История международных отношений и внешней политики
А.С. Дербенёв
Международная обстановка в Аравии накануне Второй мировой войны
Современные саудовско-американские отношения переживают не лучшие времена. Как для Королевства Саудовская Аравия, так и для Соединенных Штатов Америки такое состояние не является желательным. В этой связи представляется актуальным рассмотреть формирование двусторонних отношений между этими странами накануне Второй мировой войны, что позволяет понять истоки некоторых нынешних трудностей, возникших при участии самих США. Ключевые слова: Королевство Саудовская Аравия, США, Вторая мировая война, Ибн Сауд, Джидда.
В последние месяцы перед Второй мировой войной международная обстановка на Ближнем Востоке значительно обострилась. Здесь следует принять во внимание нарастание военно-стратегического противостояния в регионе, и, как следствие, обострение противоречий по вопросу принадлежности его сырьевого потенциала.
После окончания Первой мировой войны итальянские коммерсанты и официальные власти были не прочь получить надежные плацдармы на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Для этого ими предпринимались шаги по налаживанию связей с местными рынками. Так, были организованы морские транспортные маршруты, связавшие итальянские порты с крупнейшими портами Ближнего Востока. В частности, «Сосиетта итальяно ди Сервиви маритими» осуществляла грузопассажирские перевозки по пути Александрия - Хайфа - Яффа - Бейрут - Триполи - Александретта - Мерсин - Кипр - Адалия - Родос -
(3 2 УЗ
Смирна - Константинополь - Салоники - Пирей. Однако осуществлять ¡2 5 о свою деятельность компания смогла только после соглашения о ценах ^ 2 п-т с британской фирмой «Ллойд». Параллельно, в 1924 г., римская фирма оз «Сосиета аэро-эспрессо итальяна ди Рома» (АЭИ) попыталась создать § ^
о
сеть авиалиний в направлении важнейших стратегических пунктов. ^ ^ Во главе фирмы стоял вице-адмирал Альберт де Боно. АЭИ получила ^ кредит от 4 крупных итальянских банков в размере 10 млн лир и госу- о дарственную поддержку. Благодаря конвенции от 27 июля 1924 г. с правительством Б. Муссолини, АЭИ организовала регулярные рейсы из Бриндизи в Косполи с заходом в Афины и Смирну. В дальнейшем предполагалось открыть авиасообщение с районом Черного и Красного морей и с Гибралтаром.
Трудности, возникшие в этом регионе на фоне относительных успехов в Северной Африке и Йемене, сместили акцент внешнеполитических усилий Италии в Красноморский бассейн. Практически до появления правительства Виши во Франции итальянской политике и бизнесу путь в ближневосточный регион был заказан. Национально-социальная сирийская партия (НССП) во главе с Антуном Сааде, образованная в 1932 г., хотя и ориентировалась на Муссолини и Гитлера, не могла, в силу своей малочисленности (30 тыс. чел.) повлиять на политический расклад сил. Только экономическая блокада Сирии и Ливана, предпринятая Великобританией, привела к появлению здесь в сентябре 1940 г. германо-итальянской «комиссии по примирению» [1, с. 64]. Доступ к нефтяным ресурсам оказался недолгим, поскольку уже 14 июля 1941 г. Франсуа Дарлан капитулировал перед лицом объединенных сил Великобритании и организации «Свободная Франция» под руководством генерала Ш. де Голля.
Иная картина наблюдалась в Йемене и Эритрее. В 1937 г., в связи с окончанием срока действия соглашения 1926 г., был заключен новый договор о дружбе Италии с правительством имама Яхьи. И, хотя итальянскому эмиссару Д. Гаспарини не удалось добиться разрешения на постройку военных складов, йеменские границы стали открытыми для итальянских врачей и специалистов. Гуманитарные миссии в Сане, Ходейде и Таизе превратились в разведывательно-диверсионные центры, активно агитировавшие против англичан. К началу 1941 г. здесь появились сторонники укрепления отношений Йемена с Японией [3, с. 35, 49].
Еще успешнее шло колониальное завоевание на африканском континенте. После победы во второй итало-эфиопской воне (1935-1936 гг.) Италия сосредоточила здесь внушительный воинский контингент. Для ведения боевых операций против Эфиопии сюда было переброшено
X IS s
in 1 | около 400 тыс. солдат, 140 самолетов и 150 легких танков CV 33 (Carlo
=э е| veloce). Учитывая тот факт, что в силу франко-итальянского соглашения
I ¡5 s 1935 г. Италия получила ряд островов в Красном море, 22-километро-
^ ^ вую береговую линию против Баб-эль-Мандебского пролива и возмож-
s ш ность использовать железную дорогу Аддис-Абеба - Джибути, стано-
s со вятся понятными опасения англииских властей за безопасность своих
о. S
Р владений в Аденских протекторатах. Не меньшую угрозу британским s интересам несли и воинские контингенты Италии на границе Судана.
О наращивании итальянской военной мощи с беспокойством доносил в Лондон резидент в Каире А. Тротт. В частности, он писал: «Итальянцы располагают 650 боевыми самолетами, которые могут в любой момент нанести удар по Египту. В нашем распоряжении немногим более 160 самолетов в Египте и Палестине. Еще около 48 наших самолетов базируется в Адене, Ираке, Судане и Кении. Воздушные и морские силы Италии в Восточной Африке представляют серьезную угрозу для британских морских коммуникаций в Красном море. Мы вынуждены держать значительные силы в Палестине для подавления арабского восстания» [5, p. 48].
В июле 1938 г. на политическую арену Ближнего Востока вышла еще одна держава из стран оси - Германия. В стратегические планы германского МИДа входила задача максимально ослабить влияние своего основного противника в Европе - Великобритании - за счет подрыва английского авторитета среди арабов. Объективно германо-арабскому сближению способствовала схожесть позиций по палестинскому вопросу и наличие арабо-британских противоречий в сфере национальной обороны Саудовской Аравии. Для достижения поставленной задачи в небольшом г. Цеезене недалеко от Берлина в 1939 г. была построена мощная радиовещательная станция, ведущая свои передачи на восточных языках. Она вела трансляции на арабском, тюркском, фарси, хинди, включая наречия различных восточных народов. Здесь был подобран внушительный штат профессиональных дикторов, переводчиков и радиоведущих из 80 человек. Поскольку степень обустройства радиоточками в арабском мире была невелика и они располагались, в основном, в местах массового скопления людей (базары, площади, кофейни), то германская радиостанция в скором времени обзавелась многомиллионной армией радиослушателей. В ежедневных передачах антисемитские материалы умело смешивались с цитатами из Корана и с арабской музыкой. Великобритания и США представлялись как «лакеи евреев», а аудитории вдалбливалось понятие «Еврейские Объединенные Нации». Одновременно евреи подвергались нападкам как злейшие враги ислама: «Еврей со времен Мохаммеда никогда не был другом мусульман.
(3 2 УЗ
Еврей - это враг; его убийство радует Аллаха...». Другим лейтмоти- ¡2 5 о вом германских передач являлось утверждение вины Великобритании ^ 2 т в сложившейся ситуации в Палестине. Арабов призывали подняться на 'о з ^ «освободительную войну» против евреев и англичан [2]. § ^
О
Антисемитские выступления и пропаганда арабского национализма ^ е^ с уклоном в пользу развития арабо-германского сотрудничества опо- ^ средованно наносили удар и по коллеге Великобритании по мандатной о системе - Франции, особенно ее позициям в Сирии и Ливане. Поддержка прогерманского режима шаха Мохаммеда Резы Пехлеви в Иране, создание прогерманской оппозиции в Ираке и Палестине, формирование базы в Сирии и Ливане, - все это были цели германской политики. Германии удалось привлечь на свою сторону видных политических и духовных лидеров арабского мира. В 1940-1941 гг. Германию активно поддерживал бывший иерусалимский муфтий Амин аль-Хусейни, видный идеолог панарабизма друзский эмир Шакиб Арслан и премьер-министр Ирака Рашид Али аль-Гайлани. Учитывая то обстоятельство, что два последних верховных комиссара Франции в Сирии и Ливане (генералы М. Вейган и А.-Ф. Денц) были сторонниками сближения с фашистской Германией, нет ничего удивительного в том, что удалось наладить вывоз продовольствия и сырья, включая нефть - по нефтепроводу Киркук - Триполи в Германию и Италию. Как свидетельствует видный российский арабист Р.Г. Ланда, в то время, как Франция еще воевала с Германией, Вейган в силу своего «патологического антикоммунизма» готовил нападение на СССР, в частности, авиаудары по нефтепромыслам в Баку [1, с. 64-65].
В дальнейшем итоги пропагандистской антисемитской компании в совокупности с материальной поддержкой исламистских сил на Ближнем Востоке привели к тяжелым негативным последствиям, а именно - радикализации арабского мира и укреплению там политического ислама. В данной связи вполне убедительно звучит тезис, изложенный в статье «Нацистские связи "политического ислама" и палестинского национализма», что немецкая пропаганда антисемитизма стала «одной из причин того, что в арабской части исламского мира утвердился не просвещенный модернизм Кемаля Ататюрка, а исламизм и антисемитизм Хасана аль-Банны» [2].
В контексте «арабской» направленности внешней политики Германии Берлин выказал желание расширить дипломатические отношения с Саудовской Аравией. Базой для этого процесса выступал договор о дружбе, подписанный сторонами в Каире 26 апреля 1929 г. Соглашение Германии с королевством Хиджаза, Неджда и присоединенных областей, основанное «на общих принципах международного права», хотя
X ы
х 1 | и предоставляло сторонам режим наибольшего благоприятствова-° еэ ее; ния, уже не устраивало германский МИД. С одной стороны, изменил-
1 ¡5 ^ ся статус арабской стороны, а с другой - в преддверии войны нужно ^ ^ было найти союзника, способного стать форпостом на Ближнем Вос-
2 ш токе в борьбе с Великобританией. На немецкого посланника в Багда-со де Ф. Гроббе была возложена ответственная задача - добиться друже-
Р ственных отношений с Ибн Саудом. Для выполнения этого важного ^ поручения он решил отправиться в Джидду и встретиться с монархом
и членами королевского правительства. В качестве предмета для переговоров Гроббе предложил обсудить возможности поставок германских винтовок системы «Маузер» королевству. Монарх обещал подумать над этим вопросом, одновременно поставив в известность британскую сторону о поступившем предложении. Следует отметить, что еще в конце 1937 г. директор немецкой фирмы «Рейнметалл», занимающейся производством вооружения, Г. Шредер посетил Лондон, где встретился с представителем Саудовской Аравии. Тогда король предпочел оставить без внимания предложение немецкой стороны о поставке вооружений. Британцы справедливо оценили инициативу «Рейнметалла» как намерение Германии получить «кусок арабского пирога» [6, р. 93, 97-98].
О результатах встречи немецкого эмиссара с монархом стало известно британскому посланнику Р. Булларду, который проинформировал как Лондон, так и Вашингтон. В донесении подчеркивалось, что Гроббе поручено, во-первых, улучшить экономические отношения с Саудовской Аравией, в частности, прозондировать почву на предмет поставок немецкого вооружения; во-вторых, узнать, захочет ли Ибн Сауд пойти на более широкое сотрудничество с Германией, позволив ей открыть дипломатическое представительство в королевстве. Кроме того, он сообщил, что, судя по всему, Германия надеется восстановить Ибн Сауда против Великобритании и навязать саудитам свою политику. Это была нешуточная угроза. Британские дипломаты сознавали, что как только Германии удастся установить дипломатические отношения с Саудовской Аравией, немцы немедленно приступят к снабжению Ибн Сауда своим оружием и пришлют военных советников.
Одновременно британскому посланнику в Джидде стало известно, что немецкая компания «Сименс» предложила саудовскому правительству свои услуги по строительству железной дороги, созданию электростанции в Мекке, а также помощь в реконструкции водопровода и канализации. Необходимо добавить, что английской разведке, которая внимательно отслеживала все германские контакты с арабскими представителями, также удалось собрать тревожную информацию. Они установили, что немцы планируют связать Багдад с Джиддой авиасообщением.
О'З^О
Великобритания оказалась в сложном положении. Дело в том, что, f2 5 о следуя в русле политики, провозглашенной У. Черчиллем, о необходи- ^ s мости иметь под контролем «слабые и дружественные» государства, з Лондон не хотел вооружать арабов. Британцы справедливо полагали, § ^
О
что наличие собственной боеспособной армии усилит позиции наци- ^ е^ оналистов и развяжет антиколониальную борьбу на арабских терри- ^ ториях. Англичан особенно волновал вопрос возможной поставки о излишков вооружения палестинцам. Сдерживающим фактором для сделки была и финансовая несостоятельность королевства, неспособного оплатить поставки винтовок, пулеметов, орудий и боеприпасов в большом количестве. В качестве альтернативы прямым закупкам британский МИД весной 1938 г. предложил правительству Ее Величества выдать кредит Ибн Сауду в размере 50 тыс. фунтов стерлингов под минимальный процент. Предложение нашло поддержку в Постоянном комитете по делам Ближнего Востока и Имперской Защите (Middle East of the Committee of Imperial Defense), который 1 июля 1938 г. выступил с заявлением о необходимости приложить все усилия для удовлетворения запросов Ибн Сауда на оружие и боеприпасы. Комитет особенно настаивал на предоставлении льготных условий для погашения кредита и установлении минимальной цены на британские изделия. Мнение британских властей разделилось, и победили сторонники ограничения военной самостоятельности саудитов. Поэтому переговоры, которые с 1937 г. вел посланник королевства в Лондоне Х. Вахба, оказались безуспешными.
Кроме того, германское предложение реконструкции железной дороги, при желании перехватить сделку, потребовало бы серьезных материальных затрат из казны Великобритании. На поддержание хиджаз-ской железной дороги, которая связывала Дамаск и Медину, в рабочем состоянии в 1938 г. англичане выплатили Ибн Сауду всего 30 тыс. фунтов стерлингов. Однако на полную реконструкцию дороги, по мнению английских экспертов, необходимо было потратить 300 тыс. фунтов стерлингов. Ибн Сауд такими средствами не располагал, и, скорее всего, британскому правительству пришлось бы выплачивать эту сумму самостоятельно. Мнение Министерства по делам колоний совпало с мнением английского казначейства, которое также заявило, что Великобритании потребуется дополнительно 100 тыс. фунтов стерлингов для восстановления участка Трансиорданской железной дороги, соединяющей Хиджаз с Мааном (Maan) и Мудаваром (Mudawara). Кроме того, специалисты казначейства указывали, что позже британскому правительству придется ежегодно выделять дополнительные средства на обслуживание этой железной дороги.
£ ° §
о.
о
В пользу саудовских предложений говорил лишь один аргумент. Выплата Саудовской Аравии необходимой суммы могла способствовать улучшению имиджа Великобритании как союзника и друга Ибн I Сауда, что, в свою очередь, должно было снизить накал страстей | в Палестине. Это было особенно важно после мощного антианглийско-™ го восстания в Палестине в 1936 г. Ведь после этих событий англичане были вынуждены вести сложную дипломатическую игру как с представителями сионистских организаций, требовавших создания еврейского «национального очага», так и с лидерами арабского мира.
Следствием такой двойственной политики стало создание «Королевской комиссии по Палестине», известной также как «Комиссия Пиля» по имени лорда У. Пиля (Peel), ее возглавлявшего. Именно тогда в официальных кругах Великобритании впервые прозвучала идея раздела Палестины между враждующими общинами. Выводы комиссии косвенно подтверждали «историческое право» евреев на собственную государственность, идею которую, начиная с декларации А. Бальфура, лидеры сионистского движения пытались реализовать. Когда в 1917 г. министр иностранных дел Великобритании Бальфур заявил, что «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа», Великобритания нажила себе врага среди арабских общин всего Ближнего Востока. Лидеры арабских стран сознавали, что от подобных шагов правительство Великобритании вряд ли откажется без серьезных причин. Эти подозрения себя оправдали, поскольку в мае 1945 г. лейбористская партия вновь подтвердила свою готовность поддержать предложенную выше идею. С другой стороны, 17 мая 1939 г. увидела свет т.н. «Белая книга» - доклад министра колоний Великобритании М. Макдональда, в которой еврейским лидерам недвусмысленно давали понять, что бесконтрольного захвата арабских земель и неограниченной иммиграции евреев в Палестину не будет.
Сложилась патовая ситуация, при которой ни поддержка, ни отказ от саудовских предложений не приносили Великобритании никакой пользы. Напротив, любой шаг означал конфронтацию либо с арабским миром, либо с Всемирной сионистской организацией. Этим обстоятельством решили воспользоваться американские нефтяники, предложив Саудовской Аравии в качестве делового партнера США. По частным каналам через друга президента Ф.Д. Рузвельта У. Моффета был организован визит в Вашингтон влиятельного аравийского сановника Х. Вахбы. Тому даже удалось встретиться с президентом и высокопоставленными лицами Госдепартамента. Конечно, американские компании
преследовали свои цели, но надеялись, что рынок вооружений и прочих ¡2 5 о товаров и услуг заинтересует официальный Вашингтон. ^ 2 т~
С другой стороны, политика представителей династии аль-Хашими 'о з 2 в Ираке и Трансиордании, пользующихся протекцией Великобритании, § ¡ь несла угрозу независимости Саудовской Аравии. Саудовская сторона ^ ж полагала, что, поскольку США сильно заинтересованы в аравийской > нефти, они должны защитить интересы Саудовской Аравии и «поста- о вить на место» Хашимитов. Однако в переговорах вновь всплыл вопрос об открытии представительства США в Джидде, и визит окончился ничем [5, р. 42-43, 46].
В свою очередь, Ибн Сауд решил предпринять самостоятельные шаги по оказанию давления на своего старинного партнера. В январе 1939 г. он направил телеграмму в Форин-офис. Среди прочего король ставил вопрос о возможных действиях со стороны британского правительства, если Саудовская Аравия станет жертвой неспровоцированной внешней агрессии. Ибн Сауд не обозначил предполагаемый источник агрессии, но было ясно, что его заботило нападение Италии на Эфиопию и политика, проводимая нацистским фюрером А. Гитлером. Кроме того, Ибн Сауд нуждался в вооружении на случай военного конфликта с Трансиорданией и Ираком, где правили династии, враждебные ему. Король Трансиордании Абдалла одно время с подачи англичан вынашивал планы по созданию «Великой Сирии», которая должна была включать в себя территорию Трансиордании, Сирии, Ливана и Палестины. Впоследствии Форин-офис устами иракского премьер-министра Нури Саида расширил границы английских притязаний, огласив план «Благодатного полумесяца», который присоединял Ирак к вышеназванным странам. По замыслу английской дипломатии, должна была появиться единая цепь арабских владений под управлением пробританской династии Хашимитов.
Британские стратеги не стали долго ждать, и уже в марте дали подтверждение безусловной помощи королевству. В письме говорилось, что правительства двух стран будут сражаться против общего врага, потому что Англия кровно заинтересована в сохранении беспрепятственного транзита продукции по ленд-лизу через Красное море. Следует иметь в виду, что под «общим» врагом британский МИД понимал не только Германию с Италией, но и Францию, в то время как Ибн Сауд - Германию, Италию и проанглийские режимы в соседних арабских странах. Эта разница в подходах к определению внешней угрозы не позволила Великобритании укрепить свои позиции в Аравии, напротив, внесла элемент настороженности ко всем инициативам Ибн Сауда.
О ЕЭ 5 §
3
ш
о.
о
Чтобы еще больше подстегнуть переговорный процесс, Ибн Сауд летом 1939 г. направил своего представителя Аль Худа в Берлин, о чем британскому посланнику в Джидде сообщил шейх Ю. Ясин. Целью поездки был вопрос о поставках немецкого оружия на льготных условиях.
По пути в Германию Аль Худ посетил Париж, где также встретился с несколькими производителями вооружения, обсудив с ними возможность поставок винтовок. Во время визита королевский посланник не скрывал желания своего монарха получить оружие у европейцев [7, р. 33-34].
Политические инициативы арабского королевства в Европе спровоцировали появление ряда статей в британской прессе о стремлении Саудовской Аравии сблизиться с Гитлером, поскольку британцы не считаются с интересами арабов. И хотя впоследствии эмир Фейсал в письме к британскому посланнику А. Тротту отмечал, что сведения, озвученные в прессе, являются ложными, они дали пищу для размышлений британскому МИДу.
Кроме того, из Египта пришла информация о намерении Германии (при посредничестве Саудовской Аравии) выйти на другие государства арабского мира и установить с ними договорные отношения. Сообщалось о намерении Третьего Рейха направить специальную миссию с большим количеством военных специалистов в Аравию.
Вместе с тем, в феврале 1939 г. в Лондон пришло донесение от Р. Бул-ларда, в котором указывалось, что, помимо необходимых 300 тыс. фунтов стерлингов на железнодорожное строительство, Ибн Сауду потребуется порядка 200 тыс. фунтов стерлингов для решения внутренних проблем. Среди наиболее затратных статей Буллард отмечал решение вопроса с продовольствием, подкуп племенных вождей, плату наемникам и др. Дело в том, что возникшая в период экономического кризиса тенденция к сокращению паломничества к Святым местам сохранялась в течение всех 1930-х гг. Сезон 1939-1940 гг. оказался самым неудачным, и королевская казна полностью опустела.
В мае 1939 г. Великобритания предоставила кредит Саудовской Аравии на сумму 65,8 тыс. фунтов стерлингов, обратив внимание короля на то, что можно не спешить с выплатой долга. Деньги предполагалось потратить на закупку вооружения.
Действия Ибн Сауда в вопросе о закупке военной продукции в определенном смысле можно назвать политическим шантажом Великобритании, который увенчался относительным успехом. Расширяя достигнутые рубежи, Ибн Сауд пошел еще дальше. В начале августа 1939 г. посланник Саудовской Аравии в Лондоне передал британскому правительству телеграмму Ибн Сауда, в которой король выражал надежду
на углубление военно-технических контактов между странами. Теперь ¡2 5 о речь шла о строительстве в Саудовской Аравии небольшого
завода по ^ 5 гл
производству винтовок и патронов. В телеграмме также отмечалось, что 'о з ^ Ибн Сауд готов купить 200 пулеметов, 350 тыс. патронов и несколь- § ^
о
ко сотен винтовок. Британское правительство оценило запрос короля ^ ^ в 73,5 тыс. фунтов стерлингов. В Форин-офисе заявили, что постарают- ^ ся помочь королю.
17 августа Ибн Сауд получил телеграмму из Лондона с уведомлением о начале отгрузки Саудовской Аравии первой партии винтовок в количестве 1200 шт., патронов к ним и медикаментов. Казалось, что вопрос о планомерной поставке оружия был улажен. Однако события осени 1939 г. перечеркнули все планы. Противником, как ни странно, выступило Военное министерство Великобритании. Эксперты посчитали, что для приведения королевской армии в дееспособное состояние одних поставок стрелкового оружия недостаточно. При отсутствии нормального шоссейного сообщения, низкой мобильности пехотных частей в условиях больших пространств Саудовской Аравии, наиболее эффективной схемой взаимодействия вооруженных сил королевства могло стать сочетание наземных операций с авиационной поддержкой. Впервые об этом заговорили еще в 1938 г. Предполагалось, что в Саудовскую Аравию будет направлено несколько самолетов с инструкторами и техниками для обучения пилотированию и обслуживанию саудовских пилотов и инженеров. Однако это была весьма дорогая затея. Стоимость одной машины начиналась от 27 тыс. и, в зависимости от модификаций, достигала 35 тыс. фунтов стерлингов. Примерно 13 тыс. фунтов стерлингов требовалось на топливо, запасные части и обслуживание каждой машины [8, р. 99, 103]. С началом военных действий в Европе и ухудшением положения в Северной Африке в Военном министерстве полагали, что такое начинание не принесет очевидной пользы, а принесет неоправданные расход. По тем же причинам оно выступило и против поставок Ибн Сауду оружия на сумму 85 тыс. фунтов стерлингов.
В ноябре 1939 г. Ибн Сауд в беседе с английским посланником высказал свои упреки в адрес правительства Великобритании по поводу несостоявшейся военной поддержки. В частности, он заявил, что Великобритания не в силах обеспечить военной продукцией Египет и Ирак, не говоря уже о Саудовской Аравии.
Выполнить свои обязательства власти Великобритании смогли только в марте 1940 г., спустя шесть месяцев после начала Второй мировой войны. Саудовская Аравия получила транш в размере 200 тыс. фунтов стерлингов, а также подтверждение соглашения о поставке оружия для укрепления режима Ибн Сауда.
X ы
х 1 1 Тем не менее, сложности, которые возникли во взаимоотношениях
ч ш ^
0 з ^ между двумя странами, заметно снизили уровень доверия королевства
1 ¡5 >= к возможностям Великобритании. Представляется, что беспокойство,
^ ^ испытываемое правящей династией по поводу безопасности своей стра-
Ф ЕЗ
2 ш ны, стало первым шагом на пути военно-стратегического партнерства
§ ™ Саудовской Аравии с США.
Р В свою очередь, заявление правящего монарха, что Саудовская Ара-
^ вия не очень расположена к Америке, обеспокоило и Госдепартамент США. В июне 1939 г. руководитель Госдепартамента К. Хэлл потребовал от ближневосточного отдела своего ведомства предоставить свежую информацию о ситуации на Аравийском полуострове и в зоне Персидского залива. По данным аналитической службы разведки США, «немцы, итальянцы и японцы предложили правительству Саудовской Аравии разрабатывать нефтяные месторождения в королевстве на весьма выгодных условиях для нефтяного эмирата» [4, р. 825].
Американский посланник в Каире Б. Фиш направил государственному секретарю США письмо, в котором изложил свое понимание ближневосточной ситуации в контексте основных тенденций мировой политики. Дипломат отмечал, что «в последнее время имеет место заметное усиление активности по линии оси Берлин - Рим - Токио. Японцы и немцы укрепляют отношения с королем Саудовской Аравии... страны "оси" намерены установить контроль над нефтяными месторождениями полуострова» [Там же, р. 827]. Он предположил, что в такой ситуации король может пойти на сближение с Великобританией как с основным стратегическим партнером, что, с одной стороны, предоставит британской компании «Петролеум» выгодные условия для нефтедобычи, а с другой - осложнит условия деятельности американского бизнеса. К схожему выводу пришел и американский дипломатический представитель в Ираке П. Кнабеншу. В частности, он отмечал: «Саудовская нефть представляет большой интерес для США. Страны оси пытаются закрепиться в Саудовской Аравии» [Там же].
Чтобы не допустить негативного для США сценария развития событий, Фиш обратился к Хэллу с предложением о своей аккредитации в Саудовской Аравии в качестве посла [Там же]. И, хотя в данный момент вопрос об официальном представительстве не был решен, позиция американской дипломатии давала повод для конструктивного решения вопроса.
В то время как у США не было здесь опоры, британцы, немцы и японцы постепенно завоевывали авторитет. Они стремились оказывать королю щедрую экономическую, политическую и военную помощь. Эта новая волна вмешательства извне не только взволновала чиновников
Q-3VO
«Сокал» (Standard Oil Company), которые углядели в ней угрозу своей £5о
Библиографический список ^
1. Ланда Р.Г. Ливан в годы Второй мировой войны // Восток/Oriens. 2015. ^ № 3. С. 63-71.
2. Нацистские связи «политического ислама» и палестинского национализма. URL.: http://www.aitrus.info/node/1865 (дата обращения: 14.12.15).
3. Новейшая история Йемена 1917-1982 гг. / Отв. ред. О.Г. Герасимов. М., 1984.
4. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1939-1945. Washington, 1956.
5. Hirzowiz L. The Third Reich and the Arab East. Toronto, 1966.
6. Labelle M. The Only Thorn: Early Saudi-American Relations and the Question of Palestine, 1945-1949 // Diplomatic History. 2011. Vol. 35. Р. 257-281.
7. Nicosia F. The Third Reich and the Palestine Question. New Brunswick, 1999.
8. Troeller G. The Birth of Saudi Arabia: Britain and the Rise of the House of Saud. L., 1976.
концессии, но и впервые за долгие годы всерьез обеспокоили правящие круги США, осознавшие уязвимость своих позиций в Саудовской Аравии.