Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ООН В ОБЛАСТИ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ САНКЦИЙ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ООН В ОБЛАСТИ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / INTERNATIONAL LEGAL POLICY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА / THE INTERACTION OF INTERNATIONAL AND INTERNATIONAL LAW / ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ / PROMOTIONAL SANCTIONS IN INTERNATIONAL LAW / NATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хижняк В.С.

Актуальность статьи обусловлена отсутствием в науке международного права работ, посвященных проблемам установления и применения поощрительных санкций в международном праве. В то же время нормы, содержащие подобные санкции, в международном праве существуют. Значительное число этих норм содержится в документах Организации Объединенных Наций, что дает возможность говорить о существовании у нее определенной международно-правовой политики по этому вопросу. Этот анализ имеет безусловное научное и практическое значение. Цель статьи - выявить международно-правовую политику ООН в области поощрительных санкций и ее влияние на соответствующую международно-правовую политику других международных организаций и распространение в международном праве поощрительных санкций. Цели и задачи статьи были реализованы при помощи общенаучных (диалектического, системного, аналитического) и частнонаучных (формально-юридического, сравнительно-правового) методов. Автор делает вывод о существовании поощрительных санкций в документах Организации Объединенных Наций, выделяет те направления, где эти санкции особенно распространены. Особое внимание в статье уделено влиянию, которое международно-правовая политика ООН оказывает на распространение поощрительных санкций как в международном, так и во внутригосударственном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL POLICY OF THE UN IN THE SPHERE OF PROMOTIONAL SANCTIONS

The relevance of the article is explained by the absence in the science of international law of works devoted to the problems of establishing and encouraging of the use of promotional sanctions in international law. At the same time, the rules that contain such sanctions do exist in international law. A significant number of these rules are contained in the documents of the United Nations, which makes it possible to speak of the existence of a certain international legal policy on this issue in this international organization. This analysis has an unconditional scientific and practical importance. The purpose of the article is to reveal the international legal policy of the UN on questions of the promotional sanctions and its impact on the relevant international legal policies of other international organizations and the dissemination of this kind of sanctions in the international law. Goals and objectives of the article have been implemented with the help of general scientific (dialectical, system method of analysis and synthesis) and special scientificmethods (formal-legaland comparative ones). The author concludes that the promotional sanctions do exist in the United Nations documents, highlights those areas where this kind of sanctions is especially common. The particular attention is paid to the influence the policy of UN has on the dissemination of the promotional sanctions on both international and national law.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ООН В ОБЛАСТИ ПООЩРИТЕЛЬНЫХ САНКЦИЙ»

3. Koncepcija FCP «Razvitie sudebnoj sistemy Rossii na 2013—2020 gody» : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.09.2012 g. № 1735-r // SPS «Konsul'tant-Pljus» (data obrashhenija: 25.01.2015).

4. Zhujkov, V.M. Predislovie // Teoreticheskie i prakticheskie problemy grazhdanskogo, ar-bitrazhnogo processa i ispolnitel'nogo proizvodstva: sbornik nauchnyh statej. — Krasnodar; SPb., 2005. — S. 13.

5. Koncepcija edinogo Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa RF : odobrena resheniem Ko-miteta po grazhdanskomu, ugolovnomu, arbitrazhnomu i processual'nomu zakonodatel'stvu GD FS RF ot 8 dekabrja 2014 g. № 124(1) // SPS «Konsul'tant-Pljus» (data obrashhenija: 25.01.2015).

6. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2014. — № 6, st. 550.

7. Berseneva, T. Jeto — ne oshibki, jeto — politika. URL: URL: PRAVO.RU/http// pravo.ru (data obrashhenija: 15.01.2015).

8. Gromoshina, N.A. K voprosu ob obedinenii vysshih sudov i Kodekse administrativnogo sudoproizvodstva // Rossijskaja justicija. — 2014. — № 1. — S. 42—44.

9. Proekt № 246960-6 Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva RF (red., prinjataja GD FS RF v I chtenii 21 maja 2013 g.) // SPS «Konsul'tant-Pljus» (data obrashhenija: 25.01.2015).

10. Krasheninnikov, P.V. Samoe dorogoe dlja nas — deshevoe pravosudie. URL: http:// pravo.ru/review/face/view/115147/ (data obrashhenija: 30.01.2015).

11. Rjazanovskij, V.A. Edinstvo processa / V.A. Rjazanovskij. — M.: Gorodec, 2005. — 80 s.

12. Prizhennikova, A.N. Sostojanie pravovogo regulirovanija administrativnogo sudoproiz-vodstva: puti reshenija // Administrativnoe pravo i praktika administrirovanija. — 2013. —№ 5. — S. 70-85.

13. Kurochkin, S.A. Grazhdanskij process kak pravovaja procedura // Rossijskij juridicheskij zhurnal. — 2011. — № 3. — S. 198-206.

14. Sahnova, T.V. Kurs grazhdanskogo processa / T.V. Sahnova. — M.: Statut, 2014. — 780 s.

В.С. Хижняк,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права, Саратовской государственной юридическаяой академии

V.S. Khizhnyak,

Doctor of Law, Professor, Saratov State Law Academy

kmp@sgap.ru

Международно-правовая политика ООН в области поощрительных санкций*

Аннотация: актуальность статьи обусловлена отсутствием в науке международного права работ, посвященных проблемам установления и применения поощрительных санкций в международном праве. В то же время нормы, содержащие подобные санкции, в международном праве существуют. Значительное число этих норм содержится в документах Организации Объединенных Наций, что дает возможность говорить о существовании у нее определенной международно-правовой политики по этому вопросу. Этот анализ имеет безусловное научное и практическое значение. Цель статьи — выявить международно-правовую политику ООН в области поощрительных санкций и ее влияние на соответствующую международно-правовую политику других международных организаций и распространение в международном праве поощрительных санкций. Цели и задачи

* Работа выполнена по заданию Министерства образования и науки РФ № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания по проекту «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство».

статьи были реализованы при помощи общенаучных (диалектического, системного, аналитического) и частнонаучных (формально-юридического, сравнительно-правового) методов. Автор делает вывод о существовании поощрительных санкций в документах Организации Объединенных Наций, выделяет те направления, где эти санкции особенно распространены. Особое внимание в статье уделено влиянию, которое международно-правовая политика ООН оказывает на распространение поощрительных санкций как в международном, так и во внутригосударственном праве.

Ключевые слова: международное право, международно-правовая политика, международные организации, международное сотрудничество, внутригосударственное право, взаимодействие международного и внутригосударственного права, поощрительные санкции в международном праве.

International legal policy of the UN in the sphere of promotional sanctions

Abstract: the relevance of the article is explained by the absence in the science of international law of works devoted to the problems of establishing and encouraging of the use of promotional sanctions in international law. At the same time, the rules that contain such sanctions do exist in international law. A significant number of these rules are contained in the documents of the United Nations, which makes it possible to speak of the existence of a certain international legal policy on this issue in this international organization. This analysis has an unconditional scientific and practical importance. The purpose of the article is to reveal the international legal policy of the UN on questions of the promotional sanctions and its impact on the relevant international legal policies of other international organizations and the dissemination of this kind of sanctions in the international law. Goals and objectives of the article have been implemented ^ with the help of general scientific (dialectical, system method of analysis and synthesis) and special sci-s entificmethods (formal-legaland comparative ones). The author concludes that the promotional sanctions ^ do exist in the United Nations documents, highlights those areas where this kind of sanctions is especially К common. The particular attention is paid to the influence the policy of UN has on the dissemination of the m promotional sanctions on both international and national law.

Keywords: international law, international legal policy, international organizations, international cooperation, national law, the interaction of international and international law, promotional sanctions in

с international law.

н Закрепление санкций в нормах международного права во все

с эпохи было проблематично. Длительное время нормы международного пра-с ва санкций не содержали. Подобное положение дало в свое время основания для утверждения, что международное право является всего лишь § сводом моральных обязательств [1, с. 56], т. к. и для международных отно-< шений справедлива аксиома, согласно которой норма без санкции бессиль-с на. Поощрительные санкции в международном праве — явление еще более редкое, чем санкции карательные, что опять же связано с трудностями при-78 нятия соответствующих норм.

— В науке существуют различные мнения относительно понятия «поощрительные санкции». Под ними часто принято понимать «структурный ^ элемент правовой нормы, закрепляющий вид и меру позитивной ответ-сч ственности субъекта, применяемый в случае выполнения или "сверхис-« полнения" правила поведения, закрепленного в диспозиции, а также в случае достижения общепризнанного результата» [2, с. 79]. Поощрительные санкции могут быть связаны с освобождением субъекта от ответственности или уменьшением правоограничения. По мнению А.В. Малько, сокращение обременений и ограничений является стимулирующей и поощрительной мерой [3, с. 32—33].

Значимую роль в закреплении в международном праве санкций и их применении сыграла Организация Объединенных Наций, которая стала первой в мире организацией, наделенной правом применять их к своим государствам-членам. Поощрительные санкции могут устанавливаться международными организациями только в пределах их компетенции в тех отраслях международного права, нормы которых регулируют соответствующие международные отношения. Только Организация Объединенных Наций, являющаяся в полном смысле слова универсальной международной организацией, может устанавливать их в любой сфере международной жизни. В то же время больше всего ^ поощрительных санкций было установлено этой организацией в сфере защиты | прав и свобод человека, а также в сфере поддержания мира и безопасности. < В рамках Организации Объединенных Наций в 2013 г. был принят ряд О резолюций о поощрении прав человека: «Поощрение прав человека и основ- < ных свобод благодаря более глубокому понимаю традиционных ценностей р человечества» (2012 г.) [4], «Поощрение прав человека через спорт» [4]. Одной в из целей развития тысячелетия ООН назвала поощрение равенства мужчин и § женщин и расширение прав и возможностей женщин. Эти документы носят П программный характер, и в них не содержится поощрительных санкций как § таковых, но они определяют направление деятельности в указанных вопросах К самой Организации Объединенных Наций и ее государств-членов. ®

Одним из основных факторов, влияющих на международно-правовую § жизнь любого государства, является его авторитет в международных отноше- В ниях, в свою очередь, во многом зависящий от ситуации с соблюдением и за- о щитой прав человека на его территории. В системе ООН есть и такие органы, § членами которых может стать не любое государство, а только добросовестно § соблюдающее предписания этой международной организации в определенной сфере. Таковым является Совет по правам человека, учрежденный в 2006 г. вместо утратившей свой авторитет Комиссии по правам человека. Члены этого Совета избираются Генеральной Ассамблеей по региональному при- ь знаку, но из тех государств соответствующего региона, которые по мнению X членов ООН в большей степени способствуют реализации такого принципа о Устава, как всеобщее уважение прав человека. Иначе говоря, сам принцип ЦЦ отбора государств-членов в данный орган можно рассматривать в качестве й поощрительной санкции. Примечательно, что в 2013 г. Российская Федерация была в очередной раз избрана в данный Совет [5]. 79

Организация Объединенных Наций использует в качестве поощритель- -

ной санкции и награждение медалями, учрежденными ею. Первая медаль была учреждена в 1951 г. для награждения участников операции миротвор- ^ ческих сил ООН в Корее, в 1959 г. была учреждена медаль для награждения ^ участников миссии по наблюдению за выполнением условий перемирия на I Ближнем Востоке (ОНВУП) [6]. |

В феврале 1966 г. Генеральный секретарь ООН утвердил Положение о медали Организации Объединенных Наций. Согласно этому документу медалью награждаются военнослужащие и гражданские полицейские, прослужившие в составе миссии или операции определенный срок, от 30 до 180 дней [6].

о о В

В 1997 г. была учреждена особая медаль ООН имени ее второго Генерального Секретаря — Дага Хаммаршельда. Медаль вручается родственникам погибшего военнослужащего, полицейского или гражданского лица, участвовавшего в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций [6].

Органы и организации в составе ООН также могут учреждать свои награды. Так, в 1954 г. Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев была учреждена медаль Нансена, которая ежегодно присуждается отдельным лицам или организациям в знак признания их исключительной и самоотверженной работы на благо беженцев [7].

Разнообразные поощрительные санкции предусмотрены и документами ООН в различных отраслях международного права. Например, поощрительные санкции в международном морском праве в основном содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В ст. 70 этого документа «Право государств, находящихся в географически неблагоприятном положении» перечислены права, направленные на стимулирование участия государств, у которых нет собственной экономической зоны, или зависимых от использования ресурсов экономических зон иностранных государств, в разработке полезных ископаемых соответствующих географических регионов. В качестве примера можно также ^ привести ст. 148 данной Конвенции «Участие развивающихся государств в к деятельности в Районе», в которой говорится, что «Эффективное участие развивающихся государств в деятельности в Районе поощряется». В данном случае § имеется в виду их участие в исследовании и использовании района морского

дна открытого моря [8, с. 420—507]. ^ В Конвенции ООН о спасании на море 1989 г. указывается, что «спаса-<5 тельные операции, имевшие полезный результат, дают право на вознаграж-^ дение» (ст. 12). Речь идет о вознаграждении физических лиц, участвующих в ^ спасательных операциях на море. В ст. 13 этого документа описаны критерии ° установления суммы вознаграждения, в ст. 14 предусматривается выплата спек циальных компенсаций спасателям, которые не смогли заработать вознаграж-т дение, но предотвратили или уменьшили вред окружающей среде [9, с. 242]. т В международном экологическом праве поощрительные санкции пред-[Зь усмотрены Киотской конвенцией об изменении климата 1992 г. В ч. 6 ст. 4 этого документа говорится о гибких условиях выполнения своих договорных 80 обязательств для тех государств, которые осуществляют процесс перехода к - рыночной экономике, чтобы «укрепить способность этих Сторон заниматься проблемами, связанными с изменением климата» [10]. В ч. 5 указанной статьи отмечается, что договаривающиеся государства предпринимают все практические шаги для поощрения, облегчения и финансирования в соот-и ветствующих случаях передачи экологически безопасных технологий и ноу-хау или доступа к ним другим Сторонам с тем, чтобы дать им возможность выполнять положения Конвенции. Однако каковы должны быть эти шаги и какие конкретные действия должны быть совершены государствами, в протоколе не указывается.

Организация Объединенных Наций сотрудничает и с другими международными организациями в сфере установления поощрительных санкций

о

сч

в международном праве. Например, в 2013 г. Организация Объединенных Наций и Совет Европы подписали совместную декларацию о сотрудничестве в области поощрения защиты прав человека [4].

По примеру ООН многие региональные международные организации принимают нормы, содержащие поощрительные санкции. Например, премия имени Андрея Сахарова была учреждена в Евросоюзе для поощрения лиц, особо отличившихся в области защиты прав человека. В сентябре 2013 г. Эдвард Сноуден был выдвинут на получение этой премии левыми фракциями Европарламента [11]. ^

Особая система наград существует в рамках Совета Европы. Это диплом, |

Почетный Флаг, Таблица Европы и Приз Европы. Система наград Совета <

Европы является важным инструментом в улучшении отношений между все- О

ми странами и гражданами Европы и распространении идеи единой Европы. <

Эта система основана Кабинетом Министров Совета Европы в 1955 г. [12]. р

Таких наград удостаиваются муниципалитеты и регионы Европы за европей- в

скую деятельность, развитие дружбы и сотрудничества между европейскими g

регионами и углубление связей между ними. Приза Европы уже были удо- П

стоены такие российские города, как Волгоград, Белгород и Калининград. §

Международно-правовая политика Организации Объединенных Наций в К

области поощрительных санкций направлена на их распространение в раз- ®

личных сферах международно-правового регулирования. Поощрительные §

санкции в настоящее время существуют в различных отраслях международ- В

ного права. Кроме того, международно-правовая политика ООН по данному о

СЛ

вопросу оказала влияние на закрепление института поощрительных санкций g

и в документах региональных международных организаций. §

Нормы международного права могут оказывать влияние и на правовую о

политику государств, в том числе и в области установления и применения щ

" Т-1

поощрительных санкций. В то же время роль международного права в дан- |

ном вопросе — задать вектор развития института поощрительных санкций ь

во внутригосударственном праве, подсказать государствам те ситуации, в X

которых их применение было бы наиболее желательным. В остальном между- g

народное право не связывает волю государств. ЦЦ

§

Список литературы:

1. Гегель, Г. Работы разных лет : в 2 т. / Г. Гегель. — М.: Мысль, 1973. — Т. 2.

— С. 56. 81

2. Мусаткина, А.А. О поощрительных санкциях в уголовном и финансовом праве — // Вектор науки ТГУ. — 2009. — № 5. — С. 79-84. &

3. Малько, А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. — 1996. — q № 3. — С. 32-33. ^

4. Официальный сайт Верховного комиссара по правам человека ООН. — URL:// | http://www.ohchr.org (дата обращения: 20.09.2014). |

5. Россия избрана в состав Совета по правам человека ООН. — URL://http://ria. ru (дата обращения: 20.09.2014).

6. Медали Организации Объединенных Наций. — URL: //http://www.un.org (дата обращения: 20.09.2014).

7. Награда Нансена. — URL:// http://unhcr.ru (дата обращения: 20.09.2014).

8. Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву // Международное право в документах. М.: ЮристЪ, 2002. - С. 420-507.

9. Международное морское право : учебное пособие / под ред. С.А. Гуреева. — М.: Юридическая литература, 2003. — 448 с.

10. Киотская конвенция об изменении климата 1992 г. // Бюллетень международных договоров. — 1996. — № 12.

11. Стуруа. Премия Сахарова Сноудену? //Московский комсомолец. 2013. 19 сент.

12. Официальный сайт Совета Европы. — URL: http://hub.coe.int (дата обращения: 20.09.2014).

References:

1. Gegel' G. Raboty raznyh let : v 2 t. / G. Gegel'. — M.: Izdatel'stvo «Mysl'», 1973. — T. 2. — S. 56.

2. Musatkina, A.A. O pooshhritel'nyh sankcijah v ugolovnom i finansovom prave // Vektor nauki TGU. — № 5. — 2009. — S. 79-84.

3. Mal'ko, A.V. Pooshhrenie kak pravovoe sredstvo // Pravovedenie. — 1996. — № 3. — S. 32-33.

4. Oficial'nyj sajt Verhovnogo komissara po pravam cheloveka OON. — URL://http:// www.ohchr.org (data obrashhenija: 20.09.2014).

5. Rossija izbrana v sostav Soveta po pravam cheloveka OON. URL://http://ria.ru (data £ obrashhenija: 20.09.2014).

§ 6. Medali Organizacii Obedinennyh Nacij. — URL: //http://www.un.org (data obrash-

* henija: 20.09.2014).

к 7. Nagrada Nansena. — URL:// http://unhcr.ru (data obrashhenija: 20.09.2014).

ш 8. Konvencija OON 1982 g. po morskomu pravu // Mezhdunarodnoe pravo v doku-

m mentah. — M.: Jurist, 2002. — S. 420-507.

9. Mezhdunarodnoe morskoe pravo : uchebnoe posobie / pod red. S.A. Gureeva. — M.: s Juridicheskaja literatura, 2003. — 448 s.

<r 10. Kiotskaja konvencija ob izmenenii klimata 1992 g. // Bjulleten' mezhdunarodnyh

I dogovorov. — 1996. — № 12.

s 11. Sturua. Premija Saharova Snoudenu? //Moskovskij komsomolec. 2013. 19 sent.

О 12. Oficial'nyj sajt Soveta Evropy. — URL: http://hub.coe.int (data obrashhenija:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

c 20.09.2014). к

i-о

N

Öl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.