Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМУ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМУ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СИСТЕМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатырев Валерий Викторович, Каламкарян Рубен Амаякович

Раскрывается международно-правовая включенность Российской Федерации в систему межгосударственного сотрудничества по противодействию международной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богатырев Валерий Викторович, Каламкарян Рубен Амаякович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL INVOLVEMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF INTERSTATE COOPERATION IN COMBATING INTERNATIONAL CRIME

The article reveals the international legal involvement of the Russian Federation in the system of interstate cooperation in combating international crime.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМУ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -38-42 NIION: 2003-0059-1/23-547 MOSURED: 77/27-003-2023-01-746

Международно-правовая включенность Российской Федерации в систему межгосударственного сотрудничества по противодействию международной преступности

Валерий Викторович Богатырев1, Рубен Амаякович Каламкарян2

'■2 Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир, Россия 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 valerii.bg@mail.ru

2 mp_ved.vlsu@mail.ru

Аннотация. Раскрывается международно-правовая включенность Российской Федерации в систему межгосударственного сотрудничества по противодействию международной преступности.

Ключевые слова: Российская Федерация, система межгосударственного сотрудничества, система межгосударственного сотрудничества

Для цитирования: Богатырев В. В., Каламкарян Р. А. Международно-правовая включенность Российской Федерации в систему межгосударственного сотрудничества по противодействию международной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 38-42. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-38-42.

Original article

International legal involvement of the Russian Federation in the system of interstate cooperation in combating international crime

Valery V. Bogatyrev1, Ruben A. Kalamkaryan2

'■2 Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 valerii.bg@mail.ru

2 mp_ved.vlsu@mail.ru

Abstract. The article reveals the international legal involvement of the Russian Federation in the system of interstate cooperation in combating international crime.

Keywords: Russian Federation, system of interstate cooperation, system of interstate cooperation

For citation: Bogatyrev V. V., Kalamkaryan R. A. International legal involvement of the Russian Federation in the system of interstate cooperation in combating international crime. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):38-42. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-38-42.

Международно-правовая включенность Российской Федерации в систему современных международно-правовых отношений как Великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН обозначена активным внешнеполитическим курсом по обеспечению целей и принципов Устава ООН.

В развитие заявленной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным (Декларация тысячелетия, 2000 г., Итоговый документ Всемирного саммита, 2005 г.) приверженности России верховенству права Россия направляет свои усилия на обеспечение добросовестного соблюдения государствами-членами ООН международных обязательств независимо от источника их возникновения. Позитив правопримени-

© Богатырев В. В., Каламкарян Р. А., 2023

тельной практики Российского государства, как он проявляет себя внутри страны и вовне, позволяет констатировать значимость вклада Российского государства в дело обеспечения международной законности и правопорядка.

Построение миропорядка на основе верховенства права (rule of law), как это предписывается постановлениями Декларации тысячелетия 2000 г. и Итогового документа Всемирного саммита 2005 г., предусматривает осуществление широкоформатного международного сотрудничества по поддержанию международной законности и правопорядка.

В общих параметрах режима международной законности и правопорядка важное место занимает

JURISPRUDENCE

сотрудничество государств-членов мирового сообщества в борьбе с преступностью.

Действенность мер по пресечению международных преступных актов с юридической точки зрения предопределяется императивным характером такого общепризнанного принципа международного права, как принцип сотрудничества государств. Определяя собой все потенциальные сферы взаимодействия государств на мировой арене, принцип сотрудничества в рамках мер по обеспечению международной законности и правопорядка проявляет себя в форме борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

Юридическими формами организации международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются заключение международных договоров по созданию институционно-правовых основ по предупреждению, наказанию, пресечению международных преступных актов и осуществление комплекса мер по практической реализации договорных предписаний в режиме принципа добросовестности.

Конкретизация международно-правовых форм сотрудничества государств в борьбе с преступностью предопределена сущностью преступного посягательства на международную законность и правопорядок. При совершении преступления международного характера способом регулятивного воздействия права является принятие практических мер в рамках института выдачи преступников (экстрадиции). Суть мер сводится либо к выдаче преступника запрашивающему государству, либо к судебному преследованию и, соответственно, к наказанию данного лица. Предмет анализа указанных мер — латинское смысловое выражение аШ dedere, аШ judicare (выдай или суди) и в продолжение его — аШ dedere, аШ ритге (выдай или накажи).

На современном этапе развития международного права институт выдачи преступников, равным образом и институт взаимной помощи по уголовным делам, кодифицирован на уровне ООН в рамках Типового договора о выдаче (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/116 от 14 декабря 1990 г.) и Типового договора о взаимной помощи в области уголовного правосудия (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/117 от 14 декабря 1990 г.).

Введение в разряд единого (для всех государств мира) международно-правового акта института выдачи преступников и института взаимной помощи по уголовным делам однозначно свидетельствует об осо-

знании мировым сообществом (в лице ООН) всей значимости поддержания борьбы именно с данными преступными деяниями (речь конкретно идет о преступлениях международного характера) для международной законности и правопорядка. Предметно здесь следует говорить о таких международных преступных деяниях, как угон самолетов; захват заложников; преступления против лиц, пользующихся международной защитой; пиратство; контрабанда; распространение наркомании и незаконная торговля наркотиками; подделка денег и ценных бумаг; загрязнение окружающей среды; посягательство на национально-культурное достояние народов; распространение порнографии; столкновение морских судов и неоказание помощи на море; преступления, совершенные на континентальном шельфе; разрыв или повреждение подводного кабеля; незаконное радиовещание. Разумеется, это не полный список всех потенциально возможных преступлений международного характера.

Поступательное развитие человеческой цивилизации, параллельно с прогрессом техники и расширением сфер международного сотрудничества, порождает возникновение новых преступлений международного характера. И показательным примером здесь выступают компьютерные преступления, которые по предмету посягательства вполне попадают в разряд преступлений международного характера.

Если в отношении преступлений в международном праве мера обычного воздействия со стороны государств-членов мирового сообщества определяется на основе института экстрадиции (в судебном преследовании и, соответственно, наказании совершившего преступное деяние лица, или в его выдаче запрашивающему государству), то применительно к международным преступлениям проблема обеспечения международной законности решается через обращение в органы международного правосудия — суды и трибуналы. И здесь мировое сообщество наработало определенный опыт институционно-правового решения задачи поддержания международной законности и правопорядка.

Впервые попытка создания международного уголовного трибунала была предпринята в 1919 г. Далее, уже по результатам окончания Второй мировой войны, были созданы и успешно осуществили свою работу Нюрнбергский и Токийский трибуналы. Практическая деятельность ООН в области координации борьбы с международными преступлениями в долж-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ной мере показала себя в рамках функционирования Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (учрежден на основе Резолюции Совета Безопасности ООН 827(1993) от 25 мая 1993 г.) и Международного уголовного трибунала по Руанде (учрежден на основе Резолюции Совета Безопасности ООН 995(1994) от 8 ноября 1994 г.).

При обстоятельствах, когда создание постоянно действующего органа международного уголовного правосудия всегда было важнейшей целью мирового сообщества, принятие (15 июня - 17 июля 1998 г.) Римского статута Международного уголовного суда знаменовало собой качественный этап в институционном обустройстве органов уголовной юстиции. По факту выполнения требований ст. 126 Римского статута (сдача на хранение Генеральному секретарю ООН 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении) Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. и стал действующим юридическим документом.

Международный уголовный суд был призван играть роль постоянного органа, уполномоченного осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. В практическом плане Международный уголовный суд осуществляет свою юрисдикцию и реально функционирует на основе Римского статута.

В своем качестве постоянного органа международной уголовной юстиции Международный уголовный суд устанавливает отношения с ООН посредством специального соглашения, одобряемого Ассамблеей государств-участников и впоследствии заключаемого Председателем Суда от имени Суда. Местопребыванием Суда является Гаага (Нидерланды).

На институционно-правовом уровне Международный уголовный суд заключает с государством пребывания соглашение о штаб-квартире, одобряемое Ассамблеей государств-участников и впоследствии подписываемое Председателем Суда от имени Суда. При этом, если Суд считает это желательным, он может заседать в любых других местах.

В рамках решения общей задачи по созданию прочных гарантий обеспечения международного правосудия и уважения к нему Международный уголовный суд обладает такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей. В этом смысле

можно говорить о том, что Суд обладает международной правосубъектностью. В порядке достижения общих целей отправления международного правосудия Международный уголовный суд может осуществлять свои функции и полномочия на территории любого государства-участника и на территории любого другого государства.

При обстоятельствах, когда совершение тягчайших преступлений реально угрожает всеобщему миру, безопасности и благополучию, Международный уголовный суд обеспечивает неотвратимость наказания по всем параметрам международных преступлений. Юрисдикция Международного уголовного суда покрывает собой самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества. Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: геноцид; преступления против человечности; военные преступления; агрессия.

В ситуации, когда такое преступление, как международный терроризм, формально не подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда, по своему юридическому составу преступление международного терроризма вполне может стать предметом разбирательства в Международном уголовном суде в рамках состава преступлений против человечности и военных преступлений.

Выполняя свои функции и полномочия в рамках решения общей задачи по отправлению международного правосудия, Международный уголовный суд вступает в определенные договорные отношения с ООН. Таким образом, не будучи юридически органом ООН, Международный уголовный суд координирует всю свою деятельность по обеспечению международной законности и правопорядка с такой универсальной международной организацией (основной целью которой является поддержание международного мира и безопасности, обеспечение прав человека и всестороннее сотрудничество), как ООН. Тем самым еще раз подчеркивается международно-правовая значимость ООН в качестве базового института по осуществлению многоформатного сотрудничества государств, куда, собственно, и входит международное сотрудничество по борьбе с преступностью.

В соответствии с Уставом ООН (п. 3 ст. 1), Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, с IX принципом Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудниче-

JURISPRUDENCE

ству государств в Европе «государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН». Они будут содействовать международному миру, безопасности и справедливости, «стремиться, развивая свое сотрудничество, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях».

Сотрудничество государств в борьбе с нарушениями международной законности затрагивает ту область общечеловеческих интересов, где необходимость в борьбе с преступлениями международного характера и их предотвращении определяет и совместные действия, и широкое использование международного механизма, прежде всего ООН. Система ООН была создана, в числе прочего, для борьбы с международными преступлениями, такими, как агрессия, чтобы избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права человека и достоинство личности. ООН — единственная из существующих организаций, обладающая мандатом и международным механизмом, необходимым для оказания странам эффективной помощи в целях предупреждения преступности и борьбы с ней в национальном и международном масштабах.

Первыми актами ООН по борьбе с преступностью можно считать Резолюцию Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1946 г., которая подтвердила принципы статута Нюрнбергского трибунала, нашедшие выражение в приговоре Трибунала, как общепризнанные; Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 февраля 1946 г. «Выдача и наказание военных преступником и изменников», где сформулирована обязанность выдачи лиц, совершивших преступления, предусмотренная в Уставе Нюрнбергского трибунала.

Для деятельности ООН по сотрудничеству государств в борьбе с международной преступностью характерны два направления. Первое — борьба с международными преступлениями, второе — борьба с преступлениями международного характера и выработка рекомендаций по предупреждению общеуголовных преступлений и обращению с преступниками.

Вопросы сотрудничества в борьбе с международной преступностью рассматривают и решают органы

ООН, такие как Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и Международный суд.

Высокий институционно-правовой уровень научного обеспечения взаимодействия государств в борьбе с преступностью находит свое практическое воплощение в юридических актах, принимаемых на уровне ООН. Регулятивная направленность всех юридических актов ООН ставит своей целью содействие повышению уровня международно-правового сотрудничества в деле пресечения любых преступных деяний, какой бы характер они не носили и какую бы цель не преследовали.

Поддержание законности и правопорядка как на международном, так и на внутригосударственном уровнях требует четкого разграничения между международными преступлениями, преступлениями международного характера и общеуголовными. Доктрина международного права признает разделение на международные преступления и международные правонарушения (преступления международного характера). Общеуголовные преступления, по мере их конвенционной регламентации государствами, постепенно входят в категорию международных правонарушений (преступлений международного характера).

Международные преступления имеют место при нарушении основополагающих принципов и иных императивных норм jus cogens, поскольку именно они представляют собой «международные обязательства, столь основополагающие для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества в целом» (Проект статей об ответственности государств, подготовленный Комиссией международного права на ее 52-й сессии (Женева, 10 июля - 18 августа 2000 г.; далее — Проект статей о международной ответственности). Выделение в проекте статей обязательств типа erga omnes из всех международных обязательств логически продолжает устоявшуюся международную судебную практику. Так, например, Международный суд ООН в делах о Барселонской компании, о ядерных испытаниях и о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране ясно заявил, что нарушение обязательств erga omnes создает правовой титул по обеспечению выполнения императивных норм международного права со стороны любого члена международного сообщества государств.

Позитив правоприменительной практики Международного суда в режиме установления соотношения понятий «международные преступления», «обязательства erga omnes», «императивные нормы jus cogens»,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

подтверждает заключение Международного суда. Обязательства е^а omnes подлежат защите со стороны всего международного сообщества. Международные преступления, со своей стороны, связаны с нарушением обязательств, основополагающих для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества в целом, т. е. именно обязательств е^а omnes.

Перевод всего наработанного мировым сообществом конвенционного материала по регулированию международного сотрудничества в борьбе с преступностью в область практической его реализации призван содействовать упрочению международной законности и правопорядка.

Роль и место России как Великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН, проводящей активный внешнеполитический курс по обеспечению целей ООН, обозначены общими задачами мирового сообщества по пресечению международной преступности во всех ее проявлениях. Деятельность России на мировой арене ориентирована на поддержание верховенства права в международных отношениях.

Международно-правовое позиционирование Российской Федерации в современном миропорядке предметно обозначено последовательным внешнеполитическим курсом на поддержание международной законности и правопорядка.

Библиографический список

1. Михайлов Н. Г. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии: компетенция, ис-

точники права, основные принципы деятельности. М., 2006.

2. Костенко Н. И. Международный уголовный суд. М., 2002.

3. Грицаев С. А. Правосудие по Римскому статуту Международного уголовного суда. М., 2005.

4. Ушаков Н. А. Основания международной ответственности государств. М., 1983. С. 140.

5. Ушаков Н. А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997. С. 28.

6. International Crimes of States. P. 237-239, 256257; Hoogh A.J.J. Op. cit. P. 212-214.

7. Fooner M. Interpol. The inside story of the international crime-fighting organization. Chicago, 1973.

Bibliographic list

1. Mikhailov N. G. International criminal tribunal for the former Yugoslavia: competence, sources of law, basic principles of activity. M., 2006.

2. Kostenko N. I. International criminal court. M., 2002.

3. Gritsaev S. A. Justice under the Rome Statute of the International criminal court. M., 2005.

4. Ushakov N. A. Foundations of international responsibility of states. M., 1983. Р. 140.

5. Ushakov N. A. State in the system of international legal regulation. M., 1997. Р. 28.

6. International Crimes of States. P. 237-239, 256257; Hoogh A.J.J. Op. cit. P. 212-214.

7. Fooner M. Interpol. The inside story of the international crime-fighting organization. Chicago, 1973.

Информация об авторах

В. В. Богатырев — заведующий кафедрой «Международное право и внешнеэкономическая деятельность» Юридического института имени М. М. Сперанского Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, доктор юридических наук, профессор;

Р. А. Каламкарян — профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры «Международное право и внешеэкономическая деятельность» Юридического института имени М. М. Сперанского Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых.

Information about the authors

V. V. Bogatyrev — Head of the Department «International Law and Foreign Economic Activity» of the Law Institute named after M. M. Speransky of the Vladimir State university named after A. G. and N. G. Stoletovs, Doctor of Legal Sciences, Professor;

R. A. Kalamkaryan — Professor of the Department of Human Rights and International Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Professor of the Department «International Law and Foreign Economic Activity» of the Law Institute named after M. M. Speransky of the Vladimir State university named after A. G. and N. G. Stoletovs, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.11.2022; одобрена после рецензирования 10.01.2023; принята к публикации 31.01.2023.

The article was submitted 28.11.2022; approved after reviewing 10.01.2023; accepted for publication 31.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.