X
роника
УДК 353.2;353.5
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАОЛЕНИЯ»
Текущий период развития России характеризуется появлением новых социально-экономических задач, связанных с необходимостью преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. Важнейшая из них — обеспечение стабильного и поступательного развития регионов страны в условиях неустойчивости мировой экономики. Характерные особенности региональных социально-экономических систем заключаются в существенных различиях в структуре производительных сил, характеристиках территории; показателях численности населения, демографической ситуации, экологической и климатической обстановки; уровнях социально-экономического и технологического развития, инвестиционного потенциала и макроэкономических рисков, развитости региональной инфраструктуры и др., что в итоге приводит и к значительным различиям в структуре, приоритетности и ресурсоемкости проблем регионального развития, которые необходимо решать органам законодательной и исполнительной власти всех уровней.
Это во многом определяет большой интерес широкого круга специалистов к рассматриваемому комплексу проблем, что и продемонстрировала прошедшая 21 апреля 2010 г. в Российском государственном гуманитарном университете ежегодная международная научная конференция «Проблемы регионального и муниципального управления». Организаторы конференции — Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН), Научный совет РАН по теории управляемых процессов и автоматизации и Мэрия г. Москвы.
В открытии конференции приняли участие губернатор Тверской области Д.В. Зеленин, заместитель начальника Управления Президента по вопросам государственной службы и кадров С.Д. Савченко, депутат Государственной Думы Н.В. Левичев, начальник инспекции межрегиональных проектов и программ Счетной палаты РФ И.И. Иванюк, начальник Управления государственной и муниципальной службы Правительства Московской об-
ласти Л.Н. Калашникова, председатель комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству и жилищной политике С.В. Орлов, ректор РГГУ, чл.-корр. РАН Е.И. Пивовар, директор Института экономики, управления и права РГГУ д-р экон. наук Н.И. Архипова, зав. лабораторией ИПУ РАН д-р техн. наук В.Н.Бурков.
Работа конференции велась по следующим направлениям:
городские и региональные информационно-уп-равляющие системы (секция 1);
экономические проблемы регионов (секция 2); региональный и муниципальный менеджмент (секция 3);
правовые аспекты городского и муниципального управления (секция 4);
подготовка кадров для государственного и муниципального управления (секция 5).
Доклады, представленные на первой секции, посвящены рассмотрению широкого круга теоретических, методологических и практических проблем совершенствования существующих и разработки новых информационных технологий управления развитием регионов.
Развитие региональных социально-экономических систем в России в условиях неизбежности крупномасштабных, в том числе, структурных изменений в ведущих отраслях промышленности, реконструкции и модернизации производственных процессов, перехода на новые технологии и отношения, обеспечивающие создание высокотехнологичной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, требует разработки методов анализа нового поколения. Один из таких подходов предложен в докладе Н.И. Архиповой, Д.А. Кононова, В.В. Кульбы «Методы анализа и синтеза сценариев группового управления региональными объектами». В целях проведения комплексного анализа ситуации и выработки эффективных решений в процессе управления развитием регионов авторами предложены методология и технология сценарного исследования региональных систем. Как известно, сценарный подход позволяет формировать сценарии развития или траектории дви-
жения региональной социально-экономической системы в фазовом пространстве ее переменных на основе информации об их структуре и принятых управленческих решениях. Результаты анализа сценариев используются для выработки стратегических и тактических управленческих решений.
В рамках предложенного подхода в представленной работе основное внимание уделено разработке моделей и методов группового управления. Под групповым управлением авторы понимают совместное и согласованное по процессам принятия и реализации решений управление группой объектов региональных систем. Формирование модели группового управления осуществляется на основе множества факторов, основные из которых: система целей и стратегий управления; множества фазовых переменных и параметров внешней среды; объект управления, состоящий из группы управляемых компонентов; набор управляющих воздействий; ресурсы управления; учитываемые виды неопределенности и др. Модель группового управления позволяет перейти к описанию динамики управления и формированию альтернативных сценариев развития исследуемой системы. Анализ характеристик группового управления на множестве сгенерированных сценариев и формирование критериев эффективности позволяют перейти к этапу синтеза оптимального группового управления, для осуществления которого разработаны соответствующие формализованные методы.
Большой интерес вызвала работа Ю.В. Самойловой «Разработка государственной автоматизированной информационно-управляющей системы по обеспечению перевозок опасных грузов автомобильным транспортом». Безусловно, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с перевозкой опасных грузов, невозможны без разработки и внедрения высокоэффективных информационных систем, осуществляющих решение широкого круга задач прогнозирования, планирования и управления действиями участников перевозочного процесса. Как отмечается в докладе, на долю автомобильного транспорта приходится примерно 65 % от общего объема перевозки опасных грузов, тогда как на железнодорожный транспорт только 30 %, а на остальные виды транспорта не более 5 % всех выполняемых перевозок. В то же время перевозки грузов данного типа автотранспортом признаны в 12 раз опаснее железнодорожных перевозок. Для обеспечения заданного уровня безопасности необходима разработка государственной автоматизированной ин-формационно-управляющей системы по обеспечению перевозок опасных грузов автотранспортом. Система должна быть многоуровневой и включать в себя уровни управления перевозками (государ-
ственный, федеральный уровни), контроля перевозочного процесса (региональный, местный уровни) и технологический уровень (локальный уровень или уровень непосредственных участников процесса). Среди важнейших требований к системе автор выделяет необходимость обеспечения эффективной ее работы в условиях недостатка информации; гибкость, масштабируемость и расширяемость; возможность асинхронного ведения баз данных системы, а также прогнозирования чрезвычайных ситуаций и превентивного планирования мероприятий по ликвидации их последствий.
Большая группа докладов была посвящена рассмотрению методологических проблем и технологий разработки, внедрения и эксплуатации автоматизированных информационных систем различного типа. Среди наиболее интересных можно отметить следующие работы: Е.А. Микрин, В.В. Кульба, С.К. Сомов «Оценка времени обработки заявок в системах обработки данных реального времени»; Д.Р. Гончар, М.Г. Фуругян «Алгоритмы планирования вычислений в управляющих системах реального времени с неоднородным множеством работ»; В.В. Муромцев, А.В. Муромцева «Основные свойства виртуальных коммуникаций»; А.А. Коч-каров, Д.С. Сомов «Структурно-интегрированные индикаторы в модели распространения угрозы в технических системах»; М.В. Корнилов «Создание и развитие специального программного обеспечения автоматизированных систем регионального и муниципального управления»; Н.В. Нурмагомедова «Критерии корректности выполнения бизнес-процессов на производстве»; Р.П. Агаев, С.В. Никифоров «Об одной модели согласования мнений в многоагентной системе»; Л.Е. Мистров «Метод технико-экономического обоснования систем информационной безопасности функциональных организационно-технических систем»; Ю.С. Гуме-нюк «Стратегия создания и развития системы эксплуатации автоматизированных систем регионального и муниципального управления»; С.В. Хворостин «Создание и развитие информационного обеспечения автоматизированных систем регионального и муниципального управления».
На заседании второй секции «Экономические проблемы регионов» ряд интересных докладов был посвящен разработке методов решения прикладных проблем и практических задач регионального развития с использованием сценарного подхода. В работе М.П. Барбашева, С.А. Косяченко, Ю.М. Гладкова «Исследование сценариев развития региона» рассмотрены проблемы стимулирования развития Калининградской области. Исследование разработанной мультиграфовой модели социально-экономического развития региона позволило выделить и обосновать первоочередные меры по преодолению последствий финансово-эконо-
ХРОНИКА
|
мического кризиса, включающие повышение инвестиционной привлекательности региональной экономики, активизацию и повышение эффективности социальных программ, стимулирование развития предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и др. В докладе О.А. Шулигиной, И.В. Чернова «Сценарный подход к решению экологической проблемы загрязнения атмосферного воздуха в Омской области» отмечается достаточно сложная экологическая ситуация, сложившаяся в регионе в последние годы. Среди основных причин такой ситуации авторы выделяют высокую техногенную нагрузку промышленных объектов на окружающую среду, устаревшие производственные технологии, высокие темпы роста численности автомобильного транспорта. Как полагают авторы, комплексное решение накопившихся экологических проблем в регионе возможно только с помощью программно-целевого подхода, который будет способствовать активному привлечению дополнительных бюджетных и внебюджетных средств, росту эффективности их использования, а также снижению макроэкономических рисков.
Большой интерес вызвала работа Е.В. Сердюковой, В.А. Сердюкова «Чечня — зеркало проблем Кавказского региона», посвященная проблемам развития Северного Кавказа. В докладе проводится детальный анализ накопившихся в регионе социально-экономических проблем. Рассматривая сложившуюся ситуацию и наметившиеся пути решения проблем обеспечения устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения республики, авторы делают акцент на недостаточную эффективность использования целевых бюджетных средств, выделяемых на реализацию программ регионального развития. Среди основных причин недостаточной эффективности федеральных программ развития республик Северного Кавказа авторы выделяют следующие: низкая эффективность применяемой методологии анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса и региональных рынков; большая инерционность организационных структур управления реализацией программ; отсутствие скоординированности программ развития бюджетообразующих предприятий с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами и др. Данные недостатки характерны не только для программ регионального развития, но и для гораздо более широкого круга целевых социально-экономических программ, в силу чего в настоящее время остро ощущается необходимость в комплексном совершенствовании механизмов программно-целевого управления.
Представленные на третьей секции работы в соответствии с их тематикой можно условно разделить на несколько групп.
Доклады одной из них посвящены рассмотрению достаточно широкого круга методологических проблем совершенствования систем управления региональными социально-экономическими системами. В рамках данной проблематики большой интерес вызвали доклады Н.Л. Лепе «Структуры управления социально-экономическими системами»; В.В. Кафидова «Принципы стратегического развития города»; И.А. Остриной, М.А. Омурбекова «Ключевая компетенция как эффективный базис развития территориальных образований»; М.А. Лаш-кевич «Эффективность муниципального управления»; А.Н. Черепова, В.А. Реутова, П.Е. Рощина «Исследование динамики распространения возмущений в региональной системе управления»; Н.Н. Мусиновой «Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве: проблемы и пути их решения»; А.И. Портнягина «Некоторые особенности консультирования органов государственного управления»; К. С. Макарчева, С.А. Макарчевой «Совместное использование методов математического моделирования и прикладной соционики в оценке эффективности регионального и муниципального управления».
В ряде работ рассматриваются проблемы повышения эффективности технологий управления на базе широкого внедрения инноваций. Здесь можно выделить следующие доклады: Г.А. Шишкова «Инновационные технологии в муниципальном управлении»; А.Ю. Гориславец, Н.В. Овчинникова «Совершенствование управления промышленными предприятиями на основе инновационной стратегии развития их научно-производственного потенциала»; И.Ю. Пахомов «Разработка стратегии инновационного развития как фактор повышения региональной конкурентоспособности»; Е.Н. Орел, Т.Я. Орел «Менеджмент качества в сфере государственного и муниципального управления».
Достаточно интересные работы посвящены решению проблем экономической и экологической безопасности на региональном уровне: Т.И. Егорова-Гудкова «Современные аспекты планирования экономической безопасности региона»; Д.А. Кононов, П.Е. Рощин, И.В. Чернов «Представление результатов моделирования сценариев безопасности функционирования сложных систем в номинальной шкале»; И.М. Панасенко, В.М. Бабиков «Вопросы применения байесовых сетей к анализу причин возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах регионального и муниципального управления»; Е.В. Садченко, Ю.С. Филиппков «Экономико-экологические аспекты регионального и муниципального менеджмента»; А.В. Болтенко «Информационная составляющая экономической безопасности регионов Российской Федерации»; Н.С. Ничитайлова «Роль концепции кайдзен в со-
вершенствовании экологического менеджмента в регионе»; О.М. Цеханович, В.С. Бырдин «Управление рекреационными территориями и туристической деятельностью: вопросы безопасности».
Ряд представленных на конференции докладов посвящен проблемам управления различными сегментами региональных социально-экономических систем и ключевыми экономическими субъектами. Среди них большой интерес вызвали доклады Т.В. Коростелевой «Проблема воспроизводства основного капитала предприятий пищевой промышленности»; Е.Г. Карповой «Направления совершенствования управления инновациями (на примере АПК)»; Н.Ю. Федюшина «Управление качеством процесса закупок для государственных и муниципальных нужд»; М.П. Барбашева «Сценарии развития морского хозяйства в Калининградской области»; Л.В. Богатыревой, Е.В. Богатыревой «Возможности повышения эффективности работы региональных подразделений пенсионных организаций»; О.А. Шулигиной, В.Б. Буланова, О.А. Дашковой «Сценарный анализ развития туристического бизнеса в Республике Саха (Якутия)»; А.И. Сафронова, В.Г. Сидоренко «Синтез сценариев построения планового графика движения пассажирских поездов кольцевой линии метрополитена».
Юридическим аспектам организационного управления на региональном уровне посвящены доклады, представленные на заседании четвертой секции «Правовые аспекты городского и муниципального управления». Актуальным вопросам совершенствования системы правового регулирования трудовых отношений посвящены доклады коллектива авторов в составе О.Ю. Артемова, Н.В. Овчинниковой и С.А. Овчинникова «Социальное партнерство: проблемы регулирования и пути дальнейшего развития» и «Принципы социального партнерства как основа обеспечения его эффективного функционирования на современном этапе». По мнению авторов, социальное партнерство по своей сути предполагает прежде всего равноправное сотрудничество между наемными работниками (профсоюзами) и работодателями (предпринимателями) на различных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма, условий и оплаты труда. Отмечается, что в процессе перехода экономики на рыночные рельсы стали возрастать роль и значение коллективных трудовых договоров, которые в настоящее время рассматриваются не только как регуляторы социально-трудовых отношений, но и как форма участия трудящихся в управлении предприятиями, а также, что особенно важно, как средство достижения «социального мира» между работниками и работодателями. Можно полностью согласиться с авторами, что важнейшие условия эффективного осу-
ществления социального партнерства в обществе состоят в наличии в нем в гражданском смысле зрелых субъектов трудовых отношений, развитии равноправных переговорных механизмов и процедур согласования и урегулирования спорных вопросов, высокой активности участия работников в управлении предприятиями и акционерными обществами. В докладе сформулированы основные принципы эффективного социального партнерства, к которым относятся: равноправие сторон и взаимное уважение их интересов, заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях, содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе, строгое соблюдение сторонами норм действующего законодательства, свобода выбора при обсуждении трудовых вопросов, обязательность выполнения условий коллективных договоров, контроль за их выполнением и взаимная ответственность сторон.
Среди большого числа разнообразных докладов, посвященных поиску решения достаточно широкого круга правовых вопросов, связанных с повышением эффективности муниципального и регионального управления, можно также выделить работы И.Н. Крапчатовой «Организационно-правовые особенности государственного и регионального управления в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в современной России»; В.Н. Белоновского «Проблемы совершенствования формирования представительных органов местного самоуправления»; Н.С. Айрапетова «Определение средств контроля, используемых для построения систем внутреннего контроля в соответствии с Законом Сарбейнса — Оксли (СОКС)»; К.В. Прохорова «Опыт субъектов Российской Федерации в сфере исполнительной власти»; Д.Ю. Горохова «К вопросу о разграничении компетенции в сфере управления миграционными процессами»; П.М. Владимировой «К вопросу о правовом статусе Инвестиционного фонда Российской Федерации»; А.Г. Дороховой «Правовое регулирование вторичных сделок купли-продажи нежилых помещений»; А.В. Аполонина «Проблемы оптимизации переговорного процесса по заключению контрактов».
Одной из отличительных особенностей нынешней конференции является заметный рост интереса к проблемам подготовки высококвалифицированных кадров для органов исполнительной власти различного уровня, о чем свидетельствует большое число интересных докладов, представленных на заседании пятой секции «Подготовка кадров для государственного и муниципального управления».
Доклад Н.И. Архиповой, О.Л. Седовой «Актуальные проблемы подготовки государственных и му-
ХРОНИКА
|
ниципальных служащих» посвящен поиску путей повышения уровня профессионального образования государственных служащих. Авторы подчеркивают, что несмотря на то, что в настоящее время профессиональную подготовку государственных служащих осуществляют более 300 вузов, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Российской Федерации осуществляют девять региональных академий государственной службы, 40 их филиалов, а также ряд институтов повышения квалификации и других образовательных структур, подготовка государственных и муниципальных служащих не в полной мере соответствует современным требованиям.
В докладе дан детальный анализ состояния системы подготовки и переподготовки кадров для системы государственной службы Российской Федерации, а также накопленного опыта решения рассматриваемой задачи в РГГУ. Авторы утверждают, что одно из необходимых условий повышения качества подготовки и переподготовки управленческих кадров заключается в применении образовательной модели, оптимально сочетающей фундаментальную подготовку с системностью образования и включающей в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, естественно-научные, а также общепрофессиональные и специальные дисциплины и факультативы. Только такая модель обеспечивает подготовку специалистов для государственной службы, способных объективно оценивать политико-правовые, социально-экономические, научно-технические и другие процессы, происходящие в современном обществе, прогнозировать будущее, анализировать последствия принимаемых решений. Кроме того, реализация образовательной программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими соответствующее профилю преподаваемой дисциплины базовое образование и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью, при этом не менее 50 % преподавательского корпуса должны иметь ученую степень. К сожалению, как отмечается в докладе, данные требования выполняются далеко не во всех вузах, что снижает качество подготовки специалистов.
Как известно, государственный образовательный стандарт не предусматривает введение специализаций по рассматриваемой образовательной программе, в силу чего слушатели и студенты не получают необходимого объема знаний в конкретной области государственного или муниципального управления и вынуждены овладевать ими уже в процессе трудовой деятельности. Авторы доклада видят решение данной проблемы во введении в образовательные программы специализаций, на-
пример, по сферам государственного управления. Кроме этого, в докладе подчеркивается необходимость более широкого привлечения к преподавательской деятельности специалистов-практиков, имеющих опыт решения практических проблем государственного и муниципального управления.
Еще одно препятствие в подготовке высококвалифицированных кадров состоит в несовпадении требований государственного образовательного стандарта и нормативно-правовых актов, регулирующих государственную и муниципальную службу. В частности, в связи с введением новых электронных технологий предоставления населению государственных и муниципальных услуг сформулированы дополнительные квалификационные требования к государственным служащим в области применения информационных технологий. Кроме уровня профессиональных знаний, в данной области определен и соответствующий перечень профессиональных навыков, который в требованиях государственного образовательного стандарта к уровню знаний в области информатики в настоящее время не предусмотрен.
Авторы доклада отмечают, что эффективность деятельности государственных гражданских служащих определяется не только их знаниями, умениями и навыками, но и профессиональными и личностными качествами. В связи с этим задача подготовки государственных служащих заключается не только в развитии их профессиональных качеств, но и в формировании гражданской ответственности личности с определившимися, а, главное, востребованными обществом ценностными ориентациями. В силу этого при подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления требуется усилить блок специальных дисциплин, направленных на воспитание не только профессиональных, но и личностных качеств с необходимыми нравственными, моральными и культурными ценностными установками.
Вопросам применения современных информационных технологий в кадровой работе посвящен доклад А.Д. Козлова, И.Н. Мараканова «Информационная система кадрового обеспечения организаций региона (ИСКОР)». Данная система представляет собой распределенную информационную систему кадрового обеспечения региональных экономических субъектов выпускниками вузов и молодыми специалистами. Основные задачи системы состоят в автоматизации процессов приема, передачи, хранения и обработки информации о выпускниках вузов и молодых специалистах; мониторинге спроса на квалифицированных специалистов в организациях региона; прогнозировании потребностей отраслей экономики региона в квалифицированных специалистах; предоставлении
необходимой информации руководству на региональном и муниципальном уровнях для анализа и принятия управленческих решений. Структура ИСКОР включает в себя два уровня. На этапе реализации проекта и ввода системы в действие основными источниками данных служат муниципальные центры занятости населения, фонд занятости, вузы и внешние источники информации. На муниципальном уровне система собирает данные о выпускниках вузов и молодых специалистах и формирует базы данных соответствующего уровня. Далее осуществляется предварительная обработка и преобразование данных, а также передача по сети XML-документов на региональный уровень, где осуществляется их прием и ввод информации в центральное хранилище данных. Система обеспечивает возможность формирования нерег-ламентированных запросов к хранилищу данных, их обработку, поиск и просмотр данных в различных разрезах; формирование регламентированных (статистических, аналитических и др.) выходных форм для различных предприятий, организаций и служб регионального уровня; подготовку данных для формирования регионального заказа на подготовку кадров в образовательных учреждениях и др.
Среди наиболее интересных работ в рассматриваемом направлении необходимо также выделить доклады Е.Ю. Колетвиновой «Кадровая политика промышленных предприятий в условиях модернизации российской экономики»; П.И. Мачкина «Применение современных информационных технологий для повышения объема знаний и уровня подготовки сотрудников органов регионального и муниципального управления»; К.А. Чистяковой «Из истории отбора кадров на государственную службу»; А.В. Кожановой, И.Н. Макашова «Осо-
бенности подбора и отбора кадров на государственную службу»; М.А. Лапиной «Государственные награды федерального и регионального уровня»; О.В. Володиной «Управление качеством подготовки кадров для государственного и муниципального управления»; Д.Р. Бадгиевой «Региональные особенности трудового потенциала»; Н.Н. Яроша, А.В. Яроша «Анализ психических состояний на основе соционической модели как основа работы с кадрами»; Л.А. Сысоевой «Использование компе-тентностного подхода в корпоративной системе е-Ьеатщ».
К сожалению, объективные ограничения на объем данной публикации не позволили сделать полноценный обзор и тем более раскрыть содержание всех представленных на конференции разнообразных по тематике и безусловно интересных докладов. Более подробно ознакомиться с представленными работами можно в опубликованных материалах конференции [1, 2].
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.rsuh.ru/news.html?id=277612 (дата обращения 13.10.2010).
2. Проблемы регионального и муниципального управления: Сб. докл. Международной научной конференции. Москва, 21 апреля 2010 г. — М., 2010. — 301 с.
Н.Г. Мешкова, А.Б. Шелков
Мешкова Наталья Григорьевна — канд. ист. наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, в (495) 250-71-82, И gmu-kafedra@yandex.ru,
Шелков Алексей Борисович — канд. техн. наук, вед. науч. сотрудник, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, г. Москва, в (495) 334-89-59, И shelkov@ipu.ru.
Памяти И.В. Прангишвили
1—4 ноября 2010 г. в Тбилиси состоялась Международная научная конференция, посвященная 80-летию со дня рождения академика И.В. Прангишвили.
С воспоминаниями об Ивери Варламовиче Прангишвили — выдающемся учёном, организаторе науки, много лет возглавлявшем Институт проблем управления, общественном деятеле, главном редакторе журнала «Проблемы управления», замечательном человеке выступили академик ГАН М. Салуквадзе, академик РАН, директор Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН С.Н. Васильев, Министр приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР в 1980—1989 гг., Герой Социалистического Труда М.С. Шкабардня, академики ГАН И. Жордания, Г. Чоговадзе, чл. корр. ГАН Р Хуродзе, профессоры И. Какубава, А. Квитаишвили, депутат парламента Грузии Г. Арсенишвили и др. Работа конференции велась по следующим направлениям:
• информационные и коммуникационные системы и •
технологии; •
• проблемы управления; •
• компьютерная инженерия и новые технологии;
• интеллектуальное управление и системы принятия •
решений;
Российские ученые были представлены ведущими сотрудниками Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН.
математическое и компьютерное моделирование; вычислительные технологии;
системный анализ и проблемы устойчивого развития;
наука и религия.