Научная статья на тему 'Международная церковно-общественная научная конференция «1917-й: Церковь и судьбы России»'

Международная церковно-общественная научная конференция «1917-й: Церковь и судьбы России» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ковырзин К. В.

19-20 ноября 2007 г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась Международная церковно-общественная научная конференция «1917-й: Церковь и судьбы России», приуроченная к 90-летию Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и избрания Патриарха Тихона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная церковно-общественная научная конференция «1917-й: Церковь и судьбы России»»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2008. Вып. II:1 (26). С. 152-155

Международная церковно-общественная

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«1917-й: Церковь и судьбы России»

19—20 ноября 2007 г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась Международная церковно-общественная научная конференция «1917-й: Церковь и судьбы России», приуроченная к 90-летию Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. и избрания Патриарха Тихона.

В начале работы конференции были оглашены приветственные послания ее участникам и гостям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра.

История российского православия в XX в. неотделима от истории мученичества и исповедничества. Революционные события 1917 г. стали для Русской Православной Церкви началом тяжелых испытаний и жестоких гонений на нее со стороны богоборческой атеистической власти. Не случайно, что первый доклад на конференции, призванной внести вклад в осмысление событий 1917 г. и их значения для истории Церкви и Отечества, был посвящен современному состоянию изучения подвига новомучеников и исповедников Российских. С историей создания и современным состоянием базы данных «За Христа пострадавшие», которая создана сотрудниками Свято-Тихоновского университета, участников конференции познакомил проф. Н.Е. Емельянов (ПСТГУ), отметивший важность общецерковной работы по сбору информации о пострадавших в ходе гонений за веру для уяснения значения подвига новомучеников и исповедников Российских.

Тематика и проблематика многих докладов была связана с Поместным Собором 1917—1918 гг.

В докладе протоиерея Николая Артемова (Мюнхен) было предложено «новое прочтение» постановления Высшего Церковного Управления № 362 от 7 (20) ноября 1920 г. По мнению докладчика, предпосылки постановления находятся в докладе о митрополичьих округах, подготовленном под руководством священ-номученика митрополита Кирилла (Смирнова) на Поместном Соборе.

Профессор Мюнстерского университета Гюнтер Шульц (Германия) поделился с участниками конференции результатами своей многолетней работы по научному исследованию деяний Собора и публикации его материалов.

Магистр богословия протоиерей Валентин Асмус (МДА, ПСТГУ) посвятил свое выступление истории и результатам обсуждения календарного вопроса на Соборе, отношению к нему Патриарха Тихона, неудачным обновленческим попыткам

Ковырзин К. Международная церковно-общественная научная конференция...

реформы церковного календаря. Обсуждение проблем высшего богословского образования на Соборе стало темой доклада кандидата исторических наук, магистра богословия Н.Ю. Суховой (ПСТГУ). Кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Илья Соловьев (Москва, Общество любителей церковной истории) проанализировал аргументы сторонников и противников восстановления патриаршества, высказанные на Поместном Соборе и в ходе предсоборной дискуссии. Восприятию богословами русской эмиграции Поместного Собора 1917—1918 гг. был посвящен доклад католического священника Иакинфа Дестивеля (Париж, Центр «Истина»). Н.А. Кривошеева (ПСТГУ) предложила обстоятельный обзор источников личного происхождения, в которых получили отражение деяния Собора. В докладе петербургского историка доктора исторических наук М.В. Шка-ровского (ЦГАСПб) была представлена картина церковной жизни Петрограда в период работы Поместного Собора.

Ряд докладов посвящен проблематике церковно-государственных отношений. Кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Георгий Ореханов (ПСТГУ) проанализировал отношение Поместного Собора к проблеме свободы совести. Докладчик охарактеризовал предшествовавшую Собору государственную вероисповедную политику, акцентировав внимание на судьбе вероисповедных законопроектов кабинета П.А. Столыпина. В докладе кандидата исторических наук Е.В. Беляковой (ИРИ РАН) были подведены итоги поисков моделей церковно-государственных отношений накануне революционных событий 1917 г., а также в условиях революции — на Всероссийском съезде духовенства и мирян 1—12 июня 1917 г., Предсоборном Совете 1917 г. и Поместном Соборе 1917—1918 гг. Позиция Православной Российской Церкви по вопросу реформирования церковно-государственных отношений после Февральской революции стала темой доклада К.В. Ковырзина (ПСТГУ).

Разработке Поместным Собором 1917—1918 гг. официальной позиции Церкви в отношении советской власти и ее религиозной политики, в том числе церковной реакции на декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» 20 января (2 февраля) 1918 г., посвятил свой обширный доклад доктор исторических наук А.Н. Кашеваров (СПбГУ). Некоторые детали истории появления этого декрета сообщил в своем выступлении кандидат филологических наук А.Г. Кравецкий (ИРЯ РАН).

Петербургский историк кандидат исторических наук П.Г. Рогозный (СПбИИ РАН) проанализировал в своем докладе вызванные Февральской революцией перемены в строе епархиального управления, смещения высших иерархов и другие явления церковной жизни в марте-августе 1917 г., получившие в исторической литературе наименование «церковной революции».

В отдельную группу можно выделить доклады, в которых получили раскрытие различные аспекты проблемы духовно-нравственного состояния российского общества накануне и в годы революции.

Вызвал интерес доклад иерея Александра Щелкачева (ПСТГУ), в котором были рассмотрены модернистские течения в русском христианстве накануне революционных потрясений 1917 г. и их поздние проявления в обновленческом расколе.

Доктор исторических наук С.Л. Фирсов (СПбГУ) посвятил свое выступление проблеме десакрализации самодержавной власти накануне Февральской революции и в первые месяцы после нее. Докладчик отметил, что преданность монархии в народной среде стала ослабевать задолго до революционных потрясений. В сознании части российской общественности происходил процесс трансформации восприятия императорской власти: из «помазанника Божиего» царь превращался в политического деятеля, который может быть смещен. Одновременно с этим в широких народных массах происходил процесс ослабления религиозно-нравственных устоев, что влекло за собой и десакрализацию монарха, поскольку духовная связь царя и народа пролегала, по мнению историка, через Церковь.

В докладе кандидата исторических наук Ф.А. Гайды (МГУ, ПСТГУ) было проанализировано отношение российской общественности к вере и Православной Церкви накануне революционных событий 1917 г. Выступавший отметил, что накануне 1917 г. повысился интерес к религиозным и церковным вопросам в консервативных, либеральных и социалистических кругах, однако их представления о Церкви были в значительной степени политизированными. В духовном кризисе обвиняли господствующую Церковь, прежде всего высшую иерархию и чиновничество «ведомства православного исповедания», в которых видели «синодальную бюрократию». Требования церковных реформ и созыва Поместного Собора в условиях Первой мировой войны были, с точки зрения докладчика, политическими, антиправительственными требованиями. Получив власть в феврале 1917 г., революционеры попытались перестроить Церковь на демократических началах, рассматривая Поместный Собор как средство демократизации Церкви.

Большой интерес аудитории и оживленную дискуссию вызвал доклад магистра богословия протоиерея Георгия Митрофанова (СПбДА), посвященный осмыслению русскими философами духовно-религиозных предпосылок коммунистической революции. В докладе было отмечено, что главная причина победы революции заключалась в том, что религиозный дух перестал укреплять русский народ. Русские религиозные философы видели причины быстрого и широкого распространения идей коммунизма в том, что, во-первых, традиции христианской духовной культуры «лишь атрибутивно-символически проявляли себя в институционально зафиксированных формах российской государственности», отсутствовала понятная народным массам православно-ориентированная, национальная политическая идеология, во-вторых, во многом не преодоленная стихия языческой религиозности в народе оказалась созвучна коммунистической идеологии.

Раскрытие темы духовно-нравственного состояния российского общества накануне и в годы революции было продолжено в докладе кандидата исторических наук, кандидата богословия А.А. Кострюкова (ПСТГУ), посвященном положению православного военного духовенства в революционную эпоху. Докладчик сформулировал некоторые причины того, почему в 1917 г. оно в целом утратило свое благотворное влияние на армейскую паству. А.А. Кострюков отметил, что не все военные священники соответствовали своему высокому призва-

Ковырзин К. Международная церковно-общественная научная конференция...

нию, недостаточно боролись с греховными недугами своей паствы, иногда сами поддавались их соблазнам. Ревностных пастырей было сравнительно немного, и их зачастую недолюбливало вышестоящее военное начальство. Подчиненное положение священников военному начальству было одной из причин недостаточной эффективности их пастырской работы в армейской среде.

Революционные события 1917 г. стали первопричиной трагических разделений и юрисдикционных конфликтов внутри Русской Православной Церкви. Проблемы канонического устроения церковного управления в 20-30-х гг. XX в. не были оставлены без внимания участниками конференции. Продолжение полемики о восстановлении патриаршества в контексте истории церковных расколов 1920-х гг. раскрыл екатеринбургский историк кандидат исторических наук, П.В. Каплин (УГГУ).

Завершил работу конференции доклад «От Святейшего Тихона к Святейшему Сергию: вопрос о патриаршем строе в 1920— 1930-е годы», представленный кандидатом исторических наук, магистром богословия иереем Александром Ма-зыриным (ПСТГУ).

Всего в ходе двухдневной работы конференции были заслушаны 22 научных доклада, по некоторым из которых состоялись оживленные дискуссии.

Материалы конференции, без сомнения, представляющие интерес для историков Русской Православной Церкви, будут изданы отдельным сборником.

К.В. Ковырзин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.