвестиционной деятельности играют положения Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, заключенной в г. Вашингтоне в 1965 г. [4, с. 210-229]. Это объясняется тем, что инвестирование арктических проектов нередко порождает различные споры по многим смежным аспектам инвестиционной деятельности, например касательно объема полномочий инвестора в отношении использования объектов промышленного производства, в деятельность которых осуществлены инвестиционные вклады.

Особо следует отметить Договор к Энергетической хартии, подписанный в г. Лиссабон

в 1994 г. [5], значение которого заключается в предмете его регулирования, а именно в международных инвестиционных правоотношениях в энергетической сфере. Большинство инвестиций в Арктическую зону осуществляется именно в сферу разработки, добычи и транспортировки энергоресурсов и соответствующей продукции.

Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности

Национально-правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в Российской Федерации производится в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами. Следует особо отметить среди нормативных актов Федеральные законы от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

На сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации реализуется ряд масштабных научно-производственных проектов, в том числе с участием иностранных инвестиций. Наиболее существенными из них являются проекты «Што-кман», «Ямал», «Ямал СПГ», «Заполярье — Пур-пе — Самотлор», «Северные заводы», «Арктический выставочный комплекс» в Салехарде, «Северный широтный ход», «Развитие оленеводства на Ямале» [6].

Одним из наиболее известных научно-производственных проектов, до сравнительно недавнего времени функционирующих в Арктической зоне России, был проект «Штокман», который реализовывался компанией «Штокман девелоп-мент АГ» начиная с 15 февраля 2008 г. Как отмечается на официальном сайте компании, доли участия в проекте были распределены следующим образом: ОАО «Газпром» — 75%, Total S. A. (Франция) — 25%. Штаб-квартира компании была расположена в г. Цуг, Швейцария. Филиалы компании были открыты в Москве, Мурманске и с. Териберка Мурманской области. Эта компания должна была быть собственником и оператором инфраструктуры первой фазы освоения Шток-мановского газокондесантного месторождения на протяжении 25 лет. В рамках первой фазы предполагалась добыча 23,7 млрд м3 природного газа в год [7]. Разработка Штокмановского газо-

В.Р Авхадеев МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ..,

139

конденсатного месторождения осуществлялась с целью добычи сжиженного природного газа (далее — СПГ) с его последующей транспортировкой в страны Западной и Северной Европы, а также Северной Америки. Причем транспортировку газа предполагалось осуществлять как на специализированных танкерах-газовозах, так и с использованием магистрального газопровода Nord Stream.

Но в феврале 2013 г. ОАО «Газпром» приняло решение о приостановлении реализации проекта по разработке Штокмановского газоконденсат -ного месторождения на срок до 2019 г. в связи с отсутствием новых партнеров, с одной стороны, и фактическим отсутствием в настоящее время рынков сбыта газа, с другой стороны [8].

В данное время ОАО «Газпром» ориентировано на другой арктический проект — мегапроект «Ямал», для реализации которого ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК» создали совместное предприятие.

Правовой основой для осуществления данного проекта стала Программа комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий», разработанная Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) совместно с ОАО «Газпром» [9]. Для реализации данного проекта предполагается значительная доля иностранного финансового участия, прежде всего французской компании «Total».

Мегапроект «Ямал», на который сегодня делает ставку «Газпром», является технологически более легким по сравнению с месторождением «Штокман», поскольку часть его находится на суше. Наиболее значительным месторождением Ямала считается «Бованенковское» — 4,9 трлн куб. м с проектной мощностью 115 млрд куб. м в год. Однако, по некоторым экспертным оценкам и данным администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, для комплексного освоения месторождений в ближайшие 4-5 лет «Газпрому» потребуется от 4,5 до 5,2 трлн руб. (от 150 до 170 млрд долл. США).

Не менее многообещающим представляется инвестиционный проект «Ямал СПГ», значительная доля финансового участия в котором принадлежит французской компании «Total». В ходе реализации данного проекта должен быть возведен завод по производству СПГ, создан морской порт «Сабетта» и построен танкерный флот ледового класса.

Международно-правовое регулирование вышеуказанных проектов осуществляется посредством заключения транснациональных соглашений частно-правового характера между юридическими лицами, зарегистрированными в различных государствах. Причем национально-правовое регулирование инвестиций в арктические проекты производится согласно внутригосударственному законодательству об инвестиционной деятельности. Так, инвестиционное законодательство Российской Федерации, действующее в настоящее время, регулирует правоотношения, связанные с инвестированием в различные виды создаваемого и (или) модернизируемого имущества, находящегося в установленных законом формах собственности. При этом отсутствуют правовые нормы, устанавливающие специфику инвестирования проектов, направленных на развитие Арктической зоны Российской Федерации.

Специфика арктических правоотношений

По мнению ряда специалистов, в процессе арктической деятельности складываются определенные правоотношения. Объектами правоотношений являются природные ресурсы и образования, а также «рукотворные» объекты Арктического пространства. К их числу относятся месторождения углеводородов, северные реки и озера, оленьи пастбища, водные биоресурсы, охотничьи ресурсы, а также их среда обитания, сооружения нефтегазового комплекса, обустроенные водные пути, пролегающие по морям и континентальным водам. В известном смысле объектом правоотношений является эстетика ландшафта, его привлекательность для экотуризма.

Если же под объектами правоотношений понимать не материальные и духовные блага, а поведение людей, то объектами правоотношений следует считать саму подчиненную требованиям международных конвенций и национального законодательства арктическую деятельность.

Д. О. Сиваков отмечает, что субъектами этих отношений выступают государства, органы государственной власти, в ряде случаев — хозяйствующие субъекты и даже суда [10, с. 6].

Соответственно инвестирование развития вышеуказанных элементов жизнедеятельности Арктики также составляет отдельный блок правовых отношений. В связи с уже давно возникшей необходимостью специального регулирования

правоотношений, связанных с освоением Российской Арктики, весьма актуальными в наше время представляются разработка и подготовка к принятию федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» (далее — законопроект), которыми в настоящее время занимается коллектив научных сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Во второй редакции законопроекта предусмотрена правовая регламентация инвестиционных правоотношений, возникающих в связи с промышленным освоением арктических пространств. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 законопроекта создание благоприятного инвестиционного климата в Арктической зоне, а также условий для привлечения и развития различных видов хозяйственной деятельности, соответствующих социальным, природно-климатическим и геополитическим условиям арктического региона, определено в качестве одной из целей государственной политики России в Арктической зоне.

Выводы

Подобно тому как в России в целях оптимизации государственно-правового регулирования инвестиционных отношений в Арктической зоне готовится соответствующий законопроект, на уровне международного права необходима оптимизация правового регулирования сотрудничества государств в целях финансирования арктических проектов, что потребует принятия соответствующего международного договора.

В развитие концептуальных идей, заложенных в Конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., представляется необходимым создание специального международного органа, который был бы уполномочен осуществлять международный контроль за инвестиционной деятельностью в Арктическом регионе.

На сегодняшний день наиболее реальным вариантом представляется создание органа по контролю за международными арктическими инвестициями под эгидой Арктического совета, учрежденного в 1996 г.

Литература

1. Лисица В. Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: монография. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2011.

2. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. М.: Юридическая литература, 1995.

3. Стратегия партнерства Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям с Российской Федерацией на 2012-2016 годы: отчет Всемирного банка № 65115-RU. URL: http://www.minfin. ru/common/img/uploaded/library/2011/12/ CPSrus12192011clean.

4. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID) // Советский журнал международного права. 1991. № 2.

5. Договор к Энергетической хартии: подписан в г. Лиссабоне 17.12.1994. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

6. Интернет-портал «Arctic.info». URL:http: // www.arctic-info.ru/Projects (дата обращения: 11.02.2013).

7. Официальный сайт проекта «Штокман». URL: http: //www. shtokman. ru/about (дата обращения: 12.02.2013).

8. Штокман уходит все дальше: Газпром отложил проект минимум на 2019 год. URL:http:// www.kommersant.ru/doc-y/2124691 (дата обращения: 12.02.2013).

9. Интернет-портал «Arctic.info». URL: http: // www. arctic-info. ru/Projects/Page/%D0 %BF %D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%8 2 -% D1%82%D0%B5%D1%81% D1%82 (дата обращения: 12.02.2013).

10. Право и Арктика: экспериментальное научное исследование / авт. кол.: Д. О. Си-ваков, Д. Н. Конокотин, Ю. В. Куприяшкин, А. М. Цирин. М.: ООО «Союз-М», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.