ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (19), 2017 349 УДК 341.23
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА И ЕЁ РОЛЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЕ Таранова Евгения Владимировна, студент (e-mail: www.staer.ru@mail.ru) Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург, Россия (e-mail: makarevichm@mail.ru)
В данной статье анализируются роль Международной торговой палаты в торговой системе, оценка эффективности применения стандартизированных правил для осуществления внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: Международная торговая палата, международная торговая система, внешнеэкономическая деятельность, обычаи.
Международные экономические отношения между странами проявляются в различных формах. Внешняя торговля - одна из важнейших форм проявления экономических отношений, которая зародилась ещё в глубокой древности.
Начиная с 90-х годов XX века можно говорить о систематизации международных торговых отношений. Так называемая международная торговая система стала основой взаимных торговых связей с участием государств и зарегистрированных в необходимом порядке юридических лиц различных стран мира. [1]
Современная международная торговая система (СМТС) включает в себя торговую деятельность всех государств, является сложным механизмом в мировой экономике. Инструментами экономического роста в торговой системе являются международные организации и объединения, их взаимоотношения как участников системы. Яркие примеры таких организаций: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международная торговая палата (МТП) и др.
Оценка роли, эффективности деятельности и способов повышения этой эффективности Международной торговой палаты является актуальной темой на сегодняшний день. Так как в настоящее время темпы роста мировой экономики не высоки, многие отрасли находятся в стагнации, поэтому мировая экономика и торговля нуждаются в новых стимулах и условиях для роста. Одним из таких условий может стать повышение эффективности деятельности международных организаций, регулирующих мировую торговую систему.
Объектом исследования является одна из таких организаций, которая занимает важную позицию в Международной торговой системе - Международная торговая палата - Всемирная организация бизнеса (International
Chamber of Commerce - The Would Business Organization) - это влиятельная некоммерческая международная организация, которая была создана 24 октября 1919 для решения актуальных проблем бизнеса. Штаб-квартира находится в Париже(Франция), другие отделения в Женеве (Швейцария) и Бангкоке (Тайланд).
Создание Международной торговой палаты начиналось без поддержки государства по инициативе частного сектора, состоящего из представителей нескольких стран. На первых этапах большинство участников было привлечено Этьеном Клементелем - первым председателем Международной торговой палаты, который ранее занимал другие министерские посты в правительстве Франции, что объясняет основание штаб-квартиры в Париже. На сегодняшний день организация является неотъемлемой частью мировой экономики, в состав которой входят более 120 стран-участников.
Деятельность Международной торговой палаты направлена на содействие в развитии всех сфер бизнеса, за счёт регулирования отношений по средствам создания и модернизации международной документации с её дальнейшей унификацией.
В основе структуры Международной торговой палаты лежит иерархия, где генеральным органом является Всемирный совет. В состав Всемирного совета входят представители национальных комитетов. Высшее должностное лицо - председатель, который избирается Всемирным советом каждые 2 года.
Исполнительный совет так же избирается Всемирным советом и состоит из 30 членов организации. Данное подразделение занимается разработкой стратегий Международной торговой палаты.
Международный секретариат возглавляется генеральным секретарём, который, как и другие высшие должностные лица, назначается Всемирным советом. Международный секретариат является оперативным органом, который представляет интересы бизнеса и несёт ответственность за разработку и реализацию программ Международной торговой палаты.
Финансовый комитет взаимосвязан с Исполнительным советом как консультирующий орган. В обязанности финансового комитета входят все бюджетные операции, а также предоставление отчётной документации.
Эффективность Международной торговой палаты во многом зависит от правильного распределения работ. Для этого были созданы комиссии в различных направлениях, которые тесно связаны между собой.
Комиссии Международной торговой палаты - это рабочие органы, которые имеют определённую специализацию в деятельности. Они состоят из групп экспертов, представляющих интересы бизнеса в сфере банковских услуг, транспорта и логистики, торговой политики, налогообложения, страхования и др. В общем счёте представлено 13 комиссий, которые занимаются исследовательской деятельностью, определением основных проблем и разработкой путей их решения.
Международная торговая палата является официальным консультативным органом ООН и крупнейших международных организаций: ВТО, Всемирный Банк и др., а также является партнёром Саммита «Большой семёрки». [2]
К основным практическим результатам Международной торговой палаты относятся:
ИНКОТЕРМС (англ. Incoterms, International commercial terms) - свод международных правил толкования основных терминов, используемых в области внешней торговли. Обеспечивает однозначное понимание прав и обязанностей сторон договора купли-продажи. [3]
Работа Международного Арбитражного Суда, созданного в 1923г. Международная торговая палата оказывала сильнейшее влияние на создание института международных арбитражных органов. На сегодняшний день имеет значительный авторитет на мировом уровне и позиционируется как справедливый центр международного арбитража.
Унифицированные правила, регулирующие международную практику банковских расчетов при совершении документарных операций (UCP, URDG, URC, URR и др.).
Commercial Crime Services (CCS) - служба Международной торговой палаты по борьбе с экономическими преступлениями.
Международная инициатива BASCAP (Business Actiontostop Counterfeiting and Piracy) - бизнес в борьбе с распространением контрафактной продукции и пиратством;
Международная инициатива BASIS (Business Actionto Support Informational Society) - бизнес в поддержку информационного общества. [2]
Создание унифицированной документации не исключает возникновения вопросов в ходе выполнения обязательств по договору купли-продажи в международной торговле. Вместе с тем, статус международных обычаев по отношению к нормам национального права еще более не однозначен, что является осложняющим элементом для стран-участников. Некоторые страны (Германия, Италия, Швейцария, Португалия и др.) признают прямо или косвенно верховенство международных обычаев над национальными законами, а другие государства (США, Великобритания, Швеция и др.) нет. [4]
Например, в соответствии с термином FAS, продавец обязан поставить товар вдоль борта указанного судна в названном покупателем порту отгрузки и в соответствии с обычаями порта в установленную дату или оговоренный срок. Причина отсылок к торговым обычаям - различия, существующие между морскими портами, касающиеся способов доставки товара для перевозки согласно одноименным терминам. [5]
Как способы повышения роли и эффективности функционирования Международной торговой палаты в торговой системе рассмотрим: