НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КУЛЬТУРА И МЕНТАЛИТЕТ СИБИРЯКОВ»
22-24 октября 2003 года на факультете социологии СПбГУ и в Российском этнографическом музее состоялась международная научно-практическая конференция «Культура и менталитет сибиряков». Она была приурочена к 75-летию со дня рождения проф. Р.Ф. Итса. В рамках конференции работало 4 секции и круглый стол «Р.Ф. Итс — человек, ученый, организатор науки, писатель».
Организаторы конференции: Санкт-Петербургский государственный университет (факультет социологии, НИИ комплексных социальных исследований и исторический факультет); Российский этнографический музей; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); Государственная полярная академия; Университет Билефельда (Германия); Государственный музей истории религии; Социологическое общество им. М.М. Ковалевского; Российская академия социальных наук; Академия гуманитарных наук. В конференции участвовало более 200 человек (около 160 из Санкт-Петербурга, 32 человека из 15 российских городов (преимущественно Сибирь), 12 иностранцев (Германия, Австрия, Ю. Корея, Словакия, Йемен).
Основной целью конференции являлось обсуждение актуальных гуманитарных проблем Сибири и в целом России в условиях современных изменений. В конференции принимали участие три крупных научных школы, занимающихся изучением Сибирской проблематики:
1) Санкт-Петербургская школа изучения гуманитарных проблем Сибири.
2) Новосибирская школа.
3) Алтайская школа социального витализма.
На конференции выступили с докладами: доктор филос. наук, заведующий сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН (Новосибирск), профессор Ю.В. Попков; доктор филос. наук, профессор факультета социологии СПбГУ А.О. Бороноев; доктор филос. наук, декан факультета социологии Алтайского государственного университета (Барнаул), профессор С.И. Григорьев; заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы С.П. Будажапов; доктор филос. наук, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургской Государственной академии культуры В.В. Селиванов; кандидат ист. наук, заведующая отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) В.В. Горбачева; кандидат геогр. наук, ведущий сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доцент Российского университета дружбы народов (Москва) Д.Н. Замятин; доктор соц. наук, профессор факультета социологии СПбГУ А.И. Куропятник; доктор психол. наук, профессор факультета социологии СПбГУ, директор НИИ комплексных социальных исследований В.Е. Семенов; доктор ист. наук, профессор исторического факультета СПбГУ Ю.В. Кривошеев; кандидат ист. наук, профессор исторического факультета СПбГУ В.А. Козьмин.
На пленарном заседании конференции выступил с докладом «Этносоциальные процессы в современной Сибири» Ю.В. Попков. Он заметил, что сибиряки — это все население Сибири, а не субэтнос русского народа, как трактуется в некоторых научных изданиях. Одной из тенденций начала 1990-х годов в Сибири был национальный сепаратизм. В это время происходило образование республик и довольно остро стояли этноконфессиональная проблема и проблема внутреннего единства некоторых
этносов. Ю.В. Попков заметил, что в последнее время в Сибири наблюдается рост национального самосознания, интереса к национальной культуре. Важной тенденцией является демократизация общественной жизни. В Сибири сохраняется высокий уровень этнической толерантности. Однако существуют деструктивные процессы:
— Реальная депопуляция многих этносов (смертность превышает рождаемость, высокий уровень самоубийств). Данные по малочисленным народам Севера показали, что среди них смертность за 1990-е гг. увеличилась на одну треть. Пьянство и алкоголизм - одна из главных причин смертности.
— Сокращение рабочих мест.
— Увеличивается социальная стратификация, растет социальная дистанция (в республике Хакасия каждый 7-й является безработным, в Бурятии — каждый 5-й). Большие группы населения выключены из общественного производства.
— Происходит сужение культурного общения.
— Все перечисленные тенденции сопровождаются сужением культурного общения.
В последнее время происходит массовый возврат населения к традиционным формам природопользования. В связи с этим возникает угроза биоразнообразию. Показатели жизнеобеспечения соответствуют уровню начала ХХ в. Значительно сокращается животноводство, оленеводство. Поголовье домашних оленей по всей Сибири сократилось на 50 %. Постоянно снижается количество посевных площадей, сельскохозяйственных угодий. Происходит массовое перемещение сельского населения в города. Деградация села, бесперспективность жизни в селах вынуждают людей менять место жительства. Мигранты концентрируются в населенных пунктах по этническому признаку. У населения растет нежелание трудиться. Возникает маргинализация, ценностный хаос, раздвоенность нормативно-ценностной системы. Это сопровождается усилением политической пассивности населения. В Бурятии, республиках Тыва и Алтай происходит дифференциация отдельных этносов по родоплеменному признаку. Негативная тенденция наблюдается в системе общего среднего и среднего профессионального образования. Реформы, которые проводятся в настоящее время, не учитывают этнического и культурного своеобразия населения Сибири.
А.О. Бороноев в своем докладе «Сибирский менталитет: содержание и актуальность исследования» наметил основные направления изучения сибирского менталитета. Он затронул вопрос о создании центра по изучению гуманитарных проблем Сибири. Докладчик подчеркнул, что о необходимости создания подобного центра говорил Р.Ф. Итс.
Важным направлением изучения Сибири является изучение ментальности сибиряков. В Сибири не было грубых межнациональных конфликтов. Суровая природа определяла отношение к соседям, тип хозяйствования. Представления различных народов объединялись. Старожилы приобрели много ценностей местного населения. Особенно важно изучать структуру менталитета сибиряков. Сибиряки — это и русские старожилы, и коренные народы. Гуманитарная история Сибири на данный момент изучена слабо. Нужна сибирская идея, которая объединит все структуры. Если потеряется единая концепция — сибирство, то возможно разрастание этнических конфликтов. Сибирская идея в новом варианте — это идея толерантности, новая форма социально-политической деятельности.
С.И. Григорьев затронул в своем докладе проблему социального витализма. В советский период этот термин был заклеймен. Сейчас происходит возрождение социологического витализма. Анализируются жизненные силы человека в опреде-
ленном пространстве в условиях глобализации. Это комплексный анализ жизненных сил человека и общества. Жизненные силы — это способность человека реализовать свой потенциал в определенном социальном пространстве. Можно выделить три уровня взаимодействия жизненного пространства и жизненных сил:
1) Канал естественного, природного взаимодействия. Это стихийное взаимодействие. Нельзя оторвать анализ социальных факторов от их биосоциальных оснований. Уровень взаимодействия жизненного пространства и жизненных сил населения Сибири является принципиально важным.
2) Канал, связанный с взаимодействием констант культуры. В Сибири существует особая ситуация полиэтничности, слияния различных этносов. Это особая ситуация на пространстве, за которое не было борьбы. Характерная черта — кооперация. Сформировался особый менталитет, особый способ воспроизводства и понимания себя.
3) Канал социально-творческого взаимодействия человека и жизненного пространства, которое его окружает.
Сибирь в данный момент находится не в равновесном положении по сравнению с другими регионами России. Существует тенденция совпадения экономической и этнической дифференциации населения.
В.В. Селиванов выступил с докладом «Особенности древних культур Сибири: традиции и наследие». Он заметил, что сибирская культура имеет глубинную преемственность. Глубина эта очень большая. Не точно говорить о Сибири как о Евразии, это Северная Евразия. Она развивалась не по тем законам, по которым развивалась Евразия в целом. Исторически на территории Сибири шел процесс взаимодействия, взаимосвязывания и взаимопереплетения культур. Следует несколько переосмыслить понятие «регион». Он понимается в духе сепаратизма, отделения. Это неверно. Речь должна идти о специфических закономерностях исторического процесса. Сибирь развивалась медленно, эластично. Существует взаимосвязь прошлого и настоящего. Необходимо изучение исторических процессов Сибири, которое бы учитывало специфические особенности данного региона.
В.В. Горбачева в своем докладе «Культура народов Сибири в Музеях Санк-Пе-тербурга: состояние и перспективы исследования» рассказала о перспективе изучения сибирских фондов в музеях Петербурга.
Д.Н. Замятин выступил с докладом «Историческая география Сибири: геополитические образы и региональная политика». В докладе говорилось о том, что Сибирь является очень интересным регионом с точки зрения исследования фрон-тиров. Происходят процессы взаимопереплетения, взаимопроникновения идей границы. Автохтонного образа Сибири не существует. Геоэкономический образ Сибири — это наиболее обобщенные знаки и символы.
А.И. Куропятник рассмотрел в своем докладе проблему мультикультурализма в контексте Сибири. Было отмечено, что парадигма мультикультурализма является довольно перспективной в изучении проблем Сибири. В Сибири существует особый характер отношений между русским населением и коренными народами. Подобные отношения не характерны для западного менталитета. Освоение Сибири происходило по определенной модели: это был не захват территории, а инкорпорация этнического населения в анклавы. Русские землепроходцы посредством браков с местным населением приобретали права на территорию, куда они приходили. Это инкорпорация. Сибирские народы всегда были открыты для контактов с другими народами.
Сибирячество на данный момент является далеко не мифом. Сам термин «сиби-рячество», «сибирство» появляется после Второй мировой войны. В ХУШ-Х1Х в. этот термин не носил новой смысловой нагрузки. Сейчас за этим термином закре-
пился положительный шлейф. Сибирскую идентичность нельзя определять через категорию тождества, только через сопричастность: культурную, экономическую, территориальную. Существует несколько уровней: трансрегиональный, региональный, локальный. В первом случае все население Сибири определяет себя термином «сибиряк», во втором — жители определенного региона (сибиряки Алтайского края, сибиряки Новосибирской области). Региональный уровень идентичности имеет свою специфику. Третий уровень — локальная идентичность. Каждый из уровней наделен особым содержанием.
Сибирячество имеет надэтнический характер. В ситуации контакта не акцентируется этническая принадлежность, здесь важным является то, что взаимодействуют сибиряки. Исследование сибирства целесообразно проводить с точки зрения мультикультурализма. Существует два варианта:
1) Мультикультурализм сводится к дезинтеграции населения. Происходит выведение на первый план этнической принадлежности как ресурса достижения власти. Это негативный вариант. Он приводит к ситуации противостояния, которая ведет к неправовым способам решения проблем.
2) Вариант интегративного мультикультурализма. Этничность здесь не занимает приоритетной позиции. Доминирующим является гражданский смысл отношений между людьми. Сибирская идентичность демонстрирует этот уровень самопонимания.
В исследованиях сибирской идентичности основное внимание нужно обращать не на конфликтогенный потенциал, а на изучение опытов добрососедства, сотрудничества.
Доклад В.Е. Семенова был посвящен проблеме российской полиментальности. В докладе говорилось, что менталитет — это исторически сложившееся групповое умонастроение, единство сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении. Совершенно неправильно считать, что у того или иного народа или страны существует только один менталитет. Полиментальность — это явление, когда в социуме сосуществует множество менталитетов.
Можно выделить следующие базовые российские менталитеты:
1) православно-христианский;
2) коллективистско-социалистический;
3) индивидуалистско-капиталистический;
4) криминально-мафиозный.
Существует мозаично-конформистский псевдоменталитет, порожденный массовой культурой и СМИ. Он состоит из осколков других форм менталитета.
Доклад Ю.В. Кривошеева затрагивал вопросы исторического регионоведения. Ре-гионоведение — наука, изучающая историческое развитие и современное состояние конкретных регионов. Регионология — междисциплинарная деятельность на стыке наук, это комплекс широких знаний, включающих современное состояние региона.
Доклад о жизненном пути Р.Ф. Итса прочитал В.А. Козьмин. Он рассказал об основных этапах научной биографии ученого.
На секции «Население Сибири: история формирования, опыт освоения культурной среды и проблемы традиционной культуры» обсуждались проблемы традиционной культуры народов Сибири, история исследования Сибири, освоения природной среды. Были прочитаны доклады, рассказывающие об исследователях Сибири К.С. Варранде и Б.Б. Барадийне. Прозвучало два доклада, посвященных культуре старообрядцев и их опыту взаимодействия с природной средой. В ходе работы секции делились опытом участники этнографических экспедиций и исследователи му-
зейных коллекций. Выступления сопровождались богатым фотоматериалом. Велась дискуссия о методах полевого исследования, затрагивался вопрос исследования сакрального знания. Дискуссия носила междисциплинарный характер, были выделены различия этнографического и социологического подходов. Участники дискуссии пришли к выводу, что методика исследований должна быть скорректирована, должна учитывать подходы, разработанные в рамках разных научных дисциплин: социологии, социальной антропологии, истории, этнографии, психологии.
Секция «Сибирь: теоретические и методологические проблемы изучения региональных сообществ» рассматривала теоретические и практические вопросы, связанные с изучением региональных сообществ, исследованием российской региональной идентичности. Проблема этнокультурной и социальной интеграции Сибири обсуждалась с позиции мультикультурализма.
Секция «Культура, менталитет, идентичность населения Сибири в условиях социальных изменений. Проблемы новой региональной социальной политики» в ходе своей работы рассматривала вопросы, связанные с сибирским менталитетом, сибирской идентичностью. Рассматривалось соотношение региональной и этнической идентичности, активно обсуждалась проблема локальной и региональной идентичности сибирского населения в структуре национальной российской идентичности, затрагивался вопрос об этнической самоидентификации малочисленных народов Сибири, рассматривались перспективы и проблемы новой региональной социальной политики в России.
Довольно оживленные дискуссии проходили на секции «Гендер, культура, образование». Рассматривались гендерные аспекты культуры и менталитета россиян и сибиряков, а также вопросы, связанные с гендерной культурой и образованием в современной России. На пленарном заседании было принято решение о проведении конференции «Диалог культур: гендерное измерение».
В ходе конференции «Культура и менталитет сибиряков» были выполнены все намеченные задачи. Многие участники, слушатели, гости положительно отзывались об организации и работе конференции. Для участников конференции была предусмотрена культурная программа: посещение экспозиции Российского этнографического музея, была проведена экскурсия в Особую кладовую. На пленарном заседании приняли решение проводить подобные конференции каждые три года.
Планируется создание центра по изучению гуманитарных проблем Сибири. Идея создания подобного центра была высказана Р.Ф. Итсом в 1988 г. Важным является решение создать молодежный центр изучения проблем Севера и Сибири, в деятельности которого будут принимать участие студенты, аспиранты, молодые ученые.
Конференция носила междисциплинарный характер: прозвучали доклады и выступления социологов, социальных антропологов, этнографов, гендерологов, историков, географов, политиков. На пленарном заседании конференции выступал заместитель председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы С.П. Будажапов.
Интерес к конференции со стороны студентов и аспирантов был довольно высоким. Молодые специалисты выступали с докладами на секциях, участвовали в дискуссиях. Привлечение молодежи к изучению сибирской тематики особенно важно.
Результаты работы конференции планируется издать в трех книгах: первая будет посвящена культуре, менталитету, идентичности сибиряков, вторая будет рассматривать гендерные аспекты, третья будет посвящена памяти Р.Ф. Итса и включит в себя воспоминания его учеников.
В.Н. Давыдов