покупки лекарственного препарата и при недомогании «пойдет в аптеку сам и купит то, что знает».
Таблица
Образ подростка «истинного самолеченца»
Средний возраст 16,4 лет
Девушки 59%
Юноши 41%
Родители - мед. или фарм. работники 34%
Часто посещают врача 58%
Страдают хроническими заболеваниями 19%
Соблюдают предписания врача 82%
Фактор выбора «Я сам» 62%
Проведенное исследование показало влияние окружающего мира на поведение подростка, его выбор при принятии решения, на возможность внедрения превентивных мер и может стать основой для дальнейшего развития направления «актуальные вопросы самолечения у подростков»
Литература
1. Annual report Social Impact Through Discovery, Scholarship & Innovation 2013-2014 http://www.hecol.ualberta.ca
2. Григулевич Н.И., Дубова Н.А., Соловьева Л.Т., Ямсков М.Н. Этнос как среда обитания / Сб. статей по этноэкологии. - Вып. 3. - М.: ИЭА РАН, 2012. - С. 13-15.
3. Султаниязова Н.Ж. К вопросу формирования социальной идентичности в подростковом возрасте // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. -2014. - № 5-6. - С. 207-212.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Н.Д. Дубинин*
В статье описывается разнообразие механизмов повышения качества медицинской деятельности, основанных на международной сертификации. Применение каждой из подобных систем, претерпевших самостоятельное развитие за рубежом, несет собой определенные преимущества для медицинских организаций. Некоторые из них начинают использоваться в практическом здравоохранении России.
Ключевые слова: качество медицинской деятельности, международная сертификации, международная аккредитация, ИСО.
* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», г. Москва
Дубинин Николай Дмитриевич - аспирант [email protected]
The paper discusses the international certification models-based classification of quality improvement mechanisms. All of those programs had the isolated development and got the special benefits. Some types of them are implemented and start the adaptation in Russian hospitals.
Key words: Quality of Health Care; International Accreditation, Health Care; International Certification, Health Care; ISO.
В Российской Федерации остро стоит проблема низкого качества медицинской помощи. В данных обстоятельствах является актуальным международный опыт управления качеством медицинской деятельности, и, в частности, использование отдельных организационных технологий повышения качества.
Рассмотрим опыт применения такого механизма, как проведение международной сертификации на уровне крупного стационара. Данный подход к оценке и повышению качества медицинской деятельности прошел долгий путь развития. В мире функционирует множество подобных систем. Большинство из них работает на национальных уровнях, однако существуют и международные. На практике применяются 4 основных типа моделей сертификации, нацеленных на оценку качества оказания и организации медицинской помощи. К данным моделям относятся:
• негосударственная аккредитация медицинских организаций;
• международная организация стандартизации (далее - ISO) (стандарт ISO 9000):
• европейский фонд управления качеством (the European Foundation for Quality Management) (далее - EFQM);
• система «visitatie» (Нидерланды) [1].
Модели здесь перечислены за исключением систем государственного контроля качества медицинской помощи. При этом необходимо отметить, что не во всех государствах развиты механизмы контроля медицинской деятельности. К странам со слабым внешним регулированием медицинского обслуживания и низким уровнем стандартизации в Европейском союзе относится, к примеру, Греция, Ирландия, Люксембург, Португалия и Великобритания [1].
Разнообразие систем международной сертификации закономерно рассматривать, в качестве последовательных уровней обеспечения качества. Первоочередным требованием аккредитующих органов является соответствие медицинских организаций (далее - МО) обязательным государственным нормативно-правовым актам (1-й уровень). Часто
предполагается, что организации имеют функционирующие системы менеджмента качества. При этом требования стандартов международной аккредитации выше национальных нормативов.
В качестве второго уровня обеспечения качества может рассматриваться сертификация по международным стандартам ISO и EFQM. И наиболее высокий уровень представляет аккредитация. На основе согласованных и обоснованных медицинских стандартов она призвана обеспечить максимально объективную внешнюю оценку [2]. Остановимся более подробно на разновидностях систем международной аккредитации. Большинство подобных схем оценки создаются совместно медицинскими работниками (профессиональными организациями, развитыми за рубежом) и специалистами в области качества медицинской помощи. Системы включают в себя ряды организационных, клинических показателей, а также ориентированы на данные об удовлетворенности пациентов. Практически любой из подходов предлагает личную экспертную оценку с посещением МО. Информация, получаемая в ходе сертификации, чаще всего подлежит обнародованию, но применяются и методы бенчмаркинга.
Помимо систем аккредитации также существуют отдельные стратегии повышения качества, такие как программы управления качеством, клинический аудит, системы обеспечения безопасности МП, клинические руководства, профессиональные объединения по улучшению качества медицинской помощи и безопасности пациентов (quality improvement collaborative), системы индикаторов качества и измерения удовлетворенности пациентов и другие [3, 4].
В отрасли применяются системы улучшения качества направленные непосредственно на условия деятельности МО и на медицинскую помощь ненацеленные. Примером последних могут послужить: модель 6 сигма, национальная награда за качество Малкольма Болдриджа (США), модель делового совершенства EFQM.
К адаптированным в системе здравоохранения относятся системы аккредитации: национальные стандарты аккредитации (Австралия), (National Accreditation Standards), «Leapfrog Group» (США), «модель улучшений» института совершенствования медицинской помощи (Institute for Healttoare Improvement) (США), Joint Commission International (США) [3].
Каждая из перечисленных выше систем, претерпев самостоятельное развитие, имеет преимущества. Они характеризуются неравномерным распространением в Европе и в мире. При этом в России существует опыт применения некоторых из данных систем на отдельных передовых предприятиях.
Наибольшее распространение в российском здравоохранении получила система ISO. Построение СМК по стандартам семейства ISO 9000 уже длительное время применяется зарубежными и отечественными компаниями в иных отраслях. Естественно, что многие медицинские организации также выбирают данный путь для повышения качества управления собственной деятельностью. При этом сертификация ISO является обязательным требованием для многих и иностранных, либо сетевых частных медицинских организаций, присутствующих на российском рынке медицинских услуг. Также высокую популярность системы ISO можно объяснить её пригодностью для отдельных подразделений и систем качества, к примеру, лабораторий и отделений лучевой диагностики. Многие МО начинают свой путь внедрения современных технологий оценки и повышения качества именно с ISO.
В последние годы на российский рынок вышла система сертификации Joint (Joint Commission International (JCI), которую следует признать наиболее известной. Её стандарты переведены на русский язык и любая МО имеет возможность знакомиться со стандартами и внедрять их в собственную деятельность [5]. В настоящее время всего одна МО в России подтвердила соответствие стандартам Joint и одна находится на стадии сертификации. В Израиле подобных клиник - 19, в Китае - 40, в Турции - 51 (на 2015 г.). Сертифицированные МО данных стран присутствуют на международном рынке медицинского туризма. Они готовы принимать пациентов из России и обещают в своей рекламе уровень лечения мирового класса. В связи с тем, что прохождение сертификации даёт организации определенные маркетинговые преимущества, мы считаем обоснованным выбирать для внедрения наиболее популярную из всего многообразия систем. При этом степень соответствия стандартам также гарантируется во многом авторитетом сертифицирующего органа.
Международная сертификация развивается и распространяется в системах здравоохранения по всему миру. При этом, данный подход является квазидобровольным, т.е. наличие сертификата может нести не только
преимущества в качестве оказания и качестве организации медицинской помощи, но и может становиться обязательным требованием субъектов финансирования медицинских организаций.
К примеру, системы медицинского страхования Medicare и Medicaid в США требуют прохождения аккредитации JCAHO либо аккредитации штата для участия в собственных страховых программах [6].
Если говорить об объективных преимуществах для медицинской деятельности в Российских условиях, то научная информация о них ограничена.
Некоторые частные клиники России направляют пациентов в зарубежные клиники для проведения наиболее сложных вмешательств. При выборе подобного партнера на первое место также встает достоверность данных о качестве медицинской деятельности.
Аккредитация с выдачей сертификатов качества и присвоением используется, как альтернативный метод независимой оценки качества и безопасности МП [6]. Действительно, данные механизмы управления качеством принято относить к добровольным, которые являются более прогрессивными по сравнению с административным подходом к управлению.
Однако, даже при наличии сильной системы государственного контроля системы независимой оценки качества способны функционировать и быть полезными. Ведь они направлены на то, чтобы дополнять и совершенствовать существующую систему оценки качества в медицинских организациях. Примером такого сбалансированного положения в будущем может послужить российское здравоохранение. Заключение
Каждая из систем международной сертификации имеет свои отличия, направленность и преимущества.
Изучив особенности данных систем можно применять их целенаправленно в соответствии с потребностями медицинской организации. Выбору подобных технологий должен предшествовать анализ деятельности. На наш взгляд применение и выбор подобных систем должно оставаться добровольным. Решение о выборе той или иной модели международной сертификации и сертифицирующей организации необходимо принимать на уровне медицинской организации.
Литература
1. Shaw C.D., Heaton C. External peer review in Europe: an overview from the ExPeRT Project // Int. J. Qual. Heal. Care. - 2000. - Vol. 12. - № 3. - P. 177-182.
2. Петиченко А. Аккредитация медицинских организаций, как вектор достижения качества // Менеджмент качества в сфере здравоохр. и соц. развития. - 2012. - № 1.
3. Groene O. et al. A systematic review of instruments that assess the implementation of hospital quality management systems. - 2013. - Vol. 25. - № 5. - P. 525-541.
4. Donabedian A. The Methods and Findings of Quality Assessment and Monitoring. Michigan: Health Administration Press, 1985. - P. 900.
5. Абрамов А.Ю., Улумбекова Г.Э. Международные стандарты аккредитации медицинских организаций. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - P. 224.
6. Miller M.R. et al. Relationship between performance measurement and accreditation: implications for quality of care and patient safety // Am. J. Med. Qual. - 2005. - Vol. 20. - № 5. -P. 239-252.
РУССКИЕ ФАРМАКОПЕИ ДЛЯ БЕДНЫХ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х СТОЛЕТИЯ
И.В. Егорышева*
В XIX в. в России было издано несколько фармакопей с целью использования в благотворительных лечебных учреждениях для малоимущие горожане. Фармакопеи содержали перечни дешевых лекарственных препаратов, в подавляющем числе вещества растительного происхождения. Среди химических веществ преобладали неочищенные или мало очищенные вещества.
Ключевые слова: фармакопеи, история фармации в России, благотворительные лечебные учреждения.
In XIX century a number of pharmacopeias were published in Russia with a view of using them in charitable health institutions for low-income people. Pharmacopeias contain lists of cheap drugs mostly substances of vegetable origin. Among chemical substances there was a prevalence of unrefined and low refined substances.
Key words: pharmacopeias, history of pharmacy in Russia, charitable health institutions.
В 1807 г. в России на латинском языке вышла первая «Фармакопея для бедных», предназначенная для употребления в Петербургской больнице для бедных, которую с 1828 г. официально называли «Мариинской» (в память ее покровительницы императрицы Марии Федоровны). Полное название этого издания -- «Pharmacopoeia in usum nosocomii pauperum petropolitani iussu augustissimae imperatricis matris Mariae Feodorownae conscripta, Petropoli,
* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко», г. Москва
Егорышева Ирина Валентиновна - к.и.н., вед. науч. сотр., [email protected]