Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция: «1812 год в судьбе России: к 200-летию Отечественной войны»'

Международная научно-практическая конференция: «1812 год в судьбе России: к 200-летию Отечественной войны» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
385
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция: «1812 год в судьбе России: к 200-летию Отечественной войны»»

Международная научно-практическая конференция «1812 ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ: К 200-ЛЕТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» (Московский университет имени С.Ю. Витте, 25 октября 2012 г.)

В.А. Потатуров, К.Н. Ковыляев

25 октября 2012 г. в Московском университете им. С. Ю. Витте состоялась Международная научная конференция на тему: «1812 год в судьбе России: к 200-летию Отечественной войны».

Конференция была подготовлена кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин (заведующий кафедрой - Музяков С. И., доктор философских наук, доцент). В ее работе приняли участие 92 человека из различных вузов страны и ближнего зарубежья. К началу работы конференции в оргкомитет пришло более 100 научных докладов, статей и сообщений по вопросам конференции:

1.Историография Отечественной войны 1812 года. Оценки войны в современном

мире.

2. Война и российское общество первой четверти XIX века.

3. Россия в системе международных отношений накануне, в ходе военных действий и послевоенный период.

4. Вооруженные силы сторон и сражения Отечественной войны.

5. Социально-философские и политико-культурологические аспекты Отечественной войны 1812 года.

6. Образ Отечественной войны 1812 года в ценностной матрице глобального мира.

7. Роль и место Отечественной войны 1812 г. в историческом сознании подрастающего поколения.

8. Патриотическое воспитание молодежи на историческом наследии войны.

Открыл работу конференции Первый проректор Университета Ю. С. Руденко, д.

п. н., профессор. В своем выступлении он пожелал всем участникам плодотворной работы, новых исторических находок и их объективного анализа, определения воспитательного потенциала данного исторического события и использования его в образовательном процессе.

С докладом «Воспитательный потенциал победы России в Отечественной войне 1812 года» выступил руководитель научно-исследовательского центра Московского университета имени С. Ю. Витте, д. п. н., профессор А. К. Быков. Он констатировал, что историческая память российского народа оценивает Отечественные войны как героический символ для всего Отечества, а их итоги и последствия - как выдающиеся события в истории нашей страны и всего мира. Была подчеркнута проблема - на каких идеях о событиях России воспитывать молодежь и детей, чтобы, с одной стороны, история страны воспринималась позитивной и привлекательной, а с другой стороны -была объективной. В качестве основных положений ценностного социального восприятия войны молодыми людьми были отмечены: победа в Отечественной войне 1812 года была Победой всего российского народа и российского государства; в условиях освободительных, справедливых целей войны было достигнуто нравственное превосходство над врагом; война характеризовалась высоким моральным духом армии, массовым героизмом генералов, офицеров и солдат в сражениях; объективная историческая значимость разгрома врага для будущего нашего Отечества. Таким образом, в воспитательной работе с молодым поколением необходимо развивать у него патриотически и национально ориентированное историческое сознание, чувство принадлежности к народу-победителю, чувство исторического оптимизма в судьбах России и уверенности в своих силах как гражданина великой страны.

Стратегии русской армии в Отечественной войне 1812 года было посвящено выступление профессора Государственного университета по землеустройству, д. и. н., профессора Н. А. Кирсанова. Он подчеркнул, что Наполеон превратил Запад в новое агрессивное образование, похожее на федерацию, скрепленную брачно-семейными узами его родственников, им же посаженных на монархические троны побежденных и зависимых стран. К 1812 году в Европе не осталось ни одного государства, которое в той или иной степени не зависело бы от французского императора, что позволило Наполеону претендовать на роль владыки мира. Но на его пути к победе самым большим препятствием стояла Россия. Исход войны Наполеон связывал с одним-двумя «генеральными» сражениями против 1-й и 2-й Западных русских армий, надеясь разбить их поодиночке. Русское командование, включая царя, пришло к выводу, что для победы над Наполеоном, в распоряжении которого была мощь континентальной Европы, требуется другая стратегия: не генеральное сражение, а истощение резервов и ресурсов агрессора в ходе удаления его от баз снабжения. В мобилизации сил на защиту Отечества большую роль сыграл «Манифест о сборе внутри государства земского ополчения», изданный царем 6 июля 1812 года. Народное ополчение создавалось главным образом из крепостных крестьян в 16 центральных губерниях и на Украине, а на Дону и Урале - из казаков. Дворяне не препятствовали созданию ополчения. В ополчение вступили крепостные крестьяне, дворовые люди, ремесленники, люди разных чинов и званий, отставные офицеры и генералы. В числе первых ополченцев были поэты В. А. Жуковский и П. А. Вяземский. Сформированные в России из ополченцев временные воинские формирования насчитывали 82 пехотных и 25 конных полков, 30 дружин общей численностью свыше 320 тысяч человек. Кроме того, около 100 тысяч человек входило в так называемое внутреннее ополчение, несшее охранную службу в районах своего проживания. Большой урон наносили интервентам партизанские отряды, состоявшие из местных крестьян. Они громили мародеров, не позволяли им угонять скот, грабить и жечь деревни. В Богородском уезде Московской губернии в сентябре-октябре действовал отряд крепостного крестьянина Герасима Матвеевича Курина, насчитывавший до 5500 человек (из них до 500 конных), сражавшийся оружием, захваченным у французов. В Сычевском уезде Смоленской губернии прославился отряд крестьянки Василисы Кожиной. Большинство героев крестьянского сопротивления осталось неизвестно. 14(26) декабря 1812 года остатки французской армии были изгнаны из пределов России. Русские войска перешли Неман. 21 декабря 1812 года (3 января 1813 года) генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов зачитал приказ об изгнании неприятеля из пределов России и победном окончании Отечественной войны. В заграничных освободительных походах Русской армии 1813-1814 годов агрессор был окончательно разбит.

Философский дискурс Отечественной войны 1812 года представил заведующий кафедрой «Философия, социология и история» РОАТ МИИТ, д. ф. н., профессор С. Н. Климов. Процитировав Г. В. Флоровского, который в работе «Пути русского богословия» показал некую мессианско-провидческую, телеологическую сторону той войны: «Отечественная война многими была пережита и осмыслена именно как Апокалиптическая борьба, - «суд Божий на ледяных полях», С. Н. Климов представил различные смыслы войны: военно-философский, духовно-нравственный, социологический, художественно-эстетический и религиозно-философский. Докладчик подчеркнул значение великих исторических событий в воспитании подрастающего поколения.

Доктора исторических наук, профессора И. Е. Горелов, и В. П. Михеенков, посвятили своё выступление деятельности прославленного полководца Отечественной войны 1812 года Дохтурова Дмитрия Сергеевича. Храбрость и в тоже время осторожность, осмотрительность, большой стратегический и тактический талант нашли у него в этой войне, своё, особенно яркое выражение. К Бородинскому сражению Дохтуров пришел уже опытным воином. Военному делу посвящена была вся его жизнь. В 22 года

стал поручиком лейб-гвардии Семеновского полка, а закончил службу в армии полным генералом. Служил до смерти в 1816 году. Вся жизнь проходила в походах и сражениях. В русско-шведской войне 1788-1789 гг. отличился в ряде сражений, дважды был ранен. За храбрость награждён Екатериной II золотой шпагой. Отличился в компаниях 1805-1807 гг.. В сражении в 1805 г. при Дирнштейне его войска оказали решающее влияние на успех боя. Это было отмечено награждением его орденом св. Георгия 3-й степени.

В выступлении профессора кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте, к. и. н., доцента В. А. Потатурова представлена личность императора Александра I, его вклад в победу, как верховного главнокомандующего русской армией. 13(25) июня Александр Павлович, подписывает знаменитый «Приказ по русской армии», в котором в заключении были такие поистине великие слова: «Не нужно мне напоминать, - говорилось в нем, - вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего Бог». В тот же день, Александр дал свой знаменитый обет: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем». Александр был также инициатором создания ополчения в стране.

В докладе профессора кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте, доктора философских наук Д. А. Гусева был поставлен вопрос о главной причине событий, происходящих в человеческом обществе, которые двигают историю. Война 1812 г. им рассматривалась как фактор изменения исторической парадигмы европейского развития.

А. В. Сидоров, д. и. н., профессор, заведующий кафедрой политической истории факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова представил советскую историографию 1920-1930-х годов об Отечественной войне 1812 года. Выступающий отметил, что торжественное празднование 100-летнего юбилея войны в 1912 году сопровождалось появления целого ряда фундаментальных работ отечественных историков, которые во многом подвели итог предшествующему развитию исторического знания этой проблемы. Революционные события и приход большевистской партии к власти привел как к кардинальному изменению роли исторической науки в обществе, так и к радикальному изменению трактовок предшествующих событий российской истории, в том числе и событий 1812 года. Образцы нового подхода в оценках дали М. Н. Покровский, С. А. Пионтковский. Смена идеологических вех, происшедшая в середине 1930-х годов, применительно к исторической науке нашла свое отражение в постановлениях ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 г. и от 26 января 1936 г., вернувших исторической науке функцию патриотического воспитания. Это позитивно сказалось на популяризации истории Отечественной войны 1812 года. Одной из первых работ после «идеологического поворота», затрагивающей проблематику 1812 года, явилась книга Е.В. Тарле «Наполеон», изданная массовым тиражом в 1936 году. Через год Е. В. Тарле в журнале «Молодая гвардия» публикует «Нашествие Наполеона на Россию». Эта книга отдельным изданием вышла в 1938 году. Войну 1812 г. он характеризовал как самую характерную из империалистских войн, ведшихся Наполеоном, отстаивавшим интересы французской крупной буржуазии. Выводы, сделанные Тарле в его исследованиях, служили основой для освещения истории Отечественной войны 1812 г. в школьных и вузовских учебниках истории.

О заимствованиях в русском и французском языках в период Отечественной войны 1812 года посвятила свой доклад Р. Э. Мусагулова, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте, кандидат филологических наук. Тематически довоенные заимствования из французского были разнообразны. Это лексика, связанная с одеждой: аксессуар (accessoire), бижутерия (bijouterie), вуаль (voile), жабо (jabot), манто (manteau), пеньюар (peignoir); едой: безе (baiser), гур-

ман (gourmand) и деликатес (délicatesse); искусством: аккордеон (accordéon), ансамбль (ensemble), вокал (vocal), кларнет (clarinette), ноктюрн (nocturne), увертюра (ouverture), актер (acteur), антракт (entracte), аплодисменты (applaudissments), афиша (affiche), водевиль (vaudeville), грим (grimer), дебют (dèbut), пируэт (pirouette); галерея (galerie), вернисаж (vernissage). Отечественная война 1812 года оказала свое влияние на развитие русского и французского языков, появились так называемые заимствования «на слух» - через устную речь, на основе совпадений звучания слова и при непосредственном общении населения с носителями иностранного языка. К таковым относятся слова: шаромыжник, ветеран, шантрапа, шваль, малосольный, батальон, бивак, гарнизон, генерал, гренадер, кавалерия, капитан, лейтенант, лафет, курьер, партизан, редут, рекрут, сапер, сержант и т. д.

В следующем выступлении доцента кафедры истории Московского Педагогического государственного университета, к. и. н., доцента М. К. Чинякова акцент был сделан на исторической роли наполеоновских маршалов. Он подчеркнул, что из 18 маршалов Наполеона, существовавших к 1812 г. (включая четырех почетных маршалов), границу на р. Неман в июне-сентябре 1812 г. перешли восемь маршалов, а в декабре 1812 г., в обратном направлении, - девять (в алфавитном порядке): Ж.-Б. Бессьер, Виктор (К.-В. Перрен), Л.-Н. Даву, Ф.-Ж. Лефевр, Э.-Ж.-Ж. Макдональд, А.-Э.-К.-Ж. Мортье, М. Ней и Н.-Ш.-М. Удино. К ним обычно добавляют еще двух: Бертье и Мюрата. Докладчик отметил, что при оценке действий маршалов, прежде всего как командиров корпусов в 1812 г., следует обратить внимание на несколько важных факторов. Во-первых, Наполеон традиционно придавал малое значение второстепенным театрам военных действий, и кампания 1812 г. не была исключением. Во-вторых, Наполеон производил генералов в маршалы и брал их с собой не только за их блестящие полководческие заслуги, но и принимая во внимание их высокий авторитет в войсках. В-третьих, практически все семь маршалов командовали союзническими контингентами, имевшими неоднозначную боеспособность. В-четвертых, в 1812 г. некоторым маршалам пришлось впервые выполнять боевые задачи, действуя самостоятельно на большом удалении от центральной группировки (Удино), а также командовать более многочисленными войсками, чем ранее (Даву). В-пятых, накануне кампании 1812 г. маршалы не спешили, как прежде, воевать. В-шестых, между маршалами царила вражда из-за личных амбиций и желания понравиться императору. В-седьмых, маршалы представляли определенного рода политическую силу, с которой Наполеону приходилось считаться.

О. В. Филимонов, доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России, к. с. н., доцент, в своем докладе затронул деятельность Министерства полиции в период войны с Наполеоном. Он подчеркнул, что на Министерство полиции была возложена функция охраны тыла действующей армии. Его служащие, помимо этого, поддерживали общественный порядок и боролись с преступностью; проводили рекрутский набор для пополнения действующей армии в Тарутино и формирование казачьих полков; боролись с распространителями ложных слухов; обеспечивали содержание войск местного ополчения, казарм и конюшен; охраняли государственные запасы продовольствия и др. В ходе бесславного отступления наполеоновских войск в нашем тылу оказалось большое количество не только военнопленных, но и просто больных и отставших (заблудившихся) солдат. Их собирали и этапировали вглубь страны. Полиции была вменена обязанность размещения пленных и сопровождающих их военнослужащих на постой. После ухода наполеоновской армии из Москвы город стал возвращаться к мирной жизни. Полиция составляла опись бесхозного имущества. На нее же были возложены обязанности по раздаче бесплатной пищи нуждающимся, а также распределение денег оставшимся без средств к существованию чиновникам и разночинцам.

Подчеркнув значение патриотического воспитания подростков, Левкина Т. В., кандидат педагогических наук, учитель средней школы № 18 им. Н. В. Менчинского, г.

Павловский Посад Московской области, обратила внимание на особенности изучения истории Отечественной войны 1812 года в общеобразовательной школе. Эта тема изучается в школе с 5 класса на уроках краеведения, где подчеркивается именно народный характер войны. Учащиеся усваивают новые для них понятия - народный подвиг, партизанская война, ополчение, казачий разъезд, фуражир, работают с местным материалом о предводителях партизан, сочиняют о них рассказы. Эффективности патриотического воспитания при изучении Отечественной войны 1812 года способствует инновационная технология ведения уроков, театрализация героических событий. Действенным механизмом расширения воспитательного пространства является проведение совместных конкурсов, викторин, конференций, круглых столов учащимися из разных школ, а также ежегодные патриотические акции, организуемые на территории города и района, в которых принимают участие военно-патриотические и военно-исторические клубы России.

Участвовавшая в конференции Е. В. Бабенко, директор музея Учреждения культуры «Кобринский военно-исторический музей имени А. В. Суворова» (г. Кобрин, Республика Беларусь, провела анализ первой крупной победы русского оружия над армией Наполеона Бонапарта 15(27) июля 1812 г. в городе Кобрин. Сегодня Кобринский музей им. А. В. Суворова является визитной карточкой города, одним из самых узнаваемых музеев Белоруссии и единственным в Республике Беларусь, непосредственно связанным с именем легендарного полководца Суворова.

С. И. Музяков, заведующий кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте, д. ф. н., доцент, остановился на роли и значении литературного наследия об Отечественной войне 1812 года в духовной жизни российского общества. Этой войне посвящено наибольшее число исследований и литературных произведений по сравнению с любым другим событием многовековой истории России. Особый акцент сделан на произведении «Война и мир», где с легкой руки Л. Н. Толстого война 1812 года названа народной и появилось понятие отечественная война. Тургенев писал, что «Война и мир» включает в себя «вместе эпопею, исторический роман и очерк нравов». Такой всплеск народного духа, патриотизма и единения не могли оставаться незамеченными и другими писателями и поэтами, чему подтверждением стихи Дениса Давыдова, знаменитого участника этой войны, гениальное «Бородино» Лермонтова, стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Очень глубоко и образно крушение наполеоновской армии и самого Наполеона описал А. С. Пушкин. В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт впервые в русской поэзии поднимается до осмысления ее в контексте реальной истории Европы, в контексте тех грандиозных политических потрясений, начало которым положила Великая французская революция. Писатели и поэты в своих произведениях осмыслили и представили на суд зрителей многие примеры истинного и самоотверженного служения народа во имя независимости и торжества справедливости.

С темой «Влияние Отечественной войны 1812 г., её хода, результатов и итогов на рост национального самосознания российского общества» выступил студент юридического факультета Московского Университета им. С. Ю. Витте А. С. Козлов. Было отмечено, что одним из наиболее ярких проявлений народного характера войны 1812 года было партизанское движение. Неискушенный россиянин в 1812 г. был убеждён, что война - это кара Божия, следовательно, она не может зависеть от ухищрений дипломатов и воли отдельных лиц; следы ее приближения и ее ход он пытался разгадать по всевозможным знамениям (комета 1811 г., частые пожары и т. д.). Для французов это имело самые печальные последствия. Среди российского простонародья и солдат Великая армия в самом буквальном смысле воспринималась как армия дьявола. Поведение жителей центральной России в течение 1812 г. можно разделить на четыре основных типа: 1) паника; 2) совершенное спокойствие и высокомерные шапкозакидательские настроения; 3) стремление сбросить с себя крепостное иго, надежда на помощь Бонапар-

та; 4) абсолютное неведение или безразличие.

В своем докладе «Совет в Филях: причины, решения, последствия» Н. С. Цико-рев, студент юридического факультета Московского Университета им. С.Ю. Витте раскрыл полководческие дарования русского главнокомандующего М. И. Кутузова. Особо отмечается его решение на оставление Москвы при совете в Филях. Так фельдмаршал сказал: «...с потерянием Москвы не потеряна еще Россия... первою обязанностью поставляю сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самим уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю». Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году.

При подведении итогов конференции было отмечено великое наследие такого исторического события как Отечественная война 1812 года и его значение в воспитании граждан Российской Федерации. Он от имени участников конференции сформулировал рекомендации по улучшению патриотического воспитания студентов университета на духовном наследии Победы России в Отечественной войне 1812 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.