5. Карлеба В.А. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - новые реалии / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. - С. 87-90.
6. Кузнецов В.П., Тузмухамедов Б.Р. Международное право: учебник. Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. - М.: НОРМА: ИНФРА-М. - 2010. - С. 194-196.
7. Хисамутдинов Ф. Р., Чанышева Г. Г., Марданов Д. Р. Международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам : учебно-практическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Ф. Р. Хисамутдинов, Г. Г. Чанышева, Д. Р. Марданов [и др.] ; под ред. Ф. К. Зиннурова. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право. - 2017. - С. 5-9.
8. Шигуров A.B. Шигурова Е.И. Основания направления запроса о международной правовой помощи по уголовным делам//Гуманитарные и политико-правовые исследования. -2021. -№3(14). -С.49-61.
9. Заявление Генерального Секретариата Международной организации уголовной полиции (Интерпола) по России от 10.03.2022 г. URL : https://www.interpol.int/Resources/Doc-uments#General-Assembly
10. Заявление МИД Китая от 05.08. 2022 г. в связи с посещением Тайваня Спикером палаты представителей США Нэнси Пелоси. URL: https://www. fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202208/t20220802_1073237 6.html
11. Сайт Минюста Российской Федерации. URL: https://to06.minjust.gov.ru/ru/activity/directions/167
12. Сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. URL : https: //epp.genproc.gov.ru/web
13. Сайт Генеральной Прокуратуры Российской федерации. Портал правовой статистики URL: http://crimestat.ru/offenses_chart
14. Сайт Консульского информационного портала Министерства иностранных дел. URL: https://www.kdmid.ru/consr/legalization-of-documents
15. Официальный сайт Интерпола. URL: https://www.interpol.int
16. Информация справочно-правовой онлайн-системы «Право.RU» URL: https://pravo.ru/news/234316
17. Официальный аккаунт НЦБ Интерпола МВД России ВКонтакге. URL: https://vk.com/interpol_russia?w=wall-216667626 76
Для цитирования: Чернядьева А. С. Международно-правовая и национально-правовая деятельность российской федерации в сфере охраны нематериального культурного наследия / Науч.рук. Л.В.Пастухова, к.ю.н., доцент; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП» // Океанский менеджмент. 2023. №4(22). С. 12-15.
Чернядьева А.С.
Студент 2 курса магистратуры Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
Научный руководитель: JI.B. Пастухова, к.ю.н, доцент, Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Крымского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ И НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ
Аннотация. В статье анализируется международно-правовое участие Российской Федерации в принятии международно-правовых документов в сфере охраны нематериального культурного наследия. Также в статье раскрываются особенности отечественного правового обеспечения деятельности по сохранению национального и общемирового нематериального культурного наследия.
Ключевые слова: Генеральная Ассамблея, ООН, Гаагская конвенция 1954 г., нематериальное культурное наследие, Российская Федерация.
INTERNATIONAL LEGAL AND NATIONAL LEGAL ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF PROTECTION OF INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE
Abstract. The international legal participation of the Russian Federation in the adoption of international legal documents in the field of protection of intangible cultural heritage is analyzed in the article, the peculiarities of the domestic and foreign policy of the Russian Federation, which is aimed at preserving the national and global intangible cultural heritage, are also disclosed in the article.
Keywords: General Assembly, UN, Hague Convention 1954, Intangible Cultural Heritage, Russian Federation.
Проблема сохранения нематериального культурного наследия волнует общество и государства на протяжении длительного времени. В данной статье мы проанализируем особенности деятельности по сохранению нематериального культурного наследия на международном уровне (на примере деятельности ГА ООН) и на национальном (на примере деятельности РФ).
Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) является одним из ключевых органов ООН. Она является единственным органом, который включает в себя все суверенные государства мира - члены ООН. Также ГА ООН - это единственная площадка, на которой делегаты могут обсуждать мировые проблемы и совместно искать пути их решения.
Одной из таких проблем является проблема сохранения нематериального культурного наследия.
Основным учреждением системы ООН, осуществляющим защиту культурного наследия, является специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) [1]. Оно уполномочено содействовать укреплению мира и безопасности посредствам расширения сотрудничества государств и народов по вопросам образования, науки и культуры.
Первая Конвенция, защищающая культурные ценности в рамках международного права, была принята спустя 9 лет после победы над фашизмом - Гаагская конвенция 1954 года [2]. Данная Конвенция 1954 г. также была принята по инициативе ЮНЕСКО Межправительственной конференцией, созванной Исполнительным советом ЮНЕСКО 21 апреля - 14 мая 1954 г. в Гааге (Нидерланды) [3]. Согласно положениям Конвенции и двух протоколов, принятым в дополнении к ней (1954, 1999 г. г.) культурные ценности могут быть взяты под общую (ст. 2 Конвенции), специальную (ст.8 Конвенции) я усиленную (ст. 10 Второго протокола) защиту.
В Гаагской конвенции не закреплены нормы, прямо предусматривающие защиту объектов нематериального культурного наследия. Однако можно говорить о ее частичной применимости в их отношении. Думается, что нормы об усиленной защите (ст.ст. 5-6, 8-11 Второго протокола к Гаагской конвенции [5]) могут применяться и к нематериальному наследию, так как такие объекты являются универсальными и имеют «...огромное значение для человечества» (см. ст. 10 Второго протокола).
Закрепление в конвенции положений, касающихся охраны нематериального культурного наследия, позволит укрепить международную охрану и защиту таких объектов, укрепит их значимость для международного сообщества. Для этого предлагается:
- во-первых, включить в ст. 1 Гаагской конвенции понятие «Нематериальное культурное наследие» как особый вид культурных ценностей, находящийся под охраной ЮНЕСКО в соответствии со ст. 1 Конвенции об охране нематериального культурного наследия (принята 17 октября 2003г.) [4].
- во-вторых, предусмотреть режим усиленной защиты объектов нематериального культурного наследия в соответствии со ст. 10 Второго протокола к Гаагской конвенции в случае вооруженного конфликта.
В целях единообразного толкования положений Конвенции и ее протоколов, ликвидации двусмысленности в правоприменении, целесообразно уточнить содержание усиленной защиты и п. 1 ст. 10 Второго протокола изложить в следующей редакции: «Культурные ценности, в том числе и нематериальные, могут быть взяты под усиленную защиту, если они отвечают следующим трем условиям». В эту же статью включить второй пункт, в котором указать, что меры усиленной защиты к нематериальным культурным ценностям применяются с учетом их нематериальной природы.
Российская Федерация, являясь одним из государств-основателей ООН и ГА ООН, активно участвовала в разработке и принятии международных документов по охране культурного наследия. В частности, нашим государством были ратифицированы следующие документы:
1) Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, принятая в Гааге 14 мая 1954 г.;
2) Дополнительный протокол к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, принятый в Гааге 14 мая 1954 г.;
3) Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая в Париже 14 ноября 1970 г. [6];
4) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в Париже 16 ноября 1972 г. [7];
Сохранение объектов нематериального и материального наследия имеет приоритетное значение для каждого государства при проведении политики в сферы культуры, охранение объектов материального и нематериального наследия имеет приоритетное значение для каждого государства при проведении политики в сфере культуры. Под охраной подразумевается принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу с помощью образования (ст.2 Конвенции).
На протяжении длительного времени РФ активно сотрудничает с ЮНЕСКО. В г. Париж (Франция) находится Постоянное Представительство РФ при ЮНЕСКО. Его задачами являются содействие участию российских органов власти, представителей и т.д. в программах ЮНЕСКО, продвижение русской культуры и обеспечение в рамках своих обязательств выполнение международно -правовых обязательств [8].
На наш взгляд, в настоящее время работа по продвижению отечественной культуры особенно актуальна. В то время, когда ряд европейских государств предпринимают попытки придать забвению достижения русских писателей, композиторов и т.д., нашим соотечественникам особенно важно не позволить придать забвению плоды отечественной культуры.
На протяжении всей истории наше государство уделяло большое внимание сохранению национальных традиций и исторической памяти. Эта политика проводится, в том числе, посредством сохранения материального и нематериального культурного наследия внутри страны. Например, Указом Президента РФ от 30.12.2021г. № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» 2022 год был объявлен годом культурного наследия народов России [9].
Думается, что принятие именно сейчас данного закона является своевременным. Такой шаг способствует сохранению и защите наследия, памяти государства, препятствует переписыванию истории и не позволяет забыть прошлое.
Российская Федерация активно проводит политику по сохранению и развитию национальной культуры. В конце 2022 г. в РФ начал действовать Федеральный закон № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Целью данного закона является «создание правовых и организационных основ для обеспечения культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ и сохранения этнокультурного и языкового многообразия» (ст. 1).
В соответствии со ст.4 ФЗ нематериальным этнокультурным достоянием РФ является совокупность духовно-нравственных и культурных ценностей, присущих этническим общностям Российской Федерации и передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности [10].
В данном законе подробно раскрыты полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере охраны нематериального культурного наследия. Согласно ст. ст. 8-9 они вправе принимать программы и нормативно-правовые акты как на всероссийском, так и на муниципальном уровнях с целью сохранения нематериального этнокультурного достояния народов РФ. Отметим, что ведение такой политики является правом, а не обязанностью властей. На наш взгляд, необходимо внести изменение в закон и сделать нормативное регулирование деятельности по сохранению нематериального культурного наследия обязанностью государства и муниципалитетов.
Обращает на себя внимание также факт, что данный закон предусматривает права носителей, физический и юридических лиц в области нематериального культурного наследия (ст. ст. 10-11 ФЗ). Однако, закон не предусматривает обязанности вышеназванных субъектов по охране таких объектов. Думается, что это является упущением. Необходимо внести дополнения в закон и предусмотреть обязанности граждан по охране нематериального культурного наследия. Работа по сохранению нематериального культурного наследия в РФ может быть эффективной только при условии совместной работы государства и общества.
Еще одним примером может Государственная программа РФ «Развитие культуры», принятая Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 3 Примером может служить Государственная программа РФ «Развитие культуры», принятая Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 317.
Принятие данной программы благотворно сказалось на развитии культуры в нашей стране. Например, государство стало выделять больше денежных средств на развитие национальной культуры (расходы на культуру увеличились за рассматриваемый период более чем в 1,7 раза - с 377 млрд. рублей в 2013 году до 651,9 млрд. рублей в 2021 году).
Также общество стало больше интересоваться культурными событиями, что безусловно говорит о росте интереса населения к событиям, происходящим в этой сфере (число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2021 году составило 435,7 млн. единиц, превысив при этом уровень 2020 года в 3,7 раза) [11].
Однако, мер, принимаемых на национальном уровне, недостаточно для проведения эффективной политики в области сохранения нематериального и материального культурного наследия. Необходим комплекс мер, принятый на мировом уровне и беспрекословно соблюдающийся всеми государствами.
РФ проводится активная деятельность по охране культурного наследия в рамках \южд\ народного сотрудничества. Например, Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств Содружеством (СНГ) 29 ноября 2013 г. был принят модельный закон об охране нематериального культурного наследия модельный закон «Об охране нематериального культурного наследия». Согласно преамбуле нематериальное культурное наследие определяется как совокупность присущей этнической, социальной или конфессиональной группе духовных, интеллектуальных и нравственно-этнических ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, включая язык, нормы и правила поведения, верования, обряды, обычаи, обычаи, празднества, фольклор, технологии изготовления предметов народного, декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта и народные художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, нематериальное культурное наследие определяется как совокупность присущих этнической, социальной или конфессиональной группе духовных, интеллектуальных и нравственно-этических ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, включая язык, нормы и правила поведения, верования, обряды, обычаи, празднества, фольклор, технологии изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта и народные художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения [12].
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание - это активизация совместной работы государств на полях саммитов или конференций, посвященных охране культурного наследия (как материального, так и нематериального). Ее целью стала бы профилактика уничтожения культурных
ценностей, воспитание в молодежи и подрастающем поколении уважения к истории, ее культуре, памяти других государств и народов. Нужно понимать, что только сообща государства смогут решить проблемы уничтожения памятников и стирания культуры. Социуму нужно научиться бережно относиться к своей истории, традициям и обычаям. Это, в свою очередь, станет одним из глобальных шагов по пути к решению проблемы общемировых конфликтов и мерой в обеспечении мира и безопасности на всей планете, а значит, и к развитию общества.
Таким образом, подведем итог. Сохранение нематериального культурного наследия является одной из важнейших задач всего международного сообщества. Основным органом, уполномоченным охранять объекты нематериального культурного наследия, является ЮНЕСКО. По его инициативе в 1954 году была принята Гаагская конвенция, в которой, однако не закреплены нормы об охране нематериального культурного наследия. Необходимо внести изменения и предусмотреть в Конвенции усиленную защиту нематериального культурного наследия.
Российская Федерация как активный участник международного сообщества проводит плодотворную внутреннюю политику в отношении нематериального культурного наследия. Принятие ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» и государственной программы РФ «Развитие культуры» РФ «Развитие культуры» являются не только примером особого внимания государства к проблеме сохранения нематериального наследия, но и одним из способов решения данной задачи.
Приспштейный библиографический список:
1. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Лондон, 16 ноября 1945 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М.,1991г.
2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. // Ведомости ВС СССР. 8 февраля 1957 г. № 3. Ст. 54.
3. Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта информация об осуществлении гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и двух протоколов к ней от 1954 года и 1999 года. Доклады о деятельности в 1995-2004 гг. [Электронный ресурс] URP: https://imesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pffl000140792_ms
4. Конвенция об охране нематериального культурного наследия (принята 17 октября 2003г года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) [Электронный ресурс] URL: https://rn.unesco.org/
5. Второй протокол к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае Вооруженного Конфликта 1954 года. Гаага, 26 марта 1999 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/
6. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая в Париже 14 ноября 1970 г//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М.,1967г. вып. XXIII
7. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М.,1967г. вып.
8. Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО [Электронный ресурс] URL: https://russianunesco.mid.ru/
9. Указ Президента РФ от 30 декабря 2021 г. № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»//Собрание законодательства РФ от 3 января 2022г. №1 (часть I) ст.73
10. Федеральный закон от 20 октября 2022 г. № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации»// Российская газета, 24 октября 2022 г. № 240
11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 (ред. от 30.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры»»// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 18 (часть II). Ст. 2163
12. Модельный закон «Об охране нематериального культурного наследия» (принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств постановлением № 39-17 от 29 ноября 201 Постановление Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 29.11.2013 г. № 39-17
XLV. С.482
И