В.Р. Авхадеев МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ..,
137
УДК 330.322
Международно-правовое регулирование инвестирования арктических проектов
Рассматривается современное международно-правовое регулирование инвестиционных правоотношений, связанных с реализацией арктических проектов в Российской Федерации. Исследуется специфика арктических правоотношений. Предлагаются меры, направленные на совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности в Арктическом регионе.
Ключевые слова: инвестиции; Арктика; капитальные вложения; международно-правовое регулирование.
The article discusses the modern international law of investment relations in the context of Arctic-related projects in the Russian Federation. It reviews the specificity of Arctic issues and proposes measures to improve regulation of investment activity in the Arctic region.
Keywords: investment; The Arctic; capital investments; international legal regulation.
Авхадеев Владислав Рамилевич
канд. юрид. наук, доцент, старший научный сотрудник отдела международного публичного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации E-mail: vladislavavkhadeev@ yandex.ru
Источники международного инвестиционного права
Для эффективной реализации инвестиционных проектов, связанных с освоением Арктики, необходима юридически грамотная и всесторонне продуманная система международно-правового регулирования инвестиционных правоотношений, возникающих между Российской Федерацией и государством-инвестором, которая должна в равной степени обеспечивать удовлетворение геополитических, стратегических и экономических отношений между Российской Федерацией, с одной стороны, и благоприятный инвестиционный климат для государства-партнера, равно как
и иностранного юридического либо физического лица, с другой стороны.
Как отмечает в своем научном исследовании В. Н. Лисица, глобализация международных экономических отношений требует адекватного международно-правового регулирования инвестиционных отношений, направленного на обеспечение дальнейшего развития национальных экономик и мировой экономической системы. Однако в действующем международном инвестиционном праве имеются существенные пробелы, заполняемые национальным правом, которое может быть изменено в любой момент по усмотрению государства в неблагоприятную для иностранного инвестора сторону. Формулировки положений многих международных договоров в рассматриваемой сфере как результат компромисса между развитыми и развивающимися странами не являются в достаточной степени четкими и допускают различное толкование. Причем нормы международного инвестиционного права разрознены и зачастую носят рекомендательный характер для государств [1].
Нормативно-правовое регулирование международной инвестиционной деятельности осуществляется как на уровне многосторонних договоров, так и на уровне двусторонних международных соглашений. Среди многосторонних
международных договоров необходимо отметить в первую очередь Конвенцию об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанную в г. Сеуле в 1985 г. [2] с целью оказания содействия в регулировании международной инвестиционной деятельности Международному банку реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и ряду других международных организаций соответствующего профиля.
Национально-правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в Российской Федерации производится в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами
Так, Международный банк реконструкции и развития осуществляет координацию инвестиционной деятельности вместе с Европейским банком реконструкции и развития в сфере содействия реализации программы развития Арктики до 2020 г., что отмечается в Стратегии партнерства Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям с Российской Федерацией на 2012-2016 гг. [3].
Немаловажную роль в нормативно-правовом регулировании международной инвестиционной деятельности играют положения Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, заключенной в г. Вашингтоне в 1965 г. [4, с. 210-229]. Это объясняется тем, что инвестирование арктических проектов нередко порождает различные споры по многим смежным аспектам инвестиционной деятельности, например касательно объема полномочий инвестора в отношении использования объектов промышленного производства, в деятельность которых осуществлены инвестиционные вклады.
Особо следует отметить Договор к Энергетической хартии, подписанный в г. Лиссабон
в 1994 г. [5], значение которого заключается в предмете его регулирования, а именно в международных инвестиционных правоотношениях в энергетической сфере. Большинство инвестиций в Арктическую зону осуществляется именно в сферу разработки, добычи и транспортировки энергоресурсов и соответствующей продукции.
Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности
Национально-правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в Российской Федерации производится в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами. Следует особо отметить среди нормативных актов Федеральные законы от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
На сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации реализуется ряд масштабных научно-производственных проектов, в том числе с участием иностранных инвестиций. Наиболее существенными из них являются проекты «Што-кман», «Ямал», «Ямал СПГ», «Заполярье — Пур-пе — Самотлор», «Северные заводы», «Арктический выставочный комплекс» в Салехарде, «Северный широтный ход», «Развитие оленеводства на Ямале» [6].
Одним из наиболее известных научно-производственных проектов, до сравнительно недавнего времени функционирующих в Арктической зоне России, был проект «Штокман», который реализовывался компанией «Штокман девелоп-мент АГ» начиная с 15 февраля 2008 г. Как отмечается на официальном сайте компании, доли участия в проекте были распределены следующим образом: ОАО «Газпром» — 75%, Total S. A. (Франция) — 25%. Штаб-квартира компании была расположена в г. Цуг, Швейцария. Филиалы компании были открыты в Москве, Мурманске и с. Териберка Мурманской области. Эта компания должна была быть собственником и оператором инфраструктуры первой фазы освоения Шток-мановского газокондесантного месторождения на протяжении 25 лет. В рамках первой фазы предполагалась добыча 23,7 млрд м3 природного газа в год [7]. Разработка Штокмановского газо-
В.Р Авхадеев МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ..,
139
конденсатного месторождения осуществлялась с целью добычи сжиженного природного газа (далее — СПГ) с его последующей транспортировкой в страны Западной и Северной Европы, а также Северной Америки. Причем транспортировку газа предполагалось осуществлять как на специализированных танкерах-газовозах, так и с использованием магистрального газопровода Nord Stream.
Но в феврале 2013 г. ОАО «Газпром» приняло решение о приостановлении реализации проекта по разработке Штокмановского газоконденсат -ного месторождения на срок до 2019 г. в связи с отсутствием новых партнеров, с одной стороны, и фактическим отсутствием в настоящее время рынков сбыта газа, с другой стороны [8].
В данное время ОАО «Газпром» ориентировано на другой арктический проект — мегапроект «Ямал», для реализации которого ОАО «Газпром» и ОАО «НОВАТЭК» создали совместное предприятие.
Правовой основой для осуществления данного проекта стала Программа комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий», разработанная Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) совместно с ОАО «Газпром» [9]. Для реализации данного проекта предполагается значительная доля иностранного финансового участия, прежде всего французской компании «Total».
Мегапроект «Ямал», на который сегодня делает ставку «Газпром», является технологически более легким по сравнению с месторождением «Штокман», поскольку часть его находится на суше. Наиболее значительным месторождением Ямала считается «Бованенковское» — 4,9 трлн куб. м с проектной мощностью 115 млрд куб. м в год. Однако, по некоторым экспертным оценкам и данным администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, для комплексного освоения месторождений в ближайшие 4-5 лет «Газпрому» потребуется от 4,5 до 5,2 трлн руб. (от 150 до 170 млрд долл. США).
Не менее многообещающим представляется инвестиционный проект «Ямал СПГ», значительная доля финансового участия в котором принадлежит французской компании «Total». В ходе реализации данного проекта должен быть возведен завод по производству СПГ, создан морской порт «Сабетта» и построен танкерный флот ледового класса.
Международно-правовое регулирование вышеуказанных проектов осуществляется посредством заключения транснациональных соглашений частно-правового характера между юридическими лицами, зарегистрированными в различных государствах. Причем национально-правовое регулирование инвестиций в арктические проекты производится согласно внутригосударственному законодательству об инвестиционной деятельности. Так, инвестиционное законодательство Российской Федерации, действующее в настоящее время, регулирует правоотношения, связанные с инвестированием в различные виды создаваемого и (или) модернизируемого имущества, находящегося в установленных законом формах собственности. При этом отсутствуют правовые нормы, устанавливающие специфику инвестирования проектов, направленных на развитие Арктической зоны Российской Федерации.
Специфика арктических правоотношений
По мнению ряда специалистов, в процессе арктической деятельности складываются определенные правоотношения. Объектами правоотношений являются природные ресурсы и образования, а также «рукотворные» объекты Арктического пространства. К их числу относятся месторождения углеводородов, северные реки и озера, оленьи пастбища, водные биоресурсы, охотничьи ресурсы, а также их среда обитания, сооружения нефтегазового комплекса, обустроенные водные пути, пролегающие по морям и континентальным водам. В известном смысле объектом правоотношений является эстетика ландшафта, его привлекательность для экотуризма.
Если же под объектами правоотношений понимать не материальные и духовные блага, а поведение людей, то объектами правоотношений следует считать саму подчиненную требованиям международных конвенций и национального законодательства арктическую деятельность.
Д. О. Сиваков отмечает, что субъектами этих отношений выступают государства, органы государственной власти, в ряде случаев — хозяйствующие субъекты и даже суда [10, с. 6].
Соответственно инвестирование развития вышеуказанных элементов жизнедеятельности Арктики также составляет отдельный блок правовых отношений. В связи с уже давно возникшей необходимостью специального регулирования
правоотношений, связанных с освоением Российской Арктики, весьма актуальными в наше время представляются разработка и подготовка к принятию федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» (далее — законопроект), которыми в настоящее время занимается коллектив научных сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Во второй редакции законопроекта предусмотрена правовая регламентация инвестиционных правоотношений, возникающих в связи с промышленным освоением арктических пространств. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3 законопроекта создание благоприятного инвестиционного климата в Арктической зоне, а также условий для привлечения и развития различных видов хозяйственной деятельности, соответствующих социальным, природно-климатическим и геополитическим условиям арктического региона, определено в качестве одной из целей государственной политики России в Арктической зоне.
Выводы
Подобно тому как в России в целях оптимизации государственно-правового регулирования инвестиционных отношений в Арктической зоне готовится соответствующий законопроект, на уровне международного права необходима оптимизация правового регулирования сотрудничества государств в целях финансирования арктических проектов, что потребует принятия соответствующего международного договора.
В развитие концептуальных идей, заложенных в Конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., представляется необходимым создание специального международного органа, который был бы уполномочен осуществлять международный контроль за инвестиционной деятельностью в Арктическом регионе.
На сегодняшний день наиболее реальным вариантом представляется создание органа по контролю за международными арктическими инвестициями под эгидой Арктического совета, учрежденного в 1996 г.
Литература
1. Лисица В. Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: монография. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2011.
2. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. М.: Юридическая литература, 1995.
3. Стратегия партнерства Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям с Российской Федерацией на 2012-2016 годы: отчет Всемирного банка № 65115-RU. URL: http://www.minfin. ru/common/img/uploaded/library/2011/12/ CPSrus12192011clean.
4. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID) // Советский журнал международного права. 1991. № 2.
5. Договор к Энергетической хартии: подписан в г. Лиссабоне 17.12.1994. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
6. Интернет-портал «Arctic.info». URL:http: // www.arctic-info.ru/Projects (дата обращения: 11.02.2013).
7. Официальный сайт проекта «Штокман». URL: http: //www. shtokman. ru/about (дата обращения: 12.02.2013).
8. Штокман уходит все дальше: Газпром отложил проект минимум на 2019 год. URL:http:// www.kommersant.ru/doc-y/2124691 (дата обращения: 12.02.2013).
9. Интернет-портал «Arctic.info». URL: http: // www. arctic-info. ru/Projects/Page/%D0 %BF %D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%8 2 -% D1%82%D0%B5%D1%81% D1%82 (дата обращения: 12.02.2013).
10. Право и Арктика: экспериментальное научное исследование / авт. кол.: Д. О. Си-ваков, Д. Н. Конокотин, Ю. В. Куприяшкин, А. М. Цирин. М.: ООО «Союз-М», 2011.