Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НИОКР / кооперация научно-исследовательских организаций / международно-правовое ругулирование НИОКР.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирсов Ю.

Кооперация научно-исследовательских организаций позволяет обеспечить модернизацию отечественной экономики, устойчивое развитие и стабильность государства, развивать инновационное направление. Научная деятельность позволяет развиваться не только экономической системе государства, но и обеспечивать национальную, технологическую, оборонную безопасность страны. Кооперация научно-исследовательских организаций позволяет снизить сумму издержек на проведение НИОКР, наиболее эффективным образом разрешать глобальные проблемы человечества (климатическое потепление, истощение запасов питьевой воды, загрязнение окружающей среды и другие). Кооперация также рассматривается как один из способов повышения конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-72-75 NIION: 2021-0079-1/23-13 MOSURED: 77/27-025-2023-01-13

ФИРСОВ Юрий,

к.э.н. руководитель компании «О Гешенк», Австрия, г.Вена, e-mail: mail@law-books.ru

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Кооперация научно-исследовательских организаций позволяет обеспечить модернизацию отечественной экономики, устойчивое развитие и стабильность государства, развивать инновационное направление. Научная деятельность позволяет развиваться не только экономической системе государства, но и обеспечивать национальную, технологическую, оборонную безопасность страны.

Кооперация научно-исследовательских организаций позволяет снизить сумму издержек на проведение НИОКР, наиболее эффективным образом разрешать глобальные проблемы человечества (климатическое потепление, истощение запасов питьевой воды, загрязнение окружающей среды и другие). Кооперация также рассматривается как один из способов повышения конкурентоспособности.

Ключевые слова: НИОКР, кооперация научно-исследовательских организаций, международно-правовое ругулирование НИОКР.

FIRSOV Yury,

PhD in Economics, Head of the company «0 Geschenk», Austria, Vienna

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF RESEARCH ORGANIZATIONS

Annotation. Cooperation of research organizations makes it possible to ensure the modernization of the domestic economy, sustainable development and stability of the state, to develop an innovative direction. Scientific activity makes it possible to develop not only the economic system of the state, but also to ensure the national, technological, and defense security of the country. Cooperation of research organizations allows to reduce the amount of R&D costs, to solve the global problems of mankind in the most effective way (climate warming, depletion of drinking water supplies, environmental pollution, and others). Cooperation is also considered as one of the ways to increase competitiveness.

Key words: scientific research, cooperation of research organizations, international legal regulation of scientific research.

В настоящее на мировом уровне можно отметить тенденцию расширения межфирменной кооперации организаций разных стран, активного взаимодействия отечественных высших учебных заведений и иностранных промышленных компаний, усиление сотрудничества между государствами, увеличения доли источников иностранного финансирования в сфере НИОКР промышленно развитых стран, наибольшее финансирование осуществляется странами Запада, США.

О взаимопроникновении капиталов свидетельствуют данные об объеме финансирования германских монополий в американскую НИОКР в

областях медицины, химии, электроприборостроения.

Одной из форм кооперации на международном уровне выступает межфирменная кооперация, зародившаяся в конце ХХ века. Данная форма сотрудничества представляет альянс научно-исследовательских организаций различных государств. Организации в альянсе могут взаимодействовать не только в форме партнерства, но и в конкурирующих формах.

Основными достоинствами межфирменной кооперации выступают следующие:

- сохранение полной автономности научных организаций;

- возможность осуществления самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- снижение временных и финансовых затрат;

- предупреждение ряда рисков, возникающих в ходе НИР;

- создание межфирменной кооперации в наиболее значимых отраслях (космонавтика, биотехника, автомобилестроение и другие);

- отсутствие долгосрочных целей взаимодействия.

Об эффективности межфирменной кооперации свидетельствует ежегодный рост альянсов на 25%. [5]

Наибольшее количество исследуемой формы кооперации наблюдается в странах Западной Европы, США. Стратегические альянсы действуют в рамках программы «Эврика», Европейского космического агентства.

Еще одной из форм кооперации выступает сотрудничество национальных высших учебных заведений и иностранных промышленных компаний. Примером такой кооперации выступает открытие японской компанией «Тошиба» исследовательского центра в Кембридже.

В результате такого сотрудничества появился ряд университетов, постоянно получающих средства от промышленности, и научные организации, которым не предоставляются соответствующее финансирование.

Отрицательным влиянием такой кооперации представляется снижение научного потенциала непосредственно промышленных компаний, систематическая поддержка иностранных учебных заведений может привести к лишению промышленности собственного кадрового аппарата, который обучается в местных образовательных организациях.

Ряд авторов полагает, что именно межгосударственная кооперация позволит реализовы-вать крупномасштабные научные проекты в виду больших затрат, сокращением государственного финансирования. [5]

Названные обстоятельства послужили причиной развития международной научной кооперации в Европе, ее успешное развитие также обусловлено прозрачностью границ между странами Европейского союза, лояльной государственной политикой, которая в том числе выразилась в предоставлении большей автономности регионам, определение инновационного развития в качестве стратегической задачи, реструктуризация сферы НИОКР в государства Центральной и Восточной Европы.

Международная научная кооперация Европы подразделяется на следующие уровни:

- кооперация, осуществляемая по программам Европейского Союза, , по линии программ «Эврика», КОСТ (сотрудничество в области научных исследований и технических разработок), ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований), Европейского космического агентства, Европейской биомолекулярной лаборатории, НАТО и т.д.;

Так программа «Эврика» определяет сотрудничество в области промышленности, участниками программы выступает более двух тысяч научно-исследовательских организаций. Источниками финансирования программы выступают, в том числе и государственные активы.

региональный - активное взаимодействие регионов разных стран и экстерриториальное сотрудничество регионов государств, не имеющих общих границ;

локальный- сотрудничество территорий в рамках одной страны.

Таким образом, для ЕС приоритетным направлением выступает развитие кооперации научно-исследовательских организаций как внутри государств союза, так и непосредственно на союзном уровне. В то же время необходимо отметь, что совокупный объем отчислений на развитии научной кооперации ЕС составляется всего 4,5%. [2]

Однако, кооперация стала основой сотрудничества внутри государств-членов ЕС предпринимательского сектора с научно-исследовательскими организациями.

В качестве основополагающих начал рассматриваемой кооперации выступает «принцип концентрического круга», который предусматривает, что центром кооперации составят промыш-ленно-развитые страны, к числу которых относятся Норвегия, Франция, Финляндия, Германия, Великобритания. Остальные государства получают возможность участвовать в кооперации лишь посредством реализации отдельных программ.

Такая политика ЕС во многом обусловлена тем, что развивающимся странам потребуется большой объем финансовых ресурсов в создание научно-исследовательской инфраструктуры.

Так в настоящее время разработана Европейская рамочная программа на 2021-2027 год исследований и инноваций, последняя к числу приоритетных направлений относит разрешение глобальных проблем, расширение сотрудничества между государствами-членами ЕС, в том числе посредством обмена опыта, налаживания партнерских связей, выделение лидеров европейского пространства. Интересным фактом является обозначение четвертого блока рамочной программы «Распространение превосходства». [3]

Одной из форм международной кооперации выступает создание локальных научных кластеров, под которыми понимаются территориальные зоны развития инновационных технологий, образуемые на основе научных парков, технополисов, региональных (созданных в рамках национальных государств) объединений. Такая форма кооперации характерна для Германии, Великобритании.

Положительным аспектом таких формирований выступает налаживание партнерских отношений, переход от конкурентных форм взаимодействия к сотрудническим.

За второе десятилетие XXI ситуация в сфере научной кооперации изменилась в отношении развивающихся стран, так последние стали представлять новые центры концентрации научных разработок для зарубежных корпораций. Более того последние стали создавать собственные центры НИОКР за рубежом. К числу таких государств относятся Китайская народная республика, Индия. Перенос научных центров во многом был обусловлен поиском новых интеллектуальных ресурсов, снижением издержен, связанных с выполнением НИР.

В результате, Китай и Индия стали одними из ключевых центров привлечения для аутсорсинга разработок на международном уровне. Наряду с США и Японией они входили в число наиболее привлекательных направлений для интернационализации НИОКР. Примером успешного функционирования центра НИОКР на территории Китая можно назвать кластер производственного цикла компьютерных чипов в «Новом районе Пудон» в Шанхае. [6]

С учетом темпов развития инновационной деятельности на территории КНР, последняя вошла в пятерку лидеров наиболее конкурентоспособных промышленных держав. Китайские компании предусматривают более 150 зарубежных центров НИОКР, в том числе на территории развивающихся государств. По состоянию на 2020 год Индия занимает преимущественные позиции по экспорту ИТуслуг.

Таким образом, за последнее десятилетие изменилось положение ряда развивающихся государств в сфере научно-исследовательской деятельности. Наиболее показательным примером являются Китай, Индия, названные страны перешли от модели догоняющего развития к модели экспансии НИОКР.

К числу актов, устанавливающих основы кооперации научно-исследовательской деятельности, можно назвать Декларацию об укреплении экономического сотрудничества в Европе от 1997 г., которая определяет создание промышленного производства на основе кластеров как одного из приоритетных направлений сотрудничества госу-

дарств-членов Союза в научно-исследовательской деятельности. [1]

Кластер предполагает объединение предпринимательских, научных, инвестиционных ресурсов в целях реализации консолидированного потенциала региона. [4] Кооперация научно-исследовательских организаций во Франции получила название «полюса конкурентоспособности». Такая кооперация создается в целях реализации совместных проектов и получила широкое распространение. Основными направлениями деятельности рассматриваемой кооперации выступают: химическая, медицинская, космическая, авиационная отрасли.

К числу межрегиональных кооперативных форм относится создание транснациональных сетевых структур, примером такой кооперации выступает сотрудничество научно-исследовательских организаций Австрии, Словакии, Польши в рамках реализации программы «Эврика». Уорикский университет выступает центром кооперации объединения научно-исследовательских центров Ломбардии, Каталонии, Уэльса.

Необходимо отметить, что государства ЕС не имеют однозначного мнения относительно развития научной кооперации, так ряд стран выступает за развитие кооперации исключительно в границах Союза, другие отмечают необходимость распространения сотрудничества научно-исследовательских центров за пределы Европы. К числу государств, поддерживающих второе направление, относится Великобритания, которая распространяет меры стимулирования развития инновационной деятельности на зарубежные организации, напротив, Франция выступает за кооперацию внутри Союза.

Политика зарубежных государств в основном направлена на создание механизма координации национальных НИОКР и научно-технической инфраструктуры. Государство, в частности, помогает уже существующим технологическим кластерам или стимулирует создание новых сетей фирм, ранее не контактировавших между собой. Кроме того, оно играет роль брокера между сферой НИОКР и фирмами. Для обеспечения координационных начал в Дании был сформирован научный центр по кооперации высших учебных заведений и промышленности.

В тоже время можно отметить тенденцию децентрализации развития научной сферы, которая выражается в снижении финансирования названной отрасли центральным правительством. Например, такая ситуация наблюдается в Бельгии, Брюсселе, Австрии. Усиление региональных начал повлечет за собой формирование новых моделей научно-технической политики,

учитывающих местную, региональную и глобальную составляющие.

В рамках международной научной кооперации российские организации, задействованные в мегасайенс-проектах, получают, в том числе средства из бюджета Европейского союза. В настоящее время в ЕС действует исследователь-ско-инновационная программа Horizon 2020 на

основе, которой был разработан проект по созданию исследовательской инфраструктуры посредством объединения усилий со стороны РФ и стран-членов Европейского Союза (Германии, Бельгии, Италии и ряда других государств). Предполагается, что по итогам реализации программы российским научным и образовательным организациям было выделено около 9 млн евро.

Список литературы:

[1] Дудин М.Н.,ЛясниковН. В.,Иващенко Н.П., Фролова Е.Е. Россия в системе мировой экономики и международных связей в условиях инновационной трансформации социально-экономических систем.-М.,Русайнс, 2017. -194 с.

[2] Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского Союза. URL: http://www. eurasiancommission.org

[3] 9-ая рамочная программа исследований и инноваций Horizon Europe (2021-2027 г.) URL:http:// h2020-infra.misis.ru/ru/novosti/917-ctruktura-sleduyushchej-evropejskoj-ramochnoj-programmy

[4] Фролова Е.Е. Цифровизация и«зеленое» финансирование: новые тренды правового регулирования экономических отношений XXI века //Современные проблемы и перспективы развития частноправового и публично-правового регулирования.Материалы национальной научно-практической конференции. - Уфа: РиЦ БашГУ, 2020. - С.328-334.

[5] Шаш Н.Н. Управление интеллектуальным капиталом развивающейся компании: учеб. пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2019. 368 с.

[6] Hernandez K. Achieving Complex development goals along the digital Silk Road / Institute of Developing Studies. March 2019.

Spisok literatury:

[1] Dudin M.N.,LyasnikovN. V.,Ivashchenko N.P., Frolova E.E. Rossiya v sisteme mirovoj ekonomiki i mezhdunarodnyh svyazej v usloviyah innovacionnoj transformacii social'no-ekonomicheskih sis-tem.-M.,Rusajns, 2017. -194 s.

[2] Osnovnye napravleniya promyshlennogo sotrudnichestva v ramkah Evrazijskogo Soyuza. URL: http:// www.eurasiancommission.org

[3] 9-aya ramochnaya programma issledovanij i innovacij Horizon Europe (2021-2027 g.) URL:http:// h2020-infra.misis.ru/ru/novosti/917-ctruktura-sleduyushchej-evropejskoj-ramochnoj-programmy

[4] Frolova E.E. Cifrovizaciya i«zelenoe» finansirovanie: novye trendy pravovogo regulirovaniya ekonom-icheskih otnoshenij XXI veka //Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya chastnopravovogo i publich-no-pravovogo regulirovaniya.Materialy nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa: RIC BashGU, 2020. - S.328-334.

[5] SHash N.N. Upravlenie intellektual'nym kapitalom razvivayushchejsya kompanii: ucheb. posobie. M.: Magistr, INFRA-M, 2019. 368 s.

[6] Hernandez K. Achieving Complex development goals along the digital Silk Road/ Institute of Developing Studies. March 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.