5. Уткин А. И. Доктрина Буша: концепция, разделившая Америку// [Электронный ресурс]: научный журнал Россия в глобальной политике. 2005. № 4. С. 89-103. URL: https://globalaffairs.ru/articles/doktrina-busha-konczepcziya-razdelivshaya-ameriku/ (дата обращения: 10.02.24)
6. Конституция Сербии от 30 сентября 2006 года URL: https://worldconstitutions.ru/?p=369 (дата обращения: 18.02.24)
7. Jonathan Masters "Why the Crimean Referendum Is Illegitimate" [Электронный ресурс]: информационный портал Council on Foreign Relations 16.03.2014 URL: https://www.cfr.org/interview/why-crimean-referendum-illegitimate (дата обращения: 09.02.23)
8. "Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Ренеральной Ассамблеи ООН) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения: 18.02.24)
9. Резолюция Совета Безопасности ООН №1244, принята 10 ноября 1999 URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-l999 (дата обращения: 19.02.24)
10. Консультативное заключение Международного суда ООН по делу «Соответствие одностороннего провозглашения независимости Косов нормам международного права» от 22.07.2010 - документ ООН А/64/881 URL: http://www.un.org/ru/ documents/ods.asp?m=А/64/881 (дата обращения: 17.02.24)
11. Декларация независимости Косово от 17.02.2008 URL: http://www.assemblykosova.org/?cid=2,128,1635 (дата обращения: 08.02.24)
12. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160618/ (дата обращения:07.02.24)
13. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. // Вщомосп Верховно! Ради Украши. -1996,- №30,- ст. 141. URL: https://wipolex-res.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/uk/ua/ua013uk.pdf (дата обращения: 08.02.24)
14. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя от 11.03.2014 URL: https://base.garant.ru/70610200/ (дата обращения: 09.02.24)
Для цитирования: Нечаева Д.С. Меяедунаро дно -правовое регулирование борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море / Науч.рук. А.С. Скаридов, д.ю.н, профессор, кафедра Международного и морского права ГУМРФ им. адмирала С.О Макарова // Океанский менеджмент. 2024. № 1(24). С. 15-18.
Нечаева Д.С.
NechaevaD.S.
магистрант 2 курса программы «Морское право и правовое регулирование морского предпринимательства» ГУМРФ им. адмирала С.О Макарова
Научный руководитель: Скаридов А. С.
Skaridov A.S.
д.ю.н., профессор,
заведующий кафедрой Международного и морского права, ГУМРФ им. адмирала С. О Макарова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ И
ВООРУЖЕННЫМ РАЗБОЕМ НА МОРЕ
Аннотация. Значение морского судоходства трудно переоценить, издавна перевозки морем имели огромное значение для развития государства, а также непрерывно связаны с развитием мировой экономики и торговых отношений между различными государствами и народами. Человек в своей цивилизации использовал различные методы доставки груза, однако, стоит отметить, что морские перевозки не теряют своей значимости и на сегодняшний день. Историю морского судоходства сложно представить без пиратства, которое могло менять методы и формы, но никогда не исчезало полностью. В данной статье я хочу рассмотреть значение пиратства, его опасность, а также методы борьбы с ним на международном уровне.
Ключевые слова: Морские перевозки; судоходство; доставка груза морем; пиратство; вооруженный разбой на море; международная борьба с пиратством.
INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE FIGHT AGAINST PIRACY AND
ARMED ROBBERY AT SEA
Abstract The importance of maritime shipping is difficult to overestimate; shipping by sea has long been of great importance for the development of the state, and is also continuously connected with the development of the world economy and trade relations between various states and peoples. Man in his civilization used various methods of delivering cargo, however, it is worth noting that sea transportation does not lose its importance today. It is difficult to imagine the history of maritime
shipping without piracy, which could change methods and forms, but never completely disappeared. In this article I want to
look at the meaning of piracy, its dangers, as well as methods to combat it at the international level.
Keywords: Shipping; shipping; cargo delivery by sea; piracy; armed robbery at sea; international fight against piracy.
Значение морского судоходства трудно переоценить, издавна перевозки морем имели огромное значение для развития государства, а также непрерывно связаны с развитием мировой экономики и торговых отношений между различными государствами и народами. Человек в своей цивилизации использовал различные методы доставки груза, однако, стоит отметить, что морские перевозки не теряют своей значимости и на сегодняшний день, более 80% грузов перевозят именно морем. На судах доставляются почти все виды товаров, от крупных партий ценного сырья для энергетики и металлургии до продуктов бытового потребления, используемого населением ежедневно.
Историю морского судоходства, тернистую и долгую, сложно представить без пиратства, которое могло менять методы и формы, но никогда не исчезало полностью. Ученое сообщество, в лице как зарубежных авторов, так и отечественных, проделало огромную работу по изучению данной проблемы. Хочу отметить труды Галиева P.C., который в своей работе определяет универсальные нормы противодействия пиратам.1 Не могу не отметить и исследования Маймистовой И.В., о проблемах защиты от пиратства2 и Зайцевой Т.А., посвященной проблемам уголовного преследования последних3.
Первые пираты появились еще несколько тысяч лет назад, промышляя свою деятельность не только в отношении груза, но даже и людей. К примеру, в «Одиссее» имеется упоминание о финикийских пиратах, разбойники похищали людей с острова Сирое и продавали их в рабство, стоит отметить, что к пиратам попадали не только торговцы, но и военные моряки и даже знатные особы.
Столь обширное общество разбойников набирало обороты и доставляло массу проблем военным и гражданским суднам. Пиратами, в большинстве своем, становились мужчины, однако в истории есть упоминания и о представительницах прекрасного пола, которые были вынуждены маскироваться под мужчин. Неизвестно что именно так привлекало людей промышлять незаконной деятельностью - по одним данным это, так называемая, жажда наживы, по другим - «простота пиратской жизни», ведь разбойникам не нужно было соблюдать законы. Но факт остается фактом - пиратство, со времен древности и по сегодняшний день, остается одной из наиболее значимых проблем международного морского права.
Как уже упоминалось ранее, перевозки груза морем на сегодняшний день занимают порядка 80% всего грузооборота в мире, что подтверждает статистика ОНН, также отмечу, что на данный момент судоходство имеет глобальный характер, а это означает, что и нападения пиратов являются проблемой уже не нескольких страх, как это было пару десятков лет назад, а всего мира в целом.
Социальная и экономическая обстановка в целом ряде стран продолжает оставаться на невысоком уровне, что в свою очередь, неблагоприятно влияет на уровень жизни населения, а в дальнейшем является почвой для образования и развития различных радикальных и экстремистских движений, не исключая и морское пиратство. Вспоминая недавние события, связанные с пандемией COVID-19, рост пиратства в мире увеличился на 24%. Пандемия закрыла многие предприятия, а вместе с тем и возможность трудоустройства на них, в результате чего население, лишившееся привычного заработка, в очередной раз, столкнулось с трудностями. Важно понимать, что сегодня пиратство все чаще соприкасается с незаконном оборотом оружия, наркотиков, миграцией и даже терроризмом. В этой связи, огромную опасность представляет захват судов с опасными грузами - ядерными материалами, химикатами или взрывчатыми вещества, передача которых от морских пиратов террористам грозит реальной угрозой целостности мира.
1 Галиев P.C. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с морским пиратством (диссертация на соискание ученной степени кандидата юридических наук: 12.00.10 / Москва, 2013).
2 Маймистова И.В. Международно-правовые проблемы защиты от пиратства на море (диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.10 /Санкт-Петербург, 2012).
3 Зайцева Т. А. Международно-правовые проблемы уголовного преследования морских пиратов (диссертация на соискание ученной степени кандидата юридических наук: 12.00.10 / Москва, 2018).
Не могу также не отметить и возможность экологических катастроф, так как захват судна морскими разбойниками повышает риск аварий, особенно если участником такой аварии станет судно с опасным грузом на борту.
Можно было бы решить, что в современном мире пиратство ничтожно мало, ведь современные судна оснащены качественным оборудованием, а сами моряки проходят должную подготовку, но нужно понимать, что и пираты не лишены тех же технологий, которые позволяют преступникам получать информацию из внешнего мира - данные о судне, его местоположении, перевозимом грузе, в этой связи можно увидеть и такую проблему как недостаточная кибербезопасность на борту.
В настоящее время, пиратские нападения происходят во многих узловых точках мирового судоходства, отмечают два значимых для пиратов района - Малаккский пролив между Тихим и Индийским океанами, и Гвинейский залив на западе Африки, воды которого омывают берега таких стран, как Гана, Того, Бенин, Нигерия и Камерун. Нельзя оставить без внимания и западную часть индийского океана, омывающую берега печально известного государства - Сомали.
В 2020 году Международное морское бюро (International Maritime Bureau - 1MB) зафиксировало 194 инцидента с пиратами; в 2021 году - 132; в 2022 было зафиксировало 115 сообщений. (Однако источники 1MB полагают, что о нападении на судно пиратов сообщается не всегда или сообщается с задержкой). По данным на 2023 год с января по сентябрь известно, по крайней мере, о 99 случаях нападений пиратов на судна.1
В целях безопасности и предотвращения разбойных нападений судовладельцы все чаще выстраивают маршрутные пути своих судов в обход опасных районов, тем самым делая маршрут дольше, нужно понимать, что это приводит к увеличению эксплуатационных расходов, а значит и общей стоимости перевозок морем и все-же если сравнивать с убытками в результате нападения на судно, после которого потери компании можно исчислять миллионами, данная схема целесообразна.
Последние годы борьба с пиратством все же имеет положительный успех, в данной статье хочу рассмотреть основные методы направления международно-правового регулирования борьбы с пиратством и вооруженным разбоем на море.
Безопасная навигация: Система навигации Marine Digital FOS способна не только предупредить об опасности, но и проложить иные маршруты для судна в обход таких опасных районов. Существуют и другие подобные системы навигации, позволяющие морякам обмениваться данными о пиратах или иных опасностях и строить маршруты в обход них.
Встроенные радары: Встроенный радар, пусть и недешевый, но достаточно полезный, вариант для предотвращения нападения морских пиратов. Капитан корабля с таким радаром способен куда быстрее получить предупреждение о предполагающемся нападении и предпринять необходимые действия, такие как вызов береговой охраны, смена курса или увеличение скорости судна.
Военное сопровождение кораблей: Идея отправлять грузовое или пассажирское судно вместе с судом для защиты (на котором могли бы находиться военно-морские силы), конечно, может быть реализованное не всегда, ведь это также несет за собой определенные финансовые тяжбы и все-же такое судно могло бы выступать неким щитом или охранником в случае пиратского нападения, в то время как грузовой или пассажирский корабль продолжит свой первоначальный путь.
Операции по задержанию пиратов: Проведение операции по выявлению группы пиратов - один из лучших способов сдерживания пиратства. Корабли "пустышки" могут быть отслежены с помощью GPS-чипов, встроенных в товар. Так в центре внимания окажутся и клиенты пиратов, а не только местонахождение части преступной группировки. Таким методом может быть разоблачена вся пиратская сеть.
Качественная подготовка экипажа: Для того, чтобы судно было действительно безопасно, экипаж должен проходить качественную подготовку и постоянно закреплять полученные навыки. На данный момент по рекомендации ИМО при высадке пиратов на судно, экипаж не должен оказывать сопротивления во избежание жертв со стороны самого экипажа (а также возможных пассажиров), экипажу корабля остается лишь ждать помощи со стороны военных.
1 Официальный сайт International Maritime Organization, IMO https://www.imo.org/en/OurWork/Security/Pages/Default.aspx;
Соблюдение рекомендаций ИМО: ИМО приняла соответствующие рекомендации, направленные на решение проблем морской безопасности, а также пиратства и вооруженного грабежа судов, а именно - Руководство для правительств, судовладельцев и операторов судов, капитанов судов и экипажей по предотвращению и пресечению актов пиратства и вооруженного грабежа против судов; расследование правонарушений и использования вооруженного персонала на борту судов. Передовые методы управления (BMP), разработанные судоходной отраслью, описывают соответствующие процедуры, которые следует использовать при реагировании на действия или попытки актов пиратства и вооруженного ограбления против судов в определенных регионах.1
Нужно понимать, что судоходство не застраховано от нападения пиратов и все же четкое соблюдение рекомендаций и правил безопасности на борту, а также слаженная работа всего экипажа способны минимизировать риски.
Как уже говорилось ранее, современные пираты представляют собой огромную угрозу как для безопасного мореплавания, так и для международной торговли. Международная морская организация является одним из главных международных органов, занимающаяся борьбой с пиратством и вооруженным нападением на море, ММО разрабатывает, а также регулирует стандарты безопасности морского сообщения. В своем сотрудничестве государства-члены ММО проводят патрулирование международных вод, делятся информацией об активностях морских преступников, а также образовывают совместные операции по задержанию пиратов. Еще одной важной организацией, занимающейся сотрудничеством по борьбе с пиратством, является Интерпол. Интерпол работает над обнаружением, розыском и арестом международных преступников, включая пиратов. 2
Следует отметить также региональные организации и соглашения, направленные на борьбу с пиратством в наиболее опасных морских регионах. Например, Европейская комиссия разработала «Общий подход Европейского союза к борьбе с пиратством» и создала операцию «Аталанта» в Африканском регионе Горнего Киву, которая занимается сопровождением конвоев и предотвращением пиратских нападений.3
Повторю вышесказанное - даже в современном мире, с использованием новейших судов и технологий морские суда не застрахованы от нападения морских преступников, однако придерживаясь исключительных мер по безопасности на борту, риски нападения пиратов сведены к минимуму. Отдельного внимания заслуживает именно международное сотрудничество благодарю которому удалось достичь снижения пиратских нападений в определенных морских регионах. Однако необходимо держать планку на высоком уровне, постоянно обновлять методы противодействия с пиратством, а потому вопрос борьбы с морской преступностью остается важным для международного сообщества и по сей день.
Пристатейный библиографический список.
1. Галиев Р.С. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с морским пиратством (диссертация на соискание ученной степени кандидата юридических наук: 12.00.10 / Москва, 2013).
2. Маймистова И.В. Международно-правовые проблемы защиты от пиратства на море (диссертация на соискание ученной степени кандидата юридических наук: 12.00.10 / Санкт-Петербург, 2012).
3. Зайцева Т.А. Международно-правовые проблемы уголовного преследования морских пиратов (диссертация на соискание ученной степени кандидата юридических наук: 12.00.10 / Москва, 2018).
4. Официальный сайт International Maritime Organization, IMO https://www.imo.org/en/OurWork/Security/Pages/Default.aspx;
1 Официальный сайт International Maritime Organization, IMO https://www.imo.org/en/OurWork/Security/Pages/Default.aspx;
2 Интернет-журнал https://investim.gura/news/suschestvuyut-li-piraty-v-2023-godu-uznayte-o-sovremennyh-piratah-i-ih-deyatelnosti?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F.
3 Интернет-журнал https://investim.gura/news/suschestvuyut-li-piraty-v-2023-godu-uznayte-o-sovremennyh-piratah-i-ih-deyatelnosti?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F.