Научная статья на тему 'Международная правовая основа противодействия преступлениям, совершаемым с применением насилия или с угрозой его применения'

Международная правовая основа противодействия преступлениям, совершаемым с применением насилия или с угрозой его применения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАСИЛИЮ / ТЕРРОРИЗМУ / СЕПАРАТИЗМУ / ЭКСТРЕМИЗМУ / INTERNATIONAL LEGAL ACT / COUNTERACTION TO VIOLENCE / TERRORISM / SEPARATISM / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирюхин Андрей Борисович

Дается характеристика международным правовым актам, направленным на противодействия преступлениям, совершаемым с применением насилия или с угрозой его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal framework for combating crimes committed with the use of violence or with the threat of its use

The characteristic of international legal acts aimed at countering crimes committed with the use of violence or with the threat of its use is given.

Текст научной работы на тему «Международная правовая основа противодействия преступлениям, совершаемым с применением насилия или с угрозой его применения»

4. Решения Европейского суда по правам человека в национальной правоприменительной практике // Российская юстиция. 2007. № 9.

5. Курс международного права. Т. 1. М., 1967.

6. Dzehtsiarou K. Does Consensus Matter? Legitimacy of European Consensus in the Case Lawof the European Court Human Rights Public Law. 2011. P. 541—548; Hetjer L. Consensus Coherence and the European Conferention on Human Rights Comell International Law Journal. 1993. Vol. 23. P. 133.

7. СЗ РФ. 2016. № 17. Ст. 2480.

8. СЗ РФ. 2016. № 17. Ст. 2480.

9. Курбанов Р.А. Евразийское право. Теоретические основы: монография / Р.А. Курбанов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 112.

10. Rt. Hon Lady. Justice Arden DB. Peaceful or Problematic? The Relationship between National Supreme Courts and Supranational Courts in Europe Yearbook of European Law. 2010. № 29 (1).

11. Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: Монография / под

ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. Юстицинформ, 2014.

12. Понаморенко В.Е., Четвериков А.О., Карпов Л.К. Банковская интеграция в ЕС и ЕЭП: возможности правовой трансплантации / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Юстицинформ, 2014.

13. Малиновский В.А. Конституционно-правовые и институциональные основы межнационального согласия в Республике Казахстан Конституционное и муниципальное право. 2015. № 6.

14. Червонюк В.И. Государство, право глобализация Государство и право. 2003. № 8. С. 94—97.

15. Бондарь Н.С. Российское конституционное право в ценностном измерении: как правовой отрасли, юридической науки, учебной дисциплины Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11.

16. Уруджу И. Восприятие распространенного: четыре круга распространенного, воспринятого в правовой системе Турции Журнал зарубежного и сравнительного правоведения. 2014. № 1. С. 16—29.

УДК 341 ББК 67.9

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ ИЛИ С УГРОЗОЙ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ КИРЮХИН,

начальник кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: kab010106@mail.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Дается характеристика международным правовым актам, направленным на противодействия преступлениям, совершаемым с применением насилия или с угрозой его применения.

Ключевые слова: международный правовой акт, противодействие насилию, терроризму, сепаратизму, экстремизму.

Abstract. The characteristic of international legal acts aimed at countering crimes committed with the use of violence or with the threat of its use is given.

Keywords: international legal act, counteraction to violence, terrorism, separatism, extremism.

Рассмотрение вопросов становления и применения уголовного законодательства об ответственности за преступления, совершаемые с применением насилия или с угрозой его применения, а также разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной деятельности ставит перед нами задачу исследовать международные правовые основы, являющиеся фундаментом для развития национальных систем права в части противодействия насильственным деяниям.

Согласимся с мнением, что «...внутригосударственное право и международное право — две различные системы права, действующие в своих соответствующих областях, и что между ними нет юридического соподчинения. Вместе с тем материальное единство мира, в конечном счете, делает необходимым взаимодействие этих двух правовых систем» [1, с. 18].

Российская Федерация принимает активное участие в большом числе международно-правовых норм, направленных на борьбу с преступлениями, совершаемыми с применением насилия или с угрозой его применения. К таким документам, прежде всего, следует отнести: Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него

(1948); Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами

(1949); Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973); Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенцию о физической защите ядерного материала (1980); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984); Конвенцию против транснациональной организованной преступности (2000).

Однако сегодня, в обстановке обострения внешних геополитических угроз Российской Федерации, существенное влияние на национальную доктрину противодействия преступлениям, совершаемым с применением насилия или с угрозой его применения, оказывают положения, принятые и ратифици-

рованные странами, участницами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Одним из Первых документов, принятых ШОС, стала «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (г. Шанхай, 15.06.2001) [2]. Буквальное толкование положений Конвенции позволяет сделать вывод о том, что терроризм, сепаратизм и экстремизм есть отдельные проявления насильственных преступлений. Нет, и не может быть этих явлений без совершения преступлений с применением насилия или с угрозой его применения. Таким образом, «насилие», «терроризм», «сепаратизм» и «экстремизм» есть одно-коренные понятия. Подтверждают этот вывод соответствующие положения Конвенции.

Так, часть 1 статьи 1 Конвенции дает следующее определение терроризма:

а) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции (далее — Приложение), и как оно определено в этом договоре;

б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон;

в) «сепаратизм» — какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон;

34

Вестник экономической безопасности

№ 3/2017

г) «экстремизм» — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Вышеприведенные определения позволяют согласиться с мнением, что в российском уголовном законодательстве понятия терроризм, сепаратизм и экстремизм должны рассматриваться как неотъемлемые признаки преступлений, совершаемых с применением насилия или с угрозой его применения, которые посягают на основы национальной безопасности [3, с. 449—450].

Несмотря на то, что ШОС позволяет странам-участницам придавать содержанию этих терминов более широкое значение, отрицание насильственного характера этих явлений может ввести в заблуждение правоприменителей относительно направленности соответствующих преступных деяний на объект уголовно-правовой охраны и, тем самым, пагубно отразиться на усилении борьбы с этими преступлениями. Иллюстрацией к сказанному является пример с пропагандой экстремистских взглядов, которая, на первый взгляд, не относится к преступлению, совершаемому с применением насилия или с угрозой его применения. Однако при внимательном исследовании становится ясно, что конечной целью, итогом этой деятельности, является захват насильственным путем власти или ее насильственное удержание, а также насильственное изменение существующего строя или иные тому подобные насильственные действия, посягающие на основы общественной безопасности.

Исследование содержания насильственной экстремистской деятельности приводит к выводу о необходимости доработки Модельного закона «О противодействии экстремизму» для государств-участников СНГ [4]. В этом нормативном акте необходимо соотнести правовые понятия «насилие», «насильственная деятельность» и «экстремистская деятельность», «терроризм» и «террористическая деятельность», а также нормативно определить

критерии признания насильственного деяния экстремистским.

Таким образом, сущностью терроризма, сепаратизма и экстремизма всегда является определенное насильственное поведение, направленное на достижение преступных целей, поскольку террористы, сепаратисты и экстремисты осознают, что мирным путем ни один цивилизованный народ, ни одно современное правительство не пойдет на удовлетворение их требований.

Завершая рассмотрение вопроса о международной правовой основе противодействия преступлениям, совершаемым с применением насилия или с угрозой его применения, можно сделать вывод о том, что преступления террористической и экстремистской направленности как наиболее опасные проявления международной организованной преступности всегда являются насильственными деяниями, причиняющими существенный вред или создающими непосредственную угрозу причинения такого вреда интересам отдельной личности, основам общественной безопасности и государственным интересам.

Литература

1. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 18.

2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 3-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 155.

3. Гречухин М.А. Уголовно-правовые проблемы борьбы с организованной экстремистской преступностью // Организованная преступность в XXI веке: проблемы теории и практики: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Международный юридический институт, 2011.

4. «Модельный закон о противодействии экстремизму» (Принят в г. Санкт-Петербурге 14.05.2009 Постановлением 32-9 на 32-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2009. № 44. С. 205—219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.