Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СИРИЙСКИЙ КРИЗИС / САНКЦИИ ПРОТИВ ИРАНА / INTERNATIONAL RELATIONS / INTERNATIONAL CONFLICTS / NATIONAL INTERESTS / NEAR EAST / SYRIAN CRISIS / SANCTIONS AGAINST IRAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харламова М. П.

Статья посвящена современной международной обстановке на Ближнем Востоке. Автором выявлены причины и особенности сирийского кризиса, рассмотрены основные акторы конфликта и проанализированы их позиции в рамках сирийского вопроса, отмечены попытки мирного урегулирования сирийского кризиса. Акцентируется внимание на Исламской Республике Иран в контексте санкций Соединенных Штатов Америки. На основе проведенного анализа автором формулируются ключевые выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AND POLITICAL ANALYSIS OF THE SITUATION IN THE NEAR EAST

The article is devoted to the current international situation in the Near East. The author identifies the causes and characteristics of the Syrian crisis, considers the main actors of the conflict and analyzes their positions in the Syrian issue, and also notes attempts to peacefully resolve the Syrian crisis.. Particular attention is paid to the Islamic Republic of Iran in the context of the USA sanctions. On the basis of the analysis the author formulates the key conclusions.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ»

УДК 327.

Харламова М.П. студент бакалавриата 4 курса факультет международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-Архивный Институт кафедра зарубежного регионоведения и внешней политики «Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ) Россия, г. Москва

МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА

БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Аннотация: Статья посвящена современной международной обстановке на Ближнем Востоке. Автором выявлены причины и особенности сирийского кризиса, рассмотрены основные акторы конфликта и проанализированы их позиции в рамках сирийского вопроса, отмечены попытки мирного урегулирования сирийского кризиса. Акцентируется внимание на Исламской Республике Иран в контексте санкций Соединенных Штатов Америки. На основе проведенного анализа автором формулируются ключевые выводы.

Ключевые слова: международные отношения, международные конфликты, национальные интересы, Ближний Восток, сирийский кризис, санкции против Ирана.

Kharlamova M.P.

Student of a bachelor's degree, 4 course, Faculty of International Relations and Foreign Regional Studies of the Institute for History and

Archives

Department of Foreign Regional Studies and Foreign Policy Russian State University for the Humanities (RSUH)

Russia, Moscow INTERNATIONAL AND POLITICAL ANALYSIS OF THE SITUATION IN THE NEAR EAST

Abstract: The article is devoted to the current international situation in the Near East. The author identifies the causes and characteristics of the Syrian crisis, considers the main actors of the conflict and analyzes their positions in the Syrian issue, and also notes attempts to peacefully resolve the Syrian crisis. . Particular attention is paid to the Islamic Republic of Iran in the context of the USA sanctions. On the basis of the analysis the author formulates the key conclusions.

Keywords: international relations, international conflicts, national interests, the Near East, Syrian crisis, sanctions against Iran.

Гигантские географические пространства так называемого «Большого Ближнего Востока» представляют собой один из крупнейших регионов

земного шара, включающих в себя пространства от Марокко на западе, до Пакистана на востоке, а также от Йемена и Омана на юге, и вплоть до Афганистана и Ирана на севере282.

За исключением Государства Израиль283, образованного в 1948 году, остальные государства обозначенного региона являются мусульманскими странами, причем имеет место преобладание суннитской ветви Ислама, за исключением Ирана, а также отдельных провинций Ирака, где, в свою очередь, преобладает население, исповедующее шиитское направление Ислама.

Конфессиональные и этнические конфликты, с одной стороны, внутренние социально-экономические проблемы государств региона, с другой стороны, превращают пространства Большого Ближнего Востока в зону нестабильности284, а вмешательство внешних акторов способствует еще большей дестабилизации обозначенного региона.

Примечательно и то, что после первой войны в Персидском заливе 1990-1991 гг. авторитетный американский эксперт Збигнев Камош Бжезинский отмечал, что современный Ближний Восток имеет много общего с Балканскими странами начала XX столетия, введя новый термин «Новые мировые Балканы»285.

По его мнению, в обоих случаях имела место конкуренция местных, с политической точки зрения не устоявшихся молодых государств, а также активное вмешательство вне региональных игроков, прежде всего, Соединенных Штатов Америки, заинтересованных в реализации собственных интересов, что стимулирует постоянное повышение уровня конфронтации между местными акторами.

В свою очередь, видный российский ориенталист Евгений Сатановский отмечает, что конфликты на Ближнем Востоке и состояние перманентной войны для данного региона являются политической реальностью на протяжении всей его истории, включая даже наиболее древние периоды286.

Исходя из новой внешнеполитической доктрины Российской Федерации287: Россия должна стать полноценным центром силы в рамках современной системы международных отношений. Из чего можно выстроить предположение о том, что официальная Москва должна уметь оперативно выявлять и активно защищать собственные национальные интересы, в том

282 Ланда Р.Г. История арабских стран. - М.: НОЧУВПО «Институт стран Востока», Институт востоковедения РАН, 2016. - 440 с.

283 Де-факто в Государстве Израиль представлены почти все мировые конфессии, но преобладает иудаизм, а в Палестинской автономии, населенной преимущественно арабами, - ислам, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://ivran.ru/orientalistica

284 Сатановский Е.Я. Россия и Ближний Восток. Котел с неприятностями. - М.: Эксмо, 2016. - 410 с.

285 Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска: американское превосходство и его геостратегические императивы / Зб. Бжезинский; [пер. с англ. О. Ю. Уральской]. - М.: Междунар. отношения, 2010. - 254 с.: ил.; 21 см. - Пер. изд.: The grand chessboard / Zbigniev Brzezinski (Basik Books, 1997). - Доп. тит. л. ориг. англ.

286 Сатановский Е.Я. Россия и Ближний Восток. Котел с неприятностями. - М.: Эксмо, 2016. - 410 с.

287 Концепция внешней политики Российской Федерации (2016), [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/conten^id/2542248

числе и на пространствах Большого Ближнего Востока.

• Гражданская война в Сирийской Арабской Республике и интересы ключевых акторов

После обретения политического суверенитета Сирия, бывшая до этого подмандатная территория Французской Республики288, на протяжении нескольких десятилетий являлась одной из наиболее стабильных стран Ближнего Востока.

Обозначенный тезис обусловлен тем, что в тот же исторический период, когда в Турецкой Республике один за другим имели место военные перевороты, между Израилем и арабскими странами шли боевые действия, а Иран и Ирак вели наступательную войну друг против друга, Сирия де-факто оставалась спокойным, мирным государством.

При этом и в зарубежном и в отечественном экспертном сообществе ориенталистов имеет место консенсус, что в независимой Сирийской Арабской Республике сложился режим личной власти семьи Асадов, алавитского клана289, опирающегося, прежде всего, на поддержку со стороны Исламской Республики Иран.

Стоит отметить, что в последней трети XX века и особенно в 1960-е и 1970-е годы официальный Дамаск получал военную, а также материальную поддержку со стороны Советского Союза, что должно было сдерживать, во -первых, усиление позиций Государства Израиль, ориентированного на Соединенные Штаты, а, во-вторых, Турции, являвшейся и являющейся сейчас членом Североатлантического Альянса.

А уже после распада Советского Блока, в целом, и СССР, в частности, Сирийская Арабская Республика была включена Администрацией Джорджа Уокера Герберта Буша в когорту стран, составляющих так называемую «Ось Зла», наряду с Венесуэлой, Северной Кореей, а также Исламской Республикой Иран290.

С началом гражданской войны в 2011 году Сирия, строго говоря, стала полем сражения между сторонниками режима Башара аль-Асада, законного правителя, но не имеющего безусловной легитимности, и коалицией из сил умеренной, а также радикальной оппозиции, в том числе «Сирийской Свободной Армии» считающей, что Асад - прямой виновник во множестве преступлений и не может более возглавлять государство ни при каких обстоятельствах.

Интересы официального Дамаска лежат в плоскости военного разгрома оппозиции и восстановления полного контроля над территорией Сирии, в

288 А до окончания Первой мировой войны была составной частью Османской Империи, [Электронный ресурс] - режим доступа URL: http://www.orun.ru/publishing_house/books.html

289 Одна из ветвей шиитского ислама. Примечательно и то, большая часть населения Сирии - это мусульмане именно суннитского толка, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.orun.ru/publishing_house/books.html

290 Официальный сайт Государственного Департамента США, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://www.state.gov/

свою очередь, как умеренная, так и радикальная оппозиция не согласна на иной результат, кроме как уход Башара Асада.

Более сложная политическая палитра возникает при попытке анализа национальных интересов иных акторов в рамках гражданской войны в Сирийской Арабской Республике.

Например, Российская Федерация последовательно поддерживает именно официальный Дамаск. Важно отметить, что еще в 2013 году Президент Владимир Путин инициировал химическое разоружение режима Асада, стремясь тем самым запустить процесс деэскалации конфликта291.

А, в свою очередь, с 2015 года ВКС России выполняют боевые задачи, поддерживая армию Сирии с воздуха и противодействуя путем бомбардировок местным террористическим группировкам292.

Министерство иностранных дел России в рамках обсуждений Сирийского урегулирования не без оснований акцентирует внимание на том, что из всех многочисленных сторон конфликта лишь Российская Федерация присутствует в стране по приглашению официального Дамаска293.

Тем не менее, при рассмотрении российской позиции по Сирии в исторической ретроспективе нельзя не отметить, что первоначально официальная Москва была склонна к выбору именно нейтральной позиции294, а государственные СМИ России освещали разгром антиправительственных демонстраций, а также силовое подавление зачатков сопротивления диктатуре Асада.

В свою очередь, Соединенные Штаты Америки, в отличие от Российской Федерации, поддерживают умеренную оппозицию, в том числе «Сирийскую Свободную Армию».

Именно Соединенные Штаты возглавляют международную коалицию, имеющую наибольшие военные ресурсы из вне региональных игроков в рамках Сирийского конфликта, что позволяет им быть влиятельным субъектом обозначенной конфронтации несмотря на существенную географическую отдаленность США от Сирийской Арабской Республики.

Примечательно, что министр обороны Соединенных Штатов периода администрации Барака Обамы Чарльз Хейгел отмечал, что у официального Вашингтона не было ясной стратегии по отношению к противодействию Дамаску даже тогда, когда была пройдена черта, и режим Башара аль-Асада применил химическое оружие, хотя до этого Президент Обама заявлял, что сирийские власти обязательно поплатятся за применение такого вида

291 Сатановский Е.Я. Россия и Ближний Восток. Котел с неприятностями. - М.: Эксмо, 2016. - 410 с.

292 Там же.

293 С другой стороны, режим Башара аль-Асада также опирается и на поддержку со стороны Исламской Республики Иран, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.orun.ru/publishing_house/books.html

294 Президентом Российской Федерацией в тот момент являлся Дмитрий Анатольевич Медведев.

запрещенных вооружений295.

Эксперты Московского Центра Карнеги, работающие по тематике Ближнего Востока отмечают, что расценивать конфликт в Сирийской Арабской Республике как противостояние исключительно Вашингтона и Москвы не вполне корректно, так как в рамках гражданской войны в Сирии имеет место столкновение колоссального количества акторов, каждый из которых ставит собственные стратегические задачи в рамках сирийского кризиса.

Например, интересы Турецкой Республики связаны с необходимостью разрешения болезненной для официальной Анкары курдской проблемы, для чего Турция де-факто оккупировала северные провинции Сирии, стремясь собственными вооруженными силами осуществить стабилизацию приграничных с Ираком, а также Сирией районов, населенных курдами.

В свою очередь, интересы Саудовской Аравии и ее союзников из малых стран Персидского залива связаны, во-первых, с противодействием усилению влияния Ирана в данном регионе, а, во-вторых, официальный Эр-Рияд стремится использовать территорию и инфраструктуру Сирии для транспортировки собственных углеводородов в Европейский Союз.

По мнению Генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, одной из веских причин поддержки Эр-Риядом «Сирийской Свободной Армии» является силовое смещение режима Башара аль-Асада и установление в Дамаске новой власти, лояльной Саудовской Аравии, что, в свою очередь, позволит проложить газовую трубу через Сирийскую Арабскую Республику и упрочить энергетическое первенство Эр-Рияда на Ближнем Востоке296.

Также надо отметить, что в рамках сирийского кризиса имеют место и интересы Исламской Республики Иран: официальный Тегеран стремится сдерживать влияние Саудовской Аравии в регионе через противодействие ее союзникам и военно-политическим креатурам, в том числе радикальной части вооруженной сирийской оппозиции297.

В свою очередь, интересы Государства Израиль, в известной мере, противоположны стратегическим устремлениям Исламской Республики Иран: официальный Иерусалим последовательно предпринимает шаги, направленные на сдерживание позиций Ирана в Сирии, в частности, и на пространствах Большого Ближнего Востока, в целом298.

Исходя из обозначенного выше, можно сделать вывод, что гражданская война в Сирии из локального конфликта трансформировалась в зону

295 В том числе, министр обороны Соединенных Штатов Америки Чарльз Хейгел отметил, что каждое слово, сказанное Президентом стоит дорого, и Президенту США не должно бросать слова на ветер: «A president's word is a big thing, and when the president says things, that's a big deal».

296 Официальный сайт Фонда национальной энергетической безопасности, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.energystate.ru/news/

297 Официальный сайт Института Востоковедения РАН, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://ivran. ru/orientalistica

298 Сатановский Е.Я. Россия и Ближний Восток. Котел с неприятностями. - М.: Эксмо, 2016. - 410 с.

противостояния множества акторов, соперничающих между собой и преследующих взаимоисключающие военно-политические и экономические цели.

• Исламская Республика Иран в контексте санкций Соединенных Штатов Америки

До 1979 года Иран являлся одним из наиболее вестеренизированных государств среди всех стран Ближнего Востока, а его экономика была основана на добыче и транспортировке нефти из Персидского залива в западные страны.

Важно отметить и то, что на фоне эмбарго арабских стран на продажу нефти в Соединенные Штаты, нефтеориентированная экономика стимулировала рост внутреннего валового продукта Ирана более чем на 10% в год, что является исключительным успехом для развивающейся страны299.

Тем не менее, демонтаж режима династии Пехлеви и установление теократической диктатуры300 аятоллы Хомейни положили начало принципиально новому этапу в новейшей истории Ирана.

Захват посольства Соединенных Штатов Америки революционными силами, подконтрольными Хомейни, сыграл в политическом смысле роль точки невозврата в отношениях между официальным Вашингтоном, с одной стороны, и Тегераном, с другой стороны301.

Первые санкции были введены еще Администрацией Президента Соединенных Штатов Джеймса Картера, более того, по мнению российского сенатора Алексея Пушкова, именно официальный Вашингтон стоял за развязыванием войны между Багдадом и Тегераном 1979-1989 гг.

В середине 2000-х годов, когда во главе Ирана стал Махмуд Ахмадинежад, все еще зависимый от клерикальной элиты302, официальный Вашингтон, а также Иерусалим, ссылаясь на информацию национальных разведок, сообщили о том, что Иран начал приготовления ядерных вооружений, что, к слову, всегда отрицалось Тегераном303.

За несколько лет до этого Администрация Джорджа Уокера Герберта Буша внесла Исламскую Республику Иран в список государств из так называемой «Оси Зла».

Это стало поводом для усиления санкционного давления на Иран, но привело к разлому в рамках глобальной атлантической солидарности: если позиция Лондона в целом совпадала с американской, то, например, Берлин и

299 Официальный сайт Фонда национальной энергетической безопасности, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.energystate.ru/news/

300 Официальный сайт Института Востоковедения РАН, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://ivran. ru/orientalistica

301 Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска: американское превосходство и его геостратегические императивы / Зб. Бжезинский; [пер. с англ. О. Ю. Уральской]. - М.: Междунар. отношения, 2010. - 254 с.: ил.; 21 см. - Пер. изд.: The grand chessboard / Zbigniev Brzezinski (Basik Books, 1997). - Доп. тит. л. ориг. англ.

302 Официальный сайт Института Востоковедения РАН, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://ivran. ru/orientalistica

303 Сатановский Е.Я. Россия и Ближний Восток. Котел с неприятностями. - М.: Эксмо, 2016. - 410 с.

Париж высказывались против нового витка санкций, опасаясь нового нефтяного кризиса, так как Тегеран имеет возможность перекрыть Ормузский пролив между Аравийским морем и Персидским заливом, через который идет более 50% экспортируемой в западные страны нефти304.

Уход консервативной Администрации Джорджа Буша и ослабление внутри американского истеблишмента влияния «ястребов» открыл для новой Администрации во главе с Бараком Обамой возможность выстроить компромисс с Тегераном, в рамках которого санкции будут сняты, но, в свою очередь, Исламская Республика Иран должна взять на себя обязательства использовать технологии расщепления атома исключительно мирных целях. Гарантами сделки, помимо Соединенных Штатов Америки и Ирана, стали Россия, а также европейские страны.

Тем не менее, относительно широкие возможности Президента США в формировании внешнеполитического вектора были использованы новым американским лидером Дональдом Трампом для фактической заморозки дипломатических наработок периода работы Администрации Барака Обамы и возвращения режима максимально жестких санкций305.

И Тегеран, и Москва, и европейские столицы с негодованием отнеслись к новым американским инициативам306, не без оснований отмечая, что не станут вводить против Ирана никаких санкционных мер и продолжат экономическое сотрудничество без оглядки на жесткую позицию, избранную Администрацией Дональда Трампа.

В свою очередь, в качестве контрмеры было декларировано о том, что партнером Исламской Республики Ирана будут ожидать так называемые вторичные санкции США, призванный оградить те или иные страны от какого-либо политического и экономического сотрудничества с Тегераном.

Таким образом, к концу второго десятилетия XXI века Исламская Республика Иран стала фактором Ближнего Востока, разделившая ранее монолитную евроатлантическую коалицию, создав очередной политический прецедент отсутствия стратегической солидарности в рамках взаимодействия между Соединенными Штатами Америки, с одной стороны, и их европейскими партнерами, а также Российской Федерацией, с другой стороны.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, исторический регион Большого Ближнего Востока является ареной перманентного противостояния, что обусловлено этническими, конфессиональными, социально-экономическими факторами, а также воздействием внешних акторов, прежде всего, Соединенных Штатов.

304 Официальный сайт Фонда национальной энергетической безопасности, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.energystate.ru/news/

305 Официальный сайт Государственного Департамента США, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://www.state.gov/

306 Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации, [Электронный ресурс] -режим доступа: URL: http://www.mid.ru/ru/home

Во-вторых, гражданская война в Сирии выступила как индикатор накопления колоссального количества противоречий между ключевыми державами региона, не разрешимых иначе как через прямое военное противостояние на сирийской территории.

В-третьих, санкционное давление, направленное на сдерживание амбиций Исламской Республики Иран сыграло в пользу ослабления солидарности внутри глобальной евроатлантической коалиции.

В свою очередь, множество переменных в рамках анализа Ближнего Востока снижает качество прогноза, но, тем не менее, можно сформулировать зарождение тенденции на рост политической субъектности держав Ближнего Востока и постепенное становление тренда на уменьшение влияния внешних акторов, прежде всего, Соединенных Штатов, ранее игравших определяющую роль в контроле над основными процессами данного региона.

Для Российской Федерации сложившаяся международная обстановка является уникальной исторической возможностью тотальной перезагрузки отношений со всеми ключевыми игроками Ближнего Востока, основанной на том, что теперь Москва уже не является сторонним наблюдателем как в 1990-е и 2000-е годы, а непосредственно вовлечена в актуальную повестку региона.

Использованные источники:

1. Информационная доктрина Российской Федерации (2016), [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html

2. Концепция внешней политики Российс кой Федерации (2016), [Электронный ресурс] - режим доступа: URL:

http: //www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248

3. Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска: американское превосходство и его геостратегические императивы / Зб. Бжезинский; [пер. с англ. О. Ю. Уральской]. - М.: Междунар. отношения, 2010. - 254 с.: ил.; 21 см. - Пер. изд.: The grand chessboard / Zbigniev Brzezinski (Basik Books, 1997). - Доп. тит. л. ориг. англ.

4. Ланда Р.Г. История арабских стран. - М.: НОЧУВПО «Институт стран Востока», Институт востоковедения РАН, 2016. - 440 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сатановский Е.Я. Россия и Ближний Восток. Котел с неприятностями. -М.: Эксмо, 2016. - 410 с.

6. Официальный сайт Государственного Департамента США, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://www.state.gov/

7. Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL:

http: //www.mid.ru/ru/home

8. Официальный сайт Фонда национальной энергетической безопасности, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: http://www.energystate.ru/news/

9. Официальный сайт Института стран Востока, [Электронный ресурс] -режим доступа: URL: http://www.orun.ru/publishing_house/books.html

10. Официальный сайт Института Востоковедения РАН, [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: https://ivran.ru/orientalistica

УДК 327.

Харламова М.П. студент бакалавриата 4 курса факультет международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-Архивный Институт кафедра зарубежного регионоведения и внешней политики «Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ) Россия, г. Москва

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США И РФ В КОНТЕКСТЕ ИХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УКРАИНЕ

Аннотация: Статья посвящена публичной дипломатии США и РФ в контексте геополитических процессов в Украине. Автором осуществлен обзор и анализ инструментов публичной дипломатии США и России по отношению к Украине в 1992-2018 гг. На основе проведенного анализа автором формулируются ключевые выводы.

Ключевые слова: международные отношения, геополитические процессы, публичная дипломатия, информационное воздействие, СМИ, США, Россия, Украина.

Kharlamova M.P.

Student of a bachelor's degree, 4 course, Faculty of International Relations and Foreign Regional Studies of the Institute for History and

Archives

Department of Foreign Regional Studies and Foreign Policy Russian State University for the Humanities (RSUH)

Russia, Moscow

PUBLIC DIPLOMACY OF THE UNITED STATES OF AMERICA AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THEIR GEOPOLITICAL PROCESSES IN UKRAINE

Abstract: The article is devoted to the public diplomacy of the United States of America and the Russian Federation in the context of geopolitical processes in Ukraine. The author reviews and analyzes of the tools of public diplomacy of the USA and Russia in relation to Ukraine in 1992-2018. On the basis of the analysis the author formulates the key conclusions.

Keywords: international relations, geopolitical processes, public diplomacy, information impact, mass media, the USA, Russia, Ukraine.

Относительно новой категорией в рамках теории и практики международных отношений можно считать «публичную дипломатию»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.