Научная статья на тему 'Международно-правовая ответственность за размещение оружия в космосе'

Международно-правовая ответственность за размещение оружия в космосе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
843
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗМЕЩЕНИЯ ОРУЖИЯ В КОСМОСЕ / РАЗОРУЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / МИРНЫЕ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагулова Диляра Жантасовна

В работе автором проводится анализ проекта Договора по предотвращению размещения оружия в космосе, рассматриваются вопросы разоружения космического пространства и его использования в мирных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая ответственность за размещение оружия в космосе»

88

№ 2 (38) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Смагулова Диляра Жантасовна,

магистрант Казахского гуманитарно-юридического университета научно-педагогического направления

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОРУЖИЯ В КОСМОСЕ

Согласно международным правовым принципам все страны имеют равное право на возможность изучения и исследования космическогопространства.Приэтомгосударства должны соблюдать правила безопасности использования и космического пространства, что является общей для всех задачей. Сегодня в международном сообществе продолжается поиск и выработка новых правил для укрепления международной безопасности. 24 сентября 2001 года на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в выступлениях ряда стран прозвучала идея о принятии Договора по предотвращению размещения оружия в космосе (далее - ДПРОК) [1, с. 72].

Согласно ДПРОК размещение и (или) использование какого-либо оружия в космическом пространстве строго запрещено, также запрещено использование силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Указанный документ направлен также на устранение правового вакуума в международном кос—мическом праве и должен определить условия по будущему использованию космического пространства, по защите права собственности на космические объекты, усилить международную безопасность и побудить правительства многих стран строго следить за гонкой вооружения.

Оружие в космическом пространстве следует отличать от межконтинентальных баллистических ракет (МБР), которые совершают полет по баллистической траектории, захватывая нижние слои космического пространства. Упомянутые ракеты являются видом наземных вооружений, требующим особой правовой регламентации. Именно по этой причине в проект ДПРОК включено понятие «оружие, размещенное в космическом пространстве». При

этом оружие будет считаться «размещенным» в космическом пространстве, если оно совершит как минимум один оборот по орбите вокруг Земли или следует по части такой орбиты с дальнейшим уходом с нее, или находится на постоянной основе где-либо в космическом пространстве.

В документе содержится также определение термина «применение силы» или «угроза силой». Нам представляется, что термин «враждебный» определяет характер действия, направленного на уничтожение космического объекта [1, с. 72].

Понятия «оснащение вооружением» («weaponization») и «милитаризация» космического пространства. Космос был милитаризован с момента запуска первых спутников, которые США использовали для сбора разведывательных сведений. Сегодня военные спутники во всем мире используются для управления и контроля, связи, дальнего обнаружения, и навигации с помощью глобальных навигационных систем (GPS и ГЛОНАС). Большинство государств признает, что «мирные цели» включают в себя военное использование спутников для неагрессивных оборонительных целей. Тем не менее, понятие «мирные цели» часто используется расширительно (например, спутники используются для осуществления бомбардировочных налетов авиацией).

Ряд западных экспертов утверждает, что наземные противоспутниковые системы (далее - ПСС), разработанные или используемые для нападения на космические объекты также технически составляют космическое оружие, хотя буквально не охватываются понятием «размещение оружия в космосе», так как они не выведены на орбиту. Некоторые эксперты идут еще дальше и утверждают, что к космическому оружию можно причислить и баллистические

ракеты, способные по своим боевым качествам, в случае необходимости, выполнять функции ПСС. Например, отдельные элементы глобальной системы ракетной обороны США обладают особенностями двойного назначения, позволяя разрушать космические объекты, так же, как и сбивать баллистические ракеты. Планируемый третий позиционный район (далее - ТИР) ПРО США в Европе - один из инструментов в исключительно опасной связке военных проектов, предусматривающих одностороннее развитие глобальной системы ПРО, развитие проектов выведения ударных видов оружия в космос. Такие действия чреваты разрушением существующего стратегического баланса и стабильности, подрыва основ международной безопасности, разрушением существующих приборов контроля над вооружениями, в особенности связанных с ядерным и ракетным оружием [1, с. 73].

Ограничительные меры. Предусмотренные ограничительные меры по невыведению вооружений на орбиту не ущемляют обычно-правовой принцип свободы исследования и использования космического пространства на благо и в интересах всех стран, закрепленного в Договоре по космосу от 1967 года. Принцип свободы исследования и использования космического пространства с четко определенными ограничениями является фундаментом, положенным в основу всего международно-правового режима космического пространства. Это положение подтверждено в ст. IV проекта ДПРОК.

В соответствии со сложившейся практикой в совместном документе предусмотрена процедура мирного разрешения споров относительно применения или толкования договорных положений. Предусматривается, в частности, учреждение Исполнительной организации ДПРОК. При возникновении спора заинтересованные стороны сначала проводят совместные консультации с целью урегулирования спора путем переговоров и сотрудничества.

Проект ДПРОК не является законченным юридическим творением; ряд важных вопросов в нем лишь поставлен, но ответы на них не даны. В проекте отсутствует запрет на исследование, развитие, испытание, производство, накопление или развертывание противоспутникового оружия наземного базирования. Представляет ли «угрозу силой» сам факт создания противоспутникового оружия, разрушение

своего спутника в космосе, полет на близком расстоянии спутника другой страны?

В документе отсутствует положение об ограничении в отношении развития, испытания, производства, накопления, развертывания и использования ПРО наземного базирования.

Не проработан детально вопрос о режиме контроля выполнения государствами-участниками ДПРОК договорных обязательств.

Главное достоинство проекта заключается в том, что он призван стимулировать диалог, коллективную практическую работу по сложным вопросам запрещения космических вооружений.

Российско-китайская инициатива по ПРОК в целом благожелательно встречена в международном сообществе, за исключением республиканской администрации США [1, с. 74].

В своем выступлении 19 февраля 2008 года постоянный представитель Германии на КР Бернхард Брасак [2, с. 56] приветствовал представление проекта ДПРОК российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, заявив, что Германия намерена принять конструктивное участие в его обсуждении. Он высказался в пользу нового имеющего обязательную силу документа по контролю над вооружениями в космическом пространстве.

Вместе с тем Германия, как и другие члены Евросоюза, первоочередной задачей считает обсуждение и принятие Кодекса поведения государств в космическом пространстве в качестве средства улучшения условий безопасности в этой среде и исходит из того, что политические условия не созрели для принятия полномасштабного договора о запрещении космических вооружений (Кодекс разрабатывается в рамках ЕС и в дальнейшем его предполагается внести на рассмотрение КР). Кодекс поведения, направленный на предотвращение опасных методов деятельности в космосе рассматривается Евросоюзом как важный шаг, облегчающий переговоры относительно многостороннего договора, являющегося более амбициозной целью.

Выступая от имени Группы 21 (В Группу входят следующие не присоединившиеся и нейтральные 33 государства различной внешнеполитической ориентации: Албания, Бангладеш, Бразилия, Камерун, Чили, Колумбия, Куба, КНДР, Демократическая Республика Конго, Эквадор, Египет, Эфиопия, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Кения, Малайзия, Мексика, Монголия, Марокко, Мьянма, Нигерия, Пакистан, Перу, Сенегал, Южная Африка, Шри-

№ 2 (38) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

Ланка, Тунис, Сирия, Венесуэла, Вьетнам, Зимбабве), посол Сирии Фейсал Хабаз Хамуи в своей речи на сессии КР 28 февраля 2008 года подчеркнул недостаточность существующих юридических норм, направленных на предотвращение дальнейшей милитаризации космоса и появления оружия в данной среде. Характеризуя российско-китайский проект ДПРОК, как хорошую основу для дальнейшего обсуждения и принятия международного обязательного документа, он выказался за начало переговоров в Комиссии по Разоружению по вопросам, связанным с предотвращением гонки вооружений в космосе.

В пользу начала работы по ДПРОК высказались также другие представители Группы 21, Казахстан и другие государства СНГ, а также многие страны, входящие в Западную Группу Комиссии но Разоружению.

Негативная позиция по российско-китайскому проекту ДПРОК, занятая Вашингтоном, определяется его нежеланием в чем-либо связывать себе руки, уповая на огромное военно-экономическое превосходство США над всем миром. Такой вывод следует из выступлений представителя США на Конференции по разоружению Кристины Рокка, в которых предпринята попытка обосновать тезис о том, что существующий космический режим безопасности достаточен и нет необходимости в договоре о предотвращении размещения оружия в космосе. Практически США проявляют интерес лишь к обсуждению некоторых мер транспарентности и укрепления доверия для решения отдельных проблем, связанных с использованием космоса.

Договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов нужен всему человечеству. Всеобъемлющая международно-правовая договоренность по ПРОК имеет критическое значение для устранения договорно-правового вакуума в важнейшей сфере глобальной безопасности, для укрепления международного режима нераспространения ядерного оружия, а также в плане стимулирования глубоких сокращений стратегических вооружений России, США, других ядерных держав. Такая договоренность способствовала бы более эффективному осуществлению мирной космической деятельности, развитию многостороннего сотрудничества в этой области.

Заключение ДПРОК позволило бы устранить

существенный пробел в международном космическом праве, а стратегическим отношениям космических держав - обрести твердую договорно-правовую точку опоры в их дальнейшей мирной деятельности по освоению космического пространства в условиях безопасности.

Благодаря российско-китайской инициативе проблематика ДПРОК вошла в повестку дня ведущих международныхфорумов, действующих в интересах укрепления международной безопасности и стабильности.

В свое время Комитетом ООН по Космосу был сделан Доклад. По итогам данного доклада была принята резолюция по использованию космического пространства в мирных целях [3, с. 56]. Необходимо отметить, что Комитет ООН по Космосу в свое время был создан в целях исключительно для обеспечения мирового сотрудничества в использовании космического пространства в мирных целях и вопросы неиспользования оружия в космическом пространстве лучше всего поднимать в рамках других конференций и организаций, таких как Первый комитет Генеральной Ассамблеи и Конференция по разоружению.

В рамках исполнения указанной резолюции 12 февраля 2008 года Китай и Российская Федерация представили Конференции по разоружению проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов [1, с. 81].

В 2009 году на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в приоритетном порядке было продолжено изучение вопроса о направлениях и возможностях мирового сообщества по сохранению космического пространства для мирных целей [1, с. 82].

Подводя итоги, необходимо отметить, что международные соглашения в сфере предотвращения размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов на современном этапе очень актуальны и необходимы для установления системы международной безопасности. Только полная международно-правовая договоренность по ПРОК будет иметь реальное значение для устранения договорно-правового вакуума в важнейшей сфере глобальной безопасности, для укрепления международного режима нераспространения ядерного оружия.

Список литературы

1. Жуков Г.П. Проблема предотвращения размещения оружия в космосе//журн. Международное право, 2009г. - 72-82 с.

2. Letter dated 19 August 2008 from the Permanent Representative of the United States of America addressed to the Secretary-General of the Conference transmitting comments on the draft "Treaty on Prevention oi'the Placement of Weapons in Outer Space and of the Threat or Use of Force against Outer Space Objects (PPWT)" as contained in document CD/1839 of 29 February 2008. - 466 р.

3. Генеральная Ассамблея. Организация Объединенных Наций. Доклад Комитета по использованию космического пространства в мирных целях // Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты Шестьдесят третья сессия. Дополнение № 20 (А/63/20). - 433 с.

Жумыста Fapbrnma цару-жарацты орнатудъщ алдын-алу туралы шарт жобасына талдау ЖYргiзiлген, гарыш кещст1гт царусыздандыру мен оны бейбт мацсатта пайдалану мэселер1 царастырган.

Ty^h свздер: Fарышта цару-жарацты орнатудыц алдын-алу туралы шарт, гарыш кецiстiгiн царусыздандыру, бейбт мацсаттар.

В работе автором проводится анализ проекта Договора по предотвращению размещения оружия в космосе, рассматриваются вопросы разоружения космического пространства и его использования в мирных целях.

Ключевые слова: Договор по предотвращению размещения оружия в космосе, разоружение космического пространства, мирные цели.

In this paper the author analyzes the draft Treaty on the prevention ofplacement of weapons in outer space, questions of disarmament of outer space and its use for peaceful purposes.

Keywords: Treaty on the prevention ofplacement of weapons in outer space, weaponization of space, peaceful purposes.

Диляра Жантаскызы CMaF^OBa,

Каза^ гуманитарльщ зац университетшщ гылыми-педагогикальщ багыты бойынша магистранты Гарышта кару-жаракты орналастырFаны Yшiн халыкаралык-к^кыктык жауапкершшж

Смагулова Диляра Жантасовна,

магистрант Казахского гуманитарно-юридического университета научно-педагогического направления

Международно-правовая ответственность за размещение оружия в космосе Smagulova Dilyara Zhantasovna,

Kazakh Humanitarian Law University scientific and pedagogic Master Degree International legal responsibility for placing weapons in space

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.