Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
95
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОБЩИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЕВРАЗИЙСКИЙ КОНТИНЕНТ / СНГ / ЕАЭС / РОССИЯ / ЭНЕРГОКОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Подковальников Сергей Викторович, Савельев Владимир Александрович, Чудинова Людмила Юрьевна

Статья посвящена межгосударственным взаимоотношениям России с зарубежными странами в области электроэнергетики в современных условиях. Описаны внутренние и внешние факторы, определяющие актуальные направления, цели и задачи электроэнергетической политики страны на Евразийском континенте и в глобальном масштабе. Представлены российские участники международной деятельности в электроэнергетике. Рассматриваются проблемы интеграции электроэнергетических систем России и зарубежных стран на Евразийском континенте. Иллюстрируются направления деятельности в международном масштабе российских энергетических компаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Подковальников Сергей Викторович, Савельев Владимир Александрович, Чудинова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL POLICY OF RUSSIA IN ELECTRIC POWER AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to interstate relations of Russia with foreign countries in the electric power under current conditions. The internal and external factors that determine the current trends, goals and objectives of the country's electric power policy on the Eurasian continent and on a global scale are described. Presented are Russian participants of the international activities in the power industry. The problems of integration of electric power systems of Russia and foreign countries on the Eurasian continent are considered. The areas of activity of Russian power companies on the international scene are illustrated

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 621.311:339

С.В. Подковальников, В.А. Савельев, Л.Ю. Чудинова1

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Статья посвящена межгосударственным взаимоотношениям России с зарубежными странами в области электроэнергетики в современных условиях. Описаны внутренние и внешние факторы, определяющие актуальные направления, цели и задачи электроэнергетической политики страны на Евразийском континенте и в глобальном масштабе. Представлены российские участники международной деятельности в электроэнергетике. Рассматриваются проблемы интеграции электроэнергетических систем России и зарубежных стран на Евразийском континенте. Иллюстрируются направления деятельности в международном масштабе российских энергетических компаний.

Ключевые слова: электроэнергетика, межгосударственные электрические связи и объединения, общий электроэнергетический рынок, Евразийский континент, СНГ, ЕАЭС, Россия, энергокомпании.

S.V. Podkovalnikov, V.A. Saveliev, L.Yu. Chudinova2

INTERNATIONAL POLICY OF RUSSIA IN ELECTRIC POWER AT THE PRESENT STAGE

Abstract. The article is devoted to interstate relations of Russia with foreign countries in the electric power under current conditions. The internal and external factors that determine the current trends, goals and objectives of the country's electric power policy on the Eurasian continent and on a global scale are described. Presented are Russian participants of the international activities in the power industry. The problems of integration of electric power systems of Russia and foreign countries on the Eurasian continent are considered. The areas of activity of Russian power companies on the international scene are illustrated.

Keywords: Electric power industry, interstate electric ties and grids, common electric power market, Eurasian continent, CIS, EAEU, Russia, power companies.

Введение

Международная энергетическая политика России, в том числе в электроэнергетике, является одной из составляющих экономической геополитики страны на мировом и региональном уровнях. В широком понимании она представляет собой целенаправленную систему (совокупность, множество) мероприятий государства в области экспорта/импорта электроэнергии и взаимоотношений с зарубежными странами в научной, технической, информационной и коммерческой деятельности.

Направления, цели и задачи этой политики зависят от многих внутренних и внешних факторов. К ним относятся состояние и проблемы в экономике, финансовой сфере и электроснабжении страны, тенденции в развитии мировой энергетики, а также политическая и экономическая конъюнктура и положение России в регионе и в мире. Существенное влияние на нее оказывают рыночные механизмы в управлении экономикой и энергетикой России и межгосударственных отношениях. Как следствие, проводимая международная электроэнергетическая политика страны изменяется во времени в за-

1 Сергей Викторович Подковальников - заведующий лабораторией, к.т.н., старший научный сотрудник, e-mail: spodkovalnikov@isem.irk.ru;

Владимир Александрович Савельев - старший научный сотрудник, +7(3952) 500-646 доп. 438; Людмила Юрьевна Чуднова - старший научный сотрудник, к.т.н., e-mail: chudinova@isem.irk.ru. Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН.

2 Sergey V. Podkovalnikov - Head of Laboratory, PhD in Engineering, Senior Researcher, e-mail: spodkovalnikov@isem.irk.ru; Vladimir A. Savelyev - Senior Researcher, +7(3952) 500-646 ext. 438;

Lyudmila Yu. Chudnova - Senior Researcher PhD in Engineering, e-mail: chudinova@isem.irk.ru Melentiev Energy Systems Institute, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

висимости от условий ее осуществления. Задачи данной политики России на современном этапе также обуславливаются и необходимостью решения серьезных проблем в развитии и функционировании системы электроснабжения страны [1].

Вместе с тем наша страна располагает богатыми неиспользуемыми энергоресурсами, имеет большой опыт и потенциал в области проектирования и сооружения электроэнергетических объектов, в том числе за рубежом, а также развитые проектные, строительные и монтажно-на-ладочные организации и энергетическую науку. При этом в наследство от СССР осталась межгосударственная электрическая сеть, которая служит инфраструктурой для межгосударственных отношений на постсоветском энергетическом пространстве и основой для развития межгосударственных электрических связей (МГЭС) с сопредельными странами на Евразийском континенте.

Важную роль играют и международные научные связи России, проведение совместных с учеными зарубежных стран исследований, сотрудничество с международными научными организациями и участие в международных научных и технических мероприятиях. Серьезными научными достижениями России при этом являются прогресс в области безопасной атомной и интеллектуальной энергетики [1, 2]. Таким образом, Россия имеет благоприятные возможности для развития электрических связей и расширения сотрудничества с зарубежными странами в разных областях электроэнергетической деятельности.

Естественно, что направления, цели и задачи международной электроэнергетической политики страны тесно связаны с общими тенденциями и условиями развития энергетики мира [3, 4]. К ним, в частности, относятся увеличение объемов торговли энергоносителями, в том числе электроэнергией на основе расширения МГЭО и интеграции межгосударственных электрических рынков (МЭР). Одновременно усилилась тенденция децентрализации электроснабжения на основе развития распределенной генерации, прежде всего на базе возобновляемых источников электроэнергии. Растет торговля электроэнергетическим оборудованием, активами и инженерно-консультационными услугами.

Современные направления международной политики России в электроэнергетике

Прежде всего нужно отметить, что Россия, являясь одной их ведущих энергетических держав мира, обеспечивает свою геополитическую роль за счет активной организационной и дипломатической деятельности по обеспечению глобальной энергетической безопасности. При этом основным директивным документом, регламентирующим функционирование энергетики и международную деятельность страны, является Доктрина энергетической безопасности России. Согласно обсуждаемому сейчас проекту такой доктрины на пять лет [5], обеспечение надежного и устойчивого развития энергетики, в том числе и в электроэнергетике, на современном этапе требует расширения ресурсной базы, улучшения состояния основных фондов, развития импортозамещения энергетического оборудования, технологий и сервиса, модернизации и инновационного обновления энергетического хозяйства, развития централизованных и децентрализованных систем энергоснабжения.

Международная электроэнергетическая политика реализуется через международную электроэнергетическую деятельность, в которой участвуют Правительство РФ и заинтересованные министерства (Минэнерго, МИД, Минэкономразвития и др.), органы управления Федеральным оптовым рынком электроэнергии (и мощности), банки (ВТБ, ВЭБ), а также специализированные энергетические, энергомашиностроительные, инжиниринговые и другие компании (ПАО «Интер РАО», Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Ростех», ПАО «Россети», ПАО «РусГидро», ПАО «Газпром», ПАО «Силовые машины»).

Стабильность и гибкость международной политики России в электроэнергетике в условиях изменяющейся внешней и внутренней политической и экономической обстановки достигается за счет диверсификации направлений и видов электроэнергетической деятельности отдельных участников.

С учетом актуальных проблем, стоящих перед системой электроснабжения России, а также глобальных тенденций в развитии мировой электроэнергетики можно выделить два страте-

гических направления международной электроэнергетической деятельности России на современном этапе. Первое включает мероприятия по развитию межгосударственных электрических связей России с зарубежными странами с целью реинтеграции электроэнергетики страны в постсоветское пространство и далее ее интеграции в Евразийское энергетическое пространство [6, 7]. Эта деятельность объективно ограничена значительной частью Евразийского континента, тяготеющей к России и прилегающим к ней странам ближнего и дальнего зарубежья [4]. Второе направление имеет целью расширение научно-технического и делового сотрудничества России в области электроэнергетики с зарубежными странами и проявляется на постсоветском, евразийском и глобальном уровнях.

Учитывая зарубежный, в частности европейский опыт [6], к задачам, решаемым на первом направлении, относятся:

• поддержание надежности и эффективности электроснабжения страны путем развития генерации и усиления электросетевой инфраструктуры;

• интеграция региональных электроэнергетических рынков с целью увеличения трансграничной торговли электроэнергией и улучшения экологической ситуации в региональном масштабе;

• расширение конкуренции в регионе и использование «эффекта масштаба» (economy of scale) с целью снижения цен на электроэнергию и экономии инвестиций на развитие генерации.

Расширение научного, технического и делового сотрудничества с зарубежными странами в контексте второго стратегического направления международной политики России на современном этапе идет по широкому спектру электроэнергетических мероприятий. К ним относятся участие в строительстве источников электроэнергии, в том числе возобновляемых, на территории зарубежных стран, торговля электроэнергией, генерирующими активами, оборудованием и другими услугами, включая инжиниринговые, в также обмен научно-техническими достижениями и инновациями.

Задачами участников второго стратегического направления международной электроэнергетической деятельности России (их состав

рассматривался выше) в общем представлении являются:

- представление интересов этих субъектов и российской электроэнергетики в политическом, отраслевом и бизнес-пространстве;

- сотрудничество с зарубежными электроэнергетическими компаниями и производителями энергетического оборудования в области модернизации действующих электростанций и сервисном обслуживании;

- привлечение иностранных инвестиций;

- продвижение инжиниринговых услуг на зарубежные рынки с учетом многолетнего опыта в области проектирования, строительства и эксплуатации энергетических объектов;

- мониторинг процессов, происходящих в мировой энергетике;

- взаимодействие с международными организациями и участие в международных экономических и энергетических мероприятиях.

Со своей стороны Россия торгует генерирующими активами на своей территории. Так, иностранные компании, в частности немецкая Е.ОК, итальянская ЕКЕЕ, финская Еог1иш, Еп+ и другие, владеют пакетами акций таких акционерных обществ и компаний, как ПАО «Юнипро», ПАО «Энель Россия», ПАО «Фортум», ОАО «Евросибэнерго», ТГК-1 и другие. Остановимся на особенностях международной деятельности России в электроэнергетике на современном этапе на выделенных стратегических направлениях.

Проблемы международного сотрудничества

России в электроэнергетике с зарубежными странами на Евразийском континенте

Основой международной деятельности России в электроэнергетике на этом направлении служит электросетевая инфраструктура бывшей Единой энергосистемы (ЕЭС) СССР (рис. 1). Эти сети не только объединяют энергосистемы независимых государств - бывших союзных республик на совместную работу [6], но и создают

условия для расширения межгосударственных электрических связей России с сопредельными странами. Соответственно можно выделить два территориальных уровня международной электроэнергетической политики России на рассматриваемом стратегическом направлении: первый охватывает постсоветское пространство (ближнее зарубежье), второй - сопредельные страны, которые ранее относились к дальнему зарубежью.

Межгосударственные отношения в электроэнергетике на постсоветском пространстве опираются на тесное политическое и экономическое сотрудничество России со странами-членами Содружества независимых государств (СНГ) и координируются Электроэнергетическим советом (ЭС) этого союза. А взаимоотношения России со странами дальнего зарубежья, как правило, строятся на основе двусторонних договоров и соглашений о сотрудничестве. При этом в реализации конкретных энергетиче-

ских мероприятий на обоих уровнях большую роль играют упоминавшиеся ранее компании.

Межгосударственные взаимоотношения России на постсоветском пространстве. Прежде всего следует отметить, что несмотря на сложность взаимоотношений и политические разногласия с отдельными странами-членами СНГ, Россия продолжает торговать с ними электроэнергией и участвовать в развитии их генерации и электрических связей с ЕЭС РФ.

Особенностью взаимоотношений России со странами-членами СНГ в последнее десятилетие является значительное сокращение перетоков электроэнергии (табл. 1). Это объясняется разными факторами: сокращением электропотребления в странах Содружества, политикой отдельных стран СНГ, направленной на обеспечение своей энергетической независимости, таможенными барьерами, высокими ценами на ФОРЭМ. Данное обстоятельство, вообще говоря, противоречит ключевому направлению раз-

Рис. 1. Межгосударственные электрические связи и обмен электроэнергией между Россией и сопредельными странами Евразии, 2017 г.

и

КЗ

И Е а

VI

о я

с» •

КЗ

о и»-

оо

Таблица 1

Динамика обобщенных электроэнергетических показателей бывших республик СССР 1990-2017 гг.

Годы Установленная мощность электростанций, ГВт Выработка электроэнергии, ТВт*ч Общее элек-тропо-требле-ние Население Удельное электропотребление Обмен электроэнергией с другими странами, ТВт*ч

Всего тэс гэс- ГАЭС АЭС виэ и пр. Всего ТЭС ГЭС* АЭС ВИЭ и пр. ТВт'ч млн чел. кВт«ч/чел. Передано Получено Сальдо

1990 340,5 238,2 65,1 37,2 1725,7 1279,9 233,8 212,0 1689,8 289,3 5842 180,8 144,9 35,9

1995 343,3 239,8 66,2 37,3 1292,5 868,5 241,7 182,3 1283,3 290,5 4418 99,4 90,2 9,2

2000 342,0 238,0 67,1 36,9 1272,6 823,5 230,7 218,4 1265,2 287,9 4394 67,3 59,9 7,4

2005 346,9 239,8 68,8 38,2 0,0 1400,8 901,1 248,4 251,3 0,1 1381,5 284,6 4853 71,5 52,2 19,3

2010 363,5 252,1 72,4 38,5 0,5 1506,3 1000,1 242,8 262,1 1,3 1486,5 287,8 5165 47,6 27,8 19,8

2015 400,9 279,7 78,0 40,5 2,7 1535,7 1010,5 234,5 285,9 4,8 1535,8 294,2 5220 40,1 40,3 -0,1

2016 415,5 292,1 78,5 41,4 3,5 1567,4 1023,2 258,8 279,9 5,4 1551,6 295,7 5247 44,6 28,9 15,7

2017 425,9 300,8 79,4 42,2 3,6 1577,6 1012,2 267,4 291,3 6,6 1564,4 296,5 5276 46,2 33,1 13,2

Источник: База данных ИСЭМ СО РАН.

К

о

и

>

о 5 н

а

5 Й

X

>

Ж ^

О И

Е

и

СА К

и ^

1-1 и Н 5 Л и о я

5

И ^

Е К

я

>

и

вития мировой электроэнергетики - интеграции национальных энергетических рынков. Преодолению указанной ситуации может способствовать создание общего электроэнергетического рынка (ОЭР) стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Отметим, что сейчас в этот Союз входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Ожидается, что со временем к нему присоединятся и другие члены СНГ.

Целями создания ОЭР ЕАЭС [8] обозначены: развитие и повышение эффективности рыночных механизмов взаимной торговли электроэнергией, создание условий для беспрепятственного доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики при осуществлении международной политики, а также для доступа производителей и потребителей электроэнергии на рынки государств-членов Союза, снижение темпов роста цен на электроэнергию для конечных потребителей, создание благоприятных условий для инвестирования в объекты энергетики и др. Начало торгов на ОЭР ЕАЭС планируется на 2019 год. Его последующее расширение на другие страны-члены СНГ может способствовать улучшению взаимоотношений России с ними в электроэнергетике.

Участие российских компаний в реализации международной электроэнергетической деятельности страны на рассматриваемом уровне можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, «Интер РАО» владеет электроэнергетическими активами Молдавской ГРЭС, грузинских ГЭС «Храми-1» и «Храми-2» и совместно с Казахстаном Экибастузской ГРЭС-2. Компания «РусГидро» участвовала в сооружении Рогун-ской ГЭС и Сангтудинской ГЭС-1 в Таджикистане. В настоящее время доля российских компаний («Росатома» и «Интер РАО») в акционерном капитале ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» составляет более 85%. Кроме того, «РусГидро» владеет активами и осуществляет эксплуатацию ГЭС Сева-но-Разданского каскада в Армении. «Русгидро» и узбекская государственная гидрогенерирующая компания «Узбекгидроэнерго» подписали соглашение о сотрудничестве в области развития гидроэнергетики Узбекистана. Совместная рабочая группа этих компаний в первом квартале 2019 г. начнет разработку технико-экономического обо-

снования проектов строительства Муллалакской ГЭС мощностью 240 МВт и Верхнепсемской ГЭС мощностью 200 МВт [9]. Госкорпорация «Росатом» сооружает Белорусскую АЭС и заключила контракт на сооружение АЭС в Узбекистане.

Таким образом, международная электроэнергетическая политика России на постсоветском пространстве включают проведение скоординированной деятельности по созданию общих электроэнергетических рынков и эффективному вхождению и участию в них российских компаний.

Межгосударственное сотрудничество России со странами на Евразийском континенте. Исторически сложились пять регионов международной электроэнергетической деятельности России на этом континенте: Северо-Западный (Скандинавско-Балтийский), Восточно-Европейский, Южный (Кавказско-Малоазиатский), Центрально-Южноазиатский и Восточно-Азиатский [4, 10].

В настоящее время сотрудничество России в этих регионах существенно зависит от складывающихся взаимоотношений со странами-членами СНГ, которые являются посредниками в развитии межгосударственных электрических связей в указанных регионах. Как дополнение к сооружению и усилению МГЭС в отдельных из них сейчас расширяются альтернативные виды электроэнергетической деятельности.

Из-за обострения политических отношений с Украиной и странами Балтии серьезно усложнились проблемы вхождения России в общеевропейский электроэнергетический рынок. Поэтому международная деятельность в электроэнергетике в этих регионах сейчас в основном направлена на электроэнергетический бизнес и содействие развитию генерации на территории сопредельных европейских стран. Речь идет о создании трейдеров для торговли электроэнергией на рынках этих стран, приобретении генерирующих активов и об участии в сооружении электростанций на их территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую активность здесь проявляет «Интер РАО». Эта компания создала группу компаний АО «INTER RAO Lietuva», в которую входят дочерние компании INTER RAO Latvia, INTER RAO Eesti, RAO Nordic Oy, IRL Polska и Vydmantai Wind Park UAB. Эта группа является

ведущим участником электроэнергетического рынка стран Балтии и Скандинавии, а также владеет крупнейшим в странах Балтии ветро-парком.

«Росатом» участвует в управлении активами АЭС «Мошковице» в Словакии. Кроме того, эта госкорпорация намечает сооружение АЭС «Пакш-2» в Венгрии. Также проектируются АЭС «Белене» в Болгарии и АЭС «Ханхики-ви-1» в Финляндии.

Надежды на улучшение электрических связей на европейском направлении отводятся строящейся Белорусской АЭС и проекту трансграничной электропередачи (ТГЭП) для выдачи ее мощности в Польшу и Германию. В ОЭС Северо-Запада строится Ленинградская АЭС-2, которая может способствовать повышению надежности МГЭС в Северо-Европейском регионе.

Здесь следует отметить, что, вообще говоря, участие в развитии генерации является альтернативой развитию межгосударственных электрических связей как средства их интеграции в общий электроэнергетический рынок на Евразийском континенте. Однако ориентация в основном на сооружение атомных электростанций при недостатке маневренных мощностей и повышении доли возобновляемых источников создает проблемы с обеспечением рационального режима их энергоотдачи. Это остается важным фактором для интеграции энергосистем стран региона в Евразийское континентальное энергообъединение.

Важнейшим направлением современной геополитики России в Южном регионе является расширение сотрудничества с Турцией и Ираном. Взаимоотношения с этими странами опираются на политические и экономические взаимосвязи России со странами Кавказа (Арменией, Азербайджаном, Грузией, Абхазией и Южной Осетией).

Развитие сотрудничества в электроэнергетике в этом регионе на современном этапе направлено на расширение существующих и создание новых МГЭС и помощь в развитии генерации. В настоящее время ведется режимный обмен электроэнергией Россией с Грузией и Азербайджаном, «Интер РАО» продает электроэнергию в Турцию и управляет там активами ТЭС «Тра-

кия» мощностью 478 МВт. Решается вопрос о сооружении ТГЭП между Ираном и Азербайджаном. А «Росатом» и «РусГидро» участвуют в строительстве АЭС «Бушер» в Иране и АЭС «Аккую» в Турции, которое ведется при политической поддержке руководства России. Тем самым создаются благоприятные условия для включения данного региона в Евразийское континентальное МГЭО.

Государства Центральной Азии, являясь в определенной степени объектами российской внешней электроэнергетической политики, также могут выступать в качестве транзитной зоны для выхода России на электроэнергетические рынки стран Южной Азии. Основным интегрирующим фактором для включения в Южноазиатское МГЭО государств Центрально-азиатского региона (Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана) являются богатейший гидроэнергетический потенциал Таджикистана и Кыргызстана и запасы таджикского и туркменского природного газа. Реализация этих ресурсов рассматривается как средство экономического развития не только самих среднеазиатских стран, но и стран Южной Азии. С этой целью Мировой банк развития разработал ряд проектов межгосударственных электрических связей указанных стран со странами Южной Азии (Пакистаном и Индией), в том числе - проект СЛ8Л-1000 [4]. К его реализации проявляет интерес и Россия. Инфраструктуру этих проектов составляют существующие и перспективные электрические сети Таджикистана, Кыргызстана и Афганистана. Однако из-за сложной политической обстановки в этой стране их реализация откладывается на неопределенный срок.

Особое значение в геополитике и международной энергетической политике России на современном этапе придается Восточно-Азиатскому региону. Имеется в виду сотрудничество нашей страны со странами Восточной Азии (КНР, Японией, Республикой Корея, Монголией и КНДР), а также со странами АТР [6]. Существующие МГЭС России в этом регионе очень слабы и представлены только несколькими ТГЭП для приграничной торговли и ТГЭП, соединяющими ОЭС Сибири и ОЭС Востока с локальными энергосистемами Монголии и Китая.

Несмотря на многочисленные научные исследования и предпроектные разработки [1, 11], показавшие высокую эффективность интеграции электроэнергетических секторов России и восточно-азиатских стран, возможности расширения МГЭС и формирования МГЭО в СВА пока ограничены. Это объясняется политической и экономической разобщенностью стран региона, в том числе сложной политической обстановкой на Корейском полуострове и отсутствием мирного договора с Японией. При этом международная политика России в электроэнергетике в этом регионе вынужденно связана с позицией Китая, являющегося лидером в электроэнергетике не только в Северо-Восточной Азии, но и во всем мире. Это породило и глобальные амбиции этого государства. В частности, им создана организация Global Energy Interconnection Development and Cooperation Organization (GEIDCO), которая призвана способствовать продвижению идеи электроэнергетической интеграции в глобальном масштабе [7].

Первоочередной задачей международной политики России в электроэнергетике в Восточно-Азиатском регионе на современном этапе является содействие реализации наиболее эффективных проектов ТГЭП Владивосток -Пхеньян - Сеул и Сахалин - Хоккайдо, связывающих ОЭС Востока с Республикой Корея и Японией [11].

Из альтернативных направлений межгосударственной политики России в Восточно-Азиатском регионе следует отметить участие России в развитии генерации в Монголии и атомной энергетики в КНР. В частности, «Росатом» строит крупнейшую АЭС «Тяньвань» и получила контракты на сооружение еще четырех новых реакторов для АЭС «Сюйдапу» и АЭС «Тянь-вань-2», в том числе демонстрационного реактора на быстрых нейтронах.

Развитие технического, экономического и делового сотрудничества России в мировой электроэнергетике

Данное стратегическое направление международной политики России в электроэнергетике соответствует современной тенденции глобализации экономики и всех областей деятельности

людей с целью обеспечения устойчивого развития человеческой цивилизации.

Из-за большого числа участников и многообразия осуществляемых ими мероприятий описать их участие в реализации международной политики России в электроэнергетике не представляется возможным. Поэтому ограничимся важнейшим видом этой деятельности - участием основных из указанных выше компаний в развитии генерации на территории зарубежных стран.

Руководствуясь в основном рыночными интересами, эти компании самостоятельно или совместно с российскими и зарубежными партнерами сооружают атомные, гидравлические электростанции, возобновляемые источники электроэнергии. Их современные интересы направлены на развивающиеся рынки стран Африки и Латинской Америки и формирующиеся рынки Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии (рис. 2, 3).

В частности, «РусГидро» в этих регионах построены и успешно эксплуатируются ГЭС «Ши-капа» и ГЭС «Каланда» (Ангола), ГЭС «Даин-коава» (Нигерия), ГЭС «Сальто Гранде» (Аргентина), ГЭС «Пьедардель Агила» (Аргентина), ГЭС «Балимела» (Индия) и ГЭС «Бхакра» (Индия). Эта компания выполняет работы на гидроузле Верхний Сианг (Индия), ГЭС «Секаман-1» и «Секаман-2» (Лаос).

«Росатом», кроме сооружения АЭС в сопредельных странах, строит уже упоминавшиеся АЭС «Куданкулам» в Индии и «Руп-пур» в Бангладеш, АЭС «Эль-Дабаа» в Египте. Госкорпорация подписала контракт на поставку оборудования для гидроэнергетики ЮАР. «Росатом» занимает первое место в мире по величие портфеля зарубежных проектов (36 энергоблоков в 12-ти странах).

ПАО «Силовые машины» оснастило оборудованием 27 атомных электростанций за рубежом. За последние 10 лет эта компания поставляла генерирующее оборудование для ГЭС в Аргентине, Чили, Мексике, Бразилии.

Заключение

Как следует из сказанного, особенностями международной политики России в электроэнергетике на современном этапе является раз-

Источник: Итоги деятельности «Росатома» за 2016 г.

Рис. 2. Карта зарубежного присутствия Госкорпорации «Росатом»

Источник: Годовой отчет 2017. Интер РАО ЕЭС.

Рис. 3. География деятельности «Интер РАО»

нообразие направлений электроэнергетической деятельности. Это позволяет обеспечить российским участникам определенный успех в конкурентной борьбе с представителями мирового электроэнергетического бизнеса, эффективно внедряясь в зарубежные электроэнергетические рынки, закрепляя на них свои позиции и расширяя присутствие в не всегда благоприятных экономических условиях.

В числе актуальных задач данной политики следует назвать необходимость совершенствования функционирования межгосударственного электроэнергетического объединения на постсоветском пространстве. Серьезного внимания требует и расширение межгосударственных электрических связей со странами Восточной Азии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обоснование развития электроэнергетических систем: методология, модели, методы, их использование / Н.И. Воропай, С.В. Подко-вальников, В.В. Труфанов и др. Отв. ред. Н.И. Воропай. Новосибирск: Наука, 2015. 448 с.

2. Инновационная электроэнергетика - 21 / под ред. В.М. Батенина, В.В. Бушуева, Н.И. Во-ропая. М.: Энергия, 2017. 584 с.

3. Макаров А.А. Мировая энергетика и евразийское энергетическое пространство. М.: Энергоатомиздат, 1998. 280 с.

4. Марченко О.В., Подковальников С.В., Савельев В.А., Соломин С.В. Чудинова Л.Ю. Россия в евразийской энергетической интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 6. С. 18-29.

5. Доктрина энергетической безопасности России (концептуальные утверждения). URL: https://gigabaza.ru/doc/80918.html.

6. БеляевЛ.С., Подковальников С.В., Савельев В.А., Чудинова Л.Ю. Эффективность межгосударственных электрических связей. Новосибирск: Наука, 2008. 239 с.

7. Лю Чжэнья. Глобальное энергетическое объединение. Пер. с кит. М.: Изд. дом МЭИ, 2016. 512 с.

8. Евразийская экономическая комиссия. Энергетика инфраструктура. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/ Pages/default. aspx.

9. «РусГидро» и «Узбекгидроэнерго» расширяют сотрудничество в области гидроэнергетики. URL: http://www.rushydro.ru/press/ news/106889. html/

10. Электроэнергетическая интеграция России и евразийское энергетическое пространство: условия и роль гидроэнергетических ресурсов / Беляев Л.С., Воропай Н.И., Марченко О.В. Подковальников С.В., Савельев В.А., Соломин С.В., Чудинова Л.Ю. // Энергетическая политика, 2016. Вып. 1. С. 26-36.

11. Подковальников С.В., Савельев В.А., Чудинова Л.Ю. Перспективы кооперации и интеграции электроэнергетики России и стран СевероВосточной Азии // Проблемы прогнозирования. 2015. № 4. С. 118-130.

REFERENCES

1. Obosnovanie razvitiya elektroenergeticheskih sistem: metodologiya, modeli, metody, ih ispol'zovanie / N.I. Voropaj, S.V. Podkoval'nikov, V.V. Trufanov i dr. Otv. red. N.I. Voropaj. Novosibirsk: Nauka, 2015. 448 s.

2. Innovacionnaya elektroenergetika - 21/pod red. V.M. Batenina, V.V. Bushueva, N.I. Voropaya. M.: Energiya, 2017. 584 s.

3. MakarovA.A. Mirovayaenergetika i Evrazijskoe energeticheskoe prostranstvo. M.: Energoatomizdat, 1998. 280 s.

4. Marchenko O. V., Podkoval'nikov S. V., Savel'ev V.A., Solomin S.V. CHudinova L.Yu. Rossiya v Evrazijskoj energeticheskoj integracii // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 62, № 6. S. 18-29.

5. Doktrina energeticheskoj bezopasnosti Rossii (konceptual'nye utverzhdeniya). URL: https:// gigabaza. ru/doc/80918.html.

6. Belyaev L.S., Podkoval'nikov S.V., Savel'ev V.A., Chudinova L.Yu. Effektivnost' mezhgo-sudarstvennyh elektricheskih svyazej. Novosibirsk: Nauka, 2008. 239 s.

7. Lyu Chzhehn'ya. Global'noe energeticheskoe ob"edinenie. Per. s kit. M.: Izd. dom MEI, 2016. 512 s.

8. Evrazijskaya ehkonomicheskaya komissiya. Energetika infrastruktura. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/ Pages/default. aspx.

9. RusGidro i Uzbekgidroenergo rasshiryayut sotrudnichestvo v oblasti gidroenergetiki. URL: http://www. rushydro. ru/press/news/106889.html/

10. Elektroenergeticheskaya integraciya Rossii i Evrazijskoe energeticheskoe prostranstvo: usloviya i rol' gidroenergeticheskih resursov / Belyaev L.S., Voropaj N.I., Marchenko O.V. Podkoval'nikov S.V., Savel'ev V.A., Solomin S.V., Chudinova L.Yu. // Energeticheskaya politika, 2016. Vyp. 1. S. 26-36.

11. Podkoval'nikov S.V., Savel'ev V.A., Chudinova L.Yu. Perspektivy kooperacii i integracii elektroenergetiki Rossii i stran Severo-Vostochnoj Azii//Problemy prognozirovaniya. 2015. № 4. S. 118-130.

Поступила в редакцию 22.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.