Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция "культура и менталитет сибиряков"'

Международная научно-практическая конференция "культура и менталитет сибиряков" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдов Владимир Николаевич

22-24 октября 2003 года на факультете социологии СПбГУ и в Российском этнографическом музее состоялась международная научно-практическая конференция «Культура и менталитет сибиряков». Она была приурочена к 75-летию со дня рождения проф. Р.Ф. Итса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The International Conference "The Culture and Mentality of Siberians"

The International Conference «Culture and mentality of Siberians» was held at the Faculty of Sociology of Saint-Petersburg State University and at Russian Museum of Ethnography 22-24 October 2003. It was dedicated to Professor R. Its' 75th anniversary.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция "культура и менталитет сибиряков"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КУЛЬТУРА И МЕНТАЛИТЕТ СИБИРЯКОВ»

22-24 октября 2003 года на факультете социологии СПбГУ и в Российском этнографическом музее состоялась международная научно-практическая конференция «Культура и менталитет сибиряков». Она была приурочена к 75-летию со дня рождения проф. Р.Ф. Итса. В рамках конференции работало 4 секции и круглый стол «Р.Ф. Итс — человек, ученый, организатор науки, писатель».

Организаторы конференции: Санкт-Петербургский государственный университет (факультет социологии, НИИ комплексных социальных исследований и исторический факультет); Российский этнографический музей; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); Государственная полярная академия; Университет Билефельда (Германия); Государственный музей истории религии; Социологическое общество им. М.М. Ковалевского; Российская академия социальных наук; Академия гуманитарных наук. В конференции участвовало более 200 человек (около 160 из Санкт-Петербурга, 32 человека из 15 российских городов (преимущественно Сибирь), 12 иностранцев (Германия, Австрия, Ю. Корея, Словакия, Йемен).

Основной целью конференции являлось обсуждение актуальных гуманитарных проблем Сибири и в целом России в условиях современных изменений. В конференции принимали участие три крупных научных школы, занимающихся изучением Сибирской проблематики:

1) Санкт-Петербургская школа изучения гуманитарных проблем Сибири.

2) Новосибирская школа.

3) Алтайская школа социального витализма.

На конференции выступили с докладами: доктор филос. наук, заведующий сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН (Новосибирск), профессор Ю.В. Попков; доктор филос. наук, профессор факультета социологии СПбГУ А.О. Бороноев; доктор филос. наук, декан факультета социологии Алтайского государственного университета (Барнаул), профессор С.И. Григорьев; заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы С.П. Будажапов; доктор филос. наук, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургской Государственной академии культуры В.В. Селиванов; кандидат ист. наук, заведующая отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) В.В. Горбачева; кандидат геогр. наук, ведущий сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доцент Российского университета дружбы народов (Москва) Д.Н. Замятин; доктор соц. наук, профессор факультета социологии СПбГУ А.И. Куропятник; доктор психол. наук, профессор факультета социологии СПбГУ, директор НИИ комплексных социальных исследований В.Е. Семенов; доктор ист. наук, профессор исторического факультета СПбГУ Ю.В. Кривошеев; кандидат ист. наук, профессор исторического факультета СПбГУ В.А. Козьмин.

На пленарном заседании конференции выступил с докладом «Этносоциальные процессы в современной Сибири» Ю.В. Попков. Он заметил, что сибиряки — это все население Сибири, а не субэтнос русского народа, как трактуется в некоторых научных изданиях. Одной из тенденций начала 1990-х годов в Сибири был национальный сепаратизм. В это время происходило образование республик и довольно остро стояли этноконфессиональная проблема и проблема внутреннего единства некоторых

этносов. Ю.В. Попков заметил, что в последнее время в Сибири наблюдается рост национального самосознания, интереса к национальной культуре. Важной тенденцией является демократизация общественной жизни. В Сибири сохраняется высокий уровень этнической толерантности. Однако существуют деструктивные процессы:

— Реальная депопуляция многих этносов (смертность превышает рождаемость, высокий уровень самоубийств). Данные по малочисленным народам Севера показали, что среди них смертность за 1990-е гг. увеличилась на одну треть. Пьянство и алкоголизм - одна из главных причин смертности.

— Сокращение рабочих мест.

— Увеличивается социальная стратификация, растет социальная дистанция (в республике Хакасия каждый 7-й является безработным, в Бурятии — каждый 5-й). Большие группы населения выключены из общественного производства.

— Происходит сужение культурного общения.

— Все перечисленные тенденции сопровождаются сужением культурного общения.

В последнее время происходит массовый возврат населения к традиционным формам природопользования. В связи с этим возникает угроза биоразнообразию. Показатели жизнеобеспечения соответствуют уровню начала ХХ в. Значительно сокращается животноводство, оленеводство. Поголовье домашних оленей по всей Сибири сократилось на 50 %. Постоянно снижается количество посевных площадей, сельскохозяйственных угодий. Происходит массовое перемещение сельского населения в города. Деградация села, бесперспективность жизни в селах вынуждают людей менять место жительства. Мигранты концентрируются в населенных пунктах по этническому признаку. У населения растет нежелание трудиться. Возникает маргинализация, ценностный хаос, раздвоенность нормативно-ценностной системы. Это сопровождается усилением политической пассивности населения. В Бурятии, республиках Тыва и Алтай происходит дифференциация отдельных этносов по родоплеменному признаку. Негативная тенденция наблюдается в системе общего среднего и среднего профессионального образования. Реформы, которые проводятся в настоящее время, не учитывают этнического и культурного своеобразия населения Сибири.

А.О. Бороноев в своем докладе «Сибирский менталитет: содержание и актуальность исследования» наметил основные направления изучения сибирского менталитета. Он затронул вопрос о создании центра по изучению гуманитарных проблем Сибири. Докладчик подчеркнул, что о необходимости создания подобного центра говорил Р.Ф. Итс.

Важным направлением изучения Сибири является изучение ментальности сибиряков. В Сибири не было грубых межнациональных конфликтов. Суровая природа определяла отношение к соседям, тип хозяйствования. Представления различных народов объединялись. Старожилы приобрели много ценностей местного населения. Особенно важно изучать структуру менталитета сибиряков. Сибиряки — это и русские старожилы, и коренные народы. Гуманитарная история Сибири на данный момент изучена слабо. Нужна сибирская идея, которая объединит все структуры. Если потеряется единая концепция — сибирство, то возможно разрастание этнических конфликтов. Сибирская идея в новом варианте — это идея толерантности, новая форма социально-политической деятельности.

С.И. Григорьев затронул в своем докладе проблему социального витализма. В советский период этот термин был заклеймен. Сейчас происходит возрождение социологического витализма. Анализируются жизненные силы человека в опреде-

ленном пространстве в условиях глобализации. Это комплексный анализ жизненных сил человека и общества. Жизненные силы — это способность человека реализовать свой потенциал в определенном социальном пространстве. Можно выделить три уровня взаимодействия жизненного пространства и жизненных сил:

1) Канал естественного, природного взаимодействия. Это стихийное взаимодействие. Нельзя оторвать анализ социальных факторов от их биосоциальных оснований. Уровень взаимодействия жизненного пространства и жизненных сил населения Сибири является принципиально важным.

2) Канал, связанный с взаимодействием констант культуры. В Сибири существует особая ситуация полиэтничности, слияния различных этносов. Это особая ситуация на пространстве, за которое не было борьбы. Характерная черта — кооперация. Сформировался особый менталитет, особый способ воспроизводства и понимания себя.

3) Канал социально-творческого взаимодействия человека и жизненного пространства, которое его окружает.

Сибирь в данный момент находится не в равновесном положении по сравнению с другими регионами России. Существует тенденция совпадения экономической и этнической дифференциации населения.

В.В. Селиванов выступил с докладом «Особенности древних культур Сибири: традиции и наследие». Он заметил, что сибирская культура имеет глубинную преемственность. Глубина эта очень большая. Не точно говорить о Сибири как о Евразии, это Северная Евразия. Она развивалась не по тем законам, по которым развивалась Евразия в целом. Исторически на территории Сибири шел процесс взаимодействия, взаимосвязывания и взаимопереплетения культур. Следует несколько переосмыслить понятие «регион». Он понимается в духе сепаратизма, отделения. Это неверно. Речь должна идти о специфических закономерностях исторического процесса. Сибирь развивалась медленно, эластично. Существует взаимосвязь прошлого и настоящего. Необходимо изучение исторических процессов Сибири, которое бы учитывало специфические особенности данного региона.

В.В. Горбачева в своем докладе «Культура народов Сибири в Музеях Санк-Пе-тербурга: состояние и перспективы исследования» рассказала о перспективе изучения сибирских фондов в музеях Петербурга.

Д.Н. Замятин выступил с докладом «Историческая география Сибири: геополитические образы и региональная политика». В докладе говорилось о том, что Сибирь является очень интересным регионом с точки зрения исследования фрон-тиров. Происходят процессы взаимопереплетения, взаимопроникновения идей границы. Автохтонного образа Сибири не существует. Геоэкономический образ Сибири — это наиболее обобщенные знаки и символы.

А.И. Куропятник рассмотрел в своем докладе проблему мультикультурализма в контексте Сибири. Было отмечено, что парадигма мультикультурализма является довольно перспективной в изучении проблем Сибири. В Сибири существует особый характер отношений между русским населением и коренными народами. Подобные отношения не характерны для западного менталитета. Освоение Сибири происходило по определенной модели: это был не захват территории, а инкорпорация этнического населения в анклавы. Русские землепроходцы посредством браков с местным населением приобретали права на территорию, куда они приходили. Это инкорпорация. Сибирские народы всегда были открыты для контактов с другими народами.

Сибирячество на данный момент является далеко не мифом. Сам термин «сиби-рячество», «сибирство» появляется после Второй мировой войны. В ХУШ-Х1Х в. этот термин не носил новой смысловой нагрузки. Сейчас за этим термином закре-

пился положительный шлейф. Сибирскую идентичность нельзя определять через категорию тождества, только через сопричастность: культурную, экономическую, территориальную. Существует несколько уровней: трансрегиональный, региональный, локальный. В первом случае все население Сибири определяет себя термином «сибиряк», во втором — жители определенного региона (сибиряки Алтайского края, сибиряки Новосибирской области). Региональный уровень идентичности имеет свою специфику. Третий уровень — локальная идентичность. Каждый из уровней наделен особым содержанием.

Сибирячество имеет надэтнический характер. В ситуации контакта не акцентируется этническая принадлежность, здесь важным является то, что взаимодействуют сибиряки. Исследование сибирства целесообразно проводить с точки зрения мультикультурализма. Существует два варианта:

1) Мультикультурализм сводится к дезинтеграции населения. Происходит выведение на первый план этнической принадлежности как ресурса достижения власти. Это негативный вариант. Он приводит к ситуации противостояния, которая ведет к неправовым способам решения проблем.

2) Вариант интегративного мультикультурализма. Этничность здесь не занимает приоритетной позиции. Доминирующим является гражданский смысл отношений между людьми. Сибирская идентичность демонстрирует этот уровень самопонимания.

В исследованиях сибирской идентичности основное внимание нужно обращать не на конфликтогенный потенциал, а на изучение опытов добрососедства, сотрудничества.

Доклад В.Е. Семенова был посвящен проблеме российской полиментальности. В докладе говорилось, что менталитет — это исторически сложившееся групповое умонастроение, единство сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении. Совершенно неправильно считать, что у того или иного народа или страны существует только один менталитет. Полиментальность — это явление, когда в социуме сосуществует множество менталитетов.

Можно выделить следующие базовые российские менталитеты:

1) православно-христианский;

2) коллективистско-социалистический;

3) индивидуалистско-капиталистический;

4) криминально-мафиозный.

Существует мозаично-конформистский псевдоменталитет, порожденный массовой культурой и СМИ. Он состоит из осколков других форм менталитета.

Доклад Ю.В. Кривошеева затрагивал вопросы исторического регионоведения. Ре-гионоведение — наука, изучающая историческое развитие и современное состояние конкретных регионов. Регионология — междисциплинарная деятельность на стыке наук, это комплекс широких знаний, включающих современное состояние региона.

Доклад о жизненном пути Р.Ф. Итса прочитал В.А. Козьмин. Он рассказал об основных этапах научной биографии ученого.

На секции «Население Сибири: история формирования, опыт освоения культурной среды и проблемы традиционной культуры» обсуждались проблемы традиционной культуры народов Сибири, история исследования Сибири, освоения природной среды. Были прочитаны доклады, рассказывающие об исследователях Сибири К.С. Варранде и Б.Б. Барадийне. Прозвучало два доклада, посвященных культуре старообрядцев и их опыту взаимодействия с природной средой. В ходе работы секции делились опытом участники этнографических экспедиций и исследователи му-

зейных коллекций. Выступления сопровождались богатым фотоматериалом. Велась дискуссия о методах полевого исследования, затрагивался вопрос исследования сакрального знания. Дискуссия носила междисциплинарный характер, были выделены различия этнографического и социологического подходов. Участники дискуссии пришли к выводу, что методика исследований должна быть скорректирована, должна учитывать подходы, разработанные в рамках разных научных дисциплин: социологии, социальной антропологии, истории, этнографии, психологии.

Секция «Сибирь: теоретические и методологические проблемы изучения региональных сообществ» рассматривала теоретические и практические вопросы, связанные с изучением региональных сообществ, исследованием российской региональной идентичности. Проблема этнокультурной и социальной интеграции Сибири обсуждалась с позиции мультикультурализма.

Секция «Культура, менталитет, идентичность населения Сибири в условиях социальных изменений. Проблемы новой региональной социальной политики» в ходе своей работы рассматривала вопросы, связанные с сибирским менталитетом, сибирской идентичностью. Рассматривалось соотношение региональной и этнической идентичности, активно обсуждалась проблема локальной и региональной идентичности сибирского населения в структуре национальной российской идентичности, затрагивался вопрос об этнической самоидентификации малочисленных народов Сибири, рассматривались перспективы и проблемы новой региональной социальной политики в России.

Довольно оживленные дискуссии проходили на секции «Гендер, культура, образование». Рассматривались гендерные аспекты культуры и менталитета россиян и сибиряков, а также вопросы, связанные с гендерной культурой и образованием в современной России. На пленарном заседании было принято решение о проведении конференции «Диалог культур: гендерное измерение».

В ходе конференции «Культура и менталитет сибиряков» были выполнены все намеченные задачи. Многие участники, слушатели, гости положительно отзывались об организации и работе конференции. Для участников конференции была предусмотрена культурная программа: посещение экспозиции Российского этнографического музея, была проведена экскурсия в Особую кладовую. На пленарном заседании приняли решение проводить подобные конференции каждые три года.

Планируется создание центра по изучению гуманитарных проблем Сибири. Идея создания подобного центра была высказана Р.Ф. Итсом в 1988 г. Важным является решение создать молодежный центр изучения проблем Севера и Сибири, в деятельности которого будут принимать участие студенты, аспиранты, молодые ученые.

Конференция носила междисциплинарный характер: прозвучали доклады и выступления социологов, социальных антропологов, этнографов, гендерологов, историков, географов, политиков. На пленарном заседании конференции выступал заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы С.П. Будажапов.

Интерес к конференции со стороны студентов и аспирантов был довольно высоким. Молодые специалисты выступали с докладами на секциях, участвовали в дискуссиях. Привлечение молодежи к изучению сибирской тематики особенно важно.

Результаты работы конференции планируется издать в трех книгах: первая будет посвящена культуре, менталитету, идентичности сибиряков, вторая будет рассматривать гендерные аспекты, третья будет посвящена памяти Р.Ф. Итса и включит в себя воспоминания его учеников.

В.Н. Давыдов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.