Научная статья на тему 'Международно-правовая основа четырехсторонней региональной коалиции по борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке'

Международно-правовая основа четырехсторонней региональной коалиции по борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ТЕРРОРИЗМ / КОАЛИЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ / ОРГАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЗОЛЮЦИЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / INTERNATIONAL LAW / TERRORISM / COALITION / CONVENTION / SECURITY AGENCIES / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / RESOLUTION / MIDDLE EAST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Павел Михайлович, Сальван Джабер Хашим

Рассматривается правовая база международных и региональных коалиций по борьбе с терроризмом, приводятся основные международные соглашения, регламентирующие механизмы предупреждения и юридического преследования лиц, совершающих преступления террористической направленности. Анализируется деятельность четырехсторонней региональной коалиции в составе России, Сирии, Ирака и Ирана по борьбе с террористическими группировками на Ближнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK QUADRILATERAL REGIONAL COALITION AGAINST TERRORISM IN THE MIDDLE EAST

The legal framework of international and regional coalitions on combating terrorism is considered, the main international agreements regulating mechanisms for preventing and prosecuting persons committing crimes of a terrorist nature are given. The activity of the quadripartite regional coalition in the composition of Russia, Syria, Iraq and Iran to combat terrorist groups in the Middle East is analyzed.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая основа четырехсторонней региональной коалиции по борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке»

УДК 343

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЧЕТЫРЕХСТОРОННЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОАЛИЦИИ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

П.М. Колесников, Сальван Джабер Хашим

Рассматривается правовая база международных и региональных коалиций по борьбе с терроризмом, приводятся основные международные соглашения, регламентирующие механизмы предупреждения и юридического преследования лиц, совершающих преступления террористической направленности. Анализируется деятельность четырехсторонней региональной коалиции в составе России, Сирии, Ирака и Ирана по борьбе с террористическими группировками на Ближнем Востоке.

Ключевые слова: международное право, терроризм, коалиция, конвенция, органы безопасности, международные организации, резолюция, Ближний Восток.

На сегодняшний день проблема борьбы с терроризмом и экстремизмом остается одной из ключевых тем международной повестки дня. Этому вопросу уделяется особое внимание как на международном уровне и, прежде всего, в контексте деятельности соответствующих международных организаций, так и на уровне органов безопасности, разведывательных и контрразведывательных служб, находящихся в авангарде противостояния актам международного терроризма, угрожающего безопасности и стабильности всех без исключения государств и народов. Данное обстоятельство, в свою очередь, указывает на необходимость удвоения усилий международного сообщества, направленных на противостояние и борьбу с этим преступным явлением, требует более эффективного сотрудничества между государствами в целях противодействия формируемой им опасности. При этом важно отметить, что в сложившейся ситуации ни одно государство не в состоянии действенно вести борьбу в одиночку, изолированно от других членов международного сообщества, что естественным образом обязывает компетентные органы безопасности интенсифицировать развитие соответствующих механизмов и планов борьбы с террористической угрозой соразмерно процессу усложнения и постоянным изменениям самого терроризма, организованной преступности, возрастающей мощи радикальных группировок, зачастую получающих поддержку, сравнимую с финансированием правоохранительных структур некоторых развивающихся государств [1, с. 284].

В этой связи стала абсолютно очевидной необходимость работы по усовершенствованию международного сотрудничества, формированию международных коалиций по борьбе с терроризмом и экстремизмом ради достижения мира и международной безопасности, и, в частности, необходимость активизации исполнения обязательств в рамках международного сотрудничества по предупреждению и борьбе с совершением террористических актов.

С точки зрения международного права, все террористические акты считаются преступными и осуждаются международным сообществом. Деятельность таких террористических организаций как ИГИЛ, Аль-Каида, Джебхат ан-Нусра1 [2] считается террористической и однозначно классифицируется международными правовыми нормами как преступления. Организация Объединенных Наций осуждает незаконные действия, совершаемые участниками указанных группировок независимо от мотивов, места совершения и лиц, принимавших участие в реализации террористических планов, считая подобные акты одной из опаснейших угроз, которым подвергаются мир и международная безопасность. ООН призывает все государства к сотрудничеству в борьбе с террористическими организациями, выявлению сторон, спонсирующих терроризм и придание их справедливому суду, что в свою очередь окажет серьезную и ощутимую поддержку защите мира и международной безопасности, а также будет способствовать защите всего человечества от опасности распространения преступных и экстремистских взглядов, которым следует ИГИЛ и другие террористические группировки [3, с. 145].

Кроме того, как уже было отмечено ранее, международное противостояние различного рода террористическим и экстремистским группировкам не сводится только лишь к деятельности международных институтов, таких, как, например, Совет безопасности и Генеральная ассамблея ООН. Напротив, ведется активная работа по координации деятельности между национальными органами безопасности, уполномоченными вести борьбу с проявлениями терроризма и экстремизма во всех уголках мира. И, в первую очередь, речь идет о национальных разведывательных и контрразведывательных службах государств.

При этом подобная координационная работа может осуществляться посредствам не только взаимных встреч и консультаций. Она может быть реализована путем: транспортировки военной техники и средств технического контроля, успешно используемых в развитых странах; разработки специальных программ и планов; осуществления подготовки и обучения личного состава военных подразделений; обмена информацией и внедрения современных методов контроля перемещения отрядов и групп боевиков с целью их дальнейшего уничтожения.

Для реализации этих задач накануне начала военной операции ВКС России (Воздушно-космические силы) в Сирии, 21 сентября 2015 года, по взаимному соглашению военно-политического руководства России, Ирака, Сирии и Ирана была создана координационная структура - Информационный центр («Четырёхсторонний центр обмена информацией» или четырехсторонняя

1 Решением Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 г. N АКПИ14-1424С, международные организации «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)» признаны террористическими, а их деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

региональная коалиция по борьбе с терроризмом), расположенный в столице Республики Ирак, городе Багдаде.

Основными целями деятельности этой региональной коалиционной структуры являются: 1) сбор, анализ, обработка и обмен информацией о перемещениях ИГИЛ и других террористических группировок на территории Сирии и Ирака; 2) поиск и выявление объектов боевиков с целью их уничтожения; 3) работа по нарушению коммуникаций, выявлению маршрутов переброски террористов, перевозки боеприпасов и оружия; 4) определение путей транспортировки контрабандной нефти и ее производных; 5) обмен координат пунктов управления боевиков, их складов, кустарных мастерских по изготовлению оружия и боеприпасов, лабораторий по производству химического оружия на территории Ирака; 6) разведка с целью контроля над перемещениями террористов через сирийско -иракскую границу, а также организация нанесения воздушных ударов по выявленным целям.

Полученная информация предоставляется Генеральным штабам четырех государств, часть ее используется для нанесения ударов по террористам. Так, в ходе проведения иракскими правительственными войсками операции по освобождению иракского города Фаллуджа в июле 2016 года был выявлен факт выхода из окружения и выдвижения в сторону сирийской границы большой группы боевиков. Благодаря информации, переданной коалиционным центром, последующим авиационным ударам ВКС Российской Федерации и Военно-воздушных сил Сирии данная группа была уничтожена на границе Сирии и Ирака [4].

Координационная деятельность Центра осуществляется с учетом следующих принципов:

- непризнание всех форм и видов террористической деятельности, независимо от мотивов и причин, стоящих за ней;

- равенство всех участников коалиции при планировании и осуществлении операций;

- работа коалиции направлена на нанесение максимального ущерба террористическим группировкам, воюющим на территории Сирии и Ирака;

- осуществление деятельности в рамках неукоснительного соблюдения норм и принципов международного права и национального законодательства государств, на территории которых коалиция реализует свою деятельность;

- возможность присоединения к коалиции других государств, готовых бороться с международным терроризмом.

Таким образом, важно указать, что организация работы четырехсторонней коалиции достаточно гибкая, а деятельность Центра уже не укладывается в рамки одного лишь обмена разведывательной информацией. Де-факто, данная коалиция миновала процесс трансформации из органа военного управления в формат Координационного комитета регионального уровня с широкими полномочиями. И именно благодаря плодотворной деятельности четырехстороннего альянса планируется эффективная координация усилий всех сторон по уничтожению отдельных террористических

формирований на Ближнем Востоке. Тем более, что создание подобного союза стало важным шагом на пути усиления роли России в Ближневосточном регионе, обеспечив необходимый баланс между так называемым «западным военным альянсом по борьбе с терроризмом» и его достойной, и, как показывает время, более эффективной альтернативой.

На сегодняшний день Россия является одной из крупнейших мировых сил, ведущих подлинную войну с терроризмом, «джихадизмом» и различными проявлениями экстремизма. Президент России В.В. Путин неоднократно повторял в своих официальных заявлениях, что российское вмешательство в Сирию есть ни что иное, как защита границ Российской Федерации от угрозы проникновения различных вооруженных формирований на ее территорию. И это важнейший стратегический интерес Москвы в борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке [5, с. 136]. Свою приверженность российскому плану по борьбе с терроризмом уже выразили такие страны, как Сирия, Ирак, Иран, Египет, Ливан. В то же время, и в этом вопросе существуют разногласия, препятствующие усилиям союзников в реализации данной программы. В качестве примера можно привести затяжные переговоры относительно выработки единого списка организаций и группировок, которые однозначно должны считаться террористическими. Ситуация в Сирии указывает на сложность выработки единого взгляда на эту проблему. И зачастую, ввиду сугубо политических или экономических интересов, каждое государство, так или иначе вовлеченное в сирийский конфликт, по-разному оценивает степень террористической угрозы, исходящей от той или иной организации. И прежде всего, это касается США, Турции и стран Персидского Залива, среди которых ведущее место занимают Саудовская Аравия и Катар.

Тем не менее, несмотря на политические разногласия по урегулированию ситуации в регионе, международно -правовая основа четырехсторонней коалиции исходит из основных устремлений международного сообщества, а также общих принципов международного права, целей, которые преследовались при создании ООН с одной стороны, и характера ключевых положений международных соглашений, касающихся борьбы с терроризмом, а также многочисленных решений (резолюций) ООН и других специализированных международных организаций с другой стороны.

При этом необходимо подчеркнуть, что четырехсторонняя региональная коалиция России, Сирии, Ирака и Ирана в сфере уничтожения террористических радикальных группировок является естественным продолжением, продиктованным характером сложившейся международной обстановки - международными договорами, ратифицированными ради достижения мира и международной безопасности [6, с. 287, 36].

Наиболее важными международными договорами и решениями в сфере противостояния и борьбы с терроризмом являются:

1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 года [7].

2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года [8].

3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 года [9].

4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 года [10].

5. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 года [11].

6. Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок от 26 октября 1979 года. [12].

7. Международная конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 года [13].

8. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения от 12 февраля 1991 года [14].

9. Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 16 декабря 1997 года [15].

10. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года [16].

11. Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года [17].

Наряду с основными международными конвенциями, регламентирующими вопросы борьбы с терроризмом, существует комплекс специальных резолюций, принятых Советом безопасности ООН в сфере противостояния актам проявления терроризма и определяющих степень международно-правовой ответственности за совершение подобных актов. К числу наиболее важных из них относятся:

1. Резолюция № 1368 от 12 сентября 2001 года, определившая право каждого государства на индивидуальную и коллективную самооборону, а также принятие необходимых и достаточных мер в целях противостояния реальной опасности, угрожающей государству [18].

2. Резолюция № 1373 от 28 сентября 2001 года «О необходимости бороться всеми средствами в соответствии с Уставом ООН с угрозами для международного мира и безопасности, создаваемыми террористическими актами» [19].

Однако следует заметить, что главные принципы и международно-правовая база, регламентирующие межгосударственное сотрудничество в сфере противостояния террористическим актам, являются достаточно гибкими и подлежат расширению соразмерно возникновению новых видов и форм террористических угроз в отношении международного сообщества [20. С. 94]. Международное право гармонично отвечает потребностям международного сообщества в борьбе с новыми проявлениями актов террора, ратифицируя новые конвенции, международные соглашения и договоры в целях наиболее

эффективной борьбы с мировым терроризмом [2, с. 14]. В свою очередь, создание региональных и международных организаций способствует решению проблемы реализации мира и состояния безопасности, в том числе в ближневосточном регионе, на примере четырехсторонней региональной коалиции по борьбе с терроризмом.

Тем самым мы видим необходимость в дальнейшем развитии гибкого подхода в формировании новой международно-правовой базы борьбы с терроризмом, эволюции национального законодательства государств, в целях определения характера судебного преследования, а также юридического наказания лиц, совершающих преступления террористической направленности. Кроме того, стала очевидной необходимость создания практической платформы для наиболее эффективного реагирования на проявления терроризма в его различных формах и видах. Именно этот подход воплощается в работе по разработке различных региональных блоков и коалиций, основным предназначением которых является всеобщее обеспечение мира и безопасности, в том числе, в таком стратегически важном регионе мира, как Ближний Восток.

С геополитической же точки зрения присутствие и дальнейшее усиление позиций России в этой сложной и чувствительной части мира укрепит мировой и региональный балансы сил, что естественным образом положительно отразится, во-первых, на ситуации в сфере реальной борьбы с терроризмом и достижении, в конечном счете, мира и стабильности в Сирии и Ираке, а, во -вторых, выступит сдерживающим фактором для монопольной политики США в регионе.

Список литературы

1. Асам аль-Атыйя. Общее международное право. Багдад. 2015. (на араб. яз.).

2. Мухаммад Талаат аль-Ганими. Международная ответственность в современном видении. Каир. 1997. 160 с. (на араб. яз.).

3. Фикри Ата Аллах абд аль-Махди. Международный терроризм. Дару-ль-Кутуб аль-Хадиса. Ливан. 2000. (на араб. яз.).

4. Ъ-Газета - Багдадский сбор. От 30.09.2015 г. [Электронный ресурс]1Шр://1гцеп^Ьгт.щ/тоёц1е8.рЬр (дата обращения: 22.03.2017).

5. Муатаз Саляма. Будущее России на Ближнем Востоке// Международная политика. Январь. Каир. 2016. С. 75-79 (на араб. яз).

6. Мухаммад аль-Маджзуб. Общее международное право. Бейрут. 2007. 800 с. (на араб. яз.); Амаль Язджи. Международный терроризм и современный мировой порядок. Дару-ль-Фикр. Дамаск. 2002. 224 с. (на араб. яз.).

7. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов. Подписана в Токио 14 сентября 1963 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный

ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

8. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Принята 16 декабря 1970 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

9. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Подписана в Монреале 23 сентября 1971 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

10. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Принята резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1973 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

11. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников. Принята резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

12. Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок. Принята 26 октября 1979 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

13. Международная конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl_conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

14. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. Принята в Монреале на дипломатической конференции, проведенной ИКАО 12 февраля - 1 марта 1991 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl_conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

15. Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1997 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl_conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

16. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 23.03.2017)

17. Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Принята резолюцией 59/290 Генеральной Ассамблеи от 13 апреля 2005 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 25.03.2017).

18. Резолюция Совета безопасности ООН № 1368 «Об угрозах международному миру и безопасности, создаваемых актами терроризма». Принята СБ ООН на его 4370-м заседании 12 сентября 2001 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 27.03.2017).

19. Резолюция Совета безопасности ООН № 1373 «Об угрозах международному миру и безопасности, создаваемых террористическими актами». Принята СБ ООН на его 4385-м заседании 28 сентября 2001 г. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru /documents/ decl conv/ conventions /pdf/responsibility.pdf (дата обращения: 27.03.2017).

20. Тамир Ибрахим ад-Джухмани. Понятие терроризма в общем международном праве. Между теорией и практикой. Дамаск. 2005. 260 с. (на араб. яз.).

Колесников Павел Михайлович, канд. юрид. наук, доц. кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения, kolesnikovlawer@mail.ru, Россия, Казань, Казанский федеральный (Приволжский) университет,

Сальван Джабер Хашим, ассистент лектора кафедры общего и международного права, jabersalwan@gmail. com, Республика Ирак, Багдад, Университет ан-Нахрайн.

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK QUADRILATERAL REGIONAL COALITION AGAINST

TERRORISM IN THE MIDDLE EAST P.M. Kolesnikov, Salwan Jaber Hashim

The legal framework of international and regional coalitions on combating terrorism is considered, the main international agreements regulating mechanisms for preventing and prosecuting persons committing crimes of a terrorist nature are given. The activity of the quadripartite regional coalition in the composition of Russia, Syria, Iraq and Iran to combat terrorist groups in the Middle East is analyzed.

Key words: international law, terrorism, coalition, convention, security agencies, international organizations, resolution, Middle East.

Kolesnikov Pavel Mikhailovich, PhD, associate Professor of Oriental Studies, African Studies and Islamic Studies, kolesnikovlawer@mail.ru, Russia, Kazan, Kazan Federal University (Privolzhsky).

Salwan Jaber Hashim, Assistant lecturer, Chair of General and International Law, jabersalwan@gmail.com, Republic of Iraq, Baghdad, University of Al-Nahrain.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.