Международная торговля: современное состояние и перспективы развития International trade: current state and development prospects
DOI 10.24411/2658-3569-2020-10057
Юсупова Малика Доккаевна,
кандидат экономических наук, доцент, Чеченский Государственный университет, Зав. кафедрой «Экономическая теория»
Iusupova Malika Dokkaevna Аннотация. В большинстве стран международная торговля составляет значительную долю валового внутреннего продукта (ВВП). В глобальном масштабе доля мировой торговли (стоимости экспорта и импорта товаров и коммерческих услуг) в мировом ВВП постоянно растет (с 20% в 1995 г. до 56% в 2019 г.). Усиление влияния глобализации. В международной торговле усиливается роль транснациональных корпораций, которые ускоряют процессы распространения новых технологий, развития транспортной логистики, распространения аутсорсинга. 80% международной торговли происходит в цепях добавленной стоимости, привязанных к транснациональным корпорациям. Прямые иностранные инвестиции способствовали специализации стран на отдельных стадиях производства товаров (этот процесс известен как вертикальная интеграция), что имело следствием интенсификацию международной торговли. Так, например, Польша и Венгрия после присоединения к ЕС присоединились к вертикальным цепям по производству химического, транспортного и электрического оборудования. Также характерным считается пример Камбоджи, которая входит в группу наименее развитых стран ВТО, однако на протяжении 1995-2011 гг. на 24% увеличила свое участие в цепях вертикальной интеграции в сфере промышленности.
Summary. In most countries, international trade accounts for a significant share of gross domestic product (GDP). On a global scale, the share of world trade (the value of exports and imports of goods and commercial services) in world GDP is constantly growing (from 20% in 1995 to 56% in 2019). In international trade, the role of transnational corporations is increasing, which accelerate the spread of new technologies, the development of transport logistics, and the spread of outsourcing. 80% of international trade occurs in value chains linked to multinational corporations. Foreign direct investment contributed to the specialization of countries at certain
stages of production of goods (this process is known as vertical integration), which resulted in the intensification of international trade. For example, after joining the EU, Poland and Hungary joined vertical chains for the production of chemical, transport and electrical equipment. The example of Cambodia, which is a member of the WTO group of least developed countries, but increased its participation in vertical integration chains in industry by 24% during 1995-2011, is also considered characteristic.
Keywords: международная торговля, международные отношения, экономическая система. Keywords: international trade, international relations, and the economic system.
Можно выделить следующие закономерности современного этапа развития мировой торговли (с 1995 г., когда было создано Мировую организацию торговли (ВТО)):
1. Быстрый рост международной торговли товарами и услугами. На протяжении десятилетия 2006-2019 гг. экспорт промышленных товаров вырос с 8 до 11 трлн долл. США, а ежегодные темпы роста экспорта сельскохозяйственных товаров составили 5%. Всего в этот период экспорт сельскохозяйственных товаров увеличился на 70%. В то же время стоимость экспорта топлива и добывающей продукции уменьшилась на 10%. Быстрыми темпами рос мировой экспорт коммерческих услуг. За десять лет мировой экспорт коммерческих услуг вырос с 2,9 до 4,8 трлн долл. США.
2. Неравномерность темпов роста международной торговли. К концу 90 — х годов ХХ в. международная торговля росла быстрыми темпами. В то же время рост замедлялся во время нескольких кризисов, которые имели место в этот период - валютного кризиса в Мексике (1994-1995 гг.), финансового кризиса в Азии в 1997 г. и др. Темпы роста международной торговли еще ускорились с начала 2000-х годов и резко замедлились вследствие экономического кризиса 2008 года. В 2009 г. стоимость мирового экспорта уменьшилась на 12% против предыдущего года: на 22% снизился мировой экспорт товаров и на 9% - экспорт услуг. С 2010 г. началось восстановление темпов роста мировой торговли после кризиса 2008 года. Мировой товарный экспорт в 2010 г. увеличился на 14%. С 2012 г. наблюдалось замедление темпов роста мировой торговли, а в 2015 г. - сокращение объемов торговли. Стоимость мирового товарного экспорта в 2015 г. уменьшилась на 13,5% вследствие укрепления курса доллара США и падения цен на нефть [1]. Средний курс доллара США вырос на 13% относительно валют торговых партнеров. Негативные тенденции продолжались, и в 2019 г. стоимость мирового товарного экспорта уменьшилась до 15,46 трлн долл. США, что на 3,3% меньше значение соответствующего показателя в предыдущем 2015 г. Стоимость мирового экспорта коммерческих услуг увеличилась лишь на 0,1% в 2019 г.
3. Синхронизация динамики мировой торговли и мирового ВВП, причем темпы роста торговли характеризуются большей волатильностью, чем рост ВВП. После Второй мировой войны темпы роста объемов мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП в 1,5 раза, а в течение 90-х гг. прошлого века - вдвое. С 1995 г. до 2000 г. мировой товарный экспорт возрастал ежегодно в среднем на 7%, тогда как мировой ВВП - на 3%. С 2000 г. до 2005 г. мировой товарный экспорт рос в среднем на 5%, а мировой ВВП - на 2,9%. Между 2005 г. и 2010 г., несмотря на мировой экономический кризис, среднегодовые темпы роста мирового товарного экспорта опережали темпы роста мирового ВВП (соответственно 3,5% и 2,3%). Тенденция к опережающему росту мировой торговли была нарушена в 2009 г., когда мировой товарный экспорт уменьшился на 12%, а мировой ВВП-на 2%. Однако уже в течение 2010 г. тенденция опережающего роста товарного экспорта восстановилась - экспорт вырос на 14%, а мировой ВВП - на 4%. В среднем темпы роста мирового товарного экспорта в течение 2010-2014 гг составляли 3,5%, а мирового ВВП - 2,5%. В 2015 г. темпы уменьшения стоимости мирового товарного экспорта составляли 14%, а темпы роста мирового ВВП - 2,4% (зато физические объемы мирового товарного экспорта в 2015 г. выросли на 2,7%) [1]. В 2019 г. соотношение темпов увеличения стоимости товарного экспорта к темпам роста мирового ВВП был меньше единицы (0,6).
Концентрация потоков мировой торговли. Согласно данным ВТО, в 2019 г. доля трех крупнейших по объему экспорта товаров стран в мировом экспорте составляла 30,5%, тогда как в 2012 г. - 27% [5]. Лидером по объемам экспорта в течение 2012-2019 гг был Китай (13,1% мирового экспорта по стоимости в 2019 г.), также в тройку лидеров входят США (9,1%) и Германия (8,4%). Десять крупнейших по объему экспорта стран мира обеспечивали 53% экспорта в 2019 г. (48,8% - в 2012 г.). Следовательно, сохраняется тенденция к географической концентрации экспорта. Доля России в мировом экспорте товаров в 2019 г. составляла 0,23%.
Уровень географической концентрации в мировом экспорте услуг не намного ниже, чем в мировом экспорте товаров - три крупнейшие по стоимости экспорта страны осуществляли 27,5% экспорта услуг в 2019 г., в 2012 г. этот показатель составил 26,7%. Лидерами мирового экспорта услуг являются США (14,24% в 2019 г.), Великобритания (6,7%), Германия (5,6%). Растет доля десяти стран с наибольшим объемом экспорта услуг в мировом экспорте услуг: так, в 2012 г. этот показатель составил 51,8%, в 2019 г. - 53,4%. США, Япония, Сингапур и Ирландия увеличили свои доли экспорта услуг с 2012 г. до 2019 г.
Тремя крупнейшими по объему импорта услуг странами мира являются США, Китай и Германия. Их общая доля в мировом импорте услуг составила 23,1% в 2012 г. и 26,5% в 2019 г. Доля десяти стран мира в мировом импорте услуг составляла 48,5% в 2012 г. и 53,4% в 2019 г. Больше всего возросла доля Китая - с 6,5% в 2012 г. до 9,6% в 2019 г.
В 2019 г. доля промышленного экспорта в мировом экспорте товаров составляла 76%, а это на 9% в.п. больше, чем в 2012 г. В то же время доля экспорта энергоносителей и промышленного сырья уменьшилась с 23 до 13%, доля агропродовольственного экспорта осталась почти без изменений. В странах
ЕС также произошло уменьшение доли энергоносителей и промышленного сырья и соответствующий рост экспорта товаров промышленности. В Венгрии и России произошло стремительное увеличение доли агропродовольственного экспорта, в России в 2019 г. этот показатель составил 44% (в 2012 г. - 27%). Несмотря на колебания показателя доли агропродовольственного экспорта, значение показателя остаются высокими, как сравнить с Польшей (14% в 2019 г.), Чехией (6% в 2019 г.) и странами ЕС.
Изменение структуры мировой торговли происходит под влиянием следующих основных факторов: изменения структуры производства и потребления, технологических инноваций, распространения глобализации и торговой политики.
Современная торговая политика развивается в институциональной среде Всемирной торговой организации (ВТО), созданной в 1995 г. с целью либерализации международной торговли.
Либерализация торговли в рамках ВТО. Под политикой либерализации торговли понимают устранение барьеров для свободного обмена товарами и услугами между странами. Либерализация торговли предполагает отмену или снижение как тарифных, так и нетарифных барьеров (процедур лицензирования, квот или других ограничений торговли). В современных условиях глобализации мировой экономики проводником политики либерализации мировой торговли является Всемирная торговая организация. Основной функцией ВТО является обеспечение предсказуемого и свободного движения торговых потоков. Взаимные торговые отношения стран - членов ВТО должны осуществляться в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования, то есть если одна страна предоставляет другой любое преимущество в торговле товарами, это преимущество должно автоматически распространяться на торговлю товарами с остальными странами, в отношении которых действует указанный режим.
Принцип национального режима должно исключить дискриминацию иностранных производителей в рамках государственного регулирования национальной экономики. В то
же время предполагается, что товарам иностранного происхождения будет предоставляться тот же режим, что и национальным, в отношении внутренних налогов и сборов, а также национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внешнюю торговлю. В условиях значительной дифференциации уровня экономического развития стран мира эта норма создает риски для производителей менее развитых стран, которых могут вытеснять с внутреннего рынка конкурентоспособные производители из развитых стран. Учитывая, что развивающиеся страны составляют более двух третей всех членов ВТО, масштабы этой асимметрии довольно значительны.
Торговая неравенство усугубляется асимметричность торговых режимов стран, которые были членами ГАТТ на момент создания ВТО, и новых членов, принятых в организации после 1995 г. В частности несимметричными являются торговые режимы России и ее основных торговых партнеров в рамках ВТО. Россия является членом группы VRAMs (Very Recently Acceded Members) - группы стран, которые совсем недавно присоединились к ВТО.
Все страны, вступающие членства в ВТО позже своих торговых партнеров, вынуждены договариваться с последними о предоставлении им доступа к своим рынкам. Так, в Рабочую группу по рассмотрению заявки России о присоединении России к ВТО входило 49 стран (страны ЕС вели переговоры как один участник). Учитывая то, что, в соответствии со статьей I ГАТТ 1994 г., члены ВТО применяют режим наибольшего содействия, который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав, преференций и льгот относительно пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется и / или будет пользоваться иностранный субъект хозяйственной деятельности любого другого государства, обязательства новых членов ВТО по открытию своих рынков оказываются более жесткими. Следовательно, возникает асимметричность в торговых режимах новых и старых членов ВТО.
Существенные вызовы для ВТО создает экономическая экспансия крупных быстро развивающихся стран, прежде всего Китая. Развитые страны, в частности ЕС и США, вынуждены защищать своих производителей от китайского демпинга и государственных субсидий. С противодействием усилению позиций Китая в мировой экономике связывается создание по инициативе США двух трансокеанских партнерств -Тихоокеанского (англ. Trans-Pacific Partnership, TPP) и Атлантического (англ. Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP). Трансатлантическое партнерство в случае его создания ослабит позиции Китая на рынках ЕС. Транстихоокеанском партнерстве, соглашение о создании которого было подписано 5 октября 2015 г., и из которого США
вышли в начале 2017 г. до ратификации этого соглашения, было призвано ослабить позиции Китая на рынках его традиционных торговых партнеров - Японии, Южной Кореи, Тайваня, Австралии, Новой Зеландии, Вьетнама, Сингапура, Филиппин. Это партнерство должно охватывать четверть оборота мировой торговли, а вместе с трансатлантическим партнерством в случае его успешного создания эти два меганащональш партнерства могли бы охватить 65% мировой торговли, что, естественно, существенно уменьшило бы роль системы многосторонних договоренностей ВТО.
Очевидно, что регионализация мировой торговли создает существенные вызовы для ВТО. В течение последних двух десятилетий стремительно разрастается сеть региональных торговых соглашений. Региональные торговые соглашения - это соглашения двух или более государств создают зону свободной торговли, таможенный союз или более глубокие интеграционные объединения. Можно даже утверждать, что ныне регионализм подменяет многостороннюю либерализацию - прошло уже более 20 лет после последнего результативного Уругвайского раунда переговоров ГАТТ/ВТО, а следующий раунд так и не завершено. После создания регионального торгового соглашения между Монголией и Японией в июне 2019 г. среди членов ВТО не осталось стран, которые бы не имели действующих региональных соглашений. По состоянию на 1 декабря 2019 г. секретариат ВТО получил сообщение о 270 действующих региональных торговых соглашений. С одной стороны, региональные соглашения создают возможность более глубокой либерализации торговли для стран-участниц, чем это возможно в рамках многосторонних соглашений ВТО. С другой же стороны, появление и рост количества региональных торговых соглашений создают среду неоднородности правил торговли, а следовательно, искажают конкуренцию на мировом рынке. С увеличением количества этих сделок возникает так называемый эффект «миски спагетти» (англ. spaghetti bowl) -когда целый ряд стран одновременно находится в разных торговых союзах. В результате появляется множество правил торговли, различных административных процедур и др, которые серьезно усложняют торговое законодательство и ведение торговой политики. Неоднородность правил торговой политики искажает условия конкуренции на мировом рынке, что приводит к нарушению фундаментального принципа ГАТТ/ВТО - принципа недискриминации.
Данные динамики экспорта и импорта в России за 2015-2018 гг. свидетельствует о том, что ситуация по состоянию на 2018 г. является худшей в сравнении с последними пятью годами. Наилучшие показатели наблюдались в 2019 г. Падение уровня жизни
населения и снижение покупательной способности значительно повлияли на данные показатели.
Далее проанализируем географическую структуру внешней торговли России и выясним крупнейших стран-импортеров.
Проанализировав географическую структуру внешней торговли России, можно утверждать, что она носит относительно стабильный характер. Доминирующую роль продолжают отыгрывать Беларусь, Казахстан, Китай, Турция, Польша и Венгрия. То есть важную роль в географической структуре экспорта и импорта товаров играют страны СНГ, на которые приходится наибольшая доля этих показателей.
Вообще же современная международная торговля динамично развивается. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира постоянно меняется в сторону роста.
Географическая структура международной торговли также неоднозначна. Интенсив торговых связей значительно различается по странам. На долю только промышленно развитых стран приходится около 70% международной торговли и более 3/4 всего торгового оборота, включая услуги. В основном они ведут эту торговлю друг с другом: около 80% экспорта промышленно развитых стран, предназначается для других промышленно развитых стран [5].
В настоящее время мировая торговля превысила показатель прошлого века более чем в 330 раз [2]. На стабильный рост международной торговли оказали влияние следующие факторы:
Таблица 1. Внешняя торговля по странам (млн. долларов США)
Экспорт Импорт
2015 2019 2017 2018 2015 2019 2017 2018
Всего 51405,2 63320,7 53901,7 38127,1 60742,2 76986,8 54428,7 37516,4
в гом числе
Беларусь 1899,2 1983,7 1617,1 870,7 2567,6 3605,3 3970,8 2449,1
Египет 1328,0 2720,6 2862,1 2079:8 84,2 136,7 91,1 55,6
Израиль 467,6 701=S 593,1 597,1 91,5 323,2 325,6 169,9
Индия 1426:0 1974:7 1815,8 1444,1 680,7 838,6 656,8 443,7
Македония 411,7 987,7 1166,6 1043,6 468,6 863,5 -607,6 440,8
Турция 2412:4 2357:6 2468,3 1979:8 1390,3 2086,7 1509,0 976,3
Казахстан 130(14 2120,1 1069,4 712,7 766,2 683,6 380,6 377,6
Китай 1316,6 2726,7 2674,1 2399,1 4700,4 7903,2 5411,0 3771,0
Нидерланды 563,2 1041:3 1106,1 905,7 837,9 1062,3 763,9 452,6
Германия 1499,5 1603,8 1590,6 1328:7 4605,3 6772,8 5361,5 3975,6
Польша 1787,2 2547,8 2644,7 1977,3 2788,8 4074,2 3070,8 2324,0
Саудовская 644,5 782,1 1031,4 761,6 37,4 184,0 205,3 145,0
Аразия
Армения 3024,0 3805,5 3561,4 2771,8 1298,3 1852,9 1299,5 851,7
Венгрия 860,1 1557,0 1509,9 909,7 1214,6 1400,6 1464,0 1608,5
1. Углубление международного разделения труда и интернационализация производства.
2. Научно-техническая революция (далее - НТР), которая способствовала обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, что время ускорило реконструкцию старых.
3. Значительное увеличение (опережающий рост доли услуг (так называемого «невидимого экспорта»).
Основными видами услуг в мировой торговле являются:
- услуги, связанные с внешней торговлей (транспортировкой, страхованием);
- услуги, связанные с обменом технологий, торговли лицензиями, «ноу-хау», инжиниринговыми, управленческими услугами и др.);
- обмен социальными и культурными услугами, в частности предоставления туристических, банковских услуг;
- осуществления международных расчетов, лизинговых операций и др.;
- торговля услугами, связанными с миграцией рабочей силы (выплатой и перечислением заработной платы, социальных выплат, и тому подобное);
- другие виды услуг (рекламные, консалтинговые, агентские, адвокатские услуги, риэлтерские услуги, франчайзинг, и т. п) [6].
На международном рынке социальных услуг (образование, здравоохранение, туризм, спорт, культура, искусство и др.) важнейшую роль играет туризм.
- Активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке.
- Регулирования (в частности, либерализация) международной торговли в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО). Либерализация международной торговли создает переход многих стран к такому режиму торговли, при котором отменяются количественные ограничения импорта, уменьшаются таможенные пошлины и другие ограничения.
- Развитие экономической и прежде всего торговой интеграции: устранение региональных барьеров, формирование совместных рынков, зон свободной торговли.
- Получение политической независимости бывшими колониальными странами и их последующее развитие, и выделение среди них «новых индустриальных стран», экономическая модель которых ориентируется на внешний рынок [4].
Список использованной литературы
1. Алымова А. Внешнеторговая политика РФ: современное состояние и перспективы развития / А. Алимова // Научные записки. - 2018. - № 1. - С. 404-410.
2. Возный Н. Г. Проблемы и перспективы регулирования мировой торговли товарами в России / Н. Г. Возный, Н. М. Левко, Г. Е. Черныш // Научный вестник лесотехнического университета. - 2015. - № 22.7. - С. 151-159.
3. Федеральная служба статистики РОССТАТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/
4. Лесникова М. В. Статистические классификации во внешней торговле услугами, обзор и применение / Н. В. Лесникова // Статистика. - 2017. - № 2. - С. 58-63.
5. Костенко Н. Геоэкономическое измерение вовлечения стран в глобальную торговлю / Н. Костенко // Экономист. - 2019. - № 1. - С. 17-19.
6. Сазонец О. М. Использование информационных систем в распространении международной торговли услугами / О. М. Сазонец // Экономика и государство. - 2017. -№ 11. - С. 20-22.
7. Сазонец О. М. Развитие международной торговли с помощью информационных услуг / О. М. Сазонец // Актуальные Проблемы Экономики. - 2019. - № 1. - С. 51-57.
8. Tereshkin, A. (2018). Specificity of optimization of recreational potential Forest park (on the example of the green zone of Saratov). World Ecology Journal, 8(2), 60-70. https://doi.org/https://doi.org/10.25726/NM.2018.2.2.006
9. Belitskaya, M. (2018). Ecologically adaptive receptions control the number of pests in the ecosystems of transformed at the forest reclamation. World Ecology Journal, 8(2), 1-10. https://doi.org/https://doi.org/10.25726/NM.2018.2.2.001