ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2013. № 4
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЦЕННОСТИ В МИРЕ СЛАВЯН»
22-23 апреля 2013 г. в Библиотеке Варшавского университета прошла международная научная конференция «Ценности в мире славян» ('^аЛовй w ^1ес1е slowianskim"), организованная Институтом славистики Польской академии наук, Институтом западной и южной славистики Варшавского университета и Фондом славистики. Прошедшая конференция была четвертой встречей из цикла «Конструкции и деструкции идентичности» ("Кошй-цкде i ёезй-икде 1о2за-товш"). О своем желании участвовать в ней заявило почти 60 ученых из Польши (из Варшавы, Кракова, Торуни, Познани, Люблина, Щецина, Вроцлава, Лодзи и Гданьска), а также исследователи из России, Беларуси и Венгрии, специалисты в области литературы, культуры, истории, философии, социологии, языкознания и антропологии.
Конференция открылась панельной дискуссией «Ценности в мире славян», участие в которой приняли выдающиеся гуманитарии: языковед, этнолингвист проф. Ежи Бартминьский, автор более 500 научных трудов, основатель и главный редактор ежегодника "Etnolingwistyka", автор концепции и редактор словаря "Slownik stereotyp6w i 8утЬоН ludowych" («Словарь стереотипов и народных символов»), научный сотрудник Иститута славистики Польской академии наук и Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине, доктор наук Януш Добешевский, профессор Варшавского университета, философ, переводчик, автор монографии, посвященной философии Владимира Соловьева, доктор филологических наук, кандидат педагогических наук Ольга Фролова, старший научный сотрудник лаборатории фонетики и речевой коммуникации филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат наук ксендз Гжегож Цыран, научный сотрудник Кафедры языка и религиозной коммуникации теологического факультета Университета в Щецине, доктор гуманитарных наук Гражина Шват-Гылыбова, профессор Института славистики ПАН и Варшавского университета, главный редактор журнала "Slavia Meridionalis", историк литературы и культуры, изучающая проблемы культуры на Балканах, в частности вопросы истории идеи, истории религиозных движений, идентичности.
В ходе дискуссии проф. Е. Бартминьский подчеркнул значение канона ценностей для формирования идентичности группы. Обратил
внимание на возможность исследования ценностей на двух уровнях — на уровне общенациональной культуры и на уровне народной традиции, содержащей общеславянские черты. Профессор Я. Добе-шевский сосредоточился на существенных для XIX и XX вв. русских концепциях из области истории философии и культуры, в частности на теориях В. Соловьева, Н. Данилевского и К. Леонтьева. О. Фролова уделила внимание значению понятий европеизм и европейскость в русской картине мира. Ксендз Г. Цыран поделился размышлениями о роли философии диалога, а проф. Г. Шват-Гылыбова рассказала о значении мест памяти в процессе формирования идентичности группы.
В дальнейшем работа конференции проводилась в секциях. 22 апреля параллельно работали три секции, в рамках которых было заслушано 27 докладов, 23 апреля работали две секции, были прочитаны 24 доклада. В каждой секции выделялись тематические блоки. На литературоведческой секции выступили десять докладчиков. Тематика выступдений касалась целого спектра проблем, в частности внимание уделялось творчеству Д. Фурманова, В. Сорокина, Н. Лескова, К. Чапека, С. Цанева и П. Павличича. Л. Луцевич представила доклад на тему «Феномен русской исповеди», в котором рассказала о типе авторской исповеди, созданном профессиональными писателями, основное внимание уделяя «Исповеди отщепенца» А. Зиновьева. В языковедческой секции были прочитаны четыре доклада, два из которых были посвящены вопросам этимологии. М. Якубович в докладе "М^гу тИоЗй^ а тйо$1егд21ет — rozwazania etymologiczno-зета^сгпе" («Между любовью и милосердием — этимологическо-семантические рассуждения») подробно остановилась на понятиях любовь и милосердие. Б. Рашевская-Журек в докладе "О wartosci Чга-ёус^' w polszczyznie т ргеевй^ет wiek6w" («О ценности "традиции" в польском языке на протяжении веков») предложила комплексный анализ значения и оценки слова tradycja в польском языке. Интерес вызвали доклады, посвященные вопросам философии. Н. Кутузова избрала предметом своего сообщения ценности белорусского общества. А. Кулецкая в докладе poszukiwaniu zaginionego swiata wartosci slowianskich — Waclaw Aleksander Maciejowski" («В поисках потерянного мира славянских ценностей — Вацлав Александр Мацеевский») представила взгляды В.А. Мацеевского, выдающегося историка права XIX в. Л. Мороз-Гжеляк в яркой манере рассказала о системе ценностей в странах, возникших после распада Югославии, в докладе "Emblematyczne &гту manifestowania wartosci w swiecie pojugoslowianskim. Patriotyzm" («Эмблематические формы проявления ценностей в послеюгославском мире. Патриотизм»). М. Дырас в
докладе "Wartosci w czasach przemian. Nowe konstrukcje tozsamosci" («Ценности во время перемен. Новые конструкции идентичности») затронула вопросы иерархии ценностей в Хорватии.
Во второй день конференции заседания проходили параллельно в двух секциях, в каждой из которых выделялось несколько тематических блоков. Большой интерес аудитории вызвал блок, посвященный ценностям в семье. И. Белиньская-Гардзель в докладе "Wartosciowanie ról rodzinnych w ustnych przekazach ludowych" («Оценка семейных ролей в народных высказываниях») подробно остановилась на названиях членов семьи. Оживленную дискуссию вызвали выступления, посвященные системе ценностей старообрядцев (М. Глушковский "Najwazniejsze elementy systemu wartosci staroobrz^dowców regionu suwalsko-augustowskiego. Na podstawie wypowiedzi przedstawicieli kolejnych pokolen" («Важнейшие элементы системы ценностей старообрядцев района Сувалки-Августов. На основе высказываний представителей следующих поколений») и К. Снарский "Historyczna iden-tyfikacja narodowa staroobrz^dowców zródlem wspólczesnej tozsamosci kulturowej" («Историческая народная идентификация старообрядцев как источник их современной культурной идентичности»).
На заключительном пленарном заседании выступили с интересными сообщениями пять докладчиков: Я. Зенюкова "Wartosci negatyw-ne w kazaniach kaszubskich z konca XX wieku" («Отрицательные ценности в кашубских проповедях конца XX века»), А. Нагурко "Religia a emocje — uniwersalne czy uwarunkowane kulturowo? (na przykladzie Slavia latina)" («Религия и эмоции — универсальное или культурно обусловленное? (на примере Slavia latina)»), И. Кабзиньская "Dialog jako wartosc (na przykladzie Polaków i Rosjan)" («Диалог как ценность (на примере поляков и русских)»), В. Высочаньский "Obraz sprawied-liwosci w wybranych j^zykach slowianskich" («Образ справедливости в избранных славянских языках»), Р. Гжегорчикова "Rozumienie poj^cia sprawiedliwosci we wspólczesnej polszczyznie i problem jego genezy" («Понимание понятия справедливость в современном польском языке и проблема его происхождения»).
Оживленная дискуссия, которую вызвали выступления, свидетельствовала не только об актуальности и многосторонности обсуждаемой темы, но также о непосредственной связи между теорией и практикой повседневной жизни, в которой на разных ее уровнях проявляются ценности — предмет интереса прошедшей конференции.
Сведения об авторах: ДоротаПазио-Влазловская (DorotaPazio-Wlazlowska), канд. гуманитарных наук, научный сотрудник Института славистики Польской академии наук. E-mail: d.pazio@ispan.waw.pl