Научная статья на тему 'Международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к Красному колесу»'

Международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к Красному колесу» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
230
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к Красному колесу»»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА: НА ПУТИ К “КРАСНОМУ КОЛЕСУ”»

7-9 декабря 2011 года в Москве прошла третья Международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к “Красному колесу”». Ее учредителями выступили Российская академия наук, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына.

Целью конференции являлась консолидация научных сил отечественных и зарубежных литературоведов, лингвистов, историков, педагогов с целью постижения феномена А.И. Солженицына как одного из выдающихся выразителей русской национальной идеи, писателя-пророка, мыслителя и гражданина, усвоения духовно-нравственных и историко-политических уроков судьбы и творческого наследия писателя, осмысления эпопеи А.И. Солженицына «Красное колесо» в контексте философско-политологической мысли.

В конференции приняли участие исследователи из Великобритании, США, Франции, Италии, Швейцарии, Польши, Литвы, Китая, Индии, Японии \ Научный форум привлек внимание известных ученых из ведущих научных центров и университетов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова, Кисловодска, Благовещенска, Красноярска, Новосибирска. На протяжении трех дней на 12 заседаниях было прочитано и обсуждено более 50 докладов.

Рязанский университет имени С.А. Есенина на конференции представляла делегация в составе помощника ректора по связям с общественностью Н.А. Семки-ной, руководителя зала-музея А.И. Солженицына в РГУ В.И. Крылова, начальника управления региональной политики, профессора О.Е. Вороновой, заведующего кафедрой журналистики, доцента Ю.В. Лазарева.

С приветственными словами к участникам конференции обратились директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин, отметившие чрезвычайную важность для жизни современной России проблем, вынесенных на научный форум.

Пленарное заседание конференции было открыто докладом старшего научного сотрудника ИНИОН Российской академии наук Ренаты Гальцевой (Россия, Москва) «Новая волна идеологического наступления на Солженицына как на интерпретатора русской истории». Исследователь, проанализировав современную политическую ситуацию в стране, сделала акцент на злободневности вопросов, поднятых писателем в его произведениях, и обратила внимание на сложность восприятия его идей современниками. В бурной дискуссии по докла-

1 Программа конференции доступна по ссылке: http://www.bfrz.ru/data/images/2011/news1211/ 071211/рго^атта.р(1£

ду приняли участие Л.И. Сараскина, В.П. Лукин, А.И. Музыкантский, А.С. Нем-зер, Ж. Нива, Р. Темпест, А.Н. Варламов, В.А. Москвин.

Почетный профессор Женевского университета Жорж Нива (Швейцария, Женева) в докладе «История в “Красном колесе”: в трактовке персонажей, в трактовке автора» сделал ценные наблюдения о повествовательной системе «Красного колеса», соотношении исторического и художественного в произведении.

К историческому аспекту обратились в своих докладах Дэвид Волш (США, Вашингтон) «Соотношение художества и истории в “Красном колесе”», Алексей Шепель (Россия, Ленинградская область) «Роман А.И. Солженицына “Август четырнадцатого”: работа писателя с военно-историческими материалами», Петр Глушковски (Польша, Варшава) «“Красное колесо” с точки зрения историка», Елена Бальзамо (Франция, Париж) «“...Выполнять свой долг. На своем месте”: личность и исторический процесс в “Красном колесе”».

О масштабе художественного дарования А.И. Солженицына, оригинальности творческого мышления, пророческой сущности его произведений, постоянной обращенности к насущным российским проблемам свидетельствовали доклады Майкла Николсона (Великобритания, Оксфорд) «Линия и промежуток: структурные и жанровые решения шестидесятых годов и становление “Красного колеса”», Андрея Немзера (Россия, Москва) «“В круге первом” - анонс “Красного колеса”», Ирины Роднянской (Россия, Москва) «Лирико-патетическое начало в “Архипелаге ГУЛАГ” (о сравнительной роли повествователя в двух эпопеях А. Солженицына)».

Основные направления исследований в современном солженицыноведе-нии отразили доклады Франсуазы Лесур (Франция, Париж) «“Люби революцию”: пролог “Красного колеса”», Натальи Ковтун (Россия, Красноярск) «Тема “сбережения народа” в ранних текстах А.И. Солженицына», Дэниеля Дж. Махони (США, Вустер) «“Зацариться”: Николай II и грядущая революция», Гульнары Алтынбае-вой (Россия, Саратов) «Окололитературная среда начала XX века в “Красном колесе” А.И. Солженицына», Алексея Климова (США, Покипси) «Колебания исторического вектора в “Красном колесе”».

Доклад Сергея Бочарова (Россия, Москва) «Россия и революция: от Тютчева к “Красному колесу”» ввиду отсутствия автора был прочитан Б.В. Авериным.

Во второй день конференции в четырех заседаниях прозвучало 22 доклада.

Ряд выступлений был посвящен вопросам взаимосвязи творчества А.И. Солженицына и писателей XIX и ХХ веков. Созвучие «Красного колеса» с литературным процессом второй половины XX века, творчеством Балашова, Трифонова, Давыдова, Алданова, Максимова рассмотрела Нэлли Щедрина (Россия, Москва) в докладе «“Красное колесо” А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX века».

Творческие взаимосвязи Солженицына прослеживались также в докладе Евгении Ивановой (Россия, Москва) «А. Блок и А. Солженицын как историки “последних дней императорской власти”: поиски жанра», сообщении Эндрю Б. Вахтеля (США, Чикаго) «Возвращение к хроникам: Александр Солженицын и Иво Андрич», докладах Людмилы Сараскиной (Россия, Москва) «А.И. Солжени-

цын и В.В. Набоков: в пространстве больших идей», Павла Спиваковского (Россия, Москва) «Проблема релятивизма: А.И. Солженицын, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и поиск истины», Сергея Кибальника (Россия, Санкт-Петербург) «Г.И. Газ-данов и А.И. Солженицын».

Осмыслению одного из ключевых образов, переходящих из произведения в произведение писателя, был посвящен доклад Вячеслава Гуськова (Россия, Благовещенск) «Образ Руси уходящей в исторической эпопее А.И. Солженицына “Красное колесо”».

Историко-философский аспект творчества писателя был затронут в докладах Владимира Котельникова (Россия, Санкт-Петербург) «Картина человека в “Красном колесе”», Изабель Джайтли (Индия, Нью-Дели) «Философские и религиозные проблемы в “Красном колесе”», Алексея Гапоненкова (Россия, Саратов) «Истинный и ложный консерватизм в “Красном колесе” А.И. Солженицына», Татьяны Смыковской (Россия, Благовещенск) «Духовное крушение или “наитие Святого духа?” (пасхальные мотивы в “Красном колесе”)», прот. Бориса Пиво-варова (Россия, Новосибирск) «Богоборчество как движущая сила революции: ответ “Красного колеса”», свящ. Брендана Пёрселла (Австралия, Сидней) «Размышления о философской и теологической историографии в “Красном колесе” Солженицына», Елены Проскуриной (Россия, Новосибирск) «А. Солженицын в восприятии протоиерея Александра Шмемана (от “Матрёнина двора” к “Августу четырнадцатого” и далее)», Кадзухиса Ивамото (Япония, Вакканай) «Ленин и Солженицын: идентификация героя с автором», Дзюнны Хирамацу (Япония, Токио) «Народ и медиакоммуникации в “Красном колесе”», Джеймса Понтузо (США, Хемпден-Сидней) «Феноменология религии в “Красном колесе” Солженицына», Рональда Вроона (США, Лос-Анджелес) «Заметки о сотериологических основаниях “Архипелага ГУЛАГ” и “Красного колеса”», Александра Урманова (Россия, Благовещенск) «Мифологическая и библейская символика в “Красном колесе”», Лизы Риоко Вакамия (США, Таллахасси) «“Дневник Р-17” и “Красное колесо”: диалог между автобиографией, литературой и историографией», Константина Баршта (Россия, Санкт-Петербург) «О нарративной структуре “Красного колеса” А.И. Солженицына».

Доклад Арвидаса Юозайтиса (Литва, Вильнюс) «Реформатор П. Столыпин и консерватор А. Солженицын: точки соприкосновения» ввиду отсутствия автора прочитал А.С. Шепель.

Завершился второй день работы конференции показом документального фильма «Спасенное интервью», в основу которого была положена запись беседы с А.И Солженицыным, сделанная в 1983 году в Вермонте.

В итоговый день работы конференции было заслушано 16 докладов.

Специфика образной системы произведений А. Солженицына, проблемы традиций и новаторства, вопросы литературной традиции явились предметом рассмотрения в докладах Алексея Шмелёва (Россия, Москва) «Лингвистические мотивы в творчестве Солженицына: на пути к “Красному колесу”», Анны Арка-товой (США, Урбана-Шампейн) «Система ключевых женских образов в эпопее А. Солженицына “Красное колесо”», Галины Тюриной (Россия, Москва) «Тема

Москвы в “Красном колесе”», Джессики Хутен (США, Белтон) «Как вспоминают о Боге в “Октябре шестнадцатого”: диалог священника и офицера», Эдварда Эриксона (США, Гранд-Рэпидс) «“Ничего нет выше любви”: религиозное измерение “Октября шестнадцатого”», Людмилы Герасимовой (Россия, Саратов) «Пневматология как свойство реализма А.И. Солженицына в “Красном колесе”», Бориса Любимова (Россия, Москва) «“Предсказывающий назад”: образ Воротынцева в пьесе Солженицына “Пленники”», Ричарда Темпеста (США, Урбана-Шампейн) «Последний герой: полковник Георгий Воротынцев и солжени-цынский идеал мужественности», Александра Ванюкова (Россия, Саратов) «“Красное колесо” А. Солженицына: поэтика заглавий и структура повествования (Узел II. Октябрь шестнадцатого)», Олега Алейникова (Россия, Воронеж) «“Кинематографические кадры” как средство интерпретации и оценки исторических событий в “Красном колесе” А. Солженицына».

Большой интерес и горячий отклик вызвали выступления Наталии Солженицыной (Россия, Москва) «Картотека “Красного колеса”: замысел и осуществление», профессора Пекинского университета Жэнь Гуаньсюань (Китай, Пекин) о переводах и исследованиях творчества А. Солженицына в Китае и Рахимы Го-чияевой (Россия, Кисловодск) о литературных образах в произведениях А.И. Солженицына как объекте историко-краеведческих исследований.

Многие из участников конференции в докладах и выступлениях отмечали важность и необходимость обращения к произведениям А.И. Солженицына в средней и особенно в старшей школе. Обстоятельный анализ важных проблем, встающих перед учителем и учеником в процессе постижения сложного и многообразного материала, дал Борис Аверин (Россия, Москва) в докладе «Сокращенное издание “Архипелага”: потери и обретения».

Доклад Клода Дюрана (Франция, Париж) «Пословица в “Красном колесе”» ввиду отсутствия автора был прочитан Г.А. Тюриной.

Завершилась конференция сообщением Никиты Струве (Франция, Париж) «Том за томом: заметки первоиздателя “Красного колеса”» и презентацией изданий о А.И. Солженицыне, на которой участникам были представлены книги А. Немзера, Н. Щедриной, Ж. Нива, А. Урманова, Г. Алтынбаевой и других исследователей.

Доброжелательная атмосфера сотворчества, созданная организаторами конференции, способствовала открытому диалогу, свободному обмену мнениями, позволила плодотворно общаться коллегам, единомышленникам и друзьям. Участники конференции отметили значимость международного сотрудничества, возможность поделиться результатами исследований, обменяться опытом, наметить перспективы дальнейшей работы.

По единодушному мнению участников, конференция, объединившая ученых разных стран, стала значительным событием в научной жизни и внесла заметный вклад в развитие современного солженицыноведения, в очередной раз показав, какую значительную роль играет наследие великого писателя-пророка, мыслителя и гражданина в истории нашей культуры.

Ю.В. Лазарев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.