т
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Р.Н. Курбанов, аспирант, кафедра государственных и муниципальных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия, гатагап [email protected]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Автором рассмотрены теоретические аспекты государственного администрирования трансфертного ценообразования в западноевропейских странах и США. Международным правовым документом, регулирующим вопросы деятельности транснациональных компаний, стала Декларация стран — участниц Организации экономического сотрудничества и развития о международных инвестициях и многонациональных предприятиях от 21 июня 1976 года и приложение к ней — Руководство для многонациональных предприятий. В нем применительно к вопросу налогообложения многонациональным компаниям рекомендуется воздерживаться от использования доступных им приемов (включая трансфертное ценообразование) для искажения налоговой базы, чтобы избежать противоречия с законодательством стран, на территории которых они функционируют. Разработанная в странах Европейского союза система правового регулирования трансфертного ценообразования не предусматривает создание правовых институтов, призванных сбалансировать права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков в отношении корректировки трансфертных цен по сделкам между взаимосвязанными лицами. В статье автор предлагает ряд мер по совершенствованию механизмов государственного регулирования и налогового контроля в вопросе применения трансфертных цен. Во-первых, переход от обмена информацией к формированию согласованных подходов и инструментов государственного регулирования в области трансфертного ценообразования. Во-вторых, законодательное закрепление действенных механизмов контроля трансфертного ценообразования и совершенствование законодательства в государствах — членах Евроазиатского экономического союза, в частности с учетом санкционной войны США и ЕС против России (продуктовое эмбарго как антисанкционная мера РФ). В-третьих, согласование критериев отнесения хозяйствующих субъектов к крупным налогоплательщикам и консолидированным группам на уровне интеграции ЕАЭС.
Ключевые слова: трансфертное ценообразование, взаимозависимые лица, трансграничные сделки, методы определения цен, Организация экономического сотрудничества и развития, транснациональные компании.
Формирование системы государственного регулирования трансфертного ценообразования было вызвано развитием управленческой и финансовой структуры акционированного капитала, которое привело к сосредоточению процессов принятия управленческих решений в административных единицах, действующих на основе принципов обеспечения рентабельности и свободных от социальных или национальных принципов. Трансфертное ценообразо-
вание становится инструментом внутреннего управленческого анализа1. В публикациях, изданных в США в 1955—1957 годах национальной ассоциацией бухгалтеров, содержатся первые попытки формализации и классификации подходов к формированию внутренней цены с точки зрения учета, контроля и принятия стратегических и оперативных управленческих решений.
В 1960-е годы в контексте развития крупных холдинговых компаний примене-
№ 9(61) ОКТЯБРЬ 2015
®
ние внутренних цен организации стало необходимым инструментом взаимодействия в рамках корпоративного управления — как с точки зрения оценки результатов деятельности подразделений и обеспечения учета потоков ресурсов (продуктов, услуг), так и с точки зрения определения финансового результата по каждому подразделению и принятия решений по выбору стратегических направлений развития фирм в целом и ее подразделений в частности.
Одновременно возникли и первые примеры использования трансфертной цены в качестве инструмента оптимизации распределения налогового бремени таким образом, чтобы минимизировать налоговые выплаты.
Этому способствовало становление чаще всего небольших (по размеру территории) и управляемых (по численности населения), государств, которые начали формировать и применять собственную политику регулирования экономической деятельности, но при этом практически были лише-
Формирование системы государственного регулирования трансфертного ценообразования было
вызвано развитием управленческой и финансовой структуры акционированного капитала, которое привело к сосредоточению процессов принятия управленческих решений в административных единицах, действующих на основе
принципов обеспечения рентабельности и свободных от социальных или национальных принципов.
ны иных конкурентных преимуществ в мировой хозяйственной системе. В результате этого ряд малых островных государств вступили в налоговую конкуренцию с бывшими метрополиями за счет крайне низкой налоговой нагрузки. Среди них можно выделить как бывшие колониальные страны, так и оффшорные территории в центре североатлантического региона (например, острова Ла-Манша и Исландию).
Специальным документом, определяющим основные начала правового регулирования трансфертных цен в контексте международного налогообложения, стали руководящие разъяснения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 1979 года — отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия».
В последующие годы были приняты документы, дополняющие положения этого отчета, а также акты, регулирующие другие аспекты налогообложения при применении трансфертных цен. В 1995 году было приня-
m
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
то Руководство о трансфертном ценообразовании для многонациональных предприятий и налоговых администраций.
Важно отметить, что данный документ
не прекращает действие, _
а является развитием (уточнением) ранее принятых документов. Оно представляет собой основной рекомендательно-методический документ в области налогового регулирования трансфертного ценообразования, положения которого в той или иной степени учитываются в законодательстве и правоприменительной деятельности различных стран мира, включая те, которые не являются участниками ОЭСР.
Кроме того, Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций — это концепция, которая позволяет законодателю формировать национальные нормы и приводить их к некой стандартизированной форме.
В связи с этим налоговые администрации государств — членов ОЭСР используют Руководство в своей практике в качестве рекомендаций, не налагающих жестких обязательств.
В США, к примеру, используются методы трансфертного ценообразования, не предусмотренные Руководством, например, так называемый метод сопоставимой неконтролируемой сделки (comparable uncontrolled transaction) для оценки обоснованности рыночной ставки роялти по лицензионным договорам. В Норвегии, несмотря на то что в национальном законодательстве прописана прямая ссылка на Руководство, допускается использование для целей обоснования соответствия цен рыночному уровню информации, не являющейся общедоступной. На практике налоговые органы применяют чаще метод сопоставимых рыночных (неконтролируемых) цен, например в таких странах, как Австрия, Великобритания, Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Китай. В не-
Государственное регулирование в западноевропейских странах, в отличие от законодательных норм в РФ, нацелено не только на решение вопросов пополнения государственного бюджета на основе повышения налоговых поступлений за счет сокращения «лазеек» в форме трансфертной цены, но также на поддержание рыночных отношений и на повышение эффективности деятельности подразделений компаний.
которых случаях недоступность информации о сопоставимых сделках предполагает использование и иных методов, в частности в таких странах, как Израиль, Португалия,
_ Турция, Чили, Южная
Корея, из стран БРИКС это Индия и Бразилия2.
Обзор законодательства в отношении трансфертного ценообразования некоторых стран ЕС и СНГ проводят специалисты Института стратегических исследований3.
Раздел 1, § 1 закона Германии о налогообложении внешнеэкономической деятельности содержит принцип соразмерности как транспозицию положений статьи 9 Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал. Арбитражная конвенция ЕС имплементирована в национальное право Германии на законодательном уровне и также предусматривает требование соблюдения упомянутого принципа. В дополнение к данным предписаниям принцип соразмерности занимает должное место в подзаконных нормативных актах Федерального министерства финансов4.
С конца 2011 года правительство и налоговые органы в России заявляют о намерениях имплементировать европейские стандарты регулирования трансфертного ценообразования и усилить контроль над выводом капиталов в оффшоры.
К сожалению, налоговая система России не является райским оазисом для ведения бизнеса. Во-первых, в стране при отсутствии унифицированной налоговой политики существует серьезная фискальная нагрузка, а во-вторых, коррупция способствовала превращению оффшорных территорий в обязательную составляющую работы транснациональных корпораций и про-мышленно-финансовых групп.
Особенности существующего законодательства позволяют крупному и среднему бизнесу выгодно выводить финансовые ресурсы за пределы России и накапливать их на территории других стран. Результатом
№ 9(61) ОКТЯБРЬ 2015
m
этого являются отток капитала с российского рынка, рост количества фиктивных сделок, уменьшение объема поступлений в бюджет, монополизация и практически полное отсутствие фактических инвестиций.
Что касается терминологии, то на данный момент в налоговом законодательстве России не существует определения «трансфертное ценообразование». Но при этом трансфертные цены используются органами государственной статистики при осуществлении расчета индексов цен. В банковской сфере понятие «трансфертная цена» отождествляется с понятием «трансфертная ставка», которая устанавливается для распределения доходов и расходов между направлениями в структурных подразделениях одного банка5.
При введении в законодательство норм о контролируемых иностранных компаниях надлежит обеспечить возможность эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимой информации и, соответственно, осуществления контролирующих функций. Для реализации подобных законодательных норм особенно важны двусторонние и многосторонние договоры об обмене информацией по налоговым вопросам.
Важность включения таких положений в российское налоговое законодательство в качестве сдерживающего фактора в отношении сокрытия доходов с использованием дочерних компаний, осуществляющих свою деятельность в оффшорных зонах, должна сопровождаться наработкой налоговыми органами практики в области налогового контроля.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственное регулирование
в западноевропейских странах, в отличие от законодательных норм в РФ, нацелено не только на решение вопросов пополнения государственного бюджета на основе повышения налоговых поступлений за счет сокращения «лазеек» в форме трансфертной цены, но также на поддержание рыночных отношений и на повышение эффективности деятельности подразделений компаний. Применение трансфертного ценообразования внутри организаций должно, с одной стороны, определять эффективность подразделений, с другой — мотивировать администрацию каждого подразделения к повышению эффективности на подконтрольном участке экономического бизнес-процесса на основе конкуренции с альтернативными источниками предлагаемых продуктов или оказываемых услуг, а администрацию всей компании — к оптимизации корпоративной системы бизнес-процессов в целом6, -'jjjj
Литература
1. Мамбеталиева А.Н. Трансфертные цены в странах ЕврАзЭС // Налоговый вестник. 2010. № 6. С. 111— 116.
2. Михайлович Т Контроль за трансфертным ценообразованием // Аудит и налогообложение. 2011. № 11. 43 с.
3. Молчанов С.С. Налоги: расчет и оптимизация. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2012. 544 с.
4. Бурцева A.M. Трансфертное ценообразование: международный опыт // Российский налоговый курьер. 2008. № 24. 201 с.
5. Хаменушко И. В., Завьялова Ю.Н. Налоговый контроль над трансферными ценами // Налоговый вестник. 2005. № 4. 25 с.
6. Помельников JI.B. Налогообложение организации / JI.B. Помельников. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2009. 368 с.
INTERNATIONAL PRACTICE OF TRANSFER PRICING REGULATION
R.N. Kurbanov, postgraduate, The department of state and municipal finances, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia, [email protected]
The author considers theoretical aspects of state administration of transfer pricing in western European countries and USA. The international legal document, which regulates the problems of transnational companies' activities, has become the Declaration of the members of Organization for Economic Co-operation and Development for international investments and multinational enterprises in June 21, 1976 and application for this document —
i 3K0H0MMHECKME HAYKM
Guidelines for multinational enterprises. Concerning taxation of multinational companies in the document it is recommended to avoid available methods (including transfer pricing) aimed at misrepresentation of tax base and to avoid contradictions with other countries' legislation. The developed in the countries of European Union system of legislative regulation of transfer pricing doesn't provide a creation of law institutes for balancing laws and obligations of tax bodies and tax payers with respect to transfer prices corrections for deals between interconnected individuals. In the article the author offers a set of measures for perfection of state regulation tools and tax control in the sphere of transfer prices application. At first, transition from information exchange to formation of coordinated approaches and tools for state regulation in the field of transfer pricing. Secondly, legislative fixing of active control tools of transfer pricing and, aimed at efficient control, legislation perfection for member in Eurasian Economic Union (hereinafter EEU), in particular, taking into account sanctions by the US and EU against Russia (in particular, food embargo as an counter-sanction measure by the Russian Federation). Thirdly, it must be criteria agreement of labeling as economic subjects to large tax payers and consolidated groups at the level of EEU integration.
Key words: transfer pricing, related-party, cross-border transactions, methods of determining prices, the organization for economic cooperation and development, transnational companies.
References
1. Mambetalieva A.N. Transfertnye tseny v stranakh 4. Burtseva A.M. Transfertnoe tsenoobrazovanie: EvrAzES [Transfer prices in the countries of the mezhdunarodnyi opyt [Transfer pricing: international EurAsEC]. Nalogovyi vestnik — Tax Bulletin, 2010, no. 6, experience]. Rossiiskii nalogovyi kur'er — Russian tax pp. 111-116. courier, 2008, no. 24, p. 201.
2. Mikhailovich T. Kontrol' za transfertnym tseno- 5. Khamenushko I. V., Zav'ialova Iu.N. Nalogovyi obrazovaniem [Control over transfer pricing]. Audit kontrol' nad transfernymi tsenami [Tax control over i nalogooblozhenie — Audit and taxation, 2011, no. 11, transfer prices]. Nalogovyi vestnik — Tax Bulletin, 2005, p. 43. no. 4, p. 25.
3. Molchanov S.S. Nalogi: raschet i optimizatsiia [Taxes: 6. Pomel'nikov JI.B. Nalogooblozhenie organizatsii calculation and optimization]. Moscow, Eksmo Publ., [Taxation of the organization]. Moscow, Delo i Servis 2012. 544 p. Publ., 2009. 368 p.